<< Пред.           стр. 8 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу

 огонь божественного наслаждения, - и
 никогда не гаснет он совсем, как бы сильно
 он ни был запущен и осквернен? Затем,
 конечно, также и к юношам, к мужчинам,
 которые остались еще юными. Но между ними
 нужно сделать большое различие. Всех юношей
 можно разделить на имеющих то, что Дидро
 называет ощущением плоти, и не имеющих его.
 Редкостный дар! Многие талантливые
 проницательные живописцы тщетно всю свою
 жизнь стремятся обрести его, и многие
 виртуозы мужественности окончили жизненный
 путь свой, так и не получив об этом ни
 малейшего представления. Обычным путем
 этого не достичь. Либертэн, может, и умеет
 ____________________
 * Перевод А.Судакова по изданию: Schlegel
  F. Lucinde. Munchen: Dietrich, 1918. 1.
  25-27, 27-28,93-95.
 
  53
 
 развязывать поясок с некоторым подобием
 эстетического вкуса, но тому
 художественному чувству сладострастия,
 которое только и делает мужскую силу
 красотой, - только любовь может научить
 юношу. Это электричество чувства, и при
 этом душа тихо, молчаливо внемлет, внешне
 же все как-то явственно прозрачно, как в
 тех светлых точках на живописных полотнах,
 которые так живо чувствует глаз. Это
 чудесное смешение и гармония всех чувств, -
 так ведь и в музыке есть совершенно
 безыскусные, чистые, глубокие акценты, -
 ухо человеческое, кажется, не просто
 слышит, а воистину пьет их, если душа
 жаждет любви. Но вообще-то ощущение плоти
 не поддается дальнейшему определению. В
 этом нет необходимости. Довольно того, что
 для юношей оно есть первая степень
 искусства любви, хотя оно - врожденное
 дарование женщин, благосклонностью и
 милостью которых его только и могут узнать
 и воспитать в себе юноши. С теми
 несчастными, кому оно неведомо, не следует
 и говорить о любви, - ибо у мужчины от
 природы есть хотя и потребность в любви, но
 не предчувствие ее.
  Вторая степень уже заключает в себе нечто
 мистическое, и, как всякий идеал, она легко
 может показаться противоразумною. Мужчина,
 который не может утолить и удовлетворить
 внутреннего желания его возлюбленной, -
 такой мужчина не умеет быть тем, чем он
 является и должен являться. Он, собственно
 говоря, бессилен, и не может заключить
 действительного брака. Хотя и наибольшая
 конечная величина исчезает пред
 бесконечностью, а поэтому одной лишь силой
 
 54
 
 проблему при всем желании не решить. Но кто
 имеет фантазию, тот может научить фантазии,
 и где она есть, там влюбленные с охотою
 терпят временные лишения ради того, чтобы
 быть потом щедрыми и расточительными в
 своем чувстве; их путь ведет в глубины
 души, их цель - интенсивная бесконечность,
 неразделимость без меры и числа, - да им,
 собственно, и незачем в чем-либо нуждаться,
 - это волшебство может заменить им все. Не
 молчите об этих таинствах! Третья и высшая
 степень искусства любви есть постоянное
 чувство гармонического тепла. Юноша,
 постигший это, любит уже не только как
 мужчина, но одновременно и как женщина.
 Человеческая сущность в нем достигла
 совершенства, и он взошел на вершину жизни.
 Ибо очевидно, что мужчины от природы лишь
 горячи или холодны; тепло в них нужно ещё
 только воспитать. Но женщины от природы
 теплы чувством и духом, и чувствительны ко
 всякого рода теплу...
  Среди них (женщин) нет непосвященных; ибо
 каждая уже всецело таит в себе любовь,
 неисчерпаемую сущность которой мы, юноши,
 можем лишь понемногу постигать и постепенно
 ей учиться. Раскрыта ли она уже в них или
 только в зачатке, - это все равно...
 Поэтому в женской любви нет степеней и
 ступеней воспитания, нет вообще ничего
 всеобщего; но сколько индивидов, столько же
 неповторимых видов любви...
 
 
 
 
 
 
 
  55
 
 
 
  Метаморфозы
 
  В сладком покое дремлет ребяческий дух, и
 поцелуй влюбленной богини будит в нем лишь
 неясные мечты. Роза стыдливости расцветает
 на щеках его, он улыбается и, кажется,
 раскрывает уста, но он не проснулся и не
 знает, что с ним происходит. Лишь когда
 прелести внешней жизни, умножены и усилены
 внутренним отзвуком, пронизают все его
 могущество, - открывает он глаза свои и
 смотрит, торжествуя, на солнце, и
 вспоминает теперь тот волшебный мир, что
 увидел он в лунном мерцании. Удивительный
 голос, разбудивший его, все еще звучит в
 нем, но звучит теперь вместо ответа от
 внешних предметов; и если он с детскою
 застенчивостью стремится убежать от тайны
 своего существования, с милым любопытством
 взыскуя неизвестного, - всюду слышит он
 лишь отзвук собственного своего томления.
  Так и в зеркале реки глаз видит лишь
 отражение синего неба, зеленых берегов,
 качающихся деревьев и лица самого погружен-
 ного в себя созерцателя. Если душа, полна
 бессознательной любви, находит там, где
 надеялась встретить любовь ответную, лишь
 самое себя, - она замирает от изумления. Но
 вскоре человек уж снова дает себя привлечь
 и обмануть волшебству созерцания, чтобы
 любить свою тень. Тогда наступает момент
 прелести: душа вновь создает над собою
 покров и вдыхает последнее дуновение
 совершенства очертаний. Дух теряется и
 блуждает в ясных своих глубинах и, подобно
 Нарциссу, вновь находит себя в цветке.
 
 56
 
  Но любовь выше прелести, - и как скоро
 бесплодно увял бы цвет красоты без
 дополняющего творчества ответного чувства!
  Этот момент, поцелуй Амура и Психеи, есть
 роза жизни, - Вдохновенная Диотима2 открыла
 своему Сократу лишь половину тайн любви.
 Любовь есть не только молчаливое желание
 бесконечности, - она есть также святое
 наслаждение прекрасным настоящим. Она есть
 не просто смешение, переход от смертного к
 бессмертному, - она есть их полное
 единство. Есть чистая любовь, неделимое и
 простое чувство без малейших помех беспо-
 койных стремлений. Всякий дает лишь то, что
 сам получает, - как один, так же и другой,
 - все равно, цельно и в себе совершенно в
 вечном поцелуе божественных детей.
  Магия радости растопит великий хаос
 соперничающих форм в гармоническое море
 забвения... Вовсе не ненависть, как говорят
 мудрецы, а любовь разделяет существа и
 творит этот мир, и лишь в ее свете можно
 найти и увидеть его. Лишь в ответе своего
 Ты может всякое Я полноценно ощутить свою
 бесконечность. Тогда рассудок человеческий
 жаждет раскрыть в себе глубинный зачаток
 богоподобия, все ближе и ближе стремится к
 цели и полон серьезности в созидании души,
 как художник рядом со своим единственно
 любимым творением. В мистериях созидания
 дух видит игры и законы свободной воли и
 жизни. Пигмалионово творение оживает, и
 восхищенного творца охватывает радостный
 трепет от сознания своего бессмертия, и
 словно орел Ганимеда, возносит его
 божественная надежда одним взмахом мощного
 крыла на Олимп.
 
 
  57
 
 
 
  НОВАЛИС
 
 
 
  АФОРИЗМЫ*
 
  Всякий любимый нами
  предмет есть
  средоточие рая...
  Миросоздания мало для
  чувств проницательных;
  только Любящим сердцем
  спасен вечно стремя-
  щийся дух.
 
 
  София, или о женщинах
 
  С любовью дело обстоит так же, как и с
 философией - она является и должна являться
 всем и каждым для всех. Итак, любовь есть
 Я1 - идеал всякого устремления.
  Ты есть лишь только с тем, что любишь ты.
  Потребность в любви уже выдает в нас
 известное раздвоение. Потребность всегда
 выдает слабость.
  С любовью обстоит так же, как с
 убеждениями - сколь многие полагают, что
 убеждены в чем-либо, а на деле не убеждены.
 Только в истинном можно быть действительно
 убежденным; только милое можно
 действительно любить.
 
 ____________________
 * Novalis. Briefe und Werke. Bd. 3.
  B., 1943. Перевод А.Судакова.
 
 58
 
  Все достойное любви есть предмет (вещь).
 - Бесконечно достойное любви есть
 бесконечная вещь - нечто такое, что можно
 обрести лишь непрестанной, бесконечной
 деятельностью. Лишь вещью можно обладать.
  Любовь есть конечная цель мировой истории
 - вселенское Аминь.
  Объятие есть дифиранб среди всех
 чувственных действий. Следовательно, и
 оценивать его нужно по законам его природы.
  Упоение чувств так же относится к любви,
 как сон относится к бодрствованию.
  Учение о духах. Подлинная невинность -
 есть абсолютная эластичность - ее не
 одолеть.
  Всякое очарование есть искусственно
 вызванное безумие. Всякая страсть есть
 очарование. Всякая привлекательная девушка
 - более реальная чаровница, чем обычно
 думают.
  Этика. Всякой добродетели соответствует
 специфическая невинность. Невинность есть
 моральный инстинкт. Добродетель есть проза,
 невинность - поэзия. Грубая невинность;
 образованная невинность - добродетель
 должна вновь исчезнуть и стать невинностью;
  Иметь склонности и быть их господином
 похвальнее, чем избегать склонностей.
  Мужчина полагает себя всегда в качестве
 объекта, женщина - в качестве субъекта.
 Мужчина должен превращать свои ощущения в
 понятия, женщина же - свои понятия в
 ощущения. Его не обманет понятие, ее -
 ощущение.
  Прекрасная тайна женщин, делающая их
 столь несказанно привлекательными, есть
 предчувствие материнства, предугадание
 будущего мира, который дремлет в ней и
 
  59
 
 развернется из чрева ее. Она есть самая
 удачная аллегория будущего.
  Любовь возникла вместе с женщинами, а
 женщины - вместе с любовью, - поэтому-то
 нельзя понять одно без другого. Кто хочет
 найти женщин, которые бы не любили, и
 любовь без женщин, тот поступает подобно
 философам, рассматривавшим влечение помимо
 объекта, а объект - без влечения, и не
 усмотревшим единства обоих понятий в
 понятии действия.
  Брак есть высшее таинство. Брак у нас
 стал популяризированным таинством.
 Печально, что у нас есть лишь выбор между
 браком и одиночеством. Это ведь крайности,
 - но как мало людей способны на
 действительный брак, - сколь немногие могут
 также вынести одиночество. - Есть самые
 разные способы соединения. Бесконечное
 соединение есть брак. - Является ли женщина
 целью мужчины, и является ли она сама
 бесцельною?
  Брак обозначает собою новую, высшую эпоху
 любви, - любовь общения - любовь
 принуждения - живую любовь. Философия
 возникает вместе с браком.
  Гамизм2 есть основа патриотизма.
  Всякое неправое действие, всякое
 недостойное восприятие есть неверность
 своей любимой - есть прелюбодеяние.
  Страстная теплота - страстная холодность.
  Мужчины естественнее всего могут хорошо

<< Пред.           стр. 8 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу