<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  И, конечно, это еще не все. Прибавьте к этому 800 фунтов, которые Эндрю придется израсходовать на налоги и страховку, плюс 100 фунтов на право вождения такси и парковки на стоянке в ожидании клиента. И наконец, Эндрю необходим счетчик, знак "такси" и огнетушитель, на что уйдет еще 500 фунтов.
  "Отлично", - сказали мы. - После всех этих расходов новая машина уже ожидает клиента. А как насчет эксплуатационных расходов типа текущего ремонта и т.п.?".
  "Так, - ответил Эндрю. - Я уже упомянул издержки на бензин и полагаю, мне следует добавить по 2 пенса на милю на текущий ремонт и еще по 1 пенсу на милю на износ колес. Итого 3 пенса на милю, то есть 60 000 миль по 3 пенса составит 1 800 ежегодно, не так Ли? И затем, конечно, следует учесть телефонные расходы. Поначалу я не собираюсь оснащать машину радиотелефоном. Следовательно, мне придется покупать телефонные карточки и несколько раз в день звонить домой, справляясь о возможных заказах. Думаю, в течение первого года это будет стоить мне около 300 фунтов".
  "А как насчет рекламы?" - поинтересовались мы. "Да! Об этом я и забыл, - ответил Эндрю, - на самом деле я не собираюсь слишком тратиться на рекламу. Думаю, вполне достаточно будет таких скромных мер, как
 
 4
 -г
 
 визитные карточки, заметки в телефонах-автоматах и пара рекламных объявлений в местных газетах. На все я планирую потратить около 40 фунтов".
  Итак, перечень был достаточно обстоятельным, и по мере продвижения вперед нам пришлось изучить его более внимательно, потому что в него были включены два типа затрат. Некоторые из них будут изменяться в зависимости от количества наезженных миль, и мы будем считать их текущими. Другие же затраты связаны с течением времени и не зависят от количества выполненной Эндрю работы. Такие затраты мы назовем капитальными и более подробно обсудим их позже.
  Далее предстояло выяснить, сколько денег может потратить Эндрю на свое новое предприятие. Он и сам уже об этом думал - деньги, полученные им как выплата по сокращению штатов вместе с суммой его сберегательного счета давали основания считать, что он сможет вложить в дело 10 000 фунтов. И, поэтому было ясно, что Эндрю вынужден будет обратиться в банк за некоторой дополнительной суммой, поскольку имеющиеся у него 10 000 фунтов позволили бы только оплатить покупку машины и ее оснащения, в то время как страховка, лицензия и начальные эксплуатационные расходы, не говоря уже о повседневных нуждах, оставались необеспеченными. К тому же Эндрю продолжал выплачивать свою закладную за дом (тог!§а§е), содержал семью и надеялся, что сможет позволить себе тратить на жизнь около 750 фунтов в месяц из доходов своего нового предприятия.
 КОМПАНИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЕДИНИЦА
  Прежде чем перейти к обсуждению экономических аспектов данного плана, необходимо было уделить внимание еще некоторым моментам. Мы попросили Эндрю поразмыслить над тем, что он только что сказал. Прежде всего ему следовало отказаться от формулировки "какую сумму из доходов от своего нового бизнеса он сможет позволить себе тратить на личные нужды", и поставить вопрос совершенно иначе.
 "Как же иначе я должен поставить вопрос?" - удивился Эндрю.
  "Итак, мы начинаем разговор о новом бизнесе, и он должен рассматриваться как самостоятельная, отделенная от вас, субстанция. Представь себе, будто речь идет о другом человеке, и тогда твой вопрос следует сформулировать так: какую сумму из доходов бизнес сможет позволить тебе брать каждый месяц. Чувствуешь разницу?"
  Дело в том, что коммерческая деятельность любой компании не имеет ничего общего с личным бюджетом ее владельцев. И, будучи однажды сформированной, компания должна впредь рассматриваться как самостоя-
 
 тельное лицо, с которым владельцы фирмы ведут чисто деловые отношения. Так, например, заработная плата наемным служащим будет выплачиваться из наличности, полученной компанией в результате ее коммерческой деятельности, а не "из кармана владельцев".
  "Итак, это означает, что если я дам своему делу какое-нибудь коротенькое имя, например "Эндрю коу Тэксиз", то формально-юридически это будет нечто совершенно независимое от меня как человека?" - подсказал Эндрю. И был абсолютно прав, что и привело нас к следующему вопросу нашей дискуссии. Как же он собирается назвать свое новое дело? "Эндрю Коу Тэксиз", как он только что предложил?
  Очевидно, Эндрю уже размышлял над этим вопросом, так как ответ последовал почти мгновенно: "Нет, я не хотел бы использовать именно такое имя. Я собираюсь назвать свою компанию "Эндикабс"! Я так и вижу эту надпись на дверце моей машины, а ниже номер моего телефона. Только представьте себе, через несколько лет я, возможно, смогу руководить парком из пяти-шести автомобилей и нанимать водителей! Точнее, Эндикабс сможет нанимать водителей!" Это звучало здорово, и мы договорились, что с этого момента все расчеты нам следует рассматривать как имеющие отношение к компании Эндикабс, а не к Эндрю Коу - владельцу компании.
  "Молодец Эндрю! - заметили мы. - Итак, первое, что необходимо Эндикабсу для начала работы - это новый автомобиль, и, следовательно, компании нужны деньги на его покупку. Где же она возьмет их?"
  Вопрос стал проясняться. Эндрю понял, к чему мы клоним. "Я должен вложить в бизнес некоторую сумму из своих собственных денег, чтобы начать дело, не так ли?" - уточнил он. "Не совсем так, - ответили мы, -вспомни нашу основную идею о самостоятельной единице. Если ты будешь воспринимать вложение денег в бизнес как личные траты, тебе, похоже, никогда не избавиться от мысли, что бизнес является частью тебя самого. Мы же говорим теперь об Эндикабсе и о тебе, как о человеке, который инвестирует (вкладывает) деньги в коммерческую деятельность Эндикабса.
  "Мы уже обсуждали значение термина "инвестиция". Это означает, что в течение некоторого времени ты расходуешь некоторую сумму денег в надежде получить большую сумму от ее использования в будущем. Итак, нам бы хотелось, чтобы в голове у тебя все время сидел следующий план - ты передашь некоторую сумму наличных денег компании Эндикабс в надежде вернуть все и даже более через некоторое время. С точки зрения компании Эндикабс необходимо, чтобы ты передал ей некоторую сумму для начала того дела, которое ты сам для нее и выбрал. Ты можешь ожидать что компания в конце концов вернет тебе эти деньги, то есть останется должна их в течение всего времени, пока она будет располагать возможностью ими воспользоваться.
 
 "Всякая заключенная компанией сделка будет оформляться от имени компании, несмотря на то, что она станет делать только то, что ты захочешь! Практически, ты можешь рассматривать Эндикабс как своего раба, ибо если бизнес будет успешным, вся заработанная компанией прибыль попадет к тебе! Естественное, о чем стоит задуматься: если бизнес потерпит крах, то крах этот будет прямым результатом выполнения твоих указаний. Так что винить Эндикабс ты уже не сможешь!".
 ПЕРВАЯ ОПЕРАЦИЯ
  Эндрю согласился, что это вполне здравая основа деловых отношений, и мы спросили его, что же ему следует предпринять в качестве следующего шага. Эндрю ответил, что он встретится с управляющим банком и выпишет чем на 10000 фунтов со своего личного счета, а затем положит эту сумму на новый счет Эндикабса. И раз уж он этим занялся, то, возможно, он также попросит управляющего о некоторой дополнительной помощи.
  Все правильно. Мы договорились позже вернуться к вопросу о дополнительной помощи, которая, возможно, понадобиться Эндрю от управляющего банком. Однако сейчас нам хотелось бы, чтобы он еще раз подумал о только что сказанном. Эндрю собирается выписать чек и посредством этого чека переместить 10000 фунтов со своего личного счета на счет Эндикабс. Верно?
 "Верно", - согласился Эндрю. Итак, это будет первая финансовая
  операция (сделка), затрагивающая новый счет. Идея любой сделки достаточно проста. Речь идет о деловом соглашении - обмене некоторой вещи определенной стоимости на другую вещь эквивалентной стоимости. Буквально это означает перевод. Именно такой перевод и наблюдается в нашем примере. 10000 фунтов переместились с личного счета Эндрю на счет Эндикабс.
 АКТИВЫ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (ПАССИВЫ)
  "Буду ли я прав, сказав, что Эндикабс имеет теперь актив в 10000 фунтов?" - спросил Эндрю.
  "Абсолютно прав! - подтвердили мы. - Наличность будет классифицироваться как актив, но теперь у Эндикабса есть также и обязательства (пассив). Компания должна тебе 10000 фунтов, и мы будем называть эту сумму инвестированным капиталом. Это можно изобразить следующим образом:
 
 
  Данная операция ясно показывает, как Эндрю инвестировал в дело капитал в 10000 фунтов, и что Эндикабс имеет теперь 10000 фунтов наличными в банке.
  "Постойте! - воскликнул Эндрю. - Эта сумма всего-навсего сменила владельца, не так ли? То есть актив перешел от меня к Эндикабсу. Каким же образом мой капитал может быть обязательством?"
  Очевидно, Эндрю еще не привык смотреть на все происходящее с точки зрения "самодостаточности" бизнеса. Ему придется забыть, чем была для него эта сумма, находясь на личном счете в банке. Конечно, в то время это был его собственный личный актив, теперь же, обсуждая данную операцию, нам следует рассматривать все происходящее с точки зрения компании Эндикабс. И тогда станет очевидно, что компания приобрела актив, представленный суммой в 10000 фунтов. Но получая актив, она в то же самое время приобрела и обязательства в 10000 фунтов. Именно обязательство представлено инвестированным Эндрю капиталом.
  С точки зрения Эндрю, 10000 фунтов - суть инвестиция, а с точки зрения Эндикабса - обязательство.
  Прежде, чем отправиться дальше, давайте введем определения этих терминов и запомним, что указанные термины будут использоваться преимущественно в коммерческом контексте, хотя применения большинства из них вполне привычны для нас и в повседневной жизни.
 Актив (имущество) - нечто, обладающее стоимостью: то, чем располагает физическое лицо или компания.
 Обязательство - нечто, обладающее стоимостью и взятое в долг человеком или компанией. Финансовое обязательство выплатить или вернуть долг. (Обязательство показывает источник образования активов предприятия, т.е. объясняет, кому должна компания за все принадлежащее ей имущество - Прим. ред.)
 Капитал - наличные деньги и другие средства, вложенные в компанию с тем, чтобы она могла начать или продолжить хозяйственную деятельность.
  Давайте теперь поразмышляем над уравнением, составленным нами пару минут назад. Это очень простое уравнение может быть" рассмотрено на нескольких уровнях, что позволит нам понять некоторые очень важные моменты. Прежде всего, это уравнение само по себе математически корректно. Каждому очевидно, что 10000 фунтов равно 10000 фунтам, и в нашем конкретном случае мы видим, что 10000 фунтов наличности компа-
 
 нии Эндикабс возникли из капитала Эндрю. Каждая отдельная коммерческая операция должна иметь именно такую математическую основу. Отсюда следует, что если эта основа обеспечена, то общая сумма активов компании всегда будет равна общей сумме ее обязательств. Последнее утверждение объединяет все коммерческие операции и представляет собой взгляд на финансовую картину бизнеса в целом.
  Эндрю и раньше слышал об этом принципе равенства актива и обязательства, но не понимал, каким образом он может быть использован для него лично.
  "В конце концов, - сказал Эндрю, - мои 10000 фунтов и есть актив моего личного счета до тех пор, пока я не вложу их в Эндикабс. И у меня нет никакого обязательства. А что вы скажете, к примеру, о 20 фунтах в моем бумажнике? Я также никому их не должен. Кроме того, у меня, например, есть дом, который должен стоить сейчас около 100000 фунтов. И всего только около 18000 фунтов непогашенной задолженности по ссуде на дом".
  Это совсем другое дело. Эндрю вполне обоснованно сделал все прозвучавшие заявления, будучи законным владельцем денег своего банковского счета и 20 фунтов в собственном бумажнике. Он заработал эти деньги, и никто не смог бы потребовать с него их возмещения. Но предположим, что завтра Эндрю придется переехать из своего нынешнего дома и вернуть банку те 18000 фунтов, которые он ему должен. Тогда он станет законным владельцем оставшихся 82000, которые сможет получить от продажи дома. Эндрю купил дом несколько лет назад на свои кровные сбережения, воспользовавшись некоторой помощью банка. Судьба была к нему благосклонна, дав ему возможность спокойно наблюдать, как стоимость его дома возрастает с каждым днем. И теперь, оглядываясь назад, Эндрю может считать покупку дома очень удачной инвестицией.
  Иначе обстоит дело с Эндикабсом. У компании никогда не было ничего, что бы она могла назвать своей собственностью. Как мы уже отмечали, она подобна рабу, который всем, что имеет, обязан кому-то другому. Таким образом, что бы компания ни делала, общая сумма ее активов всегда будет равно общей сумме ее обязательств. Это правило относится ко всякому бизнесу.
  Именно поэтому особенно важно регистрировать обе стороны каждой состоявшейся сделки. Отнюдь не достаточно иметь просто перечень всех активов, которыми располагает компания. Этот перечень отражает только то, как компания использовала деньги, которые изначально ей не принадлежали, и поэтому необходимо также иметь аналогичный перечень всех обязательств компании. Только таким образом мы можем установить, откуда появились деньги на оплату активов.
 
  Этим и определяется необходимость набора четко сформулированных и хорошо усвоенных правил, касающихся способа изображения или представления финансовой информации. Эти правила будут составной частью коммерческой жизни Эндикабса, как, впрочем, и любой другой компании, деятельность которой представляет собой последовательность финансовых операций (сделок). Это и есть бизнес, и для того, чтобы всегда быть в курсе событий, нам необходимо регистрировать обе "стороны" каждой состоявшейся сделки. Поскольку, по определению, обе стороны любой операции должны быть количественно равны, мы можем представить это правило в виде очень простого математического уравнения. Для первой сделки компании Эндикабс это уравнение имеет вид: 10000 = 10000.
  Мы будем называть это уравнением операции. Совершенно аналогично установив, что общая сумма активов компании должна быть равна общей сумме обязательств, мы можем рассматривать и настоящее утверждение в виде уравнения. Наша первая операция зарегистрирована на Рис.3 Л. Назовем эту таблицу рабочей таблицей операций.
 
 Рис.3.1. Первая операция Эндикабс
  Итак, чего же мы достигли? Пусть на бумаге, но начало Эндикабсу все-таки положено. И мы уже зарегистрировали уравнение первой операции компании.
 РЕЗЮМЕ
  В рамках нашей первой встречи мы стремились познакомить вас с некоторыми основными понятиями коммерческой деятельности. Важно, чтобы вы хорошо поняли их смысл, так как это обеспечит вам надежную базу, на которой будут строиться все дальнейшие рассуждения.
  Первое, что мы сделали - это рассмотрели план Эндрю Коу по организации Эндикабса - таксомоторной компании. Он собрал воедино все необходимые факты и цифры, исходя из которых, хотел сделать некоторые коммерческие выводы. Теперь мы приступаем к представлению этой информации в более стандартной форме.
  Прежде всего нам необходимо сосредоточить внимание на мысли, что всякий бизнес должен рассматриваться как совершенно самостоятельная
 
 единица. Изначально она не имеет никаких средств и, следовательно, не может участвовать в коммерческой деятельности, пока ее владельцы не вложат в нее некоторые средства. Эти средства и будут капиталом владельцев. В случае с Эндрю он имеет возможность вложить 10000 фунтов в свой бизнес.
  Мы зарегистрировали первую финансовую операцию компании Эндикабс - передачу капитала в 10000 фунтов с личного счета Эндрю на счет компании. Таким образом,* Эндикабс получил актив наличными в 10000 фунтов, сбалансированный обязательством в 10000 фунтов. В любом бизнесе сумма активов компании всегда должна быть равна сумме ее обязательств. Возможно, следует отметить, что обсуждавшееся выше события произошли пару лет назад. Поэтому не удивительно, что некоторые цифры могут показаться несколько заниженными (или чересчур оптимистичными) к моменту нашего повествования. Не беспокойтесь об этом - принципы куда важнее цифр.
  Мы уже сформулировали несколько определений, приведем их еще раз, чтобы подытожить, что же мы уже узнали на данный момент.
 Актив (имущество) - нечто, обладающее стоимостью: то, чем располагает физическое лицо или компания.
 Обязательство - нечто, обладающее стоимостью и взятое в долг человеком или компанией. Финансовое обязательство выплатить или вернуть долг. (Обязательство показывает источник образования активов предприятия, то есть объясняет кому должна компания за все принадлежащее ей имущество - Прим. ред.).
 Операция/Коммерческая сделка - обмен эквивалентных по стоимости товаров, "перевод".
 Капитал - наличные деньги и другие средства, вложенные в компанию с тем, чтобы она могла начать или продолжить хозяйственную деятельность.
 
 2*
 
 Глава 4. УРАВНЕНИЕ ОПЕРАЦИИ
  Глава посвящена изучению уравнения операции - метода записи финансовых значений каждой коммерческой сделки в виде простого математического уравнения. Оно показывает нам, откуда "пришел" предмет сделки и куда он "ушел". Мы обсудим значение понятий "дебиторы" и "кредиторы" и посмотрим, какое влияние они оказывают на денежные потоки, направленные в компанию и из компании. Наконец, мы рассмотрим состав активов и обязательств и разберемся, почему затраты могут быть отнесены к активам и чем они отличаются от денежных расходов.
 ВВЕДЕНИЕ
  Эндрю долго размышлял о нарисованной нами картине бизнеса как покорного раба, неустанно работающего во благо своего господина и хозяина. Идея явно нравилась ему! Хотя это. может звучать жестко по отношению к бизнесу, но с точки зрения собственника - это очень даже неплохо. Ведь сие означает, что все, имеющееся в распоряжении компании, принадлежит кому-то другому. Поэтому мы можем сказать, что общая сумма активов компании всегда равна общей сумме обязательств. Это упростит нашу задачу, когда мы будем фиксировать производимые от имени компании операции.
  Мы закончили предыдущую главу самым первым уравнением операции, которое окажет значительное влияние на судьбу таксомоторной компании Эндикабс.
 УЧРЕЖДЕНИЕ КОМПАНИИ
  В предыдущей главе мы рассмотрели уравнение операции, в котором записали передачу 10000 фунтов капитала Эндрю на счет новой компании Эндикабс. Следующий вопрос заключается в том, будет ли достаточно этих 10000 фунтов для того, чтобы бизнес "встал на ноги". Из расчетов Эндрю следует, что этого мало. Новая машина стоит 9000 фунтов и, кроме того, необходимо потратить еще 800 фунтов на налог первого года и страховку.
 
 Лицензия на такси и разрешение на стоянку будут стоить еще 100 фунтов; затем потребуется 500 фунтов, чтобы заплатить за знак "такси", счетчик и огнетушитель. Сложив все это и добавив еще 40 фунтов на визитные карточки и местную рекламу, мы обнаружили, что цифра достигла 10440 фунтов - и это н считая затрат на бензин, без которого машина никуда не поедет.
  Очевидно, что Эндикабс нуждается хотя бы в некоторой дополнительной поддержке извне, и реально компании потребуется еще 2000 фунтов. Эндрю уже упоминал о своем намерении поговорить с управляющим банка, и мы посоветовали ему взять краткосрочный кредит. Это позволит банку взимать процент на всю сумму кредита на любой согласованный период - в нашем случае, может быть, один или два года. Другая альтернатива - право произвести овердрафт.
  Предположим, что банк готов дать Эндикабсу кредит в 2000 фунтов на два года. Конечно, это будет не бесплатно - платежи могут составить, например, первоначальную плату за услуги 20 фунтов плюс поквартальный процент 70 фунтов.
  "Давайте думать только о том, что в настоящий момент мы получаем кредит 2000 фунтов, - предложили мы, - как нам выразить это в форме уравнения операции?".
  Мы бы хотели, чтобы Эндрю сам записал обе стороны сделки в рабочую таблицу, и вам тоже советуем подумать об этом. Мы попросим вас записывать каждую сделку в серии "упражнений", по мере развития событий. Иногда вам будет предоставлена возможность заполнить одну или обе стороны уравнения в колонке, которая уже озаглавлена в результате
 Упражнение 4.1. Запишите уравнение операцидля кредита банка в 2 000 фунтов .
  компании Эндикабс Эндикабс
 
  Активы - Обязательства Операции Денеж. сред.
  Капитал 1 - Вложенный капитал 2 - Кредит банка 10 000 10 000 предыдущей записи, а иногда колонка не будет озаглавлена вообще. Не волнуйтесь по этому поводу - озаглавьте ее, как посчитаете нужным.
  Овердрафт - сумма, получаемая по чеку сверх остатка на текущем счете в банке. Если клиент превышает остаток текущего счета, то банк взимает процент с фактического превышения (более высокий, чем при краткосрочном кредите). Кредит по овердрафту оговаривается при открытии счета в банке.
 
 
 
  У Эндрю не возникло проблем по поводу первой половины данного уравнения. Он отметил, что денежные средства компании Эндикабс увеличатся на 2000 фунтов, поэтому он занес упомянутую цифру в колонку Денежные средства. Однако он колебался, когда мы спросили его, куда он запишет другую часть уравнения.
  "Вероятно, я могу добавить их к моим 10000 фунтам капитала, - размышлял он. - Это лишь перепутается с тем, что Эндикабс должен мне, поэтому я последую вашему совету и открою новую графу. Я назову ее "Кредит банка". "Чудесно! Если сомневаетесь, то открывайте новый столбец!" - согласились мы.
 Наша рабочая таблица выглядит теперь следующим образом:
 
 Эндикабс Активы - Обязательства Операции Денеж. сред.
  Капитал Кредит банка 1 - Вложенный капитал 2 - Кредит банка 10 000 2 000 - 10 000 2 000 Теперь мы знаем, что Эндикабс имеет в своем распоряжении 10000+2000=12000 фунтов денежных средств. Из них 10000 фунтов - собственный вложенный капитал Эндрю, а оставшиеся 2000 фунтов - кредит банка. В результате мы видим, сколько денег имеется и откуда они
 поступили.
  "Верно! - согласился Эндрю. - Значит, теперь Эндикабс располагает достаточным количеством денег, чтобы я мог купить машину, оплатив при этом налог, страховку, лицензию и все остальное? Начнем с машины!"
  Эндрю посчитал, что машина должна быть в активе, поэтому он озаглавил новую колонку актива Машина. Он записал в ней 9000, но затем ему
 Вы сами сможете "начать с машины" в Упражнении 4.2. Упражнение 4.2. Запишите уравнение операции для покупки Эндикабсом новой машины стоимостью 9000 фунтов
 
 пришлось задуматься о другой стороне уравнения. Эндрю спросил: "Разве эта покупка повлияет на обязательства?" "Нет, - ответили мы. - Но чем Эндикабс будет расплачиваться за машину?" .
  Ответ был прост: "Деньгами". Тогда мы задали следующий вопрос: "Как повлияет покупка машины на денежные средства Эндикабса?" Ответ был таким же простым - они станут меньше. Поэтому Эндрю записал - 9000 в колонку Денежные средства. "Но, подождите, ведь это не то же самое, что 9000 = 9000?" - сказал Эндрю.
  Нет, но уравнение остается верным, так как то, что записал Эндрю, равносильно выражению: "9000-9000=0". Просто то, что мы сделали - это использовали часть одного актива и заменили ее на другой. Ну, а так как мы записали всего лишь три операции, то нам нет необходимости подсчитывать все колонки для выявления ткущей финансовой ситуации компании Эндикабс. Фирма все еще имеет 12000 фунтов активов и 12000 обязательств. Активы состоят сейчас из стоимости машины в 9000 фунтов плюс 3000 фунтов денег, а обязательства - из инвестиций Эндрю в 10000 фунтов плюс кредит банка в 2000 фунтов.
  Теперь на очереди покупка номерного знака, счетчика и огнетушителя, которые в сумме составят 500 фунтов. В действительности они будут рассматриваться отдельно как сопутствующие приспособления для машины, но мы предложили Эндрю, чтобы он для экономии места включил их в колонку Машина. Мы советуем вам сделать то же самое в Упражнении 4.3. На этот раз запишите в колонках итоговые суммы, чтобы увидеть, как далеко
 мы продвинулись.
  Вместо того, чтобы назвать итоговую строку "Итога", мы воспользовались термином "Проверочный баланс". Этот термин используется для предварительной оценки всех остатков на счетах. Наши примеры показали, что все операции должны быть записаны дважды - в первый раз, чтобы показать, откуда поступили деньги или их эквивалент, и во второй - чтобы показать, на что они ушли. Поэтому каждое уравнение операции должно быть сбалансировано, и, следовательно, "проверочный баланс" в любой момент должен показать, что общая сумма всех активов равно общей сумме
 всех обязательств.
  Это первая вещь, которую финансист должен проверить, хотя балансовое равновесие не обязательно означает, что все записи были правильными. Они могли быть занесены не в те колонки, или ошибочные цифры были записаны дважды, но ведь в конце концов, это же только начало. В нашем случае общая сумма и в колонках активов, и в колонках обязательств оказалась равной 12000 фунтов. Таким образом, до сих пор все наши записи могут считаться математически правильными..
 
 Упражнение 4.3. Запишите уравнение операции для покупки Эндикабсом автопринадлежностей общей стоимостью 500 фунтов. Составьте проверочный баланс.
 Эндикабс
 
  Активы Обязательства Операции Машина Денеж. сред.
  Капитал Кредит банка 1 - Вложенный капитал 2 - Кредит банка 3 - Покупка машины 4 - Принадлежности 9 000 10 000 2 000 -9 000 - 10 000 2 000 5 - Проверочный баланс 1 ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
  Нарисуем мысленно картину стоящей в гараже новой машины с фирменной маркой Эндикабса, сверкающей номерным знаком, с новым счетчиком и огнетушителем. В общей сложности она стоит 9500 фунтов, а Эндикабс пока имеет в банке 2500 фунтов. Общая стоимость активов (средств) остается 12000 фунтов, что равно общей стоимости обязательств. Теперь мы должны подумать о налоге, страховке и лицензии, общие затраты на которые составят еще 900 фунтов.
  "Ну, что ж, Эндрю, - сказали мы. - И что ты обо всем этом думаешь? Можем ли мы добавить их в колонку Машина"?" "Я думаю, что не можем. Эндикабс покупает машину только один раз, а платить по всем этим пунктам нужно ежегодно", - ответил Эндрю. "Верно. Тогда, как повлияют на компанию все эти платежи? Сейчас не важно, одноразовые это платежи или нет".
  Эндрю задумался на мгновение и заключил, что указанные платежи уменьшат прибыль компании. Это как раз то, что мы хотели от него услышать. "Отлично, - сказали мы, - они называются расходами и, как ты уже заметил, расходы уменьшают прибыль".
  "Чем и отличаются от доходов, увеличивающих прибыль", - предположил Эндрю. "Абсолютно верно! - согласились мы. - И это подводит нас к первому определению прибыли. Раз доходы увеличивают прибыль, а расходы уменьшают ее, мы можем логически заключить, что прибыль = доходы - расходы, так?". Он согласился.
  Строго говоря, мы должны были бы завести отдельную колонку для каждого пункта доходов и расходов, но ведь для этого потребуется очень широкий лист бумаги. Чтобы избежать этого, мы откроем только одну колонку для "прибылей и убытков", которую ради краткости назовем "П и У". Эндрю сможет затем составить уравнение операции для уплаты налога,
 
 страховки и лицензии, которые мы договорились объединить вместе под общим заголовком "Лицензии". Последние обошлись в 900 фунтов, так почему бы вам не попробовать записать уравнение в Упражнении 4.4? Сделав это, можете также записать уравнение для расходов на рекламу в 40 фунтов.
 Упражнение 4.4. Запишите уравнение операции для налога, страховки, лицензии компании Эндикабс, составляющих 900 фунтов, и расходов на рекламу, стоящих 40 фунтов
 
 Эндикабс Активы Обязательства Операции Машина Денеж. сред. - Капитал Кредит банка 1 - Вложенный капитал 2 - Кредит банка 3 - Покупка машины 4 - Принадлежности 9 000 500 10 000 2 000 -9 000 -500 10 000 2 000 5 - Проверочный банане 9 500 2 500 Г Го ооо 2 000 6 - Лицензии 7 - Реклама 1 "Куда мы поместим эту колону? В раздел активов Эндикабса или в обязательства?" - поинтересовались мы.
  "Это просто! - последовал ответ. - Если Эндикабс приносит прибыль, то компания будет должна ее мне - это мой раб, в конце концов! Она составит обязательство". Точно!
  Займемся теперь доходами, которые уже обдумал Эндрю. Основываясь на данных, собранных им во время первоначального исследования, будем говорить о 30000 милях по 70 пенсов за милю, что принесет Энди-кабсу общий доход 21000 фунтов. Но все не так просто, как кажется! 21000 - это лишь самая общая цифра, а мы сомневаемся, будут ли все его пассажиры расплачиваться наличными. Местные фирмы, к примеру, тоже могут оказаться клиентами компании Эндрю. Эндрю согласился, Он был уверен, что так и получится, но не увидел в этом никакой разницы. А дело в том, что местные фирмы не станут расплачиваться наличными за каждую поездку. Он будут оплачивать свои счета в конце каждого месяца, точно так же, как и Эндикабс предпочел бы платить по счетам местного гаража за ремонт, обслуживание и бензин. Другими словами, часть работы, проделанной Эндикабсом, будет выполнена в кредит. И доход от такой работы не будет получен немедленно - ведь кредиторы оплатят свои счета только через некоторое время после предоставленных им услуг.
 
 ДЕБИТОРЫ И КРЕДИТОРЫ
  Поэтому важно было оценить такую часть из общей суммы 21000 фунтов составит плата наличными и какую - на условиях кредита с последующей оплатой. Эндрю задумался и решил, что деление будет приблизительно таким: 15000 фунтов наличными и 6000 фунтов в кредит.
  Теперь возникает еще один важный вопрос. Эндрю знал, как записать полученные наличные деньги в нашей рабочей таблице. Но куда отнести суммы, которые ему должны клиенты?
  Эндрю высказал мысль, что самое лучшее - это открыть новую колонку, но его улыбка погасла, когда мы спросили его, как он назовет эту
 колонку.
  "Сейчас, сейчас, - задумался он. - Если Эндикабс обслужил кого-либо в кредит, значит, эти люди будут в долгу у Эндикабса. Тогда как насчет названия "должники" (дебиторы)?"
  Он быстро догадался. Дебиторами называют тех, кто задолжал кому-либо деньги за услуги или товары, уже полученные, но еще ими не оплаченные. В США это называется "счета к получению", и, возможно, многим данный термин покажется более понятным.
  И наоборот, лица, которым вы задолжали деньги за товары или услуги, уже полученные, но еще вами не оплаченные, называются "кредиторами". Американцы называют это "счета к оплате". Пока вы должны упомянутым лицам деньги, они кредитуют вас.
  Дебиторы и кредиторы, таким образом, оказывают замедляющее воздействие на скорость движения денежных средств в компанию и из нее. Для многих фирм этот фактор оказывается очень существенным.
  "Это немного напоминает то, что происходит в двигателе автомобиля. Нажмите на педаль акселератора, и подача горючего увеличится, а, значит, двигатель начнет работать быстрее. То же самое происходит с дебиторами компании. Чем сильнее на них "надавишь", тем быстрее поступят деньги", - прокомментировал Эндрю.
  Это не глупо, и подобным же образом кредиторов можно сравнить с тормозами машины. Вы можете замедлить скорость течения наличных из компании, заставив кредиторов подольше подождать оплаты их счетов.
 Однако нам бы хотелось, чтобы Эндрю хорошенько запомнил определения дебиторов и кредиторов. Поэтому сформулируем их еще раз: Дебиторы - лица, которые должны деньги за товары и услуги, уже полученные, но еще не оплаченные ими (в США - "счета к получению"). Кредиторы - поставщики, которым должны деньги за товары или услуги, уже полученные, но еще не оплаченные (в США - "счета к оплате").
 
 Эндрю уяснил взаимоотношения, существующие между компанией Эндикабс и ее клиентами, обслуживаемыми в кредит. Последние будут определены как дебиторы фирмы в течение некоторого промежутка времени между предоставлением услуги и оплатой счета. Теперь Эндрю готов записать две доходные операции в рабочей таблице, и вы можете проделать то же самое в упражнении 4.5.
 Упражнение 4.5. Запишите уравнение операции для доходов Эндикабса: наличными 15000 фунтов и в кредит 6000 фунтов.
 
  Мы намеренно не спросили Эндрю, куда он отнесет дебиторов - в актив или в обязательства, так как нам хотелось посмотреть, как он запишет уравнение. Эндрю открыл одну из колонок актива и сказал: "Они ведь должны деньги Эндикабсу? Другими словами, это похоже на обслуживание за наличные, которые еще не поступили. В конце концов деньги будут получены, и когда это произойдет, они станут активом. Поэтому я определил бы дебиторов как "отложенный актив"!"
  Эта весьма вольная трактовка тем не менее верна. Теперь рассмотрим следующие статьи издержек Эндикабса: затраты на бензин и расходы на ремонт и покрышки. Все эти издержки можно отнести к только что рассмотренным кредитным операциям. Эндрю уже много лет знаком с Дже-фом Мардсеном, владельцем фирмы "Форвейз Гэрадж" и всегда покупал у него бензин. Поэтому Джеф наверняка откроет кредитный счет на поставку бензина и ремонтное обслуживание компании Эндикабс.
  Единственные оставшиеся статьи расходов в списке Эндрю, с которым предстояло определиться - это его предполагаемые телефонные счета на 300 фунтов, а также проценты и выплаты по кредиту банка. И те и другие расходы войдут в колонку Денежные средства. Как вы помните, мы установили, что проценты за кредит будут включать в себя первоначальную выплату в 20 фунтов плюс 70 фунтов за квартал - в целом за год они
 
 составят 300 фунтов. На этом этапе было бы разумно предположить, что кредит будет выплачен уже после окончания первого года работы Эндикабса.
  Запишите уравнение операции для данных статей в рабочую таблицу в Упражнении 4.6, а затем подсчитайте еще один промежуточный баланс и посмотрите, равна ли общая сумма активов Эндикабса сумме его обязательств. После этого сверьте полученные результаты с теми, что представлены на Рис.4.1.
 Упражнение 4.6. Запишите уравнение операций для расходов Эндикабса: на бензин - 4000 фунтов, техобслуживание и покрышки - 1800 фунтов, телефон - 300 фунтов, выплаты процентов по банковскому кредиту - 300 фунтов
 Эндикабс
 
  Активы - Обязательства Операции Дебиторы Машина Денеж. сред.
  Капитал Кредит банка ПиУ 1 - Вложенный капитал 2 - Кредит банка 3 - Покупка машины 4 - Принадлежности 9 000 500 10 000 2 000 - 9 000 -500 - 10 000 2 000 5 - Проверочный баланс 9 500 2 500 - 10 000 2 000 6 - Лицензия 7 - Реклама 8 - Доходы: наличные 9 - кредит 10 - Расходы на бензин 11 - Техобслуживаниие 12 - Телефон 13 - Процент по банк. 6 000 -900 -40 15 000 - -900 -40 15 000 14 - Проверочный баланс КЛАССИФИКАЦИЯ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
  Взглянув на таблицу в Упражнении 4.6., можно заметить, что для большой компании колонок получится много. Поэтому было бы полезно подумать, как все это разумно скомпоновать.
  Ранее мы уже упоминали понятия "постоянные" и "переменные" расходы. Теперь мы определим к какому виду расходов относятся перечисленные статьи. Например, машина вместе со счетчиком, огнетушителем и номером не совсем то же самое, что налог, страховка или лицензии. Все это стоит денег, но относится к разным типам расходов.
 
 Проблема сводится ко времени, Машину, например, Эндрю будет использовать 3-4 года, тогда как плату за налог и страховку нужно вносить каждый год. Причем платить налог и страховку необходимо в заранее установленный момент времени независимо от состояния дел Эндикабса. Мы назовем эти расходы постоянными. Однако расходы на бензин и ремонт будут отличаться от них. Бензин и услуги по ремонту приобретаются по мере необходимости, а их объем зависит от количества пройденных машиной километров. Мы назовем их переменными расходами.
  Подобный подход может быть применен ко всем активам и обязательствам, а термины, используемые для разделения на эти группы, фундаментальны.
 
 Рис.4.1. Рабочая таблица проверочного баланса компании Эндикабс в
 Упражнении 4.6.
 1 - вложенный капитал; 2- кредит банка; 3 - покупка машины; 4 - автопринадлежности; 5- промежуточный баланс; 6 - лицензии; 7 - реклама; 8 - доходы: наличные, 9 - кредит; 10 - затраты на бензин; 11 - техобслуживание; 12 - телефон; 13 - процент по банковскому кредиту; 14 - проверочный баланс .
 ОСНОВНЫЕ АКТИВЫ (СРЕДСТВА)
  Начнем с новой машины Эндикабса. Эндрю полагает, что она "побегает" 3-4 года, так что мы можем назвать ее "основной (постоянный) актив". Коммерческая деятельность Эндикабса не предполагает продажу
 
 автомобиля, который является неотъемлемой частью оборудования, необходимого для осуществления этой деятельности. И снова мы подходим к вопросу времени. Как долго данное средство будет использоваться компанией или, на языке финансов, каков ожидаемый период его полезной эксплуатации? Все, что используется в производственном процессе в течение периода, превышающего один год, и не предназначено для продажи, называется основным активом.
 Основные активы (средства) - имущество, которое имеет стоимость, и приобретается компанией в целях производства товаров или услуг, а не для обычной перепродажи.
  (В соответствии с Российским.законодательством, основными средствами являются средства производства, сроком службы более одного года и стоимостью выше определенной законом суммы. - Прим. ред.)
  Производственные компании включили бы сюда также землю, строения, оборудование и станки, оснащение офиса, мебель и транспортные средства. Все они классифицируются как "основные активы", поскольку они не будут полностью использованы к концу текущего года.
 ТЕКУЩИЕ АКТИВЫ (ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА)
  Следующая колонка в нашей рабочей таблице - Дебиторы. В ней указываются суммы, которые задолжали Эндикабсу его клиенты за поездки в такси (уже совершенные, но еще не оплаченные). Эндикабс не может рассчитывать немедленно получить оплату наличными за всю свою работу. Существует элемент доверия. Компания будет работать для некоторых своих клиентов в кредит. Мы спросили у Эндрю: "Позволит ли Эндикабс этим клиентам задерживать платежи на год и более?"
  "Нет, конечно! - ответил он уверенно. -Компания просто разорится, если ей придется столько времени ждать денег!"
  Как правило, компания ожидает, что ее клиенты оплатят свои долги в течение нескольких недель и, уж конечно, в пределах одного года. Ранее мы установили, что дебиторы являются активом, и термин "текущие активы" используется для обозначения любых средств, способных обращаться в денежную наличность в течение следующих 12 месяцев. Фраза "в течение следующих 12 месяцев" важна, так как позволит избежать такой неприятности, которая может возникнуть, если клиент "залез" в долг за 3 недели до конца текущего финансового года. Было бы совершенно неразумно рассчитывать, что такой клиент оплатить долг в текущем финансовом году, хотя определенно можно ожидать погашения долга в течение следующих 12 месяцев.
 
 Денежные средства-тоже текущий актив, поскольку их можно использовать в любой момент, когда потребуется. Поэтому, в данном случае, вопрос о "следующих 12 месяцах" даже не стоит обсуждать! Многие компании имеют запасы, которые классифицируются как текущие активы, так как они обычно обращаются в денежные средства в течение следующих 12 месяцев. В ответ на комментарий Эндрю, мы должны заметить, что винодельческие компании классифицируют свои запасы готового виски как "текущие активы" именно в этом смысле.
 Текущие активы (оборотные средства) - имущество, которое обладает стоимостью и может быть обращено в денежные средства в течение следующих 12 месяцев.
 ЛИКВИДНЫЕ АКТИВЫ
  Запасы, дебиторская задолженность и денежные средства относятся к текущим активам. Но запасы обычно конвертируются в наличность дольше дебиторской задолженности. Поэтому в составе текущих активов выделим подгруппу "ликвидные активы". Этот термин относится к тем текущим активам, которые "почти незамедлительно обращаются в деньги". Они включают сами по себе денежные средства и дебиторскую задолженность: большинство компаний может рассчитывать, что долги будут оплачены в течение нескольких недель.
  Запасы традиционно не считаются ликвидным активом, так как они требуют больше времени для обращения в деньги.
 Ликвидные активы - текущие активы, которые могут быть незамедлительно обращены в наличность - непосредственно денежные средства, суммы дебиторской задолженности, краткосрочные инвестиции (краткосрочные финансовые вложения) и т.д.
 ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
 Перейдем теперь к обязательствам. Они также классифицируются в соответствии с их предполагаемой длительностью. Прежде всего, капитал - это долгосрочное обязательство, ибо он будет существовать столько, сколько существует сама компания. Сюда же относятся любые кредиты, рассчитанные на срок более 12 месяцев. Дело в том, что они будут "перенесены" с одного финансового года на следующий. Долгосрочные обязательства - долги другим лицам, срок погашения которых наступит по прошествии года.
 
 ТЕКУЩИЕ (КРАТКОСРОЧНЫЕ) ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
  В случае Эндикабса мы говорили о банковском кредите только на один-два года. Если Эндрю договорится о кредите на два года, то последний вначале будет отнесен к долгосрочному обязательству. Но как только до погашения кредита останется менее 12 месяцев, он перейдет в разряд "текущих обязательств". Текущие обязательства компания рассчитывает погасить в ближайшие 12 месяцев, так что в их число с уверенностью можно включить "Кредиторов". Текущие (краткосрочные) обязательства - обязательства, которые
 должны быть погашены в течение следующих 12 месяцев.
 АКТИВЫ И РАСХОДЫ
  "А как быть с колонкой прибылей и убытков? - спросил Эндрю, - Это текущие или долгосрочные обязательства?"
  "Помнишь, Эндрю, когда мы толковали о прибыли, то согласились: что "прибыль = доходы - расходы". Мы поместили колонку Прибыли и убытки в раздел обязательств, ибо, как ты совершенно правильно отметил, что любая прибыль, получаемая Эндикабсом, принадлежит тебе как владельцу компании".
 Поэтому то, что было сказано, можно записать следующим образом:
 Активы = Обязательства + Прибыль
  Теперь рассмотрим это более детально. Вначале соединим вместе наши простые формулы: "активы = обязательства + прибыль" и "прибыль = доходы - расходы", тогда получим:
 Активы = Обязательства + (Доходы - Расходы)
  Бухгалтеры не любят работать со знаком "минус". Они будут делать все возможное, чтобы от него отказаться, например, попробуют поставить цифры в скобки, выделить их красным цветом или поделить страницу пополам и записать отрицательные числа как положительные на правой стороне. Мы можем посоветовать им просто применить общее алгебраическое правило, согласно которому, значение уравнения не изменится, если добавить к обеим его частям одно и то же число. Следовательно, если мы приплюсуем расходы к обеим частям, то получим:
 Активы + Расходы = Обязательства + Доходы + Расходы - Расходы
 Сокращая "+Расходы - Расходы" в правой части уравнения, получим:
 (Активы + Расходы) = (Обязательства + Доходы)
 
 Эндрю конечно же согласился с этой головокружительной математической операцией, но не был уверен в логичности соединения расходов с активами в левой части уравнения. Действительно, это нередко озадачивает студентов-бухгалтеров. И здесь мы вновь возвращаемся к фундаментальному вопросу времени.
  Различие заключается в том, что сейчас мы говорим о более абстрактных вещах, чем машины, материально-производственные запасы, дебиторы или денежные средства. Все эти вещи реальны - вы можете посмотреть на них, или сосчитать их, или даже позвонить кому-то еще, чтобы "пожаловаться" на них. Строение, транспортное средство, мебель - все то, что будет эксплуатироваться более года - это основные активы. То, что скорее всего превратится в денежные средства в течение ближайших 12 месяцев - это текущие активы. А как же критерий времени можно применить к категории расходов? Этого Эндрю, по-видимому, не знал.
  Мы спросили у него, что он считает наиболее важным элементом денежных расходов любой компании, кроме затрат на запасы и основные активы. Эндрю без всякого колебания ответил, что эта зарплата. Он признал, что зарплата будет, конечно, рассматриваться как расходы (зарплату можно считать также издержками). Тогда мы спросили, будет ли он рассматривать людей, получающих зарплату, в качестве активов компании. Он понял к чему мы клоним и согласился, что они, возможно, самый ценный актив, которым может владеть компания.
  "Правильно, - сказали мы. - Но ведь компания не владеет своими служащими. Зарплата платиться за пользование опытом и умением, которые предлагает работник. Компания не может реально "увидеть" их, но, безусловно, получает выгоду от использования этих услуг".
  То же можно сказать и о других услугах, используемых компанией - услугах контрагентов (дословно - третьих сторон). Это, например, телефон, факс, почта, страхование, туристические услуги. Вы не "видите" их, но тем не менее это активы в том смысле, что компания платит за право их использовать. Это право должно относиться к активам, даже если оно мимолетно.
  Эндрю поинтересовался: "Тогда о каком виде активов вы говорите? Вряд ли их можно назвать текущими активами, хотя и многие из перечисленных вещей используются в течение 12 месяцев?"
  Он был прав. К текущим активам их не отнесешь. Мы полагаем, что термин "немедленно расходуемые активы" наиболее подходящ: он подразумевает, что данные вещи и услуги предназначены для незамедлительного потребления. Вы можете заметить, что они будут израсходованы почти сразу по приобретении - отсюда и термин "расходы". Итак, мы подошли к определению:
 
 Расходы - стоимость использованных ресурсов, которые полностью израсходованы или "потрачены" в течение рассматриваемого периода.
  Доходы можно рассматривать точно таким же образом - они немедленно увеличивают обязательства компании по отношению к ее владельцам.
  Еще один момент, иногда вызывающий затруднения - различие между "затратами" и "расходами" - также касается фактора времени. Как мы только что видели, расходы - это стоимость чего-либо, использованного для получения дохода (на производство продукции или оказание услуг) в течение определенного периода времени, хотя этот период не обязательно совпадает с моментом действительной оплаты ресурса. Например, вы могли купить в июне авиабилет на июльский рейс. В этом случае затрата денежных средств произойдет в июне (или в момент. действительной оплаты билета), тогда как расходы на полет будут списаны из дохода июля.
 Затраты - денежная оплата приобретенных товаров или услуг, которая со временем будет вычтена из прибыли (списана в расходы).
  Наконец-то определения стали яснее и нам легче ими пользоваться. Это дает возможность модернизировать наше балансовое уравнение. Мы будем и дальше пользоваться в наших примерах одной колонкой прибылей и убытков. Бухгалтер же для каждого вида расходов и доходов открывает отдельную колонку, чтобы иметь перед глазами полную картину всего происходящего. Ему было бы трудно следить за всем, если бы он записывал каждую доходную и расходную операцию в одну-единственную колонку. Ежедневный контроль за доходами и расходами представляет существенную часть функциональных обязанностей бухгалтера, и вы можете себе представить, как трудно было бы анализировать и распутывать все данные, размещенные в одной общей колонке прибылей и убытков, всякий раз, когда нужно что-то проверить.
  В конце года или иного финансового периода бухгалтер перенесет все остатки (сальдо) со счетов расходов и доходов на счет прибылей и убытков, который имеет краткосрочный характер и позволяет определить итоговые суммы по всем понесенным расходам и полученным доходам в течение данного периода. Затем чистое сальдо на счете прибылей и убытков бухгалтер перенесет на соответствующей резервный счет.
  Но об этом позже. Для экономии времени мы будем по-прежнему "замыкать" все рассматриваемые операции, записывая расходы и доходы прямо в колонку прибылей и убытков. Этого нам будет пока достаточно.
 
 РЕОРГАНИЗАЦИЯ
  Сгруппировав активы и обязательства, нам нужно теперь расположить их так, чтобы это было логично и понятно. На самом деле нет необходимости входить в дебаты по данному поводу, так как соответствующий порядок определен соответствующими законами (но об этом чуть позже). Все, что необходимо нас знать сейчас - это то, что активы и обязательства располагаются от более к менее долговременным.
  Таким образом, сначала перечисляются основные средства, а затем текущие (оборотные) активы; запасы, относящиеся к текущим активам, окажутся перед ликвидными активами - дебиторской задолженностью и денежными средствами.
  Аналогично, долгосрочные обязательства - капитал и долгосрочные кредиты - располагаются перед текущими обязательствами, такими как кредиторская задолженность, краткосрочный кредит, банковский овердрафт и т.д. Наконец, поскольку в колонке прибылей и убытков суммируются все "немедленные" доходы и "израсходованные" активы, мы поместим эту колонку в разделе обязательств самой последней.
  Рис.4.1 иллюстрирует всю ту неразбериху, которая может возникнуть, если предложенный порядок игнорируется. Уже после 13 простых операций колонка Машина (основной актив) оказалась между Дебиторами и Денежными средствами (текущие активы), а колонка Прибыли и убытки затерялась между Кредитом банка и Кредиторами. Очевидно требуется навести некоторый порядок. На Рис.4.2 показано, как будет выглядеть реорганизованная по правилам рабочая таблица в Упражнении 4.6. Заметим, что в данном примере Ликвидные активы покрывают те же колонки, что и Текущие активы, потому что у Эндикабса нет каких-либо "неликвидных" запасов. Не беспокойтесь сейчас о пустых колонках - мы заполним их в следующей главе.
 РЕЗЮМЕ
  В данной главе мы подробно обсудили уравнение операции - тему, о которой мы уже упоминали в предыдущей главе. Мы выяснили, что каждую финансовую операцию можно свести к математически верному уравнению. Уравнение точно показывает, откуда "пришел" объект каждой операции и куда был направлен.
  Операции, которые Эндрю просил нас записать, показали, что они могут влиять на финансовое положение компании различными способами. Например, первые две операции относились к вложению капитала в бизнес. Они увеличили сумму активов и обязательств компании, и уравнение приняло форму "+х = +х".
 
 Эндикабс
 
  Активы - Обязательства Номер Основные Текущие (ликвидные) Долгосрочные Текущие Доходы - опер. активы активы обязательства обязательства расходы Машина Дебиторы Денеж[ сред. Капитал Кредит банка ^ Кредиторы ПиУ 1 10 000 10 000 2 2 000 - 2 000 3 9 500 -.9 000 4 500 -500 5 9 500 2 500 - 10 000 2 000 6 -900 - -900 7 -40 -40 8 15 000 15 000 9 6 000 _ 6 000 10 4 000 -4 000 11 1 800 -1 800 12 - 300 - - 300 13 - 300 - -300 14 9 500 6 000 15 960 10 000 2 000 5 800 13 660 31 46( ) 31460 Рис.4.2. Реорганизованная рабочая таблица компании Эндикабс
 1 - вложенный капитал; 2 кредит банка; 3 - покупка машины; 4 - принадлежности машины; 5 - промежуточный баланс; 6 - лицензии; 7 - реклама; 8 - доходы: наличные, 9 - кредит; 10 - затраты на бензин; 11 - техобслуживание; 12 - телефон; 13 - процент по банковскому кредиту; 14 - проверочный баланс
  Затем мы отразили покупку Эндикабсом новой машины и приспособлений. Эти сделки означали обмен одного типа актива на другой, так что мы представили это в форме "+х - х = 0". И затем, когда мы зафиксировали затраты на бензин и ремонт, то увидели, что уменьшение прибыли компании уравновешено увеличением кредиторов. Данное уравнение приняло таким образом следующий вид: "0 = +х - х'\
  Мы договорились использовать только одну колонку для записи всех статей, влияющих на прибыли или убытки Эндикабса. Она находится в разделе обязательств рабочей таблицы. Мы вносили туда доходы как положительные величины, а расходы - как отрицательные, что, соответственно, увеличивало и уменьшало обязательства Эндикабса по отношению к Эндрю. Прибыль, поэтому, может быть определена как превышение доходов над расходами.
 
 Затем мы обсудили значение дебиторов и кредиторов. Дебитор - это тот, кто получил какой-то товар или услугу, но еще не заплатил за них. И наоборот, кредитор - тот, от кого мы получили товар или услугу, но еще не заплатили за них. Поэтому дебиторы и кредиторы замедляют поток денежных средств в компанию и из нее. Дебиторы классифицируются как активы, так как они представляют ожидаемые, но еще не поступившие деньги. Подобным образом кредиторы классифицируются как обязательства, ибо они представляют долг, который еще только будет оплачен.
  Для каждой колонки в рабочей таблице были определены итоговые суммы. Мы использовали термин "проверочный баланс", так как именно это название употребляет бухгалтер при подведении промежуточных итогов. Первое, что он должен сделать - проверить, совпадают ли общие суммы итогов по активам и обязательствам. Между тем равенство сумм само по себе не гарантирует от возможных ошибок в записях операций.
  Постепенно, по мере добавления все новых колонок, в рабочей таблице возникла некоторая неразбериха. Поэтому мы реорганизовали таблицу таким образом, чтобы колонки располагались в установленном порядке - от долгосрочных активов и обязательств к краткосрочным. Это привело нас к ряду определений, представленных ниже.
  Наиболее важным из них в концептуальном отношении является понятие расходов как "немедленно расходуемых активов". Расходы представляют собой расходование активов (обычно невидимых) типа зарплаты, страхового взноса, ренты, налогов, транспортных и почтовых услуг и т.д. Это определение помогло нам продемонстрировать формулу нового уравнения: "Активы + Расходы = Обязательства + Доходы".
  Мы обсудили также различие между затратами и расходами. Расходы - суть стоимость израсходованного ресурса, а затраты - денежная оплата приобретаемых ресурсов, которые со временем будут "израсходованы".
 Итак, вспомним понятия, с которыми мы встречались в настоящей главе: Уравнение операции - уравнение, отражающее две стороны финансовой операции в анализе движения средств - сторону "получающую" и
 сторону "Дающую".
 Промежуточный баланс - перечень всех остатков на счетах компании. Дебиторы - лица (юридические или физические), которые должны деньги
 за товары и услуги, уже полученные, но еще не оплаченные ими. (В США
  - "счета к получению"). Кредиторы - поставщики, которым должны деньги за товары или услуги,
 уже полученные, но еще не оплаченные. (В США - "счета к оплате").
 
 Основные активы (средства) - имущество, которое имеет стоимость, и приобретается компанией в целях производства товаров или услуг, а не для обычной перепродажи.
 Текущие активы (оборотные средства) - имущество, которое обладает стоимостью, и может быть обращено в денежные средства в течение следующих 12 месяцев.
 Ликвидные активы - текущие активы, которые могут быть незамедлительно обращены в наличность - непосредственно денежные средства, суммы дебиторской задолженности, краткосрочные инвестиции (краткосрочные финансовые вложения) и т.д.
 Долгосрочные обязательства - долги другим лицам, срок погашения которых наступит по прошествии года.
 Текущие (краткосрочные) обязательства - обязательства, которые должны быть погашены в течение следующих 12 месяцев.
 Расходы - денежная оплата приобретенных товаров или услуг, которая со временем будет вычтена из прибыли (списана в расходы).
 Затраты - денежная оплата приобретенных товаров или услуг, которая со временем будет вычтена из прибыли (списана в расходы).
 
 Глава 5. С ОБЪЕКТИВНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
  В этой главе мы коснемся некоторых вещей, которые бухгалтер всегда должен иметь в виду при составлении финансовых отчетов. Основной принцип при составлении этих отчетов заключается в освещении финансовой ситуации компании на данный момент с объективной точки зрения. Одним из ключевых критериев "объективности" является регистрация доходов и расходов и правильное определение периода, к которому они относятся.
 ВВЕДЕНИЕ
  В предыдущей главе всю информацию, собранную Эндрю о своем новом бизнесе, мы перевели в серию уравнений операций, которые записали в рабочей таблице. Мы обсудили вопрос, почему затраты учитываются как активы и почему их нельзя путать с "расходами". Затем определили состав активов и обязательств компании. Теперь Эндрю решил, что настала пора подумать о том, сколько денег могла бы позволить ему компания брать для своих нужд. Но прежде, чем подойти к этому вопросу, мы должны рассмотреть еще несколько моментов.
 АМОРТИЗАЦИЯ
  У Эндрю не было трудностей с теми определениями, которые мы ввели в первой части нашего разговора. Но он удивлялся, почему мы сделали именно это на той стадии. Например, какая разниц в том, к какому именно виду имущества отнести новую автомашину? Мы попросили его посмотреть на цифры проверочного баланса в 9500 фунтов для автомашины (Рис.4.2). Они свидетельствуют о том, что стоимость автомашины на конец года оказалась точно такой же как и в начале. Справедливо ли это по его мнению?
  "Полагаю, что нет, - ответил Эндрю. - Я пользуюсь машиной целый год, не так ли? Поэтому она будет стоить намного меньше, чем в начале года".
  И здесь мы подходим к понятию "амортизация". Это покрываемые за счет прибыли компании расходы, которые представляют собой стоимость
 
 потребленных основных средств. Часть первоначальной стоимости используемых основных средств, является расходами, относимыми на счет прибылей и убытков в форме амортизационных отчислений.
  Эндрю согласился, что это разумно, и мы спросили, не вычтет ли он всю стоимость автомашины Эндикабса и сопутствующих товаров для нее из прибыли за первый год.
  "Что?! Полностью 9500 фунтов? Вы, конечно, шутите! - воскликнул он. - Мы решили использовать машину три или четыре года, и было бы несправедливо вычитать ее первоначальную покупную цену полностью из прибыли первого года".
 "Так как бы ты поступил? - спросили мы. "Я бы рассчитал число
  лет, в течение которых Эндикабс собирается эксплуатировать машину и равномерно распределил бы ее стоимость на весь период", - ответил он.
  "Хорошо. Но предположим, что ты захотел продать ее до того, как она износится?"
  "Тогда до расчета ежегодных отчислений я бы вычел из стоимости машины цену, за которую собирался ее продать".
  Подводя итог нашей беседе, можно сказать, что Эндрю собирается уменьшить первоначальную стоимость машины с сопутствующими товарами на сумму, за которую он мог бы ее продать, когда машина будет ему больше не нужна. Остаток представляет собой чистую стоимость использования автомобиля за предполагаемый период. Затем Эндрю разделил бы эту чистую стоимость на число лет, в течение которых он собирался использовать машину и каждый год вычитал бы полученную величину из доходов.
  "И это, - заметили мы, - называется амортизацией - периодически производимое отчисление с доходов компании на износ, то есть потребление основных активов. Амортизационное отчисление не рассматривается как денежная операция, поскольку не совершается в момент покупки, но, тем не менее, является расходом, который вычитается из доходов".
  Основной целью начисления на амортизацию является распределение справедливой платы за использование основных активов в соответствии с доходами за период. Это даже не вопрос справедливости - это законодательное требование! Закон о компаниях требует, чтобы на все виды основных средств "с ограниченным сроком службы" начислялась амортизация. Единственным видом основных активов, который не амортизируется, является земля, потому что она не изнашивается.
  Мы уже знаем, что общая стоимость новой автомашины с сопутствующими товарами составляет 9500 фунтов. Теперь нужно было установить предположительный срок службы машины и ее продажную стоимость к концу этого периода. Эндрю напомнил о возможном сроке службы в три
 
 или четыре года, но это было недостаточно конкретно. Размер ежегодной прибыли Эндикабс зависит от величины амортизационных отчислений, а они, в свою очередь, зависят от фактического числа лет, которое будет определено.
  Эндрю согласился с этими доводами, однако точно определить срок службы новой машины категорически отказался. Его сегодняшний расчет может не оправдаться из-за непредвиденного стечения обстоятельств.
  После некоторого колебания мы согласились принять за основу расчета срок эксплуатации машины в три года и предположили, что будущая реализационная стоимость составит 2300 фунтов. Это означало, что чистая потребленная стоимость была бы 9500 - 2300 = 7200 фунтов за три года, а сумма, которую мы собирались начислять на амортизацию составила бы 7200:3 = 2400 фунтов в год.
  "Но это равно 200 фунтам в месяц! - воскликнул Эндрю. - Вы хотите сказать, что использование автомашины как таковой обойдется Эндикабсу в 200 фунтов за каждый месяц? Не считая стоимости бензина, обслуживания и покрышек?"
  Мы подчеркнули, что в течение этого периода Эндикабс будет "изнашивать" машину, а не просто "использовать" ее, и предложили Эндрю подумать минуту или две перед тем, как записать цифры в нашу рабочую таблицу. Попробуйте сделать то же самое в Упражнении 5.1. С этого момента мы примем первоначальные операции как данные и начнем таблицу с первого промежуточного баланса в строке 5.
 Упражнение 5.1. Запишите уравнение операций для амортизации машины Эндикабса и принадлежностей в течение первого года
 Эндикабс
 
 Операции Активы 1 _ Обязательства
  Машина Дебиторы ! Денеж. сред.
  Капитал Кредит банка Кредиторы ПиУ 5 - Проверочный баланс 9 500 2 500 - 10 000 2 000 6 -Лицензия 7 - Реклама 8 - Доходы: наличные 9 - кредит 10 - Затраты на бензин 11- Техобслуживание/резина 12 - Телефон 13 - Процент за кредит банка 6 000 -900 -40 15 000
 -300 -300 -900 -40 15 000 6 000 -4 000 -1800
 -300 -300 14 - Проверочный баланс 9 500 6 000 15 960 - 10 000 2 000 5 800 13 660 15 -Амортизация -2 400 ! 1 - -2 400
  Начисление 2400 фунтов на амортизацию представляет собой ту часть первоначальной стоимости автомашины, которую Эндикабс "потребит" за первый год своей деятельности. Поэтому нам нужно уменьшить на эту цифру сумму в колонке Машина и на столько же уменьшить сумму в колонке • Прибыли и убытки. Таким образом мы сможем равномерно распределить "потребляемую" стоимость автомашины на весь предполагаемый срок ее
 эксплуатации.
  Эндрю не был полностью уверен в правильности такого подхода, он считал слишком большим упрощением распределять общую потребляемую стоимость активов равномерно на протяжении трех лет, в течение которых Эндикабс собирался их использовать. Ему казалось, что этот подход игнорирует основные факты реальной жизни. Например, мы уменьшили сальдо (остаток) в колонке Машина до 9500 - 2400 = 7100 фунтов, а Эндрю был уверен, что Эндикабс никогда не сможет получить такие деньги за машину, если захочет продать ее в конце первого года. Было бы удачей получить за нее 5500 фунтов! Затем он понял, что единственный способ уменьшить стоимость машины до 5500 фунтов к концу года- это произвести амортизационное отчисление в 9500 - - 5500 = 4000 фунтов, которое еще уменьшило бы доходы за этот год. Возможно, это была не
 самая лучшая идея!
  Дело в том, что Эндрю смешивал понятия "рыночная стоимость" и "себестоимость". Чистое сальдо 7100 фунтов отражает "уменьшенную балансовую стоимость" машины на конец года.
  Эта величина имеет смысл только в контексте бизнеса как функционирующего предприятия и просто показывает нам оставшуюся часть первоначальной стоимости машины, которая будет потреблена в течение следующих двух лет эксплуатации. Она не имеет ничего общего с рыночной стоимостью. Это и не важно, поскольку Эндрю не собирался заниматься продажей автомобилей. В ходе производственной деятельности ему нужно лишь использовать автомашину. То, что мы пытаемся установить, это сколько стоит Эндикабсу использование автомобиля. .
  Мы решили распределить издержки использования на три равные ежегодные суммы. Такой метод амортизации известен как "метод равномерного прямолинейного списания стоимости". Он самый простой для расчета и самый легкий для понимания.
  Однако этот метод - не единственный. Существуют и такие, как "метод уменьшения остатка" и "метод суммы лет" - оба они предусматривают более высокие амортизационные отчисления в первые годы по сравнению с последующими.
  В некотором отношении эти методы более адекватны критерию "справедливости" Эндрю, но мы не будем сейчас углубляться в математические детали. Вы сможете найти краткое описание этих методов в конце главы.
 

<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу