<< Пред.           стр. 309 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 "образцов" и тем самым отрывал сцену от реальной жизни. 3. является
 также автором ряда статей по истории т-ра, "Театральных воспоминаний"
 (СП Б, 1859), "Записок" ("Иллюстрированный вестник", 1874, јј 3-8, в
 доп. виде опубл. в "Историч. вестнике", 1896, т. 64-66), а также
 романов. Т. Р.
  ЗОЧАБОЗЙ (тадж., от зоча - кукла и бози - игра) - таджикский народный
 кукольный театр. Упоминания о 3. встречаются в стихах поэтов, напр. у
 Омара Хайяма (11 в.) и др. Существовало три вида нар. тадж. кукольного
 т-ра: чодирхаел (палатка призраков)-представления марионеток, чодири
 дасти (ручная палатка) и зочаи бе чодир (кукла без палатки) -
 представления, в к-рых действуют куклы типа Петрушки. Представления
 чодирхаел давались гл. обр. на новогодних праздниках, семейных
 торжествах, а чодири дасти и зочаи бе чодир - гл. обр. по случаю
 рождения ребёнка. Труппы 3. состояли из 4-5 чел. (один кукольник и 3-4
 музыканта). В конце 19 - нач. 20 вв. наиболее популярными пьесами 3.
 были "Начальники", "Полвонкачал", "Офтобхон и Махтоб-хон" и др. Они
 показывали быт и различные явления обществ, жизни таджиков.
 Представления 3. носили синтетич. характер, в них сочетались пение,
 музыка, танцы, игры.
  Лит.: Нурджанов Н. X., 3 аметки по Ходжент-скому народному кукольному
 театру, "Труды АН Тадж. ССР", 1953, т. XVII, с. 167-76; его ж е, О
 Бухарском кукольном театре, "Изв. отд. обществ, наук АН Тадж. ССР",
 1956, вып. 10-11, с. 191-218. ff, ff,
  ЗОЩЕНКО, Михаил Михайлович [29.VII(10.vilI) 1895-22.VII.1958] -
 русский советский писатель. Учился на юридич. ф-те Петерб. ун-та. Служил
 доб' ровольцем в Красной Армии. Печататься начал в 1922. Автор новелл,
 повестей. 3. написал комедии: "Уважаемый товарищ" (1930, Ленингр. т-р
 Сатиры), "Преступление и наказание" (1933, Ленингр. мюзик-холл),
 "Опасные связи" (1939), "Парусиновый портфель" (1945, Т-р им. Ленсовета,
 Ленинград), "Очень приятно" (1946, там же), "Пусть неудачник плачет"
 (1946) и др. В основе комедий 3.- обычно бытовой анекдот, сатирически
 заострённый, поданный с шутливой назидательностью. Сатира 3. направлена
 против мещан, пошляков, стяжателей, невежд. Однако пьесы 3.,
 отличающиеся вялостью действия, монотонностью диалога, не имели большого
 сценич. успеха.
  Соч.: Опасные связи, "Звезда", 1940, ј 2; Парусиновый портфель, М.,
 изд. ВУОАП, 1956. /f. p.
  ЗРАЖЕВСКИЙ, Александр Иванович (25.VI II. 1886-14.XII.1950) - русский
 советский актёр. Нар. арт. СССР (1949). Играл в любительских спектаклях
 (с 1905). Проф. сценич. деятельность начал в провинции. Выступал в
 Одессе, Харькове и др. городах Украины. В 1925 был принят в труппу
 Ленингр. академич. т-ра драмы. В 1927-33 работал в Моск. драм. т-ре (б.
 Корша), в 1933-35 - в Т-ре им. МОСПС. С 1935 - актёр Малого т-ра. Игра
 3. отличалась жизненной полнокровностью, сочностью, красочностью,
 непосредственностью. В 1933 в спектакле
  "Шторм" 3. создал образ Предукома - большевика, обладающего богатым
 жизненным опытом, умеющего разбираться в людях. Свежее, оригинальное
 толкование получила в исполнении 3. роль Ванюшина ("Дети Ванюшина"
 Найдёнова, 1938); подчёркивая реакционную сущность этого образа, 3. в то
 же время с большой теплотой и сердечностью раскрывал внутр. мир своего
 героя. Оптимистич., жизнеутверждающий характер творчества 3. наиболее
 полно проявился в роли председателя украинского колхоза Галушки ("В
 степях Украины" Корнейчука, Гос. пр. СССР, 4942); с добродушным юмором,
 тонкой иронией высмеивал актёр ограниченность, наивную самовлюблённость
 и простодушие зазнавшегося председателя. -С 1937 снимался в кино (Гос.
 пр. СССР, 1941,1946, 1947).
  Др. роли: Малый т-р - Печенегов ("Враги"), Варлаам ("Борис Годунов"),
 Миллер ("Коварство и любовь"), Лыняев ("Волки и овцы"), Крутицкий ("На
 всякого мудреца довольно простоты"). Буранов ("На берегу Невы" Тренёва),
 Варра-вин ("Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина), Будков ("За тех, кто в
 море!" Лавренёва), Тур ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука), сэр Тоби Бэлч
 ("Двенадцатая ночь"), Покор-ский ("Молодость" Зорина), Остапенко
 ("Фронт") и др.
  Лит.: Д у р ы л и н С., А. И. Зражевский, "Театральная неделя", М.,
 1941, ј 22, с. 8-9; Александр Зражевский, [М.], 1949 (Буклет); Александр
 Зражевский, [М.], Госки-ноиздат, 1951 (Буклет). С. Г. "ЗРЕЛИЩА" -
 русский советский еженедельный иллюстрированный театральный журнал.
 Выходил в Москве с мая по август 1922 (15 номеров) под назв. "Эрмитаж";
 с августа 1922 по июнь 1924 (89 номеров) -под назв. "З.". В журнале
 печатались небольшие заметки о т-ре, цирке, кино, рецензии, хроника,
 корреспонденции с мест и из-за рубежа, программы-либретто спектаклей и
 др. Журнал распространялся в моек. т-рах, цирке, мюзик-холле. Редактор
 журнала Л. В. Колпакчи. В "З." сотрудничали: В. Е. Ардов, В. М. Бебутов,
 О. М. Брик, П. А. Марков, В. Э.Мейерхольд, С. И. Юткевич и др. А. Шн.
  ЗРИТЕЛЬ. О зрителе как одном из основных компонентов спектакля см. в
 ст. Театр.
  ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ - см. Здание театральное. ЗРИТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ -
 собрание зрителей для обсуждения просмотренного спектакля того или иного
 т-ра, иногда - деятельности т-ра в целом. 3. к. зародилась в нач. 20-х
 гг. (обсуждение спектаклей Т-ра им. Мейерхольда, Большого драм. т-ра в
 Петрограде и др.) и получила впоследствии широкое распространение. 3. к.
 организуются самими т-рами, различными театрально-обществ. организациями
 (Дома актёров. Дома работников иск-в и др.). клубами, уч. заведениями и
 т. д. Д, Шн.
  ЗУБАЙРОВ, Абдулла-мин Фахреевич (р. 1891)- башкирский советский
 актёр. По национальности-татарин. Нар. арт. РСФСР (1949). Старейший
 артист Башк. т-ра. Сценич. деятельность начал в 1912; участвовал в
 спектаклях татарских трупп, игравших на терр. совр. Башкирии. С 1922
 работает в Башк. академич. т-ре драмы.
  Сочный, бытовой актёр, хорошо знающий жизнь башк. народа, 3. создал в
 пост. нац. драматургии галерею ярких характеров, точных по внешнему
 рисунку. Часто играл людей, наделённых народной мудростью и юмором;
  Хужа Насретдин (о. п. Исанбета), Бадри ("Галпяба-ну" Файзи), Кадыргол
 ("Тальян-гармонь" Ахмет-шина), Гимали ("Черноликие" по Гафури). Образы,
 созданные 3., полны обаяния, человечности, простоты. 3. успешно сыграл
 ряд ролей и в пост. рус. классич. и сов. драматургии: Осип ("Ревизор"),
 Лука; Щукарь ("Поднятая целина" по о. п. Шолохова), Чир ("Любовь
 Яровая"). Д. Б.
  ЗУБАЙРАЕВ,ЯрагиМагомадович (р. 22.X.1917)- чечено-ингушский советский
 актёр. Нар. арт. Чечено-Ингушской АССР (1943). Засл. арт. РСФСР (1960).
 Род. в бедной крестьянской семье. По национальности чеченец. В 1933-36
 учился в театр. студиях при Чечено-Ингушском т-ре и Т-ре им. Руставели
 (педагоги С. Ахметели, А. Хорава, А. Васадзе). В 1936-44 и с 1958 -
 актёр Чечено-Ингушского т-ра (Грозный). В 1944-46 работала
 Южно-Казахстанском рус. т-ре. 3, создаёт образы, резко контрастные по
 сценич. рисунку, обладает яркой пластич. выразительностью. Остро и легко
 играет комедийные роли: Кочкарёв ("Женитьба"), Сганарель ("Лекарь
 поневоле" Мольера), Братишка ("Шторм"), Мулла ("Петимат" Бадуева);
 создал острые и выразительные гротескные образы: Вахушти ("Храбрый
 Кикила" Нахуцришвили и Гамрекели), Мулла ("Мирза Усач" Музаева и
 Вайнштейна); психологически насыщенно играет 3. роли Татарина ("На
 дне"), Али ("Горянка" Гамзатова), страстно разоблачает угнетателей
 народа - Умалт ("Совдат и Дауд" Хами-дова). Ведёт режиссёрскую работу
 ("Песнь Софии" Хубецовой и Хугаева, 1959, и др.). Е. Ж.
  ЗУБКОВСКАЯ, Инна Борисовна (р. 29.XI.1923) - русская советская
 артистка балета. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1941 окончила Моск.
 хореографич. уч-ще (педагоги Е. И, Долинская, М. А. Кожухова) и была
 принята в Т-р оперы и балета им, Кирова. Лирико-драматич. танцовщица,
 сочетающая в широкой кантилене движений уверенную силу и мягкость, 3.
 воплощает содержание муз. образа в благородной, законченной пластич.
 форме.
  Партии: фея Сирени и Флорина ("Спящая красавица"), Одетта-Одиллия,
 Раймонда, Эсмеральда; Китри ("Дон Кихот"), Никия ("Баядерка" Минкуса),
 Мария и Зарема ("Бахчисарайский фонтан"). Царица бала ("Медный
 всадник"), Татьяна (о. п. Крейна), Гаянэ; Сюимбике ("Шурале", Гос. пр.
 СССР, 1950), Фригия ("Спартак"), Хозяйка Медной горы ("Сказ о каменном
 цветке" Прокофьева), Бьянка ("Отелло" Мачавариани), Мехменэ-Бану
 ("Легенда о любви" Мели-кова). В. Кр.
  ЗУБКбВСКИЙ, Николай Александрович [р. 12 (25).XI.1911 ]-русский
 советский артист балета. Засл. арт. РСФСР (1940), По окончании Ленингр.
 хореографич. уч-ща (педагоги Л. С. Леонтьев, В. И. Пономарёв) в 1931 был
 принят в Ленингр. т-р оперы и балета (ныне им. Кирова). Для танца 3.
 характерен мягкий, воздушный прыжок, блестящая техника заносок. 3.
 создавал виртуозные, иногда гротескно окрашенные партии: Голубая птица
 ("Спящая красавица"), Зимняя птица ("Ледяная дева" на муз. Грига),
 Арлекин ("Карнавал"). В 1934-48 3. одновременно выступал и в Ленингр.
 Малом оперном т-ре. В партиях Арлекина ("Арлекинада" Дриго), Колена
 ("Тщетная предосторожность"), Рене ("Фадетта", на муз. Делиба),
 Танцовщика
  ("Светлый ручей" Шостаковича), Бесёнка, Труф-фальдино ("Сказка о попе
 и работнике его Балде" и "Мнимый жених" Чулаки; Гос. пр. СССР, 1947)
 раскрылся своеобразный талант 3., создававшего средствами классич. танца
 комедийные характеры. Экспериментальные постановки в Ленингр. Малом
 оперном т-ре позволили 3. обогатить хореографич. образность своих партий
 в Т-ре оперы и балета им. Кирова: Золотой божок ("Баядерка" Минкуса),
 Базиль ("Дон Кихот"), Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), Карен ("Гаянэ"),
 Николай ("Татьяна" Крейна). В этих партиях отчётливо прозвучала мажорная
 направленность творчества 3. С пластич. выразительностью и психологич.
 глубиной исполнял 3. свои последние роли: Принц ("Золушка"), Евгений
 ("Медный всадник"), Ли Шан-фу ("Красный цветок"), Гренгуар
 ("Эсмеральда"). Оставил сцену в 1956.
  Лит.: Блок Л., Танец Зубковского, "Театр", 1938. ;ј 7. В. Кр.
  ЗУБОВ, Константин Александрович [8(20). IX. 1888-22.XI.1956]- русский
 советский актёр, режиссёр и педагог. Нар. арт. СССР (1949). Чл.
 Коммуни-стич. партии с 1942. Деп. Верх. Совета РСФСР 4-го созыва.
 Родился в семье учителя, учился во Франции в технич. уч-ще (в г. Нанси)
 и на историко-филологич. ф-те Парижского ун-та. В 1906, вернувшись в
 Россию, продолжил образование в Петерб. ун-те (на том же ф-те).
 Одновременно занимался в Петерб. театр. уч-ще у В. Н. Давыдова. В 1908 в
 летней гастрольной труппе Давыдова 3. начал проф. сценич. деятельность
 (первая роль - Алёша - "Дети Ванюшина" Найдёнова). Затем занимался в
 Школе сценич. иск-ва А. А. Санина и А. П. Петровского. В 1910- 1915
 (кроме сезона 1913-14, когда 3. служил в Самаре) работал в антрепризе Н.
 Н.
  Синельникова в Харькове и Киеве. В 1915 3. был приглашён в Моск. т-р
 Корша. В 1917-18 возглавлял товарищество актёров Иркутского драм. т-ра.
 где впервые выступил как режиссёр ("Вишнёвый сад", "Мещане", "На дне").
 В 1921-24 работал в Первом Дальневосточном военно-революц. т-ре; роли:
 Гамлет, Арбенин, Кречинский. В 1925- 1931 - актёр, режиссёр и зав.
 труппой Моск. т-ра
  Революции; создал здесь остро сатирич. образы Кор-зинкина, Семёна
 Рака ("Конец Криворыльска" и "Воздушный пирог" Ромашова), министра
 Кальмана ("Гоп-ля, мы живем!" Толлера). В 1932-38 - художеств.
 руководитель Т-ра им. Ленсовета в Москве; пост. "Разгром" по Фадееву,
 "Платон Кречет" (исполнил гл. роль), сыграл роль Кинолы ("Гавань бурь"
 по Бальзаку). С 1936 - актёр и режиссёр, а с 1947 - гл. режиссёр Малого
 т-ра. Иск-ву 3. свойственны интеллектуальная острота, тонкая ирония,
 изящество. Блистательный мастер диалога, 3. за внешним лоском,
 воспитанностью людей прошлого раскрывал их социальную и классовую
 сущность (роль Цыганова в "Варварах", 1941). Среди лучших ролей 3. также
 - Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Стессель ("Порт-Артур" Степанова и Попова),
 Фамусов, Репетилов ("Горе от ума"), Расстёгин ("На берегу Невы"
 Тренёва), Телятев ("Бешеные деньги"), Городулин ("На всякого мудреца
 довольно простоты" Островского) и др. Режиссёрские работы 3.,
 стремившегося к точным, конкретным средствам театральной
 выразительности, выявлявшего идею пьесы прежде всего через иск-во
 актёра, отмечены чёткостью, ясностью мысли. Пост.: "Евгения Гранде" по
 Бальзаку (1939, реж. Уварова), "Варвары" (1941, совм. с Судаковым),
 "Пигмалион" (1943, Гос. пр. СССР, 1946, реж. Велихов), "За тех, кто в
 море!" Лавренёва (1946, совм. с Цыганковым, Гос. пр. СССР, 1947),
 "Великая сила" Ромашова (1947, совм. с Н. Петровым, Гос. пр. СССР,
 1948), "Васса Же-лезнова" (1952, совм. с Велиховым), "Порт-Артур" (1953,
 совм. с Марковым). Гос. пр. СССР, 1951. С 1920 3. занимался педагогич.
 деятельностью. С 1946-профессор театр. уч-ща им. Щепкина.
  Соч.: Реалистическое искусство советского театра в кн.: Ежегодник
 Малого театра. 1953-1954гг., М., 1956.
  Лит.: Цюрупа Э. Я., К. А. Зубов, М., 1953; Шатрова Е., К. А. Зубов, в
 кн.: Ежегодник Малого театра. 1955-1956 гг., М., 1961. С. Г.
  ЗУБЙВИЧ, Дмитрий Иванович (ум. 5,Х1.1887) - украинский актёр. Начал
 сценич. деятельность как суфлёр. В 1843 во время гастролей М. С. Щепкина
 в Одессе обратил на себя внимание великого артиста исполнением эпизодич.
 ролей Свистунова и Уховёр-това ("Ревизор"). В 1846 3. сопровождал
 Щепкина в его поездке по Украине. Играл Бобчинского; Подколё-сина
 ("Женитьба"), позднее - Хлестакова. Среди ролей в укр. драматургии:
 Выборный, Чупрун ("Наталка-Полтавка", "Солдат-чародей" Котляревского). В
 сер. 50-х гг. 3. переехал в Ростов-на-Дону, где прожил более 30 лет.
 Летом 1863 выступал здесь вместе с Щепкиным. Особый успех имел в пьесах
 укр. драматургов. Лучшая роль 3. в рус. классич. репертуаре - Репетилов
 ("Горе от ума"). Гибкий и разнообразный актёр, 3. с большим успехом
 играл и в опереттах (Синяя борода в о. п. Оффенбаха, и др.). Страстный
 приверженец и последователь школы Щепкина, 3. утверждал реалистические
 традиции рус. и укр. сценического иск-ва. Заболев в преклонном возрасте
 тяжёлой болезнью, оторвавшей его от т-ра, 3. застрелился. А. Г.
  ЗУБРОВ, Пётр Иванович [1822-9(21).XII.1873] - русский актёр. В 1850
 дебютировал на сцене Александрийского т-ра в водевильных ролях (Фрейтаг
 - "Девушка-гусар" Кони, Мальяр - "Две женщины против одного мужчины, или
 Одного вывели, другого провели" П. Каратыгина, Ганс - "Заколдованный
 принц, или Переселение душ" Куликова) и был принят в труппу т-ра, где
 работал до конца жизни. 3. обладал хорошими внешними данными, острой
 наблюдательностью, тщательно работал над каждой, даже эпизодич., ролью.
 Играл преим. характерные комедийные роли - деревенских парней, мелких
 чиновников, слуг, приказчиков: Федька ("Солдат-балагур"-водевиль
 Григорьева 1-го), Болтай ("Сбитенщик"- опера-водевиль Княжнина), Ляфлеш
 ("Скупой"); был замочат, исполнителем роли Вральмана ("Недоросль", сезон
 1850-51). Самобытное дарование 3., его глубокое знание рус. жизни
 наиболее полно раскрылись с появлением пьес Островского, в к-рых он был
 первым исполнителем 19 ролей (на петерб. сцене)- Лисавский ("Утро
 молодого человека", 1853), Вася ("Не так живи, как хочется", 1855) ,
 Неуеденов ("Праздничный сон - до обеда", 1857), Кулигин ("Гроза", 1859),
 Васютин ("Старый друг лучше новых двух", 1860), Рисполо-женский ("Свои
 люди - сочтёмся", 1861), Мыкин ("Доходное место", 1863), Силан ("Горячее
 сердце", 1869), Счастливцев (1871) и др.; играл также Беневоленского
 ("Бедная невеста"), Болыпова ("Свои люди - сочтёмся"), Дикого ("Гроза"),
 Маломальского ("Не в свои сани не садись"), Ерёмку ("Не так живи, как
 хочется") и др. В 1870 в свой бенефис 3. исполнил роль Городничего.
 Написал водевиль "Глухой всему виной", к-рый был пост. на петерб. (1853,
 с участием 3.) и моек. (1856) сценах. Перевёл ряд пьес с франц. яз.
  Др. роли: Шприх ("Маскарад"), Никон ("Горькая судьбина" Писемского),
 Шпекин ("Ревизор"), Репетилов; Жак ("Скупой").
  Лит.: Вольф А. И., Хроника петербургских театров, Ч. 1-2. СПБ, 1877
 (ч. 1, с. 145-47, 158-61; ч. 2, с. 26-30, 35-39, 44-46); Нильский А. А.,
 Закулисная хроника. 1856-1894, СПБ, 1897, с. 189. И. Лев.
  ЗУДЕРМАН (Sudermann), Герман (30.IX.1857- 21.XI.1928) - немецкий
 писатель, драматург. Изучал историю литературы в Кёнигсбергском и
 Берлинском ун-тах, с 1882 работал как редактор. Лит. деятельность начал
 в 1886. Драматургич. дарование 3. открыл театр. критик и драматург О.
 Блюменталь, возглавлявший "Лессинг-театр". Драмы 3. "Честь" (1889),
 "Гибель Содома" (1890), "Родина" (1893) были пост. в этом т-ре.
 Стремление драматурга изобразить "кусок действительности", подробности
 быта мелкой и средней буржуазии приближали творчество 3. к натурализму,
 господствовавшему в нем. драматургии конца 19 в. Как и Гауптман, 3.
 пытается критически осветить существующее социальное неравенство,
 подвергнуть критике бурж. мораль, затронуть значит. обществ, вопросы.
 Драматург показывал разложение бурж. семьи, гибель художника в
 капиталистич. обществе, обращался к теме женской эмансипации, но пьесы
 его отличались слащавостью, слезливой сентиментальностью, родственной
 драматургии А. Коцебу. Поверхностно разрешая социальные конфликты, 3.
 переводит их в морально-этич. область. Мещанскую добродетель своих
 героев 3. противопоставлял пустому и развратному "высшему свету". Если в
 первых своих пьесах 3. робко пытался призывать к "крушению устоев", то в
 последующих драмах на совр. сюжеты он отказывается от критики бурж.
 морали, и протесты героев заканчиваются возвращением блудных сыновей и
 дочерей к мирному семейному очагу ("Счастье в уголке", 1895, и др.). Всё
 это определило успех пьес 3. у либерально настроенного бурж. зрителя.
 Пьесы 3. ставились во мн. т-рах мира. Популярность их объяснялась
 сценич. эффектами, занимательными ситуациями, заимствованными у франц.
 драматургов (Скри-ба, Дюма-сына, Сарду), мелодраматизмом и выигрышными
 ролями. Особенно удавались 3. роли молодых женщин и девушек с
 характерными для того времени неврастенич. порывами, поисками цели в
 жизни. Успехом пользовались драмы и комедии 3.: "Бой бабочек" (1894),
 "Счастье в уголке", "Иоанн" (1898), "Огни Ивановой ночи" (1900), "Да
 здравствует жизнь" (1902). Пьесы 3. ставили видные режиссёры: О. Брам
 ("Иоанн", "Да здравствует жизнь" - Немецкий т-р), А. Антуан ("Честь",
 Т-р Антуана). В его пьесах играли знаменитые актёры: И. Кайнц (Вилли
 Яников - "Гибель Содома", Иоанн - о. п., Принц Витте - "Три соколиных
 пера", Биглер - "Камень среди камней"), Ф. Миттервурцер (фон Рекниц -
 "Счастье в уголке");
  Сара Бернар и Э. Дузе (Магда - "Родина"). В России пьесу 3. "Честь"
 показал в 1891 Э. Поссарт во время гастролей, в дальнейшем в России
 пьесы 3. ставили Т-р Корша, Александрийский т-р, Малый т-р.Лучшими
 исполнительницами женских ролей в этих пьесах были М. Г. Савина (Ада -
 "Гибель Содома", Магда - "Родина"), В. Ф. Комиссаржевская (Рози - "Бой
 бабочек", Клерхен - "Гибель Содома", Марикка - "Огни Ивановой ночи").
 Роль Магды играла также М. Н. Ермолова. В ряде драм 3. проявлялись и
 модернистские элементы - "Morituri" (1896), "Три соколиных пера" (1899),
 "Иоанн" и др.
  С о ч. в рус. пер.: Собр. соч., т. 1-2, М., 1902-03, т. 1, 2 изд..
 M., 1908; Dramatische Werke, Bd 1-6, Stuttg., л 099 p5
  Лит.: М е р и н г Ф., Г. Зудерман. Литературно-критические статьи, т.
 2, М.-Л.. 1934, с. 314-32; Б р а н д е с Г., Литературные портреты, СПБ,
 1896; К е r r A., Das neue Drama, В.. 1917, с. 219-84. И. Я.
  ЗУЕВА, Анастасия Платоновна [р. 5(17).XII. 1896] - русская советская
 актриса. Нар. арт. СССР (1957). Род. в с. Спасском Тульской губ. в
 крест, семье. В 1915 окончила школу драм. иск-ва под рук. Н.Г.
 Александрова, Н. О. Массалитинова и Н. А. Подгорного. В 1916 вступила во
 2-ю Студию МХТ (1-я роль: Варя- "Зелёное кольцо" Гиппиус, 1916),
 принимала участие в спектаклях Моск. Художеств. т-ра. С 1924-в труппе
 МХАТа. Иск-во 3., обладающей неповторимой своеобразной
 индивидуальностью, глубоко народно. Созданные ею образы отличаются яркой
 характерностью, смелостью красок. Играя роли простых русских женщин, 3,

<< Пред.           стр. 309 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу