<< Пред.           стр. 30 (из 38)           След. >>

Список литературы по разделу

 достигло в республиканскую эпоху.
 Красноречие было одной из трех важнейших
 частей системы подготовки политических
 деятелей наряду с искусством управления
 государством и правоведением. Две основные
 добродетели считались необходимыми для
 каждого гражданина: военное искусство и
 красноречие.
  Значение слова и его влияние на жизнь
 демократических обществ было связано со
 стремлением воздействовать на процесс
 принятия решений индивидом и на его
 поступки с помощью убеждения, а не через
 использование силы - метода, характерного
 для всех тиранических структур. Исторически
 это хорошо иллюстрируется на примере
 Древнего Рима, в котором по мере уста-
 новления императорской власти ораторское
 искусство приходит в упадок. Место
 убеждающего слова занимает воля императора.
 Свободные речи пресекаются, разрешаются
 лишь речи по поводу того или иного
 торжественного события или "славословия".
 Отсутствие демократии делает красноречие
 
 
 208
 
 практически ненужным. И напротив, именно
 развитие общества по пути демократизации,
 когда необходимым становится не
 манипулирование слушателем, а развитие его
 мыслительных и критических навыков,
 способностей к собственному суждению,
 выдвигает на одно из первых мест значение
 оратора как политической фигуры и ора-
 торского искусства как одного из средств
 политического влияния. Именно в такие эпохи
 существенным становится различие между
 настоящим оратором и так называемым
 "ритором", "демагогом". В то время как
 оратор стремится к истине, демагог
 довольствуется достижением внешнего
 эффекта, применяя для этой цели все
 возможные средства манипулирования
 слушателями. Именно повышением роли оратора
 в формировании убеждающего воздействия на
 аудиторию объясняется необычное оживление
 интереса к риторике в развитых демократиях
 Запада. Так библиография работ по проблемам
 риторики и красноречия, вышедших в США,
 насчитывает более 10 тысяч названий. Почти
 во всех крупных университетах США имеются
 институты, в которых представители
 влиятельных политических и экономических
 слоев обучаются приемам ведения дискуссий и
 проведения совещаний.
  Большое внимание анализу качеств
 политических деятелей (вождей) уделял
 крупный немецкий социолог Р.Михельс в
 работе "Социология партий в условиях
 демократий" (1911)34. Многие его выводы
 ____________________
 34 См.: Michels R. Zur Soziologie des
  Parteiwesens in der modernen Demokiratie.
  Leipzig, 1911. S. 67.
 
 
  209
 
 сохранили свое принципиальное значение и
 для современной политической практики.
 Михельс выделяет такие личные качества,
 которые помогают отдельным индивидам уп-
 равлять массами. Они многообразны, но
 главное из них - это энергичная воля,
 подчиняющая себе более слабую. Большое впе-
 чатление производят и превосходство в
 знаниях, и непреклонная убежденность,
 нередко граничащая с фанатизмом и своим
 напором внушающая уважение массам. Прочная
 вера в самого себя, даже если порой она
 сочетается c высокомерием, передается и
 массам. Но больше всего массы подвластны
 знаменитостям. Знаменитому человеку стоит
 только пошевелить пальцем, чтобы получить
 для себя политическую роль. Массы считают
 для себя большой честью, если могут
 предложить знаменитому человеку почетное
 место: они всегда преклоняются перед
 славой. Человек, увенчанный лавровым
 венком, заранее воспринимается массами как
 полубожество.
  Ну а как обстоит дело с вождями -
 выходцами из рабочей среды? Вождь из
 рабочих в короткое время приобретает
 вначале лишь формальные, а затем и
 конкретные знания, которые на перспективу
 обеспечивают ему все большее превосходство
 по сравнению с рядовыми членами партии. Чем
 больше усложняется деятельность политика,
 требующая профессиональных знаний и опыта
 для ориентации в общественной жизни, чем
 более необозримыми становятся
 основоположения социального зако-
 нодательства, тем больше увеличивается
 дистанция между вождями и рядовыми членами
 партии, в результате чего первые утрачивают
 
 
 210
 
 чувство общности со своим классом. Кроме
 того, возникают настоящие классовые
 различия между вождями из бывших
 пролетариев и пролетарскими массами. Так
 рабочие собственными усилиями создают себе
 новых господ, у которых более высокий
 уровень образования становится мощным
 орудием в борьбе за господство.
  Все партии стремятся попасть в парламент.
 Но работа в парламенте, которой вожди
 занимаются вначале неохотно, а затем со все
 большим рвением, еще более отдаляет их от
 своих избирателей. Массы в конце концов
 оказываются в зависимости от вождей,
 постоянно подрывающих демократический
 принцип. Самая сильная претензия вождей -
 претензия на незаменимость.
  Наиболее прочную опору власти вождей
 создает некомпетентность массы,
 проявляющаяся повсюду, за исключением от-
 дельных немногих принципиальных вопросов,
 по которым она к тому же не в состоянии
 сформулировать решения, а сформулированные
 - проанализировать. Одновременно масса дает
 как практическо-политическое, так и до
 определенной степени моральное оправдание
 этой власти. Объективная неспособность масс
 самостоятельно решать свои вопросы делает
 необходимым существование поверенных, т.е.
 избранных представителей.
  Понимание незрелости массы и
 невозможности полного осуществления
 принципа суверенитета заставляет даже
 возвышенные умы высказывать предложения об
 ограничении демократии самой демократией.
  В конечном счете демократия превращается
 в форму господства лучших, в аристократию.
 Вожди - это лучшие из лучших,
 
 
  211
 
 профессионально и нравственно более зрелые,
 стало быть они не только вправе, но и
 просто обязаны упрочивать свое положение.
 Вожди, пишет Михельс, живут в партии,
 стареют на ее службе и умирают.
 Долговременное пребывание вождей на посту
 опасно для демократии. Поэтому
 осмотрительные демократические корпорации
 стремятся к тому, чтобы раздавать все
 руководящие посты только на короткий срок.
  Возникающие в результате выборов внутри
 властных структур высшие партийные
 инстанции - демократические по своей
 природе - настойчиво добиваются, чтобы
 пожизненно продлить полученные ими
 "полномочия". Их необходимое по уставу
 утверждение становится формальным делом,
 пустой банальностью. Полномочия становятся
 должностью, а должность постоянным местом
 работы. Верхушка превращается в неизменный
 и неприкосновенный институт как любая
 аристократическая корпорация. Время
 пребывания на высших государственных постах
 значительно превышает средний срок
 пребывания в должности министров в
 монархическом государстве.
  Сильным средством завоевания масс,
 сохранения и усиления над ними господства
 является пресса. Она более всего способна
 прославить отдельных вождей и
 популяризировать их имена. В отдельных
 странах вожди пользуются прессой как сред-
 ством господства над массой, учитывая и
 используя при этом национальные традиции.
 Пресса всегда находится в руках вождей и
 никогда не принадлежит руководимым.
  Концентрация власти в руках немногих с
 естественной необходимостью приводит к
 
 
 212
 
 частому злоупотреблению властью. Вожди,
 являясь первоначально творением масс,
 постепенно становятся их властелинами - это
 истина, которую познал еще Гёте, вложивший
 в уста Мефистофеля слова о том, что человек
 всегда позволяет властвовать над собой
 своему творению. Массы терпят от выдвинутых
 ими вождей много несправедливости, которую
 не потерпели бы от правительства.
 Одновременно с образованием вождизма,
 обусловленного длительными сроками занятия
 постов, начинается формирование касты.
  Современная партия, как и современное
 государство, стремится к тому, чтобы
 создать возможно более широкую базу, при-
 вязать к себе большее число приверженцев, а
 отсюда возникает необходимость в единой
 бюрократии. Дух бюрократизма губит
 характеры и в худшую сторону меняет, портит
 взгляды людей. В любой бюрократии
 господствует карьеризм, расчет на повышение
 в должности и тем самым на милость
 начальников, помыкание низами, смиренное
 пресмыкательство перед теми, кто наверху. В
 качестве иллюстрации Михельс приводит
 следующий пример: Генеральный совет социал-
 демократической партии в важнейших
 теоретических и организационно-практических
 вопросах фактически в течение нескольких
 лет подчинялся воле одного К.Маркса. Этот
 совет, и особенно Маркс, обвинялись членами
 партии в отрицании принципов социализма,
 поскольку из-за своей неутомимой жажды
 господства вносили в рабочую политику
 принципы авторитаризма. На гаагском
 конгрессе (1872) авторитаристы одержали
 полную победу над антиавторитаристами с
 помощью авторитарных методов (охота за
 
 
  213
 
 мандатами, проведение партийного съезда в
 недоступном или труднодоступном месте). Но
 вскоре обвинения Маркса во властолюбии
 раздались уже со стороны самих членов
 Генерального совета. Он оказался поочередно
 покинутым французскими поборниками
 революции, вождями английских профсоюзов и
 немецкими эмигрантами в Англии. Олигархи,
 по словам Михельса, отбросили вуаль,
 маскировавшую монархию.
 
 
  Борьба вождей друг с другом
 
  Считается, замечает Михельс, что народные
 революции пожирали своих вождей. Это
 утверждение основано на неверном на-
 блюдении. Не массы пожирали вождей, а вожди
 сами пожирали друг друга: Дантон пал от
 руки Робеспьера, Робеспьер - от остальных
 уцелевших сторонников Дантона. Наиболее
 часто расхождения между группами вождей
 происходят по двум причинам. Во-первых, в
 силу объективных, принципиальных различий в
 мировоззрении или в понимании стратегии и
 тактики. Во-вторых, по личным мотивам:
 антипатия, зависть, недоброжелательность,
 беззастенчивая борьба за лидерство,
 демагогия или, образно выражаясь, потому,
 что двум петухам в одном курятнике слишком
 тесно. Обычно эти причины проявляются в
 неявной, смешанной форме. Со временем
 первая порождает вторую, а вторая всегда
 стыдливо пытается выдать себя за первую.
  Существованию олигархии, порождаемой
 демократией, угрожают две враждебные силы:
 демократические выступления масс и тесно
 связанный с ними, а, может быть, и
 
 
 214
 
 являющийся их следствием - переход к
 монархии, совершаемый путем завоевания
 власти одним из олигархов. Возмутители
 спокойствия - с одной стороны, и узурпаторы
 - с другой. Отсюда в партиях наблюдается
 тот глубокий недостаток подлинного
 братства, то есть доверия между людьми,
 который стал одним из источников взаимного
 отчуждения и одним из самых существенных
 признаков демократии. Недоверие направлено
 прежде всего против претендентов на роль
 вождя в собственных рядах.
  Если вожди не нажили состояния с самого
 начала или не имеют иных источников дохода,
 то за свои посты они держатся по
 экономическим мотивам, срастаясь с ними
 отнюдь не только в силу психологических
 причин. Утрата постов была бы для них
 равнозначна банкротству. Возврат в
 первоначальное состояние, из которого они

<< Пред.           стр. 30 (из 38)           След. >>

Список литературы по разделу