<< Пред.           стр. 6 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу

 отправления ни чистого селадонизма, ни
 чистого цинизма. Законодательно у нас
 утвержден только второй порядок или
 предполагаемая смесь материальной и
 
 38
 
 духовной связи. Оба эти вида связи
 освящаются конституцией и религией в форме
 брачных уз, в которых часто видят не более
 как материальную связь.
  Третий и четвертый порядки у нас не
 допускаются. Полигамия разрешена пятистам
 миллионам варваров, но распространяется
 только на мужчин; им равным образом
 разрешена и омнигамия или оргия, потому что
 любой варвар имеет право предаваться оргии
 хоть с двадцатью купленными им женщинами. В
 гармонии используются все пять порядков,-
 простой, сложный, полигамный, омнигамный и
 смешанный - и нам предстоит подумать о том,
 как все эти порядки установить и
 гарантировать применительно ко всем
 женщинам и мужчинам, как в любви, так и в
 любой другой страсти.
  Лишение или страх лишения необходимого
 минимума материального (удовлетворения),
 доводя до крайности тайное сладострастие
 женщин, извращает их суждения обо всем, что
 связано со страстью и сентиментальной
 любовью. Несмотря на инстинктивное
 стремление к любви, они имеют на этот счет
 расплывчатые или раздутые представления: по
 видимости, поддерживая культ чувства,
 женщины косвенно освящают тиранию ма-
 териального начала. Известно, насколько
 лишение какого-либо наслаждения или запрет
 на него усиливают стремление к нему и
 делают нас неспособными судить о том, каким
 правилам надлежит следовать при его
 достижении. По этой причине такая приманка,
 как обильное пиршество и крепкие напитки,
 заставляют изголодавшуюся чернь терять
 всякое представление о чести и увлекает ее
 на путь преступлений. Как же наши дамы, со
 
  39
 
 времени полового созревания, приученные
 получать чувственные удовольствия втайне,
 могут не испытать на себе их влияние и не
 заразиться предрассудками, делающими их
 неспособными отличать материальное начало
 от сентиментального? Именно это я хочу
 продемонстрировать в кратком трактате о
 трансцендентном использовании чистой любви,
 т.е. о предмете, который считался изученным
 до конца, но к которому на самом деле даже
 не приступали.
  Поскольку этот спор рассчитан на женщин,
 я постараюсь сделать его доступным для их
 понимания. Не сомневаюсь, что они простят
 мне суровость моей критики, потому что в ее
 основе лежит признание необходимости
 обеспечить им все материальные наслаждения
 с целью исправить их суждения и укрепить их
 души в том, что касается чувств.
  Сквозь эти ложные принципы
 просматривается вполне похвальное
 устремление - сплав религиозного духа с
 любовью. Любовь берется в них как входящая
 в компетенцию одного только бога,
 следовательно, выходящая за пределы
 законодательства, создаваемого людьми. Так,
 никакая суеверная догма не может побуждать
 женщин раскрывать на исповеди свои любовные
 похождения, о которых они говорят "тайна
 женщины есть тайна божья". К сожалению,
 оказывается, что божья тайна не совпадает с
 тайнами женщин, для которых остается
 неизвестным то, к чему их побуждает Бог в
 любовных вопросах. Они имеют столь смутное
 представление о своем предназначении, что
 повсеместно позволяют распускать слухи о
 своем непостоянстве, защищая себя в этом
 вопросе наихудшим образом. Стоит им дать
 
 40
 
 себе немного труда изучить выдвигаемое мной
 положение о трансцедентном чувстве, как они
 удостоверятся, что самые возвышенные виды
 любви..., как правило, неотделимы от этого
 столь раскритикованного непостоянства.
 Вооружившись этой новой теорией, женщины
 смогут, наконец, заткнуть рот молодым и
 старым болтунам, которые неустанно упрекают
 женщин за их непостоянство, забывая, что
 это обвинение само по себе абсурдно,
 поскольку с необходимостью затрагивает
 одновременно два пола, - ведь один из них
 не может проявлять непостоянство без помощи
 другого. Для того, чтобы с основанием
 обвинять в непостоянстве один из них, нужно
 допустить существование, как минимум, трех
 полов.
  Так что цивилизованные люди веками
 благодушно принимают мнения абсурдные и
 лишенные смысла настолько, что даже
 желторотый обитатель гармонии не удостоил
 бы их и минутного обсуждения: ему бы сразу
 стало ясно, что если женщины непостоянны,
 то это лишь доказывает, что столь же
 непостоянны и мужчин. А обвинение,
 распространяющееся на весь род, на самом
 деле падает на непоследовательных
 краснобаев, которые в качестве упрека
 человечеству выдвигают то, что составляет
 природу человека: обвинять род человеческий
 в непостоянстве - это все равно что
 упрекать лань в том, что она предпочитает
 жить в лесу. Почему, собственно, ей этого
 не любить, если она создана для того, чтобы
 там жить?
  Мужчинам нравится женское непостоянство и
 они нашептывают об этом на ухо женщинам,
 так что любой хорошенькой женщине на одного
 
  41
 
 обладателя, мужа или любовника, призыва-
 ющего ее к верности, попадаются 20
 искателей [претендентов на нее], которые
 склоняют ее к неверности [точно так же
 поступал и ее муж в отношении 20 женщин до
 нее]; не подлежит сомнению, что 19/20
 любителей любовных похождений в расцвете
 сил, т.е. в возрасте от 25 до 30 лет,
 поощряют неверность и что женщины должны
 изменять, чтобы привести свое поведение в
 соответствие с поведением мужчин, с их
 тайным подстрекательством к неверности,
 разительно отличающимся от их публичного
 лицемерия и напыщенного морализма, над
 которыми они сами же втайне смеются.
 Следовательно, на самом деле непостоянство
 относится к природе человеческого рода,
 поэтому его надлежит любить не просто как
 участь (за редкими исключениями) всех, но и
 как залог самых возвышенных добродетелей. В
 части 4 будет доказано, что в гармонии
 непостоянство в любви превращается в залог
 возвышеннейших социальных добродетелей.
  Чтобы дать преставление об этом предмете,
 приведу пример, когда любовь сильнейшим
 образом отклоняется от цели страстей,
 состоящей в образовании связей и их
 максимальном расширении. В каждом городе
 или кантоне есть, как правило, лицо
 мужского и лицо женского пола, чья
 совершенная красота возбуждает едва ли не
 всеобщее вожделение и многие из известных
 страстей. Нарцисс и Психея являются лучшими
 украшениями города Гнида, множество
 (сограждан) домогается их и можно привести
 имена по меньшей мере двадцати жителей
 Гнида, которые испытывают явную страсть к
 Психее и стольких же жительниц этого
 
 42
 
 города, которые пылают аналогичной страстью
 к Нарциссу.
  В соответствии с законом цивилизации,
 Психея должна принадлежать исключительно
 своему целомудренному супругу, а Нарцисс -
 не менее целомудренной супруге. Но закон
 притяжения (по страсти) дает иной расклад.
 Он гласит, что милостями Нарцисса и Психеи
 хотели бы пользоваться 20 пар влюбленных.
 Итак, если при распределении притяжений Бог
 не руководствуется произволом, он должен
 изыскать средство удовлетворить 40 людей,
 которые испытывают желание к Психее и
 Нарциссу, причем удовлетворить их честным
 путем, возбудив взаимный энтузиазм и
 сентиментальное обаяние, без которого
 нельзя обойтись в гармонии, во всем
 стремящейся к равновесию материального и
 духовного. Короче, нужно найти средство,
 позволяющее прекрасной супружеской паре, не
 теряя достоинства, вступить в связь с еще
 20 парами, которые питают к ней желание.
 Ведь если добиться этого недостойным
 образом, исчезло бы духовное и сен-
 тиментальное очарование, а без этих
 элементов любовная связь превратилась бы в
 чисто материальную, в разновидность
 грубого, чисто животного наслаждения. Нужно
 же, напротив, чтобы возбуждающая желание
 пара вызывала, вступая в связь, самый воз-
 вышенный энтузиазм...
  Задача эта действительно непосильна для
 цивилизованных умов. Стремясь найти ее
 решение, они разродятся одной и той же
 нелепостью, гласящей: если Психея по
 очереди отдастся 20 мужчинам, она
 превратится в презренную проститутку в
 глазах тех же влюбленных, которым она
 
  43
 
 уступила, она станет позором и отбросом
 Гнида. Поэтому нужно, чтобы она выбрала
 одного из этих 20. Что же касается 19
 остальных, им придется поискать себе другой
 предмет любви.
  Ручаюсь, что такой ответ дадут все наши
 Эдипы. Но им надо еще примирить свое мнение
 с тремя действующими причинами, с Богом, с
 моралью, с самим собой.
  1. Бог распределил притяжение по страсти
 таким образом, чтобы всем было приятно, а
 не фрустрировало и не унижало их. Если
 Психея отдаст предпочтение одному из 20
 претендентов и сохранит ему верность,
 ожидания 19 остальных будут обмануты.
 Следовательно, выявится
 непоследовательность Бога, сделавшего (в
 данном случае) любовный соблазн в двадцать
 раз более сильным, чем это нужно для
 всеобщего удовлетворения. С другой стороны,
 если Психея удовлетворит всех 20 влюбленных
 в нее мужчин и в благодарность за свои
 благодеяния пожнет лишь общее презрение,
 Бог даст доказательство своего утонченного
 недоброжелательства потому, что он,
 оказывается, наделил притяжения властью
 придавать позору ту, которая наилучшим
 образом его удовлетворяет, и пожирать на
 глазах 20 претендентов предмет их
 удовлетворенной страсти.
  2. Мораль противится тому, чтобы Психея
 остановила свой выбор на одном из 20
 вздыхателей, потому что, согласно фило-
 софии, в вопросах любви благородная девица
 должна подчиняться воле любимого отца и
 любимой матери. В результате Психее
 придется выйти замуж за какого-нибудь
 престарелого прокурора, на совести которого
 
 44
 
 немало преступлений, только из-за того, что
 он, благодаря своему богатству, сумел
 заручиться благорасположением ее почтенных
 родителей. Что же касается 20 влюбленных,
 им не останется ничего иного как
 рукоплескать этому браку, чтобы не навлечь
 на себя обвинения в безнравственности, и
 остерегаться бросить на Психею хоть один
 страстный взгляд, следуя в этом священной
 заповеди, которая гласит: "не возжелай быка
 ближнего своего, ни его жены, ни его осла".
  3. Каждый из них презирает женщину,
 которая уступила 20 мужчинам, тогда как сам
 он в период своей молодости пытался
 соблазнить 20, а может быть и 100 женщин;
 причем от этого он отнюдь не перестал
 относиться к себе с уважением. Между собой
 мужчины превозносят того, кто соблазнил
 наибольшее число женщин, так что если
 Нарциссу удалось бы тайком и без огласки
 вступить в связь с 20 влюбленными в него
 женщинами, он всего лишь составил бы себе
 репутацию милого повесы. Странная не-
 последовательность! Один и тот же образ
 действий находят "милым" у одного пола и
 "отвратительным" у другого, хотя женщины
 вынуждены вести себя подобным образом в
 силу того, что таково поведение мужчин.
 Ведь мужчины не могут (если, конечно, это
 не гарем) последовательно вступить в связь
 с 20 женщинами без того, чтобы эти женщины
 не вступили в связь с 20 мужчинами.
  Эта логическая непоследовательность
 цивилизованных людей доставляет нам одно
 весьма ценное наблюдение: она доказывает,
 что общее мнение наполовину одобряет образ
 действий, который я собираюсь описать (а
 именно любовь разных степеней), и что
 
  45
 
 гармония будет в этом куда более
 последовательной, достраивая его до целого
 (поскольку терпимость к многообразию
 проявлений любви у одного пола с
 необходимостью подталкивает к подобному же
 поведению другой пол).

<< Пред.           стр. 6 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу