<< Пред. стр. 767 (из 913) След. >>
"Серафина", "Трофей", пост. во дворце папы Льва X, 1512. Пьесы "Акилана"(подражание "Подменённым" Ариосто), "Гименеа", трактующие темы любви,
чести, явились прообразом "комедии плаща и шпаги". В числе "бытовых
комедий" - "Солдатчина" (соч. ок. 1514), "В людской" (пост. во дворце
папы Льва Х между 1513 и 1516) - сатирич. жанровые зарисовки: первая
показывает бесчинства солдат, вторая - разложение нравов в папском Риме.
Соч.: Propaladla and other works, v. 1-4, [Phil.] (Pennsylvania),
1943-61.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 1, М., 1956; П e т р о в Д. К., Заметки по
староиспанской комедии, СПБ, 1907; G i I 1 e t J. E., Torres Naharro and
the Spanish drama of the sixteenth century, в кн.: Estudios eruditos in
memoriam de A. Bonilla y San Martin, v. 2, Madrid, 1930, p. 437-68.
3.77.
ТОРРОЭЛЬЯ (Torroella), Альфредо (1845-1879)'- кубинский публицист,
поэт, драматург. В своих пьесах "Любовь и бедность" (1864) и в
особенности "Мулат" (1876), в к-рой Т. впервые в кубинской драматургии
остро поставил проблему расовой дискриминации, Т. изображает жизнь
бедняков, но освещает её с филантропии, позиций. Написал также неск.
бытовых комедий: "Маска на маске" (1866), "Золотой лавр" (1867) и др.
Лит.: А г rom J. J., Historia de la literatura dramatica cubana. New
Haven - L., 1944. 3. /7.
ТОРСКИЙ, Владимир Фёдорович [р. 12(24). IV. 1888] - рус. сов.
режиссёр, актёр и театр. деятель. Засл. арт. РСФСР (1934). Окончил
Лазаревский пн-т восточных языков (Москва) и юрпдич. ф-т МГУ. Проф.
сценич. деятельность начал в 1908. В 1909 дебютировал в Екатеринодаре в
труппе Т-ра Корша и до 1914 работал в этом т-ре. Затем работал в т-рах
Казани, Тифлиса, Краснодара, Ростова-на-Дону. Роли: Буланов ("Лес"),
Звездич, Казарин ("Маскарад"), Константин ("Дети Ванюшина" Найдёнова) и
др. В 1925-37 работал в Красноярске, Новосибирске, Томске, Иркутске. В
1931-37- гл. реж. 2-го Зап.-Сибирского т-ра в Омске (с 1934 - Синтетич.
т-р); в этом т-ре ставились драм. спектакли, а также муз. комедии и
оперные спектакли; с 1936 наз. Омский драм. т-р. В последующие годы Т.
работал в Ленингр. Большом драм. т-ре, Ростовском-на-Дону т-ре, в Т-ре
им. Моссовета и др. В 1945-48 - худ. рук. Калужского т-ра. С 1952 -
актёр и режиссёр Моск. филармонии (лит.-муз. отдел). Режиссёрские работы
Т. отличались романтич. приподнятостью и яркой ко-медийностью. Большое
внимание Т. уделял муз. оформлению спектакля. Пост. спектакли: "Любовь
Яровая"; "Выстрел" Безыменского и др. На арене цирков Томска и Омска
пост. спектакли "Любовь Яровая"; "Мария Тюдор" Гюго.
Др. пест.: "Ревизор";' "Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого, "Егор
Булычев и другие", "Последние"; "Фландрия" Сарду, "Оптимистическая
трагедия", "Бронепоезд 14-69", "Нашествие", "Молодая гдардия";
"Патетическая соната" Кулиша и др.; "Прекрасная Елена" Оффенбаха,
"Сильва" Кальмана. Юр. К.
"ТОСКА" ("Tosca") - опера Дж. Пуччини, либр. Дж. Джакозы и Л. Иллики
по драме В. Сарду "Флория Тоска". Пост. 14янв. 1900, Рим, т-р "Костанци"
(дирижёр Муньоне;
Тоска - Даркле, Каварадосси - Де Марки, Скарпиа - Джиральдони,
Анжелотти - Галли). Затем опера ставилась на сценах мн. стран мира, в т.
ч.: Лондон (1900, на итал. яз., 1915), Мадрид (1900, на итал. яз.),
Нью-Йорк (1901, на итал. яз., 1903), Бухарест (1902, на итал. яз.,
1920), Париж (1903), Варшава (1903, на итал. яз.), Прага (1903),
Будапешт (1903), Стокгольм 904), Брюссель (1904), Берлин (1907), Вена
(1907), Копенгаген (1910), София (1925) и др.
В России впервые шла в Одессе (1900, на итал. яз.). В 1904 пост. в
Москве Товариществом рус. частной оперы (Т-р Солодовникова; Тоска -
Веселовская, Каварадосси - Фигнер, Скарпиа - Гладков, Анжелотти -
Бедлевич). В
i 912 поставлена Оперным т-ром Зимина (дирижёр М. Купер, худ.
Федотов). На сов. сцене пост. в 1934, Ленингр. Малый оперный т-р, под
назв. "Флория Тоска" (дирижёр Самосуд, реж. Шубин, худ. Бобышев). В 1930
пост. Большим т-ром (дирижёр Савич, реж. Петровский, худ. Лужец-кий).
Пост. в др. городах Сов. Союза: Ереван (1937, 1948), Рига (1945), Одесса
(1945), Львов (1948), Вильнюс (1950), Киев (1954), Саратов (1956),
Горький (1956), Минек (1957), Свердловск (1959), Баку (1960), Ашхабад
(1960), Кишинёв (1962), Фрунзе (1962), Душанбе (1964). .
Издания: "Т."-партитура. Mil., G. Ricordi, С . [1924];клавир, там же,
[1899]; клавир с рус. текстом,-пер. Фреддерихса, М., Гутхейль, [1904];
нов. русский текст- А. Машистова, М., Музгиз, 1959. ff, Гр.
ТОСКАНЙНИ (Toscanini), Артуро (25. III. 1867, Парма,- 16. I. 1957,
Нью-Йорк) - итал. дирижёр, один из крупнейших симфонич. и оперных
дирижёров. Учился в Пармской консерватории (1876-85), играл в оркестре
(виолончель). Как дирижёр дебютировал в спектакле итал. труппы в
Рио-де-Жанейро ("Аида", 1886). В Италии впервые выступил в качестве
дирижёра оперы "Эд-мея" Каталани (Турин). В 1887-98 дирижировал во мн.
т-рах Италии. Пост. оперы:
"Паяцы" (1892, Милан), "Богема" (1896, Турин), впервые в Италии оперу
"Гибель богов" Вагнера (1896, там же). В 1898-1903, 1906-08 и 1921-28
возглавлял миланский т-р "Ла Скала", где пост. оперы: "Турандот" Пуччини
(1926), "Нерон" Бойто, "Дебора и ИаэльУ (1922) и "Фра Герардо" (1928)
Пиццетти. В 1903-04 и в 1906 дирижировал в т-ре Буэнос-Айреса. В 1928
эмигрировал из фашистской Италии, поселился в США, где рук. т-ром
"Метрополитен-опера" (1908-15), спмф. оркестрами Филармонии (до 1936) и
Нац. радио-вещат. компании (1937-53) в Нью-Йорке.
Т. приобрёл мировую известность как интерпретатор итал. репертуара и
опер Вагнера. Впервые в Америке пост. "Бориса Годунова" (1913). В 30-х
гг. руководил муз. фестивалями в Байрёйте и Зальцбурге. Выступал как
симф. дирижёр во мн. странах. Один из дирижёров-новаторов, Т. сочетал
абсолютную верность авторскому тексту и тонкое чувство современности,
способствовал очищению муз. т-ра от оперной рутины.
Лит.: Цвейг С., Артуро Тосканини, Избр. произведения в 2 тт., т. 2,
М., 1956; Adorno Th., Klangfiguren, В.-Frankf./M., 1959; Chotzinoff S.,
Toscanini, N. Y., 1956; M a r s с h R. C., Toscanini..., Phil.-N. Y.,
1956; Taubmann H., The maestro: the life of Arturo Toscanini, N. Y.,
1951 (в итал. пер.-Roma, 1957). Ал. М.
ТОТ (Toth), Карел (р. 2.Х.1932) - чехословацкий балетмейстер. В
1951-55 выступал как танцовщик в Братиславе, в словацком Нац. т-ре. В
1960 окончил балетмейстерский ф-т ГИТИСа (Москва). С 1961 возглавляет
балетную труппу словацкого Национального т-ра.
Пост.: "Тропою грома" Караева (1961), "Снегурочка" Востршака (1963),
"Весна священная" Стравинского (1964), "Торжество солнцестояния"
Андрашована (1965).
Преподаёт в Академии иск-в в Братиславе.
Лит.: "Tanecni listy", Praha, 1965, ј l, s. 2-3;
"Театр", 1962, .ј 9, с. 178-80. ff. ulep.
TOTEBA, Mapa (1898-3.VI. 1932) - болг. актриса, театр. деятель. В
1918-21 - актриса Варненско го опереточно-драматич. товарищества. Затем
работала в Пловдиве, Русе, Варне, в передвижном "Популярном т-ре", к-рый
выступал в городах и сёлах Болгарии. Исполнение Т. отличалось ярким
темпераментом, выразительной мимикой, одухотворённостью и глубиной. С
успехом исполняла роли наивных девушек и драм. роли. Выступала также в
оперетте. Т. является выдающимся деятелем болг. провинциального т-ра. Её
именем был назван один из передвижных * т-р ов страны.
Роли: Недда ("Пленник из Трикери" Мутафова), Панна Маличевская (о. п.
Запольской), Дездемона; Амалия ("Разбойники"), Магда ("Родина"
Зудермана), Тереза Ракен (о.п. Золя), Маргарита Готье ("Дама с
камелиями" Дюма-сына), Сильва (о. п. Кальмана) и др.
Лит.: Донев Г., Строители на българския театър, Плевен, [б.г.], с.
108-12; "Театър", С., 1952, кн. 8-9, с. 44-45. А. Ив.
TOTPOB, Борис Иванович (10.1.1882 - 26.VI. 1964) - осет. сов. актёр и
педагог. Засл. деят. иск-в Сев.-Осет. АССР (1940). В 1904 организовал в
селении Ольгинском драм. кружок и осуществил пост. первых осет. пьес -
драмы "Лучше смерть, чем позор" и комедии "Побывавший в России" Е.
Бри-таева. Успех спектаклей утвердил стремление Т. стать проф. актёром.
Он поступил в частное муз.-драм. уч-ще в Москве, где преподавал актёр
Малого т-ра Ф. П. Горев. В 1908 Т. вернулся во Владикавказ и собрал
труппу любителей. 15 авг. 1908 в помещении Груз. уч-ща состоялся первый
во Владикавказе осет. спектакль. Были показаны назв. выше пьесы Бритаева
в пост. Т. В 1913 - 14 работал в Александрийском т-ре. С 1915 вновь
играл в драмкружке во Владикавказе. После установления Сов. власти был
зав. драм. секцией подотдела иск-в отдела нар. образования во
Владикавказе. В 1921 состоялся спектакль руководимого Т. драмкружка в
помещении рус. т-ра во Владикавказе. В 1926 Т. создал ансамбль песни и
танца "Дети гор". В 1931 вступил в состав осет. студии ГИТИСа (ЦЕТЕТИСа)
в Москве, был ассистентом по технике речи и художественному чтению на
осетинском языке. С момента создания проф. Северо-Осетинского т-ра
(1935) Т. стал актёром этого т-ра, вёл педагогическую работу в студии
при т-ре. Перевёл ряд пьес на осетинский язык.
Роли: Камболат, Ислам ("Две сестры", "Хазби" Бритаева), Бата
("Сыновья Бата" Мамсурова), Брабанцио ("Отелло"), Бартоло ("Женитьба
Фигаро"), Железнов ("Васса Желез-нова") и др. Е. /К.
ТОХВЕЛЬМАН, Хельми Юхановна (р. 13. X. 1900) - эст. сов.
балетмейстер. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1957). В 1927 - 30 училась в
Студии танца и движения (Таллин). В 1931-41 - балетмейстер "Тээлистеатр"
(Таллин), в 1941-44 -"Вяйке т-р". С 1945 работает в разл. т-рах Таллина,
ставит нац. танцы в оперных и др. спектаклях. В 1945-51 - педагог по
танцу и сценич. движению Таллинского театр. ин-та, с 1957 - актёрского
ф-та Таллинской консерватории.
Пост.: в т-ре "Эстония" - "Калевипоэг" Каппа (1948), танцы в операх
"Пюхаярв" (1946), "Берег бурь" (1949), "Рука об руку" (1955), "Боевое
крещение" (1957) Эрнесакса; нац. танцы в балете "Тийна" Аустер (1955), в
спектакле "Вест-сайдская история" Лоренса, муз. Бернстайна (совм. с
балетм. В. Руммо, 1964) и др. Ст. М.
ТОЦКИЙ, Иван Корнилович [12 (24). IV. 1896- 16. XII. 1957] - укр.
сов. артист оперы (бас). Нар. арт. УССР (1948). Учился в Киевской
консерватории (1922-25). В 1925-27 - солист Харьковского, 1927-42 и
1946-57 - Одесского т-ров оперы и балета, 1943-45 - Т-ра оперы и балета
им. Кирова (Ленинград). Т. обладал звучным басом красивого бархатного
тембра широкого диапазона. Создавал разнохарактерные сценич. образы.
Партии: Тарас Бульба (о. п. Лысенко), Карась ("Запорожец за Дунаем"),
Галицкий, Иван Сусанин, Руслан, Мельник; Пимен ("Борис Годунов"),
Досифей ("Хованщина"), Иван Грозный ("Псковитянка"), Чуб ("Ночь перед
рождеством"), Варяжский гость ("Садко"), Собакин ("Царская невеста"),
Дон Базилио ("Севильский цирюльник"); Тарас ("Семья Тараса"
Кабалевского) и др. Ек. Л.
ТРАВЕСТИ (франц.; от итал. travestire - переодеваться) - сценич.
амплуа: 1) в драм. т-ре - актриса, исполняющая роли мальчиков,
подростков, девочек, а также роли, требующие в определённые моменты
действия переодевания в мужской костюм:
Тнльтиль ii Митиль ("Синяя птица" Метерлинка), Гога ("Человек с
портфелем" Файко), Габриэль ("Девушка-гусар" Кони), Шура Азарова
("Давным-давно" А. Гладкова) и др. Особенно часто роли Т. встречаются в
репертуаре т-ров для детей. Известной актрисой на роли Т. была франц.
актриса В. Дежазе; в рус. т-ре в этом амплуа с успехом выступала В. Н.
Асенкова, в сов. т-ре - В. Д. Бендина, Е. Н. Мо-рес, 3. Ф. Булгакова, Н.
Н. Казаринова, К. П. Коренева, М. П. Неменко-Бабковская, А. А. Охитина,
В. А. Сперантова, Л. С. Чернышёва и др. 2) В опере-партии юношей,
исполняемые женщинами (меццо-сопрано, контральто): Зибель ("Фауст"
Гуно), Ваня ("Иван Сусанин"), Лель ("Снегурочка") и др. А. Шн.
"ТРАВИАТА" ("La Traviata") - опера Дж. Верди, либр. Ф. М. Пьяве по
драме А. Дюма-сына "Дама с камелиями". Пост. 6 марта 1853, Венеция, т-р
"Фениче" (Виолетта - Донателли, Альфред - Грациани, Жермон - Варези).
Опера шла на сценах всего мира, в т. ч.: Мадрид (1855, на итал. яз.,
1918), Вена (1855, на итал. яз., 1879), Барселона (1855, на итал. яз.),
Лондон (1856, на итал. яз., 1857), Варшава (1856, на итал. яз., 1865),
Нью-Йорк (1856, на итал. яз., 1886), Париж (1856, на итал.яз.,
1864),Будапешт (1857), Бухарест (1858, на итал. яз., 1903), Амстердам
(1860, на итал. яз.), Берлин (1860, на итал. яз.) и др.
В России впервые шла в 1856, петерб. Большой т-р, Итал. оперная
труппа (Травиата - Бозио, Альфред- Кальцолари, Жермон - Бартолини). На
рус. яз. пост. в 1868, Петербург, Мариинский т-р (Виолетта - Бюдель,
Альфред - Андреев, Жермон - Мельников). Затем опера сохранялась в
репертуаре Мариинского т-ра и Большого т-ра.
На сов. сцене впервые пост. в 1918, Мариинский т-р (позднее Т-р оперы
и балета им. Кирова; дирижёр Фитель-берг, пост. Андреева, возобновление
Циммермана, балетм. Петров" Виолетта - Горская, Альфред - Пиотровский,
Жермон - Тартаков); пост. там же в 1923 и в 1944. В 1922 пост. Ленингр.
Малым оперным т-ром; там же в 1951. В Большом т-ре, Москва, пост. в
1933; там же в 1937 и в 1963. В 1934 пост. Муз. т-ром им.
Немировича-Данченко, Москва (текст В. Инбер; рук. пост.
Немирович-Данченко, дирижёр Столяров, худ. Вильяме).
Пост. в др. городах Сов. Союза: Ереван (1936, 1948, 1958), Алма-Ата
(1938), Днепропетровск (1938), Тбилиси (1939, 1961), Минск (1941, 1946),
Таллин (1941), Баку (1941), Казань (1941), Киев П946), Ашхабад (1947),
Харьков (1947), Фрунзе (1948), Вильнюс (1952), Кишинёв (1963) и др.
Издания: "Т." -партитура, Mil., G. Ricordi 8c С , [1959]; клавир. Р.,
Escudier, fs. d. ]; с рус. текстом- М., Гутхейль, [1890 ], поел. изд.
лит. ред. либретто и частично новые переводы А. А. Ефременкова, М.,
Музгиз, 1953. Н.Гр.
ТРАГЕДИЯ [греч. ????????, от ?????? - козёл (которого приносили в
жертву богу Дионису) и ??? - песнь] - драм. произведение, изображающее
печальные и мрачные события, в основе к-рых лежат конфликты непримиримых
сил, с неизбежностью ведущие к гибели героя. Действие Т. касается
жизненно важных вопросов, от решения к-рых зависит судьба отдельного
человека, групп людей, классов, народа пли гос-ва. Предметом Т. являются
такие моменты жизни, когда долго назревавшие противоречия достигают
наибольшей остроты и приобретают форму конфликта, в к-ром герой
оказывается перед необходимостью принять определённое решение, выбрать
определённый жизненный путь и способы для достижения своей цели.
Субъективные намерения героя в Т. всегда имеют объективно принципиальный
смысл; его поступки оказывают влияние на его собств. судьбу и на судьбу
окружающих. Трагедийное иск-во с древности отдавало предпочтение героям,
занимающим высокое положение (монархи, полководцы и т. д.), т. к. их
поступки и личная судьба имели значение для всего общества или части
его. Герои Т. неуклонно стремятся к своей цели и не признают
компромиссов. Они находятся во власти могучих страстей, безудержных
желаний, ими владеют глубокие убеждения. В конфликтах Т. отражается
отношение человека к своему классу, народу, гос-ву, отношение к религии,
к законам, к морали; большое место занимают в них семейные и
нравственные вопросы. События приобретают драм. характер, когда
обнаруживается, что стремления героя вступают в противоречие с
существующими гос. и моральными установлениями. Т. обычно изображает те
моменты жизни, когда её нормальное течение нарушено. Т. показывает не
обычное, а исключительное, крайности, нарушения норм, принятых данным
обществом. Через разл. рода конфликты Т. отражает глубокие изменения в
строе жизни, структуре общества, развитии нравственных понятий. В
судьбах героев, в их взглядах и складе чувств воплощаются перемены,
происходящие в обществе,-гибель старых форм жизни и рождение новых.
Герои Т. часто борются и гибнут потому, что они не в силах утвердить
новое, отстоять его от противоборствующих сил, либо потому, что они
слепо привержены старому. Одни погибают потому, что отмирают жизненные
нормы и законы, оправдывавшие их существование; другие - потому, что
новое еще не созрело. В Т. сталкиваются такие жизненные ситуации, в
к-рых одновременно проявляется сила героя и его объективное бессилие.
Величественность, масштабность событий - один из непременных элементов
истинной Т. Конфликт приобретает титанич. характер в зависимости от
того, что герой совершает или готов совершить нечто необычное,
нарушающее установленный миропорядок. Независимо от того, что определяет
его поступки - стремление восстановить попранную справедливость, любовь,
ревность, месть, властолюбие,- герой выступает судьёй определённого
жизненного уклада, вершителем человеческих судеб. Внутр. смысл Т.
образуют переживания героя, происходящая в его душе борьба
противоположных стремлений, осознание им мучительных противоречий жизни:
конфликт между любовью и долгом, между личным желанием и нравственным
принципом, между личными целями и исто-рич. условиями общественного
развития. Герой Т. понимает, что его действия и желания противоречат
принятым нормам жизни, он сознаёт значение совершаемых им нарушений.
Герои Т.- люди, впервые или заново решающие кардинальные вопросы жизни.
Какова бы ни была частная ситуация, в к-рой оказывается герой, решая
конкретные жизненные задачи, он выражает в своих поступках некое общее
решение обществ, и нравственных проблем. Индивидуальный случай обретает
в Т. обобщённое значение. В Т. всегда ставится вопрос о смысле жизни, о
ценности человека, о значении созданных им общественных и моральных
норм. Решая для себя, каков его долг перед собой и перед людьми, герой
избирает путь, приводящий его к гибели. Из этого, однако, не следует,
что гл. тема Т.- смерть. Наоборот, помыслы героев Т. посвящены жизни,
жизненным интересам. Но возможность гибели почти всегда незримо
присутствует в Т., ?? герои нередко сознают, что, выбирая этот путь, они
рискуют собств. жизнью, а в ряде случаев и жизнью своих близких. То, что
действие происходит между жизнью и смертью и гибель является неизбежным
уделом героя, создаёт особую остроту действия Т., но не придаёт, однако,
ей пессимистич. характера. Жизнь на острие ножа, бок о бок со смертью
обостряет чувства героя. В тра-гич. ситуации в нём пробуждается желание
свершения, стремление выполнить своё назначение прежде чем наступит
конец. Так в Т., вопреки гибели и разрушению, происходит вечное
обновление жизни. Т. возвышает героя, даёт ему сознание непрерывности
жизни, побеждает страх смерти. В трагич. ситуации обнаруживается героич.
начало в человеке, к-рое проявляется мерой нравственного напряжения
героя, масштабом душевных сил. Доводя до предела свои чувства и
переживания, прилагая величайшие усилия для достижения поставленных им
перед собой целей, герой Т. испытывает себя, свои душевные способности;
его самосознание развито до такой степени, что даже в порыве страсти он
обычно отдаёт себе отчёт в своих переживаниях.
Глубочайшее значение Т. в том, что борьба, переживания и страдания
героя дают возможность показать достоинства человека, силу его воли,
величие характера, душевную красоту. Вместе с тем Т. обнаруживает
несовершенство жизни и человека. Дисгармония действительности -
первооснова трагич. мировосприятия. Но непосредственный предмет Т. - не
объективные противоречия действительности, а отражение их через сознание
героя. Характер героя имеет поэтому первостепенное значение в художеств.
композиции Т. Он - центр и гл. содержание Т. Недаром Т. обычно
называются по имени героя, п имена героев Т. становятся нарицательными
для обозначения больших страстей, душевных волнений человека. Уже
Аристотель справедливо считал, что героем Т. не может быть ни идеально
прекрасный человек, ни закоренелый злодей. Т. тогда оказывает
воздействие на зрителя, когда возбуждает в нём понимание трагичности
ситуации, в к-рой находится герой, и сострадание к нему. Двойственность
чувств зрителя, напряжение его мысли возбуждается в особенности тем, что
не только слабости человека и даже не столько они, сколько его