<< Пред.           стр. 35 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу

 человеческого существования, которые уже не
 скрыть никакими опасениями и требованиями
 ханжеской морали. Страсть существа
 реализовать себя посредством союза с другим
 универсальна и лежит в основе как эроса,
 так и филии. Элемент либидо присутствует в
 самой одухотворенной дружбе и аскетическом
 мистицизме. Святой, лишенный либидо,
 перестает быть живым существом, и таких
 святых просто не существует.
  До сих пор мы не рассматривали то
 качество любви, которое преобладает в Новом
 Завете. Мы не говорили об агапе не потому,
 что это качество любви является последней и
 высшей ее формой, но потому, что агапе
 исходит в целостность жизни и во все каче-
 ства любви из другого измерения. Можно
 показать, что агапе есть манифестация
 высшей реальности, изменяющая жизнь и
 любовь. Агапе - это любовь, активно
 вторгающаяся в любовь, также как откровение
 есть разум, вторгающийся в разум, и Мир
 Божий есть мир, вторгающийся во все другие
 миры(с. 24-33).
 
 
  Любовь, сила и справедливость в
  общности праведных
 
  Любовь, сила и справедливость едины в
 Боге и объединены в новом творении Бога в
 мире. Человек отчужден от основы своего
 бытия, от самого себя и от мира. Но он все
 же человек и не может полностью лишиться
 связи со своей творческой основой. Он -
 личность, сосредоточенная на себе, и в этом
 смысле единая с собой. Он "участвует" в
 
  251
 
 мире. Иными словами, воссоединяющая любовь,
 сила сопротивления небытию и творящая
 справедливость все же действуют в нем.
 Жизнь не является добром в безусловном
 смысле, ибо тогда она была бы не жизнью, а
 лишь ее возможностью. И точно также она не
 есть только зло, ибо в этом случае небытие
 победило бы бытие. Но жизнь двусмысленна во
 всех ее проявлениях. Она двусмысленна и по
 отношению к любви, силе и справедливости.
 Мы уже говорили об этом выше. Теперь же
 рассмотрим данную проблему в свете нового
 творения в отчужденном мире, и это новое
 творение я предлагаю называть общностью
 праведных (holy community)9.
  Предваряя изложение, я должен заметить: в
 общности праведных качество любви агапе
 активно вторгается в либидо, эрос и филию и
 возвышает их над элементами
 двусмысленности, которые имеют место при
 сосредоточенности данных качеств в себе. В
 общности праведных духовная сила,
 возобладав над принуждением, возносит силу
 над двусмысленностями ее динамической
 реализации. В общности праведных оправдание
 через прощение возвышает справедливость над
 ее абстрактной и расчетливой природой. Это
 означает, что в общности праведных любовь,
 сила и справедливость утверждаются в своей
 онтологической структуре, но их отчуждение
 и двусмысленная реальность преобразуются и
 обнаруживают единство с божественным
 могуществом.
  Позвольте в первую очередь рассмотреть
 двусмысленности любви и труд любви как
 агапе в общности праведных. В либидо
 заключен положительный смысл! Нам удалось
 защитить его от Фрейда, который обесценивал
 
 252
 
 это понятие, описывая либидо как
 бесконечное побуждение с вытекающей отсюда
 неудовлетворенностью и инстинктом смерти.
 Мы считаем это приемлемым для описания
 либидо в условиях отчуждения, но не для
 понимания его творческого значения. Без
 либидо жизнь не могла бы выходить за свои
 пределы! В Библии это показано ничуть не
 хуже, чем в современной глубинной
 психологии. Мы должны быть благодарны тому,
 что проникновение в глубины человеческой
 природы заново открывает перед нами
 библейский реализм, скрытый несколькими
 слоями моралистического и идеалистического
 самообмана. Библейскому реализму известно и
 то, что либидо принадлежит к сотворенной
 существенной благости человека, и то, что
 оно искажено и двусмысленно в состоянии
 отчуждения. Либидо становится
 неограниченным и подпадает под тиранию
 принципа удовольствия. Оно использует бытие
 другого не как объект воссоединения, но как
 орудие получения удовольствия. Сексуальное
 желание не является злом само по себе,
 также как и ломка условностей. Но
 сексуальное желание и сексуальная автономия
 становятся злом, когда они пренебрегают
 ядром другой личности, то есть когда они не
 соединены с двумя другими качествами любви
 и не подходят под высший критерий агапе.
 Агапе ищет другого в своем собственном
 средоточии. Агапе видит его так, как его
 видит Бог. Агапе возвышает либидо и возно-
 сит его в божественное единство любви, силы
 и справедливости.
  То же самое справедливо по отношению к
 эросу. Следуя Платону, мы определили эрос
 как движущую силу всего культурного
 
  253
 
 творчества и мистицизма10. Эрос как таковой
 обладает величием божественночеловеческой
 силы. Он участвует в творении и в
 естественной существенной благости всего
 сотворенного. Но он присутствует также в
 двусмысленностях жизни. Эрос как качество
 любви может быть смешан с либидо и втянут в
 его двусмысленности. Свидетельством этому
 служит известный факт, что в Новом Завете
 использование слова "эрос" было
 недопустимым по причине его преимущественно
 сексуальных коннотаций. Даже мистический
 эрос выражается в символах, которые не
 только взяты из сферы интимных отношений,
 но и выводят любовь к Богу на аскетический
 уровень - явно, и на сексуальный - импли-
 цитно. Однако, говоря о двусмысленности
 эроса как качества любви, мы подразумеваем
 нечто большее. Для нашего отношения к
 культуре характерна эстетическая
 отстраненность, делающая эрос
 двусмысленным. Мы усвоили это в особенности
 из идей Кьеркегора. Его эстетическая стадия
 в развитии человека есть не стадия, а
 универсальное качество любви, подверженное
 опасностям, которые так тонко им описаны.
 Двусмысленность культурного эроса - в
 отстраненности от выраженных им реаль-
 ностей, и, следовательно, в исчезновении
 экзистенциального участия и конечной
 ответственности. Крылья эроса становятся
 крыльями бегства. Культура используется
 безответственно. В ней нет столь
 необходимой справедливости. Агапе активно
 вторгается в отчужденную безопасность чисто
 эстетического эроса. Она не отрицает
 страстного стремления к добру и истине и их
 божественному источнику, но предохраняет
 
 254
 
 эрос от превращения в эстетическое
 наслаждение, лишенное важности высшего
 порядка. Агапе делает культурный эрос
 ответственным, а мистический эрос -
 личностным.
  Двусмысленности филии как качества любви
 становятся явными уже при первом ее
 описании, как любви между равными. Какой бы
 большой ни была группа равных, филия
 устанавливает любовь по предпочтению.
 Немногие избраны, большинство же -
 исключено. Это очевидно не только в близких
 отношениях между членами семьи и друзьями,
 но проявляется также в бесчисленных формах
 межличностных отношений симпатии. Скрытое
 или явное неприятие того, кто недопущен к
 такому избирательному отношению, является
 как бы негативным принуждением и может быть
 столь же жестоким, как всякое принуждение.
 Но оно неизбежно, и в этом его трагизм.
 Никто не в силах отказаться от этой
 необходимости. Есть особые формы любви с
 качеством филии, которые психоаналитик
 Э.Фромм11 назвал отношениями симбиоза: в
 них наиболее явно выступает эта трагическая
 необходимость. Когда один партнер по
 отношениям филии используется другим для
 мазохистского подчинения или садистского
 господства, или оба они находятся в
 подобной взаимозависимости, то это может
 показаться дружбой высшего рода, тогда как
 в действительности будет несправедливым
 принуждением. Опять же, агапе не отрицает
 избирательную любовь филии, но избавляет ее
 от субличностной зависимости и возвышает
 избирательную любовь до всеобщей.
 Предпочтения в дружбе сохраняются, но они
 не исключают других, как это имеет место в
 
  255
 
 аристократической самообособленности. Не
 каждый является другом, но каждый ут-
 верждается как личность. Агапе активно
 вторгается в разделенность равных и
 неравных, симпатии и антипатии, дружбы и
 безразличия, желания и отвращения. Она не
 нуждается в симпатии, для того, чтобы
 любить; она любит то, что отвергнуто
 филией. Агапе любит в каждом и через
 каждого самое любовь (с. 115-119).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 256
 
 
 
  ЖОРЖ БАТАЙ
 
 
 
  АЛЛИЛУЙЯ. КАТЕХИЗИС ДИАНУСА*
 
  Во-первых, тебе надлежит знать, что кроме
 явного вида всякая вещь имеет скрытый. У
 тебя благородные черты лица, глаза,
 которыми ты смотришь на мир, видят истину.
 Но не меньше истины в черном треугольнике у
 тебя под платьем. Эти поросшие волосами
 части тела открыты испражнениям,
 выделениям. Но без них, без чувства
 стыдливости, неотделимого от обращения с
 ними, мало чего стоила бы истина, которую
 видят твои глаза.
 
  Твои глаза открываются навстречу звездам,
 а части тела, поросшие волосами,
 открываются навстречу... Ночью огромный
 шар, на который ты приседаешь,
 ощетинивается мрачными высокими горами. В
 вышине, на снежных гребнях, звездная про-
 зрачность неба. Но эти гребни разделены
 зияющими пропастями, в которых время от
 времени падает скала; светлое основание
 этих бездн - южное небо, которое напоминает
 мрак северной ночи. И для тебя нищета
 человеческих вертепов станет предвестием
 огненной радости.
 
 ____________________
 * Перевод выполнен по изданию: Bataille G.
  Oeuvres completes. T. I. P.: Gallimard,
  1973. P. 393-417. Перевод М.Рыклина.
 
  257
 
  Настало время, когда в каждой известной
 тебе вещи твое безумие должно научиться
 различать изнанку, время перевернуть в
 глубине твоего существа бесцветный и
 грустный образ мира. Я хотел бы видеть тебя
 уже затерянной в этих безднах, сквозь кото-
 рые ты выйдешь к истине. В самом нежном
 углублении твоего тела берет исток
 зловонная река. Отшатываясь от этих
 нечистот, ты отшатываешься от себя самой.
 Наоборот, устремляясь за безрадостной
 струей, твоя освобожденная нагота
 открывается нежности тела.
 

<< Пред.           стр. 35 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу