<< Пред. стр. 36 (из 38) След. >>
огромном море житейских бурь, поэтому онпросто не может представить себя вне дома,
семьи, коллектива, общины. Следует также
учитывать огромное воздействие на умы
миллионов китайцев стереотипов
конфуцианства.
Это учение играло громадную роль в
формировании всего китайского образа жизни,
начиная от социальных институтов и кончая
семейными отношениями. Культ конфуцианской
традиции, заложенный в эпоху Хань и
подновленный при Сунах, стал альфой и
омегой всей китайской культуры, основным
базисным элементом культурного и
соответственно политико-философского
наследия. Принципы конфуцианской этико-
политической доктрины играли определяющую
роль в формировании мировоззрения каждого
члена китайского социума - не только
интеллигента, но и обычного крестьянина.
Каждый китаец вольно или невольно
соразмерял свои поступки и мысли с
предписаниями конфуцианства. Поэтому можно
говорить о том, что каждый китаец был в
известном смысле конфуцианцем.
____________________
1 В период 50-70-х годов политические
режимы в материковом Китае и на Тайване,
куда переехало гоминьдановское
правительство, были во многом похожи.
251
Принципы этико-политической доктрины
конфуцианства, кратко говоря, состояли в
следующем: это культ отца и старших в
семье, культ семьи и клана, культ
чиновников-ученых, оборачивающиеся в
конечном счете культом идущей от Неба
власти императора, культом старших вообще,
приверженностью к консерватизму и
традициям. В течение многих столетий
китайское общество было обществом
патерналистского толка, что легко объясняет
систематическое появление тоталитарных
режимов. Император, будучи наместником
Неба, выступал в роли Отца своих подданных,
поэтому неповиновение его установлениям не
допускалось и жестоко каралось.
Конфуцианство не могло не оказать своего
влияния на формирование мировоззрения
первых руководителей Коммунистической
партии Китая, ибо все они получили обычное
китайское воспитание.
Вторая причина, объясняющая существование
в Китае тоталитарного режима, связана с
коммунистическими убеждениями китайских
лидеров. Их представления о политической
системе социализма были почерпнуты не из
сочинений Маркса или даже Ленина, а скорее
из работ Сталина, которые не только в 30-
40-е годы, но и позже были достаточно
хорошо знакомы партийным кадрам китайской
компартии.
Наконец, нельзя не учитывать, что к
моменту взятия власти имелся лишь опыт
длительной вооруженной борьбы за власть.
Симбиоз конфуцианства и марксизма (в его
догматической версии) объясняет
приверженность руководства КПК идеям цен-
трализованной бюрократической власти, их
252
неприязнь к принципам демократии. В июне
1984 г., т.е. уже в период разгара эко-
номической реформы, говоря о политической
реформе, Дэн Сяопин решительно отвергает
саму возможность заимствования каких-либо
элементов западной политической системы:
"Когда говорят о политической реформе
вообще, то говорят о демократизации. Но что
имеется в виду под демократизацией, не
очень ясно. Демократия, которая
осуществляется в капиталистическом
обществе, является буржуазной, а фактически
демократией монополистического капитала.
Это не что иное, как борьба партий во время
предвыборной кампании, разделение
законодательной, исполнительной и судебной
власти. Допустимо ли для нас разделение
власти? У нас институт собраний народных
представителей, народная демократия,
осуществляемая под руководством
компартии... Нам нельзя перенимать у Запада
так называемую демократию и разделение
власти, нам нужно осуществлять соци-
алистическую демократию и гарантировать
преимущества социализма. Я говорю не об
эффективности хозяйственного и админи-
стративного управления, а об общей
эффективности. В общей эффективности наше
преимущество, и мы должны его сохранять...
Поэтому мы считаем, что при перестройке
нельзя идти на заимствование западной
системы, нельзя перетаскивать к себе
капиталистическую систему Запада"2.
Дэн Сяопин считает невозможным проведение
прямых выборов в парламент - Всекитайское
____________________
2 См.: Дэн Сяопин. Основные вопросы
современного Китая. М., 1988. С. 230-232.
253
собрание народных представителей, поэтому
они до сих пор косвенны, т.е.
парламентариев общекитайского уровня
избирают не избиратели, а депутаты местных
народных собраний, т.е. парламентов, по
определенной квоте.
Содержание политической реформы состоит,
по мнению Дэн Сяопина, во-первых, в
децентрализации властных полномочий Центра
в области экономики, но не в принятии
политических решений, а, во-вторых, в
улучшении системы подбора кадров, которое
он понимает как постепенное их омоложение.
В течение последних пятнадцати лет в
Китае создана довольно стройная система
обновления работников партийного, го-
сударственного и хозяйственного аппарата,
получившая метафорическое название ухода с
линии "первой" на "вторую" и "третью"3.
Речь идет о постепенной замене кадров
преклонного и пожилого возраста более
молодыми работниками. С этой целью была
продумана целая система мер - от создания
на всех уровнях в партийных комитетах
комиссий советников до издания соот-
ветствующих постановлений, регламентирующих
возрастные рамки выхода на пенсию различных
категорий служащих и рабочих4.
____________________
3 Под "второй линией" понимается перевод
кадровых работников в ранг советников,
т.е. освобождение их от повседневной
практической работы. "Третья линия"
означает отход кадровых работников вообще
от активной политической деятельности.
4 Так, например, рядовой профессор вуза или
академического института, не имеющий
революционных заслуг, т.е. не вступивший
254
При существующей в современном Китае
системе политической власти подобные
нововведения в известной степени позволяют
повысить эффективность государственного и
хозяйственного управления. В стране
существует своя, китайская специфика
принятия политических решений. В течение
десятилетий сложился довольно
многочисленный слой политической элиты,
состоящий из партийных, государственных и
хозяйственных чиновников, связанных
корпоративными интересами. Все ее члены
исповедуют одну и ту же идеологию,
преследуют одну и ту же цель, хотя у них
может быть и различное представление о
методах ее реализации. Самый верный слой
элиты составляет узкий круг лиц, занимающих
либо занимавших высшие должности в партии и
государстве. На вершине своеобразной
политической пирамиды находится Дэн Сяопин,
которому принадлежит особая социальная
роль. Считается, что Дэн Сяопин так же как
и Мао Цзэдун относится к харизматическим
типам личности.
___________________________________________
в партию до 1-го октября 1949 г., к
моменту образования КНР или не имеющий
выдающихся заслуг в своей области, в 60
лет в обязательном порядке уходит на
пенсию. В то же время 60-летний возраст
не является ограничением для работников
партийного и государственного аппарата,
имеющих особые заслуги. Подобная практика
регламентируется подробными инструкциями,
не публикующимися в открытой печати, но
они достаточно широко известны в кругах
китайской общественности.
255
В период "культурной революции" он дважды
подвергался опале, последняя из которых
закончилась только со смертью Мао Цзэдуна.
Учитывая его опыт, профессиональные данные,
эрудицию, Дэн Сяопин был возвращен в состав
руководства. И здесь оказалось, что только
он смог предложить конкретную и реали-
стическую программу реформы китайского
общества, получившую впоследствии название
"социализма с китайской спецификой". Однако
новаторский дух этой программы не смог бы
принести ему политического капитала, если
бы он не обладал особым даром убеждать
своих коллег по руководству, членов партии,
массы в том, что предлагаемый им необычный,
неординарный, расходившийся с
общепризнанными принципами социальный
проект обречен на успех. Важную роль
сыграло то, что Дэн Сяопин делал акцент на
национальных чувствах китайцев, их на-
циональном достоинстве, неповторимости
предложенного им курса. В результате Дэн
Сяопин постепенно из члена высшего
политического руководства, имеющего
одинаковые права с другими своими
коллегами, превратился в первое лицо в
стране. Самое удивительное, что он, не
будучи формально ни Председателем ЦК КПК,
ни Генеральным Секретарем ЦК партии, тем не
менее стал высшим арбитром последней
инстанции в принятии ответственных
политических решений. После ХIV съезда КПК,
состоявшегося в 1992 г., Дэн Сяопин
формально отошел на "третью линию", сложил
с себя последние должностные обязанности
Председателя Центрального Военного Совета
КНР, однако его политический авторитет по-
прежнему непререкаем. В последние годы
256
официальная китайская пропаганда усиленно
создает культ Дэн Сяопина. Практически с
середины 80-х годов Дэн Сяопин, как и в
свое время Мао Цзэдун, стал своего рода
императором. Мы говорим - своего рода, -
ибо в том и в другом случае власть, равную
власти императора, оба человека получили
благодаря своим личным качествам,
харизматическому дару. Завоеванный им
политический авторитет во многом
объясняется тремя качествами: во-первых,
умением следовать конфуцианскому принципу
"золотой середины", согласно которому
необходимо избегать крайностей при принятии
решений, учитывать все, даже
противоположные мнения, подходить к решению
вопросов, исходя из принципа: с одной
стороны и с другой стороны; во-вторых, -
прагматизмом, т.е. умением во время
отказываться от устаревших догм и
стереотипов и, наконец, в-третьих, -
смелостью и твердостью при реализации
принятых решений. Дэн Сяопин - последний
китайский реформатор, принадлежащий к
старшему поколению коммунистических
лидеров. Дэн Сяопин отлично сознает, что то
общество, которое он хочет построить в
Китае, не будет социалистическим, скорее
оно будет капиталистическим, но с китайской
спецификой. Для его обозначения он
использует традиционное китайское понятие
"общество благоденствия". Вместе с тем Дэн
Сяопин считает, что отказ от лозунга -
"строим социалистическое общество" (не от
идеи - от идеи он внутренне уже отказался)
поставит под удар саму реформу. (Решения
последнего ноябрьского пленума ЦК КПК
1993 г. в случае их реализации неизбежно
257
приведут к дальнейшей "капитализации"
страны). Он не раз говорил об особых усло-
виях Китая - размерах территории и
населения, региональных различиях,
особенностях истории, многонациональном
составе, сюда же можно добавить и факт
низкой политической культуры народа,
двадцать процентов которого просто
неграмотно. Эти условия, по его мнению, не
позволяют реализовать в стране атрибуты
западной демократии. Дэн Сяопин полагает,
что в случае их переноса на китайскую почву
возникнет реальная опасность возникновения
политической нестабильности, анархии и