<< Пред.           стр. 292 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  В России Ж. демонстрировалось в 17-18 вв. на ярмарках, гуляниях, в
 балаганах. С сер. 19 в. становится одним из цирковых жанров. В
 дореволюц. рус. цирке особенного успеха достигли Э. Растелли, жонглёр на
 лошади Н. А. Никитин, К. и М. Пащенко, жонглировавшие самоваром,
 лампами, различными чашками и т. д. С конца 19 в. в разных странах мира
 в Ж. широко вводятся элементы театрализации: труппа Перцова разыгрывала
 сцену в ресторане, жонглируя тарелками, шляпами, бутылками и даже
 стульями. Солерно и Карро изображали джентльменов, жонглировали
 предметами ресторанного обихода. "Мексиканка" Лизет и "индеец" Жанто
 перебрасывались ножами, тамогавками, балансировали луками и стрелами.
 Появляются комич. жонглёры Карл Репп, Марк Турк и др.
  С 30-х гг. 20 в. увеличивается количество предметов, к-рыми
 жонглирует артист, убыстряется темп исполнения, большего разнообразия
 достигают жонглёрские комбинации: в номера Ж. вводятся эквилибристика,
 балансирование, акробатика, усиливается театрализация, иногда вводится
 текст (напр., в номере Р. Морея Ж. сопровождалось монологом артиста).
  В сов. цирках и на эстраде Ж. получило большое распространение и
 развитие. Среди лучших исполнителей этого жанра: А. и В. Кисе, И.
 Коваленко, К. Никольский, М. Мещеряков, Ф. Савченко и др. Сов. артисты
 жонглируют большим количеством предметов при одновременном
 балансировании. Сложные трюки демонстрируют групповые жонглёры Ширман,
 Кожуховы, Аберт. Созданы номера, в к-рых используются элементы нац.
 иск-ва народов СССР: Т. Брок, Филиппенко, Н. Ширай. Больших успехов
 достигли жонглёры на лошади: Н. Ольховиков, Ф. Фабри, В. Викторов и др.
  Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; Дмитриев Ю. А., Русский цирк,
 М., 1953. JO. Д.
  ЖОНСЬЕР (Joncieres), Викторен (наст. имя и фам.- Феликс Людже
 Россиньоль; Rossignol) (12. IV.1839-26.X.1903) - французский композитор.
 Учился в Парижской консерватории. Как театр. композитор дебютировал
 музыкой к "Гамлету" (концертное исполнение 1863, пост. 1867, Нант) и
 оперой "Сарданапал" (1867, "Т-р лирик", Париж). Лучшие произв. Ж.
 отличаются разработанностью оркестровых и вок. партий, яркой
 сценичностью. Автор опер "Последний день Помпеи" (1869, "Т-р лирик",
 Париж), "Дмитрий" (1876, там же), "Королева Берта" (1878, "Гранд-Опера",
 Париж), "Ланселот" (1900, там же) и др. С 1871 работал муз. и театр.
 критиком газ. "Либерте".
  Лит.: Jullien A., Musiciens d'aujourd'hui, v. l-2, P., 1892-94.
  ЖбРА (Jora), Михай [р. 14. VIII. 1891]-румынский композитор. Один из
 основоположников совр. рум. музыки. Засл. деят. иск-в РНР. Окончил
 юридич. ф-т ун-та и консерваторию в Яссах; совершенствовался в Лейпциге
 (по композиции - у М. Регера). Творч. деятельность начал в 1914. Написал
 балеты "На рынке" (1928), "Мадемуазель Ма-риуца" (1940), "Старый двор"
 (1948), "Когда зреет виноград" (1953), "Возвращение из глубин" (1958),
 симф., камерно-инстру-мент., вок. и др. соч. Дей-ствит. член АН РНР.
 Проф. (с 1929) Бухарестской консерватории. Премия Энеску (1915).
  Лит.: Dumi trescu М., С г i s t i a n V., M. Jo-ra. L'homme et son
 oeuvre, Bue., 1957. Д. Перс.
  ЖОРЖ (George; наст. фам.-Веймер; Weimer),
  Маргерит Жозефин (23. II. 1787, Байё,- 11. I. 1867, Пасси) -
 французская актриса. Дочь музыканта и актрисы. С 5 лет начала высту- '
 пать на сцене т-ра в Амьене в детских ролях. В 1801 училась сценич.
 иск-ву у актрисы P оку р. В 1802 дебютировала в т-ре "Комеди Франсез"
 (роль Клитемнестры - "Ифи-гения в Авлиде" Раси-на). Обладая строгой
 "античной" красотой, величественной внешностью, низким голосом металлич.
 тембра и огромным по диапазону, Ж. исполняла "сильные" роли в трагедиях
 (в противовес "нежным", лирич. ролям, к-рые играла её соперница-К.
 Дюшенуа). Среди лучших ролей Ж.: Гермиона, Роксана ("Андромаха",
 "Баязет" Раси-на), Корнелия, Арсиноя ("Смерть Помпея", "Нико-мед"
 Корнеля), Идаме ("Китайский сирота" Вольтера). С самого начала сценич.
 деятельности Ж. выступала также в ролях "трагических матерей": Агриппина
 ("Британник" Расина), Клеопатра, Медея ("Ро-догюна", "Медея" Корнеля),
 Меропа, Семирамида (о. п. Вольтера) и др. Ж. была яркой
 представительницей позднего классицизма, с характерной для него
 торжественной приподнятостью, декоративностью. От Рокур она унаследовала
 традиционную напевную декламацию, от своего постоянного партнёра, актёра
 Ф. Ж. Тальма, восприняла повышенную экспрессию, резкую контрастность
 эмоц. переходов. В 1808-12 гастролировала в России (в Петербурге и
 Москве; роли - Федра в о. п. Расина; Клитемнестра, Семирамида, Меропа;
 Аменаида - "Танкред" Вольтера). Вначале внешне эффектная "завывающая"
 декламация Ж. произвела сильное впечатление на рус. актёров и светскую
 публику. Однако соревнование Ж. с выдающейся рус. актрисой Е. С.
 Семёновой (обе актрисы выступили, исполняя одни и те же роли, в Новом
 императорском, или т. н. Арбатском, т-ре в Москве) завершилось победой
 Семёновой. В своих "Замечаниях о русском театре" Пушкин противопоставлял
 "бездушной" Ж. живое и верное чувство Семёновой. Пребывание в России
 способствовало изменению ортодоксально-классицистских позиций Ж.
 Возвратившись в 1813 в "Комеди Франсез", Ж. вскоре после падения
 Наполеона (1818) оставила этот т-р; выступала в провинции,
 гастролировала за границей (Англия, Бельгия). Нек-рые из современников
 Ж. (А. Дюма-отец и др.) считали, что причиной её ухода явились
 бонапартистские настроения актрисы, неугодные Бурбонам. В 1822 вступила
 в труппу т-ра "Одеон" (Париж). В 30-е гг. 19 в. Ж. играла одновременно
 на сцене парижских т-ров "Одеон" и "Порт-Сен-Мартен", антрепренёром
 к-рых был её муж Ш. Ж. Арель. В эти годы Ж. стала одной из осн.
 исполнительниц ролей в произв. романтич. драматургии: заглавная роль в
 пьесе "Жена маршала д'Анкр" А. де Виньи, Маргарита Бургундская, королева
 Христина ("Нельская башня", "Христина" Дюма-отца), Лукреция Борджиа,
 Мария Тюдор (о. п. Гюго) и др. В этих пьесах, написанных прозой, Ж.
 отказалась от напевной декламации; освободившись от скованности
 традиционной классицистской формы, актриса раскрыла всю силу своего
 трагедийного темперамента. Однако Ж. продолжала подчёркивать величавую
 возвышенность и благородство своих "титулованных" героинь, что отличало
 её игру от иск-ва актёров демократич. романтизма. В 1840 антреприза
 Ареля потерпела крах. С этого времени Ж. гастролировала за границей
 (Италия, Австрия, Германия, Россия, Турция), выступала и во Франции. В
 1849 Ж. оставила сцену, но до сер. 50-х гг. иногда выступала в отдельных
 спектаклях. В 1853 в т-ре "Комеди Фран-сез" состоялся спектакль с
 участием Ж. (Клеопатра- "Родогюна" Корнеля), вылившийся в чествование
 Ж.-носительницы нац. сценич. традиций.
  Соч.: Memoires inedits de mademoiselle George, publies par P.-A.
 Cheramy, P., 1908.
  Лит.: Всеволодский (Гернгросс) В. H., Театр в России в эпоху
 Отечественной войны, СП Б, 1912;
  Lucas H., M-lle George Weymer, в кн.: Galerie des artistes
 dramatiques de Paris, v. I, P., 1841; MontchampL., Les reines de la
 rampe, P., 1863, с. 137-67; De M a n n e E.-D., Galerie historique de la
 Comedie francaise pour servir de complement a la troupe de Talma, Lyon,
 1876, с. l-14; R о у e г А., Histoire du theatre contemporain en France
 et a l'etranger depuis 1800 jusqu'en 1875, v. I, P., 1878; Claretie J.,
 Profils de theatre. P., [s. d.], c. 237-48; Fleischmann H., Une
 maitresse de Napoleon, P., 1908. E. Ф.
  "ЖОРЖ ДАНДЕН, ИЛИ ОДУРАЧЕННЫЙ МУЖ"
  ("George Dandin, ou le Mari confondu")-комедия в з д. Ж. Б. Мольера.
 Соч. 1668. Пост. 18(19?) июля 1668 в Версале, 9 ноября того же года - в
 т-ре Пале-Рояль, Париж (Жорж Данден-Мольер). В этой же роли выступали в
 17 в. франц. актёры Перье и Резен (младший), позднее - Го. "Ж. Д."
 исполнялся на франц. яз. в Лондоне (1718), в Лисабонском т-ре (1737), в
 Мадридском т-ре "Де ла Крус" (1769), в т-рах "Арджентина" и "Мандэони",
 Рим (1907), в "Нем. т-ре" (1911, реж. Рейнхардт) и др.
  В России "Ж. Д." был впервые представлен (предположительно) в 1712 на
 нем. яз. под назв. "О бедном Юргене" нем. труппой Манна в т-ре Натальи
 Алексеевны в Санкт-Петербурге. В 1790 "Ж. Д." был показан франц. труппой
 на сцене Деревянного т-ра, СПБ. Первые пост. "Ж. Д." на рус. яз.-24
 сент. 1758, Малый Оперный т-р, СПБ, и 3 сент. 1760 (предположительно),
 т-р Моск. ун-та. На проф. сцене- 18 янв. 1851, Малый т-р (бенефис
 Щепкина, пер. Барсова;
  Жорж Данден - Щепкин, Анжелика - Рыкалова, г-н де Сотанвиль -
 Немчинов, г-жа де Сотанвиль - Львова-Синец-кая, Клитандр - Черкасов,
 Клодина - Соболева 1-я). Среди послед, пост. пьесы Мольера: Малый т-р
 (1866, в пер. И. Мещерского - "Жорж Данден, или Муж же и виноват!"; Жорж
 Данден - П. Садовский, Анжелика - Федотова, г-н де
 Сотанвиль-Дмитревский, г-жа де Сотанвиль- Рыкалова,
 Клитандр-Александров, Рассказов, Клодина- Колосова, Любен - Н. Музиль,
 Колен - Ермолов; 1897, и др.); Александрийский т-р, на сцене
 Михайловского т-ра (1870; Ж. Данден - Федотов, Анжелика - Стрельская);
  Народный т-р, Москва (1872; г-н де Сотанвиль - Н. Рыбаков); Моск.
 об-во искусства и литературы (1888; г-н де Сотанвиль - Станиславский)
 т-р Корша (1892; бенефис Светлова; Данден - Светлов, г-н де Сотанвиль -
 Киселевский); пост. также многими т-рами провинции.
  На сов. сцене "Ж. Д." особенно широко ставился в т-рах республик:
 Тюркский т-р, Баку (1923), Вологодский т-р (1936), Коми т-р (1946),
 Северо-Осетинскпй т-р (1946), Хакасский т-р, Абакан (1949), Т-р им.
 Камала (1951), Ташкентский т-р (1958) и мн. др.
  Издания: Первая публикация комедии - "George Dandin, ou le Mari
 confondu", ed. P. Trabouillet, P., 1672. Первый рус. пер.: "Ж. Д., или В
 смятение приведенный муж"
  Ив. Чаадаева, М., 1775; "Ж. Д., или Одураченный муж" - О. И. Бакста,
 в кн.: Мольер. Полное собр. соч., под ред. П. И. Вейнберга и П. В.
 Быкова, т. 3, СПБ, 1913. Из сов. пер.-В. Чернявского, в кн.: Ж.-Б.
 Мольер. Собр. соч., т. 2, M., 1957.
  Лит.: Баженов А. Н., Сочинения переволы, т. 1, M., 1869, с. 656-659;
 "Русское обозрение". M., 1892 т 6 ноябрь, с. 436-443; Народный театр.
 Сборник, М., 1896, с. 211-217; Мокульский С., Мольер, М.. 1936, с.
 273-77; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, М., 1962, то же,
 Собр. соч., т. l, M., 1954, с. 110-114; Карнаева Т. и Литвиненко М.,
 Се-веро-Осетинский драматич. театр. Орджоникидзе, 1960, с. 110-13;
 Reinhardt und seine Buhne, В., 1919, с. 57-63;
  Т i Ile у A., Moliere, Cambr., 1936, с. 195-99. A. Шн.
  ЖОРЖОЛИАНИ, Александр Максимович [р. 27.1 (8.11).1888]-грузинский
 советский актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1942). В 1911 окончил Одесский
 ун-т, ис-торико-филологич. ф-т; вёл педагогич. работу в Баку (1912-18) и
 Тифлисе (1918-20). Одновременно принимал активное участие в работе груз.
 любительского кружка. С 1921 начал проф. сценич. деятельность в т-ре
 груз. драмы (с 1922, Т-р им. Руставели). Был одним из основоположников
 (1928) Т-ра им. К. Марджанишвили, в к-ром работает до наст. времени.
 Ж.один из мастеров груз. сцены, яркий комедийный актёр, обладающий
 разнообразной и отточенной техникой; в его исполнении эпизодич. роли
 превращаются в обобщённый типич. образ. Творчество Ж. характеризуется
 жизнерадостностью, заразительным юмором.
  Роли - в т-ре Руставели: Караман ("Кто виноват?" На-кашидзе). Копия
 ("Вчерашние" Дадиани), Орсик ("Гамлет"); в Т-ре им. Марджанишвили:
 Бен-Акиба ("Уриэль Акоста"), Арган ("Мнимый больной"). Гофмаршал
 ("Коварство и любовь"), проф. Захаров ("Страх"), Хлопов ("Ревизор"),
 Гремио ("Укрощение строптивой"), Кваркваре ("Кваркваре Тутабери"
 Какабадзе), Мосе ("Гурия Ниношвили"), Караман ("Повесть о них"
 Габескирия), Дариспан ("Невзгоды Дариспана" Клдиашвили), Почтальон
 ("Марина" Бараташвили), Илико ("Я, бабушка, Илико и Иларион" Думбадзе).
  Пользуется большой популярностью и как эстрадный актёр. С 1925
 снимается в кино (фильмы: "Последний маскарад", "Золотая долина",
 "Дарико" и "Стрекоза"). Г. Ц.
  ЖОССО (Josseau), Фернандо (р. 1925) - чилийский драматург. Автор пьес
 "Ростовщик", "Цезарь", "Они ждали рассвета", "Комедианты" в др.
 Наибольшую популярность получила его пьеса "Башня из слоновой кости"
 (1958, т-р "Моцарт", Сантьяго). Драматич. произв. Ж., посв. гл. обр.
 темам современности, ставятся проф. и любительскими труппами Чили. Л. X.
  ЖОФФРУА (Geoffroy), Жюльен (17. VIII. 1743- 27. II. 1814) -
 французский театральный и литературный критик. В 1800-14 руководил
 отделом театр. критики в газете "Журналь де деба". Ж.- создатель жанра
 лит. фельетона, в к-ром обсуждение вопросов лит-ры и театра сочеталось с
 обсуждением политики, философии и т. п. Был сторонником клас-сицистского
 направления в театр. иск-ве. Как критик пользовался большим авторитетом.
 Его статьи, нередко излишне пристрастные (напр., о Ф. Ж. Тальма),
 вызывали яростные споры, к-рые привлекали внимание читателей и усиливали
 популярность Ж.
  Соч.: Cours de la litterature dramatique..., v. 1-5, P., 1819-20, v.
 l-6, P., 1825; Discours sur la critique. P., 1779; Commentaire sur le
 theatre de Racine, P., 1808.
  Лит.: Kerambrun R." Geoffroy, в кн.: Biographie bretonne de Levot,
 P., 1852; L e m a i t г e J., La critique dramatique. Geoffroy, в кн.:
 Livre du centenaire de Journal des Debats. 1789-1889, P., 1889. H. Мок.
  ЖУБАНОВ, Ахмет Куанович [p. 16(29).IV.1906] - казахский советский
 композитор. Нар. арт. Каз. ССР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1940.
 Доктор искусствоведения (1945). В 1932 окончил историко-теоретич.
 отделение Ленингр. консерватории. Автор опер (совм. с Л. Хамиди) "Абай"
 (1944, Т-р оперы и балета им. Абая), "Тулеген Тохтаров" (1947, там же),
 музыки к спектаклям и др. соч. Ведёт педагогич. работу в Алма-Атинской
 консерватории (с 1947- профессор).
  ЖУВЕ (Jouvet), Луи (24. XII. 1887, Крозон,-16. VIII. 1951, Париж) -
 французский режиссёр, актёр, театральный педагог. С юности увлекался
 т-ром, играл в любительских театр. кружках. В 1911 начал проф.
 деятельность в Париже как актёр в "Т-ре дез Ар", где играл роли: Король
 ("Фантазио" Мюссе), отец Зосима ("Братья Карамазовы" по Достоевскому) и
 др. С 1913 работал в т-ре "Вьё коломбье" ("Т-р старой голубятни"), был
 ближайшим учеником и помощником руководителя этого т-ра Ж. Копо. Под
 рук. Копо проходило формирование Ж. как актёра и режиссёра. Во время 1-й
 мировой войны Ж. находился в армии; в 1917 по ходатайству Копо был
 демобилизован, участвовал в гастролях труппы Копо в США. Вернувшись в
 1919 во Францию, продолжал работать в т-ре "Вьё коломбье". В 1922
 перешёл в т-р "Комедия Елисейских полей", к-рым руководил в 1924-34. В
 1930-31 - худ. рук. т-ра "Пигаль". С 1934 работал в т-ре "Атеней" (кроме
 1941-45, когда жил в Швейцарии и Юж. Америке), создав здесь один из
 лучших театр. коллективов Парижа. В 1926 организовал (вместе с реж. Ш.
 Дюлле-ном, Г. Бати, Ж. Питоевым) театр. объединение "Картель", целью
 к-рого было обновление франц. т-ра, освобождение его от диктатуры
 дельцов. Ж. ставил преим. произв. совр. драматургов, играл в пост. им
 пьесах Ашара: Мальбрук ("Мальбрук в поход собрался", 1924), Жан ("Жан с
 Луны", 1929), Домино (о. п., 1932), Петрюс (о. п., 1933); в пьесах
 Ромена:
  Ансельм, Труадек ("Кромдейр старый", 1920, "Мсье Труадек, предавшийся
 распутству", 1923, "Женитьба Труадека", 1925, "Донгоо-Тонка", 1930).
 Образ Кнока (в о. п. Ромена, 1923) - беспощадная карикатура на бурж.
 дельцов - вошёл в историю франц. т-ра 20 в. как одна из крупнейших
 актёрских работ. Наиболее близок Ж. драматург Ж. Жироду он пост. все его
 пьесы, почти всегда исполняя в них центр, роли: генерал де Фонжелуа
 ("Зигфрид", 1928), Меркурий ("Амфитрион 38", 1929), Страж ("Юдифь",
 1931), Инспектор ("Интермеццо", 1933), Гектор ("Троянской войны не
 будет", 1935), Нищий ("Электра", 1937), Ганс ("Ундина", 1939), Тряпичник
 ("Безумная из Шайо", 1945) и др. Ж. был актёром острой
 интеллектуальности, мощной выразит, силы, его иск-ву присущи и жестокая,
 злая сатира (Кнок), и мягкий юмор, лиризм (Жан), и скорбный трагизм
 (Гектор). В иск-ве Ж. всегда преобладала гуманистич. направленность, он
 стремился раскрывать' внутренний мир человека, утверждал духовную
 красоту и поэзию, В своих лучших пост., отмеченных высоким художеств.
 вкусом, Ж. поднимал острые темы современности - войны и мира, нац.
 розни, обречённости бурж. об-ва. Ж. был выдающимся интерпретатором
 классич. драматургии, особенно Мольера. Спектакли "Школа жён" (1936),
 "Дон Жуан" (1947), "Тартюф" (1950), в к-рых Ж. играл гл. роли,
 отличались тонким раскрытием авторского замысла, изысканным артистизмом
 и вместе с тем острым чувством современности.
  Ж. вёл педагогич. работу: с 1934 - профессор драм. классов
 консерватории. Президент Общества истории т-ра. В 1951 был назначен
 советником по вопросам т-ра при Гл. упр. иск-ва и лит-ры. Много снимался
 в кино (впервые в 1913) и экранизировал пост. им спектакли ("Кнок" и
 др.).
  С о ч.: Reflexions du comedien,P., [1952]; Temoignages sur le
 theatre, P., 1951 (в рус. пер.-Мысли о театре, М., 1960); Le comedien
 desincarne. P., [1954].
  Лит.: Brasillach R., Animateurs de theatre, P., [1936]; V e i n s t e
 i n A., Du Theatre Libre au Theatre Louis Jouvet, P., [1955]; L i e Ь о
 w i t z-K n a p p В., Louis Jouvet. Man of the theatre, N. Y., 1057. E.
 Ф.
  ЖУКОВ, Иван Васильевич [р. 23. V (5. \\)\ 1914] - русский советский
 артист оперы (баритон). Нар. арт. Тат. АССР (1957) и засл. арт. Казах.
 ССР (1947). В 1933 окончил Центр, техникум сценич. иск-в (Москва). В
 1933-35 - актёр Агиттеатра при Политпросветцентре Наркомпроса РСФСР.
 Пению учился у частных педагогов. В 1938-50-солист Т-ра оперы и балета
 им. Абая (Алма-Ата). В 1950-59- солист Т-ра оперы и балета им. Джалиля
 (Казань). С 1959 работает в т-ре Морд. АССР (Саранск).
  Партии: Андре ("Муса Джалиль" Жиганова" исп. на тат. яз.), Леван
 ("Кето и Котэ" Долидзе), Щелкалов ("Борис Годунов"), Евгений Онегин,
 Елецкий; Светлейший, Курляев ("Че-ревички", "Чародейка" Чайковского),
 Мизгирь ("Снегурочка"), Мазепа;
  Роберт ("Иоланта"), Троекуров ("Дубровский" Направника), Сильвио
 ("Паяцы"), Валентин ("Фауст"), Невер*,("Гуге-ноты"), Жермон
 ("Травиата"), Риголетто, Эс-камильо и др. А. Ив.
  ЖУКОВ, Леонид Алексеевич [8(20). IV. 1890-З.Х1.1951] -русский
 советский артист балета. Заслуженный арт. РСФСР (с 1933). В 1909 окончил
 балетное отделение Моск. театр. училища, где учился у Н. П. Домашова и
 В. Д. Тихомирова. После окончания школы был зачислен в балетную труппу
 Большого т-ра, где выступал с перерывами до 1946. В первые годы работы в
 Большом т-ре Ж. исполнил партии Дезире ("Спящая красавица"), Колена
 ("Тщетная предосторожность"), Франца ("Коппелия") и др. Хореографич. и
 актёрское мастерство Ж. формировалось под рук. балетмейстера Большого
 т-ра А. А. Горского. Исполнительской манере Ж. были свойственны
 оптимизм, жизнерадостность. При сравнительно массивной фигуре он обладал
 лёгким прыжком. Был партнёром Е. В. Гельцер, М. Р. Рейзен, М. П.
 Кандауро-вой и др. Выступал как балетмейстер; в Большом т-ре пост.
 балеты: "Испанское каприччио" (1923) и "Шехера-заду" на муз.
 Римского-Корсакова. Ж. вёл педагогич. деятельность, работал как педагог
 и балетмейстер на Украине (1925, 1933-35, Казах. ССР (1938), Тат. АССР
 (1945) и Кирг. ССР (1948). где nocf. балеты:
  "Лебединое озеро" (1949), "Бахчисарайский фонтан" (1948), "Красный
 мак" (1950) и др. М. Кл.
  ЖУКОВ, Михаил Николаевич (1901-8. XI.I960)- русский советский
 дирижёр. Засл. арт. Р6ФОР (1941) и засл. деят. иск-в Латв. ССР (1949).
 Окончил Синодальное уч-ще в Москве по классу композиции Н. С.
 Голованова. В 1918 - концертмейстер, в. 1919-25 и 1926-33 - зав. муз.
 частью и дирижёр-оперной студии Станиславского (с 1924 - Оперная- студия
 Большого т-ра), преобразованной в 1928 в Оперный т-р им. К. С.
 Станиславского, дирижёром к-рого Ж. был в 1935-41. Руководил пост. опер:

<< Пред.           стр. 292 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу