<< Пред. стр. 334 (из 913) След. >>
наследуя и развивая лучшие традиции старых мастеров, но внимание ихнаправлено на раскрытие внутр. мира героя в его связи с окружающей
действительностью, на поиски новых выразительных средств, внешнего
рисунка роли. Всё большее признание получает требование единства
режиссёрского замысла, придающего целостность и стройность спектаклю,
актёрскому ансамблю. Работа над совр. темой, создание образа
современника расширили диапазон и изменили установившиеся амплуа.
В то же время в театр. жизни стран Азии по-прежнему важнейшее место
занимает традиционный клас-сич. т-р с его особенностями, виртуозно
разработанным И. а., но т-р этот и его исполнительское мастерство
переживают заметную эволюцию. Актёры стремятся сочетать нац. традиции с
отражением реальной совр. действительности, выразить общечеловеческие
идеи в их совр. звучании и уделяют 'большое внимание раскрытию душевного
мира своих героев.
Так, в Китайской Народной Республике получают совершенствование и
дальнейшее развитие формы традиционного т-ра (Административный совет
Центр. Нар. правительства принял решение о реформе т-ра, направленной на
обращение традиционного т-ра к современности, превращение его в орудие
пропаганды новых идей).
В иск-ве Кабуки попытки, направленные на обновление т-ра, системы И.
а. проводятся уже с нач. 20 в. В т-ре "Дзэн-синдза", созданном в 1931 и
возглавляемом Каварадзаки Тёдзюро, наряду с легендарными пьесами
ставились спектакли, отражающие совр. жизнь, а актёры стремились
сочетать в своей игре традиционные и новые приёмы. Наряду с условным
гримом, особой речевой манерой и жестами - символами у исполнителей
появлялись приёмы бытовой характерности, использовался общепринятый
грим.
В Индии сохраняются и играют ведущую роль в театр. жизни страны разл.
виды нар. т-ра (катакхали, джатра и др.), в представлениях к-рых
принимают участие проф. актёры и режиссёры. Ассоциация нар. т-ров Индии,
созданная в 1943 и призвавшая деятелей театр. иск-ва отражать жизнь и
борьбу народа, его стремление к миру, демократии, использует для этой
цели традиционные формы. Но, играя спектакли в форме катакхали или
джатры, на открытом воздухе, ночью, пользуясь условными традиционными
приёмами, актёры рассказывают (обычно жестом, мимикой) зрителям о
волнующих событиях современности, наполняют представления злободневным
содержанием.
События современности находят себе место и в представлениях
индонезийских т-ров лудрук и кетопрак.
Для современного т-ра народов Азии характерно не только стремление
сохранить и развить традиционные формы т-ра, овладеть новыми формами
европейского театр. иск-ва, но и попытка сочетать эти две столь
различные казалось бы формы творчества. В ряде случаев наблюдается
процесс взаимопроникновения и взаимовлияния традиционного т-ра и т-ра
европейского типа.
В этом процессе, далеко еще не завершённом и находящемся в движении,
большую роль играют актёры, выдающиеся мастера как традиционного, так и
"нового" театр. иск-ва. Среди многих выдающихся актёров театра народов
Азии, определяющих становление нац. иск-ва: Мэй Лань-фан, Чжоу Синь-фан,
Гай Цзяо-тянь, Чэнь Бо-хуа, Чэн Янь-цю, Сяо Чан-хуа, Ли Юй-жу, Чжан
Мэй-цзюань, У Сюэ (Китай);
Гопинатх, Кунджу Куруп, Валатхол, Кришна Китти, Притхвирадж Капур,
Шишир Бхадури, Шанбу и Трипти Митра (Индия); Итикава Садандзи II,
Итикава Сётё III, Итнкава Энноскэ II, Накамура Ута-эмон VI, Сэнда Корэя,
Ямамото Ясуэ, Сугимура Ха-руко, Акутагава Хироси (Япония); Ден Нам Хи,
Лим Со Хян, Пак Ен Син, Бя Ен, Ю Ын Ген (Корея);
Нгуен тан-Тяу (Вьетнам) и мн. др.
См. статьи: Китайский театр. Индийский театр и драматургия,
Индонезийский театр и драматургия, Корейский театр и драматургия,
Японский театр.
Лит.: Общие работ ы.- Акимов Н., О театре, Л.-М., 1962; А л n e p с
Б. В., Актерское искусство в России, т. 1, M.-Л., 1945; А н т у а н А.,
Дневники директора театра. 1887-1906. Свободный театр. Одеон. Театр
Антуана, пер. с франц., М.-Л., 1939; Белинский о драме и театре. Избр.
статьи и высказывания, M.-Л., 1948; Беседы К. С. Станиславского в студии
Большого театра в 1918- 1922 гг. Записаны засл. артисткой РСФСР К. E.
Антаровой, 3 изд., М., 1952; Бирман С. Г., Труд актера, М., 1939; её же,
Путь актрисы, М., 1959; Б о я д ж и-ев Г., Поэзия театра, М., 1960;
Брехт Б., О театре. Сб. статей, пер. с нем., сост. предисл. и коммент.
E. Г. Эткинда, М., 1960; Вайтите И. В., Формирование творческого
характера актёра, М., 1961; Вахтангов E. Б., Записки. Письма. Статьи,
М.-Л., 1939;
Гёте В., Правила для актеров, "Театр и драматургия", 1933, ј8;
Горчаков Н. М., К. С. Станиславский о работе режиссера с актером, М.,
1958; Дидро Д., Парадокс об актере, пер., вступ. статья и прим. К.
Державина, Л.-М., 1938; Ершов П. М., Технология актёрского искусства.
Очерки, М., 1959; Ж е м ь е Ф., Театр. Беседы, собр. П.Гзел- лем (пер. с
франц., вступ. ст. и коммент. А. Г. Гулиева], М., 1958; Залесский В. Ф.,
Искусство актёра, М., 1959; Зо-л я Э., Натурализм в театре, пер. [с
франц. ], Полное собр. соч., т. XLV, Киев, [1903]; К небель М. О., Слово
в творчестве актера, М., 1954; Коклен-старший Б., Искусство актера,
пер., вступ. ст. и прим. А. Г. Мовшенсо-на, Л.-М., 1937; Ленский А. П.,
Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950; Марджанишвили К. А.,
Творческо'е наследие, в 2-х тт., т. 1, Тбилиси, 1958; Мейерхольд
В.Э.,Бебутов В.М. иАксеновИ.А., .Амплуа актера, М., 1922; Михоэлс С.М.,
Статьи. Беседы. Речи (сост. ред. и авт. примеч. К. Рудницкий. Предисл.
Ю. Завадского), М., 1960; Охлопков Н. П., Вам молодым, М., 1961;
Проблемы творческого воспитания актёра. Сб. статей, М., 1959; Рейнгардт
М., Актер, "Искусство", 1929, ј 3-4, с. 61-65; Сальвини Т., Несколько
мыслей о сценическом искусстве, "Артист", 1891, .ј 14, с. 58-60;
Станиславский К. С., Работа актера над собой. Дневник ученика, ч. 1-2,
M., 1951; е-р-о ж е, Работа актера над ролью. Фрагменты, в кн.:
Ежегодник Моск. Художеств. театра. 1948 г., т. l, M., 1950; его же,
Художественные записи. 1877-1892, М.-Л., 1941; его же, О ремесле,
"Культура и жизнь", 1921, ј 5-6; то же, "Театр", М., 1938, .ј 1;
СушкевичГ. М., Семь моментов работы над ролью. Л., 1938; Т альм а, О
сценическом искусстве, [пер.], М., 1888; Толубеев Ю., Путь к образу, М.,
1952;
Топорков В. О., О технике актера, М., 1954; Ц и м-б а л С. Л., Актёр
и драматург. Критич. статьи, Л.- М., 1960; Шиллер Ф., О современном
немецком театре, в кн'Шиллер Ф., Собр. соч. в 8 тт., пер. с нем., т. 6,
М.-Л., 1950, с. 3-10; Archer W., Masks of faces? A study in the
psychology of acting, L.-[N. YJ, 1888;
L'Arronge A., Deutsches Theater und deutsche Schauspielkunst В, 1896;
Bab J., Schauspielerund Schauspielkunst, В., 1926; Bernhardt S., L'art
du theatre, la voix, le geste, la prononciation, P., 193; Cole T. and С
h i n о y H. К. (eds), Actors in acting; the theories, techniques and
practices of the great actors of all times as told in their own words,
N. Y., 1949; С о q u e l i n В. С., L'art
et le comedien, P., 1880; DevrientE., Geschichte der deutschen
Schauspielkunst, bearb. von W. Stuhlfeld, B., 1929;
Diderot D., Paradoxe sur le comedien, P., 1902; D u 11 i n Gh.,
Souvenirs et notes de travail d'un acteur, P., 1946; Franklin M. A.,
Rehearsal. The principles and practice of acting for the stage, N. Y.,
1938; J o u v e t L., Le comedien desincarne, P., 1954; Mantzius K., A
history of theatrical art in ancient and modern times, v. 5, L., 1909;
Mercier L. S., Du theatre, ou nouvel essai sur l'art dramatique, Amst.,
1773; Redgrave M., The actor's ways and means, L., 1953; e г о ж e, Mask
of face. Reflections in an actor's mirror, L., 1959; Shaw В., Plays and
plavers, L., 1952; %ola E., Le naturalisme au theatre, P./188l.
Мемуары актёров (выборочно): Д авыдовВ. H., Рассказ о прошлом.
Запись, введение и прим. А. М. Брянского, М.-Л., 1931, Л., 1962; Дики и
А. Д., Повесть о театральной юности. (Вступ. ст. А. Мацкина), М., 1957;
Ильинский И., Сам о себе, М., 1961; Ленский А. П., Статьи. Письма.
Записки. (Вступ. ст. Н. Зографа),
2 изд., М., 1950; Л. М. Леонидов. Воспоминания, статьи, беседы,
переписка, записные книжки. (Сост. и примеч. к письмам Н. Леонтовского),
М., i960; Монахов Н.Ф., Повесть о жизни. Лит. ред. и вводная ст. С. С.
Мокуль-ского, Л., 1936; МочаловП.С., Заметки о театре, письма, стихи,
пьесы. Современники о П. С. Мочалове, М., 1953;
Жизнь и творчество русского актера Павла Орленева, описанная им
самим. Предисл. А.В.Луначарского, М.-Л., 1931; Пашенная В., Искусство
актрисы, М., 1954;
Ристори А., Этюды и воспоминания, пер. Ек. Б-вой, СПБ, 1904; С а в и
н а М. Г., Горести и сказания. Записки, Л.- М., 1961; Саксаганский П.
К., Из прошлого украинского театра, М.-Л., 1938; Скарская Н.Ф. и
Гайдебуров П. П., На сцене и в жизни. Страницы автобиографии, М., 1959;
Сольский Л., Воспоминания..., пер. с польск., М., 1961;
Собольщиков-Самарин Н. И., Записки, 2 изд., Горький, 1960; Станиславский
К. С., Моя жизнь в искусстве, 8 изд., М.-Л., 1948; Тиме E. И., Дороги
искусства, М.- Л., 1962; Толчанов М. И., Мои роли. (Предисл. П.
Маркова), М.,1961;Туровская М.И.,О.Л. Книппер-Чехова. 1868 - 1949, M.,
1959; Чехов М. А., Путь актера. С пре-дисл. П. И. Новицкого, Л., 1928;
Щепкин М. С.. За-, писки. Письма. Современники о М. С. Щепкине, М.,
1952;
Южин-СумбатовА.И., Воспоминания. Записи. Статьи. Письма, М.-Л., 1941;
Юрьев Ю., Записки, ч. 1, 1872-1893, ч. 2. 1893-1917, ч. 3. 1917-1919.
Письма, статьи, речи, Л.-М., 1948; Яблочкина А. А., 75 лет в театре, М.,
i960.
The Bancrofts: recollections of sixty years..., L., 1909; An apology
for the life of Mr. Colley Gibber, comedian and late patentee of
Theatre-Royal, Dublin, 1740; Memoires d'Hyppolite Clairon et reflexions
sur l'art dramatique, publ. par elle-meme. P., 1798; Memoires de Fleury
de la Comedie Francaise, precedes d'une introduction, v. 1-6, P.,
1835-36;
G i e l g u d J., Early stages. L., 1939; Memoires de Aug. Guil. Iff
land, auteur et comedien allemand. Avec une notice sur les ouvrages de
cet acteur, P., 1823; Les souvenirs de Frederick Lemaitre, publies par
son fils..., 2 ed., P., 1880; The diaries of William Charles Macready.
1833-1851, ed. by W. Toynbee, L., 1912; Memoires de F. R. Mole, precedes
d'une notice sur cet acteur par M. Etienne..., P., 1825; Possart E. von,
Erstrebtes und Erlebtes. Erinnerungen aus meiner Buhnentatigkeit, B.,
1916; R i s t о г i A., Etudes et souvenirs, 3 ed., P., 1887; Ellen
Terry's memoirs, with pret., notes and additional biograph. chapters by
Ed. Craig and Cr. St. John.N.Y., 1932; G r z y m a l a-S i e d l e c k e
A., Swiat actorski moich czasow, Warsz., 1957; Noble P., Reflected
glory. An autobiographical sketch, L., 1958; Мэй Лань-фа н, Сорок лет
жизни на сцене (Утаи шэнхе сыши нянь), сб. 1-2, Шанхай, 1953 (на кит.
яз.).
Монографии об актерах (выборочно):
Аксаков С. Т., Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные
знаменитости, в кн.: Аксаков С. Т., Полн. собр. соч., т. 3, СПБ, 1886; А
л ь т ш у л-л ер А., Александр Евстафьевич Мартынов, Л.-М., 1959;
Беньяш Р. М., Пелагея Антипьевна Стрепетова, Л., 1947; Бояджиев Г.,
В. П. Марецкая. Творческий путь актрисы, М., 1954; В и ленки н В. Я.,
Качалов, М., 1962; Ф. Г. Волков и русский театр его времени. G6.
материалов. Отв. ред. Ю. А. Дмитриев, вступ. ст.
Всеволодского-Гернгросса, М., 1953; Гвоздев А., От акробатизма к
трагическому искусству (Жизненный путь реформатора немецкой сцены
Фридриха Шредера), в кн.: Г в о з-д e в А. А., Из истории театра и
драмы, П., 1923, с. 67-84;
Д e p м а н А., Московского Малого театра актёр Щепкин, М., 1951; Д у
p ы л и н С. Н., Мария Николаевна Ермолова, М., 1953;Д у p ы л и н С.,
Пров Михайлович Садовский. Жизнь и творчество. 1874-1947, M., 1950;
Мария Николаевна Ермолова. Письма. Из литературного наследия.
Воспоминания современников, М., 1955; М. К. Заньковецка (1860-1934),
KiiiB-XapKiB, 1937; 3 о граф Н., Александр Павлович Ленский, М., 1955;
В. И. Качалов. Сборник статей, воспоминаний, писем, М., 1954; Капралов
Г. А., Юрий Толубеев, Л. - М., 1961; М. П. Лилина (сост. и примеч. к
письмам Н. Леонтьевского), М., 1960; Клинчин А., Николай Хрисанфович
Рыбаков. 1811-1876, M., 1952;
K y r e л ь А., Театральные портреты, П.-М., 1923; Map-к о в П. А.,
Театральные портреты. Сб. статей, М.- Л., 1939; Минц Н., Давид Гаррик,
М.-Л., 1932; С т p е-п e т о в а. П. А., Жизнь и творчество трагической
актрисы, Л.-М., 1959 (Сост. Р. М. Беньяш); Сборник памяти В. Ф.
Комиссаржевской, под ред. Карпова, СПБ, 1911;
Тальников Д., В. Ф. Комиссаржевская, М.-Л., 1939;
Топуридзе Е.И., Элеонора Дузе, М., 1960; Троицкий 3., Карл Зейдельман
и формирование сценического реализма в Германии, М.-Л., 1940; Ф и н к e
л ь-ш т e и н E. Л., Мария Дорваль, в кн.: Записки Ленингр. театрального
ин-та, под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 1, Л., 1941, с. 116-141;
Хайченко Г. А., Игорь Ильинский, М., 1962; Цимбал С. Л., Творческая
судьба Певцова, Л.-М., 1957; Шнейдерман И., Марин Гавриловна Савина.
1854-1915, Л.-М., 1956; Э ф p о с H. E., В. И. Качалов, П., 1920;
Armstrong M. N., Fanny Kemble, a passionate Victorian, N. Y., 1938;
Arthur G., From Phelps to Gielgud, reminiscences of the stage through
sixty-five years, L., 1936; Bab J. und Handl W-, Deutsche Schauspieler.
Portrats aus Berlin und Wien, B., 1908; Baker H., John Philip Kemble.
The actor in his theatre, Cambr. (Mass.), 1942; Barker P., The Oliviers
a biography, L., 1953; Barton М., Garrick, L., 1933;
D u val G., Frederic Lemaitre et son temps. 1800-1876, P., 1876; F i
n d l a t e r R., Michael Redgrave actor. Melb., 1956; Gregor i F.,
Joseph Kainz, B.-Lpz., 1904; H i 1-lebrand H. N., Edmund Kean. N. Y.,
1933; Hob-son H., Sir Ralph Richardson..., L." 1958; I r vin g L., Henry
Irving, the actor and his world. L., 1951; L u с a s-Dubreton J.,
Rachel, P., 1936; Ludwig F., Ludwig Wullner, sein Leben und seine Kunst,
Lpz., 1931; M a r-s h a l l H. and Stock M., Ira Aldridge. The Negro
tragedian, N. Y., 1958; Macierakowski J., Natan-son W., Ludwig Solski,
Warsz., 1954; Oman C., David Garrick, L., 1958; R a s i L., La Duse,
Firenze, 1901; S k i n-n e r O." The last tragedian. Booth tells his own
story, N. Y., 1939; S m id t H., Dergrosse Devrient. Ein deutsches
Scha-huspiel erleben, B., [s. a.J; S z c z u b l e w s k i J." Helena
Modrzejewska, Warsz., 1959; T r e w i n J. C., Edith Evans, L., 1954;
Trewin J. C., Sybil Thorndike, L.,1955; Willi a m s o n A., Paul Rogers,
L., 1956. Winterstein E. von. Mein Leben und meine Zeit, B., 1959.
Г. ?., E. Ф. (зап.-европ. т-р), Т. Р. (рус. т-р), Г р. К. (муз. т-р},
Н. К р., Аре. А. (т-р стран Востока).
"ИСКУССТВО И ЖИЗНЬ" - русский советский журнал, выходивший в
Ленинграде ежемесячно в 1938-41 (в 1924-37 издавался под назв. "Рабочий
и театр"). Орган управления по делам искусств при Ленингр. Облисполкоме.
Ответств. редактор - А. П. Штейн. В журнале печатались статьи по
вояро-сам т-ра, музыки, кино, цирка, эстрады, изобразит. иск-ва,
самодеятельности.
ИСКУССТВО РЕЖИСС‚РА - см. Режиссура.
ЙСЛАНДИ (Islandi) [наст. фам.-Г удмундсон (Gudmundsson)], Стефан (р.
6. X. 1907)-исландский артист оперы (лирико-драматический тенор). Пению
обучался в Милане (1930-35). Впервые выступил на оперной сцене во
Флоренции в 1933 и вскоре завоевал широкую известность. В 1935-40
гастролировал во мн. странах Европы, в 1946 - в США. Из-за отсутствия в
Исландии оперного т-ра выступал на родине эпизодически. Воспитанник
итал. вок. школы, И. обладал высокой муз. культурой, гибким подвижным
голосом яркого тембра, ровно звучавшим во всех регистрах. Особый успех
имел в произв. Верди и композиторов-веристов.
Партии: Герцог, Альфред, Рудольф; Пинкертон ("Чио-Чио-сан"), Туридду
("Сельская честь Масканьи), Хозе и др. Вс. Т'.
ИСЛАНДСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Элементы драм. действия содержались в
поэзии скальдов, в древних исландских сагах, ср.-век. римах
(разновидность баллады). Однако становлению и развитию И. т. и д.
препятствовали политич. зависимость и эко-номич. отсталость страны,
малочисленность населения, в т. ч. городского. С 1720 учащиеся лат.
школы в Скальхольте ставили дат. школьные драмы и студенч. комедии на
латыни и в переводе на исланд. яз. В конце 18 в. осуществляются первые
попытки постановок комедий дат. драматурга Хольберга и варьирующих их
мотивы фарсов исландца С. Пьетурсона. В 1799 школа переехала в Рейкьявик
и в 1-й пол. 19 в. была единств, центром театр. жизни Исландии. С 60-х
гг.
19 в. в столице возникли любительские труппы. Наиболее долго и
успешно работала труппа, возглавлявшаяся худ. С. Гудмундсоном. Здесь
ставились комедии дат. авторов (Хольберг, Хейберг, Херц, Хоструп). В
1861 М. Йохумсон написал первое подлинно оригинальное произв. исл.
драматургии - романтич. драму "Отверженные". Важное место в И. т. и д.
заняла пьеса "Новогодняя ночь" И. Эйнарсона (1871), демократизм и нац.
колорит к-рой основаны на использовании нар. творчества. Дальнейшее
развитие драматургии тормозилось отсутствием постоянно действующих
театр. коллективов. В конце 19 в. определился подъём И. т. и д.,
связанный с усилением националь-но-освободит. движения, с активизацией
борьбы за отечеств, культуру. Важнейшим событием в истории И. т. и д.
явилось образование в 1897 "Рейкьявик-ского театрального общества" -
первого проф. т-ра. Труппу возглавили режиссёр и драматург Э. Кваран,
актрисы С. Гудмундсдоттир Г. Индридадоттир, Г. Хальдорсдоттир, актёры А.
Эриксон, Т. Торвард-сон. Деятельность руководителей этого т-ра была
проникнута пониманием общественно-преобразующей роли иск-ва, гражданским
пафосом, стремлением создать нац. реалистич. иск-во, сочетающее
правдивое отображение действительности с освоением поэзии саг и нар.
преданий. В репертуар т ра входили пьесы:
"Хельги Тощий" М. Йохумсона (1890), "Пещерные жители" (1897), "Меч и
жезл" (1899) И. Эйнарсона, / народно-историч. драмы Ибсена, комедии
Хольберга и Хейберга, произв. Шекспира и Шиллера.
В 1-й трети 20 в. активно работали драматурги, заложившие основы нац.
репертуара и способствовавшие успешной деятельности "Рейкьявикского
театрального об-ва". И. Эйнар-сон развил характерные черты своих первых
пьес в поэтич. комедии "Танец в Хруни" (1925), написал драму "Корабль
тонет" (1902) на сюжет из нар. жизни, национально-историч. драму
"Последний викинг" (1936) и др. М. Йохумсон, используя материал саг и
ис-торич. хроник, поднимал актуальные обществ, проблемы в пьесах "Йоун
Ара-сон" (1900), "Из Дании"
(1906). Творчество И. Сигу рйоунеона - автора пьес "Усадьба Хроун"
(1908), "Горный Эйвинн и его жена" (1911), "Желание" (1915), "Лгун"
(1917) -характеризовалось демократизмом, верой в духовные силы простого
человека. Г. Камбан, продолжая традиции народно-историч. драмы в пьесах
"Хадда Падда" (1914), "Борьба королей" (1915), одновременно обращался к
жанру социальной сатиры и резко критиковал пороки капита-листич.
общества в драм. произв. "Мрамор" (1918), "Звёзды пустыни" (1925),
"Посол с Юпитера" (1927). Своеобразное сочетание фантастического и
реального, сказочные сюжеты, грубоватый юмор отличают пьесы Д.
Стефаунсона "Золотые ворота" (1941) и "Оружие богов" (1944). В 20-40-е
гг. 20 в. деятельность "Рейкьявикского театрального общества"
развивалась под знаком роста проф. мастерства (мн. актёры обучались в
Копенгагене). В 1950 на основе общества был создан Нац. т-рв Рейкьявике
(этот т-р субсидирует гос-во). Кроме драм. спектаклей, здесь