<< Пред.           стр. 88 (из 90)           След. >>

Список литературы по разделу

 2.5. Выпуск акций и их размещение.
 Дивидендная политика
  Для многих владельцев малого бизнеса преобразование пред-
 приятия в акционерное общество и выход его акций на фондовый
 рынок - голубая мечта. Что же происходит при ее осуществле-
 нии? В ПЕРВИЧНОМ РАЗМЕЩЕНИИ АКЦИЙ МАЛОЕ ПРЕД-
 ПРИЯТИЕ ТЕРЯЕТ, А НЕ ВЫИГРЫВАЕТ! ЭТО ЛОВУШКА!
  Действительно, в первичном размещении акции стоят меньше,
 чем при последующем обращении. Разница составляет упущен-
 ную выгоду предприятия. Вот свидетельство E. Бригхэма. Удач-
 ливое малое предприятие выходит на рынок ценных бумаг со
 своими акциями, которые в первичном размещении стоят 12 дол-
 ларов минус 8-процентная комиссия. Итого - 11 долларов. Если
 во вторичном обращении курс акции поднимается до 15 долла-
 618
 
 ров, то выходит, что само предприятие или его акционеры-учре-
 дители недополучили по четыре доллара на каждой акции. Из-
 вестны случаи, когда во вторичном обращении акции котирова-
 лись вдвое выше цены первичного размещения.
  Следует отметить, что вторичный рынок столь высоко оцени-
 вает акции предприятия не потому, что ему удалось между пер-
 вичным и вторичным размещением достичь каких-либо замеча-
 тельных успехов. Это типичный технический феномен торговли
 фондовыми ценностями - "феномен первого дня торговли", ко-
 гда рынок слишком высоко (и чаще всего неадекватно высоко)
 оценивает акции предприятия. Их действительно трудно оценить.
 Ведь когда не выплачивается дивиденд, то к оценке акции невоз-
 можно применить классическую формулу "курс акций прямо про-
 порционален дивиденду и обратно пропорционален процентной
 ставке по альтернативным вложениям", например, по депозиту,
 по другим ценным бумагам и т. д. (Эту формулу мы уже приводи-
 ли в разделе 3.2 главы 3 части HI.)
 Скажем в этой связи пару слов о дивидендной политике.
  Выплата дивидендов имеет оборотной стороной медали отвле-
 чение средств от развития предприятия. На первых стадиях его
 жизни, при бурном наращивании темпов выручки дефицит лик-
 видности просто снимает с повестки дня вопрос о дивидендах. По
 мере перехода к зрелости темпы роста выручки несколько снижа-
 ются, соответственно, относительно снижаются и финансо-
 во-эксплуатационные потребности. Тогда предприятие и начина-
 ет выплачивать дивиденды. Инвесторы воспринимают это как
 свидетельство повышение рыночной стоимости предприятия...
 I ...ВНИМАНИЕ! I
 \Инвесторы могут высоко оценить стоимость начинающего}
 предприятия даже и без выплаты дивидендов. ("Шикарный про-
 ект, сулящий высочайшую рентабельность".) Но, если уже зре-
 лое предприятие отказывает инвесторам в дивидендах, репута-
 1 ция и стоимость фирмы резко падают. |
 619
 
 ПРАКТИКУМ
  Эта учебно-деловая ситуация из американского учебника по
 финансовому менеджменту чрезвычайно полезна для усвоения
 практических навыков и, кроме того, дает представление об осо-
 бенностях управления финансами в малом бизнесе.
  Мария M. планирует продажу плакатов для туристов по 3,5 ам.
 долл. за штуку. Она может приобретать плакаты у оптовика по
 2,1 ам. долл. и возвращать непроданные плакаты за полную стои-
 мость. Аренда палатки обойдется в 700 ам. долл. в неделю.
 Ответьте на следующие вопросы:
 1. Каков порог рентабельности?
  2. Каким станет порог рентабельности, если арендная плата
 повысится до 1050 ам. долл.?
  3. Каким будет порог рентабельности, если удастся увеличить
 цену реализации с 3,5 ам. долл. до 3,85 ам. долл.?
  4. Каким будет порог рентабельности, если закупочная цена
 плакатов повысится с 2,1 ам. долл. до 2,38 ам. долл.?
  5. Сколько плакатов должно быть продано для получения при-
 были в сумме 490 ам. долл. в неделю?
  6. Какую прибыль можно ожидать при различных уровнях про-
 даж?
  7. Какой запас финансовой прочности имеет бизнес Марии
 при сумме прибыли 490 ам. долл. в неделю?
  8. Если Мария M. запланирует продавать два вида товара: 400
 штук обычных плакатов (цена реализации 3,5 ам. долл., закупоч-
 ная цена 2,1 ам. долл.) и 500 штук больших плакатов (цена реа-
 лизации 6,0 ам. долл., закупочная цена 3,92 ам. долл.), то чему бу-
 дет равен порог рентабельности каждого из этих товаров и общий
 порог рентабельности всего предприятия?
  9. Что больше способствует снижению порога рентабельности
 и повышению запаса финансовой прочности: торговля одним ви-
 дом плакатов или двумя?
 Решение
  1. Для определения порога рентабельности воспользуемся уни-
 версальным уравнением:
  Выручка + Переменные затраты =
 = Постоянные затраты + Нулевая прибыль.
 Из этого уравнения следует, что
 620
 
 Пороговое Пороговое
 3,5 ам.долл.х количество - 2,1 ам.долл. х количество
 товара товара
  = 700 ам. долл. + 0 ,
 и, таким образом,
 Порог _
 рентабельности
 
 = 500 плакатов.
 
  Чтобы сделать свою торговлю безубыточной, Мария M. должна
 продать 500 плакатов и выручить за них 3,5 ам. долл. х 500 = 1750
 ам. долл. (т.е. порог рентабельности равен 1750 ам. долл.).
  Решая эту же задачу с помощью коэффициента валовой маржи,
 можно получить порог рентабельности сначала в денежном, а за-
 тем и в натуральном выражении:
 
 Показатель В ам.
 долл. В про-
 центах В долях
 единицы Цена реализации
  Переменные затраты на единицу
 I товара (закупочная цена) 3,5
 2,1 100
 60 1
 0,6 I Валовая маржа L±_ 40 I *±J Порог рентабельности, ам. долл. = 700 ам. долл.: 0,4 = 1750 ам.
 долл.
 Соответственно, (1750 ам. долл. : 3,5) = 500 плакатов, либо
  = 500 плакатов.
  2. Если арендная плата повысится до 1050 ам. долл. в неделю
 (т.е. на 50%), то Марии M. придется продавать уже по 750 плака-
 тов в неделю, чтобы покрыть все расходы: 1050 ам. долл. : 1,4 ам.
 долл. = 750 плакатов и заработать на них 2625 ам. долл., прежде
 чем появится прибыль:
 1050 ам. долл. : 0,4 = 2625 ам. долл.
  Увеличение постоянных издержек на 50% подняло порог рен-
 табельности также на 50%. Такое соответствие всегда присутст-
 вует при прочих равных условиях. При снижении постоянных из-
 держек на сколько-то процентов, на столько же процентов сни-
 зился бы и порог рентабельности.
 621
 
  3. При увеличении цены реализации с 3,5 ам. долл. до 3,85 ам.
 долл. валовая маржа на единицу товара составила бы (3,85 ам.
 долл. - 2,1 ам. долл.) = 1,75 ам. долл., коэффициент валовой мар-
 жи поднялся бы до (1,75 ам. долл.: 3,85 ам. долл.) = 0,4545. Тогда
 для достижения безубыточности пришлось бы продать (700 ам.
 долл. : 1,75 ам. долл.) = 400 плакатов на сумму (700 ам. долл. :
 : 0,4545) = 1540 ам. долл. - это новый порог рентабельности. По-
 вышение цены реализации снижает порог рентабельности, так
 как валовая маржа на единицу товара возрастает.
  4. Если переменные издержки повысятся с 2,1 ам. долл. до
 2,38 ам. долл., то валовая маржа на единицу товара составит
 (3,5 ам. долл. - 2,38 ам. долл.) = 1,12 ам. долл., а коэффициент
 валовой маржи снизится до (1,12 ам. долл. : 3,5 ам. долл.) = 0,32.
 Поэтому порог рентабельности повысится: (700 ам. долл.: 1,12) =
 = 625 плакатов и (700 ам. долл. : 0,32) = 2187,5 ам. долл. Естест-
 венно, при снижении закупочной цены Марии M. пришлось бы
 продать меньше, чем в исходном варианте, плакатов для дости-
 жения безубыточности.
  5. Для получения заданной величины прибыли, например,
 490 ам. долл. в неделю, сумма валовой маржи должна быть доста-
 точной для покрытия постоянных издержек и желаемой прибыли.
 Это означает, что необходимо будет продать (700 ам. долл. + 490 ам.
 долл.): 1,4 ам. долл. = 850 плакатов на сумму (700 ам. долл. + 490 ам.
 долл.) : 0,4 = = 2975 ам. долл.
 Проверка: (3,5 ам. долл. х 850) = 2915 ам. долл.
  Итак, чтобы узнать количество продаваемого товара, принося-
 щее заданную прибыль, необходимо разделить сумму постоянных
 затрат и желательной прибыли на валовую маржу, приходящуюся
 на единицу товара, а чтобы вычислить соответствующую вели-
 чину выручки, нужно разделить сумму постоянных издержек и
 желательной прибыли на коэффициент валовой маржи.
  6. Определение сумм прибыли, соответствующих различным
 уровням выручки, очень удобно производить графическим спо-
 собом (рис. 1 и 2).
  6.1. Задаем произвольно объем продаж, скажем, в 1000 штук.
 Вычисляем выручку, соответствующую этому объему продаж
 (3,5 ам. долл. х 1000 = 3500 ам. долл.) и отмечаем соответствую-
 щую точку А на рис. 1. Соединяем точку А с началом координат.
 Полученный отрезок OA соответствует выручке от реализации.
  6.2. Проводим линию постоянных издержек от точки С (уро-
 вень 700 ам. долл.) параллельно горизонтальной оси.
 622
 
 
 Количество единиц продукции, шт.
 Рис. 1
  6.3.Вычисляем переменные издержки для заданного объема
 продаж: (2,1 ам. долл. х 1000) = 2100 ам. долл. Добавляем
 переменные издержки к постоянным и получаем суммарные из-
 держки: (700 ам. долл. + 2100 ам. долл.) = 2800 ам. долл. Отмечаем
 точку В, соответствующую полным издержкам для объема продаж
 в 1000 штук. Соединяем точку В с точкой С. Полученная линия
 представляет собой график суммарных издержек.
  6.4. Порог рентабельности определяется из условия равенства
 выручки от реализации и суммарных издержек. Это равенство
 обеспечивается в точке пересечения графиков выручки и сум-
 марных издержек. Этой точке соответствует объем продаж в 500
 единиц, который уже был получен ранее с помощью уравнения.
  6.5. Заштрихованный треугольник, находящийся слева от точ-
 ки пересечения линии выручки с линией суммарных издержек,
 представляет собой зону убытков: до достижения порогового объ-
 ема в 500 плакатов Мария M. находится "в минусах"; треугольник
 правее точки пересечения соответствует зоне прибылей: как толь-
 ко Марии M. удастся перейти пятисотенный порог сбыта, каж-
 дый новый проданный плакат начнет приносить прибыль.
  6.6. Поднимая и опуская графики выручки и суммарных затрат
 над горизонтальной осью, можно определять соответствующие
 новым параметрам пороги рентабельности. При этом возможен
 маневр изменения структуры затрат.
  Существуют и другие графические модели, используемые на
 практике. В частности, некоторые менеджеры сначала строят ли-
 нию переменных издержек, а затем параллельно ей проводят ли-
 нию постоянных издержек. Однако при этом нарушается отсле-
 живание влияния издержек на изменение уровня продаж. Можно
 623
 
 также построить график, в котором горизонтальная ось (количе-
 ство единиц товара) совпадает с линией безубыточности (рис. 2).
 Точка безубыточности (D) образуется при пересечении линии,
 соединяющей точку планируемой прибыли при заданном физи-
 ческом объеме продаж (С) и точку постоянных издержек (E), с
 горизонтальной осью (линией безубыточности).
 
 Рис.2
  7. Запас финансовой прочности показывает, какое возможное
 падение выручки может выдержать бизнес, прежде чем начнет
 нести убытки. Большой запас финансовой прочности служит
 "подушкой", маленький - предупреждением. Процентное выра-
 жение запаса финансовой прочности используется в финансовом
 менеджменте для оценки степени риска бизнес-плана. Чем ниже
 этот процент, тем выше риск. Для предприятия Марии M.:
 Запас Ожидаемый Порог
  финансовой = объем - рентабель - =
 прочности, шт. продаж, шт. ности, шт.
 = 850 плакатов - 500 плакатов = 350 плакатов;
  Запас финансовой = 3 5 ам долл х 350 = 1225 ам. w>
 прочности, ам. долл. '
 Запас финансовой = Ш5 ам 2т ам ^100 = 41%
 прочности, % '
 и точно так же -- 350 плакатов : 850 плакатов х 100 = 41%.
  Объем продаж предприятия Марии M. может снизиться на 350
 единиц, выручка может упасть на 41%, но убытков это пока не
 принесет.
  8. Неблагоприятная ассортиментная структура может оказать
 пагубное влияние на результаты бизнеса и увеличить связанный с
 ним риск. Одним из главных, но, как будет показано в дальней-
 624
 
 шем, не единственным критерием оценки ассортиментной струк-
 туры служит коэффициент валовой маржи. Низкое значение это-
 го коэффициента сопровождает ничтожные прибыли и даже
 убытки. При продаже двух видов плакатов Мария M. будет иметь:
 
 Показатель Обычные
 плакаты Большие
 плакаты - "*¦ ц
 Итого Цена реализации на еди-
 ницу товара, ам. долл.
 Переменные издержки на
 единицу товара, ам. долл. 3,5
 2,1 6,0,
 3,92, Валовая маржа на едини-
 цу товара, ам. долл.
 Планируемый объем про-
 даж, шт.
 Планируемая валовая
 маржа, ам. долл.
 Средняя валовая маржа
 на единицу товара, ам.
 долл. 1,4
 400
 560,0 2,08,
 500
 1040,0 900
 1600,0
  = 1,778 Порог рентабельности
 предприятия, усл. ед.
 [Порог рентабельности от-
 дельных товаров, шт. = 394 Расчеты показывают, что порог рентабельности всего предпри-
 ятия составляет 1927 ам. долл. Он складывается из продажи 175
 обычных плакатов и 219 больших: (3,5 ам. долл. х 175) + (6 ам.
 долл. х 219) = 1927 ам. долл.
  Имея товары в ассортименте, необходимо прежде всего вычис-
 лить среднюю величину валовой маржи на единицу условного
 продукта (лучше всего использовать при этом метод средневзве-
 шенной, но здесь для упрощения расчета взята среднеарифмети-
 ческая величина). Далее ведут расчет обычным порядком, а по-
 следний шаг состоит в том, что порог рентабельности, выражен-
 ный в условных единицах, делят на пороги рентабельности кон-
 кретных товаров.
  На практике используются и другие методы определения по-
 рога рентабельности отдельных товаров ассортимента, различаю-
 щиеся способом решения главной проблемы: как "разбросать"
 постоянные издержки предприятия на конкретные товары? Мож-
 но было бы, например, распределить постоянные издержки про-
 порционально удельному весу переменных издержек на данный
 товар в структуре издержек всего предприятия. Но одним из наи-
 625
 
 более распространенных и точных способов является взвешива-
 ние постоянных издержек по той доле выручки, которую обеспе-
 чивает данный товар в суммарной выручке предприятия. Мария
 M. сделала бы такой расчет для планируемой выручки в сумме
 (3,5 ам. долл. х 400) + (6 ам. долл. х 500) = 4400 ам. долл., предва-
 рительно вычислив, что обычные плакаты дадут 0,32 этой вы-
 ручки, а большие - 0,68:
 

<< Пред.           стр. 88 (из 90)           След. >>

Список литературы по разделу