<< Пред. стр. 34 (из 38) След. >>
236
и достигается посредством образования
власти.
Беря на себя функцию защитника мира,
власть тем не менее не может гарантировать
гражданам безопасность в самом полном
смысле этого слова - всегда сохраняется
вероятность внезапного нападения или
причинения ущерба со стороны других людей.
Но поскольку именно безопасность является
той целью, ради которой люди организуют
верховную власть, то ее задача в первую
очередь состоит в том, чтобы устранить
страх перед опасностью. Это не может быть
достигнуто простым соглашением граждан не
совершать определенные поступки. Поэтому
выполнение соглашения должно подкрепляться
наказанием нарушителей, задача которого -
сделать нарушение соглашения столь
невыгодным, чтобы отсутствие наказания со
стороны власти показалось бы большим
благом, нежели те блага, которые
приобретаются в случае нарушения закона.
Для выполнения этой задачи власть должна не
просто обладать всеми правами, но и иметь
возможность их реализовывать, а значит,
быть властью прочной и сильной, что дает ей
возможность держать подданных в страхе.
Гоббс считает, что это возможно, когда вся
полнота власти находится в одних руках
(человека или собрания). Суверен обладает
сильной властью в том случае, если в его
руках находится, в первую очередь, "меч
справедливости", под которым Гоббс
подразумевает возможность наказания
подданных при полном непротивлении
последних (за исключением, как было
указано, самого наказуемого), и именно
237
обладание таким "мечом" делает его
обладателем верховной власти.
Гоббс сразу и недвусмысленно заявляет о
своем неприятии концепции разделения
властей. Но меч справедливости, находящийся
в руках верховной власти для обеспечения
внутреннего мира, - не единственный "меч".
Невозможно обеспечить внутренний мир, не
обеспечив мир внешний, - внешние враги у
государства всегда были и будут, ибо
государства всегда находятся в естественном
состоянии, то есть в состоянии перманентной
войны друг с другом. Защищаться от внешних
врагов государство может только своими
силами, состоящими из сил отдельных
граждан, переданных государству в момент
заключения соглашения в форме обязательства
подчиняться воле суверена по его тре-
бованию. Если же лицо, обладающее правом
ведения войны и заключения мира, не
обладает возможностью заставить подданных
путем наказания нести тяготы войны и
участвовать в военных действиях (то есть
если власть обладает "мечом войны", не имея
в то же время "меча справедливости"), то
его права становятся не более чем простой
декларацией. То же относится и к судебной
власти: обладающий правом наказания должен
по собственному усмотрению решать вопрос о
правильном его применении.
Что касается законодательной власти, то
из вышесказанного ясно, что право издавать
законы должно также находиться в руках
верховной власти. Мир в государстве
устанавливается не только принуждением, но
и предупреждением возникновения несогласия
между отдельными гражданами. Поскольку все
столкновения порождаются противоречивыми
238
представлениями людей о том, что есть
справедливое и несправедливое, добро и зло,
правильное и неправильное, то обязанность
государства - дать гражданам общую для всех
норму поведения, согласно которой они могли
бы строить взаимоотношения. Это делается с
помощью гражданских законов, которые
являются "требованиями, касающимися
действий граждан в будущем, предъявляемыми
им тем, кто обладает высшей властью"4.
В соответствии с двумя задачами
законодателя (судить и заставлять
подчиняться) гражданский закон должен
состоять из двух частей - дистрибутивной
(распределяющей) и импликативной
(карающей). Первая часть является тем
критерием демаркации, ради которого и
происходит установление государства: в ней
фиксируется естественная справедливость и
распределяются права собственности,
предписания поведения и т.д. А поскольку
закон, по сути своей, предполагает
наказание, то и оно должно быть
зафиксировано в гражданском законе.
Виндикативная часть закона выполняет
двоякую задачу - это не только предписание
должностным лицам, определяющее меру
наказания в случае нарушения того или иного
закона, но и необходимый элемент ста-
бильности государства, благодаря которому
каждый гражданин четко знает, когда и что
именно его ожидает. Тем самым "человек
политический" в отличии от "человека
естественного" практически избавляется от
страха неожиданного и непредсказуемого
нападения.
____________________
4 Гоббс Т. Соч. Т. 1. С. 338.
239
До принятия гражданского закона люди сами
для себя решали, что правильно и что
справедливо, а поэтому в естественном
состоянии, несмотря на всю его жестокость,
не было ни несправедливости, ни проступка,
ни преступления. В условиях гражданского
общества существуют уже два вида разума -
естественный разум людей и разум
государства. Поскольку каждый человек имеет
свое собственное, не совпадающее с другими,
мнение относительно того, что считать злом
или благом, хорошим или дурным, то
гражданские законы не могут приниматься с
согласия всех людей. Только государство
имеет право определять, какое деяние
составляет проступок (преступление) и какое
за него должно быть наказание. В то же
время наличие гражданских законов не
исключает действия естественного закона.
Если некоторые из естественных законов
могут опровергаться гражданскими законами,
то вводить в качестве гражданского закона,
например, требование "не сопротивляться
законной власти", не имеет смысла,
поскольку это основное требование
государства, которое было выдвинуто всеми
гражданами в момент заключения соглашения
об образовании государства. Если же какой-
либо подданный выступит против самой власти
или против государства (с требованием
свержения, изменения и т.д.) , то тем самым
он нарушает все гражданские законы и должен
рассматриваться как нарушивший именно не
гражданский, а естественный закон, и
наказываться соответственно как враг
240
государства, то есть не по праву власти, а
по праву войны5.
Человек, от которого требуется исполнение
закона, должен знать как содержание самого
закона, так и его автора (то есть гражданин
должен быть уверен в том, что лицо, от
которого исходят законы, имеет на то
право). Из этого следует, что закон должен
быть опубликован и обнародован, причем
таким образом, чтобы стало доподлинно
известно, что он исходит именно от за-
конодателя. Поэтому Гоббс, говоря о
писанных законах, подчеркивает, что такими
законами являются не те, которые написаны
философами, законоведами и юристами, но
только ясно выраженные (устно или
письменно) верховным правителем. В то же
время нет необходимости, чтобы власть сама
писала законы, обнародовала и толковала их
и сама же производила наказание и вершила
суд. Все эти функции можно поручить
доверенным лицам с одним лишь условием:
граждане должны знать, что их полномочия
исходят от власти и именно ею дано право на
толкование и исполнение закона.
Возвращаясь к соотношению права и закона
в философии Гоббса, следует отметить, что
гражданский закон является следующим шагом
последовательного ограничения естественного
права: естественный закон ограничивает
полную свободу, а оставшиеся права
последовательно ограничиваются сначала за-
конами гражданскими (общегосударственными),
а затем законами отдельных городов и
обществ. Такое последовательное ограничение
уже, казалось бы, переданных прав не вполне
____________________
5 Гоббс Т. Соч. Т. 1. С. 425-426.
241
понятно, для выяснения этого вопроса надо
обратиться к учению Гоббса о свободе и
необходимости.
С точки зрения философа, свобода и
необходимость в политике совместимы.
Первоначально люди создают ряд искусствен-
ных цепей, т.е. гражданские законы,
существующие и удерживающие их в рамках
определенных правил благодаря наличию
сильной власти. Такова необходимость. Но в
то же время нет ни одного государства,
законы которого предписывали бы абсолютно
все действия и слова людей. Поэтому свобода
подданных состоит в свободе делать то, что
не указано в соглашениях. Власть
осуществляет, таким образом, управление
государством не только с помощью введения
законов, но и с помощью умолчания: в го-
сударстве подданным разрешается все, что не
запрещено законом6. Таким образом, даже
после передачи прав у человека остается еще
определенное количество "свобод". Поэтому
можно констатировать, что хотя высшей
власти передаются все права, на практике
она принимает лишь те, которыми считает
необходимым воспользоваться для обеспечения
безопасности государства. Это дает
возможность в дальнейшем последовательно
ограничить эти права местными,
региональными законами, необходимыми для
обеспечения безопасности в данном городе
или ином сообществе. Поэтому нельзя
говорить о том, что закон (как есте-
ственный, так и гражданский) занимает место
права и вытесняет его.
____________________
6 Гоббс Т. Соч. Т. 2. С. 165.
242
Из факта существования у подданного
неотчуждаемых прав вытекает еще один важный
вывод: власть обладает неограниченными
правами и является таковой лишь до тех пор,
пока выполняет свою обязанность защищать
подданных, "ибо людям дано природой право
защищать себя, когда никто другой не в
состоянии их защитить, что не может быть
отчуждено никаким договором"7. Договор, по
Гоббсу, заключается между людьми (а не
между людьми и властью, как это было в
более поздних теориях Дж.Локка и Ж.-
Ж.Руссо). В результате достигнутого
соглашения люди (а теперь уже граждане или
подданные) отказываются от всех своих прав,
в том числе и от права заключать
соглашения. Взамен власть обязуется
обеспечить безопасность подданных, защищая
их от внутренних и внешних врагов
государства. При невыполнении властью своих
обязательств8 подданные автоматически
освобождаются от повиновения данной власти.
Это происходит в следующих ситуациях: в
случае естественной "смерти" данной власти
или насильственного ее свержения (извне или
изнутри), в случае пленения гражданина
____________________
7 Там же. С. 172.
8 Термин "обязательство" в данном случае
употребляется не совсем точно, поскольку
власть не берет на себя никаких
обязательств, а просто соглашается
принять передаваемые ей права. Это, по
существу, уже намеченная формулировка
более поздней (конец ХVIII - начало ХIХ
вв. у Гегеля и др.) концепции двух видов
права: права-закона и права-
обязательства.
243
одного государства другим государством
(когда он под страхом смерти или по иным