<< Пред.           стр. 57 (из 90)           След. >>

Список литературы по разделу

 0,8 + 2,0 х 0,2 - 2 х 0,2 - 24,0 х 0,05 х (1- 0,4) = 0,08 (млн. руб.).
  Итак, чтобы обеспечить прогнозируемый объем продаж, требу-
 ются новые капвложения в сумме: (4,8 - 4) = 0,8 млн. руб. Одновре-
 менно необходимый прирост оборотных активов должен соста-
 вить: (2,4 - 2,0) = 0,4 млн., руб. Прирост же текущих обязательств:
 (0,4 млн. руб.) и нераспределенной прибыли: (0,72 млн. руб.), к со-
 жалению, не в состоянии покрыть возрастание долго- и кратко-
 срочных финансовых потребностей на (0,8 + 0,4) = 1,2 млн. руб. Об-
 разуется дефицит в сумме: (1,2 - 0,4 - 0,72) = 0,08 млн. руб.
  Результаты сошлись трижды. Финансистам предприятия при-
 дется изыскать 0,08 млн. руб. собственных или заемных средств.
 3.4. Общий бюджет предприятия:
 структура и принципы составления
  Процесс бюджетирования является составной частью финансо-
 вого планирования, т. е. процесса определения будущих действий
 по формированию и использованию финансовых ресурсов. Финан-
 совые планы обеспечивают взаимосвязь доходов и расходов на
 409
 
 основании взаимоувязки показателей развития предприятия с его
 финансовыми ресурсами.
  Цель финансового планирования - обеспечение воспроизводст-
 венного процесса соответствующими как по объему, так и по стру-
 ктуре финансовыми ресурсами. В ходе достижения этой цели вы-
 деляются следующие основные задачи финансового планирования:
 • определение объекта планирования;
 • разработка системы финансовых планов с выделением опе-
 ративных, административных и стратегических планов;
 • расчет необходимых финансовых ресурсов;
 • расчет объемов и структуры внутреннего и внешнего финан-
 сирования, выявление резервов и определение объемов до-
 полнительного финансирования;
 • прогноз доходов и расходов предприятия.
  Обычно составляются планы стратегические, текущие и опера-
 тивные.
  Стратегические планы - это планы генерального развития
 бизнеса и долгосрочной структуры организации. В финансовом
 аспекте стратегические планы определяют важнейшие финансо-
 вые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют
 инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и
 накопления. Такие планы определяют объем и структуру финан-
 совых ресурсов, необходимых для сохранения предприятия как
 бизнес-единицы.
  Текущие планы разрабатываются на основе стратегических пу-
 тем их детализации, т. е., если первый вид планов дает пример-
 ный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления ис-
 пользования, то в рамках текущего планирования проводится
 взаимоувязка каждого вида вложений с источниками финансиро-
 вания. Таким образом, стратегические планы дают "макрострук-
 туру" финансовых ресурсов (перспективы изменения структуры
 капитала, приоритетные направления вложения и заимствования
 средств), а текущие - характеризуют эффективность каждого из
 возможных источников финансирования, содержат расчет цены
 капитала и его составляющих (акционерного капитала, кредитов,
 займов и т. п.), а также финансовую оценку основных направле-
 ний деятельности предприятия и путей получения дохода.
  Оперативные планы - это краткосрочные тактические планы,
 непосредственно связанные с достижением целей фирмы, напри-
 мер, план производства, план закупки материалов и т. п. Опера-
 тивные планы входят составной частью в годовой или кварталь-
 ный общий бюджет предприятия.
 410
 
  Процесс бюджетирования на предприятии объединяет работу по
 составлению оперативного, финансового и общего бюджетов,
 управлению и контролю за выполнением бюджетных показателей.
  Бюджет - это количественное воплощение плана, характери-
 зующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, ко-
 торый необходимо привлечь для достижения заданных планом це-
 лей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции,
 т. е. бюджет создается ДО выполнения предполагаемых действий.
 Это и определяет роль бюджета как основы для контроля и оцен-
 ки эффективности деятельности предприятия.
  Бюджеты имеют множество видов и форм; отдельные бюдже-
 ты, характеризующие промежуточные операции (закупка сырья и
 материалов, бюджет производства и т. п.), могут нести информа-
 цию только о расходах или только о доходах (бюджет продаж), а
 укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках,
 бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и дохо-
 ды организации.
  Основные требования к информации, содержащейся в бюдже-
 те, следующие: достаточность, неизбыточность, ясность и дос-
 тупность. Конкретные формы составления бюджета каждое пред-
 приятие выбирает самостоятельно.
  Бюджетный период, как правило, охватывает краткосрочный
 аспект планирования (год, квартал), однако, бюджеты, связанные
 с капитальными вложениями, составляются и на более длитель-
 ный период - пять, десять лет.
  Роль и место бюджетирования в общей системе финансового
 планирования достаточно полно характеризуются функциями
 бюджета:
  1. Планирование операций, обеспечивающих достижение це-
 лей организации. Составление бюджета основано на уточнении и
 детализации стратегических планов на заданный бюджетом пери-
 од.
  2. Коммуникация и координация различных подразделений
 предприятия и видов деятельности, подразумевающие согласова-
 ние интересов отдельных работников и групп в целом по пред-
 приятию для достижения намеченных целей. Бюджет способству-
 ет выявлению слабых звеньев в организационной структуре, ре-
 шению проблем коммуникации и распределения ответственно-
 сти между исполнителями.
  3. Ориентация руководителей всех рангов на достижение задач,
 поставленных перед их центрами ответственности.
 411
 
  4. Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дис-
 циплины. В качестве основы для оценки выполнения плана цен-
 трами ответственности лучше использовать именно бюджетные
 данные, а не отчетные данные прошлых лет. Это связано с тем,
 что текущая деятельность может отличаться от прошлой измене-
 ниями в технологии, составе персонала, ассортименте продукции
 или новыми общеэкономическими условиями.
  5. Повышение профессионализма менеджеров. Составление
 бюджетов способствует детальному изучению деятельности своих
 подразделений и взаимоотношений между центрами ответствен-
 ности на предприятии.
 Работа по составлению бюджета предполагает несколько этапов:
 I. Подготовка прогноза и бюджета продаж.
 II. Определение ожидаемого объема производства.
  III. Расчет затрат, связанных с производством и реализаци-
 ей продукции.
 IV. Расчет и анализ денежных потоков.
 V. Составление плановых финансовых отчетов.
  Несмотря на то, что бюджет не имеет стандартизированных
 форм, определяемых государственными органами, наиболее ши-
 роко используется структура общего бюджета с выделением опе-
 ративного и финансового бюджетов.
  Общий бюджет (основной бюджет) - это скоординированный
 по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в
 целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризу-
 ющий информационный поток для принятия и контроля управ-
 ленческих решений в области финансового планирования. Струк-
 тура общего бюджета представлена на рис. 3.
  Операционный (текущий, периодический, оперативный) бюд-
 жет - это система бюджетов, характеризующих доходы и расхо-
 ды по операциям, планируемым на предстоящий период для сег-
 мента или отдельной функции организации. Составление общего
 бюджета начинается именно с операционного бюджета, первым
 шагом в котором является бюджет продаж. Целью и заключитель-
 ным этапом процесса составления операционного бюджета вы-
 ступает бюджетный отчет о прибылях и убытках. В ходе составле-
 ния операционного бюджета формируются бюджеты различных
 расходов (на закупку сырья и материалов, коммерческих и адми-
 нистративных расходов и т. п.).
  Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализа-
 ции, ценах и, соответственно, о выручке от реализации. Он явля-
 ется отправной точкой всего процесса бюджетирования и наибо-
 412
 
 
 Условные обозначения:
  - информационные потоки
 Рис. 3. Структура общего бюджета предприятия
 лее спорным моментом. Термин "планирование продаж" необхо-
 димо отличать от термина "прогнозирование продаж". Последний
 термин отражает оценку, предсказание, которое впоследствии
 может стать, а может и не стать бюджетом продаж. Прогноз пре-
 вращается в бюджет, если допускается его реальность. Сложность
 окончательного расчета бюджета продаж связана с тем, что объем
 реализации определяется не только производственными возмож-
 ностями предприятия, но и факторами конъюнктуры:
 деятельностью конкурентов;
 общим положением на национальном и мировом рынках;
 политикой ценообразования;
 сезонными колебаниями спроса и поставок;
 объемом платежеспособного спроса;
 результативностью рекламы;
 качеством продукции и т. д.
 413
 
  Расчет объема реализации осуществляется на основе статисти-
 ческих методов с использованием экономико-математических
 моделей, а также на основе экспертных оценок.
  На базе бюджета продаж формируются бюджеты, характери-
 зующие затраты на производство и реализацию продукции или
 на внедрение нового технологического процесса (бюджет закуп-
 ки сырья и материалов, бюджеты коммерческих и администра-
 тивных расходов, бюджет по труду и т. п.). Для составления этих
 бюджетов необходимо:
 1) определить объем затрат;
  2) сгруппировать затраты с учетом специфики процесса произ-
 водства и изменений объема реализации продукции;
  3) вычислить нормативы (стандарты) общепроизводственных,
 коммерческих и административных расходов на предстоящий пе-
 риод.
  Бюджет производства показывает, сколько единиц продукции
 или услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить запланиро-
 ванные продажи и требуемый уровень запасов.
  На основе оперативных бюджетов составляется бюджетный
 отчет о прибылях и убытках. Информация о доходах берется из
 бюджета продаж.
  Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются объем
 и структура предполагаемых источников средств и планируемые
 направления их использования. Финансовый бюджет состоит из
 бюджета денежных средств, бюджета капитальных вложений и
 бюджетного баланса. Взаимосвязь финансового и операционного
 бюджетов показана на рис. 3. Финансовый бюджет составляется с
 учетом информации, содержащейся в бюджетном отчете о при-
 былях и убытках.
  Бюджет движения денежных средств - это план денежных по-
 ступлений и платежей. При расчете бюджета движения денежных
 средств принципиально важно определить время фактических
 поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных
 операций.
  Бюджет капитальных вложений на основе выбранного крите-
 рия рентабельности инвестиций определяет, какие долгосрочные
 активы необходимо приобрести или построить. Информация, со-
 держащаяся в этом бюджете, влияет на бюджет движения денеж-
 ных средств (затрагивая вопросы выплаты процентов), на бюд-
 жетный отчет о прибылях и убытках, на бюджетный бухгалтер-
 ский баланс (изменяя величину основных средств и других долго-
 срочных активов).
 414
 
  Завершающим шагом в процессе подготовки общего бюджета
 служит разработка бюджетного бухгалтерского баланса, который
 характеризует изменения в финансовом и имущественном поло-
 жении предприятия при условии выполнения запланированных в
 предыдущих бюджетах хозяйственных и финансовых операций.
  На рис. 4 схематически представлен процесс формирования
 общего бюджета.
  В рамках же управления оборотным капиталом основное вни-
 мание уделяется анализу и планированию движения денежных
 средств. Этому вопросу посвящен следующий раздел.
 
 
 
 
 Условные обозначения:
 информационный поток;
  возможность корректировки информационного потока
 при изменении параметров планирования.
 Рис. 4. Процесс формирования общего бюджета
 415
 
 3.5. Анализ и планирование движения денежных средств
 Назначение Отчета о движении денежных средств и
 его связь с другими формами отчетности
  Бухгалтерский баланс дает информацию об имуществе органи-
 зации и источниках его образования на конкретный момент.
 Сравнение балансовых показателей по ряду отчетных дат позво-
 ляет определить происшедшие за те или иные периоды измене-
 ния в стоимости имущества, его структуре, в объемах и соотно-
 шениях источников финансирования.
  Отчет о финансовых результатах и их использовании обеспе-
 чивает оценку полученных результатов путем отражения данных
 о доходах и расходах организации, а также дает информацию об
 основных направлениях расходования прибыли.
  Взаимосвязь баланса и отчета о финансовых результатах отра-
 жает прирост имущества предприятия за счет накопления полу-
 ченной в отчетном периоде прибыли.
  Однако не вся информация о денежном обороте предприятия
 отражается в этих формах отчетности. Для восполнения данного
 пробела используют расчет движения денежных средств (ДЦС),
 который показывает источники средств предприятия и направле-
 ния их использования в определенный период. Таким образом,
 Отчет о ДЦС характеризует уровень достаточности денежных ре-
 сурсов предприятия.
  В главе 1 части I было дано наиболее общее представление об
 Отчете о ДЦС. Теперь предстоит углубить и конкретизировать эти
 знания, что и предоставит Читателю возможность перейти к
 практической работе по бюджетированию.
  Можно выделить основные направления использования ин-
 формации о ДЦС:
 • оценка способности предприятия выполнять все свои обяза-
 тельства по расчетам с кредиторами, выплате дивидендов и
 т. п. по мере наступления сроков погашения;
 • определение потребности в дополнительном привлечении
 денежных средств со стороны;
 • определение величины капиталовложений в основные сред-
 ства и прочие внеоборотные активы;
 • расчет размеров финансирования, необходимых для увеличе-
 ния инвестиций в долгосрочные активы или поддержания
 производственно-хозяйственной деятельности на нынешнем
 уровне;
 416
 
 • оценка эффективности операций по финансированию пред-
 приятия и его инвестиционных сделок;
 • оценка способности предприятия получать положительные
 денежные потоки в будущем.
 Содержание Отчета о движении денежных средств (ДДС)
  В Отчете о ДЦС содержится информация, дополняющая дан-
 ные бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах в
 части определения притока денежных средств, необходимых для
 выполнения запланированного объема финансово-хозяйствен-
 ных операций.
  В целях получения информации о состоянии расчетов в народ-
 ном хозяйстве, начиная с Отчета за девять месяцев 1995 года, в
 российскую практику составления бухгалтерской отчетности о
 финансовых результатах введен раздел о ДЦС. Он отражает глав-
 ные пути поступления денежных средств и направления их расхо-
 дования. Однако для практической работы по анализу платеже-
 способности предприятия и его инвестиционного потенциала
 производится группировка всех формирующихся на предприятии
 денежных потоков по трем важнейшим сферам его деятельности,
 соответствующим и трем частям формы Отчета о ДЦС.
  1) денежные потоки от текущей основной (производственной)
 деятельности;

<< Пред.           стр. 57 (из 90)           След. >>

Список литературы по разделу