<< Пред. стр. 338 (из 913) След. >>
двух господ", "Хитрая вдова", "Кофейня", "Бабьи сплетни", "Хозяйкагостиницы", "Самодуры", "Кьоджинские перепалки", "Лгун" и др.).
Противниками Гольдони выступили драматурги П. Къяри и К. Гоцци.
Консерватор по политич. убеждениями, яростно ненавидящий всё связанное с
бурж. культурой, с идеями, идущими из Франции, Гоцци выступил против
рационализма Гольдони, его приверженности "натуре". Он выдвигал
требование правдоподобно выражать на сцене неправдоподобное, ратовал за
фантазию, условность и поэтичность в т-ре. За подтверждением своих
принципов он обратился к фольклору и комедии дель арте, к-рую считал
высшим достижением итал. театр. культуры. Бытовой комедии Гольдони Гоцци
противопоставлял жанр театр. сказки - фьябы ("Принцесса Турандот",
"Король-Олень", "Зелёная птичка"). Но несмотря на громадный, хотя и
временный успех, Гоцци не смог разрушить реформы Гольдони и опровергнуть
его принципы. Позднее он перешёл к прозаич. трагикомедиям, отчасти
подражая исп. "комедиям плаща и шпаги".
Упадок трагедийного жанра в Италии объяснялся гос. и нац.
раздробленностью страны, отсутствием героич. пафоса у буржуазии. Реформу
трагедии в 70-80-х гг. осуществил великий итал. трагич. поэт В.
Алъ-фъери. Будучи субъективно далёким от бурж.-демократич. идеалов,
Альфьери объективно способствовал разрушению старого режима как
тираноборец, борец за нац. единство, выражал принципы республиканского
просветительского классицизма. Альфьери утверждал, что свободу народ
должен получить из рук аристократии, утверждал свободу человеческой
личности, воля к-рой подчиняется только разуму и чувству долга. В
трактате "О государе и литературе" (1778-86) Альфьери определял задачу
драм. поэзии как пробуждение чувств добродетели и любви к свободе.
Трагедии Альфьери "Саул", "Филипп", "Виргиния", "Брут I" и "Брут II"
способствовали развитию итал. театра.
Революция во Франции, крушение старого порядка и появление революц.
войск в Италии ознаменовали начало новой историч. эры. Ни
кратковременное господство Наполеона, ни легитимистская реставрация не
могли остановить бурного процесса, получившего в Италии наименование
нац. Рисорджименто. С эпохой революций и освободит, войн в Италии связан
романтич. период в истории нац. драмы. Вначале (до 1848) И. д.
характеризовалась почти безраздельным господством политич. гражданской
трагедии. Вслед за Альфьери появилась плеяда писателей, к-рые продолжали
его дело. С политич. трагедиями выступили поэты Дж. Пиндемонте ("Ипато
Орсо") и
И. Пиндемонте ("Арминий"), Важной вехой в развитии итал. политич.
трагедии классицистского на-правления явилась пьеса В. Монти "Кай Гракх"
(1800). В своих политич. трагедиях У. Фосколо выдвигал тираноборческие
мотивы ("Тиест"), обличал несправедливость, жестокость ("Аякс"). В итал.
трагедии тех лет определился нек-рый сдвиг, намечавший будущее романтич.
направление в И. д. Зритель в эти годы требовал не общих деклараций, а
конкретных чувств и идеалов. В тяжёлые годы реставрации романтич.
направление в лит-ре и драматургии было обращено на пропаганду идей
свободы и нац. единства. При жёсткой цензуре, к-рую ввели австр. власти
в Сев. Италии, эта пропаганда могла вестись только иносказательно и
самой подходящей почвой для этого была нац. история. В прошлом своего
народа романтики пытались разгадать то, что привело Италию к
раздробленности, причины, вызвавшие иностр. порабощение. На страницах
журнала "Кончильяторе" (1818-19), придававшего особое значение т-ру,
были сформулированы основные положения итал. лит. романтизма,
разработана теория историч. драмы, противостоящей драме классицистской.
Первой драмой нового направления была трагедия Пеллико "Франческа да
Римини" (1815), имевшая большой успех у патриотически настроенного
зрителя. Однако только с появлением двух трагедий А. Мандзони "Граф
Карманьола" (1819) - о причинах нац. раздробленности, и "Адельгиз"
(1822) - о чужеземном порабощении- в итал. драматургии утвердился
революц. романтизм.
Разрабатывая принцип историзма, итал. романтики создали предпосылки
для развития реалистич. драмы. Но еще долгое время в драматургии
(особенно в трагедиях С. Пеллико и Дж. Б. Никколини) сохранялись черты,
присущие ранней романтич. драме, сказывалось влияние Альфьери. Большего
историзма, психо-логич. правдивости в раскрытии человеческих чувств
достиг в своих пьесах П. Косса ("Мессалина", "Нерон", "Борджиа"). Новый
этап в развитии романтич. драмы определили трагедии П. Джакометти
("Мария Антуанетта", "Елизавета Английская", "Микел-анджело", "Колумб",
"Гражданская смерть"). Романтическая драма в целом оправдала надежды
идеологов Рисорджименто. Страстные прлзывы героев Пеллико, Мандзони,
Никколини были услышаны их согражданами. И. д. внесла значительный вклад
в дело нац. освобождения и объединения.
В области комедии Италия после Гольдони не дала ни одного
действительно сильного и оригинального таланта. Комедии Дж. Жиро, А.
Нота не прибавили к этому жанру ничего нового. Исключение составляли
только комедии П. Феррари - "Гольдони и его 16 комедий", "Сатира и
Парини".
После объединения Италии (с конца 60-х гг. 19 в.) гражданское
содержание И. д. снижается. Часть драматургов подпала под влияние франц.
бурж. драмы и комедии, следовала драматургич. штампам, насаждавшимся Э.
Ожье, А. Дюма, В. Сарду, другие увлеклись Г. Ибсеном, Г. Зудерманом.
Вклад в нац. драматургию 2-й пол. 19 в. внесли драматурги-веристы Дж.
Верга и Л. Капуана. "Вер истекая" драма (см. Веризм), утверждая
необходимость воплотить на сцене правду повседневной жизни, показывала
чисто местные, провинциальные особенности. Представители этого
направления -пьемонтец Берсецио ("Невзгоды Монсу Траве"), миланец
Бертолацци ("Наш Милан"), венецианец Дж. Таллина ("Семья святого"), Дж.
Верга ("Сельская честь", "Волчица"), ввели в общенац. лит-ру отражение
жизни, тяжёлого труда своих земляков. Но в то же время их драматургия
была ограничена замкнутым кругом местных интересов, влиянием
натурализма. Теоретиком веризма был писатель Л. Капуана.
Среди драматургов конца 19 в. выделяется Дж. Джакоза, стремившийся
освободить итал. репертуар от иностр. засилия (комедия в стихах "Триумф
любви", "Партия в шахматы" и др.). Большой популярностью пользовался
драматург Дж. Роветта ("Два сознания", "Романтизм"). Принципы веризма
развивали автор сентиментально-моралистич. пьес М. Прага ("Идеальная
жена"), Дж. Траверси, горечью и психо-логич. жестокостью были исполнены
пьесы Р. Бракко ("Маленький святой", 1909, и др.).
Конец 19 - нач. 20 вв. был ознаменован распространением модных в ту
пору в Зап. Европе декадентских влияний. Это направление возглавлял Г.
Д'Ан-нунцио ("Мёртвый город", "Глория", "Джоконда", "Дочь Йорио",
"Франческа да Римини"). Эстетика Д'Аннунцио, построенная на
иррационализме, культе силы и национализме, пользовалась в то время
большой популярностью. Последователем Д'Аннунцио был эклектичный
драматург С. Бенелли ("Любовь трёх королей", "Ужин шуток" и др.). Н. Г.,
Г. Б.
В итальянской драматургии начала 20 в. усиливается влияние
философского идеализма и мистицизма. Контраст между реальностью и
иллюзией, непознаваемость, трагичность действительности, затерянность
личности в мире, психологич. усложнённость - эти темы занимают всё
большее место в творчестве нтал. драматургов. Обнажение противоречий
действительности в первые годы мировой войны усилило трагизм
мироощущения художников Италии и в т. ч. драматургов. В этот период
возникает т-р "гротеска", строящийся на контрастном сопоставлении
истинной сущности героев пьес и той маски, которую они обычно носят,
столкновении кажущегося и действительного, на подчёркнутом сочетании
комического и трагического, раскрывающем алогизм совр. жизни.
Родоначальником т-ра "гротеска" стал Л. Къярелли. В его пьесе "Лицо и
маска" (1916) отчётливо показан контраст между истинными чувствами героя
и его личиной, выявляющейся в почти фарсовой трактовке драматич.
ситуации. К т-ру "гротеска" принадлежал Л. Анто-нелли, написавший пьесу
"Человек, который встретился с самим собой" (1918), в к-рой жизнь героя
рассматривается сквозь призму предоставившейся ему фантастич.
возможности прожить эту жизнь снова, а также Э. Каваккьоли, к-рый
находит мотивы гротесковых сопоставлений в конфликте мысли и инстинктов.
В пьесах Каваккьоли действуют условно-симво-лич. персонажи (скелет во
фраке, марионетки и т. д.).
Приближается к "гротескам" и творчество Россо ди Сан-Секондо. Его
пьеса "Страстные марионетки" (1918), герои к-рой уподобляются
марионеткам, приводимым в движение ниточками страстей, проникнута
безысходностью. В дальнейшем в пьесах драматурга сказывается влияние
творчества Л. Пиранделло.
Драматургия "гротесков", отразившая пессимистич. взгляд итал.
интеллигенции на действительность, на природу человека, была лишена
подлинной социальной значимости. Наиболее крупным драматургом в годы,
последовавшие после первой мировой войны, оказавшим влияние на театр.
иск-во не только Италии, но и Европы и Америки, был Пиранделло. Вначале
его пьесы носили веристский характер. Однако в дальнейшем он переходит к
иному пониманию иск-ва. В своей теоретич. работе "Юморизм" (1908)
Пиранделло противопоставляет веристскому копированию действительности её
обобщённое отражение. Обнажение жизни кажущимися парадоксальными
ситуациями, трагич. буффонада, противоречие между "быть" и "казаться",
стремление к острому гротеску сближают Пиранделло с т-ром "гротеска", но
его анализу окружающего присуща большая социальная острота. Широкая
известность пришла к драматургу в 1920, когда была поставлена пьеса
"Шесть персонажей в поисках автора". Сложный, интеллектуальный по
характеру своих конфликтов, жестокий т-р Пиранделло отразил трагич.
противоречия совр. ему действительности. Его герои бессильны
противостоять этой действительности и пытаются скрыться от неё в мир
иллюзий. Но и там они не находят спасения; реальность грубо вторгается в
вымысел и безжалостно разрушает его. Проблема соотношения реального и
иллюзорного, объективной реальности и её субъективного восприятия
составляет основной философский узел многих пьес Пиранделло ("Это так,
если это вам так кажется", "Генрих IV", "Обнажённая одевается", "Жизнь,
которую я тебе даю" и т. д.). Творчество Пиранделло противоречиво: с
одной стороны, оно проникнуто непримиримым отношением к
действительности, обнажает ханжество бурж. морали (это особенно
подчёркивал А. Грамши, ценивший в произведениях Пиранделло их взрывчатую
силу), с другой стороны - его пьесы отличает релятивизм, утверждение
непознаваемости, бессмысленной случайности, царящей в жизни, безысходный
пессимизм. Пиранделло обладал блестящей драматургич. техникой,
позволявшей ему добиваться разнообразия и гибкости драматич. формы,
использовать порой парадоксальные приёмы.
Влияние Пиранделло на И. д. особенно отчётливо сказалось в
произведениях У. Бетти и М. Бонтем-пелли (1878-1960). Начав с пьес,
изображавших жизнь с позиций веризма ("Хозяйка", "Дом на воде",
"Гостиница в порту", "Обвал на пристани Север", герои к-рых - фермеры,
рабочие, докеры), Бетти вскоре обращается к т. н. интеллектуальному
т-ру. В его пьесах вместо живых людей действуют холодные маски.
Атмосфера таинств, недомолвок, неопределённости, отсутствие реальной
среды становятся доминирующими в последние годы в его творчестве. Один
из старейших писателей и теоретик т-ра Бонтемпелли написал пьесы
"Валерий", "Золушка" и др. Среди наиболее плодовитых драматургов Италии
- Г. Герарди (1891-1949), автор пьес "Дети маркиза Лучера", "Чистое
золото" и др.
В период фашистской диктатуры И. д. переживала кризис. Все виды
интеллектуальной деятельности находились под надзором. Темы, связанные с
правдивым отражением действительности, были запрещены. Стремясь насадить
в т-ре дух т. н. "великой империи", Муссолини добился того, что
подлинная жизнь страны оказалась вне пределов иск-ва. Развлекат.
комедии, оторванные от реальной действительности абстракции, реакц.
драматургия Форцано и др.- таков был репертуар итал. т-ра. Демократич.,
реали-стич. тенденции сохранялись лишь в диалекталь-ных т-рах, иск-во
к-рых официально преследовалось.
Героич. борьба периода Сопротивления, разгром фашизма вызвали
огромный подъём демократич. сил, активность широких нар. масс. Это
создало почву и послужило стимулом для деятельности прогрессивных
художников. Вслед за кино т-р обратился к темам Сопротивления, стремился
по-новому взглянуть на недавнее прошлое, осмыслить трагедию, пережитую
страной в годы фашизма. Попытки утвердить неореализм в т-ре связаны с
пьесами Дж. Каллегари, А. Николаи, "Хроникой" Л. Триесте и др. Близко по
своей направленности к неореализму и творчество Э. Де Филиппе. Однако
стремление утвердить неореализм в т-ре и драматургии не получило той
реализации, к-рую это направление обрело в киноискусстве, живописи и
литературе. Среди совр. драматургов Италии - К. Террон, А. де Бенедетти,
Р. Баккелли, К. Альваро, К. Лодовичи, А. Николаи, Д. Будзати, В.
Браккати, Ф. Дзарди, С. Джованинетти, Л. Ску-арцина, Д. Фабри и др.
Обратился к т-ру крупнейший прозаик Италии А. Моравиа ("Беатриче
Ченчи"). В творчестве Будзати ("Клинический случай") и Джо-ванинетти
сильны мотивы тоски, глубокий психологизм. Фабри разрабатывает проблемы
религиозного обновления, религиозной морали. Его пьесы "Инквизиция"
(1950), "Соблазнитель" (1951), "Семейный процесс" (1953) утверждают идеи
католицизма. В то же время творчество Скуарцина проникнуто острой
социальной направленностью. [Его пьесы "Всемирная выставка" (1949) и
посв. борьбе с фашизмом "Девушка из Романьи" (1958) переведены на рус.
яз.]. В пьесе "Три четверти луны" (1953) показано тлетворное воздействие
идеологии фашизма на молодое поколение.
Крупнейший драматург совр. Италии Э.Де Филиппа следует традициям
диалектального нар. т-ра, он выдвигает в своих пьесах актуальные
проблемы современности (пьесы Э. Де Филиппе широко ставятся на сценах
Советского Союза).
Диалектальная драматургия (см. Итальянский театр), связанная с нар.
традициями, оказалась наиболее действенной и жизненно необходимой.
Несмотря на ограниченность местным материалом и формой, мешающую
распространению пьес, созданных в одном районе Италии, в остальных
городах страны диа-лектальная драматургия, связанная с насущными
интересами народа, выражает передовые идеи в совр. близкой народу форме.
Лит.: То n e I I i L., 11 teatro italiano, Mil., 1924; D'Amico S.,
Storia del teatro drammatico, v" 1 - 4, 4 ed., Mil., 1958: De В а г t h
o 1 o m a e i s V., Le origini della poesia drammatica italiana, 2 ed.,
Torino, 1952: Pandolfi V., La commedia dell'arte italiana, v, 1 - 4,
Firenze, 1957 -58:
Mazzoni G., L'Ottocento, v. 1 - 2, 3 ed" Mil., 1953; R u-be r t i G.,
Sto-ria del teatro contemporaneo, v. 1 - 3, 2 ed., Bologna, 1928:
D'Amico S., 11 teatro italiano, 2 ed., Mil., 1937; Fiocco A., Teatro
italiano di ieri e di oggi, Bologna, 1958; Pullini G., 11 teatro
italiano fra due secoli.Mil., [1958]. См. также литературу при ст.
Итальянский театр. Н. Г., Г. Б., Р. К.
ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА в Париже- см. Итальянский театр.
ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА В России- см. Итальянский театр.
ИТАЛЬЯНСКИЙ ТЕАТР. театр. иск-во Италии восходит своими истоками к
нар. земледельческим обрядам и играм. Обряд встречи весны породил ряд
массовых сельских игр, заключавших элементы драматич. действия (комич.
диспуты, сопровождаемые ряжением, шутками, плясками и пением). Действием
были насыщены майские карнавальные игры. Несмотря на суровые гонения со
стороны католич. церкви, традиции нар. карнавала сохранялись в эпоху
средневековья и получили широкое распространение в эпоху Возрождения.
Наиболее примечательными были венецианские карнавалы, ставшие в 13-16
вв. общегородскими праздниками. Они включали акро-батич. игры,
костюмированные процессии, комич. импровизации, песни и пляски.
Излюбленным видом площадных развлечений были выступления городских
мимов. Своеобразный вид площадного зрелища - ла-уды - религиозные
хвалебные песнопения 13 в., в них проникали нар. сатирич. элементы, а
язык отличался образностью и энергией (стихотворные размеры и мелодии
лауд были заимствованы из нар. источников). В 15 в. одновременно с
канонич. литургич. драмой на лат. яз. в Италии стали возникать особые
формы церковного т-ра, т. н. "священные представления" (sacre
rappresentazioni), в к-рых сильно сказалось влияние светской литературы
и комич. жанров нар. т-ра. Наряду с христианскими сюжетами в "священных
представлениях" появлялись сюжеты мифологические, выражавшие гуманистич.
тенденции новой поэзии. В создании мистериальных спектаклей принимали
участие поэты-гуманисты Ф. Белькари, Л. Пуль-чи, Л. Медичи и др., а
также художники, среди к-рых был Л. да Винчи.
В эпоху* Возрождения (14-16 вв.), в результате глубокого кризиса
феодально-церковной идеологии и роста буржуа зно-демократич.,
гуманистич. тенденций, в Италии началось развитие новой театр. культуры.
Итальянский т-р не был однороден: его демократич. и реалистич.
направление было ярко выражено в импро' визационной комедии делъ арте,
возникшей под влиянием форм нар. т-ра в среде проф. комедиантов, в то
время как предшествовавшая её возникновению лит. драма зародилась в
учёных кругах и среди знати. Исполнителями "учёной" комедии и трагедии,
как правило, были любители-студенты или придворные. Первый организатор
любительских спектаклей - римский гуманист Помпонио Лето (15 в.) вместе
со своими учениками разыгрывал на лат. яз. произведения Плавта и
Теренция. Выдающимися представителями лит. драмы конца 15 - нач. 16 вв.
были Л. Ариосто, П. Аретино, Н. Макиавелли, Дж. Бруно. Но лит. драма
была далека от демократич. зрителя, поэтому стали возникать коллективы
любителей, состоявшие в основном из ремесленников и карнавальных
буффонов. Эти любительские содружества, носившие наименования
Садовников, Огородников, Виртуозов, Бессмертных, Победителей выступали
перед городской публикой и в домах знати, разыгрывая сатирич. фарсы.
Широкое распространение эти коллективы получили на рубеже 15-16 вв. в
городах Венеции, Болонье, Мантуе, Ферраре. Известность получили
содружества Сиены - "академия Оглушённых" и "конгрегация Грубых"
(расцвет деятельности сиен-цев падает на первые два десятилетия 16 в.).
Члены "конгрегации" являлись авторами и исполнителями сатирич, фарсов.
Самым одарённым среди них был Н. Кампани (по прозванию Страшино),
выполнявший также функции режиссёра. Наиболее значительный этап в
развитии этого полупроф. т-ра связан с именем драматурга и актёра А.
Беолъко (нач. 16 в.). Наследуя традиции нар. фарса, Беолько в своих
"сельских комедиях" реалистически изображал крестьянские нравы,
сочувственно показывал типы деревенских бедняков. Он создал и возглавил
труппу любителей, к-рая разъезжала по Италии, разыгрывая комедийные и
пасторальные пьесы. Сам Беолько выступал в образе добродушного и
сметливого крестьянина по имени Рудзанте, его партнёры тоже воссоздавали
постоянные типологич. персонажи (tipi fissi). Беолько попытался
объединить учёную комедию с фарсом и во многом подготовил появление
комедии дель арте, вытеснившей лит. драму. В то время как в верхах
общества идеи гуманизма постепенно вырождались, в демократич. массах всё
шире распространялось "жизнерадостное свободомыслие" (Ф. Энгельс),
связанное с борьбой народа против паразитизма богатых и знатных, против
стародавнего уклада жизни, схоластич. омертвения мысли.
Феодально-католич. реакция, усилившаяся ко 2-й пол. 16 в., вызвала
оппозиционное настроение мелкобурж. демократич. слоев городского
населения, и этот процесс отразился на формировании нар.
импровизированной комедии (комедии дель арте) - наиболее значительного
явления И. т. эпохи Возрождения. Комедия дель арте, тесно связанная с
фарсовыми площадными представлениями и масками городского карнавала,
использовала также сюжеты лит-ры, объединив, т. о., нар., площадное и
учёное гуманистич. иск-во. Демократич. характер комедии дель арте