<< Пред. стр. 181 (из 913) След. >>
противоречий феодального общества, от "немецкого убожества", к-рое онненавидел, и от революционных войн, к-рых боялся. Г. стремился внести
умиротворение в умы немцев, смятенные идеями франц. революции, утверждал
мысль о целесообразности гармонии в природе и в человеческом обществе.
Классицистич. воззрения Г. находят своё выражение в драмах и в трактатах
об иск-ве, написанных в 80-90-е гг. Вместе с тем и в этот период Г.
остаётся великим гуманистом. В Веймаре получают развитие его
материалистич. воззрения, нашедшие выражение в эстетике, в теории т-ра и
драмы. Г. утверждал, что иск-во призвано воспроизводить жизнь реальную,
а не мнимую. Просветительские тенденции творчества Г. определили его
утверждение, что т-р должен не только отражать жизнь, но и учить,
нравственно воспитывать зрителей. Отсюда требовательность Г. к идейным
качествам пьес, неприятие им пошлой, поверхностной драматургии. Как
руководитель придворного Веймарского т-ра Г. часто был вынужден идти на
компромисс и давать доступ на сцену мещанским драмам и мелодрамам А. В.
Иффланда, А. Ф. Коцебу и т. п.
Увлечение античностью отчётливо проявилось в режиссёрской
деятельности Г. ив его работе с актёрами Веймарского т-ра. Взгляды Г. на
сценич. иск-во изложены им в "Правилах для актёров" (1803). На сцене, по
мнению Г., должно царить возвышенное и изящное. Спектакль Г. трактовал
как движущуюся картину, подчинённую нормам античной пластики; от актёров
он требовал регламентированной скульптурности поз и жестов, фронтальных
мизансцен, строго обусловленной мимики, напевного произнесения стихов и
т. д. Однако Г.-реалист постоянно вступал в противоречия с Г.-классиком.
Добиваясь от актёров внешней гармонии, Г. требовал от них внутренней
собранности, указывал на необходимость вживаться в роль. Значительным
вкладом Г. в театр. практику является введение им в Веймарском т-ре
застольных репетиций и занятий с актёрами по дикции. Большое значение
придавал Г. также этич. воспитанию актёров, их культурному развитию.
Классицистские драмы Г., как и его ранние штюр-мерские драмы,
насыщены просветительским гуманизмом. Они взывают к социальной
справедливости, полны веры в силу человеческого разума. В то же время
пьесы веймарского периода были направлены на отвлечение внимания немцев
от практического решения назревших политич. вопросов. Идею революции Г.
подменяет идеей о духовном преобразовании человечества, путь к к-рому,
по мнению Г., в этическом и эстетич. самосовершенствовании. В веймарский
период созданы и завершены драмы: "Навзикая" (начата в 1786), "Ифигения
в Таъриде" (1787), "Клауди-на из Вилла Белла" (1788), "Эрвин и Эльмира"
(1788). Самое значительное из произведений этого периода- "Ифигения в
Тавриде", в к-рой Г., по замечанию Энгельса, пытается бэясать от нем.
общества своего времени в гармонический мир античности. Но уже в
трагедии "Торквато Тассо" (1790) Г.-классицист вступает в столкновение с
Г.-реалистом. Облечённая, как и "Ифигения", в гармонич. античную форму,
трагедия воспринимается как скорбная повесть о социальном неравенстве. К
90-м гг. относятся три драмы, свидетельствующие о неприятии Г. франц.
революции. Это неоконченная политич. драма "Мятежные" (1792), фарс
"Гражданин генерал" (1793) и отрывок из трагедии "Побочная дочь" (1794).
Величайшее творение Г.' - трагедия "Фауст", к-рую он создавал в
течение 60 лет - с 1771 по 1832. В трагедии нашли отражение философские
и эстетич. искания Г., политич. идеи и общественные события рубежа двух
столетий. В 1-й части трагедии Фауст ищет ответ - в чём смысл бытия,
каково предназначение человека. В финале трагедии он находит этот
ответсмысл жизни в деянии, в труде каждого для всех. Образ Фауста
наделён чертами самого Г. Вместе с тем это фигура символическая,
воплощающая жизнь и борьбу человечества. Трагедия "Фауст" проникнута
оптимизмом; она прославляет неиссякаемые творческие силы и разум
человека. Фауст умирает одиноким, непонятым, но он полон радостной веры
в светлое будущее человечества, призывает людей бороться за всеобщее
счастье. В трагедии Г. Фаусту противостоит дух зла и разрушения -
Мефистофель, к-рый разоблачает "немецкое убожество". Во второй части
"Фауста" Г. отказывается от классицистских устремлений, утверждая, что
дух античности, гармония несовместимы с противоречиями нем. феод.
действительности. В 1811-31 Г. пишет мемуары ("Из моей жизни", "Поэзия и
правда"), где даёт интересный анализ драматургии "Бури и натиска". К
1825-30 относятся записи его разговоров с секретарём Эккерманом, в к-рых
Г. высказывает свои мысли о природе сценич. иск-ва.
Драмы Г. (всего им написано ок. 40 пьес) не имеют богатой сценич.
истории, несмотря на их философскую глубину и поэтич. достоинства. Они
малосценичны, сложны для постановки. Тем не менее многие из них
ставились в т-рах Германии и др. стран. Так, еще в 1802 была пост. в
Веймарском т-ре "Ифигения в Тавриде", затем она шла в Лейпциге (1822), в
Берлине (1850), в Вене (1900). В 70-90-е гг. 18 в. её играл
Мейнингенский т-р. Трагедия "Клавиго" также впервые была пост. в
Веймарском т-ре в 90-е гг. 18 в., в 1830 она шла в Вене, в 40-70-е гг.
19 в.-в городах Германии. Неоднократно ставилась на сценах различных
т-ров мира с участием крупнейших актёров трагедия "Эгмонт", к к-рой в
1810 Бетховен написал гениальную музыку. С большим успехом шёл "Эгмонт"
и в России - в Малом т-ре в 1888, в Александрийском в 1887. В пост.
Малого т-ра М. Н. Ермолова (Клерхен), А. И. Южин (Эгмонт), А. П. Ленский
(Вильгельм Оранский) создали образы, проникнутые высокой гражданской
патетикой. Советские артисты Ю.М. Юрьев, В.И.Качалов, М. И. Царёв, В. Н.
Аксёнов и др. исполняли "Эгмонта" с муз. Бетховена (целиком и
фрагментарно) на сов. эстраде.
"Хотя трагедия "Фауст" и не предназначалась для сцены*, 1-я часть её
в 19-20 вв. неоднократно ставилась в Германии и др. странах, в т. ч. и в
России, где прекрасными исполнительницами роли Маргариты были Ермолова,
Комиссаржевская. На нем. сцене "Фауст" шёл в постановках крупных
режиссёров: Л. Тика (1829, Лейпцигский т-р), К. Иммермана (1835,
Дюссельдорфский т-р), Г. Фукса (1907, Мюнхенский художественный т-р), М.
Рейнхардта (1909, Немецкий т-р, Берлин). В дни празднования 200-летия со
дня рождения Г. (1949) в ГДР шли обе части "Фауста" в пост. Гамбургского
т-ра (Мефистофель - Грюнвальд). Гениальная трагедия Г. вдохновила
композиторов на создание опер и симфонич. произведений. Ш. Гуно написал
на темы "Фауста" оперу "Фауст" (1859). Несмотря "на то, что "Фауст" Гуно
лишь в незначительной степени передаёт идейную концепцию литературного
первоисточника, крупнейшие певцы часто приближали своим исполнением
героев оперы к образам трагедии Г. В числе лучших мировых исполнителей
ролей Маргариты, Фауста, Мефистофеля в опере Гуно - рус. певцы А. И.
Нежданова, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин. Шаляпин воплотил также образ
Мефистофеля и в другой опере на сюжет трагедии Г.-"Мефистофель" Бойто
(соч. 1868).
Г. принадлежит к великим деятелям мировой культуры, боровшимся за
передовое прогрессивное иск-во. Этим он близок и дорог нем. народу и
всему прогрессивному человечеству.
Соч.: Собрание соч. в переводах русских писателей, под ред. Н. В.
Гербеля, т 1-10, СПБ, 1878-1880; то же, под ред. П. И. Вейнберга, 2
изд., т. 1-8, СПБ, 1892-95; то же. юбилейное издание, под общей ред. А.
В. Луначарского и М. Н. Розанова, т. 1-13, M., 1932-1949; Гёте В.,
Статьи и мысли об искусстве. Сб. статей, Л.-М., 1936; Die dramatischen
Dichtungen. Versuch einer Sammlung aller Au?erungen des Dichters uber
seine poetischen Werke, von H. G-. Graf, Bd 1-4, Frankfurt/M., 1908-11.
Лит.: ЭккерманИ. П., Разговоры с Гёте в последние годы его жизни.
Пер., прим. и указатель Е. Т. Рудневой, [М.-Л.], 1934; К. Маркс и Ф.
Энгельс об искусстве, т. 1-2, M." 1957; Льюис Д., Жизнь И Вольфганга
Гёте, пер. с англ., под ред. А. Н. Неведомского, СПБ, 1867; Б е л
ь-шовский А., Гёте. Его жизнь и произведения, пер. с нем., под ред. П.
И. Вейнберга, т. 1-2, СПБ, 1898-1908;
Шахов А., Гёте и его время. Лекции, 4 изд., СПБ, 1908;
Вильмонт Н. Н., Гёте. История его жизни и творчества, М., 1959; В u l
t h a u p t H., Lessing, Goethe, Schiller, Kleist, 5 Aufl., Oldenburg,
1893; Torn i u s V, Goethe als Dramaturg, Lpz., 1909; Gregor i F.,
Goethe und das Theater, [Lpz.]. 1927; Wiese B., Die deutsche Tragodie
von Lessing bis Hebbel, Bd 1-2, Hamb., 1948; V o se r H. U.,
Individualitat und Tragik in Goethes Dramen, Zurich, [1949J;
S e n g l e F., Goethes Verhaltnis zum Drama, B-, 1937;
Knudsen H., Goethes Welt des Theaters, B., [1949];
Wahle J., Das Weimarer Hof theater unter Goethes Leitung, Weimar,
1892; Schiller F., Uber "Egmont". Trauerspiel von Goethe, в кн.: S с h i
l l e r F., Gesammelte Werke, Bd 7, В., 1959, с. 410-419; его же, Uber
"Iphigenie auf Tauris", там же, с. 419-447; Fischer K., Goethes
"Iphigenie", 2 Auf]., Heidelb., 1888; M e h r i n g F., Goethe: Egmont,
в его кн.: Zur Literaturgeschichte von Calderon bis Heine, [B., 1929]; P
f e i-ffer J., Zum Faustbilde der Gegenwart, Gottingen, 1948;
B u с h w a l d R." Fuhrer durch Goethes Faustdichtung, Stuttg.,
[1949]; Petsch R., Einfuhrung in Goethes "Faust", 3 Aufl., Hamb.,
fl949]; Bo h m W., Goethes Faust in neuer Deutung, Koln, [1949J. Г. Гур.
"ГЕТЕ" (G ai te) - французский т-р. Первый бульварный т-р Парижа.
Выстроен в 1759 на бульваре Тампль ярмарочным антрепренёром Ж. Б.
Николе. С 1764 наз. т-ром "Великих плясунов короля". Здесь выступали
канатные плясуны, акробаты, дрессировщики животных, ставились фарсы. В
годы революции т-р был назван "Гете" ("Веселье"). С 1800 в "Г." ставятся
мрачные, кровавые мелодрамы. В 1808 было выстроено новое, более
комфортабельное здание т-ра, сгоревшее в 1835 (было восстановлено). В
1862, когда вследствие перестройки бульвара Тампль были разрушены мы.
т-ры бульваров, выстроено новое здание у сквера Искусств и Ремёсл, где
т-р "Г." существует до сих пор как т-р муз. комедии и оперетты под назв.
"Театр мюнисипаль де ла гете лирик".
Лит.: В e a u l i e u H., Les theatres du Boulevard du Crime, P.,
1905; Cain G., Anciens theatres de Paris, P., 1906;
Al be r t M., Les theatres des Boulevards 1789-1948, P., 1902. E. Ф.
Г‚ТЕБОРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ ТЕАТР (Goteborgs stadsteater) - один из
крупнейших периферийных т-ров Швеции. Открыт в 1934. Здесь ставились
спектакли для рабочих,в репертуар входили пьесы на социальные темы. На
крупных предприятиях организовывались об-ва друзей т-ра. В т-ре работали
крупные актёры - Б. О. Бенктсон, Э. Карлсон, С. Мидиандер, К. Кнудсен и
др, Вл. М.
ГЕТТИ (Gatty), Николае (13.IX. .1874-10. XI. 1946) - английский
композитор. Музыке обучался в Королевском муз. колледже в Лондоне у Ч.
Станфорда (1898-1901). В нач. 20 в. работал дирижёром в т-ре
"Ковент-Гарден"; приобрёл известность как органист и муз. критик. Автор
опер "Грейстил" (1906, Шеффилд), "Герцог или дьявол" (1909, Манчестер),
"Принц Ферелон" (1919, Лондон), "Буря" (1920, Лондон) и "Макбет"(не была
пост.)по Шекспиру, оперетты "Старьёвщик" (1900, Лондон), симф. и др.
соч. Вс. Г.
ГЕШ (Не), Вилем (3.VII. 1860 - 4.1.1908) - чешский артист оперы
(бас). Впервые выступил на оперной сцене в 1879 в Брно. В 1882 был
принят в оперную труппу Нац. т-ра в Праге, где завоевал широкую
известность исполнением партий в операх Сметаны. В 1894-96 работал под
руководством Г. Малера в оперном театре Гамбурга; с 1896 - в Венской
опере, где в полной мере развернулся его талант. Г. - первый чешский
певец, завоевавший мировую славу. Обладал разносторонним актёрским и
вокальным дарованием. Лучшие партии: Кецал ("Проданная невеста"),
Папагено ("Волшебная флейта"), Мефистофель ("Фауст"). Л. Т., Я.М.
ГЕШОННЕК (Gescho-nnek), Эрвин (род. 1906) - немецкий актёр.
Участвовал в рабочих самодеятельных театр. кружках, в спектаклях
агитационно-пропагандистского коллектива при пролетарской организации
"Красная помощь". Сценич. деятельность начал статистом в "Шиллер-театре"
(Берлин). В 1933 эмигрировал из фашистской Германии. Гастролировал с
театр. труппой в Польше, Литве, Чехословакии. После вступления
гитлеровских войск в Чехословакию был арестован и заключён в концлагерь.
По окончании 2-й мировой войны (1945) вступил в труппу вновь
организованного т-ра "Каммершпиле" (Гамбург); средк лучших ролей этого
периода - Бюргер Шиппель (о. п. Штернхейма). В 1949 Б. Брехт, высоко
ценивший дарование Г., пригласил его в труппу "Берлине? ансамбля". Здесь
Г, играл роли: Матти, полковой священник, мясник Василий Ефимович
("Господин Пунтила и его слуга Матти", "Мамаша Кураж и её дети", "Мать"
Брехта), фон Берг ("Гувернёр" Ленца), Прохор Храпов ("Васса Железнова")
и др. В 1960 Г. выступал в т-ре "Фольксбюне" (Берлин) в роли Руссека
("Кандидат" Штернхейма). Снимается в кино. Нац. пр. (1960). H.H.
ГЗОВСКАЯ, Ольга Владимировна (р. 10. X. 1889) -русская советская
актриса. Играла в Москве в Малом т-ре (1906-10,1917-19) и МХАТе
(1910-17). К этому времени относится расцвет её блестящего комедийного
дарования. Г. обладала отточенной комедийной техникой. Лучшие роли:
Беатриче ("Много шума из ничего" Шекспира), Офелия ("Гамлет"), Клеопатра
("Цезарь и Клеопатра" Шоу), Марина Мнишек, Лидия ("Дмитрий Самозванец и
Василий Шуйский", "Бешеные деньги" Островского), Мирандолина ("Хозяйка
гостиницы"), Вера ("Где тонко, там и рвётся" Тургенева), Софья ("Горе от
ума") и др. Г. снималась в кино ("Сорока-воровка" и др.). Выступала на
эстраде с мелодекламацией. С 1919 жила в Германии. По возвращении в
1943-56 играла в Ленингр. академич. т-ре им. Пушкина. Ведёт педагогич.
работу. Я. М.
ГИАЦИНТОВ (наст. фам. -Б улочников), Александр Михайлович [16
(28).VII. 1896- 15.VI.1957]- русский советский актёр и режиссёр. Засл.
деят. иск. РСФСР (1956). Сценич. деятельность начал в 1921 в
красноармейском т-ре. Демобилизовавшись из армия, поступил на проф.
сцену. Работал как актёр, режиссёр и худ. рук. периферийных т-ров в К
амышине, Чебоксарах, Муроме, Тюмени, Мичуринске, Торжке и в др. городах.
С 1942 был гл. режиссёром, директором и актёром основанного им т-ра в г.
Кимры Калининской обл. Уделяя большое внимание работе с актёрами и
особенно с молодёжью, Г. создал в этом т-ре крепкий творческий
коллектив. Пост. спектакли: "Егор Булы-чов и другие" (1945), "Платон
Кречета (1946), "На дне" (1947), "Ревизор" (1952), "Гроза" (1954), "В
добрый час" Розова (1955) и др. В своей режиссёрской работе Г. стремился
к единству ансамбля, к правдивому, реалистич. решению спектакля. Лучшие
роли Г.: Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова), Степанов
("Директор" Алёшина), Ян Грубек ("Под каштанами Праги" Симонова), Лосев
("Закон чести" Штейна), майор Петерсон ("Под золотым орлом" Га-лана),
Горлохватский ("Кто смеётся последним" Крапивы) и др. Л. В.
ГИАЦИНТОВА, Софья Владимировна [р. 23.VII (4.VIIJ). 1895,
Москва]русская советская актриса и режиссёр. Нар. арт. СССР (1955). Член
КПСС с 1951. Отец Г.- профессор Моск. ун-та по кафедре истории иск-в.
Еще будучи гимназисткой, Г. начала заниматься драм. иск-вом у артистки
МХТ Е. П. Муратовой. В 1910 по конкурсу была принята в МХТ. Впервые
выступила на сцене в 1911 в роли служанки в пьесе Гамсуна "У жизни в
лапах". Г. вошла в группу молодёжи, к-рая начала заниматься системой
Станиславского и составила ядро 1-й Студии МХТ. Руководителем этой
студии стал Л. А. Сулержиц-кий, занятия по системе вёл
Е. Б. Вахтангов. Г. работала в МХТ до 1924; роли: Маша ("Нахлебник"
Тургенева, 1912), Пелагея ("Будет радость" Мережковского, 1916), Митиль
("Синяя птица" Метерлинка, 1917) и др. Осн. творческая деятельность Г.
связана с 1-й Студией, впоследствии преобразованной в МХАТ 2-й (1924). В
первом спектакле Студии "Гибель "Надежды"" Хейер-манса (1913) Г. сыграла
Клементину; затем исполнила роли Иды ("Праздник мира" Гауптмана, 1913),
Феи ("Сверчок на печи" Диккенса, 1914). Работая под руководством
Станиславского, Немировича-Данченко, Сулержицкого, Г. глубоко восприняла
осн. законы реалистич. иск-ва МХТ, его художеств. и этич. принципы. В
совершенстве владея иск-вом перевоплощения и тонкого психологич.
анализа, глубоко проникая в эпоху и стиль автора, Г. в каждой роли
находит неповторимые характерные черты и детали. Лучшие
оли Г., сыгранные на сцене 1-й Студии и MX А Та -го: Мария
("Двенадцатая ночь", 1917 и 1933), Кек-кина ("Бабы" Гольдони, 1929),
Сима ("Чудак" Афиногенова, 1929), Нелли ("Унижённые и оскорблённые" по
Достоевскому, 1932), Амаранта ("Испанский священник" Флетчера, 1934),
Женевьева ("Мольба о жизни" Деваля, 1935) и др. После закрытия МХАТа
2-го Г. работала в т-ре МОСПС (1936-38), где играла Рашель ("Васса
Железнова" Горького, 1936), Донну Анну ("Каменный гость" Пушкина, 1937)
и др. роли. В 1938-58 была актрисой и режиссёром (с 1952-гл. режиссёром)
Моск. т-ра им. Ленинского комсомола. Здесь она создала ряд своих значит.
работ: Нора (1939); Леонарда ("Валенсиа некая вдова" Лопе де Вега,
1940), Наталья Петровна ("Месяц в деревне" Тургенева, 1944), Сара
("Семья Ферелли теряет покой" Хелман, 1945), Мария Александровна
("Семья" Попова, 1949), тётя Тася ("Годы странствий" Арбузова, 1954),
Раневская ("Вишнёвый сад", 1955) и др. Как режиссёр Г. впервые выступила
в МХАТе 2-м ("Бабы" Гольдони, 1929, совм. с С. Г. Бирман и Л- И. Дейкун,
"Двенадцатая ночь" Шекспира, 1934, совм. с В В. Готовцевым). В т-ре им.
Ленинского комсомола ею были пост.: "Нора" (1939, совм. с И. Н.
Берсеневым), "Месяц в деревне" Тургенева (1944), "Семья" Попова (1949),
"Годы странствий" Арбузова (1954, совм. с В. Р. Соловьёвым), "Вишнёвый
сад" (1955, совм. с А. А. Пелевиным) и др. С 1958 Г. работает в Моск.
драм. т-ре им. Станиславского. Снималась в кинофильмах "Клятва" (Варвара
Михайловна;
Ст. пр. 1947), "Семья Ульяновых" (Мария Александровна Ульянова) и др.
Лит.: Залесский В., Софья Владимировна Гиацинтова, М.-Л., 1949. Л. В.
"ГИБЕЛЬ БОГОВ", "Сумерки богов" ("Die Gotterdammerung") - музыкальная
драма Р. Вагнера (четвёртая часть из цикла опер "Кольцо Нибелунга").
Либр. композитора на основе сканд. эпоса 8-9 вв. "Эдда" и
средне-верхнеиемецко-го эпоса "Песнь о Нибелунгах" 13 в.' Соч. 1874.
Пост. 17 авг. 1876 в Байрётском т-ре (Зигфрид - Унтер, Гунтер - Гура,
Хаген - Знр, Аяьберих - Хилль, Брунгильда - Матерна, Гутруна - Векерлен,
Вальтраута - Жаид, Норньг - Вагнер, Шефцки, Грюн; дирижёр Рихтер, реж.
Брандт, худ. Гофман и Бргокнер, балетм. Фрикв).
В России впервые пост. нем. труппой Неймана в Москве и Петербурге
(1889) Первая пост. на рус. яз.- 20 янв. 1903 в Мариинском т-ре (Зигфрид
- Ершов, Гунтер - Шаронов, 1 Альберих - Орлов, Хаген - Касторский,
Брунгильда - 1 Литвин, Гутруна, - Ермоленко Вальтраута - Славина, Нор-ны
- Долина" Фриде, Буткевич, Воглинда - Михайлова, Вель-гунда-Носилова,
Флосхильда- Тугаринова; дирижёр Направник, худ. Коровин и Клодт по
эскизам Бенуа) Возобновлена на рус. сцене 10 окт. 1911 в Большом т-ре
(рус. перевод И. Тюменева; Зигфрид - Алчев-ский Гунтер-Г, Пирогов, Хаген
- Петров, Альберих - Павловский, Гутруна - Кали-новская, Брунгильда -
Бала-новская, Вальтраута - Павлова; дирижёр Купер, худ. Коровин). На
сов. сцене пост. 26 февр.1 931 Ленинградским т-ром оперы и балета
(дирижер Дра-нишников; реж. Палечек, декорации по эскизам Бенуа).
Издания - партитура, Mainz, B. Schott's Sohne, (s. a.J; рус. изд.
клавира, пер. И. Тюменева, М., Юргенгон, (1897]; под назв. "Закат
богов", пер. В. Коломийцова, М., Юргенсон, Гб. г.]. ff Гр
"ГИБЕЛЬ ВОЛКА" ("По г?бель вока") - пьеса в 4 д. Э. Л. Самуёнка (из
жизни пограничного белорусского колхоза: о бдительности, дружбе,
мужестве сов. людей). Соч. 1938 (ни белррусек. яз.). Пост. в 1939 1-м
Белорусским драм. т-ром (ныне Театр им. Я. Купалы), Минск (реж.
Санников, худ. Ушаков, комп. Любан; Бокуть - Дедюшко, Добрынин -
Бирилло, Язэп - Барановский, Аиисим- Гри-гонис, Данила - Счаиснович,
Степанида - Полло, Настя - Ждавовяч, Харкевич - Глебов, Абабурка -
Владомирский, Микола - Платонов); в 1940, во время декады белорусок.
иск-ва, спектакль показывался в Москве. В 1939 "Г. в." ставили также:
2-й Белорус. драм. т-р (ныне Т-р им. Я, Коласа), Витебск (реж. и
исполнитель роли Язэпа - Молчанов, худ. Николаев, Бокуть - Сергийчик,
Степанида - Мозалевская, Настя - Гепкнер, Харкевич - Ильинский, Абабурка
- Сквир-ския); Полесский т-р, Мозырь (Гомельск. обл.); Рабочий т-р клуба
им. Ленина, Гомель.