<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  -контроль за технологической дисциплиной;
  -ведение документов для сопровождения производственных заказов;
  -определение фактической себестоимости производственных заказов.
  Службы маркетинга и рекламы:
  -контроль за продвижением новых товаров на рынок;
  -анализ рынка сбыта с целью его расширения;
  -работа с существующими и потенциальными заказчиками;
  -ведение статистики продаж;
  -информационная поддержка политики цен искидок;
  -использование базы данных писем рассылки;
  -контроль за выполнением поставок заказчику в требуемые сроки при сбережении затрат на транспортировку.
  Служба сбыта и снабжения:
  -ведение базы данных товаров, продукции и услуг;
  -планирование сроков поставки и затрат на транспортировку;
  -оптимизация транспортных маршрутов и способов транспортировки;
  -ведение контрактов.
  Службы складского учета:
  -управление многозвенной структурой складов;
  -оперативный поиск товара (продукции) по складам;
  -оптимальное размещение на складах с учетом условий хранения;
  -управление поступлениями с учетом контроля качества;
  -инветаризация.
  Финансово-бухгалтерские службы:
  -полный контроль за движением средств;
  -реализация необходимой учетной политики;
  -оперативное определение дебиторской и кредиторской задолженности;
  -контроль за выполнением договоров, смет и планов;
  -контроль за финансовой дисциплиной;
  -отслеживание товарно-материальных потоков;
  -оперативное получение набора документов финансовой отчетности;
  -налоговое и бюджетное планирование.
  Создание комплексной системы управления-сложный, длительный и дорогосоящий процесс, требующий:
  -изменения управленческих технологий и решений в связи с новыми возможностями обработки и обмена информацией;
  -развертывания и поддержки современных программно-технических средств;
  -настройки программных систем на всю совокупность информации, взаимосвязей, управленческих механизмов, алгоритмов обработки данных, отражающих специфику предприятия;
  -обучение персонала новым технологиям;
  -преодоления влияния человеческого фактора в процессе внедрения системы.
  Менеджмент информационного обеспечения машино- и приборостроительных предприятий
 
  21ый век - это время рацвета информационных технологий, информация является тем богатством, которое определяет эффективность функционирования любого предприятия. В связи с этим успешность работы машиностроительного и приборостроительного предприятий будет определяться в первую очередь эффективностью функционирования информационной системы, которая должна обеспечивать все подразделения своевременной и качественной информацией ( нормативно-правовой, научной, технической, патентной и т. д.).
  Нормативно-правовая информация включает законы и нормативы по:
  - развитию экономики;
  - налоговой, финансовой и кредитной политике;
  - развитию предпринимательства, приватизации;
  - охране труда и защите экологии (охране окружающей среды);
  - стандартизации и сертификации;
  - защите прав потребителя;
  - управление качеством товаров;
  - антимонопольной политике;
  - метрологии;
  - ресурсосбережению;
  - социальным вопросам;
  - образованию и повышению квалификации.
  Техническая информация отличается еще большим разнообразием, чем нормативно-правовая , к ней относится:
  -конструкторская документация по выпускаемым изделиям, технологическому оборудованию и устройствам, подьемно-транспортным устройствам и средствам автоматизации, зданиям и сооружениям, планировке оборудования и др.;
  -технологическая документация и чертежи технологической оснастки, нестандартного инструмента, приспособлений и т.п.;
  -стандарты и руководящие технические материалы, отрослевые нормали, справочники по специальным разделам технической работы;
  -описания изобретений и патентная литература;
  -реферативные технические сборники, материалы с международных и тематических выставок, обзоры научно-технической литературы и т. д.
  Для обработки информации необходимо использовать современные технические средства, так как это обусловлено обилием, огромным массивом, информации, выбрать из которого нужную представляет собой достаточно сложную и трудоемкую задачу. Здесь достаточно привести пример отбора из десятков тысяч анологичных решений, изложенных в патентах технически развитых стран мира, протатипа изобретения.
  Требования к качеству информации: своевременность, достаточность, надежность, комплектность, адресность, правовая корректность, возможность многократного использования, высокая скорость сбора, обработки и передачи, возможность кодирования, актуальность, точность, понятность, гибкость.
  Информацию можно классифицировать по: обьекту принадлежности к системе производственного менеджмента, форме передачи, изменчивости во времени, способу передачи, режиму передачи, назначению, стадии жизненого цикла товара, отношению обьекта управления к субьекту.,
  В процессе обмена информацией можно выделить четыре элемента: отправитель-сообщение-канал-получатель.
  Эффективность менеджмента существенно зависит от умения менеджера, степени использования им своего потенциала и управленческой техники, полноты обработки информации. Процесс и техника передачи информации от отправителя до получателя определяют эффективность коммуникации, которая является важнейшим элементом принятия управленческого решения. Анализ деятельности в современных организациях показывает, что от 50 % (для рядовых сотрудников) до 80 % (для руководителей) времени работы уходит на коммуникации. Поэтому эффективность принимаемых управленческих решений и работы предприятия в современных условиях существенно зависит от качества работы коммуникаций. Эффективный менеджмент на предприятии невозможен без применения современных информационных технологий, информационной поддержки производства, развития коммуникаций. Не случайно, ведущие страны мира (США, Япония) в числе приоритетных направлений изобретательской работы выбрали такие: обработка данных, цифровая обработка данных, организация системы обработки информации, деловая практика и обработка данных, компьютерная память, динамические системы хранения информации, печать информации в виде символов.
  Эффективный менеджмент на предприятии невозможен без применения современных информационных технологий, информационной поддержки производства, развития коммуникаций, создания комлексной информационной системы, которая позволяет реализовать массу возможностей развития организации. Центральная задача при проектировании эффективных информационных и коммуникационных систем- это улучшение информированности лиц, принимающих управленческие и инженерные решения. Очень важно обеспечить развитие у сотрудников предприятия чисто технических навыков коммуникации: владение компьютерной граммотностью, способностью свободно работать с электронной почтой и в заводской компьютерной сети. При этом необходимо максимально использовать возможности обратной связи, поскольку она дает возможность уточнения полученного задания и снятия неопределенности при разработке управленческого решения. Эффективная обратная связь должна быть своевременной, содержать оригинальное послание, включать уточняющие вопросы и не давать оценок оригинальным посланиям. Руководство должно создавать управленческие системы и формировать производственную культуру, поощряющую открытую коммуникацию в организации.
 
  Менеджмент качества продукции машино- и приборостроительных предприятий
 
  Качество продукции в рыночных условиях имеет первостепенное значение для потребителей и изготовителя. Часто повышение качества продукции равнозначно для получения прибыли увеличению обьема ее производства и достигается оно при меньших затратах. В связи с этим на любом предприятии повышению качества продукции уделяется постоянное внимание. Задания и мероприятия по повышению качества продукции разрабытывается с учетом результатов анализа качества . исходя из: потребности рынка в продукции определенного качества; основных направлений развития отрасли; прогнозов технического прогресса; требований прогрессивных стандартов.
  Качество выпускаемой предприятием продукции зависит от: уровня развития науки и техники; прогрессивности применяемых технологических процессов, инструмента и оборудования; степени автоматизации технологического оборудования, контроля и регулирования технологических параметров; качества сырья и материалов; квалификации и профессионального опыта персонала; организации труда, мотивации персонала и степени совершенства управления производством. Понятие "качество" многогранно. Оно включает качество организации, экономических расчетов, технологических процессов, оснастки и инструмента, приборов, оборудования, социально-психологических отношений. этических норм, экологических параметров, политических отношений и т. п. Каждая составляющая качества вносит свой вклад в общее качество продукции. В связи с этим выпуск высококачественной продукции на современном предприятии невозможен без создания и функционирования научно-обоснованной системы обеспечения качества, которая увязывает в одно целое все элемены (ответственность руководства; подготовку персонала; управление проектированием, документацией, процессами, оборудованием, техническим обслуживанием и т. д.)
  Системой управления качеством продукции предусматривается: выполнение контрольных операций рабочим , мастером, конструктором, технологом и т. д.; проведение планомерной и систематической работы на предприятии. направленой на постоянное повышение качественных параметров продукции, устранение недостатков, повышение культуры производства и организации производства; воспитание у каждого исполнителя чувства ответственности за качество выполненной работы.
  Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в международных, государственных, отраслевых и фирменных стандартах; нормативах и норматино-технических документах; чертежах, технических требованиях и условиях к изделиям; технологической документации и картах контроля качества и т. п. При этом надо помнить, что качество продукции находится в постоянном движении.
  В машино- и приборостроении один из важнейших параметров качества деталей является точность обработки. Точность размеров и формы обрабатываемой поверхности определяет правильность сопряжения деталей в изделии, условия и параметры работы узла (потери на преодоление сил трения, величина зазора или натяга). Допускаемые отклоения геометрических размеров и формы устанавливаются на основании инженерных расчетов и экспериментальных данных, они должны быть оптимальными. Погрешности обработки могут быть систематическими и случайными по причине износа инструмента, износа станка, упругих колебаний системы " станок-приспособление-инструмент-деталь" (СПИД) и многого другого. Системы автоматического управления точностью обработки на оборудовании с ЧПУ позволяют заметно повысить точность обработки и уменьшить потери времени на установку заготовки и подналадку оборудования. Качество сборки также можно значительно повысить, применив системы комплексной автоматизации сборочных операций, которые позволяют выполнить селективный отбор деталей с размерами и шероховатостью поверхностей, обеспечивающими наивысшее качество работы собираемого узла (сборка подшипников качения).
  Контроль качества-это одно из основных мероприятий в системе повышения качества изделий. На машиностроительном предприятии применяют следующие виды контроля:
  а) в зависимости от этапов работ - контроль проектирования, сырья, материалов, комплектующих, инструмента, выполнения операций технологического процесса, оснастки, оборудовани, готовой продукции;
  б) в зависимости от охвата контролируемой продукции-контроль сплошной, выборочный;
  в) по месту выполнения- контроль стационарный и скользящий;
  г) по времени выполнения-непрерывный и периодический;
  д) по стадиям ЖЦТ-новых изделий, производства и реализации продукции, эксплуатации и потребления;
  е) по обьектам контроля-предметов труда, средств производства, технологии, труда исполнителей, условий труда;
  ж) по стадиям производственного процесса - входной, промежуточный, окончательный;
  з) по организационным формам выявления и предупреждения брака -летучий, кольцевой, статистический, текущий предупредительный;
  и) по степени механизации и автоматизации - ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический, активный и пассивный;
  к) по возможности последующего использования продукции -разрушающий и неразрушающий;
  л) по исполнителям- самоконтроль, контроль мастеров, контроль ОТК, инспекционный контроль, одноступенчатый , многоступенчатый;
  м) по используемым средствам- измерительный, регистрационный, визуальный, органолептический, технический осмотр, контроль по образцу.
  Методы контроля: визуальный осмотр, лабораторный анализ, механические испытания, рентгенографические и др физические испытания, технологические пробы, контрольно-сдаточные испытания, контроль соблюдения технологической дисциплины и т.д.
  Контроль качества готовой продукции осуществляет ОТК, главными задачами которого являются предотвращение выпуска продукции, несоответствующего требованиям стандартов, технических условий, эталонов, технической документации, договорным условиям. Продукция предприятия может быть реализована только после ее приемки ОТК.
 
  Менеджмент инновационной деятельности на машино-и приборостроительных предприятиях
 
  Инновационная деятельность является необходимым требованием при функционировании любого предприятия в современных условиях. Речь идет не о эпизадической, фрагментальной, компании, а о систематической и планомерной деятельности по исследованию, разработке, подготовке к производству и внедрению организационных, управленческих, технических и экономических новшеств, обеспечивающих конкурентоспособность как самого предприятия, так и выпускаемой продукции. Инновационные проекты и программы их реализации составляют важную часть хозяйственного механизма управления научно-техническим развитем Республики и ее промышленным комплексом, в т. ч. и приборостроительной и машиностроительной отраслью.
  Инновационный проект - это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической проблемы (задачи), выраженной в каличественных показателях и приводящей к инновации. К основным его элементам относятся: сформулированные цели и задачи; комплекс проектных мероприятий по решению проблемы и реализации поставленных целей; организация выполнения проектных мероприятий; основные показатели проекта.
  Формирование инновационных проектов обеспечивает: комплексный, системеный подход к решению конкретной проблемы; количественную конкретизацию целей научно-технического развития и строгое отражение конечных целей и результатов проекта в управлении инновациями; скврзное непрерывное управление процессами создания, освоения. Производства и потребления инноваций; обоснованный выбор путей наиболее эффективной реализации целей проекта; сбалансированность ресурсов, необходимых для реализации инновационного проекта; межведомственную координацию и эффективное управление комплексом работ по проекту.
  Реализация инновационного проекта обеспечивается участниками проекта: заказчиками; инвесторами; проектировщиками; поставщиками; исполнителями; научно-техническими советами; руководителем проекта и поддерживающими стуктурами.
  Инновационные проекты по типу инноваций можно разделить на проекты: по введению нового (радикального) или усовершенствованного продукта; по введению нового или усовершенствованного метода производства; по созданию нового рынка; по освоению новых источников сырья, полуфабрикатов, материалов; по реорганизации структуры управления.
  Обобщенно цикл управления проектом можно представить двумя стадиями: разработка и управление его реализацией. Управление инновационными проектами должно основываться на совокупности научно-обоснованных и проверенных практикой принципов: селективного управления; целевой ориентации; полноты цикла управления; этапности работ; многовариантности; системности; комплексности; сбалансированности.
  В процессе разработки концепции инновационного проекта можно выделить следующие этапы: формирование инновационной идеи и постановка цели; маркетинговые исследования; структуризация проекта; анализ риска и неопределенности; выбор варианта реализации проекта.
  В управлении проектом планирование занимает основное место, воплощающее организующее начало процесса реализации проекта. Основная цель планирования - интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечивающих достижение конечных результатов проекта. План реализации инновационного проекта представляет собой детальный, развернутый во времени, сбалансированный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный перечень научно- технических, производственных, организационных и др. мероприятий, направленых на достижение общей цели.
  Исполнителями инновацинного проекта могут быть:
  -инженерные кадры предприятия в составе ОГТ, ОГМ, ОГК, ОГЭ, ОГС, ОГМех, различных бюро, групп и ведущих специалистов;
  -заводские научно-исследовательские центры, проектные бюро и институты, в составе которых имеется профессиональный персонал, лаборатории , оборудование, приборы, оснастка, небходимые при решении задач проекта;
  -венчурные группы и организации; технопарки, базирующиеся на хорошо оснащенных лабораториях и высококвалифицированных специалистах;
  -отраслевые СКБ, научно-исследовательские институты и специальные технологические бюро;
  -научные лаборатории и коллективы кафедр вузов Республики
  - научно-исследовательские институты Национальной Академи наук Республики Беларусь.
 
 Менеджмент торговли
  прогрессивными технологиями
 
  Кто способен производить и продавать технологию могут применять следующую стратегию.
  На первом этапе рыночной стадии жизненного цикла технологии предпочтение отдается продажам готовой продукции, в которой реализованы новые идеи, принципы и процессы, которые в состоянии обеспечить покупателю новое качество. На следующем этапе технологический трансферт развивается за счет прямых инвестиций в расширение производства, позволяя быстро увеличивать массу прибыли за счет снижения удельных затрат на оплату труда, транспортировку и услуги, которые сопровождают продажу и обслуживание. На стадии насыщения рынка предпочтение отдается продажам лицензий - уступке прав собственности на запатентованную и незапатентованную технологию.
  Перспективным разработчиком новых технологий могут быть мелкие фирмы , у которых недостает собственных средств для выполнения всех этапов ЖЦТ. В зарубежной практике источником технологий становятся небольшие компании венчурного типа, технопарки, которые привлекают к себе капитал заинтересованных фирм, фондов, корпораций. Особенностью такого механизма в данном случае является возможность приобщения к новой технологии практически сразу, в момент ее появления.
  Однако в случае продажи технологии независимым компаниям происходит утрата монопольного права на ее использование. Кроме того, покупатель технологии, обладающий значительным научно-техническим потенциалом, может стать впоследствии серьезным конкурентом. Продавая технологии независимым компаниям, продавцы стремятся получить долю в акционерном капитале, объединить передачу технологии с поставками своего оборудования, а также компенсировать утрату технологической монополии путем получения максимальных доходов от продажи. Чаще всего независимым фирмам продаются технологии тех отраслей, в которых низкий удельный вес расходов на НИОКР.
  Передача технологии может осуществляеться на коммерческой и некоммерческой основе.
  Формы передачи технологии на некоммерческой основе:
  * передача носителей информации в виде специальной литературы, компьютерных баз данных и др.;
  * конференции, выставки, симпозиумы, семинары, клубы, в том числе, постоянно действующие;
  * обучение, стажировка, практика студентов, ученых и специалистов, осуществляемые на паритетных основах университетами, фирмами, организациями и др.;
  * перекрестное лицензирование на паритетной основе;
  * миграция ученых и специалистов, в том числе международная, так называемая "утечка мозгов" из научных в коммерческие структуры и обратно, учреждение новых небольших высокотехнологичных фирм венчурного типа специалистами из университетов и корпораций, создание зарубежных маркетинговых и исследовательских подразделений крупными корпорациями.
  Основными формами коммерческой передачи информации являются:
  * продажа технологии в материальном виде - станков, агрегатов, автоматического и электронного оборудования, технологических линий и др.;
  * прямые инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация предприятий, фирм, производств;
  * портфельные инвестиции, в том числе совместные предприятия, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров, а также лизингом;
  * продажа патентов;
  * продажа лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности, кроме товарных знаков, знаков обслуживания и т.д.;
  * продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности - ноу-хау, секреты производства, технологический опыт, сопроводительные к передаваемым оборудованию и технике документы, инструкции, чертежи, схемы, спецификации, технологические карты, а также обучение специалистов, консультативное сопровождение, экспертиза и др.;
  * совместное проведение НИОКР, научно-производственная кооперация;
  * ижиниринг.
  Передача технологии в коммерческих формах подразумевает, что технология является специфическим товаром. Покупатель новой технологии получает в свое распоряжение научно-технические разработки и/или созданные производственно-технологические процессы. Использование таких разработок и процессов в качестве элементов производительного капитала позволяет выпускать товарную продукцию, обладающую повышенной конкурентоспособностью, и получать в течение более или менее продолжительного периода дополнительную прибыль вследствие ее универсальности либо меньших издержек производства в расчете на единицу готовой продукции.
  Повышенная конкурентоспособность продукции, производимой с помощью новой технологии, находится в обратной зависимости от масштаба распространения (доступности) данной технологии. Дополнительная прибыль исчезает, как только технические усовершенствования становятся достоянием большинства предприятий данной отрасли или появляется еще более совершенная технология. Чем выше степень монополизации научно-технических знаний и производтвенно-управленческого опыта, тем сильнее позиции собственника технологии на товарном рынке. Таким образом, вполне понятно стремление стран и отдельных фирм, достигших высокого технического уровня, сохранить свою монополию на новые технологии.
  В зависимости от цели технологического обмена возможно сделать акцент либо на экономии материальных, либо трудовых затрат, либо на решении социальных (занятости) или экологических проблем. Кроме того, при технико-экономических расчетах следует оценить и учесть возможность вовлечения в производство местных сырья, топлива, энергии, рабочей (в том числе квалифицированной) силы и транспортную составляющую.
  Независимо от того, в какой - технической или иного рода документации или в овеществленной - форме осуществляется передача технологии, она оформляется в виде договора (контракта, соглашения). В нем должны указываться:
  * основные положения (в том числе и обязанности сторон, предмет соглашения, санкции, условия форс-мажора, порядок разрешения споров оплаты и др.) более или менее стандартные для любого договора купли-продажи, а также специфические - только для договоров о передаче технологий;
  * гарантии того, что предмет соглашения (техника и технология, ноу-хау и т.д.) соответствует количеству, качеству, описанию, упаковке и т.д., содержащимся в соглашении;
  * гарантии того, что техника и технология при соблюдении прилагаемых инструкций, руководств и технологических карт пригодны для выполнения тех видов деятельности, которые оговорены в договоре;
  * гарантии патентной чистоты и свободы от притязаний третьих лиц;
  * технические параметры, которые поставщик гарантирует при соблюдении определенных условий сборки, установки, наладки, пуска и эксплуатации, а также перечень этих условий, способы определения технических параметров и результаты нарушений, возникающих при несоблюдении инструкций;
  * гарантии покупателя соблюдать необходимый уровень качества; данное требование ужесточается в случае, когда по лицензионному соглашению покупатель приобретает права использования товарных знаков, знаков обслуживания и других атрибутов продавца, и отход от его стандартов может нанести ущерб доброму имени поставщика и его репутации;
  * гарантии покупателя соблюдать конфиденциальность при использовании всей запатентованной и незапатентованной информации, полученной по лицензионному соглашению о передаче технологии.
  В лицензионном договоре помимо запатентованной информации может фигурировать ряд других положений и требований, обязательных к исполнению сторонами. Такими пунктами лицензионного соглашения могут быть:
  * обязательство лицензиара использовать полученную технологию только в определенных границах (отраслевой, территорильный аспекты);
  * обязательство лицензиара и (или) лицензиата передавать всю информацию о доработке, совершенствовании приобретаемой технологии;
  * обязательство лицензиара приобретать в виде так называемых "связанных закупок" большой объем технологически простой продукции - комплектующих, полуфабрикатов и т.д.
  * обязательство лицензиара произвести паузальный платеж, если он находится в стране с неустойчивым социально-экономическим режимом;
  * указание срока, в течении которого лицензиат получает роялти (не зависит от сроков патентной защиты);
  * включение в лицензионное соглашение права лицензиара пользоваться товарным знаком, обслуживания, торговым названием, что может составлять до 25% всего объема лицензионного соглашения по стоимости;
  * полный комплект поставок техники, технологии, сопутствующей документации и услуг (типа поставок "под ключ");
  * обеспечение подготовки персонала, поставок запасных частей, ремонта, производственного и послепродажного обслуживания, другой технической помощи на весь срок лицензионного соглашения;
  * доступ покупателя к усовершенствованиям технологии поставщика на весь срок действия соглашения.
  Существует несколько способов передачи технологий. Одним из наиболее распространенных является лицензионная торговля.
  Термин "лицензия" в переводе с латинского означает разрешение совершать какие-либо действия и в связи с этим используется в различных сферах. Применительно к технологическому обмену он означает разрешение использовать на определенных условиях предметы лицензии, которыми являются:
  * запатентованные изобретения;
  * промышленные образцы;
  * товарные знаки;
  * ноу-хау, т.е. имеющие ценность конфиденциальные сведения, которые не пользуются правовой охраной.
  В зависимости от объекта лицензии могут подразделяться на патентные и беспатентные.
  Продажа лицензий позволяет существенно ускорить процесс освоения нового рынка и хотя бы частично возместить собственные расходы на исследования и разработки. Иногда бывает выгоднее вместо поставок готовых изделий продать лицензию на право их производства, например в случаях, когда возникают проблемы, связанные со сбытом готовой продукции из-за недостаточного объема собственного производства или выхода на внешний рынок. Развитию собственного производства может препятствовать множество причин - от нехватки сырья до отсутствия высококвалифицированного персонала и производственных площадей.
  Изобретением признается техническое решение, обладающее новизной и существенными отличиями. Под техническим решением в широком смысле понимается практическое средство удовлетворения определенных потребностей. Например, отдельные способы лечения болезней не относятся к технике в общепринятом понимании, но поскольку они предполагают применение некоторых, лечебных средств в строго установленных дозах, в течение конкретного времени, с соблюдением определенного порядка, то имеет место технология лечения, которая в этом смысле и рассматривается как техническое решение.
  Какая-либо задача считается выполненной, если:
  а) имеется указание на технические средства (способы) для ее решения;
  б) раскрываются принципиально важные моменты (основная схема);
  в) решение осуществимо, т.е. пригодно для использования. Это значит, что специалисты в данной области с помощью общеизвестных приемов и технических средств могут внедрить изобретение.
  Техническое решение не обязательно должно сопровождаться теоретическим обоснованием. Оно считается новым при условии, что его сущность не была раскрыта ранее в данной стране или за границей настолько, что стало возможным его осуществление. Раскрытие сущности решения может произойти посредством либо опубликования, либо демонстрации, либо в результате открытого применения. Во всех этих случах становится доступным копирование решения, что влечет за собой утрату им потентоспособности.
  Техническое решение признается обладающим существенными отличиями, если оно характеризуется новой совокупностью признаков, дающих положительный эффект, например:
  а) все признаки являются новыми;
  б) часть признаков является новой, а часть - известной;
  в) все признаки являются известными, а их сочетание - новым.
  Сходные однородные изобретения называются аналогами, а наиболее близкий из них к предложенному новому техническому решению - протатипом. Несущестенные отличия в новом техническом решении не позволяют считать его изобретением, например использование эквивалентных средств (замена пайки сваркой).
  Охрана прав изобретателя осуществляется при помощи патентов. Патент представляет собой документ, удостоверяющий государственое признание технического решения изобретением и закрепляющий за лицом, которому он выдан (патентообладателем), исключительное право на изобретение. Патент выдается государственным патентным ведомством изобретателю или его правопреемнику (право на служебное изобретение обычно принадлежит предпринимателю) по его заявке, рассмотренной в соответствии с процедурой, установленной закондательством данного государства. Срок действия патента также устанавлвается национальным законодательством (обычно 15-20 лет). Исключительное право патентообладателя заключается в предоставлении ему монопольного права на применение изобретения (искусственная монополия). Если изобретение использутся без разрешения владельца , он может обратиться в суд с иском о возмещении ущерба и запрещении действий, связанных с нарушением патента. Патентообладатель имеет право отчуждать свои права на изобретение и выдавать разрешение (лицензию) другим лицам на использование запатентованного изобретения.
  Патент охраняет права его владельца, как правило, только в стране, где он выдан. Но в последнее время, например в Западной Европе, действует европейский патент.
  За выдачу патента взимается патентная пошлина. Так, при выдаче европейского патента она взимаетсяч за подачу заявки, проведение поиска, указание государства, в отношении которого действует заявка, поддержание заявки в силе, проведение экпертизы, выдачу патента, подачу возражения и апелляции, за возобновление рассмотрения заявки в случае пропуска заявителем установленных сроков. Взимание пошлины при подаче заявки характерно для всех развитых стран, а во многих странах к тому же взимаются годовые пошлины в течение срока действия патента. В большинстве стран сумма годовой пошлины возрастает по мере приближения к концу срока действия патента.
  Патенты не только выполняют функцию защиты изобретений от использования их другими фирмами, но и являются источником непрерывной информации о новейших научно-технических достижениях. С помощью патентных фондов можно легально собирать конкретный материал на объекты лицензий, систематически следить за новыми изобретениями и анализировать научно-технические исследования. Практически все крупные фирмы имеют патентные фонды или пользуются услугами соответствующих организаций. По оценкам специалистов, около 80% информации, содержащейся в патентах, невозможно найти ни в одном другом источнике.
  Патентование, как правило, на 2-3 года опережает внедрение новой технологии в производство, а патент - это потенциальная лицензия, поэтому постоянное изучение соответствующей информации позволяет фирмам вырабатывать стратегию и прогнозировать развитие лицензионной торговли.
  Промышленным образцом признается новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. При помощи промышленного образца устанавливается монополия на форму (орнамент) продуктов труда. На промышленные образцы, так же как и на изобретения, выдаются патенты.
  Товарный знак - это зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других предприятий. Товарные знаки обычно имеют буквальное или графическое изображение. Для идентификации услуг применяются знаки обслуживания.
  Наряду с патентными лицензиями существуют и беспатентные лицензии на ноу-хау (непатентованное научно-техническое достижение и производственный опыт конфиденциального характера), владелец которого обладает естественной монополией в отличие от владельца запатентованного изобретения.
  В отличии от запатентованного изобретения ноу-хау не пользуется особой правовой охраной, и поэтому наилучшей формой защиты подобных знаний является коммерческая тайна.
  Ноу-хау могут включать:
  * предметы - образцы изделий, незапатентованные промышленные образцы, машины, приборы, запасные части, инструменты, приспособления и т.д.;
  * техническую документацию - формулы, расчеты, чертежи, схемы, незапатентованные изобретения и т.д.;
  * инструкции - пояснения, касающиеся конструкции производстваили применения изделия, процесса производства, производственных навыков, практических советов; сведения об организации работы и данные, помогающие в решении экономических вопросов.
  Наиболее характерными условиями лицензионных соглашений, ограничивающими лицензиата в использовании ноу-хау, являются:
  * не передавать приобретенные знания и опыт третьей стороне в течение срока действия соглашения и в среднем до 5 лет после окончания этого срока;
  * указывать в рекламных документах или на выпускаемой продукции, что она изготовлена по лицензии другой фирмы;
  * не предоставлять сублицензии на ноу-хау, так как это может повлечь за собой его утрату.
  В нефтяной промышленности распространены контракты "на обслуживание" (service contracts), в соответствии с которыми иностранная компания занимается только геологоразведочными работами и - выполняет свои обязательства до момента обнаружения нефти.
  В соответствии с контрактами на управление (management contract) оперативный контроль за деятельностью предприятия, который обычно осуществляется представителем собственника предприятия, который обычно осуществляется представителем собственника предприятия, передается другому предприятию. Иностранная фирма определяет важнейшие направления деятельности предприятия. В целом функции фирмы-менеджера аналогичны административным и техническим функциям по управлению своим филиалом:
  * общее управление (текущее и перспективное планирование деятельности);
  * управление финансами;
  * проведение административной и кадровой политики;
  * управление производством;
  * организация сбыта.
  Маркетинговые контракты аналогичны управленческим контрактам. Местные фирмы передают зарубежной фирме ответственность за продажу своей продукции (или ее части) и, следовательно, контроль за всеми видами деятельности, связанными с продажей продукции. Плата за эти услуги обычно принимает форму выплаты определенного процента от объема продаж.
  По контрактам на оказание технической помощи зарубежные фирмы предоставлют технические услуги, имеющие отношение к какому-либо специфическому аспекту деятельности местной фирмы. В подобных договорах предусматриваются ремонт и профилактика машин и оборудования, консультации по использованию ноу-хау, устранение аварий и контроль за качеством.
  Самостоятельной формой лицензионных соглашений являются контракты на использование товарного знака - франчайзинг (franchising), которые предусматривают предоставление прав на использование торговой марки или фирменного названия, а также оказание услуг по технической помощи, повышению квалификациирабочей силы, организации торговли и управлению.
  Самостоятельной и очень распространенной формой международного технологического обмена является инжиниринг, который представляет собой совокупность видов деятельности, направленных на оптимизацию инвестиций или минимизацию затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения.
  Инжиринговые услуги можно подразделить на три группы:
  1) услуги по подготовке производства;
  2) услуги по организации процесса производства и управлению предприятием;
  3) услуги по обеспечению реализации продукции.
 
 
  Управление себестоимостью продукции машиностроительного предприятия.
 
  Себестоимость продукции - это затраты предприятия, выраженные в денежной форме, на производство и реализацию продукции. Различают плановую и нормативную себестоимость. С точки зрения уровня управления различают цеховую, производственную и полную себестоимость продукции.
  Планирование себестоимости продукции на промышленных предприятиях РБ осуществляется на основе Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях Министерства промышленности. В соответствии с Основными положениями по составу затрат в себестоимость продукции предприятия включаются следующие затраты:
  1. Затраты , непосредственно связанные с производством продукции.
  2. Затраты, связанные с использованием природного сырья в части затрат на рекультивацию земель, платы за древесину, платы за воду и др.
  3. Затраты на подготовку и освоение производства.
  4. Затраты на проведение научно-технических мероприятий.
  5. Затраты , связанные с изобретательством и рационализаторством
  6. Затраты по обслуживанию производства.
  7. Затраты по обеспечению нормальных условий труда.
  8. Затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения.
  9. Платежи за добычу природных ресурсов и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду
  10. Затраты, связанные с управлением производством.
  11. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой персонала предприятия и набором рабочей силы.
  12. Затраты на транспортировку работников.
  13. Налоги отчисления и платежи.
  14. Выплаты, предусмотренные законодательством о труде, за непраработанное на производстве время.
  15. Расходы по содержанию помещений, предоставляемых предприятиям общественного питания.
  16. Затраты на воспроизводство и расширение производственных фондов.
  17. Другие виды затрат, включаемые в себестоимость продукции.
  18. Затраты, связанные со сбытом продукции.
  Не подлежат включению в себестоимость продукции:
  1. Затраты по благоустройству городов и поселков, оказанию помощи сельскому хозяйству.
  2. Затраты по строительству, оборудованию и содержанию культурно-бытовых и т.п. обьектов, находящихся на балансе предприятия.
  3. Работы, выполняемые за счет прибыли , остающейся в распоряжении предприятия.
  4. Другие виды затрат, не связанные с производством продукции.
  Планированию себестоимости продукции предшествует анализ сложивщегося уровня затрат на данном и аналогичном предприятиях .
  Исходными данными разработки плана себестоимости являются: планируемые обемы производства продукции, нормы расхода материальных и трудовых ресурсов, договара на поставку материальных ресурсов и сбыт выпускаемой продукции, экономические нормативы, план развития предприятия и т. д.
  Плановая разработка себестоимости может быть выполнена укрупненно и на основе детально - нормативных расчетов. Укрупненные расчеты производятся при разработке перспективных планов, а также на стадии составления проекта годового плана.
  Технико-экономические факторы, влияющие на себестоимость продукции, можно обьединить в четыре группы:
  1) повышение технического уровня производства (ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ОБОРУДОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТОВ; применение новых видов сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий; повышение качества продукции);
  2) совершенствование организации и управления (рационализация управления производством, улучшение организации и управления производством, улучшение организации труда и использование рабочего времени, ликвидация излишних затрат и потерь.);
  3) изменение обьема и структуры продукции, структуры производства (изменение условно-постоянных расходов; относительное изменение амартизационных отчислений; измененине структуры выпускаемой продукции; ввод новых производств; освоение новых предприятий и подготовка производства на действующих предприятиях);
  4) изменение условий хозяйствования (изменение цен на производимую продукцию, на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо и энергию, изменение оплаты труда в соответствии с решением правительства, изменение системы налогооблажения, переоценка основных фондов и изменение норм амортизации).
  Для установления себестоимости продукции предприятия составляется смета затрат , в которую включаются:
  -затраты всех структурных подразделений по производству продукции;
  -затраты, связанные с выполнением работ , не включаемых в обьем производства продукции (строительно-монтажные работы, ремонт зданий и сооружений);
  -затраты на подготовку иосвоение производства новых видов продукции независимо от источников их финансирования.
  Полученная сумма затрат представляет собой производственную себестоимость продукции. Если к ней прибавить коммерческие расходы , то будет получен полная себестоимость продукции.
  Основой для сводной сметы затрат на производство и реализацию продукции служат следующие расчеты:
  1. Расчет затрат на сырье и материалы. Комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию
  2. Расчет расходов на оплату труда
  3. Расчет аммортизационных отчислений осеновных фондов.
  4. Смета налогов,отчислений и сборов.
  5. Смета затрат по цехам вспомогательного производства.
  6. Смета расходов на подготовку и освоение производства новых видов продукции.
  7. Смета пусковых расходов.
  8. Смета расходов на специальную технологическую оснастку.
  9. Смета прочих специальных расходов.
  10. Смета транспортно-заготовительных расходов
  11. Смета расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования.
  12. Сметы общепроизводственных расходов9 без расходов на содержание и эксплуатаци. Оборудования)
  13. Смета общехозяйственных расходов.
  14. Смета коммерческих расходов.
  Смета налогов, отчислений и сборов включает следующие виды:
  -обязательные отчисления от всех видов оплаиты труда в фонд социальной защиты населения и государственный фонд содействия занятости ;
  -чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС ;
  -земельный налог;
  -отчисления в дорожный фонд;
  -экологический налог;
  -отчисления в централизованный инновационный фонд;
  -сбор во внебюджетный фонд ведомственных дошкольных учреждений.
 
  Основные направления повышения эффективности производственно- сбытовой деятельности предприятия
 
  Решение проблемы повышения эффективности производства необходимо связывать с совершенствованием управления, внедрением эффективного менеджмента. Менеджмент считается эффективным, если обеспечивает высокую эффективность функционирования предприятия.
  Эффективность системы характеризуется отношением выхода ко входу. В основе количественной оценки эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия лежит определение прибыли как основного финансового результата деятельности и рентабельности, учитывающей затраты на достижение этого результата.
  На размер прибыли и рентабельности оказывает влияние ряд факторов, которые можно подразделить на внешние и внутренние. Воздействие на факторы эффективности средствами менеджмента осуществляется по разному, Направления повышения эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия следующие: непрерывная инновационная деятельность; повышение качества продукции (услуг); строго соизмеренная с результатами маркетинговых исследований ценовая политика; сбалансированная финансовая деятельность.
  Инновационная деятельность должна быть направлена, прежде всего, на создание наукоемкой, материало-и энергосберегающую продукцию, разработку и внедрение прогрессивных технологических процессов, инструмента, оснастки и оборудования, повышение производительности и безопасности труда, утилизацию отходов производства, совершенствование организации и управления предприятием. Инновационная деятельность позволяет создать привлекательные для потребителя продукты и завоевать новые рынки; совершенствовать технологические процессы и управление производством; снизить затраты всех ресурсов при изготовлении продукции; превратить производственно-сбытовую деятельность в стабильно прибыльную.
  Современная концепция обеспечения высокого качества продукции тесно увязана со всеми стадиями жизненного цикла изделий. Основные усилия должны быть направлены на предоотвращение (профилактику) возможных отклонений качественных параметров. Известно, что исправление дефектов требует 10-ти кратных затрат на последующих стадиях жизненного цикла товара. Система обеспечения качества продукции на предприятии предполагает вовлечение в этот процесс всех работников, максимальное использование новейших и эффективных приборов и устройств автоматического определения качественных параметров выпускаемых изделий. Это позволяет так же как и инновационная деятельность произвести на потребителя выпускаемого товара благоприятное впечатление, максимально удовлетворить его требования.
  От цены товара прямо зависит доход предприятия. Взвешенная и обоснованная политика цен оказывает наибольшее влияние на прибыль предприятия. О грамотном распоряжении финансовыми ресурсами свидетельствует финансовая устойчивость предприятия, т.е. его платежоспособность. В результате осуществления какой-либо хозяйственной операции финансовое состояние предприятия может остаться неизменным , улучшиться или ухудшиться. Поток ежедневных хозяйственных операций , совершаемых ежедневно, является как бы "возмутителем" определенного состояния финансовой устойчивости, причиной его перехода из одного типа устойчивости в другой. Знание предельных границ изменения источников средств для покрытия вложений капитала в основные фонды или производственные запасы позволяет генерировать такие потоки хозяйственных операций, которые ведут к улучшению финансового состояния предприятия, к повышению его устойчивости.
  На финансовую политику предприятия существенное влияние оказывают факторы внешней среды, в том числе: особенности денежного рынка стран (регионов), где осуществляется деятельность предприятия; налоговое законодательство и валютное регулирование; взаимоотношение с кредитно-финансовыми учреждениями; масштабы внешнеэкономической деятельности предприятия. Важную роль при выработке финансовой политики играет регулирование внутренних финансовых потоков с целью достижения запланированных результатов, а также централизованное осуществление многочисленных финансовых расчетов
 
  Управление запасами предприятия
 
  Управление запасами направлено на разрешение двух ключевых проблем производственного менеджмента:
  * удовлетворение запросов покупателей;
  * рациональное использование ресурсов организации.
  Однако существует определенный фактор, ограничивающий рост запасов, а именно, затраты, обусловленные их наличием. Таким образом предприятия должны найти баланс между вложениями в запасы и требуемым уровнем покупательского сервиса. Очевидно, что минимизация общих затрат является важнейшим критерием достижения такого баланса. В организации возникают четыре типа затрат связанных с запасами:
 1) затраты на приобретение ресурса;
 2) затраты на заказ;
 3) производственные затраты;
 4) затраты на хранение запасов.
  Затраты на приобретение ресурса определяются его ценой и объемом закупки. Затраты на заказ включают затраты на ведение переговоров с поставщиком, на подготовку и заключение договора поставки, транспортные расходы и др. В отличие от затрат на приобретение они зависят или слабо зависят от объема заказа. Производственные затраты включают себестоимость изготовления заказанного количества, а также затраты на подготовку производства к выполнению заказа - обычно на переналадку оборудования. Затраты на хранение запасов трудно определяемы для предприятия, поэтому их величина обычно сильно занижается. Так как правильное определение этих затрат играет важную роль в управлении запасами, приведем их ориентировочную структуру.
 
 Структура затрат, связанных с запасами
 
 Виды затрат Величина затрат,
  в % от стоимости запаса Затраты на содержание помещений складов:
  арендная плата или амортизационные отчисления;
  содержание помещений;
  налог на сооружения;
  страховка сооружений 3-10 Затраты на содержание складского оборудования:
  арендная плата или амортизационные отчисления;
  энергия;

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу