<< Пред. стр. 888 (из 913) След. >>
Умная, темпераментная актриса, Э. передавала тонкие оттенки чувств. В еёисполнении сочетались гротеск и лирика, что придавало игре Э. резкую
контрастность, взволнованный ритм.
Лучшие роли: Лулу ("Дух земли" Ведекинда), Электра (о. п.
Гофмансталя), фрекен Юлия (о. п. Стриндберга), Нора; Настя ("На дне, шла
под назв. "Ночлежка"), Пак ("Сон в летнюю ночь"), Кетхен и Пентесилея
("Кетхен из Хейльбронна" и о. п. Клейста), фру Альвинг.
Лит.: I h е r i n g H., Von Joseph Kainz bis Paula Wessely,
Hdib.-B.-Lpz., 1942. И. Н.
ЭЙНРЕ (Эйнер), Хельми Александровна (р. 1.1. 1888) - эст. артистка
оперы (лирико-драматпч. сопрано). Сыграла выдающуюся роль в создании
эст. муз. т-ра. Пению училась в Петербурге и в Италии. Дебютировала в
т-ре "Эстония" в 1912 (в оперетте "Милый Августин" Фалля). Впервые в
эст. муз. т-ре исполнила партии Татьяны и Виолетты. Обладала красивым,
широкого диапазона голосом п ярким сце-нич. дарованием. Партии: Амнерис
("Аида"), Мюзетта ("Богема"), Тоска; Донна Анна ("Дон Жуан"), Ярославна,
Лиза.
В 1934 оставила сцену. Выступала как концертная певица.
Гастролировала за рубежом. Вела педагогич. работу в Таллинской
консерватории (1932-36) и Эстонском т-ре оперы и балета (1949-.W A - rr
ЭЙС (Eis), Мария (22.II.1896-18.XII.1954) -аистр. актриса. В 1917
окончила театр. ф-т Венской академии музыки. В 1918-25 играла в т-ре
"Нёйе ви-нер бюне", где исполняла гл. обр. трагедийные роли:
Клитемнестра ("Электра" Софокла), Гертруда ("Гамлет"), Юдифь ("Уриэль
Акоста" Гуцкова). В 1926- 132 - актриса Гамбургского т-ра. Роли: Мария
Стюарт; баронесса Штраль ("Маскарад"), Полли ("Трёхгрошовая опера"
Брехта) н др. В 1933 переехала в Вену, где стала ведущей актрисой
"Бургтеатра". Роли: королева Елизавета ("Мария Стюарт"), Кримхиль-да
("Нибелунги" Хеббеля), Медея (о. л. Грильпарце-ра), Меланья ("Егор
Булычев н другие"), Аркадина ("Чайка") п др.
Творчество Э. сочетало глубокое трагедийное дарование и острую
характерность. Игра актрисы отличалась эмоциональностью, она наделяла
своих спе-нич. героинь волей, мужеством.
Лит.: Schinnere r-K a m l e r L., Maria Eis, Graz 1961; Fontana O.,
Wiener Schauspieler von Mit-terwurzer bis Maria Eis, W., 1948. Л. Лоб.
ЭЙХЕНВАЛЬД, Антон Александрович [1(13). V. 1875-1952] - рус. сов.
композитор, дирижёр, режиссёр, педагог, фольклорист. Нар. арт. Башк.
АССР (1945). Музыке учился у Н. С. Кленовского, С. И. Танеева и Н. А.
Римского-Корсакова. В 1894-1917 - антрепренёр, дирижёр, хормейстер,
художник оперных трупп в провинции. В 1924-28 дирижировал оперными и
симф. оркестрами во Франции. С 1928 работал дирижёром и педагогом во мн.
городах СССР.
Оперы: "Степь" (1931, Средне-Волжская краевая опера, Самара),
"Мэрген" ("Меткий стрелок", 1940, Башк. т-р оперы и балета, Уфа),
"Ашказар" (1944, там же) и др.
Балеты: "‚лочка" ("Зима")-детский балет (1913, Одесский гор. т-р),
"Жар-птица" ("Иван-царевич", 1925, т-р "Альгамбра", Париж) и др.
Муз. комедия "Табачный капитан" (1942, Куйбышевский т-р оперы и
балета). Писал также музыку к драм. спектаклям.
Пост. оперы: "Нерон" Рубинштейна (1905, Нижний Новгород), "Чародейка"
Чайковского (1910, Баку), "Ася" Ип-политова-Иванова (1912, Харьков) и
мн. др.
Лит.: С. Т., Славный юбилей, "Сов. музыка", 1950, 7. Л. Ив.
ЭЙХЕНВАЛЬД (по мужу -Трезви некая), Маргарита Александровна
[20.XI(2.XII).1866 - после 1948] - рус. артистка оперы
(лирико-колора-турное сопрано). В 1889 окончила Моск. консерваторию. В
1889-1901 - солистка Большого т-ра (Москва). С 1901 пела в Тифлисе и
разл. частных оперных труппах. Затем уехала за границу. Обладала
небольшим, но мягким голосом серебристого тембра, драматич. дарованием.
Иск-во Э. высоко ценил Н. А. Рпмскпй-Корсйков. Вела педагогич. работу.
Партии: Снегурочка; Горислава ("Руслан и Людмила"), Татьяна; Иоланта
(о. п. Чайковского), Марья Власьевна ("Сон на Волге" Аренского),
Маргарита ("Фауст"), Гретель ("Гензель и Гретель" Гумпердинка), Паж
("Гугеноты"), Дездемона ("Отелло" Верди), Микаэла; Памина ("Волшеб-.ная
флейта") и др. А. Ив.
ЭЙХЛЕРУВНА (Eichlerowna), Ирена (р. 19.IV. 1908) - польская актриса.
Окончила Варшавский ин-т театр. иск-ва. Ученица проф. А. Зелъверовича. С
1929 выступала в т-рах Вильно, Львова, Варшавы. Во время 2-й мировой
войны играла в Бухаресте, Париже, Рио-де-Жанейро. В 1948 вернулась в
Польшу, работала в "Т-ре Народовы" и др. Э.- актриса большого
трагедийного темперамента, игра её отличается экспрессией.
Лучшие роли: Саломея (о. п. Уайльда), Мария Стюарт; миссис Уоррен
("Профессия миссис Уоррен" Б. Шоу), мамаша Кураж ("Мамаша Кураж и её
дети" Брехта).
Л. Мал.
ЭИЧЕЛЬБАУМ (Eichelbaum). Самуэль (р. 14.XI. 1894) - аргент.
драматург. Был театр. критиком. В 1919 дебютировал одноактной пьесой "В
сельской тиши" (труппа Муиньо - Алпппп, Буэнос-Айрес). Пьеса "Сеньорита"
(1930, труппа Э. Франко, Буэнос-Айрес) удостоена 1-й Муниципальной пр.
Комедией
Э. "Кот п его семья" открылся Нац. т-р комедии в Буэнос-Айресе. В
пьесе "Бравый парень девятисотого..." (1940, Буэнос-Айрес) Э.
противопоставляет изворотливости, беспринципности политиканов душевную
чистоту, цельность людей из народа. Пьеса награждена национальной
Муниципальной пр. В 1955 комедия Э. "Две руки" (труппа "Фарс") была
признана Ассоциацией театр. критиков Буэнос-Айреса лучшей пьесой года.
Пьесы Э. реалистичны, проникнуты глубокой человечностью, верой в
нравств. силу простых людей. И. С.
ЭК (Ek), Андерс (р. 7.IV.1916) - швед. актёр. Окончил школу при
Королевском драм. т-ре (Стокгольм) и в 1938 дебютировал на его сцене.
Работал в Новом т-ре (Стокгольм), в т-ре в Мальмё, Гётеборг-ском т-ре,
"Интимном т-ре" и Королевском драм. т-ре. С 1960 - актёр Гор. т-ра
(Стокгольм). Игра Э. отличается эмоциональной силой, актёру присуще
своеобразное, несколько нервное обаяние. Э. создаёт характеры сложные,
незаурядные, выражающие драм. противоречия времени. Среди лучших ролей:
Макбет;
Жан ("Фрекен Юлия" Стриндберга), Густав IV Адольф ("Драгоценности
королевы" Альмквиста), Варавва (о. п. Лагерквиста), Войницкий; Иозеф К.
("Процесс" по Кафке), Калигула (о. п. Камю), Хольгер ("Вот твоя роза"
Гревениуса). Снимается в кино. Вл. М.
ЭКАНКИ (букв.- одночастный) - инд. одноактные драмы. Возникли во 2-й
пол. 19 в. Основаны на традиц. классич. одноактных драмах, испытали
влияние европ. драматургии. Возникновение Э. было вызвано обществ
енно-политич. развитием страны, ростом нац. самосознания парода. Э.
отличаются от классич. образцов инд. драматургии тематикой и сюжетами, в
них изменён характер действующих лиц. Они написаны прозой. С течением
времени выработалась определённая структура Э., предусматривающая
единство цели, цельность характера, единство места, времени и действия.
Популярность представлений Э. особенно возросла в годы 2-й мировой войны
и в период максимального подъёма нац.-освободит, движения (40-е гг.). В
эти годы Э. получают сценич. воплощение (до этого обычно предназначались
для чтения). С созданием в 1943 Ассоциации народных театров Индии Э.
становятся средством пропаганды идеи индо-мусульманского единства,
солидарности прогрессивных сил в борьбе против империализма и
феодализма. Представления Э. собирали многотысячные аудитории в городах
и деревнях Индии. Особенное значение эти постановки имели в деревнях с
неграмотным населением. В 60-е гг. Э. становятся одним из самых
популярных видов инд. драматургии. Э. пишут драматурги А. Сатхе и Атре
(на маратхи), Умачандран, Гухан,' Кришнамурти (на тамили), М. Идашшери,
Т. Бхаси, Р. Пиллай (на малаялам), X. А. Аббас и К. Чандар (на урду), К.
С. Дуггал и С. С. Секхон (на пенджаби), У. Ашк, С. Г. Эканки Дас, Р.
Варма (на хинди) и др.
Лит.: Литературы Индии, М., 1958; Новейшая история Индии, М., 1959;
Драматургия и театр Индии. Сб. статей, М., 1961; П о т а б енкОС.,
Драматургия хинди в борьбе за свободу и независимость Индии, М., 1962;
Вишневская Н. А., Индийская одноактная драма, М., 1964; на яз. хинди,
Натаккар Ашк, Аллахабад, 1954; Бхаратен-ду кала, Калькутта, 1950. Св. П.
ЭКАРТЕ (от франц. ecarte - удалённый) - поза классич. танца, при
к-рой тело танцовщика опирается на выпрямленную ногу, другая, тоже
прямая, поднята и отведена в сторону. Рука, противоположная опорной
ноге, поднята вверх, другая - отведена в сторону. Корпус наклонён в
противоположную сторону от отведённой ноги. Тело танцовщика по отношению
к зрителю повёрнуто по диагонали ("отвращено"). При этом тело
поворачивается по диагонали так, что отведённая в сторону нога может
быть направлена на зрителя или от него.
Существуют и другие варианты этой основной схемы позы Э.
Лит.: Ваганова А. Я., Основы классического балета, 3 изд., Л.-М-,
1948. А. И. ЭКВИЛИБРИСТИКА (от лат. aequilibris - находящийся в
равновесии) - цирковой жанр; иск-во сохранять "баланс" (устойчивое
положение, равновесие) на разл. аппаратах (снарядах) и в разных
положениях (на двух или па одной ноге, на руках, на голове и т. д.).
Номера Э. состоят в исполнении трюков на неустойчивых снарядах
(свободная или туго натянутая проволока или канат; неукреплённая
лестница; шары; поставленные друг на друга стулья; верхний конец шеста,
помещённый на лоб, плечо партнёра и т.д.).
Э/известна с древнейших времён, но особое распространение получила со
2-й пол. 19 в. Как компонент др. цирковых жанров Э. входит почти во все
виды акробатики и гимнастики, в индивидуальные и групповые номера
(стойки на голове, на руках, на пальцах, на неподвижных или
раскачивающихся трапециях под куполом цирка, в номерах конной
акробатики, велосипедной езды по кругу манежа), отдельные элементы Э.
используют жонглёры. А. Шн.
ЭКГОФ (Ekhof, Eckhof), Конрад (12????.1720- 16.VI.1778) - нем. актёр
и театр. деятель. Служил писцом. В 1740 дебютировал в роли Ксифареса
("Мит-ридат" Расина) в гамбургской труппе И. Шёнемана. В 1757 порвал с
Шёнеманом вследствие творч. разногласий. С 1758 играл в гамбургской
антрепризе Г. Коха. С 1764 работал в труппе К. Аккермана, в 1767-68 был
актёром Гамбургского нац. т-ра, когда здесь работал Г. Э. Лессинг. Э.
был любимым актёром и единомышленником Лессинга. Позже выступал в труппе
А. Зейлера, с 1775 руководил придворным т-ром в Готе.
Творчество и многосторонняя театр. деятельность Э. во многом
подготовили реформу нем. т-ра, предпринятую его учеником - нем. актёром
Ф. Л. Шредером. Постепенно отходя от классицистской манеры игры, Э. стал
первым интерпретатором просветительской бурж. драмы на нем. сцене.
Лучшие роли: Одо-ардо, Маллефонт, Тельгейм ("Эмилия Галотти", "Мисс Сара
Сампсон", "Минна фон Барнхельм" Лессинга), Барнвел ("Лондонский купец"
Лилло), Отец семейства (о. п. Дидро). Э. обладал звучным, выразит,
голосом, игра его отличалась чертами жизненного правдоподобия,
естественностью слова и жеста, высокой сценич. техникой.
Э. первым в Германии обратился к разработке теории сценич.
мастерства, обобщению опыта актёрского творчества. Он организовал в
Шверине (1753) т. н. Академию шёнемановского об-ва, в к-рой актёры
читали и обсуждали новые пьесы, их исполнение. Несмотря на кратковрем.
существование (13 месяцев), академия способствовала укреплению
художеств. и этич. основ просветительского нем. т-ра. Э. выступал как
театр. педагог, уделял большое внимание воспитанию молодых актёров. Был
также критиком, драматургом-переводчиком, историком нем. т-ра.
Лит.: Fettin g H. (Hrsg.), Conrad Ekhof. Ein Schauspieler des
achtzehnten Jahrhunderts, B., 1954; P i en s G., Conrad Ekhof und die
erste deutsche Theater-Akademie, {Dresden, 1956]; Троицкий З., Карл
Зейдельман и формирование сценического реализма в Германии, M.-Л., 1940.
ЭКЕРУТ (Ekeroth), Бенгт (р. 8.II.1920) --швед. актёр, режиссёр. В
1941 окончил в Стокгольме школу при Королевском драм. т-ре и вступил в
труппу Нового т-ра, где работал до 1947. Выступал в т-рах Мальмё и
Гётеборга. В 1953-60 - актёр и режиссёр Королевского драм. т-ра, с 1960
- Гор. т-ра (Стокгольм). Э. присущи суховатая, неск. рационалистич.
манера исполнения, чёткая пластика. В пост. Э. ана-литич. глубина, остро
современное звучание спектакля сочетаются с новаторскими поисками
решения сценич. пространства, выразит, зрелищностыо.
Роли: Гамлет; Платонов (о. п. Чехова), Кутюр ("Асмодей" Мориака),
Архитектор ("Двенадцать разгневанных мужчин" Роуза), Габриэль Фонтан
("Победа во тьме" Лагерквиста) и др.
Пост.: "Донья Росита" Гарсиа Лорки (1951), "Дьявол и бог" Сартра
(1953), "Гамлет" (1954); "Долгий день уходит в ночь" 0'Нила (1957),
"Кавказский меловой круг" (1951 и 1963) и "Галилей" (1955) Брехта,
"Отец" Стриндбсрга (1962), "Филоктет" Софокла (1964) и др. Снимается в
кино.
Лит.: H j e r n К., Teater vid Gotaplatsen. Goteborgs Stadsteater
1934-1959, Goteborg, 1959; Dramaten 175 ar. Studier i svensk scenkonst,
Stockh., 1963. ?. M.
ЭКЗЕРСИС (франц. exercice, от exercer-упражнять, развивать путем
упражнений) - основная часть урока класснч. танца, состоящая из
упражнений, способствующих развитию мышц, связок, выработке
выво-ротности, устойчивости, равновесия, а также воспитанию координации
движений у танцовщика. Э. выполняется как у станка, так и на середине
зала. Ежедневные Э. (с первого года обучения и до окончания сценич.
деятельности танцовщика) состоят из одних и тех же элементов.
Лит.: Ваганова А. Я., Основы классического балета, 3 изд., М.- Л.,
194S; Beaumont С. W., J d z i -k o w s k i St., A manual of the theory
and practice of classical theatrical dancing (methode Cecchetti), L.,
1935. А. И.
ЭКИМЯН, Срапнон [2().VIII(7.IX).1832-7(19).III. 1892] - арм.
драматург. Автор историч. пьес роман-тич. направления. Первый сборник
соч. Э. вышел в 1857, сюда вошли пьесы "Арташес и Сатеник" (1848),
"Армак и Ашхен" (1860), "Самвел" (1854-56), "Ваграм" (1856). Написал
также пьесы "Смбат", "Смерть Гнела", "Аршак" и др. Был активным театр.
деятелем, способствовал организации арм. проф. т-ра в Константинополе
(1861). Б. А.
ЭККЕРТ, Фердинанд Фердинандович (1.1 П. 1865 ?.VIII.1941) - рус. сов.
композитор, музыкант (валторнист), дирижёр, педагог. Засл. деят. иск-в
РСФСР (1931). В 1895-1912 - солист оркестра Большого т-ра. Был дирижёром
моек. т-ров: "Эрмитаж", Интернациональный т-р, т-p "Буфф", Никитский
т-р; с 1921 - дирижёр Моск. т-ра оперетты. Руководил пост. собств.
оперетт, а также оперетт "Женихи" Дунаевского и "Игра с джокером"
Багриновского (обе в Моск. т-ре оперетты, 1927) и др.
Оперетты: "Амур и Психея" (1902, Интернациональный т-р, Моеква),
"Возвращение Менелая" (соч. 1903), "Король кормилиц" (1907, Никитский
т-р, Москва), "Весёлое путешествие" (1910, т-р "Буфф", Москва),
"Атлантида" (1924, Моск. т-р оперетты, в помещении Дмитровского т-ра),
"Чарито" (1935, Моск. т-р оперетты); Э.- также автор комич. оперы
"Фрина" (1909, моек. т-р "Эрмитаж") и др.
Вёл педагогич. работу, был профессором Моск. консерватории.
Лит.: Я н к о в с к и и М., Советский театр оперетты. Очерк истории,
Л. - М., 1962. А. Ив.
ЭККЙКЛЕМА (греч. ???.??.??? - букв. выкаты-вание) - подвижная
площадка в др.-греч. т-ре, выкатывавшаяся на орхестру из здания скены в
тех случаях, когда требовалось показать события, происходившие внутри
дома, дворца или храма (напр., ,в "Хоэ-форах" Эсхила, "Ахарнянах"
Аристофана). В трагедиях при помощи Э. разыгрывались обычно сцены
убийства, происходившие внутри здания, в комедиях Э. применялась при
пародировании трагедий. В. Я.
ЭКЛОГА (греч. ?????? - отбор, выбор) - один из жанров античной
буколич. поэзии. Э. имеет форму диалога между пастухами, пастушками и
селянами или форму песен, поэм о прелестях сельской жизни. Близок к
пасторали. В 14 - нач. 15 вв. в жанре Э. писал свои ранние пьесы X. дель
Энсина.
ЭКМАН (Ekman), Йёста (28.XII.1890-12,1.1938) - швед. актёр. В 1908
дебютировал на сцене "Оскар-т-ра" (Стокгольм). Гастролировал с разл.
труппами по провинции, в 1913-25 - актёр Швед. т-ра (Стокгольм).
Хрупкий, изящный, с нервным лицом, проникновенным голосом, Э. вскоре
получил шумную известность, играя героев-любовников. В 20-е гг. основу
его репертуара составили роли: Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира),
Петруччио ("Укрощение строптивой"), Лионель ("Орлеанская дева" Шиллера),
Принц, Пер, Эрик ("Белый лебедь", "Путешествие счастливчика Пера",
"Густав Ваза" Стриндберга). В 1926-30 работал в "Оскар-т-ре", с 1930 до
конца жизни - в "Т-ре И. Экмана". Под рук. реж. П. А. Линдберга, в
течение ряда лет возглавлявшего этот т-р, Э. создал свои лучшие сценич.
образы: Джо Менг ("Королевский сброд" Бергмана), Филипп ("Возможно поэт"
Юсепсона), Палач (о. п. Лагерквиста), Пер Гюнт; Яльмар Экдаль ("Дикая
утка" Ибсена), Шейлок. Снимался в швед., дат. и нем. фильмах.
Постоянная тема творчества Э.-трагич. столкновение чистого, гордого,
легко ранимого человека с пошлой, жестокой обыденностью - особенно
сильно прозвучала в его последних ролях: Гамлет; Павел Протасов ("Дети
солнца"). После смерти Э. был осн. "фонд И. Экмана" для поддержания
талантливых молодых актёров.
Лит.: Ekman H., Gosta Ekman, Stockh., 1938;
Lindberg Р., Gosta Ekman, Stockh., 1943; H i l l e s ? ro m G.,
Theatre and ballet in Sweden, Stockh., 1953. Вл. М.
ЭКСКУЗОВИЧ, Иван Васильевич (1883-1942) - рус. сов. театр. деятель.
Окончил Петерб. ин-т гражданских инженеров. Работал как архитектор.
После революции (с 1917) -- управляющий петрогр. гос. академич. т-рами,
в 1924-28-управляющий гос. академич. т-рами Москвы и Ленинграда. Э.автор
первой в России книги, посв. технике театр. сцены.
Соч.: Техника театральной сцены в прошлом и настоящем, Л., 1930. С.
Г.
ЭКСОД (греч. ?????, дословно - уход) - в др.-греч. т-ре заключит,
часть представления, в конце к-рого актёры и хор покидали место игры. В
Э. возможен диалог актёров между собой, актёра с корифеем (предводителем
хора), а также коммос (в трагедии).
ЭКСОСТРА - см. Эккиклема.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СЦЕНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ при МХАТе СССР им.М.
Горького. Осн. в 1942 для помощи т-рам, работавшим в военных условиях.
Лаборатория занималась разработкой и изысканием портативных конструкций
сценич. площадок, декораций, заменителей дорогостоящих материалов,
рационализацией и упрощением монтировочных средств. В последующие годы
деятельность лаборатории расширилась. Она стала заниматься всеми
разделами сценич. технологии: организацией производств, процесса в
мастерских и на сцене, изучением и обобщением новых приёмов,
приспособлений и конструкций (постройка декораций, костюмы, световое
оформление, сценич. эффекты), а также исследованием творч. метода
режиссёров и художников в области сценич. оформления спектакля и др.
Работы лаборатории экспонировались на выставках в Москве, Ленинграде и
др. городах Советского Союза. В работе Э. с. л. принимали участие
актёры, художники, работники постановочных частей моек. и периферийных
т-ров. Лаборатория опубликовала св. 60 брошюр и ряд статей (Гремислав-с
к и и И. Я., Композиция сценического пространства в творчестве В. А.
Симонова; его же, Техника театральной живописи; 3 а я в л и н Г. А.,
Постановочная часть в театре; Попов В. А., Звуковое оформление
спектакля; Барков В. С., Световое оформление спектакля; Коссаков-с к и и
А. В., Техника постройки декораций; Серебрякова Т. Б., Мягкие и