<< Пред.           стр. 26 (из 90)           След. >>

Список литературы по разделу

 ли на 77%. Последнюю цифру мы, кажется, уже где-то встречали?
 Далее, если трактовать силу воздействия операционного рыча-
 га как процентное изменение валовой маржи (или, в зависимости
 от целей анализа - нетто-результата эксплуатации инвестиций)
 при данном процентном изменении физического объема продаж,
 то наша формула может быть представлена в таком виде:
 
 (К обозначает физический объем реализации).
 192
  Формула силы воздействия операционного рычага поможет
 нам теперь ответить на вопрос, насколько чувствительна валовая
 маржа, либо нетто-результат эксплуатации инвестиций к измене-
 нию физического объема сбыта продукции. А дальнейшие после-
 довательные преобразования этой формулы не только докажут ее
 правильность, но и дадут способ расчета силы воздействия опера-
 ционного рычага с использованием цены единицы товара, пере-
 менных затрат на единицу товара и общей суммы постоянных
 затрат:
 
 
 
 
 
  Все сходится, и теперь мы имеем уже не один, а несколько
 способов расчета силы операцинного рычага - по любому из про-
 межуточных звеньев в цепи наших формул. Заметим также, что
 сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается
 для определенного объема продаж, для данной выручки от реали-
 зации. Изменяется выручка от реализации - изменяется и сила
 воздействия операционного рычага. Сила воздействия операци-
 онного рычага в значительной степени зависит от среднеотрасле-
 вого уровня фондоемкости: чем больше стоимость основных
 средств, тем больше постоянные затраты - это, как говорится,
 объективный фактор.
  Вместе с тем, эффект операционного рычага поддается контро-
 лю именно на основе учета зависимости силы воздействия рычага
 от величины постоянных затрат: чем больше постоянные затраты
 и чем меньше прибыль, тем сильнее действует операционный ры-
 чаг, и наоборот.
  Это легко показать преобразованием формулы си-
  лы воздействия операционного рычага: ВАЛОВАЯ
 МАРЖА/ПРИБЫЛЬ = (ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ + ПРИ-
 БЫЛЬЮ/ПРИБЫЛЬ. БоЛее того, чем выше доля постоянных
 затрат в валовой марже, тем выше сила операционного ры-
 чага. Этот остроумный, но несложный "трюк" также полу-
 чается из исходной формулы, стоит только сконструиро-
 вать величину, обратную СИЛЕ ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГА:
 
 Отсюда
 
 193
 что и требовалось доказать.
 
  Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия опе-
 рационного рычага возрастает. Каждый процент снижения вы-
 -ручки дает тогда все больший и больший процент снижения при-
 были. Так проявляет себя грозная сила операционного рычага.
  При возрастании же выручки от реализации, если порог рент-
 абельности (точка самоокупаемости затрат) уже пройден, сила
 воздействия операционного рычага убывает: каждый процент
 прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста
 прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме
 снижается). Но при скачке постоянных затрат, диктуемом ин-
 тересами дальнейшего наращивания выручки или другими обсто-
 ятельствами, предприятию приходится проходить HOBi ш порог
 рентабельности* (подробно о пороге рентабельности см. ниже).
 На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздейст-
 вия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь нач-
 нет убывать... и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с
 преодолением нового порога рентабельности.
 Все это оказывается чрезвычайно полезным для:
 • планирования платежей по налогу на прибыль, в частности,
 авансовых;
 • выработки деталей коммерческой политики предприятия.
 При пессимистических прогнозах динамики выручки от реа-
 лизации нельзя раздувать постоянные затраты, так как потеря
 прибыли от каждого процента потери выручки может оказа-
 ться многократно большей из-за слишком сильного эффекта
 операционного рычага. Вместе с тем, если вы уверены в дол-
 госрочной перспективе повышения спроса на ваши товары
 (услуги), то можно себе позволить отказаться от режима жест-
 кой экономии на постоянных затратах, ибо предприятие с
 большей их долей будет получать и больший прирост прибыли.
  В начале этого раздела внимание Читателя акцентировалось на
 том, что при снижении доходов предприятия постоянные затраты
 уменьшить весьма трудно. По существу, это означает, что высо-
 кий удельный вес постоянных затрат в общей их сумме свиде-
 тельствует об ослаблении гибкости предприятия. В случае необ-
 ходимости выйти из своего бизнеса и перейти в другую сферу
 деятельности, круто диверсифицироваться предприятию будет
 весьма сложно и в организационном, и особенно в финансовом
 * При достаточной величине выручки от реализации новый порог рен-
 табельности может быть пройденным как бы "задним числом"; убытков
 при этом не возникает.
 194
 
 смысле. Чем больше стоимость материальных основных средств,
 тем больше предприятие "увязает" в нынешней своей рыночной
 нише (не зря, например, гибкими считаются издательства, не
 имеющие собственных типографий и заказывающие изготовление
 тиражей книг на договорных условиях).
  Мало того, повышенный удельный вес постоянных затрат уси-
 ливает действие операционного рычага, и снижение деловой ак-
 тивности предприятия выливается в умноженные потери прибы-
 ли. Остается утешаться тем, что если выручка наращивается все-
 таки достаточными темпами, то при сильном операционном ры-
 чаге предприятие хотя и платит максимальные суммы налога на
 прибыль, но имеет возможность выплачивать солидные дивиден-
 ды и обеспечивать финансирование развития.
  Все это убеждает нас в том, что сила воздействия операционного
 рычага указывает на степень предпринимательского риска, связан-
 ного с данной фирмой: чем больше сила воздействия операционного
 рычага, тем больше предпринимательский риск*.
  С другой стороны, разве не сказал мудрец: "Кто не рискует -
 тот не пьет шампанское"?
  Переходим теперь к определению запаса финансовой прочности
 (кромки безопасности, предела безопасности) предприятия. Для
 этого необходимо сначала овладеть понятием порога рентабельности
 (критической точки, "мертвой точки", точки самоокупаемости,
 точки перелома, точки разрыва и т. д. - возможно, Читатель уже
 видел эти названия в экономической литературе).
  Порог рентабельности - это такая выручка от реализации, при
 которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и
 прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие посто-
 янных затрат, и прибыль равна нулю.
 Цифры возьмем такие (табл. 2):
 Таблица 2. Исходные данные для определения порога
 рентабельности
 
 I
 Показатель в тыс. руб. в процентах и в относи-
 тельном выражении (к
 выручке от реализации) 1 2 3 Фактическая выручка от реа-
 лизации 2000 100% или 1 I * Более подробно о предпринимательском риске см. следующий раздел
 этой главы.
 195
 
 
 
 
 или, что то же:
 Из последней формулы получаем значение порога рентабельности:
 Продолжение табл. 2 1 2 3 | Переменные затраты 1100 55% или 0,55 Валовая маржа 900 45% или 0,45 Постоянные затраты 860 I Прибыль 40 В нашем примере порог рентабельности равен
 860 тыс. руб. : 0,45 = 1911 тыс. руб.
 
 Рис. 6. Определение порога рентабельности.
 Первый графический способ
 196
  Не представляют трудностей и графические способы определе-
 ния порога рентабельности. Первый из этих способов, показан-
 ный на рис. 6, основан на равенстве валовой маржи и постоянных
 затрат при достижении порогового значения выручки от реали-
 зации.
 
  Итак, при достижении выручки от реализации в 1911 тыс. руб.
 предприятие достигает, наконец, окупаемости и постоянных, и
 переменных затрат. Второй графический способ определения по-
 рога рентабельности базируется на равенстве выручки и суммар-
 ных затрат при достижении порога рентабельности (рис. 7). Ре-
 зультатом будет пороговое значение физического объема произ-
 водства.
 
 3822
 (Пороговый объем
 реализации)
 
 4000 К, шт.
 
 Рис. 7. Определение порога рентабельности.
 Второй фафический способ
  Данные для определения порога рентабельности вторым графи-
 ческим способом:
 Цена - 0,5 тыс. руб. за 1 шт.
 Объем реализации - 4000 шт.
 Постоянные затраты - 860 тыс. руб.
 Переменные затраты - 1100 тыс. руб. (0,275 тыс. руб. за 1 шт.).
 ПОРЯДОК РАБОТЫ
 1. Прямая выручки от реализации строится с помощью точки А:
 Выручка = Цена реализации х Объем реализации =
 = 0,5 тыс. руб. х 4000 шт. = 2000 тыс. руб.
  2. Прямая постоянных затрат представляет собой горизонталь
 на уровне 860 тыс. руб.
 197
 
 3. Прямая суммарных затрат строится с помощью точки Б:
 Суммарные затраты = Переменные затраты + Постоянные
 затраты = Переменные затраты на единицу товара х Объем
  реализации + Постоянные затраты =
 = 0,275 тыс. руб. х 4000 шт. + 860 тыс. руб. = 1960 тыс. руб.
  Прямую переменных затрат можно сначала построить и отдель-
 но, а затем просто поднять ее на высоту постоянных затрат.
  4. Порогу рентабельности соответствует объем реализации
 3822 шт. и выручка от реализации 1911 тыс. руб. Именно при
 таком объеме реализации выручка в точности покрывает суммар-
 ные затраты и прибыль равна нулю.
  5. Нижний левый треугольник соответствует зоне убытков
 предприятия до достижения порога рентабельности, верхний пра-
 вый треугольник - зоне прибылей (не окажет ли нам знание пос-
 леднего обстоятельства дополнительную помощь при расчете аван-
 совых платежей по налогу на прибыль и общей суммы налога?).
  Итак, каждая следующая единица товара, проданная, начиная
 с 3823-й, будет приносить прибыль. Отметим в этой связи три
 полезнейших для финансиста момента.
  Первый. Определив, какому количеству производимых товаров
 соответствует, при данных ценах реализации, порог рентабельно-
 сти, вы получаете пороговое (критическое) значение объема произ-
 водства (в штуках и т. п.). Ниже этого количества предприятию
 производить невыгодно: обойдется "себе дороже". Формулы
 обычно используются такие:
 
 (D
 или
 
  Например (см. формулу 2), если постоянные затраты, необхо-
 димые для функционирования предприятия, составляют 40000 тыс.
 руб., цена - 100 тыс. руб., а переменные затраты на изготовление
 единицы товара равны 60 тыс. руб., то нужно изготовить 1000 таких
 изделий, прежде чем полностью окупятся постоянные затраты и
 198
 
 будет достигнута безубыточность всего дела. Лишь начиная с
 1001-го изделия, предприниматель начнет получать прибыль.
 40000 тыс. руб. : (100 тыс. руб. - 60 тыс. руб.) = 1000 шт.
  Тут, правда, есть нюанс. Пороговое значение объема производ-
 ства, рассчитанное по формуле 1, совпадет с таковым значением,
 рассчитанным по формуле 2, только когда речь идет об одном
 единственном товаре, который "заставляют" своей выручкой от
 реализации покрывать все постоянные затраты предприятия, либо
 когда производят расчеты для одного изолированного проекта. Но
 если предполагается выпускать несколько товаров, то расчет объ-
 ема производства, обеспечивающего безубыточность, например,
 товара №1, осуществляется чаще всего по формуле, учитывающей
 роль этого товара в общей выручке от реализации и приходящу-
 юся, таким образом, на него долю в постоянных затратах. Тогда
 вместо формулы 2 пользуются формулой 3:
  О)
  Второй. Пройдя порог рентабельности, фирма имеет дополни-
 тельную сумму валовой маржи на каждую очередную единицу то-
 вара. Естественно, наращивается и масса прибыли.
  Чтобы определить массу прибыли после прохождения порога ре-
 нтабельности, достаточно умножить количество товара, проданного
 сверх порогового объема производства, на удельную величину вало-
 вой маржи, "сидящей" в каждой единице проданного товара:
 
  Третий. Как уже отмечалось, сила воздействия операционного
 рычага максимальна вблизи порога рентабельности и снижается
 по мере роста выручки от реализации и прибыли, так как удель-
 ный вес постоянных затрат в общей их сумме уменьшается - и
 так вплоть до очередного "скачка" постоянных затрат (см. табл. 5 и 6).
  Попробуем теперь, зная порог рентабельности, определить за-
 пас финансовой прочности предприятия. Для этого вернемся к
 199
 
 примеру, использованному при решении задачи максимизации
 прироста прибыли (табл. 3):
 Таблица 3. Пример исходных данных для определения порога
 рентабельности и запаса финансовой прочности
 
 Показатель Товар А Товар Б Итого Выручка от ре-
 ализации 5000 тыс. руб.
 или 1 6000 тыс. руб.
 или 1 11000 тыс. руб.
 или 1 Переменные
 затраты 4500 тыс. руб.
 или 0,9 4800 тыс. руб.
 или 0,8 9300 тыс. руб.
 или 0,8455 Валовая маржа 500 тыс. руб.
 или 0,1 1200 тыс. руб.
 или 0,2 1700 тыс. руб.
 или 0,1545 Постоянные
 затраты На оба товара 1500 тыс. руб. 1 Прибыль 200 тыс. руб. I Порог рентабельности предприятия = 1500 тыс. руб. : 0,1545 =
 = 9708,7 тыс. руб. Разница между достигнутой фактической вы-
 ручкой от реализации и порогом рентабельности и составляет за-
 пас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реали-
 зации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое со-
 стояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных
 средств:
 
  При желании можно рассчитать запас финансовой прочности
 и в процентах к выручке от реализации, или в виде коэффициента
 к выручке. В нашем примере запас финансовой прочности соста-
 вляет 11 000 тыс. руб. - 9708,7 тыс. руб. = 1291,3 тыс. руб., что
 соответствует примерно 12% выручки от реализации. Это означа-
 ет, что предприятие способно выдержать 12-процентное сниже-
 ние выручки от реализации без серьезной угрозы для своего фи-
 нансового положения.
  Оказывается, запас финансовой прочности тем
  выше, чем ниже опасная сила операционного рыча-
 га. Эта мысль и нижеследующие формулы принадлежат на-
 шему Коллеге M. Г. Штерну:
 
 200
 
 
 
 
  Сомневающимся напоминаем, что (1 - ПОСТОЯННЫЕ ЗА-
 ТРАТЫ/ВАЛОВАЯ МАРЖА) - это величина, обратная силе
 воздействия операционного рычага. Мы доказали это не-
 сколькими страницами раньше. А величина, обратная силе

<< Пред.           стр. 26 (из 90)           След. >>

Список литературы по разделу