<< Пред.           стр. 554 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Geschichte des Berliner Theaters, B., 1899; Kapp J., Die Staatsoper von
 1919-1925, B. - Stuttg., 1925;
  Kapp J., Geschichte der Staatsoper Berlin, В., 19У7;
  F e t t i n g H., Die deutsche Staatsoper, B., 1960; Die Deutsche
 Staatsoper Berlin. 1955-1960, В., 1961. Ал. М.
  Н‚МЕЧЕК (Nemecek), Йиржи (р. 12. VI. 1924) - чехословацкий
 балетмейстер. Иск-ву танца учился в 1937-39 у педагогов Я. Никольской и
 И. Псота. Балетмейстерскую деятельность начал в г. Опаве (1945-48). С
 1958 руководит балетной труппой Нац. т-ра в Праге. Среди лучших пост.:
 "Юность" Чулаки (1956,Пльзен), "Слуга двух господ" Бургхаузера (1958,
 Прага), "Отелло" Гануша (1959, Прага), "Сказ о каменном цветке"
 Прокофьева (1961, Прага) и др.
  Лит.: Schmidova L., Ceskoslovensky balet, [Praha, 1962]. H. Шер.
  НЕМЙРОВА-РАЛЬФ, Анастасия Антоновна (урожд. Н е ми p о в а;
 1849-1929) - русская актриса. Засл. арт. Республики (1923). Сценич.
 деятельность начала в конце 60-х гг. 19 в. в Н. Новгороде. Выступала
 преим. в провинции (гг. Владимир, Н. Новгород, Казань, Самара, Харьков,
 Киев, Одесса, Воронеж, Саратов и др.). Некоторое время играла в Москве -
 в Пушкинском т-ре Бренко (1880-81) и в Т-ре Горевой (1890-91), а также в
 пригородных т-рах Петербурга (в Павловске и Ораниенбауме). Н.-Р.
 исполняла роли амплуа героинь, обладала замечат. природными данными
 (красивая внешность, мелодичный, тёплый по тембру голос), но её игре
 были свойственны нек-рая холодность, склонность к внешне эффектным
 приёмам. Лучшие роли: Катерина ("Гроза"), Тугина ("Последняя жертва"),
 Марьица ("Каширская старина" Аверкиева), Мария Стюарт; Маргарита Готье
 ("Дама с камелиями" Дюма-сына) и др. В 1900 после трёх дебютов была
 принята в Александрийский т-р на амплуа грандам и старух; работала здесь
 до конца жизни.
  Роли: Огудалова; Звездинцева ("Плоды просвещения"), Турусина,
 Мурзавецкая; Анна Андреевна ("Ревизор"), княгиня Тугоуховская ("Горе от
 ума"), Гурмыжская и др. А. Шн.
  НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО, Владимир Иванович [11(23). XII. 1858, Озургеты,
 Грузия, - 25.IV.1943, Москва] - рус. сов. режиссёр, театр. деятель,
 писатель, драматург. Нар. арт. СССР (1936). Совместно с К. С.
 Станиславским был основателем и руководителем Московского
 Художественного академического театра СССР имени М. Горького.
  Род. в семье военного. Детство провёл в Тифлисе. С юных лет проявлял
 большой интерес к т-ру, с успехом участвовал в любительских спектаклях.
 Позднее, занимаясь на физико-математич. ф-те Моск. ун-та (1876-79),
 продолжал глубоко интересоваться т-ром. Театр. воззрения Н.-Д.
 складывались под влиянием эстетики рус. революционных демократов, А. Н.
 Островского, а также под непосредственным воздействием реалпстич. иск-ва
 крупнейших актёров моск. Малого т-ра - М. Н. Ермоловой, Г. Н. Федотовой,
 О. О. Садовской, А. П. Ленского и др. В 1877 развёртывается деятельность
 Н.-Д. как театрального критика (статьи и обзоры в журналах "Будильник",
 "Артист", газетах "Русский курьер", "Новости дня" и др. под псевдонимами
 В л., В ладь, Гобой, Нике и Кикс, и др.). Н.-Д. защищал реа-листич.
 традиции рус. сцены, выступал против идейного застоя, преобладания
 внешних эффектов, за коренное обновление репертуара, тесную связь т-ра с
 передовой лит-рой. В своих блестящих по форме статьях Н.-Д. обнаружил
 тонкое понимание актёрского иск-ва и драматургии; подробно анализируя
 игру выдающихся совр. актёров, он настойчиво выдвигал требование
 многоплановых сценич. образов, резко протестовал против рутинных приёмов
 игры, ставил вопрос об интеллигентности актёра. Он глубоко ощущал
 оторванность т-ра от современности, от запросов демократич. зрителя и не
 раз обращался в дирекцию имп. т-ров с проектами реформ. Уже тогда его
 увлекала идея создания общедоступного т-ра, обновления т-ра через драм.
 школу.
  В эти же годы Н.-Д. выступает и как писатель (первый рассказ "На
 почтовой станции", 1881). Он был автором многих повестей, романов
 (наиболее известны "На литературных хлебах", 1890, изд. 1891,
 "Губернаторская ревизия", опубл. 1895) и пьес ("Последняя воля", 1888,
 "Новое дело", 1890, "Золото", 1895, "Цена жизни", 1896, "В мечтах",
 1901). В своих произв. Н.-Д. рисовал гл. обр. жизнь рус. интеллигенции и
 её трагедию в условиях бурж. об-ва. Драмы его пользовались большой
 популярностью, ставились в Александрийском и Малом т-рах с участием
 Ермоловой, Садовской, Савиной, Ленского и др., а также в провинции.
 Однако, несмотря на крупный успех его пьес, Н.-Д. предъявлял к своей
 драматургии повышенные требования, что ярко выразилось в его отказе от
 присуждённой ему в 1896 Грибоедовской премии за пьесу ;Цена жизни" в год
 появления чеховской "Чайки". Участвуя в постановках своих пьес в Малом
 т-ре, Н.-Д. имел возможность ещё глубже ощутить необходимость творческих
 преобразований в области сценич. иск-ва. Первоначальный путь к этому он
 видел в педагогич. деятельности, в подготовке молодых актёров, свободных
 от сценич. штампов, способных чутко прислушиваться к запросам жизни и
 новым явлениям в драматургии. В 1891-1901 Н.-Д. вёл преподавательскую
 работу в драматич. отделении Муз .-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва.
 В сво ей педагогической работе Н.-Д. стремился к раскрытию
 индивидуальных качеств учащихся, требовал от них проникновения в идейную
 сущность и стилистику пьес. Заинтересованный режиссёрской деятельностью
 К. С. Станиславского в руководимом им Обществе искусства и литературы,
 Н.-Д. обратился к нему с предложением объединить усилия в деле реформы
 рус. т-ра. Результатом их встречи явилось создание в 1898
 Художественно-общедоступного т-ра (так вначале назывался МХАТ), в труппу
 к-рого наряду с участниками Общества искусства и литературы вошли лучшие
 ученики Н.-Д. по Филармонич. уч-щу. В тесном содружестве со
 Станиславским Н.-Д. осуществлял творческое и организационное руководство
 МХТ; будучи "заведующим репертуаром", он определил идейно-репертуарную
 линию т-ра, сразу же придав ей ярко выраженное передовое, демократич.
 направление. Н.-Д. первым понял новаторское значение драматургии А. П.
 Чехова. Н.-Д. вместе с коллективом МХАТа и Чеховым явился инициатором
 привлечения М. Горького к драматургич. деятельности и помог ему советами
 при создании его первых пьес ("Мещане", "На дне, написанных для
 Художеств. т-ра. Обращение к Горькому, крупнейшему представителю
 пролетарского иск-ва, явилось вершиной общественной активности МХАТа в
 период подготовки революции 1905- 1907. Н.-Д. осуществил вместе со
 Станиславским постановку пьесы Горького "На дне" (1902) и всех пьес
 Чехова (самостоятельно он поставил "Иванова", 1904), с предельной
 зоркостью вскрывая сущность произведений, увлекая актёров блестящим
 психологич. анализом образов, тонкостью режиссёрских приёмов. Он ввёл в
 репертуар т-ра и поставил пьесы видных зап.-европ. драматургов -Г.
 Ибсена ("Когда мы, мёртвые, пробуждаемся", 1900, "Столпы общества",
 1903, несколько позднее "Росмерсхольм", 1908), Г. Гауптмана ("Одинокие",
 1899,совм. со Станиславским), касающиеся важных вопросов современности.
 В годы 1905- 1906 значительными художественно-общественными явлениями
 были постановки "Дети Солнца" Горького (совм. со Станиславским) и
 "Бранд" Ибсена. В числе крупнейших работ Н.-Д. - спектакль "Юлий Цезарь"
 Шекспира (1903), в к-ром давалась широкая картин" упадка
 республиканского Рима и подчёркивалась мысль о непрочности власти,
 оторванной от народа. В период полптпч. реакции, наступившей после
 подавления революции 1905-07, в годы идейного упадка т-ра Н.-Д. гл.
 внимание уделял работе над рус. классич. репертуаром. Им были
 поставлены: "Горе от ума" (1906) и "Ревизор" (1908) (оба спектакля
 совместно с К. С. Станиславским), "Борис Годунов" Пушкина (1907), "На
 всякого мудреца довольно простоты" Островского (1910), "Живой труп"
 (1911);
  "Нахлебник" Тургенева (1912), "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина
 (1914), "Каменный гость" Пушкина (1915). Н.-Д. давал новое сценич.
 истолкование, вскрывал прогрессивную направленность рус. классики, умел
 выявить особенности стиля автора, обрисовать характер изображаемой
 эпохи, находить тончайшие сценич. приёмы, ярко и смело обрисовать
 образы. Вместе с тем в этот период в творчестве Н.-Д. сказались
 противоречия,порождённые общим кризисом бурж. культуры. Он ясно
 осознавал важные обществ. задачи, стоявшие перед МХТ. В своих письмах (к
 И. М. Москвину, Л. Я. Гуревич и др.) и выступлениях перед труппой он
 указывал на опасность идейного отрыва т-ра от передовой общественной
 жизни. Однако в выборе совр. пьес Н.-Д. зачастую ошибался. Он включал в
 репертуар пессимистич. пьесы Л. Н. Андреева ("Анатэма", 1809, "Екатерина
 Ивановна", 1912, "Мысль", 1914), С. С. Юшкевича ("М1зегеге", 1910),
 Мережковского ("Будет радость", 1916), стремясь найти в них элементы
 протеста, разоблачение бурж. морали и не замечая идейной порочности этих
 произв. В поисках рус. трагедии Н.-Д. пост. в МХТ инсц. романов Ф.М.
 Достоевского "Братья Карамазовы" (1910)- спектакль необычной формы
 (показывался в течение
  2 вечеров; в спектакль был введён чтец), отмеченный рядом выдающихся
 актёрских работ и "Бесы" (шёл под назв. "Николай Ставрогин", 1913).
 Появление на сцене МХТ последнего спектакля вызвало гневный протест
 Горького, к-рый видел в пост. инсценировок Достоевского поддержку
 болезненных настроений части рус. интеллигенции.
  С первых же дней Октябрьской революции Н.-Д. принимает широкое
 участие в обществ.-театр. жизни страны (был членом высшего органа по
 управлению театрами - Центротеатр). Он разрабатывал проект реорганизации
 Большого т-ра, стал одним из основателей и редакторов журнала "Культура
 театра", выступал с многочисл. лекциями и беседами, защищая принципы
 реалистич. иск-ва.
  Под руководством Н.-Д. происходит реорганизация МХАТа. Он помог
 обновлению труппы МХАТа, привлёк в неё молодых актёров и способствовал
 решительному сближению т-ра с сов. действительностью. Н.-Д. осуществил
 ряд постановок, имевших принципиальное значение в развитии сов. театра,
 деятельно работал с драматургами над созданием современного сов.
 репертуара. Им были пост. спектакли: "Пугачёвщина" Тренёва (1925),
 явившийся первым обращением МХАТа к историко-революционной теме,
 "Блокада" Вс. Иванова (1929), "Половчанские сады" Леонова (1939). Борясь
 с мелким бытовизмом, добиваясь широкого обобщения явлений, он находил
 особые приёмы для каждого спектакля (так, напр., спектакль "Блокада" был
 решён как патетич. совр. трагедия). Одной из значительнейших работ Н.-Д.
 был спектакль "Любовь Яровая" (1936) - многокрасочное историч. полотно,
 в к-ром режиссёр стремился дать синтез политич. идеи с ярким
 художественным изображением. Именно в эти годы режиссура Н .-Д. получила
 окончательную стройную завершённость, приобрела чёткую идейную и
 художественную целеустремлённость, уверенность пси-хологич. разработки
 образов, точность формы. Н.-Д. было свойственно безошибочное понимание
 стиля автора, блестящее умение работать с актёром. Для теории и практики
 т-ра чрезвычайно важно разработанное Н.-Д. учение с синтезе "трёх
 восприятии" (социального, психологического и театрального, в слитности
 к-рых он видел непреложное условие подлинного творчества), о "втором
 плане сценич. жизни актёра" и о "зерне" образа (близкое учению о
 "сверхзадаче" Станиславского), о "мужественной простоте" и о "физическом
 самочувствии" и т. д.
  Н.-Д. внёс большой вклад в иск-во сов. т-ра своим истолкованием
 крупнейших произведений рус. классич. лит-ры: инсценировки романов Л. Н.
 Толстого "Воскресение" (1930) и "Анна Каренина" (1937), "Гроза" (1934),
 "Горе от ума" (1938). Исходя в своей режиссёрской работе из оценки
 творчества Л. Н. Толстого, данной В. И. Лениным, Н.-Д. раскрыл в
 спектаклях "Воскресение" и "Анна Каренина" обличительный пафос романов
 Толстого, создал монументальные, философски значительные спектакли, с
 исключительной силой воплотил содержащуюся в романах характеристику
 историч. эпохи, прибегая в обоих случаях к новому сценич. рисунку
 (напр., введение лица от "автора" и решение спектакля в эпич. плане в
 "Воскресении"). Важнейшее значение для развития сов. т-ра имела работа
 Н.-Д. над пьесами Горького "Егор Булычев и другие" (1934) и "Враги"
 (1935). Спектакль "Враги" был ярчайшим свидетельством утверждения метода
 социалистич. реализма в иск-ве т-ра. Исчерпывающе выявив философскую и
 политич. сущность пьесы, Н.-Д. показал атмосферу нарастания
 революционного движения в канун 1905, помог актёрам создать социально
 насыщенные, художественно завершённые образы. В 1940 Н.-Д. осуществил
 новую постановку пьесы "Три сестры", достигнув широкого обобщения в
 обрисовке эпохи и образов действующих лиц драмы; с поэтич. мудростью и
 сценич. музыкальностью выявил он всю психологич. тонкость и обаяние
 пьесы Чехова, подчеркнул его веру в будущее. Последней работой Н.-Д.
 явилась пост. пьесы Погодина "Кремлёвские куранты" (1942, Гос. пр.
 СССР,1943), в к-рой впервые на сцене МХАТа был выведен образ Ленина
 (исп.- А. Н. Грибов). В этом спектакле Н.-Д. вскрыл поэзию и
 созидательный пафос первых лет революции, реальность пророческой мечты
 Ленина.
  Важное значение имела деятельность Н.-Д. в области музыкального
 театра. В 1919 он организовал при МХТ Муз. студию (с 1926 - Музыкальный
 театр имени Вл. И. Немировича-Данченко), носившую во многом
 экспериментальный, подлинно новаторский характер. Н.-Д. добивался
 гармонии всех элементов сценич. произв., внутреннего единства всего
 видимого и слышимого, обусловленного музыкой. Он решительно разрушал
 оперные штампы, ожесточённо боролся со сценич. и муз. рутиной,
 воспитывал актёра, в равной мере владеющего драм. и вокальным
 мастерством ("поющего актёра"). В своих постановках он разрабатывал
 разл. формы муз. спектакля, по-новому и смело решая важнейшие
 принципиальные вопросы оперного иск-ва (напр., разнообразное понимание
 хора). Начав с работы над комич. операми "Дочь Анго" Лекока (1920),
 осуществлённой в стиле франц. гравюры, и "Перикола" Оффенбаха (1922),
 поставленной как "мелодрама-буфф", Н.-Д. обратился затем к "Лизи-страте"
 Аристофана (1923), к-рую трактовал как нар. сатирич. комедию с музыкой,
 впервые широко, действенно использовав вращающуюся сцену. Н.-Д. обновлял
 в ряде случаев драматургич. основу опер. В спектакле "Карменсита и
 солдат" на музыку оперы Бизе "Кармен" (1924), подчёркивая преим. трагич.
 характер музыки и порой оттесняя или своеобразно интерпретируя мажорную
 её сторону, он стремился приблизить оперное либретто к новелле П.
 Мериме. Осуществляя постановку "Травиаты" Верди (1934, либретто В.
 Инбер), Н.-Д. резко противопоставил хор (истолкованный им как "высшее
 общество" эпохи) трагич. любви актрисы Виолетты. В течение нек-рого
 времени Н.-Д. пробовал решить проблему совр. оперы на материале произв.
 зап. композиторов 20 в. (как, напр., "Джонни" Кшенека, 1929), но его
 творческий метод пришёл в непримиримое противоречие с их форма-листич.
 музыкой. Осн. задачу т-ра Н.-Д. видел в создании сов. оперы. В числе его
 постановок: "Северный ветер" Книппера (1930, трагедия на музыке, на
 либр. Киршона по пьесе "Город ветров") и "Катерина Измайлова"
 Шостаковича (1934), в к-рой он подчёркивал трагич. сущность музыки
 композитора. Замыслы Н.-Д. наиболее полное выражение получили в
 постановках "Тихий Дон" Дзержинского (1936) и в особенности "В бурю"
 Хренникова (1939), в к-рых он дал образцы поэтич. реалистич. оперных
 спектаклей, проникнутых идеями революц. гуманизма; лит. и муз. оора-зы
 раскрывались режиссёром в их органич. единстве.
  До последних дней жизни Н.-Д. возглавлял Моск. Художеств. т-р, будучи
 его директором и руководителем. Совместная деятельность К. С.
 Станиславского и Н.-Д. сыграла решающую роль в развитии рус.
 пред-революц. и сов. т-ра. Станиславский и Н.-Д. создали театр.
 оказавший огромное влияние на развитие сов. и мирового иск-ва. В духе их
 творческих принципов воспитаны крупнейшие сов. режиссёры и актёры. Н.-Д.
 был инициатором организации при МХАТе школы-студии, ныне носящей его
 имя. За постановку спектакля "Кремлёвские куранты" и за многолетние
 выдающиеся достижения в области искусства и литературы Н.-Д. дважды (в
 1942 и 1943) удостоен Гос. пр. СССР.
  Соч.: "Горе от ума" в постановке Московского Художественного театра,
 М.- П., 1923; Из прошлого, 2 изд., М., 1938; Театральное наследие, т.
 1-2, М., 1952-54;
  Режиссерский план постановки трагедии "Юлий Цезарь", М., 1964; "Анна
 Каренина" в постановке МХАТ СССР им. Горького, М., 1938; Пьесы, М.,
 1962.
  Лит.: Соболев Ю., Вл.И. Немирович-Данченко, П., 1918; Виленкин В. Я.,
 Вл. И. Немирович-Данченко. Очерк творчества, М., 1941; Марков П. А.,
 Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре, М., 1960; Р о
 с к и н А., "Три сестры" на сцене Художественного театра, Л.- М., 1946;
 Юзовский Ю., Горький на сцене МХАТ (О спектакле "Враги"), М.- Л., 1939;
 Фрейдкина Л., Владимир Иванович Немирович-Данченко, М. - Л., 1945; её
 же. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, М., 1962 (имеется библ.). //.
 М.
  НЕНАШЕВ, Анатолий Иванович (р. 1903) - сов. театр. художник. Засл.
 деят. иск-в Казах. ССР (1954). Учился в Тамбовском художеств. уч-ще. С
 1923 работал в т-рах Тамбова, Козлова, Воронежа. В 1930 приехал в
 Казахстан. Работал в т-рах Семипалатинска, Чимкента. С 1933 - гл.
 художник Казахского муз. т-ра (ныне Т-р оперы и балета им. Абая). Создал
 декорации к операм "Кыз-Жибек" и "Ер-Таргын" Брусилов-ского, "Ьиржан и
 Сара" Тулебаева (Гос. пр. СССР, 1949) - в Т-ре им. Абая; к спектаклям
 "Козы-Корпеш иБаян-Слу" Мусрепова, "Абай" Ауэзова, "Материнское поле" по
 Айтматову - в Казахском т-ре драмы. Н. глубоко знает нар. быт, историю,
 музыку, эпос, декоративно-прикладное иск-во казахского народа. Юл. Р
  НЕОПТОЛ‚М (й7:тбию:) (2-я пол. 4 в. до н. э.)- древнегреческий актёр.
 Впервые упоминается в аттич. дидаскалиях 342-341 и 341-340 гг. до н. э.
 Жил при дворе царя Филиппа Македонского, играл в трагедиях, декламировал
 на пирах. За призывы к заключению мира с Филиппом подвергся нападкам со
 стороны Демосфена.
  НЕОРЕАЛИЗМ - см. в ст. Реализм, НЕОРОМАНТИЗМ - см. в ст. Романтизм.
 НЕПАЛЬСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Осн. форма театр. иск-ва Непала с
 древних времён до наст. времени - нар. представления нритья (или нач),
 представляющие собой танцы, имеющие символич. значение. Танцы
 исполняются с муз. и хоровым сопровождением, драматич. действие в этих
 представлениях почти отсутствует. Часто носят мистериальный характер и
 связаны с культами разл. богов, вначале ведпч. пантеона, а затем с
 верованиями, порождёнными буддизмом и тантризмом; приурочиваются к
 религиозным праздникам. Нритья очень популярны в Непале и отличаются
 большим разнообразием. Каждая измногочисл. народностей, населяющих
 страну, имеет свои нац. своеобразные танц. представления (у каждого
 района свой бог танцев, к-рому воздаются почести перед началом
 представления). Наиболее распространены деви нритья, гхату нритья
 (представления о жизни богов и легендарных героев) и бара масе (нар.
 танцы, к-рые исполняются в любое время, сюда же включаются танцы урожая,
 свадебные и др.).
  В эпоху династии Маллов (15-18 вв.) нар. танц. представления обрели
 существующую до наст. времени форму, в них был усилен элемент драматич.
 действия. В нач. 17 в. окончательно сформировались представления
 "Махакали", "Харисиддх", "Начали", "Канкешвари", "Гхантешвари" и др. В
 г. Бхактапуре при дворе Суварна Маллы разыгрывались "Нав Дурга",
 "Махалакшми" и др. Представление открывает красочная процессия,
 сопровождающаяся массовыми танцами. Исполнители по традиции одеты в
 звериные маски, яркие костюмы и сильно загримированы. Представление
 строится на импровизации актёров и почти не имеет текста. В течение
 всего представления, к-рое длится ок. 3 часов, актёр произносит всего
 8-10 фраз (исполнитель в неск. двустишиях говорит о своём состоянии, а
 затем показывает это состояние в танце), а хор рассказывает о страданиях
 героя. Сценич. площадки для представлений сооружаются на больших
 площадях, постоянных подмостках из каменных плит. Зрители усаживаются
 вокруг подмостков на подстилках. Занавес и декорации отсутствуют. Место

<< Пред.           стр. 554 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу