<< Пред. стр. 554 (из 913) След. >>
Geschichte des Berliner Theaters, B., 1899; Kapp J., Die Staatsoper von1919-1925, B. - Stuttg., 1925;
Kapp J., Geschichte der Staatsoper Berlin, В., 19У7;
F e t t i n g H., Die deutsche Staatsoper, B., 1960; Die Deutsche
Staatsoper Berlin. 1955-1960, В., 1961. Ал. М.
Н‚МЕЧЕК (Nemecek), Йиржи (р. 12. VI. 1924) - чехословацкий
балетмейстер. Иск-ву танца учился в 1937-39 у педагогов Я. Никольской и
И. Псота. Балетмейстерскую деятельность начал в г. Опаве (1945-48). С
1958 руководит балетной труппой Нац. т-ра в Праге. Среди лучших пост.:
"Юность" Чулаки (1956,Пльзен), "Слуга двух господ" Бургхаузера (1958,
Прага), "Отелло" Гануша (1959, Прага), "Сказ о каменном цветке"
Прокофьева (1961, Прага) и др.
Лит.: Schmidova L., Ceskoslovensky balet, [Praha, 1962]. H. Шер.
НЕМЙРОВА-РАЛЬФ, Анастасия Антоновна (урожд. Н е ми p о в а;
1849-1929) - русская актриса. Засл. арт. Республики (1923). Сценич.
деятельность начала в конце 60-х гг. 19 в. в Н. Новгороде. Выступала
преим. в провинции (гг. Владимир, Н. Новгород, Казань, Самара, Харьков,
Киев, Одесса, Воронеж, Саратов и др.). Некоторое время играла в Москве -
в Пушкинском т-ре Бренко (1880-81) и в Т-ре Горевой (1890-91), а также в
пригородных т-рах Петербурга (в Павловске и Ораниенбауме). Н.-Р.
исполняла роли амплуа героинь, обладала замечат. природными данными
(красивая внешность, мелодичный, тёплый по тембру голос), но её игре
были свойственны нек-рая холодность, склонность к внешне эффектным
приёмам. Лучшие роли: Катерина ("Гроза"), Тугина ("Последняя жертва"),
Марьица ("Каширская старина" Аверкиева), Мария Стюарт; Маргарита Готье
("Дама с камелиями" Дюма-сына) и др. В 1900 после трёх дебютов была
принята в Александрийский т-р на амплуа грандам и старух; работала здесь
до конца жизни.
Роли: Огудалова; Звездинцева ("Плоды просвещения"), Турусина,
Мурзавецкая; Анна Андреевна ("Ревизор"), княгиня Тугоуховская ("Горе от
ума"), Гурмыжская и др. А. Шн.
НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО, Владимир Иванович [11(23). XII. 1858, Озургеты,
Грузия, - 25.IV.1943, Москва] - рус. сов. режиссёр, театр. деятель,
писатель, драматург. Нар. арт. СССР (1936). Совместно с К. С.
Станиславским был основателем и руководителем Московского
Художественного академического театра СССР имени М. Горького.
Род. в семье военного. Детство провёл в Тифлисе. С юных лет проявлял
большой интерес к т-ру, с успехом участвовал в любительских спектаклях.
Позднее, занимаясь на физико-математич. ф-те Моск. ун-та (1876-79),
продолжал глубоко интересоваться т-ром. Театр. воззрения Н.-Д.
складывались под влиянием эстетики рус. революционных демократов, А. Н.
Островского, а также под непосредственным воздействием реалпстич. иск-ва
крупнейших актёров моск. Малого т-ра - М. Н. Ермоловой, Г. Н. Федотовой,
О. О. Садовской, А. П. Ленского и др. В 1877 развёртывается деятельность
Н.-Д. как театрального критика (статьи и обзоры в журналах "Будильник",
"Артист", газетах "Русский курьер", "Новости дня" и др. под псевдонимами
В л., В ладь, Гобой, Нике и Кикс, и др.). Н.-Д. защищал реа-листич.
традиции рус. сцены, выступал против идейного застоя, преобладания
внешних эффектов, за коренное обновление репертуара, тесную связь т-ра с
передовой лит-рой. В своих блестящих по форме статьях Н.-Д. обнаружил
тонкое понимание актёрского иск-ва и драматургии; подробно анализируя
игру выдающихся совр. актёров, он настойчиво выдвигал требование
многоплановых сценич. образов, резко протестовал против рутинных приёмов
игры, ставил вопрос об интеллигентности актёра. Он глубоко ощущал
оторванность т-ра от современности, от запросов демократич. зрителя и не
раз обращался в дирекцию имп. т-ров с проектами реформ. Уже тогда его
увлекала идея создания общедоступного т-ра, обновления т-ра через драм.
школу.
В эти же годы Н.-Д. выступает и как писатель (первый рассказ "На
почтовой станции", 1881). Он был автором многих повестей, романов
(наиболее известны "На литературных хлебах", 1890, изд. 1891,
"Губернаторская ревизия", опубл. 1895) и пьес ("Последняя воля", 1888,
"Новое дело", 1890, "Золото", 1895, "Цена жизни", 1896, "В мечтах",
1901). В своих произв. Н.-Д. рисовал гл. обр. жизнь рус. интеллигенции и
её трагедию в условиях бурж. об-ва. Драмы его пользовались большой
популярностью, ставились в Александрийском и Малом т-рах с участием
Ермоловой, Садовской, Савиной, Ленского и др., а также в провинции.
Однако, несмотря на крупный успех его пьес, Н.-Д. предъявлял к своей
драматургии повышенные требования, что ярко выразилось в его отказе от
присуждённой ему в 1896 Грибоедовской премии за пьесу ;Цена жизни" в год
появления чеховской "Чайки". Участвуя в постановках своих пьес в Малом
т-ре, Н.-Д. имел возможность ещё глубже ощутить необходимость творческих
преобразований в области сценич. иск-ва. Первоначальный путь к этому он
видел в педагогич. деятельности, в подготовке молодых актёров, свободных
от сценич. штампов, способных чутко прислушиваться к запросам жизни и
новым явлениям в драматургии. В 1891-1901 Н.-Д. вёл преподавательскую
работу в драматич. отделении Муз .-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва.
В сво ей педагогической работе Н.-Д. стремился к раскрытию
индивидуальных качеств учащихся, требовал от них проникновения в идейную
сущность и стилистику пьес. Заинтересованный режиссёрской деятельностью
К. С. Станиславского в руководимом им Обществе искусства и литературы,
Н.-Д. обратился к нему с предложением объединить усилия в деле реформы
рус. т-ра. Результатом их встречи явилось создание в 1898
Художественно-общедоступного т-ра (так вначале назывался МХАТ), в труппу
к-рого наряду с участниками Общества искусства и литературы вошли лучшие
ученики Н.-Д. по Филармонич. уч-щу. В тесном содружестве со
Станиславским Н.-Д. осуществлял творческое и организационное руководство
МХТ; будучи "заведующим репертуаром", он определил идейно-репертуарную
линию т-ра, сразу же придав ей ярко выраженное передовое, демократич.
направление. Н.-Д. первым понял новаторское значение драматургии А. П.
Чехова. Н.-Д. вместе с коллективом МХАТа и Чеховым явился инициатором
привлечения М. Горького к драматургич. деятельности и помог ему советами
при создании его первых пьес ("Мещане", "На дне, написанных для
Художеств. т-ра. Обращение к Горькому, крупнейшему представителю
пролетарского иск-ва, явилось вершиной общественной активности МХАТа в
период подготовки революции 1905- 1907. Н.-Д. осуществил вместе со
Станиславским постановку пьесы Горького "На дне" (1902) и всех пьес
Чехова (самостоятельно он поставил "Иванова", 1904), с предельной
зоркостью вскрывая сущность произведений, увлекая актёров блестящим
психологич. анализом образов, тонкостью режиссёрских приёмов. Он ввёл в
репертуар т-ра и поставил пьесы видных зап.-европ. драматургов -Г.
Ибсена ("Когда мы, мёртвые, пробуждаемся", 1900, "Столпы общества",
1903, несколько позднее "Росмерсхольм", 1908), Г. Гауптмана ("Одинокие",
1899,совм. со Станиславским), касающиеся важных вопросов современности.
В годы 1905- 1906 значительными художественно-общественными явлениями
были постановки "Дети Солнца" Горького (совм. со Станиславским) и
"Бранд" Ибсена. В числе крупнейших работ Н.-Д. - спектакль "Юлий Цезарь"
Шекспира (1903), в к-ром давалась широкая картин" упадка
республиканского Рима и подчёркивалась мысль о непрочности власти,
оторванной от народа. В период полптпч. реакции, наступившей после
подавления революции 1905-07, в годы идейного упадка т-ра Н.-Д. гл.
внимание уделял работе над рус. классич. репертуаром. Им были
поставлены: "Горе от ума" (1906) и "Ревизор" (1908) (оба спектакля
совместно с К. С. Станиславским), "Борис Годунов" Пушкина (1907), "На
всякого мудреца довольно простоты" Островского (1910), "Живой труп"
(1911);
"Нахлебник" Тургенева (1912), "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина
(1914), "Каменный гость" Пушкина (1915). Н.-Д. давал новое сценич.
истолкование, вскрывал прогрессивную направленность рус. классики, умел
выявить особенности стиля автора, обрисовать характер изображаемой
эпохи, находить тончайшие сценич. приёмы, ярко и смело обрисовать
образы. Вместе с тем в этот период в творчестве Н.-Д. сказались
противоречия,порождённые общим кризисом бурж. культуры. Он ясно
осознавал важные обществ. задачи, стоявшие перед МХТ. В своих письмах (к
И. М. Москвину, Л. Я. Гуревич и др.) и выступлениях перед труппой он
указывал на опасность идейного отрыва т-ра от передовой общественной
жизни. Однако в выборе совр. пьес Н.-Д. зачастую ошибался. Он включал в
репертуар пессимистич. пьесы Л. Н. Андреева ("Анатэма", 1809, "Екатерина
Ивановна", 1912, "Мысль", 1914), С. С. Юшкевича ("М1зегеге", 1910),
Мережковского ("Будет радость", 1916), стремясь найти в них элементы
протеста, разоблачение бурж. морали и не замечая идейной порочности этих
произв. В поисках рус. трагедии Н.-Д. пост. в МХТ инсц. романов Ф.М.
Достоевского "Братья Карамазовы" (1910)- спектакль необычной формы
(показывался в течение
2 вечеров; в спектакль был введён чтец), отмеченный рядом выдающихся
актёрских работ и "Бесы" (шёл под назв. "Николай Ставрогин", 1913).
Появление на сцене МХТ последнего спектакля вызвало гневный протест
Горького, к-рый видел в пост. инсценировок Достоевского поддержку
болезненных настроений части рус. интеллигенции.
С первых же дней Октябрьской революции Н.-Д. принимает широкое
участие в обществ.-театр. жизни страны (был членом высшего органа по
управлению театрами - Центротеатр). Он разрабатывал проект реорганизации
Большого т-ра, стал одним из основателей и редакторов журнала "Культура
театра", выступал с многочисл. лекциями и беседами, защищая принципы
реалистич. иск-ва.
Под руководством Н.-Д. происходит реорганизация МХАТа. Он помог
обновлению труппы МХАТа, привлёк в неё молодых актёров и способствовал
решительному сближению т-ра с сов. действительностью. Н.-Д. осуществил
ряд постановок, имевших принципиальное значение в развитии сов. театра,
деятельно работал с драматургами над созданием современного сов.
репертуара. Им были пост. спектакли: "Пугачёвщина" Тренёва (1925),
явившийся первым обращением МХАТа к историко-революционной теме,
"Блокада" Вс. Иванова (1929), "Половчанские сады" Леонова (1939). Борясь
с мелким бытовизмом, добиваясь широкого обобщения явлений, он находил
особые приёмы для каждого спектакля (так, напр., спектакль "Блокада" был
решён как патетич. совр. трагедия). Одной из значительнейших работ Н.-Д.
был спектакль "Любовь Яровая" (1936) - многокрасочное историч. полотно,
в к-ром режиссёр стремился дать синтез политич. идеи с ярким
художественным изображением. Именно в эти годы режиссура Н .-Д. получила
окончательную стройную завершённость, приобрела чёткую идейную и
художественную целеустремлённость, уверенность пси-хологич. разработки
образов, точность формы. Н.-Д. было свойственно безошибочное понимание
стиля автора, блестящее умение работать с актёром. Для теории и практики
т-ра чрезвычайно важно разработанное Н.-Д. учение с синтезе "трёх
восприятии" (социального, психологического и театрального, в слитности
к-рых он видел непреложное условие подлинного творчества), о "втором
плане сценич. жизни актёра" и о "зерне" образа (близкое учению о
"сверхзадаче" Станиславского), о "мужественной простоте" и о "физическом
самочувствии" и т. д.
Н.-Д. внёс большой вклад в иск-во сов. т-ра своим истолкованием
крупнейших произведений рус. классич. лит-ры: инсценировки романов Л. Н.
Толстого "Воскресение" (1930) и "Анна Каренина" (1937), "Гроза" (1934),
"Горе от ума" (1938). Исходя в своей режиссёрской работе из оценки
творчества Л. Н. Толстого, данной В. И. Лениным, Н.-Д. раскрыл в
спектаклях "Воскресение" и "Анна Каренина" обличительный пафос романов
Толстого, создал монументальные, философски значительные спектакли, с
исключительной силой воплотил содержащуюся в романах характеристику
историч. эпохи, прибегая в обоих случаях к новому сценич. рисунку
(напр., введение лица от "автора" и решение спектакля в эпич. плане в
"Воскресении"). Важнейшее значение для развития сов. т-ра имела работа
Н.-Д. над пьесами Горького "Егор Булычев и другие" (1934) и "Враги"
(1935). Спектакль "Враги" был ярчайшим свидетельством утверждения метода
социалистич. реализма в иск-ве т-ра. Исчерпывающе выявив философскую и
политич. сущность пьесы, Н.-Д. показал атмосферу нарастания
революционного движения в канун 1905, помог актёрам создать социально
насыщенные, художественно завершённые образы. В 1940 Н.-Д. осуществил
новую постановку пьесы "Три сестры", достигнув широкого обобщения в
обрисовке эпохи и образов действующих лиц драмы; с поэтич. мудростью и
сценич. музыкальностью выявил он всю психологич. тонкость и обаяние
пьесы Чехова, подчеркнул его веру в будущее. Последней работой Н.-Д.
явилась пост. пьесы Погодина "Кремлёвские куранты" (1942, Гос. пр.
СССР,1943), в к-рой впервые на сцене МХАТа был выведен образ Ленина
(исп.- А. Н. Грибов). В этом спектакле Н.-Д. вскрыл поэзию и
созидательный пафос первых лет революции, реальность пророческой мечты
Ленина.
Важное значение имела деятельность Н.-Д. в области музыкального
театра. В 1919 он организовал при МХТ Муз. студию (с 1926 - Музыкальный
театр имени Вл. И. Немировича-Данченко), носившую во многом
экспериментальный, подлинно новаторский характер. Н.-Д. добивался
гармонии всех элементов сценич. произв., внутреннего единства всего
видимого и слышимого, обусловленного музыкой. Он решительно разрушал
оперные штампы, ожесточённо боролся со сценич. и муз. рутиной,
воспитывал актёра, в равной мере владеющего драм. и вокальным
мастерством ("поющего актёра"). В своих постановках он разрабатывал
разл. формы муз. спектакля, по-новому и смело решая важнейшие
принципиальные вопросы оперного иск-ва (напр., разнообразное понимание
хора). Начав с работы над комич. операми "Дочь Анго" Лекока (1920),
осуществлённой в стиле франц. гравюры, и "Перикола" Оффенбаха (1922),
поставленной как "мелодрама-буфф", Н.-Д. обратился затем к "Лизи-страте"
Аристофана (1923), к-рую трактовал как нар. сатирич. комедию с музыкой,
впервые широко, действенно использовав вращающуюся сцену. Н.-Д. обновлял
в ряде случаев драматургич. основу опер. В спектакле "Карменсита и
солдат" на музыку оперы Бизе "Кармен" (1924), подчёркивая преим. трагич.
характер музыки и порой оттесняя или своеобразно интерпретируя мажорную
её сторону, он стремился приблизить оперное либретто к новелле П.
Мериме. Осуществляя постановку "Травиаты" Верди (1934, либретто В.
Инбер), Н.-Д. резко противопоставил хор (истолкованный им как "высшее
общество" эпохи) трагич. любви актрисы Виолетты. В течение нек-рого
времени Н.-Д. пробовал решить проблему совр. оперы на материале произв.
зап. композиторов 20 в. (как, напр., "Джонни" Кшенека, 1929), но его
творческий метод пришёл в непримиримое противоречие с их форма-листич.
музыкой. Осн. задачу т-ра Н.-Д. видел в создании сов. оперы. В числе его
постановок: "Северный ветер" Книппера (1930, трагедия на музыке, на
либр. Киршона по пьесе "Город ветров") и "Катерина Измайлова"
Шостаковича (1934), в к-рой он подчёркивал трагич. сущность музыки
композитора. Замыслы Н.-Д. наиболее полное выражение получили в
постановках "Тихий Дон" Дзержинского (1936) и в особенности "В бурю"
Хренникова (1939), в к-рых он дал образцы поэтич. реалистич. оперных
спектаклей, проникнутых идеями революц. гуманизма; лит. и муз. оора-зы
раскрывались режиссёром в их органич. единстве.
До последних дней жизни Н.-Д. возглавлял Моск. Художеств. т-р, будучи
его директором и руководителем. Совместная деятельность К. С.
Станиславского и Н.-Д. сыграла решающую роль в развитии рус.
пред-революц. и сов. т-ра. Станиславский и Н.-Д. создали театр.
оказавший огромное влияние на развитие сов. и мирового иск-ва. В духе их
творческих принципов воспитаны крупнейшие сов. режиссёры и актёры. Н.-Д.
был инициатором организации при МХАТе школы-студии, ныне носящей его
имя. За постановку спектакля "Кремлёвские куранты" и за многолетние
выдающиеся достижения в области искусства и литературы Н.-Д. дважды (в
1942 и 1943) удостоен Гос. пр. СССР.
Соч.: "Горе от ума" в постановке Московского Художественного театра,
М.- П., 1923; Из прошлого, 2 изд., М., 1938; Театральное наследие, т.
1-2, М., 1952-54;
Режиссерский план постановки трагедии "Юлий Цезарь", М., 1964; "Анна
Каренина" в постановке МХАТ СССР им. Горького, М., 1938; Пьесы, М.,
1962.
Лит.: Соболев Ю., Вл.И. Немирович-Данченко, П., 1918; Виленкин В. Я.,
Вл. И. Немирович-Данченко. Очерк творчества, М., 1941; Марков П. А.,
Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре, М., 1960; Р о
с к и н А., "Три сестры" на сцене Художественного театра, Л.- М., 1946;
Юзовский Ю., Горький на сцене МХАТ (О спектакле "Враги"), М.- Л., 1939;
Фрейдкина Л., Владимир Иванович Немирович-Данченко, М. - Л., 1945; её
же. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, М., 1962 (имеется библ.). //.
М.
НЕНАШЕВ, Анатолий Иванович (р. 1903) - сов. театр. художник. Засл.
деят. иск-в Казах. ССР (1954). Учился в Тамбовском художеств. уч-ще. С
1923 работал в т-рах Тамбова, Козлова, Воронежа. В 1930 приехал в
Казахстан. Работал в т-рах Семипалатинска, Чимкента. С 1933 - гл.
художник Казахского муз. т-ра (ныне Т-р оперы и балета им. Абая). Создал
декорации к операм "Кыз-Жибек" и "Ер-Таргын" Брусилов-ского, "Ьиржан и
Сара" Тулебаева (Гос. пр. СССР, 1949) - в Т-ре им. Абая; к спектаклям
"Козы-Корпеш иБаян-Слу" Мусрепова, "Абай" Ауэзова, "Материнское поле" по
Айтматову - в Казахском т-ре драмы. Н. глубоко знает нар. быт, историю,
музыку, эпос, декоративно-прикладное иск-во казахского народа. Юл. Р
НЕОПТОЛ‚М (й7:тбию:) (2-я пол. 4 в. до н. э.)- древнегреческий актёр.
Впервые упоминается в аттич. дидаскалиях 342-341 и 341-340 гг. до н. э.
Жил при дворе царя Филиппа Македонского, играл в трагедиях, декламировал
на пирах. За призывы к заключению мира с Филиппом подвергся нападкам со
стороны Демосфена.
НЕОРЕАЛИЗМ - см. в ст. Реализм, НЕОРОМАНТИЗМ - см. в ст. Романтизм.
НЕПАЛЬСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Осн. форма театр. иск-ва Непала с
древних времён до наст. времени - нар. представления нритья (или нач),
представляющие собой танцы, имеющие символич. значение. Танцы
исполняются с муз. и хоровым сопровождением, драматич. действие в этих
представлениях почти отсутствует. Часто носят мистериальный характер и
связаны с культами разл. богов, вначале ведпч. пантеона, а затем с
верованиями, порождёнными буддизмом и тантризмом; приурочиваются к
религиозным праздникам. Нритья очень популярны в Непале и отличаются
большим разнообразием. Каждая измногочисл. народностей, населяющих
страну, имеет свои нац. своеобразные танц. представления (у каждого
района свой бог танцев, к-рому воздаются почести перед началом
представления). Наиболее распространены деви нритья, гхату нритья
(представления о жизни богов и легендарных героев) и бара масе (нар.
танцы, к-рые исполняются в любое время, сюда же включаются танцы урожая,
свадебные и др.).
В эпоху династии Маллов (15-18 вв.) нар. танц. представления обрели
существующую до наст. времени форму, в них был усилен элемент драматич.
действия. В нач. 17 в. окончательно сформировались представления
"Махакали", "Харисиддх", "Начали", "Канкешвари", "Гхантешвари" и др. В
г. Бхактапуре при дворе Суварна Маллы разыгрывались "Нав Дурга",
"Махалакшми" и др. Представление открывает красочная процессия,
сопровождающаяся массовыми танцами. Исполнители по традиции одеты в
звериные маски, яркие костюмы и сильно загримированы. Представление
строится на импровизации актёров и почти не имеет текста. В течение
всего представления, к-рое длится ок. 3 часов, актёр произносит всего
8-10 фраз (исполнитель в неск. двустишиях говорит о своём состоянии, а
затем показывает это состояние в танце), а хор рассказывает о страданиях
героя. Сценич. площадки для представлений сооружаются на больших
площадях, постоянных подмостках из каменных плит. Зрители усаживаются
вокруг подмостков на подстилках. Занавес и декорации отсутствуют. Место