<< Пред. стр. 2 (из 90) След. >>
названием "Финансовый менеджмент", зачастую содержащих не-мало полезных наставлений (об общем менеджменте, об организа-
ционно-правовых формах предприятий, о приватизации, о различ-
ных финансовых инструментах и т. п.), но основного содержания
и главных методов финансового менеджмента совершенно не рас-
крывающих. По существу, эти книги представляют собой доброт-
ные мини-энциклопедии по юридическим и общеэкономическим
основам предпринимательской деятельности, рынку ценных бу-
маг, началам финансового анализа, налогообложения и даже бух-
галтерского учета, не дающие, однако, Читателю современной фи-
нансовой теории, признаваемой и применяемой всем Мировым
экономическим сообществом. Не прививают такие учебники и
практических навыков управления финансами предприятия. Чет-
кое же и современное определение финансового менеджмента по-
могает не только сориентироваться в выборе литературы, но и сде-
лать выбор между набором сведений из сопредельных финансо-
вому менеджменту дисциплин и собственно финансовым менедж-
ментом, соответствующим общепринятым международным требова-
ниям к образованию финансиста. Повторяем, мы полностью отдаем
себе отчет в том, что механическое копирование и использование
зарубежных моделей управления финансами фирмы "один к одно-
му" в российских условиях не только неприемлемо, но и невоз-
можно. Поэтому, убедившись на собственном опыте в действенно-
сти и практической ценности универсальных методов финансово-
го менеджмента для российских предприятий, мы сосредоточили
свои научные и практические усилия на развитии отечественной
школы финансового менеджмента, а педагогическую деятельность
- на внедрении теоретических основ и практических аспектов фи-
нансового менеджмента в учебный процесс.
Обладая "ноу хау" финансового менеджмента, владея логикой
функционирования финансового механизма предприятия не толь-
ко на уровне науки, но и как искусством, финансовый менеджер
осуществляет свои важнейшие профессиональные обязанности:
по финансированию деятельности предприятия
• определяет рациональную структуру пассивов предприятия
у (соотношение между заемными и собственными средствами)
9
ю
с учетом допустимого уровня финансового риска и, таким
образом, обосновывает решения об изменении собственного
капитала и/или изменении заимствований;
• разрабатывает дивидендную политику, производя расчеты по
распределению чистой прибыли на вознаграждение инвесто-
ров, с одной стороны, и самофинансирование развития и на-
ращивание собственных средств, с другой стороны;
• формирует наилучшую структуру заемных средств по форме
(кредиторская задолженность? кредит? облигационный за-
ем?), срокам (краткосрочные? долгосрочные?) и стоимости;
по финансовой стороне эксплуатации активов
• определяет основные направления расходования средств, со-
ответствующие стратегическим и тактическим целям пред-
приятия;
• формирует наилучшую структуру активов;
• регулирует массу и динамику финансовых результатов с уче-
том приемлемого уровня предпринимательского риска;
по осуществлению стратегии финансового менеджмента
• проводит инвестиционную политику, осуществляя анализ ин-
вестиционных проектов хозяйственного и финансового
характера, отбор наилучших из них и последующий финансо-
вый мониторинг претворения проектов в жизнь;
по осуществлению тактики финансового менеджмента
• осуществляет комплексное оперативное управление оборот-
ными активами и краткосрочными обязательствами пред-
приятия (денежными средствами, дебиторской задолженно-
стью, запасами сырья и готовой продукции, с одной сторо-
ны, и кредиторской задолженностью и краткосрочными кре-
дитами, с другой стороны);
• осмысливает ценовые и прочие маркетинговые решения с
точки зрения их влияния на финансовые результаты;
по сочетанию стратегии и тактики:
• занимается финансовым прогнозированием и планировани-
ем, определяя финансовые перспективы развития предприя-
тия, а также тактические шаги по обеспечению каждодневной
деятельности и упреждению неблагоприятных тенеденций;
по внутреннему финансовому контролю
• анализирует данные бухгалтерского и операционного учета,
а также отчетность предприятия, пользуясь ими: а) как ма-
териалом для оценки результатов деятельности предпрятия,
всех его подразделений и самого себя; б) как информацион-
ной базой для принятия финансовых решений. На целом
ряде предприятий финансовый менеджмент принимает
непосредственное участие и в работе бухгалтерии по состав-
лению внешней отчетности. Вообще, взаимоотношения фи-
нансиста с бухгалтерией - материя весьма тонкая. Одно де-
ло, если в организационной структуре управления предпри-
ятием финансовый менеджмент подчинен бухгалтерии, а
другое - если он существует самостоятельно или даже
включает в себя бухгалтерию. Руководители вольны прини-
мать ту или иную модель, но в любом случае к слову финан-
сового менеджера стоит внимательно прислушаться при вы-
боре учетной политики предприятия.
Разумеется, все эти (а также не вошедшие в эту принципиаль-
ную, а потому весьма лаконичную схему) аспекты деятельности
финансового менеджера должны быть проникнуты заботой о ми-
нимизации налогообложения, разумном снижении рисков и защите
имущества фирмы (внешнее страхование, самострахование).
Отечественная школа финансового менеджмента начала фор-
мироваться не сегодня. Мы в очередной раз сталкиваемся здесь с
известным парадоксом: рыночной экономики в России не было,
а рыночная наука развивалась. Новое время принесло широкие
возможности и свежие идеи, и ныне западноевропейские и аме-
риканские коллеги удивляются глубине проникновения россий-
ской научной мысли в тонкую материю финансовой жизни пред-
приятия, обстоятельности проработки многих проблем. Новая
финансовая философия, не без трудностей "овладевает массами"
российских практиков бизнеса: все еще не хватает добротной ли-
тературы, причем, не переводной, а именно отечественной; мало
хорошо подготовленных педагогов, сочетающих знание теории с
уверенным владением практическими навыками бизнеса в новых
условиях; серьезные трудности возникают при столкновении эле-
гантных зарубежных моделей с суровой российской действитель-
ностью... и все-таки, в отечественной школе финансового менедж-
мента уже начали проявляться ее основные специфические черты
• российская школа финансового менеджмента сочетает за-
падноевропейский прагматизм в конкретных финансовых
вычислениях с американским концептуальным подходом к
снижению всех видов рисков;
• она базируется на идее сложной интерференции кратко- и
долгосрочных феноменов жизни предприятия и рассматри-
вает эти феномены в их нерасторжимой взаимосвязи;
• она начала осваивать недостаточно исследованные за рубе-
жом области финансового менеджмента, такие, как финан-
совая политика предприятия в условиях инфляции, особен-
ности управления финансами в условиях падения производ-
ства и выхода из кризиса и т. д.;
• наконец, российская школа финансового менеджмента при-
ступила к выявлению особенностей финансового менедж-
мента различных субъектов бизнеса - банков, страховых
компаний, различных инвестиционных институтов.
Таким образом, отечественная школа финансового менеджмента
идет не менее тернистым путем, чем само становление рыночной
среды предпринимательства в России, и иного, видимо, не дано.
Первая написанная российскими авторами и опубликованная
в нашей стране книга "Финансовый менеджмент" появилась в
1993 году и выдержала не одно издание (Финансовый менедж-
мент / Авт. колл. под руководством E. С. Стояновой. - M.: Пер-
спектива, 1993). Эта книга - плод коллективного труда профес-
соров и преподавателей Финансовой академии при Правительст-
ве РФ и ряда опытных практиков - представила российскому
Читателю terra incognita финансового менеджмента, обозначила
самые острые основные проблемы, зафиксировала важнейшие
методы управления финансами предприятия в условиях рынка и
буквально открыла шлюз целому потоку последующих изданий
по финансовому менеджменту. Это не может не радовать. Пусть
таких книг будет, как в странах развитого рынка, как можно
больше. Каждая из них найдет своего заинтересованного Читате-
ля: начинающего или зрелого финансиста, владельца небольшого
семейного предприятия или финансового менеджера крупнейше-
го акционерного общества... Одновременно в ведущих экономи-
ческих вузах страны (Финансовой академии при Правительстве
РФ, Государственной академии управления, Российской эконо-
мической академии им. Г. В. Плеханова, МГУ им. M. В. Ломоно-
сова, Академии народного хозяйства, Московском университете
экономики, статистики и информатики, Санкт-Петербургском
университете экономики и финансов), а также в крупных биз-
нес-школах приступили к разработке программ и начали вводить
учебный курс финансового менеджмента в планы подготовки
специалистов всех основных ступеней - и бакалавров, и магист-
12
ров. Безусловно, крупным достижением стало включение финансо-
вого менеджмента в качестве полновесного раздела в официальную
программу экзаменов на получение лицензии на аудиторскую дея-
тельность, а также аттестата профессионального бухгалтера (главно-
го бухгалтера, бухгалтера-эксперта или консультанта) и финансово-
го менеджера, финансового эксперта (консультанта). Продолжается
планомерная подготовка преподавателей и консультантов по фи-
нансовому менеджменту в первом в России научном и учебном уч-
реждении, специально созданном Финансовой академией при Пра-
вительстве РФ и Академией менеджмента и рынка (АМИР) с целью
формирования и развития отечественной школы финансового ме-
неджмента - Институте финансового менеджмента. Успешно ведет
подобную подготовку и Факультет повышения квалификации пре-
подавателей Государственной академии управления. Но и всех этих
усилий явно недостаточно. Преподавателей финансового менедж-
мента необходимо готовить масштабно и специально, по серьезней-
шей углубленной программе, включающей практические стажиров-
ки на российских и, весьма желательно, зарубежных предприятиях,
ибо преподавание финансового менеджмента сегодня - дело
многотрудное.
Мы глубоко убеждены, что предмет "Финансовый менеджмент"
предъявляет специфические, и притом повышенные требования
к педагогу. Прежде всего, у нас, в отличие от зарубежной системы
обучения, в преподавании финансового менеджмента невозмож-
но обойтись без личного практического опыта управления фи-
нансами предприятия. Как заметил один американский профес-
сор на лекции для российских педагогов-экономистов, "если бы я
стал удачливым финансовым директором или биржевым броке-
ром, я не преподавал бы финансовый менеджмент". Конечно, в
идеале каждый должен заниматься своим делом: кабинетный уче-
ный - теоретизировать с кафедры, практик - воплощать теорию
в жизнь, но такое сегодня возможно в какой угодно стране, толь-
ко не в России, где от затрат времени и денег на изучение любой
экономической дисциплины слушатели ожидают скорой, непо-
средственной и осязаемой отдачи. Традиционная финансово-
экономическая наука отбила у публики вкус к концептуальным
"умствованиям". Далее, преподаватель финансового менеджмен-
та обязан совмещать знание этого предмета с углубленным владе-
нием множеством других экономических дисциплин, в частно-
сти, бухгалтерским учетом, анализом финансово-хозяйственной
деятельности, математикой, экономической статистикой, осно-
13
/
нами операций с ценными бумагами и, конечно же, быть в курсе
всех последних изменений в налогообложении и том же учете и
отчетности. Наконец, преподавателю финансового менеджмента
желательно владеть по крайней мере английским языком (не по-
мешают, конечно же, и французский, и немецкий), чтобы не
только следить за зарубежной литературой по предмету, но и кри-
тично (!) относиться к ней, не принимая на веру все и вся. Как
нередко случается и у нас, в иностранные учебники подчас попа-
дают непроверенные и даже прямо ошибочные положения и ре-
комендации, а целый ряд вполне разумных советов западных
профессоров по управлению финансами оказывается для нас не-
приемлемым из-за различий в условиях деятельности зарубежных
и российских предприятий.
Предлагаемое Читателю пятое юбилейное издание учебника
"Финансовый менеджмент: теория и практика" соответствует об-
щепринятым мировым стандартам обучения профессии финан-
систа, а также учебной программе курса "Финансовый менедж-
мент", рекомендованной Учебно-методическим объединением
по образованию в области менеджмента для высших учебных за-
ведений экономического профиля.
Цель этого учебника - максимально просто и технично изло-
жить основы финансового менеджмента.
В структурном отношении авторы исходили из того, что:
• Логика изложения должна диктоваться логикой самого объек-
та исследования. Учебник должен отражать реалии и, если в
жизни долго- и краткосрочный аспекты управления финан-
сами предприятия тесно взаимосвязаны, то и в учебнике эти
аспекты не должны "расходиться" безвозвратно. Поэтому
после изучения основ, которым посвящены первые две части
учебника - информационной базы финансового менедж-
мента, его основной терминологии и важнейших показате-
лей, а также функционирования финансового механизма
предприятия - в третьей части Читателю предлагается рас-
смотреть стратегию и тактику финансового менеджмента сна-
чала отдельно, а затем - в их органической взаимосвязи.
• Не следует "подводить" под финансовый менеджмент смеж-
ные дисциплины: финансовый анализ, бухгалтерский учет,
финансовую математику и т. д. В наших вузах, в отличие от
множества зарубежных, это самостоятельные полновесные
учебные предметы, изучаемые российскими студентами под-
робно и отдельно. Но, с другой стороны, наш учебник адре-
14
сован не только студентам, но и практикам бизнеса, зачастую
^e имеющим возможности посвятить свое время и силы де-
тальному изучению тонкостей той же финансовой математи-
ки. Кроме того, любая из смежных дисциплин приобретает
новую окраску в зависимости от целей ее применения: если
банкиру финансовый анализ интересен как инструмент сни-
жения собственного кредитного риска, то финансовому ме-
неджеру - как поставщик информации для принятия внут-
ренних финансовых решений, скажем, по формированию
рациональной структуры пассивов или по дивидендной по-
литике. Поэтому, в соответствии с рекомендациями Кругло-
го стола по проблемам становления и развития отечествен-
ной научно-педагогической школы финансового менедж-
мента, проведенного Институтом финансового менеджмента
АМИР весной 1995 г., мы избрали компромиссный вариант:
включили в учебник только то из смежных дисциплин, что
безусловно необходимо для понимания основного материала
и поэтому должно предшествовать ему. Так в первой части
появились главы по учету и отчетности, понимаемым как ин-
формационная основа финансового менеджмента, и по фи-
нансовой математике. Действительно, взаимосвязанные и
выраженные с помощью математических средств финансо-
вые отношения между хозяйствующими субъектами пред-
ставляют собой не что иное, как математическую модель
управленческого процесса, которая позволяет анализиро-
вать, получать альтернативные варианты, сравнивать их и в
конечном итоге принимать те или иные финансовые реше-
ния.
• Содержание учебника должно соответствовать его названию, в
котором фигурируют слова "теория и практика". Во-первых,
в центре внимания должна находиться именно российская
практика. Во-вторых, учебник финансового менеджмента
просто обязан изобиловать примерами, учебно-деловыми си-
туациями и задачами - без них невозможно закрепить полу-
ченные теоретические навыки. Но дело здесь не только в не-
укоснительном соблюдении методического принципа акти-
визации теоретического материала в процессе учебно-прак-
тической деятельности. Главное, что заставило нас ввести в
учебник такое количество примеров, почерпнутых в основ-
ном из собственного опыта консультирования и аудиторской
работы, - это горячее желание не только доказать, что уни-
версальные методы финансового менеджмента в России рабо-
15
/
тают, но и показать с цифрами в руках, каким именно образом
они работают. Кроме многочисленных примеров в тексте, мы
сочли необходимым дать отдельные Практикумы, чтобы мак-
симально проиллюстрировать непривычные пока для боль-