<< Пред.           стр. 44 (из 90)           След. >>

Список литературы по разделу

 поддерживать запасы готовой продукции на разумном уровне.
 Общеизвестно также, что наращивание оборота приводит обыч-
 но к разбуханию дебиторской задолженности предприятия,
 ибо конкуренция вынуждает продавца привлекать покупате-
 лей все более выгодными условиями коммерческого кредита;
 в-пятых, величина и норма добавленной стоимости: чем
 меньше норма добавленной стоимости (Добавленная стои-
 мость : Выручка от реализации х 100), тем в большей степени
 коммерческий кредит поставщиков способен компенсировать
 клиентскую задолженность. Парадокс заключается в том, что
 при высокой норме добавленной стоимости и, казалось бы,
 небольшой степени зависимости предприятия от закупок
 сырья, фирме приходится просить своих поставщиков о бо-
 лее длительных отсрочках платежей.
 * Наиболее длительный цикл производства и реализации наблюдается
 как раз у предприятий с высокой нормой добавленной стоимости. У
 таких предприятий, как правило, значительные запасы готовой продук-
 ции, а потребности в сырье относительно скромные. Это заставляет
 предприятия наращивать дебиторскую задолженность и одновременно
 снижает роль кредиторской задолженности в удовлетворении ТФП.
 312
 
  Попробуем на примере не только доказать существование это-
 го парадокса, но и показать, как рассчитать разумную длитель-
 ность отсрочек по клиентской задолженности, с одной стороны,
 и по платежам поставщикам, с другой стороны.
  Два предприятия - А и Б - получают в среднем один месяц
 отсрочки платежа по поставкам сырья и, в свою очередь, предо-
 ставляют клиентам месячные отсрочки. Идеальная ситуация?
 Посмотрим, "взвесив" выручку и стоимость сырья по средней
 длительности отсрочки соответствующих платежей. Если средне-
 месячный оборот предприятия А составляет 100 тыс. руб., а стои-
 мость потребляемого сырья - 50 тыс. руб., то клиентская задол-
 женность перекрывается коммерческим кредитом поставщиков
 лишь наполовину:
 Коммерческий кре-
 дит поставщиков
 (кредиторская
 задолженность)
 Текущий дефицит
  Клиентская
 (дебиторская)
 задолженность
 оборотных средств
 по хозяйственным
 операциям
 
 
 
 
 
 
 1мес.хмесячньш
 оборот
 
 1 мес х месячный объем
 ' закупок сырья
 
  У предприятия Б с таким же месячным оборотом (100 тыс.
 руб.), но с меньшим потреблением сырья (25 тыс. руб.) и большей
 нормой добавленной стоимости (75% против 50%) "прореха" в
 бюджете получается еще шире:
 100 тыс. руб. - 25 тыс. руб. = 75 тыс. руб.
  Следовательно, предприятию А необходима двухмесячная от-
 срочка по платежам поставщикам, чтобы компенсировать месяч-
 ную отсрочку клиентам, а для более эффективно работающего
 предприятия Б это соотношение равно 4:1. Далее, чтобы величи-
 на ТФП стала отрицательной и превратилась в источник финан-
 сирования, предприятию А нужно просить у поставщиков 2,5-3
 месяца отсрочки, а предприятию Б - 4,5-5 или даже 6 месяцев
 отсрочки, что уже почти несбыточно в нынешних условиях. Уже-
 сточение же сроков расчета с клиентами грозит осложнениями в
 сбыте продукции.
  Итак, чем больше норма добавленной стоимости, тем больше
 ТФП. Более того, у предприятий с повышенной нормой добав-
 ленной стоимости ТФП растут быстрее выручки от реализации.
  Но не будем впадать в депрессию. Во-первых, нет смысла без
 крайней необходимости искусственно снижать норму добавлен-
 313
 
 ной стоимости: это может перечеркнуть все усилия по подъему
 уровня рентабельности; во-вторых, чтобы "обернуться" по
 срокам выплат и поступлений, предприятие может прибегнуть к
 банковскому кредиту (в частности, в форме овердрафта), либо к
 старому, как мир, учету векселей, либо к новой, прогрессивной
 форме финансирования текущих потребностей - факторингу.
 
 Предприятия малого бизнеса обладают одним
 весьма важным преимуществом: таким предприя-
 тиям удается поменять знак величины ТФП на отрицатель-
 ный благодаря невысокой норме добавленной стоимости и
 удачному соотношению в сроках платежей по закупкам сы-
 рья, с одной стороны, и поступлений за готовую продукцию,
 с другой стороны. Тогда коммерческий кредит поставщиков
 не только покрывает средства, замороженные в запасах, и
 клиентскую задолженность, но и порождает дополнитель-
 ный источник финансирования для предприятия.
  2.2.2. Ускорение оборачиваемости оборотных средств -
 важнейший способ снижения текущих финансовых потребностей
  Вернемся к постановке основной задачи рационального управ-
 ления оборотными активами предприятия: всеми силами и сред-
 ствами сокращать периоды оборачиваемости запасов и кредитор-
 ской задолженности и увеличивать средний срок оплаты креди-
 торской задолженности (в рамках деловой этики, разумеется), с
 целью снижения ТФП, вплоть до превращения их в отрицатель-
 ную величину. Здесь мы рассматриваем в основном те возмож-
 ности маневра по сокращению ТФП предприятия и сроков обо-
 рачиваемости оборотных средств, которые относятся к "стыку"
 финансов и сбыта:
 • Принцип дорогой закупки и дешевой продажи товара, пол-
 ностью соответствующий великой формуле Дюпона, которой
 Читатель овладел в первой части.
 • Скидки покупателям за сокращение сроков расчета (спон-
 танное финансирование).
 • Учет векселей и факторинг.
  Сейчас Читателю предстоят приятные минуты. Отдавая должное
 великому наследию мировой экономической мысли, мы приводим
 здесь отрывок из книги профессора Цюрихского университета Ио-
 ганна Шерра "Учение о торговле", впервые изданной в России в 1925
 году - в золотое для отечественного коммерсанта время. Длительное
 314
 
 время эта интеллигентная и научно-добросовестная, полезнейшая в
 практическом отношении книга пребывала в забвении. Мы проци-
 тируем этот отрывок по переизданию 1993 года (M.: Перспектива,
 репринт в 2-х т.т.), сохраняя орфографию и синтаксис оригинала.
 "Учение о дешевой покупке и дорогой продаже
  Два пути. 1. Так как частно-хозяйственная цель торговли заклю-
 чается в достижении возможно большей прибыли, а последняя
 составляется из разницы между ценой закупочной и продажной, то
 само собою разумеющимся представляется правило: дешево купить,
 дорого продать. Этому правилу пытается следовать каждый купец, и
 его усилия направлены к тому, чтобы подешевле купить товар у про-
 изводителя или его преемника в цепи организации мировой тор-
 говли. Практическое искусство торговли именно и состоит в использо-
 вании всех средств и преимуществ, ведущих к этому. Для этого купцу
 необходимо обозревать весь рынок, самым тщательным образом изу-
 чать количество товаров у производителя, видимые и невидимые
 запасы, условия производства и производственные затруднения, ко-
 лебания конъюнктуры в области предмета его торговли. Поступая так,
 он действует согласно экономическому принципу, что не исключает
 вступление его на ложный путь, в особенности тогда, когда при этом
 он прибегает к нечестным средствам, обману или другим недопус-
 тимым коммерческим приемам или использует в недопустимой форме
 свое превосходство над производителем, бросает на чашку весов силу
 своего капитала, чтобы поставить производителя в зависимость от
 себя и лишить его возможности использовать конкуренцию (авансы
 крупных закупщиков под будущий урожай хлопка, сахарной свеклы,
 пшеницы и пр., принудительные закупочные организации американ-
 ских владельцев крупных боен, владельцев элеваторов, керосино-
 проводов).
  Ограничение 2. Однако, во всех этих случаях вопрос о деше-
 дешевой закуп- вой закупке представляет собою не столько во-
 ки, обусловлен- прос влияния силы капитала и создаваемого ею
 ное частно-хо- монопольного положения. Во всех тех областях
 зяйственным ин- торговли, где не исключена свободная конку-
 тересом. ренция или где после сильной борьбы с капита-
 листической коалицией она вновь приобрела значение, дешевой за-
 купке при помощи так называемых торговых уловок ставятся из-
 вестные пределы. Если производитель или продавец при сбыте своих
 продуктов имеет выбор между различными покупателями, он порвет
 торговые сношения с теми из них, кто будет пытаться обсчитать его.
 315
 
 Каждый купец, желающий сделать свою торговую деятельность по-
 стоянным занятием и обеспечить себя надежными поставщиками,
 должен честно и добросовестно относиться к тем продавцам, с каки-
 ми имеет дело; не следует также забывать, что и производители мо-
 гут пользоваться выгодами организации, могут объединиться в товк-
 рищества по сбыту, если купец не даст им рыночной цены.
  Поэтому свободная торговля сама себе копает яму, если она
 при покупках руководствуется только своим частным интересом.
 В виду этого дешевые закупки также имеют свои границы, опре-
 деляемые конкуренцией, расчетом на длительные и устойчивые
 деловые отношения. Нижеприводимый пример показывает, что
 именно предусмотрительный, благоразумный эгоизм ставит гра-
 ницы дешевой закупке. В самом деле, коммерчески неразумно,
 если купец, в особенности розничный торговец, из-за каждой ме-
 лочной скидки с цены будет менять своего поставщика. Само со-
 бою разумеется, при каждой закупке он будет сравнивать кон-
 кретные предложения по цене и качеству товара с предложения-
 ми постоянных своих поставщиков и попытается выяснить, не
 являются ли новые предложения только приманкой, достаточно
 ли надежен новый поставщик в смысле обслуживания и исполне-
 ния своих обязательств в срок и в отношении качества товара.
 Учитывая эти важные вопросы при закупке, следует притти к
 выводу, что самое дешевое предложение не всегда самое лучшее.
  Ограничение 3. Точно так же обстоит дело и с дорогой прода-
 дорогой прода- жей. Стремление к увеличению своей прибыли
 жи, обусловлен- заставляет купца стараться поднять продаж-
 ное частно-хо- ную цену, как можно выше. Однако, и здесь
 зяйственными благоразумный купец должен соблюдать из-
 интересами. вестную норму. Помимо того, что при назначе-
 нии продажной цены он должен всегда считаться с конкуренцией, он
 может приобрести постоянную клиентуру только при условии, если
 предупредительно идет навстречу своим покупателям. Прибыль-
 ность торговли в большинстве случаев зависит не от однажды полу-
 ченной выгоды, а от длительных торговых отношений, верной клиен-
 туры, которую купец может обеспечить себе только в том случае, ес-
 ли ограничится небольшой надбавкой. Как ни звучит парадоксально,
 но правильным будет положение: продавать как можно дешевле; при
 чем, само собой разумеется, пределы продажной цены должны уста-
 навливаться точной калькуляцией.
 3*16
 
  Ограничение, 4. Эта именно калькуляция должна убедить куп-
 обусловленное ца, что расстояние между покупной и продажной
 стремлением к ценой, единовременная прибыль от единичного
 устойчивому и оборота является лишь одним из трех факторов,
 большому оборо- из которых составляется весь доход предприя-
 ту. тия. Двумя другими факторами служат величи-
 на оборота и продолжительность обращения отдельной коммерческой
 операции, т.е. быстрота оборота. Пример пояснит взаимоотношение ме-
 жду этими двумя факторами.
  Предположим, что три конкурирующих купца А, Б и В торгуют
 пшеницей.
  А покупает 100 двойных центнеров пшеницы по 20 марок и про-
 дает по 21, при чем количество оборачивается каждый месяц. Его
 годовой доход составит 1.200 марок.
  Б оборачивает в месяц 400 дв. центнеров, покупает по 20,20 мар-
 ки, продает по 20,80, зарабатывает на центнер только 60 пфенни-
 гов, и при двенадцатикратном обороте по 400 дв. центнеров, имеет
 в год 2.880 марок.
  В покупает 400 дв. центнеров по 20,40 и продает по 20,60 марки,
 но может еженедельно делать оборот в 400 дв. центнеров, хотя его
 заработок составляет всего 20 пфеннигов на один дв. центнер, тем
 не менее он получает в год прибыль 4.160 марок.
  Первый торгует по принципу: дешево купить и дорого продать;
 второй: - меньшая надбавка при большом обороте дает боль-
 шую прибыль, чем большая надбавка при маленьком обороте. Тре-
 тий также признает принцип - обеспечение большого оборота, но
 к этому прибавляет ускорение оборота, продавая то же количество
 товара не за месяц) а в неделю, и так таким путем достигает выс-
 шей торговой прибыли, хотя и дороже всех покупает и дешевле
 всех продает. Его новый принцип торговли гласит следовательно:
 достижение быстрого оборота.
  Вынужденное 5. Из этого примера можно сделать еще даль-
 подчинение хо- нейшие выводы. А платит производителю
 зяйственному 20 марок, Б - 20,20 и В - 20,40, поэтому В при
 принципу покупке побьет своих конкурентов или оттес-
 нит их в менее выгодные места закупок, поставит их в менее выгод-
 ные условия. Но так как В еще приходит к потребителям, т.-е. к своим
 покупателям, с самой дешевой ценой в 20,60 марки, тогда как Б тре-
 бует 20,80, а А даже 21 марку, то и здесь В выйдет победителем из
 конкурентной борьбы, отобьет у своих конкурентов первых и луч-
 ших покупателей и оттеснит их в самые невыгодные торговые цен-
 тры. Большая предприимчивость, коммерческая подвижность, бо-
 317
 
 лее усовершенствованная организация у В по сравнению с А и Б идет
 к тому же на пользу связанным через него хозяйственным субъек-
 там, производителю и потребителю: чем более совершенно торговое
 предприятие, тем более активно торговля служит народному хозяй-
 ству в целом. Этот пример, кроме того, показывает, что принцип вы-
 годы автоматически переходит в высший экономический принцип;
 больше того, что коммерческое правило о дешевой покупке и дорогой
 продаже ни в коем случае не является руководящим, а должно сле-
 довать другим принципам, в особенности принципу крупного и ско-
 рого оборота.
  Простой цифровой расчет показал, что достижение большого
 оборота имеет величайшее значение в торговле."
  Резюмируя выкладки швейцарского профессора, мы можем
 сделать вывод, что в условиях конкуренции имеет больший
 смысл ускорять оборачиваемость оборотных средств, чем упор-
 ствовать на максимизации нормы прибыли на каждую единицу
 реализуемого товара.
 
 В условиях инфляции для большинства предприя-
 тий оборот важнее прибыли. Подходит ли этот
 принцип для вашего предприятия?
  Определение скидок покупателям за сокращение сроков расче-
 та (спонтанное финансирование) - наша следующая задача.
  Предоставляя покупателю отсрочку платежа за товар, продавец,
 по существу, предоставляет своему партнеру кредит, который, во-
 преки бытующему мнению, отнюдь не является бесплатным. Вот
 только которому из этих двух персонажей приходится платить, не
 открывая кошелька? Предоставляя отсрочку в 45 дней, вы идете на
 упущенную выгоду - тот же убыток - по крайней мере в сумме
 банковского процента, который мог бы "набежать" на вашу сумму
 за полтора месяца, получи вы ее немедленно. Более того, если ва-
 ша рентабельность превышает среднебанковскую ставку процента,
 то сумма платежа, немедленно пущенная вами в оборот, могла бы
 принести еще большее приращение.
  С другой стороны, зачастую трудно реализовать свой товар, не
 предоставляя коммерческого кредита. В странах развитой рыноч-
 ной экономики давно был найден и успешно применяется способ
 облегчения страданий поставщика, небесприбыльный и для по-
 купателя: спонтанное финансирование. Превратить муку в сплош-
 ное удовольствие, конечно, не удалось, но...
 318
 
  ...представьте себя на месте плательщика. Если вы оплатите то-
 вар до истечения определенного срока, то сможете воспользо-
 ваться солидной скидкой с цены. После этого срока вы платите
 сполна, разумеется, укладываясь в договорный срок платежа. Что
 вам выгоднее: оплатить до заветной даты, даже если придется
 воспользоваться для этого банковским кредитом, или дотянуть до
 последнего и потерять скидку? Вряд ли стоит спешить с ответом.
 Давайте сопоставим "Цену отказа от скидки" ("Approximate per-
 centage cost of not taking discounts") со стоимостью банковского

<< Пред.           стр. 44 (из 90)           След. >>

Список литературы по разделу