<< Пред.           стр. 2 (из 90)           След. >>

Список литературы по разделу

 названием "Финансовый менеджмент", зачастую содержащих не-
 мало полезных наставлений (об общем менеджменте, об организа-
 ционно-правовых формах предприятий, о приватизации, о различ-
 ных финансовых инструментах и т. п.), но основного содержания
 и главных методов финансового менеджмента совершенно не рас-
 крывающих. По существу, эти книги представляют собой доброт-
 ные мини-энциклопедии по юридическим и общеэкономическим
 основам предпринимательской деятельности, рынку ценных бу-
 маг, началам финансового анализа, налогообложения и даже бух-
 галтерского учета, не дающие, однако, Читателю современной фи-
 нансовой теории, признаваемой и применяемой всем Мировым
 экономическим сообществом. Не прививают такие учебники и
 практических навыков управления финансами предприятия. Чет-
 кое же и современное определение финансового менеджмента по-
 могает не только сориентироваться в выборе литературы, но и сде-
 лать выбор между набором сведений из сопредельных финансо-
 вому менеджменту дисциплин и собственно финансовым менедж-
 ментом, соответствующим общепринятым международным требова-
 ниям к образованию финансиста. Повторяем, мы полностью отдаем
 себе отчет в том, что механическое копирование и использование
 зарубежных моделей управления финансами фирмы "один к одно-
 му" в российских условиях не только неприемлемо, но и невоз-
 можно. Поэтому, убедившись на собственном опыте в действенно-
 сти и практической ценности универсальных методов финансово-
 го менеджмента для российских предприятий, мы сосредоточили
 свои научные и практические усилия на развитии отечественной
 школы финансового менеджмента, а педагогическую деятельность
 - на внедрении теоретических основ и практических аспектов фи-
 нансового менеджмента в учебный процесс.
  Обладая "ноу хау" финансового менеджмента, владея логикой
 функционирования финансового механизма предприятия не толь-
 ко на уровне науки, но и как искусством, финансовый менеджер
 осуществляет свои важнейшие профессиональные обязанности:
 по финансированию деятельности предприятия
  • определяет рациональную структуру пассивов предприятия
 у (соотношение между заемными и собственными средствами)
 9
 
 ю
 
 с учетом допустимого уровня финансового риска и, таким
 образом, обосновывает решения об изменении собственного
 капитала и/или изменении заимствований;
 • разрабатывает дивидендную политику, производя расчеты по
 распределению чистой прибыли на вознаграждение инвесто-
 ров, с одной стороны, и самофинансирование развития и на-
 ращивание собственных средств, с другой стороны;
 • формирует наилучшую структуру заемных средств по форме
 (кредиторская задолженность? кредит? облигационный за-
 ем?), срокам (краткосрочные? долгосрочные?) и стоимости;
 по финансовой стороне эксплуатации активов
 • определяет основные направления расходования средств, со-
 ответствующие стратегическим и тактическим целям пред-
 приятия;
 • формирует наилучшую структуру активов;
 • регулирует массу и динамику финансовых результатов с уче-
 том приемлемого уровня предпринимательского риска;
 по осуществлению стратегии финансового менеджмента
 • проводит инвестиционную политику, осуществляя анализ ин-
 вестиционных проектов хозяйственного и финансового
 характера, отбор наилучших из них и последующий финансо-
 вый мониторинг претворения проектов в жизнь;
 по осуществлению тактики финансового менеджмента
 • осуществляет комплексное оперативное управление оборот-
 ными активами и краткосрочными обязательствами пред-
 приятия (денежными средствами, дебиторской задолженно-
 стью, запасами сырья и готовой продукции, с одной сторо-
 ны, и кредиторской задолженностью и краткосрочными кре-
 дитами, с другой стороны);
 • осмысливает ценовые и прочие маркетинговые решения с
 точки зрения их влияния на финансовые результаты;
 по сочетанию стратегии и тактики:
 • занимается финансовым прогнозированием и планировани-
 ем, определяя финансовые перспективы развития предприя-
 тия, а также тактические шаги по обеспечению каждодневной
 деятельности и упреждению неблагоприятных тенеденций;
 по внутреннему финансовому контролю
 • анализирует данные бухгалтерского и операционного учета,
 а также отчетность предприятия, пользуясь ими: а) как ма-
 териалом для оценки результатов деятельности предпрятия,
 
 всех его подразделений и самого себя; б) как информацион-
 ной базой для принятия финансовых решений. На целом
 ряде предприятий финансовый менеджмент принимает
 непосредственное участие и в работе бухгалтерии по состав-
 лению внешней отчетности. Вообще, взаимоотношения фи-
 нансиста с бухгалтерией - материя весьма тонкая. Одно де-
 ло, если в организационной структуре управления предпри-
 ятием финансовый менеджмент подчинен бухгалтерии, а
 другое - если он существует самостоятельно или даже
 включает в себя бухгалтерию. Руководители вольны прини-
 мать ту или иную модель, но в любом случае к слову финан-
 сового менеджера стоит внимательно прислушаться при вы-
 боре учетной политики предприятия.
  Разумеется, все эти (а также не вошедшие в эту принципиаль-
 ную, а потому весьма лаконичную схему) аспекты деятельности
 финансового менеджера должны быть проникнуты заботой о ми-
 нимизации налогообложения, разумном снижении рисков и защите
 имущества фирмы (внешнее страхование, самострахование).
  Отечественная школа финансового менеджмента начала фор-
 мироваться не сегодня. Мы в очередной раз сталкиваемся здесь с
 известным парадоксом: рыночной экономики в России не было,
 а рыночная наука развивалась. Новое время принесло широкие
 возможности и свежие идеи, и ныне западноевропейские и аме-
 риканские коллеги удивляются глубине проникновения россий-
 ской научной мысли в тонкую материю финансовой жизни пред-
 приятия, обстоятельности проработки многих проблем. Новая
 финансовая философия, не без трудностей "овладевает массами"
 российских практиков бизнеса: все еще не хватает добротной ли-
 тературы, причем, не переводной, а именно отечественной; мало
 хорошо подготовленных педагогов, сочетающих знание теории с
 уверенным владением практическими навыками бизнеса в новых
 условиях; серьезные трудности возникают при столкновении эле-
 гантных зарубежных моделей с суровой российской действитель-
 ностью... и все-таки, в отечественной школе финансового менедж-
 мента уже начали проявляться ее основные специфические черты
 • российская школа финансового менеджмента сочетает за-
 падноевропейский прагматизм в конкретных финансовых
 вычислениях с американским концептуальным подходом к
 снижению всех видов рисков;
 
 • она базируется на идее сложной интерференции кратко- и
 долгосрочных феноменов жизни предприятия и рассматри-
 вает эти феномены в их нерасторжимой взаимосвязи;
 • она начала осваивать недостаточно исследованные за рубе-
 жом области финансового менеджмента, такие, как финан-
 совая политика предприятия в условиях инфляции, особен-
 ности управления финансами в условиях падения производ-
 ства и выхода из кризиса и т. д.;
 • наконец, российская школа финансового менеджмента при-
 ступила к выявлению особенностей финансового менедж-
 мента различных субъектов бизнеса - банков, страховых
 компаний, различных инвестиционных институтов.
  Таким образом, отечественная школа финансового менеджмента
 идет не менее тернистым путем, чем само становление рыночной
 среды предпринимательства в России, и иного, видимо, не дано.
  Первая написанная российскими авторами и опубликованная
 в нашей стране книга "Финансовый менеджмент" появилась в
 1993 году и выдержала не одно издание (Финансовый менедж-
 мент / Авт. колл. под руководством E. С. Стояновой. - M.: Пер-
 спектива, 1993). Эта книга - плод коллективного труда профес-
 соров и преподавателей Финансовой академии при Правительст-
 ве РФ и ряда опытных практиков - представила российскому
 Читателю terra incognita финансового менеджмента, обозначила
 самые острые основные проблемы, зафиксировала важнейшие
 методы управления финансами предприятия в условиях рынка и
 буквально открыла шлюз целому потоку последующих изданий
 по финансовому менеджменту. Это не может не радовать. Пусть
 таких книг будет, как в странах развитого рынка, как можно
 больше. Каждая из них найдет своего заинтересованного Читате-
 ля: начинающего или зрелого финансиста, владельца небольшого
 семейного предприятия или финансового менеджера крупнейше-
 го акционерного общества... Одновременно в ведущих экономи-
 ческих вузах страны (Финансовой академии при Правительстве
 РФ, Государственной академии управления, Российской эконо-
 мической академии им. Г. В. Плеханова, МГУ им. M. В. Ломоно-
 сова, Академии народного хозяйства, Московском университете
 экономики, статистики и информатики, Санкт-Петербургском
 университете экономики и финансов), а также в крупных биз-
 нес-школах приступили к разработке программ и начали вводить
 учебный курс финансового менеджмента в планы подготовки
 специалистов всех основных ступеней - и бакалавров, и магист-
 12
 
 ров. Безусловно, крупным достижением стало включение финансо-
 вого менеджмента в качестве полновесного раздела в официальную
 программу экзаменов на получение лицензии на аудиторскую дея-
 тельность, а также аттестата профессионального бухгалтера (главно-
 го бухгалтера, бухгалтера-эксперта или консультанта) и финансово-
 го менеджера, финансового эксперта (консультанта). Продолжается
 планомерная подготовка преподавателей и консультантов по фи-
 нансовому менеджменту в первом в России научном и учебном уч-
 реждении, специально созданном Финансовой академией при Пра-
 вительстве РФ и Академией менеджмента и рынка (АМИР) с целью
 формирования и развития отечественной школы финансового ме-
 неджмента - Институте финансового менеджмента. Успешно ведет
 подобную подготовку и Факультет повышения квалификации пре-
 подавателей Государственной академии управления. Но и всех этих
 усилий явно недостаточно. Преподавателей финансового менедж-
 мента необходимо готовить масштабно и специально, по серьезней-
 шей углубленной программе, включающей практические стажиров-
 ки на российских и, весьма желательно, зарубежных предприятиях,
 ибо преподавание финансового менеджмента сегодня - дело
 многотрудное.
  Мы глубоко убеждены, что предмет "Финансовый менеджмент"
 предъявляет специфические, и притом повышенные требования
 к педагогу. Прежде всего, у нас, в отличие от зарубежной системы
 обучения, в преподавании финансового менеджмента невозмож-
 но обойтись без личного практического опыта управления фи-
 нансами предприятия. Как заметил один американский профес-
 сор на лекции для российских педагогов-экономистов, "если бы я
 стал удачливым финансовым директором или биржевым броке-
 ром, я не преподавал бы финансовый менеджмент". Конечно, в
 идеале каждый должен заниматься своим делом: кабинетный уче-
 ный - теоретизировать с кафедры, практик - воплощать теорию
 в жизнь, но такое сегодня возможно в какой угодно стране, толь-
 ко не в России, где от затрат времени и денег на изучение любой
 экономической дисциплины слушатели ожидают скорой, непо-
 средственной и осязаемой отдачи. Традиционная финансово-
 экономическая наука отбила у публики вкус к концептуальным
 "умствованиям". Далее, преподаватель финансового менеджмен-
 та обязан совмещать знание этого предмета с углубленным владе-
 нием множеством других экономических дисциплин, в частно-
 сти, бухгалтерским учетом, анализом финансово-хозяйственной
 деятельности, математикой, экономической статистикой, осно-
 13
 
 /
 нами операций с ценными бумагами и, конечно же, быть в курсе
 всех последних изменений в налогообложении и том же учете и
 отчетности. Наконец, преподавателю финансового менеджмента
 желательно владеть по крайней мере английским языком (не по-
 мешают, конечно же, и французский, и немецкий), чтобы не
 только следить за зарубежной литературой по предмету, но и кри-
 тично (!) относиться к ней, не принимая на веру все и вся. Как
 нередко случается и у нас, в иностранные учебники подчас попа-
 дают непроверенные и даже прямо ошибочные положения и ре-
 комендации, а целый ряд вполне разумных советов западных
 профессоров по управлению финансами оказывается для нас не-
 приемлемым из-за различий в условиях деятельности зарубежных
 и российских предприятий.
  Предлагаемое Читателю пятое юбилейное издание учебника
 "Финансовый менеджмент: теория и практика" соответствует об-
 щепринятым мировым стандартам обучения профессии финан-
 систа, а также учебной программе курса "Финансовый менедж-
 мент", рекомендованной Учебно-методическим объединением
 по образованию в области менеджмента для высших учебных за-
 ведений экономического профиля.
  Цель этого учебника - максимально просто и технично изло-
 жить основы финансового менеджмента.
 В структурном отношении авторы исходили из того, что:
 • Логика изложения должна диктоваться логикой самого объек-
 та исследования. Учебник должен отражать реалии и, если в
 жизни долго- и краткосрочный аспекты управления финан-
 сами предприятия тесно взаимосвязаны, то и в учебнике эти
 аспекты не должны "расходиться" безвозвратно. Поэтому
 после изучения основ, которым посвящены первые две части
 учебника - информационной базы финансового менедж-
 мента, его основной терминологии и важнейших показате-
 лей, а также функционирования финансового механизма
 предприятия - в третьей части Читателю предлагается рас-
 смотреть стратегию и тактику финансового менеджмента сна-
 чала отдельно, а затем - в их органической взаимосвязи.
 • Не следует "подводить" под финансовый менеджмент смеж-
 ные дисциплины: финансовый анализ, бухгалтерский учет,
 финансовую математику и т. д. В наших вузах, в отличие от
 множества зарубежных, это самостоятельные полновесные
 учебные предметы, изучаемые российскими студентами под-
 робно и отдельно. Но, с другой стороны, наш учебник адре-
 14
 
 сован не только студентам, но и практикам бизнеса, зачастую
 ^e имеющим возможности посвятить свое время и силы де-
 тальному изучению тонкостей той же финансовой математи-
 ки. Кроме того, любая из смежных дисциплин приобретает
 новую окраску в зависимости от целей ее применения: если
 банкиру финансовый анализ интересен как инструмент сни-
 жения собственного кредитного риска, то финансовому ме-
 неджеру - как поставщик информации для принятия внут-
 ренних финансовых решений, скажем, по формированию
 рациональной структуры пассивов или по дивидендной по-
 литике. Поэтому, в соответствии с рекомендациями Кругло-
 го стола по проблемам становления и развития отечествен-
 ной научно-педагогической школы финансового менедж-
 мента, проведенного Институтом финансового менеджмента
 АМИР весной 1995 г., мы избрали компромиссный вариант:
 включили в учебник только то из смежных дисциплин, что
 безусловно необходимо для понимания основного материала
 и поэтому должно предшествовать ему. Так в первой части
 появились главы по учету и отчетности, понимаемым как ин-
 формационная основа финансового менеджмента, и по фи-
 нансовой математике. Действительно, взаимосвязанные и
 выраженные с помощью математических средств финансо-
 вые отношения между хозяйствующими субъектами пред-
 ставляют собой не что иное, как математическую модель
 управленческого процесса, которая позволяет анализиро-
 вать, получать альтернативные варианты, сравнивать их и в
 конечном итоге принимать те или иные финансовые реше-
 ния.
 • Содержание учебника должно соответствовать его названию, в
 котором фигурируют слова "теория и практика". Во-первых,
 в центре внимания должна находиться именно российская
 практика. Во-вторых, учебник финансового менеджмента
 просто обязан изобиловать примерами, учебно-деловыми си-
 туациями и задачами - без них невозможно закрепить полу-
 ченные теоретические навыки. Но дело здесь не только в не-
 укоснительном соблюдении методического принципа акти-
 визации теоретического материала в процессе учебно-прак-
 тической деятельности. Главное, что заставило нас ввести в
 учебник такое количество примеров, почерпнутых в основ-
 ном из собственного опыта консультирования и аудиторской
 работы, - это горячее желание не только доказать, что уни-
 версальные методы финансового менеджмента в России рабо-
 15
 
 /
 тают, но и показать с цифрами в руках, каким именно образом
 они работают. Кроме многочисленных примеров в тексте, мы
 сочли необходимым дать отдельные Практикумы, чтобы мак-
 симально проиллюстрировать непривычные пока для боль-

<< Пред.           стр. 2 (из 90)           След. >>

Список литературы по разделу