<< Пред.           стр. 29 (из 90)           След. >>

Список литературы по разделу

  Если промежуточная маржа покрывает хотя бы часть
 постоянных затрат предприятия, то данный товар достоин
 оставаться в ассортименте. При этом товары, берущие на
 себя больше постоянных затрат предприятия, являются
 предпочтительными.
  Это правило лишь на первый взгляд кажется самоочевидным и
 не требующим цифровой иллюстрации. На самом же деле здесь
 есть тонкости, сводящиеся к трем проблемам.
  Проблема первая: расчет порога безубыточности, в отличие от
 порога рентабельности товара. Порог безубыточности данного то-
 вара - это такая выручка от реализации, которая покрывает пере-
 менные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежу-
 точная маржа равна нулю. Если, несмотря на все старания, не
 достигается хотя бы нулевого значения промежуточной маржи -
 этот товар надо снимать с производства (либо не планировать его
 производство заранее).
 
  Проблема вторая: расчет порога рентабельности товара. Порог
 рентабельности товара - это такая выручка от реализации, кото-
 рая покрывает не только переменные и прямые постоянные затра-
 ты, но и отнесенную на данный товар величину косвенных посто-
 янных затрат. При этом прибыль от данного товара равна нулю.
 
 214
 
 Пример 4
  Рассчитать порог безубыточности и порог рентабельности това-
 ра по следующим данным (все абсолютные показатели - в тыс.
 руб.):
 Цена реализации 500
 Объем реализации за год 100 шт.
 Выручка за год 500 х 100 = 50 000
 Переменные затраты на единицу товара 380
 Валовая маржа (500 - 380) х 100 = 12 000
 Коэффициент валовой маржи 12 000 : 50 000 = 0,24
 Прямые постоянные затраты на товар 7 000
 Промежуточная маржа 12 000 - 7 000 = 5 000
 Доля промежуточной маржи в выручке 5 000 : 50 000 = 0,1
 Косвенные постоянные затраты 3 000
 Прибыль 2 000
 Решение
  Порог безубыточности = 7 000 : 120 = 58,3 шт. (т. е., естествен-
 но, 59), или 7 000 : 0,24 = 29 166,70 тыс. руб. Таким образом, дан-
 ный товар участвует в покрытии постоянных затрат предприятия,
 начиная с 59-й проданной единицы, а производить меньше озна-
 чает нести прямые убытки:
 Выручка от реализации 500 х 59 = 29 500
 Переменные затраты 380 х 59 = 22 420
 Валовая маржа 120 х 59 = 7 080
 Прямые постоянные затраты 7 000
 Промежуточная маржа 7 080 - 7 000 = 80
 (практически ноль)
 
  1. При выручке примерно в 42 000 тыс. руб. пере-
  менные затраты равны 31 920 тыс. руб.; валовая
 маржа, составляющая 10 080 тыс. руб., покрывает 7 000 тыс.
 руб. прямых постоянных затрат, и остается 3 080 тыс. руб.
 промежуточной маржи, которых как раз хватает на оплату
 косвенных постоянных расходов предприятия.
  2. Если реализация в течение года была равномерной, то
 можно предположить, что данный товар начал участвовать
 в покрытии постоянных затрат предприятия где-то в начале
 августа:
 
 215
 
 а участвовать своею прибылью в покрытии постоянных за-
 трат предприятия стал в самом начале ноября:
 
  Расчет порога безубыточности и порога рентабельности служит
 необходимым инструментом в оценке жизненного цикла товара. На
 нижеследующем рисунке показано, что на протяжении своего жиз-
 ненного цикла товар проходит два порога безубыточности и два по-
 рога рентабельности:
 
 Выручка
  Второй порог
 рентабельности
  Второй порог
 безубыточности
 Час "икс":
 товар надо изымать
 из ассортимента...
  Выход
 на рынок
 
  В "час икс" товар становится убыточным, от него надо отказы-
 ваться.
  Считается разумным располагать (планировать) прохождение
 первого порога безубыточности где-то на уровне второй трети фазы
 роста. Но расчет момента снятия с ассортимента требует большей
 точности, совмещения с коммерческими, техническими и трудовы-
 ми аспектами политики предприятия, а также - и, возможно, это
 главное - учета общей стратегической линии предприятия. Товар,
 не имеющий коммерческих перспектив, находящийся в фазе упад-
 ка, должен быть изъят из ассортимента как только этот товар стано-
 вится неспособным покрывать своей выручкой прямые переменные
 и прямые постоянные затраты, или, иначе говоря, как только про-
 межуточная маржа становится отрицательной.
 216
 
 
 A - выручка не покрывает прямых переменных и прямых постоянных
  затрат;
 Б - выручка покрывает прямые переменные, прямые постоянные и
  часть отнесенных на данный товар постоянных косвенных затрат;
 В - выручка покрывает, кроме всех прямых затрат, все отнесенные
 на данный товар косвенные постоянные затраты и вносит свой
  вклад в формирование прибыли предприятия;
 Г - выручка покрывает прямые переменные, прямые постоянные и
 часть отнесенных на данный товар постоянных косвенных затрат.
 Пример 5
  Выявление наиболее выгодных товаров с помощью углубленно-
 го операционного анализа.
  Предприятие по изготовлению сложного оборудования выби-
 рает наиболее выгодный из трех типов станков, предлагаемых к
 производству, по следующим данным (руб.):
  Суммарные затраты предприятия в анализируемый период -
 4 000 000.
 Суммарные переменные затраты на все станки - 3 000 000,
 в том числе:
 I тип станков - 1 200 000;
 II тип станков - 1 200 000;
 III тип станков - 600 000.
  Суммарные прямые постоянные затраты на все три станка -
 600 000, в том числе:
 I тип станков - 100 000;
 II тип станков - 200 000;
 III тип станков - 300 000.
  Постоянные затраты предприятия (косвенные постоянные за-
 траты) - 400 000.
 217
 
 Для принятия управленческого решения составляется таблица:
 
  Элементы
 операционного анализа I тип
 станков II тип
 станков III тип
 станков 1. Выручка от реализации 1 500 000 2 000 000 1 100 000 2. Переменные затраты 1 200 000 1 200 000 600 000 3. Валовая маржа (1) - (2) 300 000 800 000 500 000 4. Доля валовой маржи в выруч-
 ке (3): (1) 0,2 0,4 0,455 5. Прямые постоянные затраты 100 000 200 000 300 000 16. Сумма прямых переменных и
 прямых постоянных затрат
 (2)+(5) 1 300 000 1 400 000 900 000 7. Промежуточная маржа
 (3)-(5) 200 000 600 000 200 000 18. Доля промежуточной маржи
 I в выручке (7) : (1) 0,133 0,3 0Д83 1 При анализе таблицы появляется соблазн охарактеризовать III
 и II типы станков как наиболее выгодную для предприятия про-
 дукцию, ибо доля валовой маржи в выручке у этих станков наи-
 большая (0,455 и 0,4). Но в дальнейшем выясняется, что именно
 станки третьего типа требуют крупных прямых постоянных затрат
 (инвестиции, инженерное обеспечение и т. п.), и вследствие этого
 рентабельность данных изделий может оказаться гораздо скром-
 нее, чем можно было предположить по величине доли валовой
 маржи в выручке. Напротив, станки первого типа приносят сла-
 бую валовую маржу, но требуют незначительных инвестиций и
 прочих прямых постоянных затрат. Поэтому доля промежуточной
 маржи этих станков в выручке оказывается близкой к доле про-
 межуточной маржи в выручке станков третьего типа. Таким обра-
 зом, производство станков типа I и типа III почти равнозначно.
 Но, конечно же, поскольку подобный показатель для станков вто-
 рого типа лидирует со значительным отрывом (0,3 против 0,183 и
 0,133), станки именно этого типа принимают на себя наибольшую
 часть постоянных затрат всего предприятия и обладают наиболь-
 шей рентабельностью и инвестиционной привлекательностью.
 Итак, наш выбор - станки типа II.
 218
 
 ПРАКТИКУМ
  Вопросы, изложенные в этой главе, настолько новы и необыч-
 ны для российской практики управления финансами предприя-
 тия, что Авторы сочли необходимым предложить Читателю учеб-
 но-деловые ситуации и задачи с подробными объяснениями их
 решения. Надеемся, этот небольшой Практикум поможет вам ак-
 тивизировать, а в ряде случаев - и прояснить - теоретический
 материал части II.
 Пример 1
  Руководство предприятия намерено увеличить выручку от реа-
 лизации на 10%, (с 40 000 руб. до 44 000 руб.), не выходя за пре-
 делы релевантного диапазона. Общие переменные издержки со-
 ставляют для исходного варианта 31 000 руб. Постоянные издерж-
 ки равны 3000 руб. Рассчитайте сумму прибыли, соответствую-
 щую новому уровню выручки от реализации традиционным
 способом (1) и с помощью операционного рычага (2). Сравните
 результаты; сделайте предположение о степени фондовооружен-
 ности данного предприятия (3).
 Решение
  • L Суммарные переменные расходы, следуя за динамикой выруч-
 ки, должны возрасти на 10% и составить (31 000 руб. + 31 000 руб. х
 х 10%) = 34 100 руб. Прибыль равна (44 000 руб. - 34 100 руб. -
 - 3000 руб.) = 6900 руб. прбтив прежних 6000 руб.
  2. Сила воздействия операционного рычага составляет
 (40 000 руб.- 31 000 руб.): (40 000 руб.- 31 000 руб.- 3000 руб.) =
 = 1,5. Это означает, что 10-процентное увеличение выручки
 должно принести рост прибыли на (10% х 1,5) = 15%. Следова-
 тельно, прибыль должна будет составить 6900 руб.
  3. Результаты вычислений сходятся. По небольшой силе воз-
 действия операционного рычага можно предположить, что речь
 идет о неавтоматизированном производстве, использующем, в ос-
 новном, ручной труд. Для крупных, высокомеханизированных
 производств сила операционного рычага гораздо больше, ибо для
 таких предприятий характерен относительно высокий уровень по-
 стоянных издержек (амортизационные отчисления и проч.).
 219
 
 /Д?? Анализ выявляет одинаковый прирост и прибыли, и
 валовой маржи на сумму 900 руб. Если этой суммы
 будет достаточно, предприятие сможет расширять бизнес.
 Пример 2
  Для расчета ключевых показателей операционного анализа вос-
 пользуйтесь исходными данными примера 1 и таблицей. Как и
 почему изменяются сила воздействия операционного рычага и за-
 пас финансовой прочности по мере удаления выручки от порога
 рентабельности?
 Таблица. Расчет порога рентабельности, запаса финансовой
 прочности и силы воздействия операционного рычага
 
 1. Валовая маржа:
  Выручка от реализации
 минус
 Переменные издержки:
 материалы
 переменная зарплата
 другие переменные издержки
 Итого переменных издержек
  Валовая маржа
 2. Коэффициент валовой маржи:
 
 
 (А)
 (В)
 (С)
 
 То же, в процентах:
 
 
 3. Постоянные издержки:
 Оклады, постоянная зарплата
 Арендные платежи
 Налоги
 Электроэнергия
 Газ
 Вода
 Телефон
 Почтовые услуги
 Страхование
 Ремонт
 Реклама
 Проценты за кредит
 Аренда
 Амортизационные отчисления
 Другие постоянные затраты
  Итого постоянных издержек
 
 (D)
 
 220
 
 
 
 
 Решение
 
 Показатель
 
 Исходный
 вариант
 
 Вариант
 10-процентного
 роста выручки
 
 
 
 
 Выручка от реализации,
 I руб.
 Переменные издержки,
 РУб:
 1. Валовая маржа, руб.
 2. Коэффициент валовой
 маржи
 3. Постоянные издержки,
 руб.
 4. Порог рентабельности,
 руб.
 5.1. Запас финансовой
 прочности, руб.
 5.2. Запас финансовой
 прочности, %
 
 6. Прибыль, руб.
 7. Сила воздействия опера-
 ционного рычага
 
 40 000,0
 31 000,0
 
 44 000,0
 34 100,0
 
 221

<< Пред.           стр. 29 (из 90)           След. >>

Список литературы по разделу