<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 где n1, n2, n3 - число фирм в каждой группе.
 Однако эта ситуация неустойчива.
 В длинном периоде картина изменится в результате следующих событий. Фирмы третьей группы, не возмещающие всех затрат, покинут отрасль. Их уход уменьшит отраслевое предложение, что отобразится сдвигом линии S влево (см. рис. 4.13, а). В то же время фирмы первой группы будут увеличивать масштабы производства. Это следует из того, что при выпуске q1* единиц продукции средние затраты превышают минимально возможные (минимум АС1 находится левее q1*). Чтобы с минимальными средними затратами производить q1*, нужно повысить капиталовооруженность труда. В результате вовлечения в производство дополнительного капитала средние затраты при малых объемах выпуска возрастут, а при больших объемах снизятся, т.е. кривая АС1 сместится вправо. Вследствие увеличения выпуска фирм первой группы кривая S сместится вправо (см. рис. 4.13, а).
 Проследите за этим: 4.6.
 Как в результате перечисленных событий изменится цена, зависит от величины противоположных сдвигов линии отраслевого предложения. Когда прирост последнего вследствие увеличения масштабов производства первой группой фирм перекроет сокращение предложения из-за ухода из отрасли фирм третьей группы, рыночная цена снизится и фирмы второй группы вынуждены будут покинуть отрасль. Со временем это обязательно произойдет, так как отмеченный стимул к увеличению масштабов производства у первой группы фирм сохраняется до тех пор, пока цена превышает их минимальные средние затраты на производство. Кроме того, возможность получить в данной отрасли прибыль привлечет капитал из других отраслей, что также будет смещать кривую отраслевого предложения вправо и уменьшать ее наклон. Все это приведет к тому, что в длинном периоде в отрасли с совершенной конкуренцией сложится ситуация, представленная на рис. 4.14.
  Рис. 4.14. Равновесие отрасли и фирм на рынке
 совершенной конкуренции в длинном периоде
 
 Таким образом, на рынке совершенной конкуренции в длинном периоде установится цена, равная минимальным средним и предельным затратам на производство товара
  P = ACmin = MC . (4.3)
 4.4. Особенности рынка совершенной конкуренции
 Проведенный анализ установления равновесия в отрасли с совершенной конкуренцией позволяет выделить ряд особенностей этого типа рынка.
 Оптимальный объем производства. Равенство цены предельным затратам означает, что на производство данного блага выделен оптимальный объем производственных ресурсов. В этом можно убедиться на основе следующих рассуждений. Неравенство Р > МС свидетельствует о том, что за дополнительную единицу блага потребители согласны заплатить больше, чем нужно для ее производства. Поэтому экономически целесообразно увеличивать выпуск данной продукции. При Р < МС затраты на дополнительную единицу не окупаются. Следовательно, оптимальному объему выпуска соответствует равенство Р = МС.
 Таким образом, в условиях совершенной конкуренции в длинном периоде обеспечивается экономически эффективное распределение факторов производства между отраслями.
 Равенство предельных и средних затрат. В соответствии с равенством (4.3) после установления долгосрочного равновесия у всех фирм, оставшихся в отрасли, будут одинаковые затраты на единицу продукции. В обоснованности этого вывода можно усомниться в связи с тем, что некоторые фирмы могут использовать уникальные факторы производства: почвы повышенной плодородности, особо одаренных специалистов, дефицитные образцы новой техники, которые позволяют производить продукцию с меньшими затратами материалов и рабочего времени.
 Действительно, физические затраты на единицу продукции у конкурирующих фирм могут различаться, но средние затраты в ценностном выражении у них будут одинаковыми. Это объясняется тем, что в условиях совершенной конкуренции фирма сможет приобрести фактор производства, обладающий повышенной производительностью, если заплатит за него цену, подтягивающую ценностные затраты на единицу продукции до сложившегося в отрасли уровня. В противном случае этот фактор перекупит конкурент. Допустим, что фирма А в результате найма особенно талантливого менеджера затрачивает в расчете на месячный выпуск на 500 ден.ед. меньше, чем ее конкуренты. Тогда один из конкурентов может предложить этому менеджеру повышенную на 400 ден.ед. месячную оплату. Чтобы сохранить одаренного специалиста, фирме А придется повысить ему месячную зарплату на 500 ден.ед., в результате чего ее средние затраты станут такими же, как у других фирм.
 Отмеченная особенность рынка совершенной конкуренции проявляется также в том, что кривая отраслевого предложения S, полученная в результате горизонтального сложения кривых предельных затрат функционирующих в отрасли фирм, является в то же время кривой средних экономических затрат. Поясним это на примере.
 Примем, что в одном фермерском хозяйстве можно произвести только 1 тыс.т картофеля; поэтому для производства n тыс.т должны работать n фермерских хозяйств. Каждому следующему фермеру, решившему заняться выращиванием картофеля, приходится использовать все менее плодородные почвы, так что предельные затраты на выращивание картофеля монотонно возрастают (табл. 4.1).
 Таблица 4.1.
 Динамика средних и предельных затрат
 Затраты Фермы I II III IV V VI VII ... Предельные 4 5 6 7 8 9 10 ... Средние без ренты 4 4,5 5 5,5 6 6,5 7 ... Средние с рентой 4 5 6 7 8 9 10 ... В рассматриваемом примере при производстве 2 тыс.т картофеля производственные затраты в отрасли составят 9 ден.ед., а экономические затраты равны 10 ден.ед. Это объясняется тем, что спрос в объеме 2 тыс.т может быть удовлетворен лишь в том случае, если цена возмещает затраты фермера II, т.е. будет равна 5 ден. ед. Тогда у фермера I образуются излишки производителя (дифференциальная рента) в размере 1 ден.ед. Этот доход поступает собственнику более плодородной земли и вместе с затратами на выращивание картофеля образуют экономические затраты фермера I, даже если он является собственником земли и платит ренту себе.
 Соответственно для производства, например, 7 тыс.т картофеля цена должна возрасти до 10 ден.ед., тогда у фермера I рента увеличится до 10 - 4 = 6 ден.ед., у фермера II до 10 - 5 = 5 ден.ед. и т.д. При средних бухгалтерских издержках 7 ден.ед. [(4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10)/7 = 7] средние экономические затраты будут равны 10 ден. ед. В результате оказывается, что динамика предельных затрат конкурентной отрасли совпадает с динамикой ее средних экономических затрат (см. табл. 4.1).
 На рис. 4.14 линия SL, полученная в результате горизонтального сложения кривых предельных затрат конкурентных фирм, представляет средние экономические затраты в условиях совершенной конкуренции.
 Разобраться в соотношении средних и предельных затрат отрасли в условиях совершенной конкуренции Вам может помочь 4.7.
 Число конкурентов. Минимум средних затрат в длинном периоде определяет, до каких пределов увеличивается размер фирмы в ходе расширения масштаба производства. Поэтому если линия LAC имеет U-образную форму (средние затраты в длинном периоде имеют минимум), то при заданном отраслевом спросе число фирм, функционирующих в отрасли однозначно определено.
 Это иллюстрируют и 4.8.
 При неизменном эффекте масштаба LAC = LMC = const (см. 2.2) долгосрочное равновесие в отрасли может установиться при любом числе фирм. В этом случае даже если в ней окажется лишь одна фирма, то отрасль останется конкурентной. Фирма не сможет поднять цену выше минимума средних затрат в длинном периоде из-за опасений быть вытесненной другой фирмой, которая будет предлагать данный вид продукции по цене, равной LACmin.
 Последствия изменения спроса
 Проследим за последствиями изменения спроса на продукцию отрасли (рис. 4.16 и 4.17); исходное равновесное состояние на них представляет сочетание PL,Q1.
  Рис. 4.16. Последствия увеличения спроса
  При увеличении отраслевого спроса (сдвиг D1D2 на рис. 4.16) цена в коротком периоде возрастет с РL до Р2. Производство станет прибыльным, так как Р2 > AC. Это стимулирует, во-первых, расширение масштаба производства на действующих в отрасли фирмах (сдвиг семейства кривых затрат вправо) и, во-вторых, приток новых производителей. То и другое вызывает смещение линии отраслевого предложения вправо. Когда она займет положение S2, тогда цена вернется к исходному уровню РL и до очередного изменения спроса в отрасли установится новое равновесие при большем объеме выпуска Q3.
  Рис. 4.17. Последствия уменьшения спроса
  Уменьшение спроса (сдвиг D1D0 на рис. 4.17) в коротком периоде снизит цену до Р0. Даже при сокращении фирмами производства с q1 до q0 цена P0 возмещает лишь переменные затраты, поэтому из отрасли начнется отток производителей. Отраслевое предложение сократится и линия S сместится влево. Когда она займет положение S0, цена повысится до исходного уровня PL и оставшиеся в отрасли фирмы смогут довести выпуск до q1. Но так как число фирм в отрасли сократилось, новое долгосрочное равновесие установится при PL,Q-1. Проследите за последствиями изменения отраслевого спроса еще раз:
  4.9a и 4.9б.
 Таким образом, изменение спроса на рынке совершенной конкуренции вызывает изменение цены в коротком и не меняет цену в длинном периоде. Однако этот вывод основан на предположении, что цены факторов производства не зависят от объемов их использования.
 Когда увеличение спроса на факторы сопровождается повышением (понижением) их цен, тогда при увеличении масштабов производства семейство кривых затрат фирм смещается не только вправо, но и вверх (вниз); в результате равновесие восстановится при более высокой (низкой) цене.
 Межвременной арбитраж
 Со многими видами товаров совершаются не только текущие сделки, при которых товар и деньги переходят от одного лица к другому в один и тот же момент времени (касса-сделки), но и сделки на срок, при которых в настоящее время оплачивается поставка товара в будущем. Например, можно в апреле купить августовский урожай фермера. Торговля опционами - правом на покупку или продажу в установленное время определенной партии товара - в настоящее время широко развита во всех странах.
 Обозначим цену товара при осуществлении касса-сделки в текущем и будущем периодах соответственно Р0 и Р1, а его цену при осуществлении срочной сделки, по которой товар оплачивается сейчас, но будет доставлен покупателю в будущем периоде, - Z0. Цены Р0 и Z0 известны, так как они образуются в результате согласования существующих в данный момент объемов спроса и предложения, а о величине Р1 можно лишь догадываться, т.е. P1 = P1e. Если величина P1e отклоняется от величин Р0 и Z0, то имеется возможность проведения спекулятивных сделок, перечисленных в табл. 4.2.
 Таблица 4.2
 Межвременной арбитраж
 Соотношение цен Сделки, проводимые в периоде t0 Сделки, планируемые в периоде t1 P1e > P0 Покупка товара по цене Р0 Продажа товара по цене P1e P1e < P0 Продажа товара по цене Р0 Покупка товара по цене P1e P1e > Z0 Оплата товара в настоящее время,
 который будет поставлен в следующем периоде Продажа товара по цене P1e P1e < Z0 Продажа товара в периоде t0 за наличные
 с условием доставки его в периоде t1 Покупка товара по цене P1e Если в периоде t1 цена по касса-сделке совпадет с ожидавшейся ценой (P1 = P1e), то, не учитывая проценты, указанные в табл. 4.2 сделки окажутся прибыльными.
 Для понимания процесса рыночного ценообразования отмеченные в табл. 4.2 арбитражные сделки важны согласно двум обстоятельствам: они способствуют выравниванию цены во времени и увязывают текущие цены не только с текущей, но и будущей конъюнктурой рынка.
 4.5. Последствия государственного регулирования цен
 Основными инструментами воздействия государства на процесс рыночного ценообразования являются система налогообложения и декретирование уровня цены.
 Акциз и дотация. В странах с развитой рыночной экономикой налогообложение представляет собой сложную систему формирования государственного бюджета и регулирования экономической конъюнктуры. Детально она изучается в специальном курсе "Общественные финансы". Здесь рассмотрим только, как на рыночную цену и благосостояние участников рыночных сделок влияют косвенные налоги и дотация производителям.
 На рис. 4.18 точка E0 представляет рыночное равновесие до введения налога. Вследствие установления налога (акциза) в размере Т денежных единиц с единицы проданной продукции линия предложения сдвигается вверх на величину налога (S0S1), так как теперь каждая единица проданной продукции обходится производителям на Т денежных единиц дороже. Объемы спроса и предложения уравниваются при цене Р1, из которой производителю достается РS = P1 - Т. Таким образом, с введением налога повысилась цена для покупателей и снизилась для производителей. В результате уменьшились и объем спроса, и объем предложения, так что новое равновесное количество оказалось меньше первоначального.
  Рис. 4.18. Последствия введения акциза
  Обратим внимание на то, что цена для продавцов снизилась не на всю величину налога: P0 - РS < T. Из-за повышения рыночной цены часть его в размере (P1 - P0) оказалась переложенной на потребителя. В какой пропорции акциз распределяется между производителем и потребителем, зависит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. 4.19 показаны предельные ситуации, в которых налог либо не может быть переложен на покупателя (а, б), либо полностью перекладывается на него (в, г).
  Рис. 4.19. Предельные варианты распределения акциза между продавцами и покупателями
  Чтобы установить, какое влияние налог оказал на благосостояние участников рыночных сделок, определим изменения излишков потребителей и производителей. До введения налога потребительский излишек соответствовал площади gE0P0, а после его введения - площади gE1P1,(см. рис. 4.18) т.е. потери потребителей соответствуют площади Р1E1E0P0. Излишки производителей сократились с величины, представленной площадью Р0E0m, до величины, соответствующей площади РSAm т.е. их потери отображаются площадью Р0Е0АРS. Величина собранных налогов TQ соответствует площади Р1Е1АРS, которая меньше суммарных потерь потребителей и производителей. Площадь треугольника E1E0A представляет чистые потери общества вследствие введения налога. За последствиями введения акциза Вы можете проследить: 4.10.
 Аналогичные потери возникают, когда государство дает производителю дотацию за каждую единицу проданной продукции. Последствия поштучной дотации в размере Н денежных единиц показаны на рис. 4.20. Без дотаций рыночное равновесие устанавливается в точке E0. Дотация для производителя равносильна тому, что часть производственных затрат государство берет на себя, поэтому линия предложения сдвигается вниз на величину дотаций (S0 S1). Равновесной становится комбинация P1,Q1. Так как для покупателей цена снизилась, то возрос объем спроса; для продавцов цена повысилась, поэтому увеличился объем предложения. В результате объем продаж на рынке возрос. Сумма выплаченной государством дотации отображается площадью РSВЕ1Р1. Выигрыш производителей в виде приращения их излишка соответствует площади Р0Е0ВРS, а выигрыш потребителей - площади P0E0E1E1. Площадь треугольника E0BE1 отражает чистые потери общества, возникающие вследствие предоставления дотаций производителям.
  Рис. 4.20. Последствия
 введения дотаций
  Проследите за последствиями введения дотации на единицу проданного товара: 4.11.
 Таким образом, воздействие государства на процесс рыночного ценообразования посредством косвенного налогообложения или дотации производства снижает экономическую эффективность функционирования рыночного механизма. Однако использование этих инструментов может быть оправдано социальными соображениями. Посредством налогов и дотаций государство осуществляет перераспределение благосостояния между экономическими субъектами.
 Еще одним инструментом косвенного воздействия государства на рыночную цену является импортная пошлина. Рассмотрим экономические после>дствия ее введения при совершенно эластичном предложении импортного блага, (рис. 4.21).
  Рис. 4.21. Последствия введения
 импортной пошлины
  В отсутствии импорта на данном рынке устанавливается цена PA, по которой покупают QA единиц блага. Наличие совершенно эластичного предложения из-за границы, представленного линией Sim, снижает цену до PH, в результате чего спрос повышается до QH, а предложение отечественных производителей сокращается до QG. Разность (QH - QG) соответствует объему импорта. Вследствие свободного доступа на рынок импортного блага излишки потребителей возросли на величину, соответствующую площади PAАНРH, а производителей снизилась на величину площади PAАGРH. Следовательно, импорт обеспечивает чистый выигрыш общества, представленный площадью треугольника GAH. Допустим, государство для поддержки отечественных производителей вводит импортную пошлину в размере Т денежных единиц с единицы ввозимого блага. На рис. 4.21 это отобразится сдвигом линии Sim вверх на расстояние T. Цена возрастет до PF, увеличивая объем отечественного предложения до QE и снижая объем спроса до QF. В результате излишки производителей возрастут на величину, соответствующую площади PFEGPH, а излишки потребителей сократятся на величину площади PFEHPH. Сумму поступивших в госбюджет пошлин представляет площадь прямоугольника KEFL, а чистые потери общества вследствие введения пошлины соответствуют сумме площадей треугольников GEK и LFH. Площадь первого треугольника представляет потери из-за меньшей по сравнению с заграницей эффективности отечественного производства, а площадь второго вследствие искусственного ограничения потребления данного блага.
  4.12 поможет Вам разобраться в последствиях введения импортной пошлины.
 Директивные цены
 Кроме косвенного регулирования рыночных цен через налоги, дотации и пошлины, государство иногда прибегает к директивному установлению верхнего или нижнего предела цены. Задавая верхний предел цены, государство желает предоставить потребителю возможность приобретать блага по ценам ниже равновесных рыночных цен.
  Рис. 4.22. Директивная цена
 и "черный" рынок
  Если при ситуации на рынке, изображенной на рис. 4.22, сложилась равновесная цена Р0, то установление верхнего предела цены на более низком уровне Рf приведет к дефициту в размере (QD - QS). Из-за того что в условиях дефицита цена спроса превышает верхний предел цены (PD > Рf), возникает "черный" рынок, на котором осуществляются нелегальные сделки, связанные с риском подвергнуться административным или уголовным санкциям.
 Затраты риска вместе с дополнительными затратами по организации "черного" рынка добавляются к производственным и кривая предложения после достижения QS смещается вверх. В результате цена, уравновешивающая спрос и предложение на "черном" рынке, превышает не только верхний предел цены, установленный государством, но и рыночную цену: (Р1 > Р0). Покупатели, которые не смогли купить ("достать") необходимое им количество по директивной цене, вынуждены переплачивать на "черном" рынке. Но при этом общий объем сделок не достигает равновесного объема продаж на свободном рынке (Q1 < Q0).
  Рис. 4.23. Директивная цена
 и увеличение предложения при снижении качества продукции
  Другим последствием установления верхнего предела цены является снижение качества продукции. Чтобы увеличить объем предложения по директивной цене, производители снижают затраты на производство за счет ухудшения качества продукции, не опасаясь в условиях дефицита потерять покупателей. На рис. 4.23 это показано сдвигом линии предложения вправо (S0 S1). В результате объем продаж по фиксированной цене на некоторое время возрастает. Но после того, как потребители обнаружат снижение качества продукции, спрос уменьшится (D0 D1); рыночная цена совпадет с директивной при более низком качестве продукции.
 Установление нижнего предела цены выше рыночной обычно практикуется государством для экономической поддержки производителей отдельных отраслей, чаще всего сельского хозяйства.
  Рис. 4.24. Последствия декретирования нижнего
 предела цены
  Ситуация, возникающая на рынке при установлении нижнего предела цены, представлена на рис. 4.24, (рыночное равновесие устанавливается при P0,Q0). При директивной цене население снижает объем спроса до Q1, а объем предложения фирм возрастает до Q2. Чтобы образовавшийся на рынке избыток не породил "черного" рынка с ценой ниже директивной, государство должно либо закупить все избыточное предложение, что обойдется ему в (Q2 - Q1) денежных единиц; либо выплачивать дотацию за каждую проданную сверх минимального объема Q1 единицу продукции, расходуя ( - Р')(Q2 - Q1) денежных единиц; либо директивно ограничивать объем производства на уровне Q1, соглашаясь на чистые потери для общества, (см. рис. 4.24, заштрихованный треугольник).
 Таким образом, директивное ценообразование, как и косвенное воздействие государства на рыночные цены через налоги, дотации и пошлины, в условиях совершенной конкуренции сопровождается экономическими потерями общества.
 Краткие выводы
 Рыночная цена складывается в результате согласований планов потребителей и производителей на рынке конкретного блага. Кроме затрат фирм, предпочтений и доходов покупателей на формирование рыночной цены существенное влияние оказывает тип рынка. На его формирование оказывают влияние как условия функционирования (открытый - закрытый, организованный - стихийный и др.), так и объекты совершаемых сделок (недвижимость, услуги, патенты, облигации и пр.). Путем сочетания различных характеристик можно получить большое число типов рынка; наиболее распространенными из них являются совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия и монопсония.
 На рынке совершенной конкуренции в результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается цена равновесия, обеспечивающая максимально возможный при сложившихся планах потребителей и производителей объем продаж на данном рынке. При осуществлении сделок по равновесной цене сумма излишков потребителей и производителей достигает максимума.
 Хотя каждый из агентов рыночных сделок своей индивидуальной кривой спроса или предложения участвует в формировании равновесной цены, последняя для всех представляется экзогенным, независимо от их воли установленным параметром.
 При изменении спроса или предложения текущее рыночное равновесие нарушается, и начинается процесс приспособления к новому равновесию. В зависимости от того, что быстрее реагирует на диспропорцию между объемом спроса и объемом предложения - цена или количество, - различают механизм приспособления по Вальрасу и Маршаллу.
 В каком направлении изменяется равновесная цена при переходе к новому равновесию, зависит от масштаба изменения и эластичности спроса и предложения.
 Характер изменения цены в период перехода от одного равновесного состояния к другому описывается динамическими моделями ценообразования, простейшим вариантом которых является "паутинообразная" модель.
 Условия функционирования рынка совершенной конкуренции приводят к тому, что в длинном периоде цена равновесия равна одновременно минимальным средним и предельным затратам. Это равенство свидетельствует об экономически оптимальном использовании факторов производства в отрасли.
 При изменении спроса или предложения цена в коротком периоде становится выше или ниже минимальных средних затрат, стимулируя соответственно расширение или сокращение выпуска за счет межотраслевого перераспределения факторов производства. После восстановления отраслевого равновесия цена снова будет равна минимальным средним издержкам в длинном периоде. Окажется ли она выше, ниже или равной исходному уровню, зависит от того растут, сокращаются или остаются постоянными цены факторов производства при увеличении выпуска. Из условий функционирования рынка совершенной конкуренции следует также, что в длинном периоде у всех фирм, работающих в отрасли, средние экономические затраты на производство оказываются одинаковыми. Число фирм, работающих в конкурентной отрасли в длинном периоде, зависит от характера изменения эффекта масштаба. Его рост сокращает число конкурентных фирм, способствуя монополизации отраслевого предложения.
 Через систему налогообложения, дотаций и пошлин государство воздействует на процесс рыночного ценообразования и значение равновесной цены. Введение акциза повышает цену равновесия и уменьшает равновесное количество выпуска, а установление дотации на единицу проданной продукции снижает равновесную цену и повышает равновесный объем продаж. Однако и в том, и другом случаях возникают чистые потери общества, так как при введении налога сокращение суммарного излишка потребителей и производителей превышает сумму налоговых поступлений, а при установлении дотаций сумма последних становится больше приращения суммарных излишков участников рыночных сделок.
 К снижению экономической эффективности использования производственных ресурсов ведет и директивное установление цен. Если верхний предел цены ниже ее равновесного значения, то возникают потери, связанные с образованием "черного" рынка и снижением качества продукции, а с введением нижнего предела цены выше ее равновесного значения государство вынуждено покрывать расходы на производство продукции сверх равновесного объема.
 ТЕСТ
 Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке
 Установление равновесной цены в результате взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения - специфическая черта рынка совершенной конкуренции. На других рынках условия совершения сделок могут настолько отличаться от условий совершенной конкуренции, что исчезает однозначная зависимость между ценой товара и объемом его предложения или объемом спроса на него, т.е. на этих рынках нет либо функции предложения, либо функции спроса, либо их обеих.
 В данной и следующих главах рассматривается процесс ценообразования в отсутствии функции предложения, что имеет место при наличии у продавца монопольной власти, т.е. возможности влиять на рыночную цену посредством изменения объема предложения. Наглядно это выражается в том, что график спроса на продукцию отдельной фирмы проходит не горизонтально, как в условиях совершенной конкуренции, а с отрицательным наклоном.
 Рынок оказывается монополизированным, когда продукцию, не имеющую близких заменителей, множеству покупателей предлагает один продавец из-за того, что для других продавцов вход на данный рынок закрыт. Закрытость рынка может определяться как законодательным запретом на отдельные виды экономической деятельности (запатентованные технологии изготовления продукции, государственная монополия на спиртные напитки или игорный бизнес), так и необходимостью осуществлять большие единовременные вложения в основной капитал, которые нельзя вернуть в случае неудачной попытки "войти" в отрасль (затраты на создание узкоспециализированного оборудования).
 В особую категорию выделяются естественные монополии, которые становятся единственными производителями продукции не по причине закрытости рынка, а вследствие длительного роста эффекта масштаба. Естественная монополия возникает тогда, когда снижение средних затрат фирмы, расширяющей масштаб производства, продолжается вплоть до полного насыщения отраслевого спроса. В таких условиях создание второго предприятия в отрасли экономически нецелесообразно.
 Особенность положения монополии состоит в том, что кривая отраслевого спроса является кривой спроса на ее продукцию. Поэтому для монополии цена - не экзогенный параметр, а убывающая функция от ее выпуска. Приняв решение об объеме выпуска, монополист при заданном спросе одновременно определяет цену, по которой сможет продать произведенную продукцию. Какую комбинацию "выпуск - цена" он выберет, зависит не только от затрат, но и от его цели. В отличие от совершенного конкурента, для него она не обязательно должна состоять в максимизации прибыли. Положение единственного продавца позволяет монополисту ставить и другие цели, такие как максимизация выручки или нормы прибыли. Кроме того, при определенных условиях монополия может продавать одну и ту же продукцию в одно и то же время по разным ценам.
 5.1. Цена, максимизирующая прибыль
 Прибыль монополии как разность между общей выручкой TR (total revenue) и общими затратами представляется формулой (Q) = P(Q)Q - TC(Q). Необходимым условием ее максимизации является равенство
  (5.1) Выражение, стоящее в левой части формулы (5.1), показывает, насколько возрастет общая выручка монополии при увеличении выпуска продукции на единицу, и называется предельной выручкой MR (marginal revenue). Следовательно, чтобы прибыль монополии была максимальной, нужно производить такой объем продукции, при котором предельная выручка равна предельным затратам.
 Достаточным условием максимизации монопольной прибыли является неравенство
  (5.2) На языке экономики это означает, что в точке пересечения кривых MR и МС предельная выручка должна снижаться быстрее предельных затрат. Когда предельные затраты постоянны или возрастают, тогда условие (5.2) выполняется, так как предельная выручка всегда убывает.
  Рис. 5.1. Предельная выручка
  Поскольку при отрицательном наклоне кривой отраслевого спроса dP/dQ < 0, то MR < P, т.е. при любом объеме выпуска предельная выручка монополии меньше цены реализации (рис. 5.1).
 Общая выручка при продаже Q0 единиц продукции равна площади P0AQ00, а при продаже на единицу больше - площади P1BQ10. В результате увеличения выпуска на единицу выручка возросла на площадь Q0CBQ1, равную цене, и уменьшилась на площадь P0ACP1. Следовательно, при продаже каждой единицы продукции приращение общей выручки монополии меньше цены. Более того, после определенного объема выпуска "приростаемая" площадь оказывается меньше вычитаемой, т.е. общая выручка начинает уменьшаться из-за того, что предельная выручка становится отрицательной. При прямолинейной функции отраслевого спроса график предельной выручки - это прямая, имеющая вдвое более крутой наклон, чем прямая спроса. Это следует из того, что ; тогда общая выручка равна (gQ - hQ2), а предельная - (g - 2hQ).
 Решение уравнения (5.1) относительно Q дает величину выпуска, обеспечивающую максимум прибыли. Подставив ее в уравнение отраслевого спроса, получим цену, максимизирующую прибыль монополии. Так, если отраслевой спрос представлен функцией P = g - hQ, а затраты монополии на производство функцией TC = m + nQ, то условием максимизации прибыли является следующее равенство: g - 2hQ = n, из которого следует, что
  . (5.3) Определение цены, максимизирующей прибыль монополии, показано на рис. 5.2. Точку пересечения линий MR и MC, определяющую сочетание PM,QM, называют точкой Курно1. Площадь заштрихованного прямоугольника представляет прибыль монополии.
 Графическое представление. Определение цены, максимизирующей прибыль монополии, показывают рис. 5.2 и 5.1.
  Рис. 5.2. Максимизация
 прибыли монополии
  Специфическая ситуация возникает при ломанной линии рыночного спроса (D) из-за того, что соответствующая ей кривая предельной выручки (МR) имеет разрыв при выпуске, соответствующем точке перегиба. В этом случае кривая предельных затрат (МС) может пересечь кривую предельного дохода (МR) сразу в трех точках а, в, с, как показано на рис. 5.3.
 Чтобы определить, какая из трех точек Курно соответствует максимальной прибыли, нужно сопоставить площади двух образованных пересечением MC и MR треугольников. Площадь треугольника, расположенного ниже МС, представляет убытки, возникающие при увеличении выпуска с Qa до Qb, так как в этом интервале выпуска MR < MC.
  Рис. 5.3. Максимизация прибыли
 при ломанной линии спроса
  Площадь треугольника, расположенного выше МС, соответствует прибыли (MR > MC), образующейся при увеличении выпуска с Qb до Qc. Если площадь треугольника, лежащего выше линии МС, больше площади треугольника, расположенного ниже линии МС, то максимуму прибыли соответствует точка с, так как убытки, возникающие при увеличении выпуска в интервале Qa,Qb, полностью компенсируются прибылью, образующейся при расширении выпуска с Qb до Qc. Когда площадь треугольника, расположенного над кривой МС, меньше, чем треугольника, находящегося под ней, тогда максимуму прибыли соответствует точка а.
 Из проведенного анализа следует, что из двух крайних точек максимальной прибыли соответствует та, которая принадлежит треугольнику с большей площадью. Монополия, максимизирующая прибыль, всегда выбирает цену на участке эластичного спроса, т.е. при
 eD > 1. Для доказательства этого положения представим предельную выручку в следующем виде:
  . Тогда необходимое условие максимизации прибыли принимает вид
  . (5.4) При eD = 1 цена оказывается неопределенной величиной, а при eD < 1 она меньше нуля. То и другое не имеет экономического смысла. Следовательно, монополия максимизирует прибыль только при eD > 1.
 Поскольку знаменатель в формуле (5.4) меньше 1, то цена, максимизирующая прибыль монополии, всегда превышает предельные затраты. При линейной функции спроса это превышение равно hQ: если P = g - hQ, то MR = g - 2hQ, следовательно, MR - Р = hQ.
 Превышение рыночной цены товара над предельными затратами на его производство свидетельствует о неэффективном использовании производственных ресурсов в монополизированной отрасли. Поэтому в большинстве стран существует антимонопольное законодательство2, призванное не допускать монополизацию рынка. Исключение составляют естественные монополии, о которых речь пойдет ниже.
 Чтобы сопоставить цену блага на рынке совершенной конкуренции с его ценой на монополизированном рынке, нужно выяснить, в каком соотношении находятся кривые предложения на конкурентном рынке и предельных затрат монополиста. Кривая отраслевого предложения на рынке совершенной конкуренции есть сумма кривых предельных затрат всех фирм, функционирующих в отрасли. Поскольку монополия образуется в результате слияния конкурирующих фирм в одну, то кривая отраслевого предложения совпадает с кривой предельных затрат монополии, если слияние не сопровождается изменением затрат на производство (рис. 5.4). Монопольная цена выше, а объем продаж меньше, чем на рынке совершенной конкуренции.
  Рис. 5.4. Монопольная власть
 и потери общества
  А.Лернер3 предложил отношение (P - MC)/P использовать для количественной характеристики монопольной власти фирмы: чем оно больше, тем значительнее монопольная власть. С учетом равенства (5.4) можно заметить, что показатель монопольной власти, предложенный А.Лернером, равен обратной величине эластичности спроса по цене
  , т.е. монопольную власть фирме обеспечивают потребители. Потери общества, возникающие вследствие монополизации производства, можно показать, используя понятия излишков потребителя и производителя. На рис. 5.4 объем QС соответствует оптимальному с точки зрения общества объему производства данного вида продукции, так как при таком выпуске PС = МС. Максимизирующая прибыль монополия установит цену PM, в результате чего излишки потребителей сократятся на величину, равную площади PMacPС. Часть из них (площадь PMaePС) превратится в прибыль монополии, а другая (площадь aec) вместе с потерями производителя (площадь bec) представляет чистые потери общества.
 5.2. Ценовая дискриминация
 Одним из возможных способов увеличения прибыли монополии является ценовая дискриминация, т.е. продажа однородной продукции в одно и то же время по разным ценам; при этом различия в ценах не связаны с затратами на производство и доставку товара на рынок.
 Необходимым условием проведения ценовой дискриминации является невозможность перепродажи товара. Поэтому наиболее широкое распространение она получила в сфере услуг.
 Допустим, проживающий в труднодоступной местности фермер может получить минеральные удобрения только от одного поставщика. Затраты поставщика на приобретение и доставку 1 ц удобрений постоянны и равны 120 руб. Поставщик знает, что каждый последующий центнер удобрений, внесенный в почву, увеличивает урожайность в соответствии с законом снижающейся предельной производительности переменного фактора; поэтому фермер готов заплатить за 1-й центнер 200 руб., за 2-й - 190 руб., за 3-й - 175 руб., за 4-й - 155 руб., и за 5-й - 120 руб. В этом случае поставщик удобрений может осуществить ценовую дискриминацию первой степени, т.е. продать фермеру каждый центнер удобрений по цене спроса.
 При проведении ценовой дискриминации первой степени кривая спроса становится для продавца кривой предельного дохода. В этом случае объем выпуска монополии, как и фирм на рынке совершенной конкуренции, определяет точка пересечения кривой предельных затрат с кривой отраслевого спроса (рис. 5.5).
  Рис. 5.5. Ценовая
 дискриминация 1-й степени
  Но в отличие от рынка совершенной конкуренции покупатели не получают потребительских излишков. Заштрихованный на рис. 5.5 треугольник представляет прибыль монополии.
 Осуществить ценовую дискриминацию первой степени на практике удается редко. Чаще по разным ценам монополист может продавать не каждую единицу продукции, а определенные ее порции, т.е. проводить ценовую дискриминацию второй степени. Так, в конце 2001 г. интернет-карты провайдера Lanck имели следующие цены: 1 ч - 28 руб., 5 ч - 115 руб., 30 ч - 505 руб. Другие провайдеры наряду с почасовой оплатой устанавливают фиксированную абонементную плату; в результате средняя цена за малое количество часов пребывания в Интернет оказывается выше средней цены за большое число часов. Аналогично поступают поставщики промышленной электроэнергии: помимо оплаты каждого киловатт-часа потребленного электричества взимается фиксированная плата за подключенные мощности. Правило проведения ценовой дискриминации второй степени4 вывел Г. Штакельберг: "Предельная выручка от продажи любой, кроме последней, партии должна равняться цене следующей партии, а предельная выручка от продажи последней партии - предельным затратам"5 , т.е.
 MR1 = P2, MR2 = P3, ... , MRn = MC.
 Как воспользоваться этим правилом показывают: и 5.2.
 В реальной экономике чаще всего встречается ценовая дискриминация третьей степени. Условия для ее проведения возникают тогда, когда потребители определенного блага разделены на группы, различающиеся эластичностью спроса по цене. В этом случае отраслевой спрос представлен не одной, а несколькими кривыми спроса. Общая прибыль от продажи продукции на n сегментах рынка по разным ценам:
  = P1q1 + P2q2 + ... + Pnqn - TC(Q),
 где Pi, qi - соответственно цена и объем продаж на i-м сегменте рынка;
 Условием ее максимизации является следующая система уравнений:
 MR1 = MR2 = ... = MRn = MC.
 Следовательно, на каждом из сегментов рынка нужно установить такую цену, чтобы предельная выручка на всех сегментах была одинаковой и равнялась предельным затратам общего выпуска.
 Как на основе этого правила определяются цены показывают: и 5.3.
 С учетом того, что MR = P(1 + 1/eD), условие максимизации прибыли при ценовой дискриминации третьей степени можно представить в следующем виде:
  . Из него следует, что
  . Это означает, что ценовая дискриминация третьей степени увеличивает прибыль лишь в том случае, если сегменты рынка различаются эластичностью спроса по цене. Когда такое различие есть, тогда для покупателей с меньшей эластичностью спроса цену нужно установить выше, чем для покупателей с большей эластичностью спроса.
 Проведенный анализ показал, как за счет ценовой дискриминации монополия может увеличить прибыль. Рассмотрим теперь, как ценовая дискриминация влияет на общественное благосостояние, измеряемое суммой излишков потребителей и производителей.
 Ценовая дискриминация первой и второй степеней увеличивает общественное благосостояние, так как она сопровождается увеличением выпуска продукции и более полным удовлетворением рыночного спроса. Воздействие ценовой дискриминации третьей степени на общественное благосостояние неоднозначно.
 Если в результате ее осуществления отраслевой рынок приобретает дополнительный сегмент покупателей, т.е. товар будут покупать потребители, для которых единая монопольная цена была слишком высокой, то последствия станут такими же, как при ценовой дискриминации первой и второй степеней.
 Когда по единой цене товар доступен покупателям с различной эластичностью спроса, а монополия устанавливает дифференцированные по сегментам рынка цены в целях максимизации прибыли, тогда рост последней сопровождается снижением общественного благосостояния. Это связано с тем, что при проведении ценовой дискриминации третьей степени сокращается объем продаж покупателям с неэластичным спросом (крутая линия спроса) и увеличиваются продажи покупателям с эластичным спросом (пологая линия спроса). В результате уменьшения потребительских излишков у покупателей с неэластичным спросом превышает рост потребительских излишков у покупателей с эластичным спросом.
 
 5.3. Цены, максимизирующие выручку и норму прибыли
 Управляющий персонал фирмы, как правило, заинтересован в расширении производства и после достижения монопольного положения на рынке. Рост фирмы гарантирует сохранность рабочих мест и увеличивает независимость менеджеров от собственников капитала. Поэтому монополия может стремиться к максимуму выручки даже за счет сокращении прибыли.
 Общая выручка достигает максимума, когда предельная равна нулю. Поскольку максимуму прибыли соответствуют равенство MR = MC и MC > 0, то при стремлении монополии к максимуму выручки выпуск будет больше, а цена ниже, чем при стремлении к максимуму прибыли. Так как MR = Р(1 + 1/eD), то выручка достигает максимума при eD = -1.
 Изменение общей (ТR), средней (AR) и предельной (MR) выручки монополии по мере роста выпуска продукции показано на рис. 5.10.
  Рис. 5.10. Общая, средняя
 и предельная выручка
  Когда нужно увеличить доходность и курс акций фирмы, она направляет свою деятельность на максимизацию нормы прибыли. Средняя норма прибыли - это отношение прибыли к объему используемого капитала: (/K). И величина прибыли, и объем капитала зависят от количества производимой продукции. Чтобы определить, при каком объеме выпуска средняя норма прибыли достигает максимума, приравняем ее производную по выпуску к нулю:
  Таким образом, средняя норма прибыли становится максимальной, когда она равняется предельной норме прибыли. Из этого равенства определяется выпуск, максимизирующий норму прибыли. Сопоставление объемов выпуска, а следовательно, и цен, устанавливаемых монополией в зависимости от ее целей представлено на рис. 5.11.
  Рис. 5.11. Выпуск при максимизации прибыли,
 нормы прибыли и выручки
  В квадранте I приведены графики общей выручки и общих затрат; по их разности строится график прибыли как функции от выпуска. В квадранте IV расположен график капиталоемкости продукции. Используя его и вспомогательную прямую, проведенную под углом 45° в квадранте III, график прибыли как функции от выпуска из квадранта I трансформируется в график прибыли как функции от объема используемого капитала в квадрант II.
 По графику (K) можно определить, когда средняя норма прибыли (тангенс угла наклона прямой, соединяющей любую точку этого графика с началом координат) равна предельной норме прибыли (тангенс угла наклона касательной к этому же графику). В рассматриваемом случае условие максимизации нормы прибыли выполняется при выпуске Q1. Максимум прибыли достигается при выпуске Q2, так как при таком объеме углы наклона линий TR и TC одинаковы, что соответствует равенству MR и MC. Выручка становится максимальной, когда выпуск равен Q3 (см. график TR). Таким образом, наименьший объем выпуска и соответственно наибольшую цену монополия установит тогда, когда захочет иметь максимальную норму прибыли. Несколько больший объем предложения и меньшая цена будут на монополизированном рынке, если монополия стремится к максимуму прибыли. Наибольшее количество продукции по наименьшей цене монополия предложит при стремлении к максимальной выручке.
 и 5.4 помогут Вам углубить сравнительный анализ этих трех случаев.
 5.4. Отсутствие функции предложения
 Цена на монополизированном рынке устанавливается без функции предложения. В то же время здесь, как и на рынке совершенной конкуренции, цена и объем предложения монополии определяется совместно. Поэтому естественно предположить, что между ними существует однозначная зависимость.
  Рис. 5.12. Реакция монополии
 на изменение спроса
  Проследим за реакцией монополии на изменение спроса (рис. 5.12). По мере его увеличения линии D и MR смещаются вправо. По проекции движущейся точки Курно на соответствующую кривую спроса (утолщенная линия) монополия определяет цену и объем выпуска по мере изменения спроса на ее продукцию.
 Тем не менее на монополизированном рынке отсутствует функция предложения. Это связано с тем, что:
 а) при заданной кривой предельных затрат монополии в точке Курно могут пересекаться одновременно несколько кривых предельной выручки, каждой из которых соответствует своя кривая отраслевого спроса; в таком случае объем выпуска, на который указывает точка Курно, будет предлагаться по разным ценам в зависимости от угла наклона линии спроса (рис. 5.13);
 б) несколько точек Курно, соответствующие разным кривым отраслевого спроса, могут указывать на одну и ту же цену, по которой в зависимости от наклона линии спроса будет предлагаться различное количество продукции (рис. 5.14).
  Рис. 5.13. Одинаковый объем предложения продукции по разным ценам
  Рис. 5.14. Разный объем предложения
 продукции по одинаковой цене
  При стремлении монополии к максимуму выручки ее реакция на изменение отраслевого спроса тоже не всегда сопровождается изменением цены. Так, в случае, представленном на рис. 5.15, несмотря на сдвиг кривой спроса, максимум выручки достигается при неизменной цене Р = g/2. Возможна и обратная ситуация, когда одно и тоже количество предлагается по разным ценам (рис. 5.16).
  Рис. 5.15. Разные объемы предложения продукции по одинаковой цене
 при максимизации выручки
  Рис. 5.16. Одинаковый объем предложения продукции по разным ценам
 при максимизации выручки
  Таким образом, на монополизированном рынке нет однозначной зависимости между объемом предложения и ценой товара.
 5.5. Последствия государственного регулирования
 Различия в ценообразовании на рынках совершенной конкуренции и монополии приводят к тому, что разными оказываются последствия государственного вмешательства в процесс ценообразования.
 Акциз и дотация. На рис. 5.17 показаны результаты введения акциза на обоих рынках при предположении, что рыночный спрос задан прямой линией и график предельных затрат монополии совпадает с графиком отраслевого предложения на конкурентном рынке. В этом случае на монополизированном рынке на потребителя перекладывается меньшая доля налога, чем на рынке совершенной конкуренции. Введение акциза в размере Т сдвигает кривую предельных затрат вверх и увеличивает цену на конкурентном рынке с PC,0 до PC,1, а на монополизированном - с PМ,0 до PМ,1. Это связано с тем, что равновесное сочетание цены и количества на монополизированном рынке определяется пересечением линий MC и MR, а на конкурентном рынке пересечением линии MC с линией спроса D, которая вдвое положе линии MR.
  Рис. 5.17. Переложение налога на конкурентном и монополизированном рынках
  Соответственно предоставление дотации на каждую единицу проданной продукции в рассматриваемом случае снижает цену на монополизированном рынке меньше, чем на рынке совершенной конкуренции.
 В разделе 4.4 отмечалось, что на рынке совершенной конкуренции максимальное приращение цены вследствие введение акциза равно его величине. На монополизированном рынке прирост цены в некоторых случаях может превысить величину налога, взимаемого с единицы товара.
 Вспомним, что монополия устанавливает цену на участке кривой спроса, где eD > 1, и в целях упрощения примем, eD = const, т.е. на этом участке функции спроса имеет следующий вид: QD = a/Pn; n > 1. С учетом выражения (5.4) монопольную цену после введения акциза можно представить следующим образом:
  (5.5) Первое слагаемое в правой части равенства (5.5) представляет монопольную цену до введения акциза, а второе слагаемое - приращение цены в результате введения акциза; при eD > 1 оно больше Т.
 Если при таком отраслевом спросе монополии предоставить дотацию, то размер снижения цены превысит величину дотации.
 Это иллюстрируют и 5.5.
 Фиксирование цены. Как было показано в 4.4, установление верхнего предела цены на рынке совершенной конкуренции сопровождается увеличением объема спроса и сокращением объема предложения, в результате чего возникает дефицит. Иначе обстоит дело на монополизированном рынке.
 Введение верхнего предела цены ставит монополию в положение совершенного конкурента: любой объем выпуска ей приходится продавать по одной и той же цене. Линия директивной цены становится линией среднего и предельного доходов, а условие максимизации прибыли принимает следующий вид: Pf = MC. Поэтому, если на продукцию монополии, максимизирующей прибыль, установить верхний предел цены ниже ее рыночного уровня, то может возрасти не только объем спроса, но и объем предложения, что предотвратит образование дефицита (рис. 5.19).
  Рис. 5.19. Выпуск монополии при директивных ценах на продукцию
  Когда верхний предел цены установлен на уровне P2, прибыль монополии будет максимальной при выпуске Q2. Хотя сочетание P2,Q2 дает монополии меньшую прибыль, чем сочетание PM, QM, при цене P2 наибольшей прибыли соответствует выпуск Q2. Максимальный объем продукции монополия предложит при фиксированной цене P1, равной предельным затратам. Дальнейшее снижение верхнего предела цены, например, до P0 = AC, приведет к сокращению предложения, и на рынке образуется дефицит (двухсторонняя стрелка).
 Поскольку антимонопольное законодательство не допускает захвата рынка одним продавцом, то анализ последствий введения директивных цен на монополизированном рынке представляет в основном теоретический интерес. Исключение составляют естественные монополии, существование которых экономически оправдывается ростом эффекта масштаба. Основным средством предотвращения ущерба от монополизации рынка в данном случае является государственное регулирование цены. Графически ситуация на рынке с естественной монополии представлена на рис. 5.20. Максимум монопольной прибыли обеспечивает сочетание PM, QM. Государство может установить директивную цену P1 = AC, лишая монополию прибыли и увеличивая излишек потребителя. При выпуске Q1 выручка фирмы равна общим затратам. Тем не менее в условиях естественной монополии объем выпуска, исключающий прибыль фирмы, меньше требуемого обществом оптимального объема. Таковым на рис. 5.20 является Q0, так как P0 = МС. Однако при таком выпуске фирма несет убытки в размере, соответствующим площади заштрихованного прямоугольника, так как цена ниже средних затрат. Следовательно, чтобы объем выпуска естественной монополии был оптимальным с позиций общества, она должна получать дотацию. Этим объясняется часто встречающееся субсидирование общественного транспорта и других предприятий коммунального хозяйства.
  Рис. 5.20. Директивные цены на продукцию естественной монополи
  Дотация была бы не нужна, если монополии разрешить ценовую дискриминацию. Если одной группе потребителей установить цену P1, то они купят Q1 единиц продукции и оплатят все затраты на ее производство, включая постоянные. Для второй группы потребителей можно установить цену P0 и они возместят все переменные затраты на покупаемое ими количество продукции. В результате будет произведено оптимальное с позиций общества количество продукции, монополия получит нулевую прибыль и обе группы покупателей будут иметь потребительские излишки.
 Одна из трудностей, с которыми встречаются антимонопольные учреждения, связана с тем, что им неизвестна функция затрат монополии. Методологию преодоления этой трудности описывает следующая модель субсидирования естественной монополии. Цель антимонопольного учреждения - стимулировать деятельность монополии так, чтобы обеспечить максимальный прирост общественного благосостояния. Он равен разности между общей полезностью продукции монополии (суммой всех цен спроса) и общими затратами на ее производство
  . Цель монополии - максимизировать прибыль = P(Q)Q - TC(Q).
 При предоставлении монополии дотации, размер которой положительно зависит от объема выпускаемой продукции: G = G(Q), прибыль будет
  . Если размер дотации определить по формуле
  , то максимумы прироста общественного благосостояния и объема прибыли монополии совпадут
  . Обратим внимание на то, что определенная таким образом дотация равна потребительским излишкам, для расчета которых не нужно знать затраты на производство продукции. Следовательно, если через дотацию передавать монополии излишки потребителей, то фирма доведет объем выпуска до оптимального с общественных позиций размера при любой функции затрат.
 Краткие выводы
 С развитием технического прогресса и потребностей людей происходит укрупнение масштабов производства и увеличение разнообразия потребительских благ. То и другое создает возможность полного удовлетворения спроса на конкретное благо одной фирмой. Если в этих условиях фирма может экономическими или административными средствами воспрепятствовать появлению конкурентов, то она становится монополистом.
 Особенность положения монополии на рынке проявляется в том, что кривая отраслевого спроса становится кривой спроса на продукцию фирмы. Поэтому, определяя объем выпуска, монополия одновременно определяет цену реализации. В таких условиях равновесная цена зависит от рыночной стратегии фирмы: изменение ее цели сопровождается изменением сочетания цена - выпуск. При стремлении монополии к максимуму прибыли цена будет выше, чем при стремлении к максимуму выручки, а при максимизации нормы прибыли цена превышает цену, максимизирующую прибыль.
 Положение единственного продавца позволяет монополии при определенных условиях проводить ценовую дискриминацию. Продажа гомогенного блага по разным ценам увеличивает как объем предложения монополии за счет расширения контингента покупателей, так и ее прибыль за счет сокращения потребительского излишков покупателей. Ценовая дискриминация первой и второй степеней ведет к повышению общественной эффективности использования факторов производства, а ценовая дискриминация третьей степени может сопровождаться экономическими потерями для общества.
 Поскольку условием максимизации прибыли монополии является равенство предельных затрат предельной выручке, а предельная выручка при любом объеме выпуска меньше цены спроса, то стремящаяся к максимуму прибыли монополия не доводит выпуск до оптимального с позиций общества объема. Для предотвращения связанных с этим экономических потерь общества используется антимонопольное законодательство, запрещающее монополизацию отраслевого сбыта, и устанавливаются правила государственного регулирования естественных монополий. Государственное регулирование цен продукции естественных монополий может сопровождаться необходимостью их субсидирования.
 В отличие от рынка совершенной конкуренции на монополизированном рынке государственное регулирование деятельности фирмы может привести к повышению эффективности использования факторов производства.
 ТЕСТ
 Математическое приложение: Ценовая дискриминация второй степени
  Рис. 1. Ценовая дискриминация
 второй степени
  Общая выручка фирмы, продающей свою продукцию отдельными партиями по разным ценам, как показано на рис. 1, может быть представлена в виде
  . Поэтому в общем виде прибыль фирмы, проводящей ценовую дискриминацию второй степени, можно представить формулой
  где Q - общий объем выпуска фирмы. Условием максимизации прибыли является следующая система уравнений:
  Если продавец может самостоятельно делить общий объем продаж на отдельные партии, различающиеся ценами, то как определить оптимальные размеры и количество партий? При линейной функции спроса эта задача имеет следующее решение.
 Очевидно, что в этом случае для максимизации прибыли (минимизации потребительских излишков) общий выпуск нужно разделить на одинаковые по размеру партии. На рис. 2 выигрыш фирмы при переходе от двух неравных (Q1 = 2 и Q2 = 8) к равным (Q1 = Q2 = 4) партиям соответствует разности площадей горизонтально и вертикально заштрихованных прямоугольников.
  Рис. 2. Выигрыш фирмы при переходе от неравных к равным партиям
  Когда продавец может без дополнительных затрат делить общий объем выпуска на любое число партий, тогда целесообразно осуществлять ценовую дискриминацию первой степени, т.е. каждую единицу продавать по цене ее спроса. Монополия переходит от ценовой дискриминации первой степени к ценовой дискриминации второй степени из-за того, что создание условий для продажи отдельных партий по разным ценам требует дополнительных затрат. Допустим, что выделение одной партии обходится фирме в z единиц затрат: деление общего выпуска на 2 партии требует z затрат, на три партии - 2 z, на n партий - (n - 1)z.
 Определим теперь величину той части потребительского излишка, которая превращается в прибыль монополии при продажи товара одинаковыми партиями по разным ценам. При линейной функции спроса P = g - hQ. Поэтому когда фирма не проводит ценовую дискриминацию, потребительский излишек равен
  . Когда продукция продается двумя одинаковыми партиями, то величина излишка потребителя определяется площадью, представленных на рис. 3 двух заштрихованных треугольников
  Соответственно при продаже общего объема выпуска n одинаковыми по размеру партиями потребительские излишки будут равны hQ2/2n. Поэтому величина потребительских излишков, превратившаяся в прибыль, будет:
  . Пусть общие затраты монополии заданы функцией TC = k + lQ. Тогда ее прибыль можно представить в виде функции двух переменных - общего выпуска и числа партий, на которые он делится
  Она достигает максимума при
  Решение этой системы уравнений дает оптимальные значения общего объема выпуска и числа одинаковых партий
 
 Глава 6. Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции
 Кроме рассмотренных рынков совершенной конкуренции и монополии существует множество других, которым присущи их отдельные черты. Эти рынки объединяют под общим названием "рынки несовершенной конкуренции".
 6.1. Монополистическая конкуренция
 Рынком монополистической конкуренции называют такой тип рынка, на котором большое число производителей предлагает многим покупателям предлагается определенный вид продукции, поэтому на каждого из них приходится незначительная доля отраслевого предложения. Рынок открыт для всех желающих участвовать в сделках и все субъекты полностью информированы относительно условий сделок и качества товаров. Но в отличие от рынка совершенной конкуренции на данном рынке обращается гетерогенное благо. Например, на рынке мыла предлагается множество его разновидностей; также обстоит дело с рынками сигарет, пива, кондитерских и многих других изделий.
 Так как каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса на его продукцию имеет отрицательный наклон и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его товара, но и от цен продукции других конкурентов. Это проявляется в сдвиге кривой спроса на его товар в случае изменения цен у конкурентов: если конкуренты снижают цены, то кривая спроса сдвигается влево, если повышают, то - вправо. Границы смещения кривой спроса называют функциями максимального и минимального спроса.
 Для упрощения примем, что существуют лишь два монополистических конкурента:(А и В). Тогда функции спроса на их выпуск представляется в виде
 QA = aA - bAPA + c(PB - PA) = aA - (bA + c)PA + cPB;
 QB = aB - bBPB + c(PA - PB) = aB - (bB + c)PB + cPA.
 Эти функции показывают, что, во-первых, объем спроса на продукцию фирмы находится в прямой зависимости от цены продукции конкурента и в обратной от цены ее продукции и, во-вторых, спрос на продукцию монополистического конкурента раскладывается на две составляющие: спрос "своих" покупателей, предпочитающих именно данную разновидность продукта, и спрос "чужих" покупателей, приобретающих его продукцию только в том случае, когда цена на продукцию "их" фирмы кажется им слишком высокой. Зависимость спроса от "своих" покупателей характеризует параметр b, от притока "чужих" - параметр с.
 Минимальная функция спроса выражает зависимость между объемом спроса и ценой продукции фирмы при нулевой цене товара конкурента
  . (6.1) Максимальная функция спроса выражает зависимость между объемом спроса и ценой продукции фирмы при "запретительной" цене продукции конкурента (PBmax).Последняя определяется из равенства
 aB - bBPB + c(PA - PB) = 0,
 из него следует, что:
 PBmax = (aB + cPA)/(bB + c).
 Тогда максимальная функция спроса на продукцию фирмы А имеет вид
  . (6.2) Сравнение выражений (6.1) и (6.2) показывает, что график QDAmax проходит выше графика QDAmin и имеет меньший наклон к оси абсцисс. Функции минимального и максимального спроса ограничивают область, в которой смещается линия спроса на продукцию монополистического конкурента.
 Обладая определенной монопольной властью, монополистический конкурент выбирает на своей кривой спроса сочетание цена - количество по точке Курно. При этом может оказаться, что он получит прибыль; (графически эта ситуация представлена на рис. 5.2).
 Однако на рынке монополистической конкуренции такое положение долго продолжаться не может. Поскольку вход на рассматриваемый рынок доступен всем, то возможность получения на нем прибыли привлечет новых производителей данного вида продукции и в результате доля рынка каждого из производителей сократится. Это отобразится сдвигом линии спроса влево и в длинном периоде монополистический конкурент окажется в положении, представленном на рис. 6.1.
  Рис. 6.1. Равновесие монополистического конкурента
 в длинном периоде
  Функции минимального и максимального спроса ограничивают область, в которой смещается линия спроса на продукцию монополистического конкурента.
 Рассмотрите это: 6.1.
 Таким образом, на рынке монополистической конкуренции, как и при совершенной конкуренции, цена равновесия в длинном периоде равна средним затратам на производство и фирмы не получают прибыль. Но в отличие от совершенного, монополистический конкурент в длинном периоде не будет производить продукцию с минимальными средними затратами. Из-за отрицательного наклона линия спроса касается кривой средних затрат слева от минимума последней. Следовательно, в состоянии долгосрочного равновесия у монополистических конкурентов существуют избыточные производственные мощности и из-за этого гетерогенные блага обходятся дороже, чем стандартные. Площадь заштрихованного прямоугольника на рис. 6.1 представляет "плату за разнообразие" на рынке гетерогенного блага.
  Рис. 6.2. Увеличение выручки
 за счет рекламы
  Другим фактором, удорожающим продукцию, производимую в условиях монополистической конкуренции, являются затраты на рекламу. Если совершенный конкурент не расходует средства на рекламу из-за того, что возможный эффект от нее в значительной степени достанется другим, а монополисту реклама не очень нужна ввиду отсутствия соперников, то для монополистического конкурента она служит одним из основных орудий в борьбе за существование. На рис. 6.2 показано, как за счет расходов на рекламу монополистический конкурент может увеличить свою долю на рынке. Затраты на рекламу повысили затраты на единицу выпуска (АС0 АС1), но одновременно возрос спрос на продукцию фирмы (D0 D1) и в итоге ее выпуск увеличился. Модель Чемберлина1. На рынке гетерогенного блага функционируют n максимизирующих прибыль фирм с одинаковыми функциями затрат и поэтому в состоянии отраслевого равновесия на каждую из них приходится одинаковая доля рынка. В таких условиях монополистический конкурент имеет две функции спроса на свою продукцию. Одна представляет собой 1/n -ю долю отраслевого спроса. Её алгебраический вид:
  . Она характеризует зависимость между объемом спроса на продукцию i-ой фирмы и ценой, когда все фирмы придерживаются одной и той же цены.
 Вторая функция спроса монополистического конкурента выражает зависимость между объемом спроса на его продукцию и ценой, когда эта цена отклоняется от той, которую устанавливают все другие фирмы отрасли. Алгебраический вид этой функции:
  Параметр с характеризует степень гетерогенности благ, обращающихся на данном рынке. Чем меньше с, тем сильнее различаются блага и тем больше рыночная власть отдельной фирмы. При с фирма оказывается в положении совершенного конкурента: при малейшем повышении цены на свою продукцию она теряет всех покупателей. Третье слагаемое показывает, на сколько сократится (увеличится) объем спроса i-й фирмы, если она повысит (понизит) цену на свою продукцию по сравнению со средней ценой своих конкурентов.
 Обозначим a/n ; b/n ; Тогда:
  Для представления в алгебраическом виде прибыли фирмы введем её функцию общих затрат: TCI = ki + liqi и преобразуем функцию спроса в функцию цены спроса:
  Теперь прибыль фирмы можно представить в виде:
  Условием её максимизации является равенство:
  Левая часть есть предельная выручка монополистического конкурента, а правая - предельные затраты. Как видно, максимизирующий прибыль объем выпуска фирмы зависит от средней цены конкурентов (). Так как в рассматриваемых условиях прибыль представительной фирмы, как и всех других фирм, достигает максимума тогда, когда все придерживаются одинаковой цены (в точке пересечения qDi и qdi), то В этом случае третье слагаемое равно нулю и тогда:
  С учетом (5.19) условие максимизации прибыли (5.16) принимает вид:
  Из (5.20) находим максимизирующий прибыль фирмы выпуск:
  Суть модели Чемберлина поясняют: 6.2 а и 6.2 б.
 6.2. Олигополия предложения
 Олигополия предложения возникает тогда, когда отраслевой спрос удовлетворяется небольшим числом производителей. Специфическим фактором ценообразования на олигопольном рынке является то, что при выборе сочетания P,Q олигополист наряду с эластичностью спроса и динамикой затрат на производство принимает во внимание возможную реакцию своих конкурентов. В то же время реакция последняя зависит от того, какое решение принимает данный олигополист. Поэтому равновесие на рынке олигополии устанавливается в результате стратегических (взаимозависимых) решений конкурентов.
 Характер ответных действий одного из конкурентов на поведение других зависит от многих объективных и субъективных обстоятельств. Модели ценообразования на олигопольном рынке должны содержать определенный алгоритм взаимозависимости решений соперников. Этим объясняется существование множества теорий ценообразования на рынке олигополии, отличающихся концепциями формирования ожиданий олигополиста относительно поведения конкурентов. При моделировании поведения олигополистов широко используют инструменты теории игр.
 6.2.1. Олигополия на рынке гомогенного блага
 Взаимозависимость поведения небольшого числа конкурентов особенно ярко проявляется на рынке гомогенного блага; дифференциация продукта в определенной мере ослабляет ее.
 В отличие от монополизированного рынка, на котором равновесное сочетание P,Q определяется однозначно при заданной цели монополии, на олигопольном рынке равновесие зависит от того, какой показатель - цену или количество - фирмы используют в виде регулируемого параметра.
 Конкуренция объемами выпуска
 Анализ рынка олигополии удобно начинать с простейшей его разновидности - дуополии, означающей наличие только двух продавцов.
 Модель дуополии Курно6. При заданном отраслевом спросе (P = g - hQ) предложение осуществляется двумя фирмами (I и II) так, что Q = qI + qII; известны функции затрат фирм: TCi = ki + li qi, где i = I, II. Данная информация доступна обеим фирмам. Цель конкурентов - максимизировать прибыль. В качестве средства для ее достижения фирмы регулируют объем своего выпуска, полагая при этом что объем выпуска конкурента задан.
 Определим прибыль фирмы I
 I = PqI - kI - lIqI = (g - hqI - hqII)qI - kI - lIqI.
 Она достигает максимума при g - 2hqI - hqII = lI. Отсюда следует, что для получения максимальной прибыли фирма I должна определять свой объем предложения по формуле
  (6.3) Уравнение (6.3) характеризует реакцию фирмы I на объем выпуска ее конкурентом и называется уравнением реакции.
 На основе аналогичных рассуждений выводится уравнение реакции фирмы II:
  (6.4)
  Рис. 6.3. Дуополия Курно
  В соответствии с уравнениями (6.3) и (6.4) на рис. 6.3 построены линии реакции дуополистов. Точка их пересечения определяет рыночное равновесие, поскольку указывает на те объемы индивидуального предложения, в изменении которых не заинтересован ни один из конкурентов.
 Допустим, фирма I намерена производить qI,1 единиц продукции. Ее прибыль будет максимальной, если объем выпуска фирмы II будет qII,1 единиц. Но при выпуске фирмой I qI,1 единиц фирма II в целях максимизации своей прибыли будет предлагать qII,2 единиц. В ответ на это фирме I придется увеличить свой выпуск до qI,2 единиц. Тогда в соответствии со своей линией реакции фирма II перейдет к выпуску qII,3 единиц и так будет продолжаться, пока не установится равновесие при q*I,q*II. Подставив значения q*I и q*II в функцию отраслевого спроса, найдем цену равновесия. Как это происходит, можно посмотреть, используя: 6.3.
 Обобщение модели Курно. На основе предпосылок модели дуополии Курно можно построить модель ценообразования на рынке с любым числом конкурентов.
 Для упрощения примем, что у всех конкурентов одинаковые экономические затраты: TCi = lqi, где i = I, ..., n. Тогда прибыль i-й фирмы: i = Pqi - lqi; так как P = g - h, то
 i = [g - h(qI + qII + ... + qn)]qi - lqi = gqi - hqiqI + hqiqII + ... hqi2 ... + hqiqn - lqi.
 Прибыль достигает максимума при
  . Поскольку g - hqI - hqII ... - hqn = P, то условие максимизации прибыли для отдельной фирмы имеет вид P = hqi + l.
 Из него следует, что qi* = (P - l)/h, т.е. в состоянии равновесия все фирмы будут иметь одинаковый объем реализации. Это вытекает из допущения, что у всех фирм одинаковые предельные затраты на производство.
 Подставим объем равновесного выпуска отдельной фирмы в функцию отраслевого спроса, тогда
  . При n = 1 получаем монопольную цену (см. выражение (5.3)), а по мере увеличения n цена приближается к предельным затратам.
 Равновесие в модели Курно характеризуется тем, что ни одному конкуренту не выгодно менять свое поведение, пока поведение других конкурентов остается неизменным. Такое состояние называют равновесием Нэша7.
 
 Модель дуополии Штакельберга8
 В отличие от модели Курно, в которой обе фирмы являются на рынке равноправными игроками, в модели Штакельберга одна из них (лидер I) активна, а другая (последователь II) пассивна. Последователь предоставляет лидеру возможность первому предложить на рынке желаемое количество товара и оставшийся после этого неудовлетворенный отраслевой спрос рассматривает как свою долю рынка.
 Такое взаимоотношение между конкурентами может возникнуть вследствие ассиметричного распределения информации: лидер знает функцию затрат последователя, в то время как последователь не осведомлен о производственных возможностях лидера.
 В такой ситуации фирмам не нужно принимать стратегических решений. Прибыль лидера зависит только от его объема выпуска, так как объем выпуска последователя задан уравнением его реакции: qII = qII(qI).
  Рис. 6.4. Изопрофиты дуополии
  Для наглядного сопоставления равновесия Курно с равновесием Штакельберга линии реакции дуополистов нужно дополнить линиями равной прибыли (изопрофитами). Уравнение изопрофиты получается в результате решения уравнения прибыли дуополии относительно объема выпуска, обеспечивающего заданную величину прибыли.
 На рис. 6.4 показано, как располагаются изопрофиты фирмы II. При заданном выпуске фирмы I соответствующая ему точка на линии реакции фирмы II указывает объем ее производства, максимизирующий прибыль. Получить такую же прибыль при большем или меньшем своем выпуске фирма II может только, если фирма I уменьшит предложение на рынке, поэтому вершины изопрофит располагаются на линии реакции. Чем ниже расположена изопрофита, тем большую прибыль она представляет, так как соответствует меньшему выпуску конкурента.
  Рис. 6.5. Равновесный выпуск в моделях Курно и Штакельберга

<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу