<< Пред.           стр. 4 (из 90)           След. >>

Список литературы по разделу

 вано на ряде принципов, которые и делают ее достаточно эффек-
 тивным инструментом финансового управления. Постепенное
 введение этих принципов в систему отчетности российских пред-
 приятий позволит повысить эффективность ее применения для
 целей финансового менеджмента.
  Основное требование к информации, представляемой внеш-
 ним пользователям развитых финансовых рынков, заключается в
 том, чтобы она была полезной для этих пользователей, т. е. чтобы
 эту информацию можно было использовать для принятия обос-
 нованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация
 должна отвечать соответствующим критериям (см. рис. 1).
  Уместность означает, что данная информация значима и оказы-
 вает влияние на решение, принимаемое пользователем. Инфор-
 мация считается также уместной, если она обеспечивает возмож-
 ность перспективного и ретроспективного анализа, т. е. разработки
 прогноза о результатах прошлых, текущих и будущих решений, а
 также подтверждения правильности прошлых решений пользова-
 26
 
 
 
 
 
 
 ю
 
 Рис. 1. Принципы составления финансовой отчетности
 
 теля или выявления их ошибочности. Уместность предполагает
 также своевременность данной информации, поскольку, если ин-
 формация получена позже необходимого срока, она уже никак не
 может повлиять на принятие решения.
  Достоверность информации определяется ее правдивостью,
 преобладанием экономического содержания над юридической
 формой, возможностью проверки и документальной обоснован-
 ностью, а также нейтральностью данных.
  Информация считается правдивой, если она не содержит оши-
 бок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует события
 хозяйственной жизни. Требование преобладания содержания над
 юридической формой означает, что все включаемые в отчетность
 сведения рассматриваются прежде всего с точки зрения их эко-
 номического содержания, даже если их юридическая форма пре-
 дусматривает иную трактовку.
  Нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не де-
 лает акцента на удовлетворение интересов одной группы поль-
 зователей общей, отчетности в ущерб другой группы.
  Понятность означает, что пользователи могут понять содержа-
 ние отчетности без специальной профессиональной подготовки.
  Сопоставимость требует, чтобы сохранялась последовательность
 в применяемых методах бухгалтерского учета на данном предпри-
 ятии, и тем самым обеспечивалась сопоставимость данных о дея-
 тельности предприятия за несколько отчетных периодов.
  Каждая единица информации включается в отчетность исходя
 из того, что учет этой финансовой информации производился на
 основе определенных принципов учета, а также принимая во
 внимание существующие ограничения на включение данных в
 отчетную информацию.
 К принципам учета относятся:
  1. Принцип двойной записи, который обусловливает запись каж-
 дой операции дважды: в дебет одного счета и в кредит другого.
  2. Принцип экономической единицы учета, в соответствии с ко-
 торым хозяйственная единица, идентифицируемая в отчетности,
 отделяется от ее собственников или других единиц.
  3. Принцип периодичности, который означает, что предприятие
 должно периодически отчитываться перед заинтересованными
 сторонами о результатах своей деятельности за соответствующие
 периоды. Это приводит к своего рода искусственному делению
 всего жизненного цикла предприятия на отдельные отрезки вре-
 мени (месяц, квартал, год и др.) и привносит элемент субъективизма
 28
 
 в оценку результатов за эти периоды. Например, бухгалтер оказыва-
 ется перед выбором, к какому отчетному периоду отнести те или
 иные расходы или доходы и каков, соответственно, будет показа-
 тель чистой прибыли за этот период. Для принятия решения бухгал-
 тер должен руководствоваться методом начисления, принципом со-
 ответствия (см. ниже) и другими принципами, позволяющими наи-
 более объективно отразить хозяйственные факты в условиях рынка.
  4. Принцип функционирующего предприятия (продолжающейся
 деятельности, непрерывности), который означает, что предпри-
 ятие будет продолжать свою деятельность достаточно долго, в со-
 ответствии с целями своего создания, и что оно не будет в бли-
 жайшее время ликвидировано или реорганизовано.
  5. Принцип денежной оценки, который означает использование
 денежного измерителя в качестве универсального.
 При этом могут применяться следующие методы оценки:
  а) фактическая (историческая) себестоимость - первоначаль-
 ная сумма денежных средств или их эквивалентов, уплаченная
 или начисленная при приобретении или производстве этих
 средств (или при учете обязательств);
  б) текущая восстановительная себестоимость -- сумма денежных
 средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена в на-
 стоящее время в случае необходимости замены каких-либо средств;
  в) текущая рыночная стоимость - сумма денежных средств
 или их эквивалентов, которая может быть получена в результате
 продажи средств или при наступлении срока их ликвидации;
  г) чистая стоимость реализации - сумма денежных средств или
 их эквивалентов, которая должна быть получена или уплачена
 при реализации средств или погашении обязательств; как прави-
 ло, эта стоимость равна цене реализации за вычетом обычных
 расходов по реализации;
  д) дисконтированная стоимость - приведенная стоимость бу-
 дущих денежных поступлений или их эквивалентов с учетом аль-
 тернативных возможностей инвестирования.
  6. Принцип (метод) начислений, который позволяет бухгалтеру
 принять решение о том, к какому отчетному периоду отнести со-
 ответствующие доходы и расходы. Метод начислений предпола-
 гает, что доходы относятся к тому отчетному периоду, в котором
 соответствующая продукция отгружена (соответствующие услуги
 оказаны) покупателю, даже если денежные средства еще не пере-
 числены на счет продавца. Также расходы отражаются в том от-
 четном периоде, в котором они возникли, независимо от того,
 оплачены ли они предприятием в данном отчетном периоде.
 29
 
 Вместе с тем, метод начислений предполагает использование
 принципа осторожности (см. ниже), в соответствии с которым
 определенная часть выручки, которая, по оценкам предприятия,
 не будет получена в данном отчетном периоде, может быть спи-
 сана как сомнительная дебиторская задолженность из прибыли
 того отчетного периода, в котором отражена соответствующая
 выручка по отгруженной продукции.
 
 Метод начислений служит альтернативой кассово-
 му методу, согласно которому доходы и расходы
 предприятия отражаются в учете только в момент поступ-
 ления или оплаты денежных средств. Большинство рос-
 сийских предприятий до 1996 г. отражало доходы по кас-
 совому методу, а расходы - по методу начислений. В меж-
 дународной практике общепринятым является метод на-
 числений. Считается, что он наиболее объективно отража-
 ет финансовые результаты деятельности компании. При-
 менение кассового метода также допускается, однако
 только в исключительных случаях, и причины его выбора
 требуют дополнительных объяснений со стороны компа-
 нии заинтересованным пользователям. С 1996 г. россий-
 ские предприятия также перешли на метод начислений.
  7. Принцип соответствия доходов отчетного периода расходам
 отчетного периода, который означает, что в данном отчетном пе-
 риоде отражаются только те расходы, которые обусловили полу-
 чение доходов этого отчетного периода. Если между отдельными
 видами расходов и доходов трудно установить непосредственную
 зависимость, расходы распределяются между несколькими отчет-
 ными периодами в соответствии с какой-либо системой распре-
 деления. Примером является амортизация основных средств, ко-
 торые списываются в течение нескольких отчетных периодов со-
 гласно установленной схеме.
  В ходе формирования отчетной информации должны соблю-
 даться определенные ограничения на информацию, включаемую в
 отчетность:
  1. Оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что
 затраты на составление отчетности должны разумно соотносить-
 ся с выгодами, извлекаемыми предприятием от представления
 этих данных заинтересованным пользователям.
  2. Принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что
 документы отчетности не должны допускать завышенной оценки
 активов и прибыли и заниженной оценки обязательств. Это озна-
 чает также, что для отражения потенциальных потерь или убыт-
 30
 
 ков предприятию нужно меньше оснований, чем для отражения
 потенциальных прибылей. Одним из отражений принципа осто-
 рожности является правило низшей оценки: по себестоимости
 или рыночной цене. Это правило гласит, например, что, если
 предприятие приобрело свои оборотные средства по одной цене,
 а в настоящее время рыночная цена на них упала, то в документах
 отчетности предприятие должно отражать эти средства по теку-
 щей рыночной цене с отнесением разницы на убытки текущего
 периода. Однако, если рыночная цена на оборотные активы воз-
 росла в данном отчетном периоде, предприятие не вносит ника-
 ких изменений в свои документы до момента фактической реали-
 зации активов по возросшей рыночной цене. Такой подход поз-
 воляет отразить в бухгалтерском учете изменчивость рыночной
 ситуации и связанный с этим риск хозяйственной деятельности
 предприятия и его собственников.
  3. Конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация
 не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурент-
 ным позициям предприятия. Это требование относится к публич-
 ной информации компаний, которые по закону обязаны пред-
 ставлять отчетность широкому кругу пользователей.
  В соответствии с различными экономическими признаками,
 вся отчетная информация группируется в отдельные укрупнен-
 ные статьи, которые в международной практике называются эле-
 ментами финансовой отчетности. Основными элементами финан-
 совой отчетности являются активы, обязательства, собственный
 капитал, доходы, расходы* прибыль и убытки. Три первых эле-
 мента характеризуют средства предприятия и источники этих
 средств на определенную дату; остальные элементы отражают
 операции и события хозяйственной жизни, которые повлияли на
 финансовое положение предприятия в течение отчетного перио-
 да и обусловили изменения в первых трех элементах. Все элемен-
 ты финансовой отчетности отражаются в формах отчетности, сре-
 ди которых во всех странах, в том числе и в России, основными
 являются Баланс и Отчет о прибытках и убытках.
 Основными методами анализа отчетности служат:
 • чтение отчетности;
 • горизонтальный анализ;
 • вертикальный анализ;
 • трендовый анализ;
 • расчет финансовых коэффициентов.
 31
 
  Чтение отчетности - это изучение абсолютных показателей,
 представленных в отчетности. Посредством чтения отчетности
 определяют имущественное положение предприятия, его кратко-
 срочные и долгосрочные инвестиции, вложения в физические ак-
 тивы и финансовые активы, источники формирования собствен-
 ного капитала и заемных средств, оценивают связи предприятия
 с поставщиками и покупателями, финансово-кредитными учреж-
 дениями, оценивают выручку от основной деятельности и при-
 быль текущего года.
  Горизонтальный анализ позволяет определить абсолютные и
 относительные изменения различных статей отчетности по срав-
 нению с предшествующим годом, полугодием или кварталом.
  Вертикальный анализ проводится с целью выявления удельного
 веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе,
 принимаемом за 100 процентов (например, удельный вес статей
 актива в общем итоге баланса).
  Трендовый анализ основан на расчете относительных отклоне-
 ний показателей отчетности за ряд лет (периодов) от уровня ба-
 зисного года (периода), для которого все показатели принима-
 ются за 100 процентов.
  Финансовые коэффициенты описывают финансовые пропор-
 ции между различными статьями отчетности. Достоинствами фи-
 нансовых коэффициентов являются простота расчетов и элими-
 нирование влияния инфляции, что особенно актуально при ана-
 лизе в долгосрочном аспекте. Суть метода заключается, во-пер-
 вых, в расчете соответствующего показателя и, во-вторых, в срав-
 нении этого показателя с какой-либо базой, например:
 • общепринятыми стандартными параметрами;
 • среднеотраслевыми показателями;
 • аналогичными показателями предшествующих лет (перио-
 дов);
 • показателями конкурирующих предприятий;
 • какими-либо другими показателями анализируемой фирмы.
  Считается, что если уровень фактических финансовых коэф-
 фициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее
 болезненные места в деятельности компании, нуждающиеся в до-
 полнительном анализе. Впрочем, дополнительный анализ может
 и не подтвердить предварительную негативную оценку, обуслов-
 ленную расчетом того или иного коэффициента. Так, в ряде слу-
 чаев та или иная величина коэффициента не соответствует обще-
 принятой стандартной норме в силу специфичности конкретных
 32
 
 условий и особенностей деловой политики отдельного предприя-
 тия; не всегда является обоснованным сравнение с усредненными
 коэффициентами в пределах отрасли, в силу, например, диверси-
 фикации деятельности многих компаний; фактически достигну-
 тый уровень предшествующих лет может не быть оптимальным
 для удовлетворения потребностей предприятия в соответствую-
 щие годы, или может быть оптимальным для предшествующих
 лет, но недостаточным для отчетного периода. Финансовые ко-
 эффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского
 учета, не отражают качества составляющих компонентов. Нако-
 нец, они имеют статичный характер. Однако все это не значит,
 что финансовые коэффициенты невозможно использовать в фи-
 нансовом управлении. Необходимо лишь понимать ограничения,
 которые накладывает их использование, и относиться к ним как к
 инструменту анализа, а не как к.объяснению изучаемых вопросов.
  Для финансового менеджера финансовые коэффициенты име-
 ют особое значение, поскольку являются основой для оценки его
 деятельности внешними пользователями отчетности, прежде все-
 го акционерами и кредиторами. Поэтому, принимая любое ре-
 шение, финансовый менеджер оценивает влияние этого решения
 на наиболее важные финансовые коэффициенты.
  Аналитическая ценность коэффициентов подтвер-
  ждается, в частности, тем, что во многих странах
 существуют специальные издания, публикующие финансо-
 вые коэффициенты. Так, например, в США такими органи-
 зациями являются известнейшие компании: "Дан энд
 Бредстрит", "Роберт Моррис Ассошиэйтс", "Мудис", На-
 логовое бюро Министерства торговли США, Комиссия по
 ценным бумагам и др. В Японии подобные сведения пуб-
 ликуются в справочнике Министерства торговли и про-
 мышленности "Вага куни кигё-но кэйэй бунсэки" и в спра-
 вочнике "Кайся нэнкан".
 1.2. Основные показатели учета и отчетности,
 используемые в финансовом менеджменте.
 Анализ денежных потоков
  Для принятия решений финансовому менеджеру необходимо
 иметь информацию о деятельности предприятия за прошлые пе-
 риоды, позволяющую оценить потенциальные финансовые воз-
 можности предприятия на предстоящие периоды.
 33
 
  Такая информация должна содержать сведения, необходимые
 для:
 • оценки текущего финансового положения предприятия, его
 активов, обязательств и собственного капитала, а также
 оценки изменений в этих статьях за определенный период;
 • оценки потоков денежных средств предприятия, их суммы,
 времени притока и оттока и связанного с этим фактора риска;
 • принятия инвестиционных решений и решений по выбору
 источников финансирования.
  Основные показатели, отражающие финансовое положение
 предприятия, представлены в балансе. Баланс характеризует фи-
 нансовое положение предприятия на определенную дату и отра-
 жает ресурсы предприятия в единой денежной оценке по их со-
 ставу и направлениям использования, с одной стороны (актив), и

<< Пред.           стр. 4 (из 90)           След. >>

Список литературы по разделу