<< Пред.           стр. 35 (из 38)           След. >>

Список литературы по разделу

 соображениям вынужден стать подданным
 победителя, связав себя соответствующим
 договором), а также в ряде других случаев,
 общим для которых является неспособность
 власти выполнять свои обязанности по
 обеспечению безопасности подданных.
  Обеспечение безопасности - не
 единственная обязанность государственной
 власти. В общем виде ее обязанности
 выглядят так: "Благо народа - высший
 закон"9. Поэтому власть, действующая не во
 благо народа, наносит себе вред, ибо
 притесняя граждан и не выполняя своих
 основных задач, ослабляет мощь государства
 и ставит под вопрос само свое
 существование. Во избежание этого власть не
 только обязана обеспечить гражданам внут-
 ренний и внешний мир, но также дать им как
 можно большее благосостояние и свободу в
 рамках, не угрожающих общественной
 безопасности.
  Внешний мир и внешняя безопасность -
 весьма серьезная проблема для любого
 государства, ибо все они находятся в состо-
 янии постоянной войны друг с другом.
 Поэтому представители верховной власти
 должны уметь сами или через посредников
 предугадывать поведение другого
 государства, иметь наготове вооружение,
 армию, оборонительные сооружения, а также
 обладать необходимыми денежными средствами
 для ведения войны. Не менее сложна задача
 по поддержанию внутреннего мира. Власть в
 обществе может "умереть" по причине
 ____________________
 9 Гоббс Т. Соч. Т. 1. С. 401.
 
 
 244
 
 внутреннего мятежа или восстания,
 возникающих вследствие неверных
 представлений о природе власти, о правах и
 обязанностях граждан и власти, об их
 взаимоотношениях и т.д. Поэтому одна из
 обязанностей власти - "вытравить" из
 сознания граждан пагубные для государства и
 власти заблуждения, заменив их на
 противоположные. Для этого в государстве
 должна быть организована система
 образования, дающая подданным "истинное
 учение", согласное с разумом и с самой
 природой вещей"10. Кроме того, к восстанию
 может побудить и чрезмерная бедность
 граждан государства, причем основной
 причиной будет не столько степень
 общественных повинностей (что само по себе
 имеет большое значение), сколько нерав-
 номерное их распределение. Поэтому
 следующей задачей власти должно быть
 установление такого налогообложения, тяготы
 которого лягут на всех граждан равномерно,
 то есть пропорционально пользованию ими
 общественными благами. Не меньшим источ-
 ником бед для государства является и такое
 естественное человеческое свойство как
 честолюбие. Для изживания последнего госу-
 дарство должно разработать систему наград и
 поощрений добропорядочных граждан и
 наказания непослушных, с тем, чтобы че-
 столюбие (которое, по определению, до конца
 уничтожить в человеке невозможно)
 проявлялось в повиновении, а не в сопротив-
 лении власти. Что же касается общего
 благосостояния граждан, то оно достигается
 поощрением со стороны власти труда и бе-
 ____________________
 10 Гоббс Т. Соч. Т. 1. С. 405.
 
 
  245
 
 режливости с одновременным запрещением
 безделья.
  Таковы основные обязанности власти,
 соблюдение которых - в интересах самой
 власти. Для наиболее эффективной их реали-
 зации власть должна в то же время
 предоставить подданным свободу в
 необходимых пределах. Эти "пределы"
 определяются возможностью для граждан без
 страха пользоваться оставленными им
 правами. Страх, будучи доминирующим
 чувством естественного состояния и основной
 причиной объединения людей в гражданское
 общество, с образованием государства не
 уничтожается, а преобразуется в иную
 ипостась: в страх перед властью, когда
 исчезает наиболее губительный элемент
 страха - неожиданность. Гражданин в отличие
 от естественного человека всегда знает, что
 определенный проступок повлечет за собой
 соответствующее наказание.
  Описанное изменение общества невозможно
 без изменения самого человека. Гоббс
 подчеркивает, что "естественное" не тожде-
 ственно "разумному" - человек может и
 должен развиваться; естественный разум дает
 ему возможность осознать, какой путь раз-
 вития общества является наиболее
 предпочтительным для получения наибольшего
 блага и каковы необходимые для этого усло-
 вия. Одним из таких условий является
 сильная власть, но власть не сама по себе
 (как это было у Н.Макиавелли), а
 возникающая одновременно с сознательным
 актом установления государства. Человек
 естественный соотносится с гражданином так
 же, как соотносятся друг с другом
 естественное состояние и гражданское
 
 
 246
 
 общество: как дикое - одно, и разумное,
 цивилизованное - другое. Люди к моменту
 заключения договора об образовании власти
 должны пройти определенный этап развития,
 осознав естественный закон не как
 разрешающий, а как запрещающий те действия,
 которые могут принести вред другому.
  Несмотря на то, что Гоббс отождествляет
 гражданское общество и государство,
 последнее в его политической философии
 сильно отличается от государств, описанных
 его предшественниками. Между народом и
 властью Гоббс устанавливает своего рода
 равенство, при котором определяющим
 фактором их взаимоотношений становится не
 взаимное подавление, а взаимная свобода,
 право же на репрессии со стороны власти
 направлено, главным образом, на сохранение
 в государстве мира - той фундаментальной
 ценности, которая дает человеку возможность
 развиваться в соответствии со своими
 естественными, природными способностями по
 естественному пути, соответствующему его
 природе.
  Технология власти - это диалектика
 отношений многих факторов, обеспечивающих
 ее реализацию. Гоббс намного опередил свое
 время, обнаружив ряд фундаментальных
 закономерностей функционирования власти.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  247
 
 
 
  Приложение № 2.
 
 
 
  Особенности политической власти в
  современном Китае
 
  Знание системы политической власти
 современного Китая имеет чрезвычайно важное
 значение по меньшей мере по трем причинам:
 во-первых, благодаря удельному весу данного
 государства в мировой политике; во-вторых,
 в силу характера его социально-
 экономического строя; в-третьих, из-за
 возможности расширения представлений о
 мировом политическом процессе.
  Китайскую Народную Республику по традиции
 продолжают называть социалистической
 страной, тем более, что подобная
 квалификация принята во всех официальных
 документах данной страны. Однако подобная
 оценка все более вступает в противоречие с
 социально-экономическими процессами,
 произошедшими в Китае после решений
 декабрьского Пленума ЦК КПК 1978 г.
 Введение различных форм собственности в
 народном хозяйстве, отказ от
 государственной, общественной собственности
 в деревне, внедрение рыночных отношений,
 широкое заимствование иностранной техники и
 технологии, приглашение зарубежных спе-
 циалистов, создание совместных предприятий
 и свободных экономических зон, посылка
 большого количества людей на учебу и
 стажировку за границу - таковы основные
 моменты этих изменений. Постепенная замена
 
 
 248
 
 плановой экономики - рыночной, центра-
 лизованного распределения продуктов -
 товарно-денежными отношениями потребовали
 соответствующей корректировки в теории. На
 смену учению о закономерностях переходного
 периода от феодализма или капитализма к
 социализму пришла концепция "социализма с
 китайской спецификой", которая по своему
 концептуальному содержанию принципиально
 расходится с догматическим марксизмом.
 Достаточно упомянуть положение, согласно
 которому интеллигенция входила в состав
 рабочего класса. Тем самым фактически
 отбрасывался тезис о ее подчиненной роли в
 социальной структуре.
  Что же касается политической системы, то
 здесь не произошло каких-либо
 принципиальных изменений. Как и до начала
 экономической реформы ядром, центром этой
 системы по-прежнему являлась
 Коммунистическая партия Китая, которая
 продолжала осуществлять всеобъемлющий
 контроль за всей общественной жизнью,
 подчинение членов общества коллективным
 целям и официальной идеологии. Контроль
 этот осуществлялся прежде всего путем
 закрепленного в Конституции страны поло-
 жения о руководящей роли партии. Партийные
 решения и до сих пор являются обязательными
 для любого органа власти - законодательной,
 исполнительной и судебной, любых учреждений
 и предприятий, независимо от их
 ведомственной принадлежности. Исполнение
 партийных решений контролируется ее
 полномочными представителями в лице
 партийных комитетов, присутствующими на
 любом уровне в обязательном порядке. Они же
 несут ответственность за подбор кадров.
 
 
  249
 
 Секретари парткомов и поныне имеют в Китае
 большую власть в отличие от аналогичных лиц
 в бывшем Советском Союзе, ибо они
 приравниваются по своему рангу в
 иерархической системе должностей к руково-
 дителям учреждений или предприятий.
 Например, одинаковым рангом обладают
 секретарь парткома министерства и министр,
 секретарь парткома института и его
 директор, секретарь парткома завода и его
 директор и т.д. Во многих случаях
 допускается совмещение должностей, причем
 не только в отношении предприятий народного
 хозяйства, высших учебных заведений, но и
 министерств и даже органов власти. Министр
 может быть одновременно секретарем парткома
 министерства, а мэр города - секретарем
 парткома. О сращивании партийного и
 государственного аппарата красноречиво
 свидетельствует такой факт, как оплата всей
 деятельности партии из государственного
 бюджета.
  Существование в современном Китае
 подобной системы политической власти
 объясняется целым рядом причин. Прежде
 всего традициями политической системы. В
 Китае практически никогда не существовало
 демократического общества. В течение многих
 столетий в стране господствовал
 императорский строй, который затем сменился
 тоталитарным режимом буржуазно-феодальных
 кругов. С приходом к власти коммунистов
 произошла лишь смена правящего слоя. Что же
 касается организации системы власти, то она
 лишь в деталях отличается от гоминьданов-
 
 
 
 
 
 250
 
 ской1. В течение столетий в традиционном
 Китае культивировали представления,
 исходящие из безусловного приоритета
 коллектива над индивидом, отрицавшие право
 последнего на автономное существование.
 Сознание масс носило общинно-коллекти-
 вистский характер. Член китайского социума
 привык чувствовать себя песчинкой в

<< Пред.           стр. 35 (из 38)           След. >>

Список литературы по разделу