<< Пред.           стр. 66 (из 110)           След. >>

Список литературы по разделу

 подоходного налогообложения, что привело к принятию в октябре 1986 г. Закона о
 налоговой реформе. После рассмотрения основных положений индивидуального
 подоходного налога и налога на прибыли корпораций, а также их воздействия как
 на капитал, так и на труд поговорим об уклонении от налогов, дадим оценку того,
 в какой степени Закон о налоговой реформе 1986 г. решал вопросы, обусловленные
 недостатками налоговой системы, а также приведем некоторые сегодняшние предло-
 жения по дальнейшему реформированию.
 Глава 21. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
 ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ
 Персональный (или индивидуальный) подоходный налог — наиболее
 важный источник поступлений в бюджет федерального правительства. Это также
 налог, который влияет на наши жизни более, чем какой-то другой. Индивидуальный
 подоходный налог настолько важен, что президент Рейган поставил налоговую
 реформу во главу угла своей политики при избрании на второй срок. Хотя он
 объявил об этом как о начале второй американской революции, закон 1986 г. о
 налоговой реформе не изменил фундаментально структуру налоговой системы. Не
 произошло больших изменений в принципах, лежащих в ее основе. Но перед тем,
 как проанализировать изменения, принятые в 1986 г., нам необходимо уяснить
 базовую структуру подоходного налога в Соединенных Штатах, ее основополагаю-
 щие принципы и главные проблемы ее функционирования.
 Новый налоговый закон объявлял о двухгодичном переходном периоде до полного
 осуществления принятых положений в 1989 г. Более того, новый закон говорит о
 необходимости определенных поправок на инфляцию. Соответственно налоговые
 ставки на различные уровни дохода в 1990 г. и в дальнейшем зависят от темпа роста
 цен. В своем анализе мы опишем налоговую систему но состоянию в 1989 г.
 ОБЗОР ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В США
 Существуют четыре ступени в исчислении обязательств по подоходному налогу.
 Во-первых, сначала подсчитывается валовой доход. Складываются суммы заработ-
 ОБЗОР ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В США 475
 ной платы и жалованья, дивидендов и процентных поступлений, чистого дохода от
 бизнеса, чистой ренты (за вычетом издержек) от сданного в аренду имущества и
 чистого дохода от продажи активов. Пособия по безработице теперь полностью
 подлежат налогообложению, а пенсии облагаются в той степени, в которой
 поступления превышают взносы, по которым налоги уже были выплачены. Алимен-
 ты также включаются в доход. Доходы за вычетом потерь от игры на бирже также
 учитываются. Нелегальные доходы (такие кйк от проституции) из любого источника
 подлежат налогообложению, но обычно не декларируются. Однако есть несколько
 источников дохода, которые вообще не облагаются налогом, например процент на
 облигации штатов и местных органов власти, большая часть пособий по социальному
 обеспечению, процент по страхованию жизни, социальные и ветеранские пособия и
 определенные, оплачиваемые предпринимателем дополнительные пособия. Ни один
 из этих видов дохода не включается в валовой доход.
 Чтобы перейти от валового дохода к скорректированному валовому доходу,
 необходимо вычесть расходы на перемену места жительства, расходы, связанные с
 трудовой деятельностью (в той степени, в которой они превышают 2% от валового
 дохода), взносы в некоторые освобожденные сберегательные программы (рассматри-
 ваемые в следующей главе) и выплаты алиментов.
 Чтобы перейти от скорректированного валового дохода к облагаемому до-
 ходу, существуют два способа. Можно перечислить вычеты из личного дохода:
 большие медицинские расходы и потери от несчастных случаев, проценты по
 закладным, налоги штатов и местные налоги, кроме налогов на продажи, благотво-
 рительные взносы, а затем вычесть полученную сумму из скорректированного
 валового дохода. Второй способ — так называемый стандартный вычет, т.е.
 вычитание 5000 дол. из дохода семейной пары или 3000 дол. из дохода
 индивидуума. Этот стандартный вычет построен в виде налоговой таблицы. Он
 предназначен для упрощения налоговых деклараций для большинства налогопла-
 тельщиков, у которых имеется ограниченное количество вычетов (процент, под-
 оходный и поимущественный налоги штатов и местных властей и т.п.).
 Следовательно, лицо только с 2432 дол. перечисленных вычетов использовало бы
 стандартный вычет.
 Тем, кто перечисляет вычеты из личного дохода, и тем, кто использует стан-
 дартный расчет, предлагается также вычесть одно персональное освобождение
 или более. Все, что остается после исключения этих сумм из скорректированно-
 го валового дохода, называется облагаемым доходом (табл. 21.1). Персональное
 освобождение в 1989 г. составляло 2000 дол. на индивидуума. Для большинства
 семей существует персональное освобождение для каждого члена семьи, но возника-
 ют проблемы, когда встречаются люди, которые частично содержатся более чем
 одной семьей, или кто зарабатывает часть своего содержания самостоятельно.
 Освобождения, конечно, не представляют добавочных издержек содержания
 дополнительного лица: обычно они гораздо больше чем 2000 дол. Скорее освобожде-
 ния вместе со стандартным вычетом предназначены гарантировать, чтобы нало-
 гами не облагались самые бедные. Минимальный доход, не подлежащий налого-
 обложению, приблизительно соответствует тому, что называется уровнем бед-
 ности.
 После того как рассчитана величина дохода, подлежащего налогообложению,
 определяется база налогового обязательства. Налог будет различен для одиноких;
 женатых, представляющих налоговую декларацию совместно с супругом; женатых,
 476 Глава 21. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ
 представляющих ее отдельно; глав семейства. По Закону о налоговой реформе
 1986 г. официально существуют только две налоговые ставки: 15% на облагаемый
 доход до 29750 дол. для семейной пары (17850 дол. для одинокого индивидуума) и
 28% на доход, превышающий эту сумму.
 Таблица 21.1. КАЛЬКУЛЯЦИЯ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
 Заработная плата и жалование
 Процентный доход, дивиденды
 Чистый доход от бизнеса
 Чистый рентный доход
 + Другой доход
 Валовой доход
 расходы на перемену места жительства
 расходы наемного работника (превышающие 2% дохода)
 взносы НПС (если подходят) и взносы работающих не по найму в пенсионные программы
 Скорректированный валовой доход
 Вариант 1 Вариант 2: вычеты, перечисляемые по пунктам
 стандартный вычет — процент по закладным
 освобождения —подоходные налоги штатов и местных
 властей и поимущественные налоги
 медицинские расходы свыше 7,5%
 скорректированного валового дохода
 благо 1ворительные взносы
 потери от несчастных случаев
 освобождения
 Облагаемый доход
 х Налоговая ставка
 Налоговое обязательство
 Предыдущие налоговые удержания
 Налоговые скидки (по содержанию детей, уплаченные за рубежом налоги)
 Выплачиваемый налог
 Предельный налог, который должен платить индивидуум в результате получения
 последнего доллара дохода, называется его предельной налоговой ставкой. Хотя
 существуют только две официальные налоговые ставки (15 и 28%), верхняя
 предельная ставка по новому налоговому закону в действительности равна 33%,
 потому что преимущества более низкой ставки первой группы налогоплательщиков
 (15%) и вычеты из личного дохода отменякмся для налогоплательщиков с
 высоким доходом. Чтобы совершить эги две отмены, закон требует, чтобы добавоч-
 ный 5%-й налог (приводя к 33%-й предельной налоговой ставке) налагался на
 каждый доллар облагаемого дохода на определенном уровне, зависящем от семейно-
 го положения. Налоговые ставки для семьи из четырех человек на 1988 г.
 представлены в табл. 21.2. В последующие годы уровни дохода, к которым
 применяется каждая предельная налоговая ставка, буду г корректироваться на
 инфляцию.
 ПРИНЦИПЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА США 477
 Таблица 21,2. НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ ДЛЯ СЕМЬИ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ЧЕЛОВЕК
 Облагаемый доход Предельная налоговая ставка
 Не выше 29750 дол. 15%
 Свыше 29750 до 71900 дол. 28 %
 Свыше 71900 до 194050* дол. 33 %
 Свыше 194050 дол. 28%
 * Интересы, внутри, которого уменьшение на 13% (с 28 до 15%) в первой группе и вычеты из личного
 дохода для четырех человек, отменяется. Верхний предел интервала увеличивается или уменьшается
 на 11200 дол. при каждом вычете.
 По новому налоговому закону в действительности существуют не две, а
 четыре предельные налоговые ставки. Для семьи из четырех человек, которая
 использует стандартный вычет, для скорректированного валового дохода вплоть
 до 42750 дол. (= 13000 + 29750 дол.) предельная налоговая ставка равна 15%*,
 для дохода от 42750 до 84900 дол. она составляет 28, от 84900 до 207050 дол. —
 33, а выше — 28%. В то время как предельная налоговая ставка растет, а затем
 падает, средняя налоговая ставка (отношение налогов к доходам) увеличивается
 постепенно от 0 до 28%.
 Добравшись до ступени "налог", нужно сделать следующий шаг, чтобы добрать-
 ся до "суммы выплачиваемого налога". Разрешается вычесть определенные налого-
 вые скидки. Основная налоговая скидка, остающаяся по существующему закону, —
 расходы на содержание детей. В семьях, где оба родителя работают, разрешается
 скидка до 30% расходов на содержание детей: до 2400 дол. (при одном ребенке) или
 4800 дол. (при двух детях или более). Семья с двумя детьми или более, расходы на
 заботу о которых равны или больше 4800 дол., имела бы свое налоговое обязатель-
 ство уменьшенным на 4800 дол. х 0,30 = 1440 дол.2
 ПРИНЦИПЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА США
 Стоит рассмотреть основные принципы, составляющие базу налоговой системы
 США, хотя на протяжении длительного политического процесса, на фоне которого
 они эволюционировали, возникали результаты, которые иногда могут и не согласо-
 вываться с этими "базовыми принципами".
 ПРИНЦИП, ОСНОВАННЫЙ НА ДОХОДЕ, И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХЕЙГА—СИМОНСА
 Действующая налоговая система США исходит из предпосылки, что соответствую-
 щей базой для оценки налогоплатежности является индивидуальный доход (чистые
 расходы, лично понесенные на работе).
 13000 дол. — сумма 5000 дол. стандартного вычета плюс 2000 дол. вычетов из личного дохо-
 да. Каждая из последующих цифр (84000 и 207050 дол.) на 13000 дол. больше, чем те,
 которые приведены в табл. 21.2.
 Скидка может быть сделана только с дохода супруга с более низким доходом. Следовательно,
 если Джо зарабатывает 2000 дол., а его жена Джейн — 6000 дол., скидка составляет только
 30% от 2000 дол. Заметим, однако, что для этих целей юсударство вменяет доход в 400 дол. в
 месяц для студентов дневного отделения с двумя детьми и более или 200 дол. для тех, у кого
 один ребенок. Следовательно, если Джо — студент дневного отделения в течение шести
 месяцев, а Джо и Джейн имеют двоих детей, они получают скидку в 30% с 4400 дол., или
 1320 дол. Льготная ставка уменьшается с ростом дохода. Люди с высоким доходом имеют
 максимальную скидку в 20%, или 960 дол.
 478 Глава 21. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ
 По большей части экономисты утверждали, что нужно использовать полное
 определение дохода, которое включает не только денежный доход, но и прибыль от
 прироста капитала (независимо от того, реализуется ли этот прирост или просто
 потенциально имеется). Приходится сделать ряд других корректировок, чтобы
 превратить "денежный" доход в полный доход, что в принципе и должно составлять
 базу налогообложения. Такое всеохватывающее определение дохода называется
 подходом Хейга—Симонса в честь двух экономистов начала XX столетия, которые
 выступали за его использование. Они полагали, что такое полное измерение дохода
 наиболее точно отражает "возможность платить".
 Существуют три основных различия между измерением дохода нашей налоговой
 системой и подходом "полного" довода Хейга—Симонса.
 1. Рыночные сделки, основанные на наличности. В большинстве случаев
 налогом облагаются только основанные на наличности рыночные сделки. Налогом,
 таким образом, облагается доход, понимаемый в более узком смысле, чем тот,
 который в идеале хотели бы использовать большинство экономистов. Многие
 нерыночные (неденежные) виды экономической деятельности исключаются, хотя
 кажущиеся аналогичными виды деятельности рыночного характера подлежат нало-
 гообложению. Например, прислуга, убирающая дом, платит налоги на свой зарабо-
 ток. Но супруга, делающая абсолютно то же в своем доме (и чье содержание со
 стороны другого супруга, работающего на стороне, может мыслиться, по крайней
 мере частично, как компенсация за услуги), налога не платит. Если человек имеет
 дом и сдает его, чистая рента налогооблагаема. Если человек живет в доме сам,
 налога не возникает. Первопричина такого положения — трудность определения
 соответствующих величин в отсутствии рыночных сделок. При рыночной сделке
 существует осязаемая переменная — цена сделки, которую мы можем использовать
 (и используем) для оценки услуги3.
 Некоторые неденежные сделки перечислены в налоговом кодексе, но трудны для
 учета в налоговой практике. Бартерные сделки (Селли Домашний Художник
 расписывает для Джо Плотника дом в обмен на то, что он строит ей новый гараж)
 подлежат налогообложению. То же самое относится к случаю, когда работодатели
 платят своим служащим в натуре (как это случается, когда в персональное
 пользование передается автомобиль), тогда в принципе индивидуум должен оценить
 размеры этих платежей и отразить их в форме 1040; на деле неденежные выплаты
 часто не декларируются.
 Основная категория дохода, которую налоговая система не может учесть, это
 нереализованные прибыли от прироста капитала. Они (увеличение стоимости
 актива) облагаются налогом, только когда актив продается. Другими словами, они
 облагаются налогом только при реализации, а не при образовании (т.е. когда они
 накапливаются от года к году).
 Чтобы понять, почему экономисты утверждали, что прибыль от прироста
 капитала должна включаться в доход, рассмотрим двух индивидуумов: один кладет
 свои 100 дол. сбережений в банк и зарабатывает 10 дол. на процентах. Эти 10
 дол. — его доход. Второй покупает золото на 100 дол. В течение года цена золота
 увеличивается на 10%. В конце года он мог бы продать свое золото за 110 дол. Его
 В некоторых странах, таких как Швеция, пытались ввесш налог на вмененную "ренту" для
 домов, в которых живут сами их владельцы, считая, чго человек как бы арендует дом у
 самого себя
 ПРИНЦИПЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА США 479
 прибыль на прирост капитала увеличивает его богатство так же, как и выплата
 процентов. С экономической точки зрения эти два индивидуума на первый взгляд
 имеют одинаковую способность платить, но их налоговые обязательства будут
 различаться: тот, кто покупает золото, должен платить налог на. прибыль от
 прироста капитала только тогда, когда он продает этот актив4.
 2. Корректировка, отправляющаяся от справедливости. Второе различие
 между оценкой дохода нашей налоговой системой и действительно "полным"
 доходом заключается в том, что она позволяет людям, имеющим большие расходы
 на медицину или ущерб от несчастных случаев, вычитать эти расходы из своих
 доходов. Основным мотивом здесь является справедливость. Эти люди находятся не
 в таком хорошем положении для уплаты налогов, как кто-то другой с таким же
 доходом, но без указанных расходов.
 3. Поправки, базирующиеся на стимулах. Наконец, налоговый кодекс использу-
 ется для стимулирования определенных видов деятельности (таких, как благотвори-
 тельные пожертвования) путем предоставления налоговых скидок или вычета этих
 расходов из подлежащих налоговому обложению сумм. Налоговый кодекс также
 допускает исключение из дохода большей части страховых платежей по страхова-
 нию здоровья и жизни, которые делаются работодателями в пользу служащих,
 чтобы заведомо стимулировать работодателей к обеспечению этими благами.
 ПРИНЦИП ПРОГРЕССИВНОСТИ
 Наша налоговая структура основана на предпосылке, что имеющие более высокие
 доходы должны не только платить больше, но и большую долю своих доходов
 отдавать в виде налогов. Эффект различия между полным доходом и тем, что
 подразумевается под доходом при налогообложении, направлен на значительное
 уменьшение действительной степени прогрессивности налога. Чтобы ограничить
 возможности найти налоговые лазейки, конгресс утвердил минимальный налог, цель
 которого — обеспечить для лиц с наиболее высокими доходами налогообложение по
 крайней мере равное 21% от дохода (доход, превышающий уровень основного
 освобождения от обложения).
 Величина расхождения между узаконенными налоговыми ставками и реальными
 ставками по старому и новому законам проиллюстрирована в табл. 21.35. По
 старому законодательству реальная налоговая ставка — отношение налоговых
 платежей к величине суммарного дохода — для тех, чей доход превышает 1 млн
 дол., была в действительности ниже, чем для тех, чей доход находится между 500
 тыс. и 1 млн дол. Новый закон отменяет1 более низкие ставки на прибыль от
 прироста капитала, что было весьма важным для особенно богатых. Он также
 Для некоторых активов государство могло бы легко подсчитать величину прибыли от прироста
 капитала. Например, рыночная стоимость большинства ценных бумаг ежедневно публикуется
 в газетах. Начиная с 1981 г. люди, торгующие на фьючерсных рынках, облагались налогом на
 основе реальной рыночной стоимости их активов в конце данного года, независимо от того,
 имелись ли прибыли или потери. Для других активов оценка прибыли на прирост капитала
 будет весьма затруднительной.
 В таблице приведенный скорректированный валовой доход увеличен за счет доходов, свобод-
 ных от налогов. В связи с этими корректировками существует некая противоречивость,
 касающаяся, в частности, свободного от обложения процентного дохода. Ставки на доходы по
 этим активам несколько меньше, чем на налогооблагаемые операции. Разница может мыс-
 литься как налоговая выплата (которую делают в пользу штата или местных властей). Но тем
 не менее основная картина, отраженная в табл. 21.3, представляется точной.
 480 Глава 21. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ
 ограничивает некоторые возможности уклонения от налога. В то же время остаются
 вычеты процента на закладные, а также налогов штатов и муниципалитетов, таких
 как подоходный и на собственность. Таким образом, новый закон существенно со-
 кращает, но не ликвидирует расхождение между реальными и формальными налого-
 выми ставками.
 Таблица 21.3. РЕАЛЬНЫЕ ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ ПРИ СУЩЕСТВУЮЩЕМ ЗАКОНОДА-
 ТЕЛЬСТВЕ, ПО НАЛОГОВЫМ КЛАССАМ, ДО И ПОСЛЕ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ 1986 Г.
 (доход — в тыс. дол., налоговые ставки — в%)
 Класс
 скорректированного По Закону о налоговой
 валового дохода По старому закону реформе 1986 г.
 0-5000 ^6 Т^5
 5000-10000 1,7 0,4
 10000-15000 4,9 3,8
 15000-20000 6,8 6,9
 20000-25000 8,7 8,5
 25000-35000 9,9 9,9
 35000-50000 11,8 11,6
 50000-100000 15,7 15,5
 100000-500000 24,2 22,3
 500000-1000000 28,6 26,5
 1000000 и выше 26,3 26,6
 В среднем 13,1 13,0
 Источник: Pechman J. A. Tax Reform: Theory and Practice, 1986 Distinguished Lecture on Economics in
 Government, Joint Session of the American Economics Association and the Society of Government Economics,
 December 29, 1986.
 СЕМЬЯ КАК ЕДИНИЦА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
 Основной единицей налогообложения в Соединенных Штатах выступает не отдель-
 ный человек, а семья. Двое, решившие вступить в брак (и таким образом изменить
 свое семейное положение), обнаруживают, что их налоговые обязательства меняют-
 ся. Налоговый кодекс стремится сделать некоторые ограничения корректировки для
 семей, находящихся в разных условиях. Семьи, в которых только один взрослый',
 облагаются по налоговым ставкам в промежутке между ставками для отдельного
 лица и семьи с двумя взрослыми. Семьи с детьми имеют освобождение от налога на
 каждого ребенка, как уже отмечалось ранее. Семьи с двумя работающими родителя-

<< Пред.           стр. 66 (из 110)           След. >>

Список литературы по разделу