<< Пред. стр. 552 (из 913) След. >>
мероприятия способствовали приобщению народа к театр. иск-ву, воспитаниюсоциалистич. мировоззрения. Большую роль сыграло и движение
"Фолъксбюне", возрождённое после войны при участии Ф. Вольфа, Г.
Роденберга и др.
Среди т-ров ГДР: Немецкий театр им. М. Рейн-хардта, "Каммершпиле",
"Берлине? ансамбль", "Фольксбюне", Т-р им. М. Горького в Берлине, Нац.
т-р в Веймаре, "Шаушпильхауз" в Лейпциге, "Штадттеатр" в Дрездене.
Впервые в истории Н. т. возникли т-ры для детей и юношества - "Т-р дер
фрёйндшафт" ("Т-р дружбы", Берлин), "Т-р дер юнген гарде" ("Т-р молодой
гвардии", г. Халле), "Т-р дер юнген вельт" ("Т-р молодого поколения",
Лейпциг) и др. В районе, населённом сербами (народность славянского
происхождения), имеется "Дейче сорбише фолькстеатр" (г. Бауцен), в к-ром
спектакли идут на сербском яз. В репертуар т-ров широко включаются
произв. нем. классиков - И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Г. Э. Лессинга, пьесы
Б.Брехта, Ф.Вольфа и др. Осуществлены пост. произв. совр. драматургов
ГДР: "Чортов круг", "Баллада о Равенсбруке" Циннер, "Терра инкогнита"
Бартеля, "Невеста голландца" Штритматтера, "Кошачье золото" Саломо-на,
"Фрау Флинц" Байерля, "Белая кровь", "Барбара" Хаузера, "Камни на пути"
Саковского, и др. Среди пост. пьес прогрессивных западнонем. авторов:
"Чёрный лебедь" Вальзера, "Преследование и убийство Жан-Поля Марата"
Вейса, "Наместник" Хоххута. Продолжая лучшие традиции нем. театр.
иск-ва, т-ры ГДР ставят пьесы Шекспира, Мольера. Большое распространение
получила драматургия А. Н. Островского, А. П. Чехова, ставятся произв.
А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, М. Горького.
Т-ры обращаются к пьесам сов. драматургов - Вс. Иванова В. Н.
Билль-Белоцерковского, В. В. Вишневского, А. Н. Арбузова, В. С. Розова и
др. На сцене т-ров ГДР создан образ В. И. Ленина (в спектаклях "Человек
с ружьём" и "Кремлёвские куранты").
Правительство ГДР, Социалистич. единая партия Германии уделяют
большое внимание театр. иск-ву. Восстановлены и заново построены здания
мн. т-ров в Берлине, Дрездене, Потсдаме, Лейпциге и др. городах.
Оказывается материальная помощь самодеятельным коллективам. В 1949 были
учреждены Нац. премии в области театр. иск-ва. С 1959 в индустриальных
центрах ГДР устраиваются рабочие фестивали иск-в, на к-рых демонстрируют
своё иск-во проф. и самодеятельные театр. труппы. Большое значение для
развития театр. иск-ва ГДР имело обращение к творч. практике сов. т-ра.
В театр. ин-те в Веймаре по инициативе М. Валлентина, О. Гайара, О.
Ланга с 1945 началась подготовка актёров по системе К. С.
Станиславского, продолженная затем в Лейпцигской высшей театральной
школе. Работает Гос. драм. уч-ще в Берлине. Созданы учебные студийные
т-ры (при Высшей театр. школе, Лейпциг, при Ун-те им. Гумбольдта,
Берлин, и др.) и экспериментальные т-ры ("Т-р на третьем этаже" при т-ре
"Фольксбюне", Берлин). В летнее время работают т-ры под открытым небом.
Имеются передвижные цирки "Эрос", "Буш"; в Берлине существует
училище-студия по подготовке цирковых артистов, работают эстрадный т-р
"Фридрих-штаатспаласт", театрально-сатирич. кабаре "Дистель". Издаётся
театр. журнал "Театр дер Цейт" ("ТЬеаег Дег 2е1Ь).
Немецкий т-р им. М. Рейнхардта, "Берлине? ансамбль", "Комише опер"
гастролировали в Италии, Чехословакии, Англии, СССР. Нац. т-р (Веймар),
"Шаушпильхауз" (Лейпциг), "Штадтстеатр" (Дрезден) выступали в ФРГ в
порядке обмена с западногерманскими т-рами.
В числе деятелей т-ра ГДР: режиссёры Г. Ванген-хейм, В. Лапгхофф, Э.
Энгель, В. Хейнц, К. Кайзер, О. Ланг, М. Векверт, В. Пинтцка, актёры Э.
Буш, Э. Гешоннек, Э. Шалль, И. Келлер, В. Кайзер, X. Дринда, Г. Биннерт,
X. Гроссе, X. Тате, Р. Людвиг, Е. Вейгель, Г. Май, А. Домрёзе, Ф. Леман,
Э. Пели-ковски.
Иными путями развивалось театр. иск-во в Зап. Германии. Военные
оккупационные власти препятствовали пост. антифашистских пьес и произв.
прогрессивных бурж. авторов. В отдельных случаях руководство т-рами
возглавили бывшие нацисты. В репертуаре большое место занимали
пессимистич. пьесы Т. Уайлдера, Т. Эллиота и др. Во мн. т-рах ставилась
пьеса "Чортов генерал" Цукмайера, в к-рой делалась попытка
реабилитировать нем. военщину.
Но несмотря на сопротивление реакц. элементов, нек-рым демократич.
театр. деятелям удавалось ставить пьесы нем. авторов, затрагивающие
важные проблемы современности, показывающие героев антифашистского
подполья в Германии в период гитлеризма,- "Профессор Мамлок" Вольфа,
"Подпольщики" Вейзенборна (оба в "Хеббель-театре"). В 1947 в Гамбурге
была пост. пьеса "Перед закрытой дверью" Бор-херта, в к-рой поднималась
проблема вины немцев за развязанную фашистами войну, ответственности
молодого поколения за сохранение мира, показано тра-гич. столкновение с
возрождавшейся в Зап. Германии реакцией. Среди пост. пьес,
характеризующихся прогрессивной направленностью: "Наместник" Хоххута,
"Чёрный лебедь" Вальзера, "Дело И. Р. Оппенгеймера" Киппхардта, "Дневник
Анны Франк" Гудрич и Хак-кета, и др. Нек-рые режиссёры после длительной
борьбы против местных властей добились возможности ставить пьесы Б.
Брехта - "Кавказский меловой круг", "Жизнь Галилея", "Святая Иоанна
скотобоен" (Франкфурт-на-Майне), "Карьера Артуро Уи" (Бохум), "Мамаша
Кураж и её дети" (Кёльн). Но в основном в репертуар т-ров ФРГ включаются
произв. драматургии, далёкие от общественно-значит. проблем. Ставятся
пьесы франц. драматургов т. н. "абсурдного театра", амер. муз. ревю.
Частные и "городские" т-ры испытывают большие трудности в связи с нац.
политикой правительства ФРГ в области театр. иск-ва, травлей
прогрессивных театр. деятелей бурж. прессой, католическими и
профашистскими организациями.
Среди крупных т-ров ФРГ и Зап. Берлина: "Нёйе Шаушпильхауз" во
Франкфурте-на-Майне (худ. рук. X.. Буквиц), Гамбургский нац. т-р
(худ.рук.Х.Грюнд-генс, а после его смерти, с 1964 - О. Ф. Шу),
"Кам-мершпиле" в Мюнхене (худ. рук. Ф. Кортнер), Немецкий т-р в
Гёттингене (худ. рук. X. Хильперт), "Шиллер-театр", объединённый с ним
т-р "Веркс-штатт" и "Шлоспарк-театр" в Зап. Берлине (худ. рук. этих
т-ров Б. Барлог), "Фрейе фольксбюне" в Зап. Берлине (худ. рук. Э.
Пискатор).
Видные режиссёры стремятся к творч. сотрудничеству с т-рами ГДР
(пост. "Трёх сестёр" X. Хильпертом в Нем. т-ре им. Рейнхардта).
В числе театр. деятелей ФРГ: Э. Дейч, К. Раддац, Т. Т. Гизе, П.
Мосбахер, X. Больман, Б. Древе, В. Хинц.
Издаётся журнал "Театр унд Цейт" ("Theater und
Zeit").
Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С.
Мокульского, т. 1-2, 3, 4, M., 1956-64; Д ж и в е-легов А.,Бояджиев Г.,
История западноевропейского театра... 1789 г., М.-Л., 1941; Игнатове.,
История западноевропейского театра нового времени, M.-Л., 1940; Гвоздев
А. А., Западноевропейский театр..., Л.М., 1939; е г о ж е, Театр
послевоенной Германии, M.-Л., 1933; Троицкий 3., Карл Зейдельман и
формирование сценического реализма в Германии, M.-Л., 1940; Лацис А. Э.,
Революционный театр Германии, М., 1934; И е p и н г Г., Германский театр
после революции, "Современный запад", М.-Л., 1924, кн. 1 (5); Пискатор
Э., Политический театр, пер. с нем., М., 1934; Полонский Е., Фашистский
театр в Германии, "Театр и драматургия", 1936, [ј] 3; П у т и н-цева Т.,
Театр демократической Германии, М., 1952;
Фрадкин И., Берлинские встречи, "Театр", 1957, JVs 9;
Сашенк овЕ., Беды западногерманского театра, "Театр", 1958, ј 11; P а
и х Б., Бертольт Брехт, M., 1960;ProlssR., Kurzgefa?te Geschichte der
deutschen Schauspielkunst..., Lpz., 1900; D e v r i e n t E., Geschichte
der deutschen Schauspielkunst, Bd 1-5, Lpz., 1848-74, B.-Z., 1929; K n u
d-s e n H., Goethes Welt des Theaters, B., [l 949]; M i с h a e l F.,
Deutsches Theater, Breslau, 1923; Marterstcig G., Das deutsche Theater
im neunzehnten Jahrhundert, Lpz., 1904, 2 Ausg., 1924; B a b J., Das
Theater der Gegenwart, Lpz., 1928; Stern E., Buhnenbilder bei Max
Rcinhardt, B., 1955;
J h e r i n g H., Von Reinhardt bis Brecht, Bd 1-3, В.,
19581961;HoffmanL.,Hoffma n-0 s t w a l d D., Deutsches Arbeitertheater
1918-1933, В., 1961; G a i l l a r d 0., Die realistischen Traditionen
der deutschen Schauspielkunst, B., 1952; J h e r i n g H., Theaterstadt
Berlin, B., 1948; Deutsches Theater. Bericht uber 10 Jahre, B., 1957. E.
Нор., И. H.
См. илл. на отд. л. к кол. 64-65.
Музыкальный театр. Нац. оперное искусство в Германии зародилось и
получило развитие в то время, когда в Италии и Франции уже существовали
нац. оперные школы. В 17-18 вв. при дворах нем. князей господствовала
итал. опера. В 1627 в Торгау была пост. опера нем. композитора Г. Шютца
"Даф-на", считающаяся первой нем. оперой; её либретто представляет собой
перевод текста О. Ринуччини, на к-рый была написана одноим. опера итал.
композитора Я. Пери. В Германии того времени ещё отсутствовали
предпосылки для развития большого нац. оперного иск-ва. Лишь в Гамбурге,
торговом городе, входившем в вольный Ганзейский союз, обладавшем богатой
бюргерской верхушкой и сильной демократич. прослойкой, к концу 17 в.
образовались условия для развития нац. культуры, в т. ч. и оперного
иск-ва. На первых порах Гамбургская опера не отличалась высокими
художеств. достоинствами, спектакли изобиловали грубыми эффектами, из-за
отсутствия проф. певцов к участию в спектаклях привлекались местные
ремесленники, торговцы, студенты и т. д., приглашались и певцы из
Италии. И. 3. Куссеру (1660-1727)" капельмейстеру т-ра, в 1693 - 95
удалось усилить оркестр, обновить труппу. Сам Куссер написал оперы
"Эриндо" (1693), "Сципион Африканский" (1694) и др.
Расцвет Гамбургской оперы связан с именем Р. Кей-зера, написавшего
для Гамбурга св. 100 опер, в т. ч. "Октавия" (1705), "Альмира" (1706).
Для Гамбургской оперы писали выдающиеся нем. композиторы Г. Ф. Те-леман
и И. Маттезон. Г. Ф. Гендель создал в Гамбурге свои первые оперы:
"Альмира" (1705), "Нерон" (1705), "Дафна" (1708) и "Флоринда" (1708).
После отъезда Генделя в Италию (1706) и Кейзера в Данию (1717)
Гамбургская опера пришла в упадок и фактически прекратила своё
существование.
К 1770-м гг. относятся попытки создания большой нем. оперы в
противовес господствовавшей повсюду в Германии итал. опере. В 1773 в
Веймаре былЬ пост. "Альцеста"А. Швейцера, а в 1776 году в Мангейме
состоялась пост. оперы И. Голъцбауэра "Гюнтер фон Шварцбург", к-рая
произвела большое впечатление на 20-летнего Моцарта. Но эти единичные
попытки не получили развития.
Нац. самобытность нем. муз. т-ра проявилась в зингшпиле, комич. опере
с разговорными диалогами, в значит, степени определившем пути оперного
иск-ва в Германии до появления романтич. опер Вебера. Формирование
зингшпиля началось после постановки в Берлине (1743) и Лейпциге (1752)
муз. комедии "Чёрт на свободе" Штапдфуса на текст X. Вейсе, своеобразной
переделки на нем. лад англ. балладной оперы. Одним из создателей жанра
зингшпиля был И. А. Гил-лер ("Лотта при дворе", 1767, "Охота", 1770, и
др.). В отличие от итал. оперы-буффа и франц. комич. оперы, зингшпиль
был лишён социальной и комедийной остроты, в нём преобладали
патриархально-идиллпч. сюжеты. Др. представителями этого жанра в
Германии были: учитель Бетховена X. Г. Нефе (1748- 1798), И. Ф.
Рейхардт, друг Гёте и учитель Мендельсона К. Ф. Цельтер (1758-1832).
Несколько текстов для зингшпилей написал И. В. Гёте.
На основе традиций зингшпиля возникла нем. романтич. опера, первыми
представителями к-рой были Э. Т. А. Гофман ("Ундина", 1816) и К. М.
Ве-бер, к-рый вёл борьбу за нем. нац. оперное иск-во, отразил стремление
нем. народа к нац. освобождению и воссоединению. В творчестве Вебера
определились осн. направления нем. романтич. оперы: нар.-легендарная и
сказочная опера ("Вольный стрелок", 1821, "Оберон", 1826), опера на
ср.-век. рыцарский сюжет ("Эврианта", 1823). Особое место в оперном
наследии Вебера занимает "Эврианта", написанная как большая опера, с
речитативами вместо разговорных диалогов. От "Эврианты" прямой путь
ведёт к "Тангейзеру" и "Лоэнгрину" Вагнера.
После Вебера романтич. оперы писал Л. Шпор:
"Йессонда" (1823), "Алхимик" (1830), "Крестоносцы" (1845), Г.
Маршнер: "Вампир" (1828), "Храмовник и еврейка" (1829), "Ганс
Гейлинг"(1833) и др. Романтич. оперу на рыцарский сюжет "Геновева"
(1848) написал Р. Шуман. Значит, успех имели в Германии и за её
пределами нек-рые оперы А. Лортцинга - комические "Царь и плотник"
(1837), "Браконьер" (1842), романтич. опера "Ундина" (1845)- и Ф.
Флотова- "Алессандро Страделла" (1844), "Марта" (1847). В эти же годы
была создана комич. опера О. Николаи "Виндзорские проказницы" (1849) на
сюжет комедии Шекспира, пользующаяся до сих пор большой популярностью.
Событием огромного значения в истории нем. оперы явилась
муз.-драматич. реформа Р. Вагнера. Его ранние оперы претворяют осн.
направления европ. оперного иск-ва: романтич. опера "Феи" (соч. 1833),
комич. опера "Запрет любви" (1836), написанная под влиянием итал. и
франц. комич. оперы, большая ге-роич. опера "Риенци" (1842). В следующих
операх - нар.-легендарной "Летучий голландец" (1843) и
ры-царско-романтических "Тангейзер (1845) и "Лоэн-грин" (соч. 1848,
пост. 1850 Ф. Листом в Веймаре) -Вагнер начинает свою реформу, хотя и
сохраняет связь с нем. романтич. оперой. Свои муз.-драматич. принципы
Вагнер изложил в лит.-эстетич. работах "Искусство и революция" (1849),
"Художественное произведение будущего" (1850), "Опера и драма" (1851),
"Обращение к моим друзьям" (1851). Художеств. воплощение эти принципы
получили в муз. драмах второго периода творчества Вагнера: тетралогия
"Кольцо Нибелунга" ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель
богов", целиком впервые пост. 1876 в Байрёй-те), "Тристан и Изольда"
(соч. 1859, пост. 1865), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1868),
опера-мистерия "Парсифаль" (1882).
Творч.путь Вагнера и мир его идей отличаются сложностью,
обусловленной противоречивостью историч. развития Германии от
бурж.-демократич, революции 1848-49 до образования
вильгельмовско-бисмарков-ской империи. В творчестве Вагнера
переплетаются прогрессивные, даже революц. идеи и образы
(анти-капиталистич. идея "Кольца Нибелунга", идея борьбы за новое
передовое иск-во в "Нюрнбергских мейстерзингерах" и др.) с реакционными
(пессимистич. идея роковой обречённости в том же "Кольце Нибелунга",
христианская символика "Парсифаля"). Вагнер довёл до высшего развития
осн. тенденции нем. романтич. оперы с её легендарно-мифологич. или
ср.-век. рыцарскими сюжетами, с преобладанием психологич. характеристик,
усилением роли оркестра. Симфониза-ция оперы достигла в творчестве
Вагнера своего предела. Симф. ткань поздних муз. драм Вагнера пронизана
сложной системой лейтмотивов, временами звучащих и в вок. партиях.
Решительно отказавшись от законченных номеров старой оперы, Вагнер
строит свои муз. драмы по принципу непрерывного, сквозного развития.
Несколько особняком стоят "Нюрнбергские мейстерзингеры" с их
историко-бытовым сюжетом, широким использованием песен, хоров и
ансамблей. Музыка Вагнера, отличающаяся огромной выразительностью,
оркестровым и гармонич. богатством, оказала влияние на мировое муз.
иск-во последующих времён.
Ведущими нем. оперными т-рами в Германии в 19 в. были: Дрезденская
опера (возгл. в 1842-49 Вагнером), придворный оперный т-р в Веймаре
(возгл. в 1850-е гг. Листом), оперные т-ры Берлина (см. Берлин) и
Лейпцигская опера (осн. 1693), "Байрёйтский театр" (был построен в
1872-76 по проекту Вагнера и спец. предназначен для постановок его опер
п муз. драм).
В 19 в. выдвинулся ряд выдающихся нем. оперных дирижёров: Г. Рихтер,
Г. Бюлов, Ф. Мотль, Э. Шух, К. Мук, А. Никит - венгр по происхождению,
Ф. Вейнгартнер, Г. Леей и др.; певиц и певцов:
В. Шредер-Девриент, Г. Зонтаг, И. Вагнер, Л. Шнорр фон Карольсфельд,
Ф. Бец, А. Ниман и др.
В 20 в. оперное творчество нем. композиторов А. Бунгерта (1854-1915),
3. Вагнера (сына композитора, 1869-1930), Э. Гумпердинка, М. Шиллингса,
Ф. Дрезеке (1835-1913), Э. д'Альбера и др. свидетельствует о снижении
иск-ва оперы. Это было гл. обр. бесплодное подражание Р. Вагнеру. Лишь
отдельные оперы оказались жизнеспособными и сохранились в репертуаре
т-ров ("Гензель и Гретель" Гумпердинка, 1893, "Долина" дАльбера, 1903,
"Монна Лиза" Шил-лингса, 1915, и др.). Известный интерес представляет
собой муз. драма Г. Пфинцера - "Палестрина" (1917) о великом итал.
композиторе.
Крупнейшим нем. композитором 20 в. был Р. Штраус. Первые его оперы
("Гунтрам", 1894, "Без огня", 1901) находятся ещё в русле вагнерианства.
Последующие оперы - "Саломея" (1905), "Электра" (1908), отличающиеся
большой муз.-драматич. выразительностью, заключают в себе черты
экспрессионизма. Впоследствии Штраус претворял традиции Моцарта на
модернизированной муз. и сценич. основе: "Кавалер роз" (1911),
"Арабелла" (1933). Но он не мог преодолеть влияние позднего романтизма с
его символич. усложнённостью. Оперы "Ариадна на Наксосе" (1916),
"Женщина без тени" (1919), "Елена Египетская" (1928), "Молчаливая
женщина" (1935), историч. драма "День мира" (1938) отличаются бурным
темпераментом, красочностью оркестрового звучания. В то же время в них
имеются грубо натуралистич. эффекты, изображаются низменные инстинкты.
В условиях империалистич. Германии даже наиболее одарённые
композиторы не могли полностью раскрыть свой талант.
Начиная с 1910-х гг.композиторы ищут новых путей. В 20-е гг.
появляются оперы П. Хиндемита, в к-рых проявились конструктивистские и
урбанистич. тенденции: "Святая Сусанна" (1922) и др.
Значит, явлением театр. жизни была музыка К. Вейля к драмам Б. Брехта
: "Подъём и падение города Махагони" (1927) и "Трёхгрошовая опера"
(1928). Эти произведения оказали большое влияние на творчество
современных немецких композиторов - К. Орфа, П. Дессау.
После установления фашизма, разрушившего культуру Германии, мн.
выдающиеся композиторы, в т. ч. Хиндемит, дирижёры Б. Вальтер, О.
Клемперер, Э. Клейбер были изгнаны из страны. Была запрещена музыка
композиторов-гуманистов, произведения с социальной тематикой. В
эмиграции Хиндемит создал оперу "Матис-живописец" (1938), крупнейшее
достижение совр. нем. т-ра, продолжающее лучшие традиции нем. оперы.
Но и в гитлеровской Германии в труднейшей обстановке крупные
музыканты оставались верны демокра-тич. идеалам. К. Орф в условиях
фашист, режима смог создать подлинно нар. произведения - сценич. кантату
"Кармина бурана" (1937) и социально-критич. оперу "Умница" (1941).
В Германской Демократич. Республике оперное иск-во, как и вся нац.
культура, обращено на службу социалистич. строительству. В опере П.
Дессау "Осуждение Лукулла" (1951) по драме Б. Брехта выносится обвинение
поджигателям войны "тысячелетней империи". Опера П. Курцбаха (р. 1902)
"Томас Мюнцер" (1955) поев. жизни вождя крестьянского восстания в
Германии в 16 в. Опера Р.Вагнера-Регени "Шахты в Фалуне" (по Г.
Гофмансталю) имела в 1961 большой успех в разных странах. Среди оперных
композиторов ГДР - О. Герстер, К. Форест (р. 1913).
В 20 в. плеяда замечат. дирижёров (Р. Штраус, Б. Вальтер, О.
Клемперер, Г. Кнаппертсбуш, Э. Клейбер, К. Краус, О. Фрид, В.
Фуртеенглер и др.) и певцов (С. Шёнер, Э. Шварцкопф, М. Ифогюн, Л.
Гофман, Д. Фишер-Дискау и т. д.) высоко подняла уровень нем.
оперно-исполнительской культуры. В ГДР работал один из крупнейших совр.
дирижёров Ф. Конвичный, руководивший с 1955 Гос. оперой в Берлине. В
демократич. секторе Берлина работают два оперных театра: Берлинская гос.
опера (см. Немецкий театр оперы и балета) и "Комише опер". В крупных
городах ГДР (Дрезден, Лейпциг) также успешно работают оперные т-ры.
В Федеративной Республике Германии состояние музыкального театра