<< Пред. стр. 742 (из 913) След. >>
типовых черт персонажа.Идейную направленность Т. эпохи Возрождения, его народность,
гуманизм, яркий оптимизм определили произв. У. Шекспира, Лопе де Вега,
Кальдерона и др. Творчество великих драматургов этой эпохи
характеризовалось широким охватом жизненных событий, единством личных и
обществ, судеб героев. В их пьесах драматич. конфликты строились на
основе объективно существующих социальных противоречий, утверждалась
прогрессивная, гуманистич. идеология. Т. эпохи Возрождения отличает
интерес к внутр. миру человека. Драматурги-гуманисты считали Т. зеркалом
жизни, они требовали, чтобы актёр наблюдал действительность и своим
творчеством воспитывал общество. Вместо внешней патетики мистерий и
грубых буффонад фарса новая театр. эстетика выдвинула требование
глубокого проникновения исполнителей в замысел драматурга, внутр.
преображения актёра. Иск-во актёра этой эпохи характеризовалось эпич.
силой, страстностью, внутр. энергией, соответствующими тому поэтич.
представлению о человеке, к-роь утверждалось в творениях великих
гуманистов Возрождения. Музыка, песня и танцы органически вплетались в
драматич. действие. В это время были созданы первые проф. труппы,
выступавшие перед широкими массами зрителей. Это были маленькие
коллективы бродячих актёров, театр. предприятия типа товариществ (напр.,
шекспировский театр "Глобус"), коммерч. предприятия во главе с
хозяином-антрепренёром. Существовали многочисл. придворные Т. В эпоху
Возрождения Т., как и гуманистич. движение в целом, претерпел в течение
16-17 вв. значительную эволюцию. Второй период его развития, относящийся
к нач. 17 в., совпал со временем, когда к старым феодальным
противоречиям прибавились новые, вызванные зарождением капиталистич.
обществ, формации. В нач. 17 в. реализм ренессансного Т. обрёл (особенно
в творчестве Шекспира) большую глубину в раскрытии трагич. судеб народа;
яркое выражение получил протест против социальной несправедливости. В
период усиления феод.-католич. реакции в театр. иск-ве большинства
европ. стран начали преобладать религиозно-мистич. мотивы, аристократич.
гедонизм, приводившие Т. к утрате связи с народом, к отказу от
демократич. идейности.
В эпоху абсолютизма во Франции 17 в., затем в ряде др. европ. стран
получил развитие Т. классицизма. Несмотря на сословную ограниченность и
рассудочность классицизма, в творчестве его лучших представителей -
драматургов П. Корнеля и Ж. Раси-на - находили выражение гражданские
идеалы и моральные нормы гуманизма, стремление к аналитич. раскрытию
внутр. мира человека. Сценич.школа классицизма, следовавшая общей
эстетике этого стиля, сложилась как иск-во героич. декламации,
приподнято-поэтич. выражения чувств героев. Стремясь к созданию
идеальных типов, к выражению вечных, неизменных этич. норм,
актёры-классицисты отказывались от выражения национального и
исторического своеобразия персонажей. В середине 17 в. великий
французский драматург Мольер осуществил реформу классицистской комедии
на реалистической основе. Драматургия Мольера связана с лучшими
традициями народного фарса; обличая пороки господствующих классов,
драматург противопоставил им моральную чистоту и здравый смысл простого
народа. Он потребовал от актёра глубокого изучения жизни, типизации,
осн. на отборе социальных черт характера, перевоплощения в изображаемое
лицо. Реформа Мольера определила не только дальнейшее развитие иск-ва
комедийных актёров, но и коренные изменения в манере игры
актёров-трагиков (М. Барон, А. Лекуврёр).
Активизация третьего сословия предопределила расцвет
просветительского Т. 18 в. В борьбе буржуазии с феод. и клерикальными
кругами Т. стал острым орудием критики господствующего общественного
строя, пропаганды новых просветительских идей. Теоретики
просветительского реализма Д. Дидро (Франция) и Г. Лессинг (Германия)
впервые выдвинули перед актёром задачу создания образа человека,
отражающего определённое обществ, положение. Наделяя положительного
героя-буржуа высокими моральными и гражд. добродетелями, деятели Т.
эпохи Просвещения вносили в иск-во черты идилличности и дидактизма.
Реалистич. тенденции получили выражение в творчестве драматургов Г.
Филдинга, Р. Шеридана в Англии, А. Р. Лесажа, Л. Мерсье во Франции,
выступавших против социального'произвола и моральной распущенности
дворянского общества. "Мещанская драма" приблизила Т. к повседневной
жизни. Реалистическая направленность характерна для творчества
драматургов К. Гольдони (Италия) и Г. Лес-синга (Германия). Революц.
настроения просветительской драмы получили яркое воплощение в комедиях
П. Бомарше (Франция). Борьба за развитие реалистич. тенденций, за нац.
своеобразие иск-ва отразилась и в актёрском творчестве. Во Франции эта
борьба началась еще в Т. классицизма (актёры Клерон, М. Дюмениль, А.
Лекен). Наиболее последовательное выражение просветительские реформы
получили в иск-ве Д. Гаррика (Англия), К. Экгофа и Ф. Л. Шредера
(Германия). Расцвет просветительского Т. связан с творчеством Ф. Шиллера
(Германия), выступившего с протестом против феод. тирании, за
утверждение идеалов обществ, равноправия и свободы. Реализм Шиллера был
пронизан революц. патетикой и страстным лиризмом.
Франц. бурж.* революция конца 18 в., разрушившая феод.-абсолютистский
строй, выдвинула задачу создания массового нар. Т., выражающего революц.
идеи, насыщенного духом гражд. героики. Т. революц. классицизма
(драматург М. Ж. Шенье, актёр Ф. Ж. Тальма) стремился поднять героич.
дух масс, убедить их в общечеловеч. значимости .идей бурж. революции.
Были уничтожены привилегии придворного Т., провозглашён принцип
свободной конкуренции. Отмена театр. монополии способствовала развитию
низового Т., посещаемого ремесленниками, рабочими, мелкой буржуазией.
Рост культурных потребностей широких демократич. масс, пробуждённых к
активной обществ. жизни нац.-освободительными и революц. движениями
конца 18 - 1-й пол. 19 вв., вызвал появление т-ров бульваров (Париж),
малых т-ров (Лондон), т-ров предместий (Вена) и т. д. В Венгрии, Чехии,
Румынии и др. странах появились проф. труппы, играющие на национальных
языках. Однако победа бурж. строя усилила процесс превращения Т. в
коммерческое предприятие. Дельцы-антрепренёры, стремясь извлекать
прибыль, подчиняли Т. вкусам мещанского зрителя, нередко мешали
проникновению на сцену крупнейших произведений совр. драмы. Это привело
к отрыву Т. от литературы и к утверждению на сцене ремесленнической
"хорошо сделанной пьесы" с эффектной интригой и бурж. идеями (А. Коцебу,
Э. Раупах - Германия, Э. Скриб - Франция и др.), порождало безразличие к
эстетически-воспитательной функции Т. Правящие классы препятствовали
процессу демократизации Т., навязывая ему мещанский репертуар, лишая его
права на лит. драму (в Англии монополия привилегированных Т. держалась
до 1843, во Франции её окончательно отменили лишь в 1862). В Чехии,
Болгарии, Румынии, Венгрии австрийские или турецкие власти преследовали
нац. Т., видя в них проявление растущего самосознания народа. Но
остановить количественный рост Т. и их духовное сближение с коренными
проблемами совр. жизни не удалось.
Т. 19 в. отразил разочарование передовых обществ. кругов результатом
бурж. революции, нарастание противоречий между буржуазией и
пролетариатом, рост освободит, движения. Напряжённая и сложная
идеологич. борьба определила многообразие направлений и жанров театр.
иск-ва. Помимо классич. жанров - трагедии и комедии, широкое
распространение получили в 19 в. водевиль, мелодрама, ро-мантич. драма.
Идеологич. борьба отчётливо проявилась в роман-тич. Т. 1-й пол. 19 в.
Религиозно-мистич. и феодально-монархич. направлению консервативного
романтизма противостояли прогрессивные романтики-драматурги:
Дж. Байрон, П. Шелли (Англия), В. Гюго (Франция), К. Гуцков
(Германия), С. Пеллико (Италия), Ю. Словацкий, А. Мицкевич (Польша), М.
Вёрёшмарти (Венгрия) и др.; актёры: Э. Кин (Англия), Л. Девриент
(Германия), П. Бокаж, М. Дорваль, Фредерик-Ле-метр (Франция), Г. Модена
(Италия), Г. Эгрещщи (Венгрия), М. Милло (Румыния) и др. Романтич. Т.,
сломавший законы классицизма, отвергнувший его рационализм и
отвлечённость, провозгласил своими гл. принципами жизненную правду и
свободу творчества.
Романтики добивались в Т. передачи колорита изображаемой эпохи,
национального своеобразия, живописности; на сцене появилось колоритное
воспроизведение быта, в частности быта народа, социальных низов.
Романтич. спектакли отличались острой интригой, напряжёнными яркими
конфликтами. В них с обнажённой остротой сталкивались добро и зло,
поэтически высокое и низменное, прекрасное и уродливое. С социальной
точки зрения, это был конфликт между нищетой и богатством, между
высокими запросами человеческого духа и бурж. действительностью, её
антигуманным строем.
Иск-во актёров-романтиков отличалось бурной эмоциональностью,
бунтарским пафосом, субъективным лиризмом, а в комедийных ролях - острой
и яркой характерностью. Многие сценич. образы, созданные актёрами в этот
период, носили обличительный характер; в них сатирически
воспроизводились типич. черты бурж. действительности. Для Т. 1-й пол. 19
в. характерен интерес к созданию действенных массовых сцен, к
воспроизведению "местного колорита", к историч. точности декораций и
костюмов, соответствующих поэтич. и эмоциональному строю спектакля.
Романтич. Т. были свойственны реалистич. тенденции, хотя идеализм и
метафизичность мировоззрения романтиков ограничивали воплощение этих
тенденций.
К сер. 19 в. утверждается реалистич. направление в театр. иск-ве.
Этот процесс был сужен натиском бурж. идеологии, господством в Т. жанра
бурж. се-мейно-бытовой и салонной драмы (пьесы Э. Ожье, В. Сарду, А.'
Дюма-сына и др.). Реалистич. устремления великих европ. актёров 19 в.
наиболее полно проявлялись в классич. репертуаре. Творчество А. Ристори,
Э. Росси, Т. Сальвини (Италия), К. Зейдельмана (Германия), Г. Ирвинга,
Э. Вестрис (Англия), Э. Го, Б. К. Коклена-старшего (Франция) и др.
связано со сценич. воплощением образов драматургии Шекспира и Мольера.
Новым явлением в европ. Т. конца 18 - нач. 19 вв. было развитие
режиссёрского иск-ва. В режиссёрской деятельности Ф. Л. Шредера, В.
Гёте, К. Иммермана, Э. Девриента, Г. Лаубе, Ф. Дингелыптедта, Л.
Кро-нека (Германия), У. Ч. Макреди, Ч. Кина, С. Фелпса, супругов
Банкрофт, Г. Ирвинга (Англия) и др. проявилась борьба разл.
идейно-художеств. направлений в европ. Т. 19 в.
Обострение социальных противоречий в конце 19 в. вызвало новые
процессы в театр. иск-ве, усиление борьбы за идейно-содержательный,
передовой Т. В 70-е гг. Золя выступил как теоретик реформы Т., сближения
его с социальной действительностью, отражения в нём жизни народа.
Несмотря на влияние позитивистской эстетики, в основе
"натуралистического театра" Золя лежали плодотворные реалистич. искания.
Драматургия Ибсена и появившиеся в последней трети 19 и в нач. 20 вв.
драмы Г. Гауптмана, Б. Шоу, А. Стриндберга и др. составили принципиально
новый этап в развитии европ. Т. Эта драматургия была новаторской по
отношению к романтизму и реализму 19 в. и особенно по отношению к совр.
бурж. драме. Решительно отрицая принципы сценичности пьесы с острой
занимательной интригой и салонной сюжетикой, эта новая драматургия
расширила жизненные границы Т., вывела на сцену все слои общества,
поставила важнейшие проблемы совр. жизни - политические, философские,
социальные, нравственные. Антибурж. по своей идейности, обличающая
лживую бурж. мораль, она вскрывала трагизм повседневности, расхождение
между поведением и сущностью людей, между словами и их реальным
содержанием, открывала "второй план", подтекст, внутреннее действие.
Стремление к анали-тич. точности в большей или меньшей степени сближало
эту драму с эстетикой натурализма, тяга к обобщениям вносила в неё черты
символики, способствовала образованию драмы нового типа - т. н. драмы
идей.
Новая драма нуждалась в новом Т. Протест передовых художников против
консервативных форм Т. и влияния вкусов бурж. публики вызвал движение
"свободных" и "независимых" Т. Создатели этих т-ров (режиссёры А. Антуан
- Франция, О. Брам - Германия и др.) добивались на сцене верности жизни,
широкого охвата социальных явлений, научного подхода к общественным
проблемам, психофизиологического анализа характеров и поступков людей.
Режиссёры строили спектакль как кусок действительности ("вырез из
жизни"), тщательно воспроизводили быт, добивались естественности и
слаженности игры (ансамбля), характерности и типичности. Но человек, в
силу тех же натуралистич. влияний, выглядел в этом Т. жертвой
необратимых сил "природы" ("среды") - наследственности, вырождения,
тёмных инстинктов. Мотивы борьбы, веры в будущее были приглушены. В этом
сказалась сложность общественного развития после разгрома Парижской
Коммуны. В 1890-е гг. протест против "приземлённо-сти" натуралистич. Т.
попыталась выразить неоро-мантич. драма (Э. Ростан, С. Бенелли, А.
Шницлер, Г. Гофмансталь), однако её гуманистич. идеалы страдали
литературной отвлечённостью и не могли противостоять натиску эстетства и
декадентства. В Т. конца 19 - нач. 20 вв. усилилось ощущение
трагического разрыва человека с окружающим его миром. Возникший в 80-е -
90-е гг. символистский Т. нёс темы роковой безысходности, бессилия
человека перед лицом тёмных начал жизни. В Т. вторгались мистич.
настроения, пессимизм. Это присуще утончённым психо-логич. пьесам М.
Метерлинка, полным напряжённого трагизма. В основе символистских драм Г.
Ибсена и Э. Верхарна лежат масштабные философские идеи, выражен гневный
протест против бурж. идеологии, морали, социальной несправедливости.
Сценич. символизм (режиссёры П. Фор, О. Люнье-По, Г. Крэг), добиваясь
освобождения Т. от быта, утверждая значение ритма, пластики,
зрительно-пространственного образа спектакля, выдвинул принцип театр.
условности, стилизации.
Сложное переплетение разл. художеств. исканий на рубеже 19 и 20 вв.
отразилось в творчестве крупных режиссёров-экспериментаторов нач. 20
в.М. Рейн-хардта, Ж. Копо, внёсших много нового в постановочное иск-во и
в работу с актёрами. Сблизив сцену с лит. драмой, они создавали Т.,
выражавший значительные идеи, исполненные поэтичности, воспитали
поколение актёров и режиссёров, иск-во к-рых определило развитие
зап.-европ. сцены между двумя войнами. В нач. 20 в. ширится движение за
создание народного Т. (Р. Роллан во Франции, Ф. Меринг в Германии, Э.
Верхарн в Бельгии), во многом определившее развитие Т. 1920-х - 60-х гг.
После 1-й мировой войны и Октябрьской революции в драматургии и Т.
начинается новый этап развития, новые процессы. По-прежнему многие
драматурги и театр. коллективы стремятся развлекать зрителя,
ставятлёгкие комедии и эффектные занимательные пьесы, усиливается
влияние модернистской драмы, отразившей духовный кризис, пережитый бурж.
интеллигенцией после 1-й мировой войны. В 1920-е-30-е гг. итал.
драматург Л. Пиранделло в своих пьесах с тра-гич. силой передавал
неустойчивость совр. жизни, относительность и расшатанность всех -ггич.
понятий, иллюзорность "масок", прикрывающих "инную суть человека в бурж.
мире.
В 1920-х-30-х гг. в разных странах ьцёт развитие т-ров студийного,
экспериментального типа: "Ги:лц-тиэтр", "Груп-тиэтр", "Гражданский
репертуарный т-р" - в Нью-Йорке; "Комедия Елисейских полей", "Атеней",
"Ателье", "Монпарнас-Бати", "Матюрен"-в Париже; "Редута", "Атенеум",
"Т-р им. Богуславского"-в Варшаве; "Д 34", "Освобождённый театр" - в
Праге и т. д. Во главе этих т-ров стояли режиссёры-новаторы (большинство
из к-рых были и выдающимися актёрами) - X. Клермен, Е. Ле Гальенн, Л.
Жуве, Ш. Дюллен, Г. Бати, Ж. Питоев, Ю. Остэрва, С. Ярач, Л. Шиллер, Э.
Ф. Буриан, И. Гонзль, Я. Верих и др. Во Франции в 1920 Ф. Жемье основал
Нар. Нац. т-р (во главе к-рого с 1951 встал Ж. Вилар). Благородный этич.
пафос, высокая проф. культура, сохранение и развитие лучших нац.
традиций характерны и для отдельных крупных мастеров, работавших в
академич., уже давно сложившихся Т. или не связанных с определёнными
театр. организмами. Среди них: актёры С. Торндайк, Дж. Гилгуд, Л.
Оливье, В. Ли, Р. Ри-чардсон, М. Редгрев в Англии, Дж. Барримор, К.
Корнелл, Адлер в США, В. Выдра, Я. Пруха в Чехословакии, К. Сарафов в
Болгарии; режиссёры - Г. Мак-Клинтик, М. Уэбстер в США, Т. Гат-ри в
Англии и др. (значительная часть этих художников сцены продолжает работу
и в 1960-е гг.).
,Мн. деятели западноевроп. Т. сближались с рабочим движением и
коммунистич. партиями, стремились участвовать своим острым публицистич.
иск-вом в борьбе против фашизма и войны (Ж. Р. Блок во Франции, Ф.
Вольф, Б. Брехт, Е. Вейгель, Э. Буш, Э. Пис-катор в Германии, Э. Буриан
в Чехословакии, II. Робсон в США и многие другие). Демократический,
антифашистский характер носит деятельность Т., возникших из рабочей
самодеятельности (агитпропколлективы "Рабочего театрального союза" в
Германии, "Юнити" в Англии, "Рабочий лабораторный т-р", "Юнион" в США и
др.).
Но по мере нарастания сопротивления фашизму и войне в 30-е гг.
начинается процесс консолидации передовой интеллигенции. Создаётся
"социальная драма" нового типа, для к-рой характерно стремление
постигнуть закономерности совр. общественной жизни в моментах решающих
столкновений. Центр, тематикой огромного большинства пьес становятся
война, фашизм, революция, социальная организация общества. Человеческая
судьба раскрывается в прямой связи с мировыми событиями. Это часто
приводит драматургов разл. направлений к эпич. охвату событий,
расширению историч., национального, социального материала жизни,
отражаемого драмой (Б. Брехт, Ф. Вольф, К. Чапек, Ж. Жироду, Э.
Хемингуэй, Ш. 0'Кейси,Б. Шоу, К. Одетс, Л. Хелман, А. Миллер, Ж. П.
Сартр, А. Адамов, А. Салакру, А. Гатри, Р. Хоххут, П. Вейс и др.).
В годы 2-й мировой войны и в последующие годы большое значение в зап.
Т. приобрела т. н. "интеллектуальная драма", включающая разл.
направления в драматургии и режиссёрском и актёрском иск-ве.
Интеллектуальный эпич. т-р Брехта пропагандирует идеи революц.
переустройства мира на началах научного социализма; франц. драма (Сартр,
Ануй) представляет собой индивиду алистич. и гуманистич. оппозицию
фашизму, разрабатывая в первую очередь проблемы нравственной свободы
личности в совр. обществе. Одна из отличительных черт Т., связанного с
интеллектуальной драмой,- особое внимание к философско-нравственным или
политич. проблемам. Отсюда тяготение к условным, иносказательным
сюжетам, к метафоре, к построению диалога в форме диспута.
Др. направление в совр. зап.-европейском иск-ве- т. н. "поэтический
натурализм", представленный англ. драматургами - Дж. Осборном, Б.
Биэ-ном, Л. Уэскером, отчасти амер. драматургом Т. Уильямсом и др. Для
этого театр. направления характерно сближение бытовых и философских
мотивов, социальной, обобщённо-публицистич. и прозаически обыденной
проблематики. Особенность Т. этого типа - разрыв между бытовым видимым
течением действия и духовной жизнью драм. персонажей, между сюжетными
мотивами драмы и её внутр. темой, между текстом и подтекстом, между
"натурализмом бытового существования и "поэзией" человеческих чувств. В
пьесах и спектаклях последних лет "поэтич. натурализм" часто соединяется
с приёмами, свойственными т-ру Брехта.
Для нек-рых явлений Т. характерен философский и политич. скептицизм
(драмы С. Беккета, Э. Ионеско, отчасти М. Фриша, Ф. Дюрренматта).
Разоблачительные по отношению к совр.. бурж. миру тенденции порою
соединяются здесь с настроениями отчаяния, нигилизма. Отсюда мрачный
гротеск, зловещие метафоры, парадоксальное развитие сюжета. В пьесах
Ионеско, Беккета, также как и в пьесах Фриша, Дюрренматта, развиты
мотивы и художеств. приёмы европ. интеллектуальной драмы.
В 60-е гг. в зап. т-ре получил распространение жанр документальной
драмы (напр., "Дознание" Вайса). Авторы документальной драмы
основываются на реальных событиях недавнего прошлого, придерживаясь
действит. историч. фактов, документов, показаний очевидцев.