<< Пред. стр. 496 (из 913) След. >>
отличаются остротой конфликтов, сильной эмоциональностью, романтич.приподнятостью, стремлением воплотить революц. героику. С 1925 пишет
сценарии для кино: "Рядовой Александр Матросов" (1947), "Наш двор"
(1954). Особой популярностью пользуются фильмы по сценариям М. "Солдат
Иван Бровкин" (1954) и "Иван Бровкин на целине" (1958).
'Соч.: Пьесы, М., 1955; Пьесы, Тбилиси, 1959 (на груз. я3-)- Вл. П.
МДИВАНИ, Ираклий Давидович [р. 17(30).IX. 1907] -грузинский советский
художник. Засл. художник Груз. ССР (1961). В 1930 окончил Тбилисскую
академию художеств (класс Е. Лансере). С 1931 работал в драм. т-рах
Груз. ССР, с 1930 - в Груз. т-ре кукол (гл. художник). Здесь М. оформил
спектакли: "Волшебная лампа Аладина" Гернет, "Нукри" по Важа Пшавела,
"Кот в сапогах" Браусевича, "Приключения Буратино" по А. Толстому и др.
МЕГВИНЕТ-УХУЦЕСИ, Константин (Котэ) Васильевич [р. 15(27).XI.1891 ] -
грузинский советский композитор, педагог, музыковед. Засл. деят. иск-в
Груз. ССР (1946). В 1913 окончил Петерб. консерваторию (класс композиции
А. К. Лядова). Автор опер:
"Амирани" (1927), "Партизаны" ("1905 год") (1931, Т-р оперы и балета
им. Палиашвили), "Давид Гура-мишвили", "Свадьба Бекины" (1955, Т-р оперы
и балета им. Палиашвили); балетов: "Девушка из Чани" (1947), "Элвара".
М.-У. написал музыку ко мн. спектаклям груз. драм. т-ров и др. произв.
Автор ряда науч. трудов по истории рус. и зап.-европ. муз. т-ра. В
1928-37 преподавал муз.-теоретич. предметы в Тбилисской консерватории (с
1932-проф.). С 1943 ведёт педагогич. работу в Груз. театр. ин-те.
Лит.: Чхиквадзе Г., Советские композиторы Грузии, Тбилиси, 1956 (на
груз. яз.); Грузинская муз. культура. [Сб. статей], М., 1957. Э. М., Л.
Ц.
МЕГЙШЬ (правильнее- Меюль; Mehui), Этьенн Никола (22.VI.1763 - 18.X.
1817) - французский композитор. Член Института Франции (с 1795). Уже в
возрасте 10 лет играл на органе в монастыре в Живе; учился музыке в
аббатстве Лаваль-Дьё. В 1779 переехал в Париж, где близко познакомился с
Глюком, который дал ему ценные советы по драматургии оперы. В 1790 была
пост. опера М. "Евфросина и Корадин" (Итал. т-р, Париж). Эта опера
следует глюковскому направлению в муз. т-ре; в ней сказалось стремление
М. к драматич. правде. Опера была восторженно встречена публикой и
музыкантами. М. принадлежат оперы: "Стратоника" (1792; т-р "Опера
комик", Париж), "Гораций Коклес" (1794, т-р "Опера"), "Пещера" (1795,
т-р "Опера комик"), "Арио-дант" (1799, там же), "Два слепца из Толедо"
(1806, там же) и мн. др. Вершина творчества M.- опера "Иосиф" (1807, т-р
"Опера комик"), обошедшая сцены всего мира. На сцене т-ра "Опера"
ставились 4 балета М.: "Суд Париса" (1793), "Страсть к танцам" (1800),
"Дафнис и Пандроза" (1803), "Персей и Андромеда" (1811). М. написал
увертюру и хоры к трагедии М. Ж. Шенье "Тимолеон" (1794). Произв. М.
написаны б. ч. в жанре комич. оперы, но в их музыке звучат патетика и
драматизм, свойственные его эпохе - эпохе франц. бурж. революции конца
18 в. М. обогатил музыку гар-монич. и тембровыми находками. Он
использовал в своих операх развитую систему лейтмотивов ("Арио-дант"),
М. писал музыку для хоров, массовых революц. празднеств ("Гимн Разуму",
1793, и др.). С 1795 был одним из инспекторов Парижской консерватории.
Лит.: Р а д и г е А., Французские музыканты эпохи Великой франц.
революции, пер. с франц., М., 1934; Б ю-к е н Э., Героический стиль в
опере, пер. с нем., М., 1936;
Poupin A" Mehui, P., 1893; Вгапсоиг R., Mehul. Biographie critique.
P., 1912. Ал. М.
"МЕДАНСКАЯ ГРУППА" (Le groupe de Medan)- группа французских писателей
и драматургов, возглавлявшаяся Э. Золя. В "М. г." входили Г. Мопассан,
Ж. К. Гюисманс, А. Сеар, Л. Энник, П. Алексис. Своё назв. получила от
сб. новелл "Меданские вечера", выпущенного ими в 1880. Являясь
последователями теории натурализма Золя в области прозы, члены "М. г."
развивали взгляды Золя на драматургию и т-р, высказанные им в работе
"Натурализм в театре". Участников "М. г." объединяло требование
подлинности описываемых событий, точности их воспроизведения, стремление
к детальному, иногда излишне кропотливому анализу характера человека, к
перенесению на сцену мельчайших подробностей жизни. Творч. устремления
"М. г." были близки реж. А. Антуану в первые годы деятельности
Свободного т-ра.
Лит.: Deffoux L.,Zavie E.,Le groupe de Medan, P., 1920, nouv. ed.,
[1924]; Antoine A., Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P., 1921. Я. Рж.
МЕДВЕДЕВ (наст. фам. -Бернштейн), Михаил Ефимович
[8(20).VII.1852-8.VIII.1925] - русский артист оперы (тенор), педагог. В
1881 окончил Моск. консерваторию. С того же года - солист оперного т-ра
в Киеве. Пел также в Харькове, Одессе,
Казани, Тифлисе и др. городах. Сезон 1891-92 M. выступал в Большом
т-ре: Синодал; Собинин ("Иван Сусанин"), Герман; Отелло (о. п. Верди),
Васко да Гама ("Африканка" Мейербера). Осенью 1892 перешёл в Мариинский
т-р; партии: Финн ("Руслан и Людмила"), Хозе; Иоанн ("Пророк" Мейербера)
и др. Вскоре М. оставил казённую сцену. Гастролировал в провинции.
Возглавлял оперные труппы, выступавшие в приволжских городах, на Украине
и юге России. В 1898-1900 с успехом выступал в США. У М. был красивый
голос несколько горлового тембра, он обладал большим драма тич.
дарованием. Первый исполнитель партии Ленского (в спектакле учащихся
Моск. консерватории в Малом т-ре, 1879), впервые пел партию Германа в
Киеве и Москве.
М. вёл педагогич. работу: в 1901-05 - педагог (с 1903 - проф.)
Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва, с 1915 - проф. Саратовской
консерватории. В числе учеников M. - Г. С. Пирогов.
Лит.: Михаил Ефимович Медведев. Очерк двадцатилетней артистич.
деятельности. 1881-1901, Киев, 1901; Щ е п-кина-Куперник Т.Л., Театр в
моей жизни, M.-Л., 1948, с. 47-48; Я р о н С., Воспоминания о театре,
Киев, 1898, с. 328-30, 353, 357 и др.; Л е в и к С. Ю., Записки оперного
певца, М., 1962, с. 92--110 и др.
МЕДВЕДЕВ, Николай Александрович [р. 14(26). Х.1898] - русский
советский режиссёр, актёр, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1945).
Творч. деятельность начал в 1915 в Екатеринбурге как актёр. С 1918 ведёт
режиссёрскую работу. В 1931-39 возглавлял т-ры в Ульяновске, Пензе,.
Ярославле, Оренбурге, Волгограде, в 1939-45 - Иркутске, в 1945-49 -
Казани, 1949-55 - Челябинске. В 1955-59 - режиссёр Челябинского т-ра. С
1961 - гл. режиссёр Челябинской студии телевидения. Ведёт педагогич.
работу (с 1934). Спектакли, пост. М., отличаются ясностью мысли, сценич.
культурой; большое внимание уделяет М. слову.
Спектакли: "Мой друг" Погодина (1933, Пензенский т-р), "Гибель
эскадры" (1935, Ярославский т-р), "Борис Годунов" (1937, Оренбургский
т-р), "Последняя жертва" (1943, Иркутский т-р); в Челябинском
т-ре-"Любовь Яровая" (1951;
Гос. пр. СССР, 1952), "Кремлёвские куранты" (1955), "Собака на сене"
(1958), "Битва в пути" по Николаевой (1959) и др.
Роли: Франц Моор ("Разбойники"), Борис Годунов, Чацкий; Забелин
("Кремлёвские куранты") и др. М. Лифш.
МЕДВЕДЕВ, Пётр Михайлович [15(27).!. 1837- 30.1(12.II).1906] -
русский антрепренёр, актёр, режиссёр, театральный, общественный деятель.
Учился в Моск. театр. уч-ще. В 1853 поступил в труппу тульского
антрепренёра И. М. Никулина. Служил в Костроме, Твери, Двинске. В
1858-60. 1861-62 - в Саратове. В 1862 стал во главе саратовской труппы,
сначала как руководитель Товарищества актёров, затем как антрепренёр.
Держал антрепризы в Казани (с 1866 - драматическую, с 1874 и оперную) и
др. городах. В своих антрепризах М. стремился решать серьёзные
художеств. задачи: содействовал распространению на провинц. сцене
произв. рус. классич. драматургии и рус. классич. оперы, уделял большое
внимание постановочной части, созданию художеств. ансамбля. Особенно
велика заслуга М. в выявлении и воспитании актёрских талантов. М. широко
привлекал в свои труппы талантливых актёров, увеличивая по сравнению с
др. антрепренёрами оплату их работы. В антрепризах М. работали П. А.
Стрепетова. М. Г. Савина, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, А. И. Шуберт,
М. И. Писарев, А. П. Ленский. Потерпев материальные неудачи, М. в 1889
оставил антрепренёрскую деятельность. В 1890-93 был гл. режиссёром, а в
дальнейшем (до конца жизни) - актёром Александрийского т-ра. Начав с
водевильных ролей (амплуа простака), М. вскоре перешёл на роли в бытовой
комедии. Игра М., считавшего для себя образцом иск-во П. М. Садовского,
характеризовалась сдержанностью, простотой; комизм артиста неизменно
сохранял благородство и правдивость. В рус. классич. репертуаре М.
сыграл Городничего, Фамусова, Шмагу; Градобое-ва ("Горячее сердце"),
Расплюева ("Свадьба Кречин-ского; Сухово-Кобылина), Подколёсина
("Женитьба"). С тонким юмором и наивной убеждённостью в истинности
событий и чувств, переживаемых героями, играл М. роли в комедиях
Мольера: Оргон ("Тартюф"), Ска-пен; Арган ("Мнимый больной"), Сганарель
("Брак поневоле").
М. принимал активное участие в актёрских съездах, в работе
Российского театр. об-ва.
Соч.: Автобиография, Казань, 1886; Воспоминания (со вступ. ст. А. Р.
Кугеля), Л., 1929.
Лит.: Давыдов В. Н., Рассказ о прошлом, M.-Л. 1962; Синельников Н.
Н., Шестьдесят лет на сцене Харьков, 1935; К у г ел ь А., "Театр и
искусство", 1906 ј 6, с. 93; Стрепетова П. А., Воспоминания и письма
М.-Л., 1934; Ю р ь е в Ю. М., Записки. 1872-1948, Л.-М. 1963; Пальм Г.
А., Театр в провинции, "Исторический вестник", 1912, ноябрь. К л.
МЕДВЕДЕВ, Пётр Петрович (р. 1859 - г. смерти неизв.) - русский актёр
и антрепренёр. Сын П. М. Медведева. Сценич. деятельность начал в конце
70-х гг., играл в труппе отца. В 1885-1918 держал антрепризы в Омске,
Ирбите, Екатеринбурге, Перми, Саратове, Самаре, Астрахани, Н.-Новгороде,
Ярославле, Царицыне, Николаеве, Херсоне, Таганроге. Продолжая
традиции отца, М. добивался повышения проф. уровня руководимых им т-ров,
широко включал в их репертуар произв. рус. и зап.-европ. классич.
драматургии. С 1918 М. был актёром разл. провинц. т-ров (в 1922-26 играл
в Самаре). Исполнял преим. характерные и бытовые роли: Рас-плюев
("Свадьба Кречинского"), Оргон ("Тартюф"), Чечков ("Джентльмен"
Сумбатова-Южина) и др. А. К л. МЕДВЕДЕВА (по мужу -Гайдукова), Надежда
Михайловна [6(18). Х.1832, Москва,-24. IX (6.Х). 1899, о. Корфу, Греция]
- русская актриса. Принадлежала к актёрской семье, начавшей деятельность
в 18 в. Дочь актрисы моек. т-ров Акулины Дмитриевны Медведевой
(17961895; оставила сцену в 1822). По отцу-сестра П. М. Медведева.
Воспитанница Моск. театр. уч-ща; занималась у балетм. Ф. Н. Манохина и
реж. С. П. Соловьёва, убедившего М. посвятить себя драме. В 1847 с
успехом сыграла в Малом т-ре роль Агнессы ("Школа женщин" Мольера). В
1849, по окончании уч-ща, М. была принята в труппу Малого т-ра
(числилась на службе с 1848; с 1899 - засл. арт. имп. т-ров). Вначале
выступала в. водевилях и комедиях, обратив на себя внимание миловидной
наружностью, звучным голосом, осмысленностью игры, комедийным
дарованием. В 1851 для практики была отпущена на Одесскую сцену. По
возвращении (1853) М., несмотря на её данные характерной актрисы, стали
поручать драматич. роли во франц. мелодрамах:
Маритана ("Испанский дворянин" Дюмануара и Ден-нери, 1856), Луиза и
Люсиль (роли матери и дочери; играла в один вечер - "Детский доктор"
Анисе-Буржуа и Деннери, 1857), Серафина ("Серафина Лафайль" Анисе-Буржуа
и Лемуана, 1859). Мелодраматич. приёмы мешали простоте и естественности,
присущим дарованию актрисы. В рус. репертуаре в этот период М. играла:
Дашу ("Не так живи, как хочется" Островского, 1854, первая
исполнительница этой роли в Малом т-ре), Софью ("Горе от ума", 1858); в
зап. классике - Корделию ("Король Лир", 1859), Елизавету Ва-луа ("Дон
Карлос", 1859), Порцию ("Венецианский купец", 1862).
Огромное влияние на формирование М. как художника и человека оказал
её учитель и друг - М. С. Щепкин. Талант М. проявился в полную силу лишь
с переходом её в 1866 на характерные роли пожилых светских женщин
(амплуа грандам), преим. в рус. репертуаре. Разнообразие и жизненная
правдивость, яркая индивидуализация образов, их цельность, глубина
чувств, тонкий юмор, естественность, филигранная отделка деталей - осн.
черты иск-ва М. В первых пост. пьес Островского в Малом т-ре М. играла:
Туруси-ну ("На всякого мудреца ...", 1868), Гурмыжскую (1871), Огудалову
("Бесприданница", 1878); Сосипатру Семёновну ("Красавец-мужчина", 1882),
Снафидину ("Не от мира сего", 1885). Среди лучших ролей М. также:
Хлёстова ("Горе от ума", 1882), Мурзавецкая ("Волки и овцы", 1896),
Эльмира ("Тартюф", 1867)" графиня Орсини ("Эмилия Галотти" Лессинга,
1870), Эсфирь ("Уриэль Акоста", 1879). Доверив в свой бенефис роль
Эмилии Галотти воспитаннице М. Н. Ермоловой, М. открыла талант будущей
великой актрисы, стала её руководителем и другом. К. С. Станиславский
считал М. одной из своих учительниц.
Лит.: Надежда Михайловна Медведева, "ЕИТ". Сезон 1907-1908, вып. 18,
ч. 1, СПБ, с. 302-11; Кара -My p-з а С. Г., Малый театр. Очерки и
впечатления. 1891- 1924, М., 1924, с. 29-38; Щепкин а-К уперник Т. Л.,
Дни моей жизни, М., 1928, с. 162-75; Станиславский К. С., Моя жизнь в
искусстве, Собр. соч., т. 1, М. 1954, с. 37-39, 69. Е. Фил.
МЕДДАХИ (тур., ед. ч. meddah, слово араб. происхождения) - турецкие
профессиональные рассказчики-импровизаторы. М. исполняют сказания из
богатырского эпоса, многочисл. рассказы на религ. и бытовые темы. В
17-1-й пол. 19 вв. в Стамбуле существовала цеховая организация
М."эснаф". Во время разл. религ. праздников, офиц. торжеств М. выступали
в кофейнях и др. обществ, местах. Их приглашали на свадьбы и др.
праздники. Иногда наиболее известные М. выступали при дворе султана.
Султанское правительство и мусульм. духовенство устанавливали цензуру за
деятельностью М., к-рые должны были иметь спец. разрешение властей на
выступления и платили особый налог. Во 2-й пол. 19 в. цеховая
организация М. распалась. Однако до наст. времени в Ускюдаре (р-н
Стамбула) можно услышать выступления М., теперь мало популярные у
населения.
Лит.: Гордлевский В. А., Из настоящего и прошлого меддахов в Турции,
в кн.: Избр. соч., т. II, М., 1961" с. 300-13; его же, Стамбульские
меддахи, там же с.332-38. А. Т.
М‚ДЕБАК (Medebach) - семья итальянских актёров.
Джироламо М. (1706-1781 или 1790)- актёр и антрепренёр. С 13 лет
работал в труппе бродячих комедиантов, затем организовал собств. труппу,
выступавшую в т-ре "Сан-Мойзе" (Венеция), а летом разъезжавшую по
городам Италии. В 1746 в Ливорно М. познакомился с К. Гольдони и
пригласил его писать пьесы для своего т-ра. С труппой М., обосновавшейся
в помещении т-ра "Сант-Анджело" (Венеция), связан период расцвета
творчества Гольдони, к-рый в 1748- 1753 написал для этой труппы 43
пьесы. Став капоко-мико, М. не прекратил актёрской работы и играл (под
именем Оттавио) в комедиях Гольдони специально для него написанные роли:
Ансельми ("Семья антиквария"), Дон Марцио ("Кофейня"), Рипафратта
("Трактирщица") и др. Поссорившись с Гольдони, М. пригласил в качестве
автора его соперника - аббата П. Кьяри. Постепенно (отчасти из-за успеха
фьяб К. Гоцци) материальное положение труппы М. стало ухудшаться. В 1780
он был вынужден покинуть Венецию и вступить в бродячую труппу.
Анджела Теодора Джованна (по сцене -Розаура) (1723-61). Жена
Джироламо М. и примадонна его труппы. Играла роли первых любовниц.
Обладала превосходными сценич. данными - прекрасной внешностью, звучным,
нежным голосом. Мн. роли в комедиях Гольдони были им написаны для этой
актрисы. С особым успехом играла гл. роли в "Памеле", "Послушной
дочери", "Разумной жене". Н. Мок.
МЕДНИС, Гаральд (Харальд) Петрович (р. 16.VIII. 1906) - латышский
советский хормейстер. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1956). В 1950 окончил
Латв. консерваторию по оркестрово-дирижёрскому классу. С 1940 -
хормейстер Т-ра оперы и балета Латв. ССР. Пост. (совм. с Р. Ванагом)
хоровые сцены в спектаклях "Семья Тараса" Кабалевского (1952), "Мазепа"
(1953);
"Аида" (1953) и "Дон Карлос" (1962) Верди, "Сказание о невидимом
граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова (1955), "Банюта"
Калныня (1955), "Зелёная мельница" Зариня (1958), "Овод" Спадавеккиа
(1959) и др. С 1948 выступает как хоровой дирижёр республиканских
праздников песни. Я. В.
МЕДОВЩИКОВ, Николай Николаевич [р. 26.XII (7.1). 1898] - русский
советский художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1950) и Каб.-Балк. АССР
(1957). Учился в нижегородской художеств. студии и в 1922 в моек.
"Вольной академии". С 1924 работает как театр. художник в Симферополе,
Казани, Ташкенте, Саратове, Горьком, Ярославле. С 1957 - в Волгоградском
т-ре. M.- один из ведущих художников периферии. Творчество М.
развивается в традиц. формах объёмно-живописной декорации, художник
стремится передать атмосферу эпохи и пьесы.
Оформил спектакли: "Горе от ума" (1924, 1939), "Бронепоезд 14-69"
(1928), "Гамлет" (1935, 1962), "Отелло" (1936, 1952), "Иванов" Чехова
(1940), "Бесприданница" (1936, 1945, 1958), "Дядя Ваня" (1947); "Заговор
обречённых" Вирты (1940, Ярославский т-р; Гос. пр. СССР, 1950),
"Вишнёвый сад" (1950, 1957), "Чайка" (1954); "Царь Фёдор Иоаннович" А.
К. Толстого (1956), "Третья патетическая" Погодина (1959), "Три сестры"
(1960), "Гамлет" (1962) и др.
Эскиз М. к спект. "Коварство и любовь" - "Комната музыканта Миллера"
- был отмечен бронзовой медалью на Междунар. выставке в Брюсселе (1958).
Лит.: Пожарская М. Н.,Н.Н. Медовщиков, Л., 1960. М. Люб.
МЕДОКС (М а д д о к с), Me к кол (Михаил Георгиевич) (1747-1822) -
русский театральный деятель. Род. в Англии. С 1766 жил в России. С 1767
выступал как фокусник в Петербурге. В 1776 переехал в Москву. В том же
году вместе с кн. П. В. Урусовым содержал т-р. Спектакли давались в доме
Воронцова на Знаменке. В нач. 1780 этот т-р сгорел. В том же году М.
построил на Петровке новый т-р, получивший назв. Петровского (см.
Медокса театр). Ю. Д.
МЕДОКСА ТЕАТР (Петровский теат р)- русский театр. Построена 1780
антрепренёром Медок-сом.
М. т. имел партер, 3 яруса лож и 2 галереи, вмещал 1500 зрителей.
Позже к т-ру были пристроены две маскарадные залы (большая из них -
Ротонда - вмещала до 2 тыс. танцующих).
Серьёзный репертуар (произв. Княжнина, Фонвизина, Николева, Лессинга,
Шиллера, Вольтера, Мольера, Бомарше, Мерсье), талантливая труппа (П. А.
Плавильщиков, С. Н. и Е. С. Сандуновы, Я. Е. Шушерин, М. С. Синявская,
А. Г. Ожогин и др.) привлекали к т-ру внимание передовых людей,
группировавшихся вокруг типографии выдающегося рус. просветителя Н. И.
Новикова. Вместе с актёрами они обсуждали пьесы, составляли репертуар,
распределяли роли, давали режиссёрские указания. М. т. был рассчитан на
широкие слои публики и охотно ею посещался. Наряду с драм. спектаклями,
в т-ре шли также оперы и балеты. Среди лучших спектаклей т-ра:
"Недоросль" (1782), "Бригадир" (1787) Фонвизина,"Санктпетербургский
Гостиный двор" Матинского (1782), "Несчастье от кареты" Княжнина (1779),
"Севильский цирюльник" Бомарше (1782), "Мисс Capa Сампсон" Лессинга
(1783), "Мизантроп" (1782) и "Мещанин во дворянстве" (1791) Мольера и
др. В М. т. была пост. тираноборч. трагедия "Сорена и Замир" Николева
(1785), впервые в России пост. "Эмилия Галотти" Лессинга (1786),
"Женитьба Фигаро" ("Фигарова женитьба", 1787). Подобное направление
репертуара вызывало резко отрицательное отношение властей, поставивших
Медокса в трудные условия. М. разорился, и в 1789 т-р перешёл в ведение
Опекунского совета. В 1805 здание Петровского т-ра сгорело. Актёры вошли
в состав казённой имп. труппы.
Лит.: Чаянова О., Театр Маддокса в Москве. 1776- 1805ЛМ., 1927;А с е
е в Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М., 1958, с.
190-91. Ю. Д.