<< Пред. стр. 336 (из 913) След. >>
определённой тематике и т. п.Ряд пьес написал в 1940-50-х гг. Х.Бенавенте-и-Мартинес:
"Снег в мае" (1945), "Титания" (1946), "Испанская дворянка" (1947),
"Развод душ" (1948), "Его любящая супруга" (1950), "Жизнь в стихах"
(1951), "Борзая с неба" (1952), "Булавка во рту" (1954) и др. Член
испанской Академии X. М. Пеман пишет пьесы разнообразной тематики,
разрабатывая её в нужном фашизму духе. Здесь и переработка мифов
древности - "Электра" (1949), "Фиест" (1955), и фальсификация истории-
"Меттерних" ("Легкомысленный министр", 1942), "Великий кардинал" (1949),
множество комедий - "Интимный дневник тетки Анхелики" (1946),
"Утешитель" (1952) и пьесы религиозной тематики-"По пути жизни" (1951) и
др. Писатели того же направления X. Кальво Сотело - автор комедий
"Городская стена" (1954, Нац. пр.), "Наследство" (1957, Нац. пр.),
"Каталина не серьёзна" (1958) и член испанской Академии X. И. Лука де
Тена, то пишущий в манере Пиранделло ("Пульс был нормальным", 1947), то
вносящий в свои комедии элементы детектива ("Вульгарное преступление",
1949), то разрабатывающий историческую тематику (пьесы из жизни Альфонса
XII - "Куда идешь ты, Альфонс XII?", 1956, и "Куда идешь ты, опечаленный
самим собой?", 1959). Религиозные пьесы пишет и Л. Фернандес Ардавин
("Распятый Христос", 1946), автор многих комедий ("Ручная пантера",
1945; "Королева гвоздика", 1951). Современности посв.свои пьесы
Л.Дельгадо Бенавенте ("Три окна", 1952, пр. Барселоны; "За полчаса до
этого", 1955, пр. Лопе де Вега). В 50-х гг. выдвинулся А. Пасо, автор
многих комедий ("Яд для моего мужа", 1953; "Небо внутри дома", 1957,
Нац. пр.) и сатирич. мелодрамы "Прощай, Мими Помпон" (1958).
Тогда же начал работать А. Буэро Вальехо, один из немногих писателей,
в пьесах к-рого порой ставятся социальные проблемы. Он дебютировал
драмой "История одной лестницы" (пр. Лопе де Вега, 1949), рассказывающей
о жизни обитателей квартир, расположенных на лестнице верхнего этажа
большого дома. Действие его пьес происходит чаще всего в среде мелкой
или ср. буржуазии. В репертуар т-ров вошли пьесы: "В жгучем мраке"
(1950, история человека слепого от рождения), "Рассвет" (1953), "Не
раскрывая своих карт" (1957) и др. Ему же принадлежит своеобразная
трактовка мифа о Пенелопе ("Ткавшая грёзы", 1951) и ряд комедий ("Ирена
или сокровище", 1954; "Сегодня праздник", 1956). Актуальные проблемы
освещает в своих пьесах А. Са-стре ("Кляп", 1954, "Удар рогом", 1959, и
др.).
Лёгкие развлекательные комедии з-анимают большое место в творчестве
почти всех драматургов совр. Испании. Авторы изощряются в разработке
занимательных ситуаций, в поисках новых приёмов подачи материала.
Нередко сами авторы признаются, что вся их задача сводится к развлечению
"публики в течение немногим более часа" (А. Раучи, Предисловие к комедии
"Ну и семейка!", 1946). Наиболее известные авторы комедий: X. Лопес
Рубио ("Альберто", 1949; "Показная ревность", 1950; "Другая сторона",
1954); M. Михура ("Дело убитой женщины", 1946; "Великое решение", 1955;
"Мой обожаемый Хуан", 1956, Нац. пр.); Л. Наварро ("Малютка", сайнете,
1948; "Самый большой грех", 1948; "Большое выгодное дело", 1949); В.
Руис Ириарте ("Сеньора, её ангелы и дьявол", 1948; "Ландо с шестью
лошадьми", 1950; "Игра детей", 1952); В. Сориано де Андиа ("Вчера будет
утром", 1951); А. Торрадо ("Галисийка в Нью Йорке", 1946; "Мама выбирает
нам женихов", 1947); Э. Невилье ("Бал", 1952, Нац. пр.; "Высокая
преданность", 1957); Л. Муньос, Л. Техе-дор, Л. Фернандес Севилья Х.А.
Очаита; Паскуаль Гильен ("От любви он потерял рассудок" - "Безделушка
для времяпрепровождения", 1949), Э. Суарес де Деса и др.
Лит.: Диес-КанедоЭ., Испанский театр XX века, "Интернациональная
литература", М., 1939, ;ј 1; Игнатов С.С., Испанский театр XVI-XVII
веков, М.-Л., 1939;
КеллиД., Испанская литература, пер. с англ, М.-П., 1923;
Морозов П. О., История драматической литературы и театра, т. 1.
Испанский театр. СПБ, 1903, с. 147-210; Т и к-н о p Д., История
испанской литературы, т. 1-3, пер. с англ., М., 1883-91; У з и н В. С.,
Испанский театр. в кн.: История /западноевропейского театра, под общей
ред. С. С. Мокуль-ского, т. 1, М., 1956, с. 253-386; Февральский А. В.,
Испанский агитационный театр. "Театр", М., 1938, .ј 2; его же, Театр
(Испания), в сб.: Испания и Португалия, М., 1947, с. 279-327; Bernat y
Duran J., Historia del teatro espanol, Barcelona, 1924; Bueno М., Teatro
espanol contemporaneo, Madrid, [1909]; CejadoryFra-u с a J., Historia de
la lengua y literatura castellana, t. l-14, Madrid, 1915-22; Diaz de
Escovar N.yLasso de la Vega F r. de Р., Historia del teatro espanol, t.
l-2, Barcelona, [1924]; Historia general de las literaturas hispanicas,
publ. bajo la dir. de G. Diaz-Plaja, t. 1-5, Barcelona, [1949-58];
Hurtado y Jimenez de la Serna J. y Gonzalez Palencia A., Historia de la
literatura espanola, 5 ed., Madrid, 1943; S с h а с k А. F. von,
Geschichte der dramatischen Literatur und Kunst in Spanien, Bd 1-3,
Frankf. /M.-B., 2. Ausg., 1894;
Valbuena Prat A., Literatura dramatica espanola, Barcelona, 1930; его
же, Historia del teatro espanol, Barcelona, [1956].
"ИСПАНСКИЙ ДВОРЯНИН" (также - "Дон Сезар де Базан" - "Don Cezar de
Bazano") - комедия в 5 д. Ф. Ф. Дюмануара и А. Ф. Деннери. Соч. 1843 (на
франц. яз.). Пост. в том же году в т-ре "Порт-Сен Мартен", Париж (Дон
Сезар - Фредерик-Леметр). Впоследствии "И. д." широко ставился на мн.
сценах мира, входил в гастрольный репертуар известных актёров (Б. К.
Кок-лен, Ф. Гаазе, К. Фейдт и др.).
В России "И" д." пост. впервые в 1854 петербургской франц. труппой.
На рус. яз. впервые пост. в 1856 в Малом т-ре, Москва (в
переводе-переделке Тарновского и Лонги-нова, Дон Сезар - Самарин,
позднее Полтавцев, Марита-на - Васильева, Медведева, Сантарен -
Дмитревский, маркиз Монтефиоре - В. Живокини, П. М. Садовский). Среди
возобновлений Малого т-ра - 1880 (на сцене Боль' шого т-ра, Москва,
бенефис Ленского, Дон Сезар - Ленский, Маритана - Ермолова). .Др.
дореволюц. пост. "И. д.": Александрийский т-р (1856; Дон Сезар - В.
Самойлов, Маритана - Самойлова, Сантарен - Григорьев). Пьеса была пост.
в Казани (1858), Минске (1859), Харькове (1884), Оранниенбауме (1884;
Дон Сезар - Далматов), в Москве, в т-ре Корша (1890; Дон Сезар -
Киселевский), Самаре (1896; Дон Сезар - Сарматов), в Тюмени (1896),
Костроме (1903), в Петербурге, в т-ре Сабурова (1910) и др. Роль Дон
Сезара исполняли также Ф. П. Горев, И. М. Шувалов и др.
Среди пост. "И. д." на сов. сцене: Ростовский-на-Дону т-р (1926),
Самарский т-р (1927), Тульский т-р (1949), Ле-нингр. драм. т-р (1949;
шла под названием "Дон Сезар де Базан", реж. Кожич,Дон Сезар -
Честноков), Т-р им. Руставели (1954; пер. С. Пашалишвили, реж.
Алексидзе, худ. П. Лапиашвили, Дон Сезар - Гегечкори), Т-р комедии,
Горький (1954), Т-р "Роман", Москва (1955, в переделке А. Дейча и Н.
Крымовой под назв. "Сердце цыганки", реж. Баркан, худ. Талалай, комп.
Бугачевский), Ульяновский т-р (1955), Рус. т-р в Чебоксарах (1957) и др.
Издания: Из рус. изд.: "Испанский дворянин", комедия в 5 д. с
куплетами. Переделка с франц. К. А. Тарновского и М. Н. Лонгинова, М.,
1858.
Лит.: "Пантеон", М., 1854, .ј 3, март, с. 55-58; К а р-н e e в М. В.,
Пятьдесят лет из жизни артиста Самарина, М., 1882, с. 21-25; Горький об
искусстве, Сб., М.-Л., 1940, с. 26; Ежегодник Моск. Художеств. театра
1951-1952, M., 1956, с. 287-88. А. Шн.
ИСПАНСКИЙ ТЕАТР. Регулярные театр. представления на Пиренейском п-ове
давались еще в эпоху владычества римлян; до наших дней сохранились
остатки древних амфитеатров. Имеются также свидетельства о популярности
в античной Испании представлений мимов и гистрионов (запрещены в 4 в.
христианской церковью). В ср. века т-р в Испании, как и в др. странах,
развивался по двум направлениям: религиозный т-р и народный т-р.
Религиозный т-р был представлен литур-гич. драмой, разыгрывавшейся в
церкви, мистериями и др. жанрами религиозных пьес, исполнявшихся на
церковной паперти, а затем на площади. Окончательное запрещение
представлений в церкви произошло в Испании позднее, чем в др. странах,-в
1559. Осн. исполнителями нар. представлений "издёвочных игрищ" (juegos
de escarnio), носивших язычески жизнерадостный характер, были хуглары.
Нар. т-р, подвергавшийся запретам со стороны церкви, оказал большое
влияние на дальнейшее развитие театр. иск-ва, в т. ч. и на религиозный
т-р, в к-рый постепенно проникали светские и фарсовые элементы.
В 14-15 вв. появились и первые зачатки придворного т-ра - спектакли,
разыгрывавшиеся актёрами-любителями из знати во дворцах вельмож и
королей.
К сер. 16 в. развивается жанр ауто сакраменталь ("священное
действо"), В 16 в. в Испании появляются проф. и полупроф. труппы,
ставившие гл. обр. фарсовые сценки. В повести А. Рохаса "Занимательное
путешествие" дано колоритное описание 8 видов этих трупп (булюлю, ньяке,
гарнача, бохиганга, фарандула и др.). Труппы (до 7-8 чел.), передвигаясь
на фургоне, давали представления на площадях или в гостиничных дворах.
Одна из первых проф. трупп была создана Лопе де Руэда. В это же время в
крупнейших городах Испании церковные братства, получив монополию на
театр. представления, создали стационарные публичные т-ры - коррали. В
Мадриде "корраль де ла Крус" начал функционировать в 1579, "корраль дель
Принсипе" - в 1582. Аналогичные театр. помещения возникли в Севилье,
Валенсии, Барселоне, Гранаде, Вальядолиде и др. городах. Коррали
ориентировались в основном на широкие круги гор. зрителей, здесь
развивалась гуманистич. и де-мократич. драматургия, представленная Лопе
де Вега Карпъо и его последователями. В 1603 королевское разрешение на
спектакли было выдано только 8 труппам, получившим название "титульных
трупп", с 1608 число этих трупп было увеличено до 12. В 1640 только в
Кастилии работало не менее 40 трупп. В конце 16 - нач. 17 вв.
известность получили труппы, руководимые А. де Сиснерос, Н. де лос Риос,
А. де Вильегас и др. В эти годы в исп. т-ре выдвинулось большое число
одарённых актёров: П. де Моралес, комедийный актёр К. Перес, известный
под псевд. Хуана Раны, Д. Ариас де Пенъяфьелъ\ актрисы - X. Вака, X. де
Бургос, М. де Кордова, М. Калъдерон, М. Рикельме.
Примитивность оформления спектакля возмещалась силой и
выразительностью актёрской игры. Между действиями пьесы (обычно
3-актной) разыгрывались весёлые интермедии, представлению предшествовал
пролог, а действие было насыщено вокальными и танцевальными номерами.
Актёры должны были уметь петь и танцевать, особое значение придавалось
мастерству речи. Диалог шёл в очень быстром темпе. Ка-толич. церковь
вела ожесточённую борьбу против кор-ралей. В 1598 Филипп II запретил
светские представления; его сын Филипп III в 1600 снял этот запрет, но
ввёл строгую цензуру и ограничения, касавшиеся репертуара, манеры
исполнения и т. д. В последующие годы преследования городского
публичного т-ра усилились; в 1644 мадридские т-ры вновь были закрыты, а
после их открытия в 1649 со сцены были изгнаны пьесы гуманистич.
содержания.
Демократич. т-ру правящие классы Испании с начала 17 в.
противопоставили придворные театр. представления, ставшие регулярными
при Филиппе IV. В королевских резиденциях Эль Пардо, Буэн Ретиро были
выстроены стационарные театр. помещения, куда позднее стали допускать за
плату и городских зрителей. В придворном т-ре ставились аллегорич.,
мифологич. спектакли, носившие характер феерии. Итал. декораторы К.
Лотти, Ф. Риччи, возглавившие руководство придворными спектаклями с
1649, Баччо доль Бьянко и др. усовершенствовали сценич. технику
придворлого т-ра; здесь утвердилась сцена с кулисами, живописной
перспективной декорацией и сложной машинерией. Сценич. техника
придворного т-ра оказала влияние и на поздние спектакли в кор-ралях,
В 17 в. достигает расцвета жанр ауто - "священного действа". В
представления ауто, устраивавшиеся во время церковных праздников на
средства горожан под наблюдением церкви, включались интермедии и прологи
(лоа), танцы, музыка. Спектакль, связанный с религиозной процессией,
исполнялся на особых передвижных платформах-повозках, по ходу действия
использовались сложные технич. приспособления. Во 2-й пол. 17 в.
светский т-р подвергается особенно ожесточённым преследованиям со
стороны феодально-католич. реакции. В 1665 все т-ры были закрыты
(открылись только через 15 лет). Это привело к резкому сокращению театр.
трупп и к упадку театр. иск-ва в Испании.
В 18 в. при дворе получает широкую популярность муз. т-р. В 1708,
после приезда итал. оперной труппы, был сооружён специальный оперный т-р
"Каньос дель Пераль", в к-ром выступали преим. итал. певцы (впоследствии
здесь играли драматич. труппы). Наряду с итал. влиянием в 18 в. получает
распространение, в особенности в среде просветителей, влияние франц.
классицистского т-ра. Во время правления Карла III (1759-88) его министр
Аранда, близкий к просветительским кругам, добивается запрещения
представлений ауто (1765), основывает труппу "королевских резиденций",
где исполнялись франц. пьесы и пьесы исп. авторов, подражавшие франц.
образцам. Нек-рые городские т-ры были закрыты, в других труппах
сохранились лишь те актёры, к-рые могли играть классицйстские пьесы. Это
определило характер актёрской игры, в к-рой утверждаются пафос и
декламационный стиль. Однако в игре лучших актёров того времени - М.
Мартинеса Лопеса, М. Ладвенант, Р. Луна, М. Росарио Фернандес (Ла
Тирана) и др. - сохранились лучшие реадистич. традиции актёрского
мастерства эпохи Возрождения. Традиции клас-сич. периода исп. т-ра
сохранялись и развивались во 2-й пол. 18 в. гл. обр. в малых жанрах -
сайнете, сарсуэлы и возникшей в это время тонадилъи. В этом жанре,
просуществовавшем на исп. сцене до 19 в., особенно прославилась актриса
М. А. Фернандес (Ла Карамба).
В первые два десятилетия 19 в. на исп. сцене господствовали произв.
революционно-патриотич. классицизма, в к-рых раскрылся талант И.
Майкеса, возглавлявшего т-р "Каньос дель Пераль" (1801-05), затем т-р
"Принсипе" (1806) и осуществившего ряд важных реформ: введение более
исторически точного костюма, отказ от классицистской напыщенности в
декламации, расширение репертуара (в частности, пост. шекспировских
пьес), требование перевоплощения актёра в создаваемый образ. Новый этап
исп. т-ра, вышедшего из длительного застоя и упадка благодаря революц.
подъёму, связан также с утверждением романтич. драматургии и
семейно-бытовой реалистич. комедии в 30-40-х гг. В 1849 в Мадриде
открывается т-р "Эспаньоль" (б. т-р "Принсипе"), в 1850 - оперный т-р
-т-р "Реаль", в 1847 -оперный т-р в Барселоне
-т-р "Лисео". Исп. т-ры перенимают достижения европ. театр. техники,
растёт и актёрское мастерство. С 1830 мадридская "Консерватория музыки и
декламации" начинает подготовку актёрских кадров.
В романтич. пьесах с большим успехом выступали известные актёры того
времени - сестры Б. и Т. Ла-мадрид, К. Литоре, М. Диес и др. В
семейно-бытовой комедии прославились реалистич. мастерством X. Ромеа и
К. Родригес, игравшая и в романтич. трагедии. Во 2-й пол. 19 в.
романтич. т-р переживает упадок. В годы, предшествовавшие революции
1868-73, большое распространение получают пришедшие из Франции жанры
комич. оперы-буфф, варьете, ревю и пародий. Лишь немногие т-ры следовали
принципам реалистич. иск-ва. В их числе: т-р Комедии, к-рым руководил
режиссёр и актёр Э. Марио. В клас-сич. репертуаре "золотого века"
славился актёр Р. Калъво.
С нач. 20 в. исп. т-р, всё более подчинявшийся вкусам бурж.
обывателя, переживает тяжёлый кризис. В репертуаре утверждаются
развлекательные комедии и мелодрамы, модернистские пьесы X.
Бенавенте-и-Мартинеса и пьесы драматургов "поколения 1898 года".
Модернистские тенденции утверждал на исп. сцене драматург и режиссёр Г.
Мартинес Сьерра, возглавлявший в 1917-25 т-р "Эслава". Этим тенденциям
противостояло творчество актрисы М. Герреро и её мужа Ф. Диас де
Мендосы, руководивших долгое время т-ром "Эспаньоль", в к-ром шли пьесы
Лопеде Вега и передовых сов р. драматургов.
После бурж. революции 1931 многие передовые деятели культуры
потребовали решительной реформы исп. т-ра. Они стремились сделать его
достоянием широких нар. масс, возродить демократич. традиции классич.
драматургии. С этой целью были созданы передвижной студенческий т-р
"Баррака", к-рым руководил Ф. Гарсиа Лорка, и "Театр педагогических
миссий", возглавляемый А. Касоной. В пропаганде передового классич. и
совр. репертуара выдающуюся роль сыграла деятельность одной из
крупнейших исп. актрис М. Ксиргу и актёрских коллективов,
возглавлявшихся актрисами Л. Мембривес, X. Диас де Артигас, возродившими
на сцене многие пьесы Лоне де Вега и др. драматургов Возрождения, я
также исполнявшими гл. роли в трагедиях Гарсиа Лорки, пьесах Касоны и
др. Один из крупнейших режиссёров этого времени-С. Ривас Чериф. В эти
годы возникают первые революц. театр. организации; среди них особую
известность приобрёл т-р "Носотрос" ("Наш т-р"),где ставились пьесы М.
Горького, Б. Брехта и др. На эти т-ры большое влияние оказало советское
театр. иск-во. Особенно отчётливо это влияние обнаружилось в годы
нац.-революц. войны (1936-39), когда на республиканской территории
большинство т-ров, ставших государственными, продолжали работу в
условиях обстрелов и бомбёжек. Эти т-ры ставили пьесы современных
передовых исп. и зап.-европ. драматургов. На фронтах выступали
многочисл. передвижные проф. и самодеят. театр. труппы, называвшие себя
"Герри-льяс де театро" ("театральные партизанские отряды"). Особой
популярностью пользовался "Моно асуль" {"Синий комбинезон"), руководимый
Р. Альберти.
После поражения республики прогрессивные реформы, осуществлённые
республиканским правительством в области т-ра, были отменены. Т-ры
Испании вновь стали коммерч. предприятиями. Мн. известные актёры
покинули Испанию. См. также К аталанский театр и драматургия. 3. 77.
Кризис, к-рый переживал И. т. после установления франкистского
режима, особенно обострился к концу 40-х гг. Многие выдающиеся режиссёры
и актёры эмигрировали. На сценах т-ров не ставились пьесы, посв.
социальным проблемам. Репертуар заполняли лёгкие комедии, ревю оперетты,
варьете и традиционные формы И. т.: сарсуэлы сайнете, тонадильи. В 50-х
гг. ставились пьесы совр. иностр авторов (Пиранделло, 0'Нила, Пристли,
Моэма и т. д.)
Среди крупнейших т-ров Испании: Национальный т-р им. М. Гереро в
Мадриде. Здесь работает труппа под руководством драматурга и режиссёра
К. де ла Toppe. Ставились спектакли: "Поезд на рассвете" Toppe (1946),
"В жгучем мраке" (1950), "Сегодня праздник" (1956) Буэро Вальехо,
"Преступление и наказание" (по мотивам Достоевского), пьесы Э. Суарес де
Деса, X. А. Лаиглесиа-и-Гонсалес, В. Р. Ириарте. В Т-ре инфанты
Изабеллы, где много лет работала труппа И. Гарсрс, а режиссёром был А.
Серрано, шли пьесы Х.Бенавенте-и-Мартинеса, А. Буэро Вальехо, А. Пасо,
X. Кальво Сотело, А. Торрадо, X. Лопес Рубио. В т-ре "Лара", где
работала труппа Л. Мембривес, были пост.: "Богиня арены" СеданоиЛ.
Фернандеса (1952); пьесы Бенавенте, Кальво Сотело, Луки де Тены. В т-ре
"Эспаньоль" шли пьесы "История одной лестницы" (1949), "Мечтатель для
народа" (1958) Буэро Вальехо; "Осуждённые" Суареса Карреньо (пр. Лопе де
Вега, 1952); "Ночь не кончается" Гонсалеса Альер-и-Окано (пр. Лопе де
Вега, 1954). В т-ре Комедии работали труппы К. Монтес, И. Марло, Ф.
Фернан Гомеса, режиссёры А. Клосас, Э. Невилье, X. Тамайо. В 1958 пост.
"Шут Гамлета" X. Бенавенте открылся новый т-р Мадрида - "Гойя" (труппа
К. Монтес).
Среди муз. т-ров: т-р Альбенис (орг. в 1945), т-р Лопе де Вега (орг.
1949).
В Мадриде работают также клубные т-ры (Т-р Клуб Мадрида и др.) и
несколько камерных т-ров (Ла Каратула, Эль Дуэнде, Т. де Камара),
репертуар к-рых носит несколько более прогрессивный характер.
Камерные т-ры существуют и в Барселоне (см. Каталанский театр и