<< Пред. стр. 35 (из 38) След. >>
соображениям вынужден стать подданнымпобедителя, связав себя соответствующим
договором), а также в ряде других случаев,
общим для которых является неспособность
власти выполнять свои обязанности по
обеспечению безопасности подданных.
Обеспечение безопасности - не
единственная обязанность государственной
власти. В общем виде ее обязанности
выглядят так: "Благо народа - высший
закон"9. Поэтому власть, действующая не во
благо народа, наносит себе вред, ибо
притесняя граждан и не выполняя своих
основных задач, ослабляет мощь государства
и ставит под вопрос само свое
существование. Во избежание этого власть не
только обязана обеспечить гражданам внут-
ренний и внешний мир, но также дать им как
можно большее благосостояние и свободу в
рамках, не угрожающих общественной
безопасности.
Внешний мир и внешняя безопасность -
весьма серьезная проблема для любого
государства, ибо все они находятся в состо-
янии постоянной войны друг с другом.
Поэтому представители верховной власти
должны уметь сами или через посредников
предугадывать поведение другого
государства, иметь наготове вооружение,
армию, оборонительные сооружения, а также
обладать необходимыми денежными средствами
для ведения войны. Не менее сложна задача
по поддержанию внутреннего мира. Власть в
обществе может "умереть" по причине
____________________
9 Гоббс Т. Соч. Т. 1. С. 401.
244
внутреннего мятежа или восстания,
возникающих вследствие неверных
представлений о природе власти, о правах и
обязанностях граждан и власти, об их
взаимоотношениях и т.д. Поэтому одна из
обязанностей власти - "вытравить" из
сознания граждан пагубные для государства и
власти заблуждения, заменив их на
противоположные. Для этого в государстве
должна быть организована система
образования, дающая подданным "истинное
учение", согласное с разумом и с самой
природой вещей"10. Кроме того, к восстанию
может побудить и чрезмерная бедность
граждан государства, причем основной
причиной будет не столько степень
общественных повинностей (что само по себе
имеет большое значение), сколько нерав-
номерное их распределение. Поэтому
следующей задачей власти должно быть
установление такого налогообложения, тяготы
которого лягут на всех граждан равномерно,
то есть пропорционально пользованию ими
общественными благами. Не меньшим источ-
ником бед для государства является и такое
естественное человеческое свойство как
честолюбие. Для изживания последнего госу-
дарство должно разработать систему наград и
поощрений добропорядочных граждан и
наказания непослушных, с тем, чтобы че-
столюбие (которое, по определению, до конца
уничтожить в человеке невозможно)
проявлялось в повиновении, а не в сопротив-
лении власти. Что же касается общего
благосостояния граждан, то оно достигается
поощрением со стороны власти труда и бе-
____________________
10 Гоббс Т. Соч. Т. 1. С. 405.
245
режливости с одновременным запрещением
безделья.
Таковы основные обязанности власти,
соблюдение которых - в интересах самой
власти. Для наиболее эффективной их реали-
зации власть должна в то же время
предоставить подданным свободу в
необходимых пределах. Эти "пределы"
определяются возможностью для граждан без
страха пользоваться оставленными им
правами. Страх, будучи доминирующим
чувством естественного состояния и основной
причиной объединения людей в гражданское
общество, с образованием государства не
уничтожается, а преобразуется в иную
ипостась: в страх перед властью, когда
исчезает наиболее губительный элемент
страха - неожиданность. Гражданин в отличие
от естественного человека всегда знает, что
определенный проступок повлечет за собой
соответствующее наказание.
Описанное изменение общества невозможно
без изменения самого человека. Гоббс
подчеркивает, что "естественное" не тожде-
ственно "разумному" - человек может и
должен развиваться; естественный разум дает
ему возможность осознать, какой путь раз-
вития общества является наиболее
предпочтительным для получения наибольшего
блага и каковы необходимые для этого усло-
вия. Одним из таких условий является
сильная власть, но власть не сама по себе
(как это было у Н.Макиавелли), а
возникающая одновременно с сознательным
актом установления государства. Человек
естественный соотносится с гражданином так
же, как соотносятся друг с другом
естественное состояние и гражданское
246
общество: как дикое - одно, и разумное,
цивилизованное - другое. Люди к моменту
заключения договора об образовании власти
должны пройти определенный этап развития,
осознав естественный закон не как
разрешающий, а как запрещающий те действия,
которые могут принести вред другому.
Несмотря на то, что Гоббс отождествляет
гражданское общество и государство,
последнее в его политической философии
сильно отличается от государств, описанных
его предшественниками. Между народом и
властью Гоббс устанавливает своего рода
равенство, при котором определяющим
фактором их взаимоотношений становится не
взаимное подавление, а взаимная свобода,
право же на репрессии со стороны власти
направлено, главным образом, на сохранение
в государстве мира - той фундаментальной
ценности, которая дает человеку возможность
развиваться в соответствии со своими
естественными, природными способностями по
естественному пути, соответствующему его
природе.
Технология власти - это диалектика
отношений многих факторов, обеспечивающих
ее реализацию. Гоббс намного опередил свое
время, обнаружив ряд фундаментальных
закономерностей функционирования власти.
247
Приложение № 2.
Особенности политической власти в
современном Китае
Знание системы политической власти
современного Китая имеет чрезвычайно важное
значение по меньшей мере по трем причинам:
во-первых, благодаря удельному весу данного
государства в мировой политике; во-вторых,
в силу характера его социально-
экономического строя; в-третьих, из-за
возможности расширения представлений о
мировом политическом процессе.
Китайскую Народную Республику по традиции
продолжают называть социалистической
страной, тем более, что подобная
квалификация принята во всех официальных
документах данной страны. Однако подобная
оценка все более вступает в противоречие с
социально-экономическими процессами,
произошедшими в Китае после решений
декабрьского Пленума ЦК КПК 1978 г.
Введение различных форм собственности в
народном хозяйстве, отказ от
государственной, общественной собственности
в деревне, внедрение рыночных отношений,
широкое заимствование иностранной техники и
технологии, приглашение зарубежных спе-
циалистов, создание совместных предприятий
и свободных экономических зон, посылка
большого количества людей на учебу и
стажировку за границу - таковы основные
моменты этих изменений. Постепенная замена
248
плановой экономики - рыночной, центра-
лизованного распределения продуктов -
товарно-денежными отношениями потребовали
соответствующей корректировки в теории. На
смену учению о закономерностях переходного
периода от феодализма или капитализма к
социализму пришла концепция "социализма с
китайской спецификой", которая по своему
концептуальному содержанию принципиально
расходится с догматическим марксизмом.
Достаточно упомянуть положение, согласно
которому интеллигенция входила в состав
рабочего класса. Тем самым фактически
отбрасывался тезис о ее подчиненной роли в
социальной структуре.
Что же касается политической системы, то
здесь не произошло каких-либо
принципиальных изменений. Как и до начала
экономической реформы ядром, центром этой
системы по-прежнему являлась
Коммунистическая партия Китая, которая
продолжала осуществлять всеобъемлющий
контроль за всей общественной жизнью,
подчинение членов общества коллективным
целям и официальной идеологии. Контроль
этот осуществлялся прежде всего путем
закрепленного в Конституции страны поло-
жения о руководящей роли партии. Партийные
решения и до сих пор являются обязательными
для любого органа власти - законодательной,
исполнительной и судебной, любых учреждений
и предприятий, независимо от их
ведомственной принадлежности. Исполнение
партийных решений контролируется ее
полномочными представителями в лице
партийных комитетов, присутствующими на
любом уровне в обязательном порядке. Они же
несут ответственность за подбор кадров.
249
Секретари парткомов и поныне имеют в Китае
большую власть в отличие от аналогичных лиц
в бывшем Советском Союзе, ибо они
приравниваются по своему рангу в
иерархической системе должностей к руково-
дителям учреждений или предприятий.
Например, одинаковым рангом обладают
секретарь парткома министерства и министр,
секретарь парткома института и его
директор, секретарь парткома завода и его
директор и т.д. Во многих случаях
допускается совмещение должностей, причем
не только в отношении предприятий народного
хозяйства, высших учебных заведений, но и
министерств и даже органов власти. Министр
может быть одновременно секретарем парткома
министерства, а мэр города - секретарем
парткома. О сращивании партийного и
государственного аппарата красноречиво
свидетельствует такой факт, как оплата всей
деятельности партии из государственного
бюджета.
Существование в современном Китае
подобной системы политической власти
объясняется целым рядом причин. Прежде
всего традициями политической системы. В
Китае практически никогда не существовало
демократического общества. В течение многих
столетий в стране господствовал
императорский строй, который затем сменился
тоталитарным режимом буржуазно-феодальных
кругов. С приходом к власти коммунистов
произошла лишь смена правящего слоя. Что же
касается организации системы власти, то она
лишь в деталях отличается от гоминьданов-
250
ской1. В течение столетий в традиционном
Китае культивировали представления,
исходящие из безусловного приоритета
коллектива над индивидом, отрицавшие право
последнего на автономное существование.
Сознание масс носило общинно-коллекти-
вистский характер. Член китайского социума
привык чувствовать себя песчинкой в