<< Пред.           стр. 87 (из 110)           След. >>

Список литературы по разделу

 ленности. Некоторые отрасли промышленности особенно "свободны в своем
 612 Глава 27. НАЛОГИ И РАСХОДЫ ШТАТОВ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
 размещении". Они уйдут из общины, если на них налагаются более высокие
 налоги. Но они будут выбирать между штатами и общинами, которые предложат
 лучшие условия.
 ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ, НАЛОГ НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ И НАЛОГ НА ПРОДАЖИ
 Аналогичные принципы используются при налогообложении труда. Если бы индиви-
 дуумы не испытывали особой привязанности к своей общине, для небольшой
 общины график предложения труда в долгосрочном периоде был бы абсолютно
 эластичным. Налог на труд просто увеличил бы доход рабочего до удержания
 налога, оставив без изменения его доход после уплаты налога. И в этом случае
 бремя налога на заработную плату ложится не на рабочих, а на землевладельцев.
 Фактически это косвенный — но неэффективный — налог на землю.
 Как было показано в гл. 17, единый налог на продажи как на потребительские,
 так и на инвестиционные товары просто равносилен пропорциональному подоходно-
 му налогу. Их действие аналогично действию налогов на заработную плату1. Они
 обусловлены землей и ограниченной мобильностью труда.
 ИСКАЖЕНИЯ
 Тот факт, что все местные налоги обусловлены одними и теми же иммобильными
 факторами, не означает, что эти налоги действуют одинаково. В то время как
 прямой налог на землю не является искажающим, все другие пути увеличения
 налоговых поступлений ведут к искажениям.
 Налог на собственность (который частично есть налог на землю, а частично —
 налог на капитал) ведет к возрастанию издержек на капитал для общины и
 порождает предубеждение против капитала. Налог на заработную плату или налог
 на продажи увеличивает издержки труда и, следовательно, вызывает склонность не
 использовать труд. К тому же он может заставить индивидуума делать покупки за
 пределами штата. Например, более высокий уровень налога с продаж в Нью-Йорке
 побуждает многих делать покупки в Нью-Джерси. Когда в федеральном округе
 Колумбия, Вашингтоне ввели более высокий налог на бензин по сравнению с
 соседними штатами — Виргиния и Мэриленд, водители были вынуждены покупать
 бензин за пределами города. Высокий подоходный налог в данном штате может
 вынудить индивидуумов жить в одном штате и совершать регулярные поездки в
 другие штаты, чтобы избежать высоких налогов, которые взимались бы с их
 дохода2. В штате Нью-Гемпшир не введен подоходный налог; многие люди
 считают выгодным жить в этом штате и совершать поездки в Массачусетс, где
 существует такой налог. Таким образом, налог неэффективен по двум причинам:
 во-первых, потому, что он увеличивает издержки использования груда в штате
 Массачусетс, а во-вторых, потому, что он приводит к ненужным расходам на
 челночные поездки.
 Подоходные налоги взимаются с заработной платы и с доходов на капитал. Такие налоги
 особенно искажающе влияют на местные решения состоятельных граждан: они могут не
 выбрать для себя место жительства и работы, где их производительность наивысшая, так как
 чистый доход ниже (принимая во внимание дополнительные налоги с доходов на капитал,
 которые придется заплатить).
 В таком случае обычно они должны платить налоги на заработную плату только в том штате,
 где они проживают.
 АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ, 613
 ОГРАНИЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДА
 Тот факт, что налоги обусловлены иммобильными факторами, означает, что для
 местного уровня управления возможности перераспределения доходов ограничены.
 Предположим, в некоторой общине решили, что благосостояние врачей слишком
 высоко. Соответственно местные органы управления вводят лицензирование врачеб-
 ной деятельности с целью перераспределения дохода этого преуспевающего класса
 в пользу других категорий лиц. Врачи, принимая решение относительно открытия
 практики, будут рассматривать свои перспективы в различных общинах. Если они
 поймут, что в данной общине доход после удержания налогов будет меньше, чем в
 любой другой, они вряд ли откроют практику в этой общине. Если налог не
 слишком высок, врачи, уже практикующие здесь, не уедут, так как издержки,
 связанные с переменой места жительства, превышают потери от налога. Тот факт,
 что врачи не пошли на свертывание своей практики, может создать в общине
 обманчивое впечатление, что получение дополнительных налоговых поступлений от
 врачебной деятельности благоприятно. Возможно, это верно для краткосрочного
 периода. Но постепенно, по мере того как количество врачей в общине будет
 сокращаться, почувствуется нехватка врачей, и их заработки повысятся. Они будут
 расти до тех пор, пока доход врача после уплаты налога не станет таким же, как
 его заработок в любом другом месте. В долгосрочном периоде врачи не будут нести
 бремя налогов (как в краткосрочном периоде). В долгосрочном периоде бремя
 налогов ляжет на плечи всего населения общины в виде уменьшения медицинских
 услуг и более высокой платы врачам.
 Аналогичный закон имеет силу для любого фактора, мобильного в долгосрочном
 периоде. Несколько штатов пострадали от обманчивого впечатления, что они в
 состоянии получить выгоды при налогообложении капитала в своем штате по более
 высоким ставкам, чем в других регионах, не обеспечивая более высокий уровень
 общественных услуг либо в конечном счете не снижая базу для исчисления налогов
 на капитал.
 Некоторые штаты сделали попытку включить доход международных фирм,
 действующих за пределами штата (или страны), в налоговую базу, с которой они
 собирают налог на прибыли корпораций. Если верен проведенный выше анализ, то
 подобные попытки не могут быть успешными в долгосрочном периоде. Эти общины
 часто заблуждаются, что могут поступать подобным образом, считая, что переливы
 капитала не могут осуществляться мгновенно3.
 РЕГУЛИРОВАНИЕ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ
 Некоторые общины, похоже, находятся под впечатлением, что они способны
 уменьшить доход домовладельцев, которые рассматриваются как эксплуататоры по
 отношению к бедным арендаторам. Они ввели законы, регулирующие арендную
 плату, эффект которых должен быть в снижении платы арендаторами ниже, чем они
 платили бы где-либо еще. Опять же в краткосрочном периоде такие меры могут
 действительно быть успешными. Однако в долгосрочном периоде домовладельцы
 Это может быть совсем не тот случай, когда в условиях равновесия во всех общинах доход
 после уплаты налога будет одинаковым. Чувство патриотизма может побудить индивидуумов
 делать инвестиции в своей собственной стране или общине, даже если в другом месте они
 могут получить больший доход. Различия в информации также могут привести к предпочте-
 нию инвестиций в собственной стране и к снижению мобильности капитала.
 614 Глава 27. НАЛОГИ И РАСХОДЫ ШТАТОВ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
 будут принимать решения относительно строительства новых квартир или относи-
 тельно реконструкции и текущего ремонта существующих квартир. Если их доход
 упадет ниже уровня, который они могут себе обеспечить с помощью инвестиций в
 другие секторы экономики, то им нет смысла продолжать инвестировать в жилищ-
 ный фонд. Следствием будет ситуация, при которой рынок сдающихся в аренду
 квартир "иссякнет". В долгосрочном периоде положение арендаторов было бы
 значительно хуже, чем если бы государство не регулировало арендную плату.
 Некоторые из арендаторов вообще не смогут оплатить ни одну из сдающихся в наем
 квартир. (Неудивительно, что это отразится на спросе на государственное жилье для
 тех, кто зависит от ситуации на рынке сдающихся в аренду квартир, заставляя
 общины выплачивать арендаторам субсидии из общих доходов, вместо того чтобы
 заставить собственников сдаваемых в аренду квартир нести налоговое бремя в
 одиночку.)
 КАПИТАЛИЗАЦИЯ
 Рассмотрим две общины, которые идентичны во всем, но в одной из них выше
 уровень налогообложения (скажем, в силу более низкой эффективности при
 обеспечении общественными услугами). Очевидно, если цена на жилье одинакова в
 обеих общинах, то каждый предпочтет жить в общине с более низкой налоговой
 ставкой. Такую ситуацию нельзя считать равновесной. Индивидуумов беспокоит
 только общая стоимость жизни в общине, им все равно, кто получает деньги,
 которые они платят, — государство или частное лицо. Таким образом, в состоянии
 равновесия общая стоимость жизни в обеих общинах должна быть одинаковой. Это
 означает, что община, где ставки налогообложения выше, обнаружит, что цены на
 жилье (на землю) пропорционально занижены (напомним наше предположение, что
 с введением налогов не предусмотрены никакие дополнительные услуги). В этом
 случае мы говорим, что налоги капитализированы в цене на жилье.
 Термин "капитализированы" употребляется здесь, чтобы отметить тот факт, что
 цена будет отражать не только текущие налоги, но также все будущие налоги.
 Чтобы подсчитать влияние на цену жилья постоянного налога, скажем, 1000 дол. в
 год, вспомним, что доллар в следующем году ценится меньше, чем доллар в
 текущем году. Если мы получили доллар в этом году, то можем его инвестировать
 на денежном рынке или положить в банк и получить доход, скажем, 10%, так что
 к концу года мы могли бы обладать 1,1 дол.
 По тем же причинам 1 дол. через 2 года стоит 1 /fI + rj= 1/1,1 дол. по отношению к 1 дол.
 предшествующего года; но это означает, что поскольку 1 дол. через год стоит Ц1 +/)- 1/1,1
 дол. сегодня, то 1 дол. через 2 года стоит 1/(1,1 х 1,1)" 1/(1 + г)2 в текущем году. Более
 подробно о текущей дисконтированной стоимости можно прочитать в гл. 10.
 Таким образом, равнозначно, имеем ли мы 1 дол. сегодня или 1,1 дол. завтра. В
 общем случае 1 дол. сегодня стоит (1 + г) дол. в следующем году, где г есть норма
 процента (т.е. 1 дол. в следующем году стоит V\ + г дол. сегодня)4. Таким образом,
 стоимость налога Т в этом году, следующем году, год спустя и т.д. составит
 
 КАПИТАЛИЗАЦИЯ 615
 Это есть текущая дисконтированная стоимость налоговых обязательств. Если
 величина, на которую уменьшилась цена жилья, представлена текущей дисконти-
 рованной стоимостью этих налоговых обязательств, мы говорим, что налоговые
 обязательства полностью капитализированы в стоимости жилья. Если рассматрива-
 ются два одинаковых дома, отличающихся только налоговыми обязательствами, и
 если при этом их цены отличаются меньше, чем на эту величину, то мы говорим,
 что налоги частично капитализированы в менее дорогом жилье.
 СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
 Тот факт, что некоторые финансовые переменные не могут быть полностью
 капитализированы, сам по себе имеет существенное значение. У общин есть
 стимул извлечь из этого пользу. Пусть некто, проживающий в общине, рассчиты-
 вает, что он не сменит место жительства в течение десяти лет или, возможно,
 проголосует за большую краткосрочную пенсионную программу для государствен-
 ных служащих, которая представляет собой такую программу пенсионного обеспе-
 чения, при которой нельзя собрать средства, необходимые для выплаты обещанных
 пенсий, а все надежды возлагаются на будущие налоговые поступления. Щедрое
 пенсионное обеспечение в будущем позволяет привлекать рабочую силу, выплачи-
 вая сравнительно более низкую заработную плату в настоящем. В действительно-
 сти будущие домовладельцы в городе вынуждены оплачивать текущие услуги.
 Будущий покупатель жилья обманут в этой ситуации таким же образом, каким
 производитель пытается обмануть покупателя, предлагая ему товар и не раскрывая
 при этом полностью некоторых важных качеств своего товара. Важной характери-
 стикой жилья (как и любой другой собственности) являются будущие налоговые
 обязательства, обусловленные данной формой собственности, а чтобы оценить их,
 нужно знать долги общины и ее обязательства по необеспеченным пенсионным
 программам. Какой из двух путей решения проблемы будет более подходящим —
 вопрос спорный: либо введение законов, обеспечивающих получение необходимой
 информации (можно обязать каждую общину уведомлять всех потенциальных
 покупателей жилья о долговых обязательствах общины до завершения любой
 сделки по продаже недвижимости), либо введение ограничений (не разрешая
 необеспеченные фондами пенсионные программы).
 ВЫБОР МЕЖДУ ФИНАНСИРОВАНИЕМ НАЛОГАМИ
 И ФИНАНСИРОВАНИЕМ В ДОЛГ
 Степень капитализации в более общем виде влияет на решение вопроса об
 источниках финансирования местных государственных расходов: за счет долговых
 обязательств или налогов. При полной капитализации увеличение местного долга на
 1 дол. просто уменьшило бы чистую рыночную стоимость общины на 1 дол.
 Поскольку покупатели домов могут выбирать жизнь в этой общине или какой-то
 другой, принятие ими долга общины на себя — дело добровольное. Следовательно,
 они должны получить компенсацию за это через соответствующее уменьшение цены
 долга, независимо от того, насколько скоро в будущем долг должен быть возвра-
 щен. Его не нужно возвращать, пока следующий собственник Дома им владеет.
 Предположим, что долг должен быть возвращен в течение 40 лет, а каждый
 индивидуум живет в этом доме только 10 лет. Человек, покупающий дом в момент,
 когда долг должен быть возвращен, конечно, заплатит за долг меньше, учитывая
 возросшие налоговые обязательства, связанные с выплатой долга. Но предыдущий
 покупатель знает, что человек, которому он продаст дом, будет готов платить за
 616 Глава 27. НАЛОГИ И РАСХОДЫ ШТАТОВ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
 него меньше, и посему он сам захочет платить меньше (на сумму налогового
 обязательства).
 Точно так же предыдущий покупатель знает, что цена, по которой он может
 продать дом, будет ниже на сумму возросшего долга. И он тоже захочет платить
 меньше и т.д.
 При полной капитализации сегодняшние владельцы платят за текущие услуги либо
 непосредственно через налоги, либо косвенно за счет ожидания более низкой цены
 на свой дом в результате более высокого долга, привлеченного для финансирования
 государственных служб. Какой из двух названных методов оказывается предпочти-
 тельным, зависит от трактовки местных налогов и процента на местные долги
 федеральным правительством. Проблема рассмотрена нами в предыдущей главе5.
 КРАТКОСРОЧНАЯ КАПИТАЛИЗАЦИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С ДОЛГОСРОЧНОЙ
 Допустим, что на жилые помещения возросли налоги. Если удобства, обеспечивае-
 мые общиной, остаются неизменными, то неизменной же остается аренда. Арендная
 плата, которую люди готовы платить, зависит от услуг, обеспечиваемых общиной и
 владельцем дома, а не от издержек владельца дома на эти услуги. В краткосрочном
 плане рыночная стоимость квартиры, таким образом, снизится. Но это сделает
 инвестирование в данную сферу вообще менее привлекательным. Предложение
 квартир уменьшится (по мере ухудшения старого жилья) или, во всяком случае, не
 будет соответствовать росту населения. Результатом явится увеличение арендной
 платы. Постепенно она дойдет до уровня, при котором доход от квартир после
 уплаты налогов будет таким же, какой инвестор мог бы получить от капиталовложе-
 ний в любой другой общине. Таким образом, хотя налог формально вводится на
 здание, в долгосрочном плане именно владельцы земли и немобильные люди
 (вынужденные платить большую арендную плату) несут бремя налогов.
 КТО ВЫИГРЫВАЕТ ОТ МЕСТНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ?
 ГИПОТЕЗА КАПИТАЛИЗАЦИИ
 То же утверждение, которое заставляет нас заключить, что действие любого
 налога сказывается на владельцах земли (или других частично немобильных
 факторов), предполагает, что любые выгоды также сказываются на них же.
 Любой общественный товар, который делает жизнь в общине более желательной,
 поднимает арендную плату и таким образом увеличивает стоимость собственно-
 сти общины. В краткосрочном плане некоторые выгоды могут использоваться
 владельцами зданий, но увеличение арендной платы за их здания ведет к
 увеличению инвестиций в жилье (новые жилые дома вместо маленьких старых и
 т.д.), что снижает их доходы6. В конечном итоге стоимость общественного товара
 отражается в цене земли.
 Аналогично некоторые общественные товары делают более привлекательной
 При дозированном распределении кредитов (ограниченная доступность кредитов под недви-
 жимость) более низкая цена на дом может увеличить возможность его продажи. То, что
 общины могут брать в долг легче, чем отдельные лица, стимулирует их к максимально
 возможным займам.
 Сегодняшние владельцы зданий имеют стимул поддерживать свои высокие доходы за счет
 ограничения будущих инвестиций с помощью зонирования. Более высокие доходы, которыми
 они пользуются, следует рассматривать не как доход на капитал, а как отдачу на права
 собственности, установленные комиссией по зонированию.
 КАПИТАЛИЗАЦИЯ 617
 работу в данной общине. Это сократит заработную плату, которую должна платить
 фирма, чтобы нанять работника. Но опять в итоге преимущество получают
 собственники земли.
 Чтобы увидеть связь между заработной платой людей и уровнем обеспечиваемых
 общественных услуг, рассмотрим, что произойдет, если город решает потратить
 больше средств на симфонический оркестр, дающий бесплатные концерты летом в
 парках. Подобные действия делают данный город более привлекательным местом для
 жизни и работы. Рабочий, которому нравится симфоническая музыка, принимая
 предложение работать в этом городе, согласится трудиться за несколько меньшую
 зарплату, чем в другой общине, во всех отношениях идентичной данной, за исключе-
 нием уровня расходов на симфонический оркестр. Таким образом, в той степени, в
 которой рабочие этого города (независимо от того, где они предпочитают жить) ценят
 исключительные блага, предоставляемые городом, в этой степени заработная плата в
 городе будет ниже. Фирмы найдут размещение здесь привлекательным. Как только они
 появятся в городе, цена на землю повысится. Тогда цена на землю поднимается как раз
 достаточно для компенсации более низкой заработной платы, так что инвесторы
 получают тот же доход от капитала, который они получили бы при тех же условиях в
 любом другом месте. В итоге выигравшими от лучшего обеспечения общественными
 товарами оказываются не постоянные жители города, а владельцы земли.
 Данный анализ предполагает, что труд высокомобилен, так что, когда город
 обеспечивает более привлекательный общественный товар, возникает значительная
 миграция, уменьшающая заработную плату и увеличивающая ренту. Если труд не
 очень мобилен (в краткосрочном плане это вполне возможно), заработная плата не
 упадет настолько, чтобы полностью отразить возросшие исключительные блага, и
 некоторые выгоды увеличившегося обеспечения местными общественными товарами
 падут на сегодняшних жителей. Заметим, что кое-кто из них может и пострадать от
 симфонического оркестра. Те, кто не любит музыку, могут посчитать свои ренты
 увеличенными, а заработную плату уменьшенной.
 Создание симфонического оркестра имеет существенные побочные воздействия
 на другие общины. В частности, фирмы, расположенные в окрестностях, посчитают,
 что и они тоже могут нанимать рабочих за более низкую заработную плату, чем
 раньше. Это увеличит ценность их земли. В жилых кварталах в предместьях также
 обнаружат, что спрос на жилье возрос.
 АБСОЛЮТНАЯ КАПИТАЛИЗАЦИЯ В СРАВНЕНИИ С ОТНОСИТЕЛЬНОЙ
 Мы рассмотрели, каким образом, если одна община увеличивает уровень расходов
 на общественный товар, дифференциальные затраты будут отражаться в ценах на
 землю в данной общине. Существует однако важное различие между результатами
 таких действий со стороны единственной общины и результатами аналогичной
 деятельности всех общин по отношению к данному общественному товару. Если все
 общины поступают аналогичным образом, относительная привлекательность жизни
 в одной общине по сравнению с другой, конечно, одинакова. Таким образом, в
 целом суммы арендной платы останутся неизменными7.
 Существует исключение. Если общины обеспечивают общественный товар, который делает
 землю более желательной, каждый попытается арендовать или купить больше земли, что
 увеличит ее ценность. И наоборот. Поскольку общественные парки, по крайней мере частич-
 но, заменяют задние дворы, понятно, что если все общины тратят больше на парки, рента и
 цена на землю реально уменьшатся.
 618 Глава 27 НАЛОГИ И РАСХОДЫ ШТАТОВ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
 Это пример явления, отмеченного нами ранее. Последствия изменения в одной
 общине (изменения налогообложения одного товара) могут совершенно не совпа-
 дать с результатами изменения во всех общинах (изменения налоговой ставки на
 все товары)
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В АРЕНДЕ ЗЕМЛИ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВЫГОД
 Изменения в арендной плате часто использовались для измерения стоимости
 определенных общественных услуг При изучении экономических эффектов амери-
 канских железных дорог в XIX в. один обычно используемый способ измерения
 благ — измерение изменений арендной платы за землю после постройки железной
 дороги Подчеркнем, что нужно быть осторожным в различении последствий для
 частичного по сравнению с общим равновесием То, что маленький кусочек земли
 станет больше цениться, увеличит спрос на него, а изменение в арендной плате дает
 точную оценку уменьшения транспортных издержек, связанных с доставкой к
 этому месту Тем не менее изменение оценок стоимости большого массива земли
 (что на деле случилось благодаря железной дороге) имеет эффект общего равнове-
 сия Изменение в арендной плате за землю не оценит верным образом стоимость
 такого изменения8
 Стоимость земли отражает положительные оценки маргинальных индивидуумов,
 для которых безразлично, где жить, в данной общине или где-то в другом месте.

<< Пред.           стр. 87 (из 110)           След. >>

Список литературы по разделу