<< Пред. стр. 36 (из 38) След. >>
просто не может представить себя вне дома,
семьи, коллектива, общины. Следует также
учитывать огромное воздействие на умы
миллионов китайцев стереотипов
конфуцианства.
Это учение играло громадную роль в
формировании всего китайского образа жизни,
начиная от социальных институтов и кончая
семейными отношениями. Культ конфуцианской
традиции, заложенный в эпоху Хань и
подновленный при Сунах, стал альфой и
омегой всей китайской культуры, основным
базисным элементом культурного и
соответственно политико-философского
наследия. Принципы конфуцианской этико-
политической доктрины играли определяющую
роль в формировании мировоззрения каждого
члена китайского социума - не только
интеллигента, но и обычного крестьянина.
Каждый китаец вольно или невольно
соразмерял свои поступки и мысли с
предписаниями конфуцианства. Поэтому можно
говорить о том, что каждый китаец был в
известном смысле конфуцианцем.
____________________
1 В период 50-70-х годов политические
режимы в материковом Китае и на Тайване,
куда переехало гоминьдановское
правительство, были во многом похожи.
251
Принципы этико-политической доктрины
конфуцианства, кратко говоря, состояли в
следующем: это культ отца и старших в
семье, культ семьи и клана, культ
чиновников-ученых, оборачивающиеся в
конечном счете культом идущей от Неба
власти императора, культом старших вообще,
приверженностью к консерватизму и
традициям. В течение многих столетий
китайское общество было обществом
патерналистского толка, что легко объясняет
систематическое появление тоталитарных
режимов. Император, будучи наместником
Неба, выступал в роли Отца своих подданных,
поэтому неповиновение его установлениям не
допускалось и жестоко каралось.
Конфуцианство не могло не оказать своего
влияния на формирование мировоззрения
первых руководителей Коммунистической
партии Китая, ибо все они получили обычное
китайское воспитание.
Вторая причина, объясняющая существование
в Китае тоталитарного режима, связана с
коммунистическими убеждениями китайских
лидеров. Их представления о политической
системе социализма были почерпнуты не из
сочинений Маркса или даже Ленина, а скорее
из работ Сталина, которые не только в 30-
40-е годы, но и позже были достаточно
хорошо знакомы партийным кадрам китайской
компартии.
Наконец, нельзя не учитывать, что к
моменту взятия власти имелся лишь опыт
длительной вооруженной борьбы за власть.
Симбиоз конфуцианства и марксизма (в его
догматической версии) объясняет
приверженность руководства КПК идеям цен-
трализованной бюрократической власти, их
252
неприязнь к принципам демократии. В июне
1984 г., т.е. уже в период разгара эко-
номической реформы, говоря о политической
реформе, Дэн Сяопин решительно отвергает
саму возможность заимствования каких-либо
элементов западной политической системы:
"Когда говорят о политической реформе
вообще, то говорят о демократизации. Но что
имеется в виду под демократизацией, не
очень ясно. Демократия, которая
осуществляется в капиталистическом
обществе, является буржуазной, а фактически
демократией монополистического капитала.
Это не что иное, как борьба партий во время
предвыборной кампании, разделение
законодательной, исполнительной и судебной
власти. Допустимо ли для нас разделение
власти? У нас институт собраний народных
представителей, народная демократия,
осуществляемая под руководством
компартии... Нам нельзя перенимать у Запада
так называемую демократию и разделение
власти, нам нужно осуществлять соци-
алистическую демократию и гарантировать
преимущества социализма. Я говорю не об
эффективности хозяйственного и админи-
стративного управления, а об общей
эффективности. В общей эффективности наше
преимущество, и мы должны его сохранять...
Поэтому мы считаем, что при перестройке
нельзя идти на заимствование западной
системы, нельзя перетаскивать к себе
капиталистическую систему Запада"2.
Дэн Сяопин считает невозможным проведение
прямых выборов в парламент - Всекитайское
____________________
2 См.: Дэн Сяопин. Основные вопросы
современного Китая. М., 1988. С. 230-232.
253
собрание народных представителей, поэтому
они до сих пор косвенны, т.е.
парламентариев общекитайского уровня
избирают не избиратели, а депутаты местных
народных собраний, т.е. парламентов, по
определенной квоте.
Содержание политической реформы состоит,
по мнению Дэн Сяопина, во-первых, в
децентрализации властных полномочий Центра
в области экономики, но не в принятии
политических решений, а, во-вторых, в
улучшении системы подбора кадров, которое
он понимает как постепенное их омоложение.
В течение последних пятнадцати лет в
Китае создана довольно стройная система
обновления работников партийного, го-
сударственного и хозяйственного аппарата,
получившая метафорическое название ухода с
линии "первой" на "вторую" и "третью"3.
Речь идет о постепенной замене кадров
преклонного и пожилого возраста более
молодыми работниками. С этой целью была
продумана целая система мер - от создания
на всех уровнях в партийных комитетах
комиссий советников до издания соот-
ветствующих постановлений, регламентирующих
возрастные рамки выхода на пенсию различных
категорий служащих и рабочих4.
____________________
3 Под "второй линией" понимается перевод
кадровых работников в ранг советников,
т.е. освобождение их от повседневной
практической работы. "Третья линия"
означает отход кадровых работников вообще
от активной политической деятельности.
4 Так, например, рядовой профессор вуза или
академического института, не имеющий
революционных заслуг, т.е. не вступивший
254
При существующей в современном Китае
системе политической власти подобные
нововведения в известной степени позволяют
повысить эффективность государственного и
хозяйственного управления. В стране
существует своя, китайская специфика
принятия политических решений. В течение
десятилетий сложился довольно
многочисленный слой политической элиты,
состоящий из партийных, государственных и
хозяйственных чиновников, связанных
корпоративными интересами. Все ее члены
исповедуют одну и ту же идеологию,
преследуют одну и ту же цель, хотя у них
может быть и различное представление о
методах ее реализации. Самый верный слой
элиты составляет узкий круг лиц, занимающих
либо занимавших высшие должности в партии и
государстве. На вершине своеобразной
политической пирамиды находится Дэн Сяопин,
которому принадлежит особая социальная
роль. Считается, что Дэн Сяопин так же как
и Мао Цзэдун относится к харизматическим
типам личности.
___________________________________________
в партию до 1-го октября 1949 г., к
моменту образования КНР или не имеющий
выдающихся заслуг в своей области, в 60
лет в обязательном порядке уходит на
пенсию. В то же время 60-летний возраст
не является ограничением для работников
партийного и государственного аппарата,
имеющих особые заслуги. Подобная практика
регламентируется подробными инструкциями,
не публикующимися в открытой печати, но
они достаточно широко известны в кругах
китайской общественности.
255
В период "культурной революции" он дважды
подвергался опале, последняя из которых
закончилась только со смертью Мао Цзэдуна.
Учитывая его опыт, профессиональные данные,
эрудицию, Дэн Сяопин был возвращен в состав
руководства. И здесь оказалось, что только
он смог предложить конкретную и реали-
стическую программу реформы китайского
общества, получившую впоследствии название
"социализма с китайской спецификой". Однако
новаторский дух этой программы не смог бы
принести ему политического капитала, если
бы он не обладал особым даром убеждать
своих коллег по руководству, членов партии,
массы в том, что предлагаемый им необычный,
неординарный, расходившийся с
общепризнанными принципами социальный
проект обречен на успех. Важную роль
сыграло то, что Дэн Сяопин делал акцент на
национальных чувствах китайцев, их на-
циональном достоинстве, неповторимости
предложенного им курса. В результате Дэн
Сяопин постепенно из члена высшего
политического руководства, имеющего
одинаковые права с другими своими
коллегами, превратился в первое лицо в
стране. Самое удивительное, что он, не
будучи формально ни Председателем ЦК КПК,
ни Генеральным Секретарем ЦК партии, тем не
менее стал высшим арбитром последней
инстанции в принятии ответственных
политических решений. После ХIV съезда КПК,
состоявшегося в 1992 г., Дэн Сяопин
формально отошел на "третью линию", сложил
с себя последние должностные обязанности
Председателя Центрального Военного Совета
КНР, однако его политический авторитет по-
прежнему непререкаем. В последние годы
256
официальная китайская пропаганда усиленно
создает культ Дэн Сяопина. Практически с
середины 80-х годов Дэн Сяопин, как и в
свое время Мао Цзэдун, стал своего рода
императором. Мы говорим - своего рода, -
ибо в том и в другом случае власть, равную
власти императора, оба человека получили
благодаря своим личным качествам,
харизматическому дару. Завоеванный им
политический авторитет во многом
объясняется тремя качествами: во-первых,
умением следовать конфуцианскому принципу
"золотой середины", согласно которому
необходимо избегать крайностей при принятии
решений, учитывать все, даже
противоположные мнения, подходить к решению
вопросов, исходя из принципа: с одной
стороны и с другой стороны; во-вторых, -
прагматизмом, т.е. умением во время
отказываться от устаревших догм и
стереотипов и, наконец, в-третьих, -
смелостью и твердостью при реализации
принятых решений. Дэн Сяопин - последний
китайский реформатор, принадлежащий к
старшему поколению коммунистических
лидеров. Дэн Сяопин отлично сознает, что то
общество, которое он хочет построить в
Китае, не будет социалистическим, скорее
оно будет капиталистическим, но с китайской
спецификой. Для его обозначения он
использует традиционное китайское понятие
"общество благоденствия". Вместе с тем Дэн
Сяопин считает, что отказ от лозунга -
"строим социалистическое общество" (не от
идеи - от идеи он внутренне уже отказался)
поставит под удар саму реформу. (Решения
последнего ноябрьского пленума ЦК КПК
1993 г. в случае их реализации неизбежно
257
приведут к дальнейшей "капитализации"
страны). Он не раз говорил об особых усло-
виях Китая - размерах территории и
населения, региональных различиях,
особенностях истории, многонациональном
составе, сюда же можно добавить и факт
низкой политической культуры народа,
двадцать процентов которого просто
неграмотно. Эти условия, по его мнению, не
позволяют реализовать в стране атрибуты
западной демократии. Дэн Сяопин полагает,
что в случае их переноса на китайскую почву
возникнет реальная опасность возникновения
политической нестабильности, анархии и
<< Пред. стр. 36 (из 38) След. >>