<< Пред.           стр. 17 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 Интересные подробности
 Боль - наиболее частый симптом, основная забота врачей. Несмотря на то, что существуют достаточные доказательства того, что слова с помощью гипноза могут облегчать сильную боль, этот метод, как правило, применяется в последнюю очередь. В чем причина? Врачи не изучают гипноз в мединститутах. Что же можно сделать? Пациентам придется просвещать врачей по поводу гипноза, так же как им приходилось просвещать их о действии витаминов.
 Регрессия возраста
 Линда страдала от мигреней и головных болей. Во время регрессии возраста она вернулась назад к шести годам, в то время, когда у нее ничего не болело. Эта воображаемая картина сразу же устранила ее головную боль. Она работала над тем, чтобы овладеть самогипнозом, так что каждый раз, когда у нее начинала болеть голова, она легко могла вернуть себя к тому времени, когда у нее еще не было мигрени, и она чувствовала себя комфортно.
 12 Гипноз
 329
 Часть 4 > Быстрое оздоровление
 Очень важно каждый день практиковаться в самогипнозе, иногда два раза в день. Ваше мастерство с практикой будет становиться все лучше и лучше. Смотрите главу 24 "Вызывайте гипнотическое состояние самостоятельно" и главу 25 "Вы пишете свой сценарий" для консультаций по самогипнозу.
 Прогрессия возраста
 Дженис мучили боли в спине, и иногда ее так расстраивали мысли о том, что она ведет ограниченный образ жизни, что это усиливало ее болезнь. Ее болезнь носила циклический характер: боли то появлялись, то уходили снова, и когда начиналось время боли и страданий, то они подчиняли себе ее жизнь.
 Я попросила Дженис представить себе картины будущего, когда у нее не будет боли. Она представила себя не страдающей от боли в следующих эпизодах: ее дочь получает ученую степень, ее сын играет в баскетбол, танцы на вечере в честь ее 50-летия, катание на своей машине (она за рулем), она просыпается у себя дома.
 Попробуйте представить себя без боли в далеком будущем, затем в не очень далеком будущем. Ярко представьте себя участвующим в какой-либо деятельности и не чувствующим боли, здоровым человеком.
 ?
 В кабинете у гипнолога
 Ученые Эрнест и Жозефина Хилгард написали примечательную и полезную книгу о боли и гипнозе "Гипноз освобождает от боли" (1994). В своей работе они ссылаются на данные, полученные в их лаборатории в Стэндфордском университете. Хилгарды были первыми, постановившими, что человек способен одновременно ощущать боль и не обращать на нее внимания. Они загипнотизировали студента, и, пока он находился в трансе, он не чувствовал никакой боли, но, когда его спросили, ощущает ли он присутствие боли, он сигнализировал - "да". Боль оставалась на месте. У него просто не было никакого желания на нее реагировать или ощущать ее. Однако его "внутренний исследователь" знал, что боль никуда не исчезла, она все еще находится в его теле.
 Измените отношение к собственной боли
 Другой способ справиться с болью - придать ей новое значение. Некоторые мои клиенты, которые хотят избавиться от боли, начинают чувствовать себя лучше, когда я им говорю:
 330
 Глава 21 > Гипноз и контроль над болью
 > Когда вы начнете выздоравливать, вы почувствуете некоторый дискомфорт. Это хорошо. Это говорит о том, что вам становится лучше.
 > Ваше тело дает вам знать, что идет на поправку, посылая вам сообщения. Вы можете относиться к этим ощущениям, как к напоминанию о том, что ваше тело испытывает ощущения. Вам будет нравиться получать эти сообщения.
 Рассматривайте свою боль с разных точек зрения.
 Компьютерная модель
 Джерри работает компьютерным консультантом. Принтер, который принес заказчик, упал ему на ногу. Тогда он пришел ко мне, чтобы я помогла ему прожить день без обезболивающего. Вначале я посоветовалась с его врачом, чтобы убедиться, что боль можно устранить. Когда врач уверил меня, что диагноз поставлен точно и что эта боль вполне обычна в таких случаях, я перешла к следующему:
 > Теперь, когда вы находитесь в приятном гипнотическом состоянии, пожалуйста, представьте себе мысленно компьютер, представьте, как вы сидите перед ним. Включите его и следите за тем, как будет загораться экран. Заметьте, что вы все еще испытываете боль. > Теперь, пожалуйста, отключите экран. Экран стал темным, и вы ничего на нем не видите. И вы не чувствуете боли. > Нерв, который отвечает за то, испытываете ли вы боль или нет, будет
 контролироваться вами и вашим экраном.
 >• Когда вы отключаете экран, вы нарушаете связь между сигналами, идущими от нерва вашему мозгу. Вы не чувствуете боли.
 > Какое-то время побудьте в этом безболезненном состоянии, а потом, пожалуйста, нажмите клавишу на мониторе, оставьте монитор включенным на несколько минут. Потом отключите его.
 > Как вы только что продемонстрировали, вы можете контролировать свою боль. Теперь, пожалуйста, попробуйте контролировать боль в течение двух минут. Выключите экран и выключите боль. Я сообщу вам, когда время выйдет.
 > Хорошо, теперь дайте вашей боли вернуться на 30 секунд и затем выключите экран. Я вам просигналю.
 Мы с Джерри тренировались около 20 минут. Когда он точно знал, что уже может контролировать свою боль, он вышел из гипнотического состояния после моего заключительного внушения: "Твой монитор будет оставаться выключенным. Боль не будет чувствоваться. Ты сможешь включать этот монитор, когда пожелаешь, но ты предпочтешь, чтобы он был выключен. Ты сможешь не испытывать боли, когда захочешь".
 331
 Часть 4 > Быстрое оздоровление
 "Перчаточная" анестезия
 Эта техника заслужила самые восторженные отзывы клиентов. Довольно легко изменять свои ощущения в руке. Вы можете сделать свою руку немой, ощутить в ней покалывания или даже совместить эти ощущения. После чего вам скажут, что вы можете передавать это состояние от руки любой части тела, до которой вы дотронетесь. Немая рука становится способной распространять онемение; достаточно только один раз сделать так, чтобы рука онемела, и вы легко сможете передавать это ощущение.
 Визуализация
 Когда вы чувствуете счастье или же расслабление и комфорт, вы вряд ли одновременно с этим будете испытывать боль. Вы можете ослабить свою боль, представив себя в уютном уголке, в котором вы будете спокойны, расслаблены и в безопасности. Вы также можете представить, как вы веселитесь, смеетесь и находитесь в согласии с самим собой. Независимо от того, какую технику я использую для снятия боли, я всегда добавляю следующее предложение: "Вы будете ощущать только ту боль, которую вам необходимо ощущать. Для вас очень важно чувствовать боль, которая приносит необходимую информацию".
 Наиболее полезный аспект гипноза, направленного на контролирование боли, заключается в том, что вы больше не чувствуете себя жертвой воздействующих на вас сил, неподдающихся контролю. Напротив, вы владеете своими чувствами. Вы умеете владеть собой.
 Интересные подробности
 Ученые не знают точно, как работает гипноз и как ему удается устранить боль, но все соглашаются с тем, что он особенно хорошо действует на пациентов, получивших ожоги. Может быть, это происходит потому, что пациенты испытывают ужасную боль и поэтому очень хотят избавиться от нее, или потому, что они сильно травмированы произошедшим событием Возможно, боль и травма делают их беспомощными, и они хотят чтобы кто-то сказал им, как почувствовать себя лучше. Каким бы ни был этот механизм - он \оаботает.
 Бомбардировка
 Доктор Гарольд Крассилнек, известный исследователь гипноза, разработал крассилнек-скую технику бомбардировки, чтобы помочь пациентам, которые испытывают очень сильную боль. Она состоит из шести различных гипнотических методов, используемых один за другим: релаксация, диссоциация, регрессия возраста, ручная анестезия, прямое внушение для обезболивания и методы самогипноза. Для некоторых пациентов - это единст-
 332
 Глава 21 > Гипноз и контроль над болью
 венное лечение, которое им помогает. Приятно отметить, что есть профессиональные целители, которые всегда готовы прийти на помощь людям, испытывающим сильную боль.
 Случаи
 Мы часто слышим сообщения о том, что гипноз совершает чудеса для пациентов, страдающих от опоясывающего лишая, крайней степени рака, фибромиалгии, лейкемии. Проводились исследования на пациентах, страдающих от серповидно-клеточной анемии и хронического радикулита, чтобы узнать, как на них действует гипноз.
 Серповидно-клеточная анемия
 Будьте внимательны
 Перед тем как принимать болеутоляющее, попробуйте гипноз. Всего через несколько минут вы можете почувствовать себя лучше. Если вы принимаете болеутоляющее, то вы можете одновременно использовать гипноз. Помните, что у гипноза нет побочных эффектов и к нему не развивается зависимость. Иногда постгипнотическое внушение для ослабления боли может действовать на протяжении многих лет.
 Дети, подростки и ь_рослые, содержащиеся в
 клинике для больных серповидно-клеточной анемией, приняли участие в семинаре, посвященном контролированию боли, который происходил в университете в Пенсильвании. Им сделали гипнотические внушения и обучили самогипнозу. Другая группа пациентов из этой клиники также присутствовала на семинаре, но они не обсуждали специфику средств контролирования боли и не обучались самогипнозу.
 Через полтора года в группе, ознакомленной с гипнозом, стало меньше случаев приступов боли. В опроснике семьдесят шесть процентов больных сказали, что это принесло им пользу. Многие из них попросили аудиокассету с гипнотическими сеансами, потому что они почувствовали разницу.
 Хронический радикулит
 Доктор Хелен Крауфорд поставила эксперимент, в котором она изучала реакцию мозга загипнотизированных индивидов, в то время как они испытывали боль. Они ощущали боль, когда опускали свою руку в ледяную воду на шестьдесят секунд. Половина из них были загипнотизированны с целью устранить ощущение боли. Другой половине группы велели обращать внимание на боль, которую они будут испытывать. Во время экспериментов их подключили к мониторам, регистрирующим активность мозга. В первой группе было обнаружено значительное снижение боли и стресса во время погружения в холодную воду. Активность в области мозга, связанная с болевыми ощущениями, снизилась.
 333
 Часть 4 >
 Быстрое оздоровление
 Интересные подробности
 Амброзии Биерце, американский писатель, который собрал коллекцию Саркастических определений в "Дневнике дьявола" в 1906 году, описывал боль как "расположение духа, физическая основа которого находится в теле; оно также может иметь исключительна душевный характер, в таком случде его причиной будет сознани& того, что другому хорошо".
 Общая активность мозга была такая же, как и у людей, не испытывающих боль.
 Все индивиды, которые участвовали в этом исследовании, страдали от хронического радикулита. После того как они обучились гипнотическим методам, тридцати пяти процентам пациентов удалось совсем прекратить принимать медикаменты или снизить их употребление. Обучившись этому новому для них навыку гипноза, они смогли облегчить свои хронические боли.
 Знаком ли ваш доктор с гипнозом7 Знает ли он о гипнозе? Знает ли, к какому гипнологу обратиться? Вашего доктора может заинтересовать высказывание Дабния Эвина - врача, хирурга и известного гипнолога: "Мы блокируем восприятие мозгом болевых ощу-V______________________/ щений. Боль остается, но загипнотизированный пациент ее не чувствует".
 Может быть, это эффект плацебо?
 Эффект плацебо - это благодеяние. Вам повезло, если нейтральный раздражитель -_ будь это таблетка, слово или мысль - окажут на ваше тело исцеляющий эффект. Эффект плацебо - это способность вашего тела превращать нечто нейтральное в нечто полезное. Плацебо - латинское слово из католической молитвщ об усопших, означающее. "Я буду получать удовольствие"
 Забавно, что плацебо, абсолютно нейтральное само по себе, может стать отличным средством, если будет принято нормальным человеком в соответствующее время. Оно будет содействовать исцеляющей силе медицины, витаминов и гипноза. Х^отя плацебо как таковое не имеет целительной силы, оно мобили-зирует силы вашего организма для реагирования на то лечение, которое вы выберете.
 Не думай[те, что все дело в вашем разуме, в том, что вы воображаете перемены, происходящие в вашем теле как результат действия плацебо. В вашем теле действительно происходят актуальные изменения. Эффект плацебо может вызвать физиологическое изменение. Как такое может происходить, если плацебо абесэлютно безвредно и не имеет никакой силы2 Это происходит благодаря вашему разуму. Ваш разум обладает большой силой. Ваш разум берет нейтральное, плацебо и использует его, чтобы достичь изменений.
 334
 Глава 21 > Гипноз и контроль над болью
 Ноцебо
 Гипнословарь
 Когда нейтральная субстанция, не имеющая своей собственной силы, производит изменения к лучшему в вашем уме или теле, или и там, и там, - это вещество называют плацебо. Когда подобное вещество оказывает вредное воздействие, оно называется ноцебо. Ноцебо - понятие, обратное плацебо.
 Читали ли вы когда-нибудь инструкцию по приему лекарств, вкладываемую в коробку? Вы знаете этот сложенный в несколько раз листок белой бумаги, на котором мелким шрифтом написаны все ужасы, которые могут с вами произойти. Если вы только что проглотили таблетку, а теперь читаете то, что там написано, то у вас может заболеть голова. Начинаете ли вы ощущать первые отзвуки головной боли? Или вы прочтете, что из-за таблетки может расстроиться ваш живот. Начинаете ли вы чувствовать неприятные ощущения в области живота?
 В этом заключается сила внушения, и она реальна. Вы действительно чувствуете головную боль или как ворчит ваш желудок. Это
 не ваше воображение. Это реальное изменение, происходящее в вашем теле, его причиной являются слова! Но от этих слов вам не становится лучше. Вам становится хуже. Они негативно влияют на ваше тело. Это называется эффектом ноцебо
 Эффект ноцебо часто имеет место в больницах, когда медперсонал ненамеренно его вызывает. Если пациент, находящийся под анестезией в операционной, слышит, как доктор говорит: "Осторожней, его кровь залила весь стол", - незамедлительно последует эффект ноцебо. Когда пациента привезли на "скорой помощи" и специалист кричит: "Это будет трудный случай", то это тоже эффект ноцебо. Оба этих высказывания, воспринятые пациентом, могут негативно сказаться на его состоянии. Доктора и сестры используют гипноз ежедневно в своей практике, чтобы нейтрализовать эффект ноцебо.
 Лекарство или плацебо?
 Пока вы это читаете, во многих медицинских центрах проводятся специальные тесты плацебо. Перед тем как пускать лекарство в производство, необходимо удостовериться, что оно является действенным и безопасным Оно должно быть опробовано в эксперименте на людях, результаты должны быть тщательно описаны.
 ...Академия Знакомств (Soblaznenie.Ru) - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!...
 
 Если я стану утверждать, что лекарство А вылечит от насморка, 20 человек его испробуют, и 18 из них оно сразу же поможет, можно ли считать, что это лекарство является абсолютным победителем? Может быть, да, а может быть, - нет.
 335
 Часть 4 > Быстрое оздоровление
 Возможно, некоторым пациентам стало лучше в результате эффекта плацебо. Может быть, они одинаково хорошо реагируют на любое лекарство, и тогда лекарство А не сыграло здесь никакой роли.
 Поэтому еще 20 других людей с насморком получат такую же таблетку. Но ни им, ни их докторам не будет известно, что эта таблетка - плацебо. В ней нет ничего для того, чтобы лечить насморк. В результате окажется, что вылечились три человека. Это эффект плацебо. Теперь мы знаем, что три из 20-ти сопливых носов вылечатся от плацебо. Это означает, что если мы вычтем из первой группы трех человек, которым могло стать лучше в результате эффекта плацебо, то останутся еще 15, которые выздоровели благодаря экспериментальному лекарству. Лекарство А считается победителем.
 Когда клиентам говорят, что гипноз им поможет, возможно, произойдет то же самое, как если бы им сказали, что лекарство им поможет: некоторые излечатся просто из-за эффекта плацебо. Ожидание перемены может вызвать изменения.
 Плацебо и контроль над болью
 В эксперименте, направленном на определении роли гипноза, которую он может играть при контролировании боли, испытуемых просили терпеть мучительную боль в мышцах. Половине испытуемых, находящихся под гипнозом, прочитали внушение. Другой половине прочли подобный текст, но при этом не индуцировали гипнотического состояния. После этого всех испытуемых попросили оценить по 5-балльной шкале то, как они ощущали боль.
 В кабинете у гипнолога
 Что вы думаете об операции-плацебо? Сейчас некоторым пациентам делают операцию по внедрению капсулы в основание спинного мозга в спинномозговую жидкость. Это делается для раковых больных, которые испытывают ужасные боли. В следующем эксперименте проверяется, действуют ли эти капсулы как обезболивающее. Единственный способ узнать, влияют ли капсулы на улучшение состояния пациента - это провести эксперимент. Половине пациентов, которым делали операцию, внедряли пустую кадсулу с плацебо, другой половине внедряли настоящее лекарство. Все они согласились участвовать в исследовании, но некоторые специалисты думали, что ничего хорошего из операции плацебо не выйдет. А как вы думаете?
 336
 Глава 21 > Гипноз и контроль над болью
 В первой гипнотической группе пациенты продемонстрировали гораздо большую терпимость к боли, особенно высокогипнабельные. Во второй группе (плацебо) лишь некоторые испытуемые стали чуть более терпимы к боли. Этот И эксперимент показал, что гипноз является хорошей техникой контролирования боли.
 Воздействуем на простатит
 Изучая лекарство против увеличения простаты, - заболевания, сопровождающегося болью и изменениями состава крови, - половине группы дали плацебо-препарат, а другой - настоящее медикаментозное средство. Сила разума настолько велика, что многие люди, получившие всего лишь плацебо, стали чувствовать себя лучше. Их анализ крови показывал, что болезнь прогрессировала, хотя пациенты чувствовали себя лучше и их боль ушла. Экспериментаторам приходилось убеждать этих испытуемых, что болезнь все равно жива в них и им следует принимать настоящее лекарство. Хотя они хотели продолжать прием именно тех средств (плацебо-препаратов), которые им уже помогли. Значит, все-таки что-то было в тех препаратах, что утихомирило боль.
 Теперь вы знаете о силе разума и силе слов. Множество испытаний и экспериментов доказали, что гипноз может внести положительное изменение в ваше здоровье, хотя многие хирурги и анестезиологи продолжают игнорировать этот факт. Изменится ли такое положение вещей в ближайшем будущем?
 Минимум, который вам необходимо знать
 Как правило, с помощью гипноза вы можете контролировать свою боль. Ваше отношение имеет важное значение и для боли самой по себе, и для ваших ощущений, вызванных этой болью.
 Существует множество гипнотических подходов для ослабления боли. Если вам не помог один из них, вполне возможно, что поможет другой. Плацебо действительно может изменить состояние вашего тела.
 Часть V
 Другая сторона гипноза
 Опасен ли гипноз? Пятая часть посвящена гипнозу вне офиса гипнолога Я предлагаю вам быть внимательными1
 Вам необходимо прочитать пятую часть, если вы собираетесь принять участие в гипнотическом шоу в качестве добровольца Вы узнаете, что это за "испытание", и прочитаете отчеты людей, которые побывали в измененном состоянии сознания перед лицом аудитории
 Жили ли вы когда-либо раньше? Хотите ли вы узнать о ваших прошлых жизнях? Читайте о гипнологах, страстно желающих исследовать ваши предшествующие реинкарнации
 Еще вы можете прочитать про использование гипноза в судебной практике Вы думаете, что гипноз - самый лучший помощник, способный восстановить давно забытое? Подумайте еще раз Я объясню вам, как могут быть связаны гипноз и память, - это вовсе не то, чего вы ожидаете
 Глава 22
 Крякайте как утка
 В этой главе:
 Гипноз как средство развлечения Хотите ли вы быть развлечением? Гипноз для вашей компании Гипноз в кинофильмах
 Вы уже читали про гипнотизеров, выступающих в ролях докторов, медицинских сестер и медиков-помощников; теперь вы можете спросить: "Кем являются те гипнологи, которых мы видим по телевизору? " Их называют эстрадными гипнотизерами, они выступают перед публикой, развлекая ее. При этом они, в частности, используют гипноз. Некоторые из них, кроме гипноза, показывают магические фокусы и считают себя мистиками.
 Очень важно различать клинических гипнологов, которые тоже могут быть веселыми людьми, но при этом и хорошими целителями, и эстрадных гипнотизеров, развлекающих публику, но не лечащих людей и не так необходимых для нас с вами. Надеюсь, что убедила вас этой книгой, что клинический гипноз безопасен, надежен и может стать вашим хорошим помощником. А сейчас давайте познакомимся с другим измерением гипноза, в рамках которого гипнотизер ставит себе только одну цель - развлечь аудиторию.
 Минули те дни, когда гипнотизеры были обычными шарлатанами и авантюристами. Сегодня эти люди используют техники, подобные моим и других гипнологов-целителей. Однако ваш опыт общения с эстрадным гипнотизером будет в корне отличаться от того, что вы получите от встречи со мной.
 341
 Часть 5 > Другая сторона гипноза
 А что если вы ничего о гипнозе не знаете? Вы будете очень скептически ко всему относиться? Или, может быть, вы согласитесь стать добровольцем, с которым будет работать гипнотизер? Читайте об эстрадном гипнозе и людях из аудитории, соглашающихся принять участие в разыгрывающемся шоу. Читайте о докторе Свенгали и о других книгах и фильмах, где гипноз вплетен в сюжетную линию. Насколько точно там изображается гипноз?
 Вперед, на сцену
 Хотите ли вы стать частью шоу и служить развлечением для публики? Согласны ли вы разыграть небольшой спектакль? Хотите, чтобы было весело?
 Гипноз - это удивительный инструмент, изумление публики перемежается восторгом на протяжении всего представления. Это, пожалуй, самое лучшее публичное развлечение - никто не будет скучать, озадачены будут все. Народ получает удовольствие, наблюдая за тем, как кто-то, еще недавно сидевший вместе со всеми, распевает йодлем (пение на манер тирольцев), крякает, как утка, запевает гимн "Звезда на знамени" или танцует что-то заковыристое.
 Такой гипноз - вовсе не тот гипноз, который помогает перестать кусать ногти или усовершенствовать свое умение играть в гольф. Это и не тот гипноз, который помогает поправиться после операции. В данном случае, гипноз - это завораживающее развлечение, где гипнотизер решает, что вы будете делать, а вы не можете этому сопротивляться. В эстрадном гипнозе вы предоставляете гипнотизеру всю власть. Если вы не против устроить для других небольшой спектакль - а некоторым из нас эта идея понравится, - вы, возможно, хорошо проведете время. Эстрадный гипнотизер с легкостью может заставить добровольца: > Почувствовать, будто ему на нос села муха, и многократно шлепать себя
 по лицу.
 ^" Почувствовать неприятный запах и вызвать у него этим тошноту. ^ Выпить стакан воды и представить, что жидкость очень перченая и обжигает рот. ^ "Прирасти" к стулу и быть совершенно не в состоянии с него подняться.
 Интересные подробности
 Сэм Клемменс, больше известный как Марк Твен, был очень увлечен гипнозом, и когда бы в их город ни приезжали гастролирующие гипнотизеры, он всегда вызывался выступать в роли добровольца. В те дни подобного рода циркачи были не очень честными, и Сэм, как он впоследствии узнал, считался постоянной подсадной уткой. Его работа заключалась в том, чтобы делать вид, будто он находится в трансе, в то время как выполняет инструкции вести себя дурашливо.
 342
 Глава 22 > Крякайте как утка
 > Почувствовать, будто его руки сделаны из стали и что он не может согнуть их.
 > Увидеть человека, которого на самом деле здесь нет.
 Эстрадные гипнологи всегда получают хороший результат, в том числе и когда не пользуются обманом. Во времена водевилей гипнотизеры путешествовали вместе с людьми, которые вызывались стать добровольцами и гипнотически "подчинялись властелину".
 Эти так называемые гипнотизеры не знали техник гипноза, но что же происходило, когда публика собиралась, а "подсадная утка" по какой-то причине отсутствовала? Не беспокойтесь, здесь все было предусмотрено. В кармане такого гипнотизера всегда находился носовой платок, смоченный хлороформом. Если это было необходимо, они произносили магическое заклинание и в то же самое время помахивали платочком перед носом незадачливого добровольца. Одурманив таким образом человека, его называли загипнотизированным.
 Современные гипнотизеры не прибегают к таким обманам. Однако перед тем как начнется само представление, они старательно выбирают человека, с которым предстоит работать. Разогрев аудитории до начала самого шоу дает гипнотизеру шанс опознать гипнабельных людей, которые будут легко гипнотизироваться и легко подчиняться внушениям. Такие люди, поднявшись на сцену, конечно же, послужат хорошим развлечением для публики.
 Если бы вы были гипнотизером, каким образом вы смогли бы узнать, кто из зрителей достаточно гипнабелен? Все очень просто - вы даете всей аудитории тест на проверку чувствительности к внушениям и выбираете добровольца, который набрал самое большое количество "очков". Техника оценивания гип-набельности человека, применяемая эстрадными гипнотизерами, не сильно отличается от той, которой пользуются гипнологи в медицинской практике. Однако те и другие специалисты применяют эту методику в различных целях.
 Выбирая добровольца
 Если бы я была эстрадным гипнотизером и мне бы потребовалось определить вашу внушаемость (восприимчивость к гипнозу) за несколько минут, я бы попробовала индуцировать гипнотическое состояние, попросив вас расслабить тело и успокоить мысли. Дальше я бы бегло прочитала несколько прямых и косвенных внушений. Если вы лучше всего отзываетесь на непрямые либеральные
 Гипнословарь
 Тест на чувствительность к внушению заключается в короткой индукции, следующей за простым внушением. Чем сильнее реакция на это внушение, тем большей гипнабельностью обладает клиент или доброволец из зрителей.
 343
 Часть 5 > Другая сторона гипноза
 внушения, такие как: "Когда вы будете готовы, вы можете приподнять руку с колена", - я вряд ли бы выбрала вас для выступления на сцене. Мне понадобился бы такой доброволец, который оправдал бы доверие аудитории, - тот человек, который стал бы моментально подчиняться прямым внушениям: "Вы поднимаете свою руку все выше и выше".
 Левитация руки
 "Сейчас вы закроете глаза, и я попрошу вас представить, что ваша рука становится все легче и легче. Она такая легкая, что сама собой поднимается с колена. Ваша невесомая рука поднимается все выше и выше и остается в воздухе, вопреки законам гравитации".
 Если человек не поддается прямому гипнотическому влиянию, то для того, чтобы он поднял руку, необходимо внушить, что он привязал себе к запястью воздушный шарик, и этот шарик будет удерживать его руку в воздухе, а потом отвяжется и улетит. Выбирая добровольца, мне бы не хотелось привлекать тех людей, которым нужен воздушный шарик. Они поддаются внушению, но не настолько хорошо, как мне понадобилось бы в данном случае.
 Будучи эстрадным гипнотизером, я стала бы искать наиболее внушаемых людей, которые легко поддаются гипнозу и будут принимать прямые внушения. С помощью таких клиентов у меня получилось бы великолепное шоу.
 Упражнение "Вращение глазами"
 Единственный биологический индикатор гипнабельности человека - это количество видимого белка глаза, когда веки слабо прикрыты, а зрачки смотрят вверх. У людей, которые способны погрузиться в глубокое гипнотическое состояние, при выполнении упражнения "Вращение глазами" видно больше белка глаза. Если бы я была эстрадным гипнотизером, я бы обвела аудиторию взглядом и по данному признаку выбрала бы наиболее гипнабельных людей.
 Склеившиеся веки
 Если бы я выступала гипнологом на сцене, я бы, выбирая добровольца, сделала следующее внушение: "Веки становятся настолько тяжелыми, что сами опускаются, и нет никаких сил их открыть". В таком случае можно применить очень интересное внушение: "Чем больше усилий вы будете прилагать к тому, чтобы открыть глаза, тем сильнее станут слипаться ваши веки, и тем дольше ваши глаза будут оставаться закрытыми". (Эта техника была придумана исследователем гипноза Андре Вейтзенхоффером.) *
 Когда я увидела бы, что никто в аудитории не в состоянии открыть глаза, даже если их об этом попросят, я поняла бы, что зрители вошли в глубокий транс.
 344
 Глава 22 > Крякайте как утка
 Будьте внимательны
 Эстрадный гипнозтизер должен быть обаятельным человеком. Он должен привлекать и уметь держать аудиторию. Когда я гипнотизирую группу людей, мне вовсе не обязательно очаровывать их, я не собираюсь никого развлекать. Напротив, я создаю безопасную рабочую атмосферу, в которой каждый человек сможет достичь трансового состояния в своем индивидуальном темпе, соответственно собственному гипнотическому таланту. Я не занимаюсь развлекательным гипнозом.
 (Если вы беспокоитесь, вы можете легко сделать так, чтобы люди в аудитории открыли глаза в ответ на просьбу об этом. Можно также попросить зрителей выйти из транса и вернуться в обычное состояние. При этом не следует использовать слово "стараться".)
 Скрытые команды
 Если бы я была эстрадным гипнотизером, я бы ввела аудиторию в легкий транс и обратилась бы к ней, изменяя тембр своего голоса: "Вы чувствуете себя спокойно... Ваша правая рука может спокойно упасть на край вашего стула. Перед собой вы увидите тропинку... Ваша левая рука может легко свернуться в кулак. Вы почувствуете свежесть и ароматы природы... мысленно вы будете прогуливаться по тропинке... вы почувствуете себя умиротворенно, взглянув на красивые цветы, растущие в округ". ^------------------------------~У
 Затем я бы прошлась по аудитории и отметила тех, у кого глаза закрыты, правая рука опущена на стул, а левая свернулась в кулак - это было бы для меня подсказкой. Эти люди наиболее гипнабельны. В этом внушении внимание в основном уделяется релаксации и ходьбе; расположение рук упоминается лишь вскользь. Однако высокогипнабельные люди все-таки не пропустят внушения, касающегося рук.
 Когда я произносила бы слова о положении рук, я меняла бы тон своего голоса, и наиболее гипнабельные люди тут же среагировали бы на это изменение. Таких людей я и пригласила бы подняться на сцену.
 Добровольцы, полные энтузиазма
 Вы один из тех, кто всегда очень интересуется гипнозом? Кажется ли вам, что призыв гипнотизера обращен именно к вам? Хотите ли вы попробовать? Люди, которые увлечены гипнозом, как правило, имеют некоторый трансовый талант, и интуитивно им кажется, что следует попробовать выйти на сцену. Если я стану искать гипнабельного добровольца, то я не ошибусь, выбрав человека, усердно старающегося попасть в это положение.
 Теперь вы знаете, что, если вы смотрите шоу с участием гипнотизера и добровольца, вас не обманывают. Этот доброволец вовсе не подсадная утка, а обычный
 345
 Часть 5 > Другая сторона гипноза
 Интересные подробности
 Среди других измерительных шкал, используемых исследователями для оценки способности человека погрузиться в транс, есть так называемый "Профиль гипнотической индукции" (HIP) Этот тест занимает десять минут, в течение которых человек несколько раз погружается в гипноз и быстро оставляет это состояние. Итоговое количество очков складывается по каждой выполненной в трансе задаче с учетом того, насколько точно субъект следует инструкциям, находясь в гипнотическом состоянии.
 зритель. Но, как правило, этих людей выбирают, чтобы с большей вероятностью шоу оказалось успешным. Они уже доказали, что могут выполнить одно или даже несколько из следующих и им подобных упражнений:
 > С легкостью поднимать руки.
 > Закатить глаза и показать всем белки
 >- Прийти в восторг от роли добровольца, взятой на себя.
 >• Сохранять глаза крепко закрытыми во время соответствующего внушения.
 > Следовать инструкциям скрытого внушения.
 Тому из зрителей, кто быстрее и свободнее реагировал на инструкции гипнотизера, он и предложит выйти на сцену.
 Внимание!
 Я был добровольцем
 Опасно ли это - приглашать добровольца из зрительного зала, чтобы воздействовать на него гипнозом в развлекательных целях? Многие академические гипнологи так и думают. Они считают, что гипноз ни в коем случае не должен применяться таким образом, что это ужасно, когда люди позволяют гипнотизировать себя в иных условиях, чем клинико-терапевтические Всегда существует какая-то, пусть небольшая, вероятность того, что загипнотизированный человек отреагирует на свое состояние редким неожиданным образом. В случае, если такая необычная реакция произойдет в офисе медика-профессионала, он сможет что-либо предпринять Если же такое случится на сцене, ничего сделать нельзя, так как шоу должно продолжаться, несмотря ни на что.
 Предлагаю вашему вниманию историю добровольца, принимавшего участие в гипнотическом шоу.
 Гледис поет песню
 Сегодня Гледис - деятельная и талантливая пожилая женщина. Когда она была ребенком, она была известной певицей по имени Бэйби Пепи. Она расска-' зывала мне:
 "Я принимала участие в водевиле и снималась в фильмах на студии Парамо-унт в 1920-х и в 1930-х годах. В тридцатые годы я также участвовала в Кэт-
 346
 Глава 22 > Крякайте как утка
 скил Маунтайнс. Это было грандиозное шоу, в котором присутствовали воздушные гимнасты, жонглеры, гипнотизеры, танцоры. Я никогда не думала, что гипноз существует на самом деле. Мне казалось, что зрители просто слепо верят в него. Точно я ничего не знала об этом феномене, но для себя я выбрала не верить в это.
 Однако год спустя со мной случилось странное происшествие. Я попала на вечер, устроенный одним учителем. Там собралось много гостей, и среди них был человек, который взялся провести групповой эксперимент с гипнозом. Я согласилась принять участие в этом, а дальше произошло удивительное. Гость сказал: "О'кей", - и я немедленно поднялась и начала петь песню "Больше не будет безделья". Это песня из кинофильма, в котором я снималась, когда была маленькой девочкой. Тогда на съемках я не исполняла этой песенки, а сейчас я пела, хихикала и очень удивлялась тому, что со мной происходит. Возможно, причиной моего странного поведения был гипноз".
 Вероятно, Гледис получила внушение, что, войдя в транс, она не запомнит ничего из сказанного ей. Поэтому ее очень удивило то, что она поднялась и начала исполнять песню. Может быть, эта песня каким-то образам ассоциировалась у нее с гипнозом из ее девичьих времен, когда она принимала участие в развлекательных шоу и выступала на одной сцене с гипнотизерами.
 Элен озадачена
 Послушаем Элен.
 "Я сидела в зрительном зале ночного клуба в одном отеле, когда вдруг меня попросили выйти на сцену для участия в гипнотическом шоу. Мне казалось, что я была очень благодушна и услужлива, я хотела следовать всем указаниям, но вдруг гипнотизер резко попросил меня вернуться на место. Я почувствовала себя неудачницей и очень смутилась. С тех пор у меня так и хранится переживание, что я допустила какую-то ошибку. Это произошло более чем тридцать лет назад, но каждый раз, вспоминая об этом, я расстраиваюсь. Я бы хотела узнать, почему он внезапно захотел, чтобы я ушла со сцены, тем более, что он сам меня вызвал".
 Когда вы вызываетесь стать добровольцем для развлекательного гипноза, вы вручаете себя во власть гипнотизера. Возможно, в
 Будьте внимательны
 Гипноз не таит в себе угрозы или риска, однако гипнотизер действительно может быть опасен. Эстрадный гипнотизер гораздо больше заинтересован в проведении хорошего шоу, нежели в обеспечении вашей безопасности Маловероятно, что гипнотизер в условиях развлекательного представления станет оценивать вашу психологическую пригодность для намеченного трюка Да и не все специалисты по развлечениям знают, как помочь зрителю-добровольцу, напуганному происходящим с ним
 347
 Часть 5 > Другая сторона гипноза
 случае с Элен гипнотизер ошибся в своих ожиданиях. Когда он увидел ее ближе, он понял, что она будет не самым удачным предметом развлечения публики, и поэтому отправил ее на место. С добровольцем вовсе не всегда обращаются уважительно.
 Стью ползает, прыгает
 на одной ножке и насвистывает
 История Стью:
 Я всегда хотел, чтобы меня загипнотизировали, поэтому, когда я был на гипноз-шоу в Атлантик Сити, я решил, что мне предоставляется великолепная возможность, и я вызвался стать добровольцем. Тот парень говорил очень быстро, я даже не успел подумать о том, что я слышу. Но прежде чем я осознал это, я лишился способности ходить. Я мог только ползать. Я видел себя ползающим по сцене, а до моего слуха доносился смех зрителей. Но я совершенно не чувствовал своего "ползучего" состояния, мне казалось, что я все еще сижу в своем кресле. Не успел я сориентироваться в ситуации, как я поднялся и вдруг стал прыгать по всей сцене на одной ноге. После чего я вернулся на свое место в зрительном зале, но это не все. На самом деле я все еще не чувствовал себя в контакте с самим собой. В какой-то момент гипнотизер хлопнул в ладоши, и я поднялся и стал насвистывать. Яне знаю почему. Прекратив свистеть, я опустился на сиденье, но до самого конца шоу что-то удерживало меня, и уже после всего я как бы вернулся в свое прежнее состояние. Я не думаю, что когда-нибудь снова вызовусь пойти добровольцем на сцену, но зато я пойду к гипнологу, потому что знаю - я могу войти в гипнотическое состояние.
 Стью сделал из себя посмешище, но от этого не пострадала его психическая цельность, в конце шоу он полностью оправился и смог стать самим собой. Я хочу предупредить людей, чья психологическая устойчивость слабее, чем у Стью. Помните, эстрадный гипнотизер - это не клинический гипнолог. Шоумена из ночного клуба никто не обучал, как профессионала в области психического и физического здоровья, призванного заботливо подбирать слова, писать сценарий внушения, чтобы улучшить качество вашей жизни. Эстрадный гипнотизер интересен для зрителей, в то время как вам он может быть не нужен вовсе.
 Лоис реагирует на щипок
 Лоис рассказала такую историю: "Меня уговаривали выйти на сцену, и я помню, как я закрывала глаза и меня просили успокоиться. Я последовала командам гипнотизера и не смогла открыть глаза. Гипнотизер демонстрировал интересные сценки. Я все слышала, но не могла ничего увидеть. В какой-то момент я почувствовала, что могу видеть с помощью разума. Перед тем как я покинула сцену, гипнотизер сказал мне, что как только я увижу, как он щелкнет пальцами, я ре-
 348
 Глава 22 > Крякайте как утка
 шу, что меня ущипнул парень,, сидящий рядом, и отреагирую на это соответствующим образом. Я подумала, что все это очень глупо, но не показала вида. Потом мне сказали, что я могу открыть глаза и вернуться на место. Однако через несколько минут внезапно я толкнула сидящего рядом человека и сказала ему "перестаньте".
 В кабинете у гипнолога
 Недавно я смотрела шоу Рози О'Доннел, в котором гипнотизер подчинял своей воле миссис О'Доннел и двух ее гостей. Драматическим повелевающим голосом он попросил их попробовать разное угощение, описывая его вкус. При этом описания не соответствовали действительности. Некоторые угощения отличались изысканным вкусом, другие были очень острыми или сладкими. Каждому загипнотизированному гостю вкус казался именно таким, как им его описывал гипнотизер, а не таким, каким он был на самом деле. Гипнотизер стоял позади гостей и время от времени ободряюще похлопывал их по плечу. Возможно, перед началом шоу этим людям сообщили, что каждое прикосновение к их плечам повлечет за собой более глубокое погружение в транс и вместе с этим они обретут необходимую внушаемость. /
 Лоис согласилась выйти на сцену следовать командам гипнотизера. Заметьте, что гипнотизер не возвратил ее к реальности; она все еще находилась в трансе, когда ушла со сцены. Она подумала, что внушение было глупым, но все равно не стала противоречить гипнозу. Если бы Лоис была твердо убеждена, что устраивать сцены и привлекать к себе внимание - это некрасиво, она бы с самого начала не согласилась участвовать в происходящем.
 Ее действия, хотя и были для нее неожиданными, очевидно, не шли вразрез с системой ее ценностей. Когда вы находитесь в. кабинете у гипнолога, вы заранее знаете, что вам будут говорить. И если вы подумаете о чем-то, что это глупо, и не захотите продолжать сеанс гипноза, вы можете просто открыть глаза и вернуться в обычное состояние. Все клинические гипнологи заботятся о том, чтобы вывести своих клиентов из транса, однако не все эстрадные гипнотизеры поступают так же.
 Опасности эстрадного гипноза
 Я горячая сторонница клинического гипноза, и я хорошо понимаю, что эстрадные гипнотизеры производят неблагоприятное впечатление. Люди, чей гипно-
 349
 Часть 5 > Другая сторона гипноза
 тическии опыт ограничивается лишь присутствием на развлекательном представлении, могут составить себе ложное мнение, что любой гипноз - это принудительное мероприятие. И из-за этого они никогда не станут пользоваться гипнозом, хотя мы с вами уже знаем, что это очень интересно, очень полезно и, конечно же, выгодно. Кроме того, я предполагаю, что для некоторых добровольцев само участие в представлении не проходит даром. Конечно, они не испытывают адских мучений, но и только приятными их переживания назвать нельзя. Эти люди могут чувствовать дискомфорт или смущение, которые могут длиться от нескольких часов до нескольких суток, особенно если гипнотизер
 был грубым, малокультурным человеком.
 Некоторые отрицательные эффекты эстрадного гипноза происходят из-за того, что во время представления гипнотизер может применять такую технику, которой гипнолог просто не пользуется:
 Интересные подробности
 Большинство известных гипнологов сходятся во мнении, что клинический гипноз не несет в себе никакой опасности. Доктор Дэвид Спигель, профессор медицинской школы при Стенфордс-ком университете, утверждает, что "врачи часто беспокоятся, что пациенты рискуют, подвергаясь гипнозу Тогда как на самом деле это явление совершенно безопасно и имеет гораздо меньше побочных эффектов, чем даже самые безопасные медицинские препараты". И это действительно так, когда речь идет о клиническом гипнозе. Эстрадный же гипноз может оставить после себя нехороший след в психике добровольца.
 Вы не выбираете внушения, которое вам будет проговариваться. Например, Гледис не собиралась петь детскую песенку перед своими коллегами. Вы можете не знать, что вам сделали постгипнотическое внушение. Стью вовсе не нравилось то, что ему пришлось вставать с места и свистеть. Если вы знаете, что вам дали постгипнотическое внушение, то вы можете не желать испытывать его влияние. Ло-ис не хотела устраивать скандал, но она накричала на своего соседа Нет возможности провести обсуждение после сеанса. Элен до сих пор озадачена, несмотря на прошествие многих лет.
 Нет возможности провести беседу с человеком, чтобы узнать, какие внушения могут причинить вред.
 Иск в суд
 Поль Мак Кенна - эстрадный гипнотизер из Объединенного Королевства. На него подал в суд Кристофер Гейтс - человек, добровольно поднявшийся на сцену и находившийся там под гипнозом около двух часов. В течение этого време-
 350
 Глава 22 > Крякайте как утка
 ни он дирижировал оркестром, танцевал как балерина, действовал, будто он - кондуктор в автобусе, и еще вел себя так, как будто бы выиграл миллион долларов в лотерею.
 После всего этого мероприятия личность мистера Гейтса изменилась и у него стало проявляться несколько странное поведение. Четыре доктора поставили ему диагноз "острый шизофренический синдром". Кристофер Гейтс обвинил Поля Мак Кенну в том, что он явился причиной его психического заболевания. Однако судьи вынесли постановление в пользу гипнотизера, сказав, что это просто случайное совпадение во времени. Они сказали, что еще не было случая, чтобы гипноз сделал из психически здорового человека больного, и что ежегодно тысячи людей испытывают на себе действие гипноза и с ними ничего страшного не происходит. Действительно, по статистике более вероятно, что вы пострадаете от обычного психического заболевания, чем от гипноза.
 Я размышляла об этом случае. Конечно же, сам по себе гипноз безопасен, но что можно сказать о гипнотизере? Если у человека хрупкая психика, что угодно может послужить толчком к сбою его слабого здоровья. Станет ли гипнотизер выбирать добровольцев так, чтобы на сцену не вышел человек с шатким здоровьем? Конечно, нет. Оценивает ли клинический гипнолог психическое здоровье своих клиентов? Конечно, да. Гипноз безопасен, но гипнотизер обязан знать, когда он не имеет права применять его.
 В кабинете у гипнолога
 Я часто путешествовала по Соединенным Штатам, рассказывая о гипнозе Иногда я беседовала с врачами, профессионалами в различных областях медицины; я общалась и с представителями других социальных групп; мои встречи происходили в различных клубах. Когда я читаю лекцию по гипнозу перед большой аудиторией, в самом начале я всегда спрашиваю, хочет ли кто-нибудь, чтобы его загипнотизировали. Обычно поднимаются одна или две руки. Потом я продолжаю встречу, рассказываю, объясняю, привожу примеры и отвечаю на вопросы о гипнозе Через сорок пять минут я снова спрашиваю, кто хотел бы попробовать гипноз на себе? И на этот раз, как правило, все поднимают руки. Это говорит о том, что люди должны чувствовать, что они могут доверять гипнологу, и им нужно знать, что их ждет во время сеанса Когда эти два пункта соблюдаются, гипноз - приветствуется.
 Часть 5 >• Другая сторона гипноза
 Групповой гипноз
 Я не развлекаю, но обучаю. Я не устраиваю представлений, но я рассказываю о гипнозе и демонстрирую его действие перед публикой. Я часто читаю лекции для: > Врачей и медсестер в больнице.
 >• Отдыхающих на оздоровительных курортах. (Я постоянный руководитель групп здоровья, лектор на ранчо Ла Пуэтро, Мексика.) > Людей, занимающихся продажами на их периодических встречах. > Священников на их ежегодных встречах. > Психотерапевтов в обществах психического здоровья. > Участников ежегодных встреч торговой организации.
 Когда я обращаюсь к этим группам людей, у меня есть особая задача, которая отличается от задачи, стоящей перед эстрадным гипнотизером. И хотя будет очень даже неплохо, если моя аудитория получит удовольствие и развлечется, моя главная миссия - научить. Я объясняю и рассказываю, стараясь привить людям положительное отношение к гипнозу. Для меня самой трудной частью такого мероприятия является объединение пожеланий каждого человека в одно-два общих внушения. Гипнотизировать же большие группы людей я могу с легкостью, проблема в том, что на каждые пятьдесят человек, желающих получить внушение "меньше есть", найдется один с недостаточностью веса, которому никак нельзя есть меньше. На каждые пятьдесят человек, которым нужно получить внушение "пить больше воды", найдется один с заболеванием мочевого пузыря, которому лучше не пить много воды. Конечно, внуше-"" ния для группы не могут иметь индивидуаль-
 ный характер. Достаточно часто группы приходят к согласию, выбирая себе следующие внушения:
 > Вы с легкостью будете припоминать имена людей, которым уже были
 представлены.
 > Вы будете регулярно заниматься зарядкой.
 > Вы будете вовремя приходить на работу и на запланированные встречи.
 Очень просто гипнотизировать сразу много людей, находящихся в одной
 комнате, по той причине, что интерес к трансовым переживаниям очень зара-
 Интересные подробности
 Когда я гипнотизирую большие группы людей и предлагаю им выработать обоюдный текст для гипнотического внушения, высказывается множество мнений на этот счет. Если я пускаю по рядам бумагу и карандаш для записи просьб, двумя самыми желаемыми внушениями, о которых люди не любят говорить громко, становятся те, что касаются возможности свободно разговаривать с людьми, наделенными властью, и умения спокойно засыпать по вечерам.
 352
 Глава 22 > Крякайте как утка
 зителен. Это и обеспечивает то, что состояние гипнотизации становится нормой и никто не хочет отставать от группы.
 Отличия эстрадного гипноза от публичных лекций показаны в следующей таблице.
 Когда я принимаю участие в оздоровительной программе какой-либо организации и веду группу гипноза, нацеленную на прекращение курения, резуль-тат будет так же хорош, как и в случае индивидуальной работы с клиентом-курильщиком. Однако для программ по потере веса это уже не так. Групповые внушения, как правило, носят очень общий характер, а следование диете дает наилучший результат, если она подобрана индивидуально.
 353
 Эстрадный гипноз Публичная лекция Задача - развлечение Задача - обучение Ожидается, что аудитория будет удивлена Ожидается, что аудитория получит полезную информацию Показывает, что гипнотизер может контролировать человека Показывает, что человек может получить пользу от того, что его загипнотизируют Никому не открывают "тайны" происходящего на сцене Людям объясняют суть гипнотического процесса Авторитарный подход Активность аудитории и вопросы из зала приветствуются Поощряется использование гипноза для развлечения Поощряется использование гипноза для личностного роста Ожидается, что добровольцы будут находиться под контролем Ожидается, что добровольцам будет оказана помощь и поддержка Гипноз преподносится зрителям как магическое искусство Феномен гипноза объясняется как физиологическое состояние Аудитория в благоговении, возможно, даже в ужасе Люди, находящиеся в аудитории, расслаблены Добровольцы могут попасть в неловкое положение, их могут даже унизить Добровольцев уважают Гипнотизер должен быть хорошим шоуменом Гипнолог должен быть хорошим гипнотерапевтом Часть 5 > Другая сторона гипноза
 А они не обманывают?
 Иногда может показаться, что загипнотизированные люди слишком хорошо входят в роль, находясь на сцене, чтобы влияние гипноза было правдой. Может, все это - подделка? Вероятно, нет. Хорошему гипнотизеру ничего не стоит погрузить хорошего субъекта в транс, поэтому нет никаких причин фальсифицировать ситуацию.
 Я предлагаю вам познакомиться с историей пожилого мистера Мака, у которого были проблемы со сном. Каждую ночь он лежал с открытыми глазами, смотря в потолок. Его сын очень заботился об отце, он перепробовал множество лекарственных средств, обращался к разным докторам и в конце концов отчаявшись, позвонил знаменитому гипнологу. Эта женщина специализировалась на бессоннице, ее гонорар был чрезмерен, но она того стоила.
 Мадам приехала в ореоле развевающихся шарфиков, ее глаза блестели. Она загипнотизировала мистера Мака, закончив свое внушение такими словами: "Ваши глаза закрываются, вами овладевает сонливость, вы засыпаете, и вы будете спать в течение восьми часов. Каждую ночь, в полночь, вы будете быстро засыпать и просыпаться только в восемь часов утра. За время сна вы полностью восстановите свои силы и отдохнете. Ваши глаза закрываются. Вы засыпаете. Вы засыпаете". Глаза мистера Мака действительно закрылись, и его дыхание стало глубоким и регулярным.
 Работа дамы была завершена, она получила свои деньги и оставила этот дом. Обрадованный и обнадеженный сын прокрался в спальню, чтобы взглянуть на дорогое, спящее лицо отца. Как только молодой человек вошел в комнату, на лице старика появилась улыбка удовольствия, один его глаз открылся, и он спросил заговорщицким голосом: "Ну что? Женщина-лунатик ушла?"
 В 1959 году доктор Мартин Т. Орне, один из са^тых великих ученых-гипнологов столетия, провел интересный эксперимент, которым раз и навсегда разрешил споры о том, правда ли, что загипнотизированные люди действительно загипнотизированы, а не притворяются. Его эксперименты выявили характерную черту, свойственную лишь людям, находящимся в состоянии транса: такие люди отвечают на ситуации, противоречащие логике, определенным образом, отличающимся от ответов людей в обычном состоянии сознания.
 Доктор Орне договорился с хорошим гипнологом, что тот загипнотизирует группу людей. Гипнолог не знал, что половина из этих людей была проинструктирована - не позволять себе входить в транс, а вместо этого они должны притворяться, будто находятся в трансе. Их цель - одурачить гипнолога. Достигали они этого тем, что притворялись, будто следуют внушениям гипнолога, в то время как на самом деле они занимали свой ум совершенно другими вещами. Этих людей специально учили, как сопротивляться гипнозу. Вспомните, что,
 354
 Глава 22 > Крякайте как утка
 Гипносдоварь
 1)эансовая логика обеспечивает способность загипнотизированного субъекта принимать внушение, даже если оно невозможно или противоречит логике.
 если у вас нет соответствующей мотивации, чтобы быть загипнотизированными, вас очень трудно будет ввести в это состояние.
 Внушение, которое давалось каждому человеку, заключалось в том, что он видит Джека (одного из коллег), сидящего на стуле. На самом же деле Джека здесь не было, а стул был пуст. Все "испытуемые-обманщики" утверждали, что видят сидящего на стуле Джека. Когда же он сам лично входил в комнату, притворщики говорили, что не видят никакого Джека, или же, что это не Джек, а кто-ни- ^-------------------------------у
 будь еще. Они настаивали, что Джек сидит на
 стуле. По-настоящему загипнотизированные участники эксперимента видели Джека, сидящего на стуле, и были очень удивлены, когда перед ними появлялся еще один Джек. Они были озадачены и, казалось, не могли понять, почему эти два человека оказались одним и тем же Джеком. Однако они принимали нелепую возможность, что Джеков действительно может быть двое.
 Принятие в состоянии транса ситуаций, противоречащих логике, называется трансовой логикой. Притворщики в экспериментах доктора Орне выдавали себя потому, что старались рационально отреагировать на ситуацию появления двойника. Они исходили из разумных причин и отвечали согласно логике. Группа, находившаяся в трансе, использовала трансовую логику и смешивала реальное восприятие - Джек находится в комнате - и галлюцинаторное внушение, сделанное гипнологом, что Джек сидит на стуле. Они и не пытались быть логичными, они использовали трансовую логику.
 Гипноз на большом экране
 Это неудивительно, если вы скептически относитесь к гипнозу. Со времен Джона Барримора, Багса Банни и вплоть до Джуди Фостер гипноз часто изображался в кинофильмах, в сюжетных линиях которых невинное молодое человеческое существо подпадает под магическую власть могущественного демонического гипнотизера. Познакомьтесь с краткими описаниями кинокартин, затрагивающих гипноз:
 > В 1919 году в Германии был сделан фильм, называвшийся "Кабинет доктора Калигари". Этот фильм рассказывал историю мага-гипнотизера, который с помощью своих чар манипулировал своими жертвами, заставляя их выполнять его зловещие пожелания. В 1962 году эта история получила свою вторую жизнь, на этот раз в главной роли снимался блистательный Дэн О'Херлиши.
 355
 Часть 5 > Другая сторона гипноза
 > В 1931 году актер Джон Барримор снимался в фильме "Свенгали". Эта история рассказывает о молодой девушке по имени Трилби, которая попала во власть Свенгали - зловещего человека, умеющего влиять на других. Для него единственная возможность соединить свою жизнь с Трилби - это постоянно держать ее под своим гипнотическим контролем, лишив ее при этом любви из настоящей жизни. Когда Свенгали пользовался своей колдовской силой, его глаза горели огнем. В этом фильме гипнотизер обладал дьявольской силой, его контроль над милой Трилби был полным.
 > В 1938 году появилось кино "Беззаботный" с участием Фреда Астера, Джинджер Роджерс и Ральфа Беллами. Астер играл психиатра, манипулировавшего своей пациенткой (Джинджер Роджерс), используя гипноз.
 >- В 1945 году вышел фильм "Очарованный", в фильме снимались Ингрид Бергман и Грегори Пек. Здесь тоже речь идет о психиатре, который пытался использовать гипноз, чтобы вернуть детские травматические воспоминания из глубин мозга своего пациента. Пациент был очень гипна-белен и входил в транс легко и свободно в любое время; к нему возвращалось забытое детство. В данном случае гипноз - это лечение.
 >• 1949 год принес зрителям фильм "Водоворот" киностудии Отто Преминг фильм. Джоус Феррер играл демонического гипнотизера, а невинный Джене Тирней выполнял его жуткие планы.
 > В 1955 году вышла британская версия фильма "Свенгали", увековечив историю про милую беззащитную девушку и ее могущественного наставника.
 >- В 1956 году вышла экранизация странной истории, которая была самой покупаемой книгой в свое время. Фильм назывался "В поисках Брайди Мер-фи", в нем гипнотизер погружал женщину в гипнотическое состояние, а затем исследовал ее прошлую жизнь, в которой она жила в Ирландии и звали ее Брайди Мерфи. (Читайте главу 23 "Когда-то вы были уткой", чтобы подробнее познакомиться с возможностями гипноза применительно к исследованиям прошлых жизней, а также чтобы ближе познакомиться с историей Брайди Мерфи.)
 > В 1957 году появился фильм "Три лица Евы" с блистательной Джоанной Вудворд. Этот фильм получил награду Академии киноискусства за хорошее исполнение роли психиатра Ли Д. Коббом, который лечил страдающую женщину. В данном случае психиатр просил позволения начать сеанс и не делал этого без позволения своей подопечной. После полученного согласия гипнотизер, чтобы вызвать транс, использовал расслабляющее внушение и внушение "ваши веки становятся тяжелыми". Здесь гипноз опять нарисован как успешное средство лечения, помогающее пациентке получить доступ к травмирующей памяти ее детства.
 356
 Глава 22 > Крякайте как утка
 > Остросюжетный фильм 1960 года "Гипнотический взгляд". В этой картине месмерист-театрал использовал свое могущество, заставляя свои жертвы женского пола причинять себе вред.
 > В 1962 году был снят политический триллер "Маньчжурский кандидат". В ролях снимались: Франк Синатра, Лоуренс Харвей, Джанет Лей и Анжела Лансбури - и все они использовали гипноз. Эта история повествует о том, как использовали военнопленных: их гипнотизировали (так называемая промывка мозгов), чтобы они убивали политических врагов. Они получали постгипнотическое внушение - легко входить в транс и становиться покорными при появлении карточной дамы во время игры в солитер.
 > В том же 1962 году произошла экранизация нескольких историй Эдгара Алана По, фильм назвали "Ужасные истории". В фильме снимались: Вин-цент Прайс, Петер Лорре и Бейзил Расбон. В одной из этих историй, "Случай М. Вольдемара", гипноз удерживал человека в состоянии транса между жизнью и смертью. Кармихаель, гипнотизер из этой истории, использовал гипноз, чтобы облегчить страдания умирающего господина М. Вольдемара. Индукция здесь заключалась в том, что М. Вольдемар смотрел на крутящееся колесо. Кармихаель давал умирающему следующее прямое внушение: "Никакого страдания нет, и разум, и тело находятся в состоянии полного умиротворения... сон... боль утихает". Кармихаель облегчал страдания в обмен на доступ к "умиранию" М. Вольдемара, он хотел изучить переживания смерти и как это все происходит. Поэтому гипнотизер использовал свою силу, удерживая человека между жизнью и смертью, в то время как сам черпал для себя желаемые знания. Получается, что в этом фильме опять же изображается могущественный гипнотизер-сатанист, который может контролировать даже смерть.
 > Барбара Стрейзанд в 1970 году снималась в главной роли в фильме "Когда-нибудь, ясным днем, вы сможете увидеть вечность". Стрейзанд играла миловидную симпатичную девушку, чей психиатр (Ив Монтан) гипнотизировал ее и узнавал события предыдущей жизни. Он узнал, что тогда она жила в Англии девятнадцатого столетия.
 >• В 1973 году - фильм "Сделай это снова". В этой картине Сидней Постер и Билл Козби гипнотизировали Джимми Волкера, и он стал великим боксером.
 >- В 1983 году вышла новая экранизация истории Свенгали с участием Питера ОТула, Джуди Фостер и Элизабет Эшли. О'Тул - заходящая звезда, и он держит под своим "покровительством" молодую рок-певицу, конечно же, в той же манере, как и Свенгали.
 Итак, насмотревшись на эстрадных гипнотизеров и на то, что нам предлагает кино, мы понимаем, почему большинство людей не горят желанием обращаться
 357
 Часть 5 > Другая сторона гипноза
 за помощью к гипнологу! Пожалуйста, поймите одно: гипноз -• очень интересный, а главное, полезный опыт! Кроме того, вы идете за помощью вовсе не к коварному Свенгали.
 Минимум, который вам необходимо знать
 Эстрадный гипноз - это развлечение. Он нужен для увеселения публики, а для добровольца, участвующего в таком представлении, он может быть не очень полезен.
 Добровольцы - это, как правило, очень гипнабельные люди. То, что вы видите на сцене, на самом деле правда - добровольцы действительно так хорошо реагируют.
 Для добровольца опасность заключается в том, что он никак не может повлиять на то, что ему будут внушать, а гипнотизер не знает его индивидуальных особенностей.
 Когда вы находитесь в гипнотическом сне, вы действуете в соответствии с трансовой логикой, которая отличается от обычной логики. В таком состоянии человеку свойственно принимать любые ситуации, противоречащие логике, так, как будто они происходят на самом деле.
 Глава 23
 Когда-то вы были уткой
 В этой главе:
 > Были ли вы здесь раньше?
 > Гипноз помогает вспоминать
 >• Вспоминаем подробности
 > Слишком невероятно, чтобы было правдой
 > Перед судом закона
 Некоторые гипнологи утверждают, что гипноз может перенести вас назад в вашу прошлую жизнь - жизнь в другом теле. Другие гипнологи считают эту идею абсурдной. А вы как думаете? У вас хорошая память? Можете ли вы припомнить все, что с вами когда-либо случалось? Можете ли вы вспомнить то, чего никогда с вами не происходило? Наверное, можете.

<< Пред.           стр. 17 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу