<< Пред. стр. 8 (из 43) След. >>
огонь божественного наслаждения, - иникогда не гаснет он совсем, как бы сильно
он ни был запущен и осквернен? Затем,
конечно, также и к юношам, к мужчинам,
которые остались еще юными. Но между ними
нужно сделать большое различие. Всех юношей
можно разделить на имеющих то, что Дидро
называет ощущением плоти, и не имеющих его.
Редкостный дар! Многие талантливые
проницательные живописцы тщетно всю свою
жизнь стремятся обрести его, и многие
виртуозы мужественности окончили жизненный
путь свой, так и не получив об этом ни
малейшего представления. Обычным путем
этого не достичь. Либертэн, может, и умеет
____________________
* Перевод А.Судакова по изданию: Schlegel
F. Lucinde. Munchen: Dietrich, 1918. 1.
25-27, 27-28,93-95.
53
развязывать поясок с некоторым подобием
эстетического вкуса, но тому
художественному чувству сладострастия,
которое только и делает мужскую силу
красотой, - только любовь может научить
юношу. Это электричество чувства, и при
этом душа тихо, молчаливо внемлет, внешне
же все как-то явственно прозрачно, как в
тех светлых точках на живописных полотнах,
которые так живо чувствует глаз. Это
чудесное смешение и гармония всех чувств, -
так ведь и в музыке есть совершенно
безыскусные, чистые, глубокие акценты, -
ухо человеческое, кажется, не просто
слышит, а воистину пьет их, если душа
жаждет любви. Но вообще-то ощущение плоти
не поддается дальнейшему определению. В
этом нет необходимости. Довольно того, что
для юношей оно есть первая степень
искусства любви, хотя оно - врожденное
дарование женщин, благосклонностью и
милостью которых его только и могут узнать
и воспитать в себе юноши. С теми
несчастными, кому оно неведомо, не следует
и говорить о любви, - ибо у мужчины от
природы есть хотя и потребность в любви, но
не предчувствие ее.
Вторая степень уже заключает в себе нечто
мистическое, и, как всякий идеал, она легко
может показаться противоразумною. Мужчина,
который не может утолить и удовлетворить
внутреннего желания его возлюбленной, -
такой мужчина не умеет быть тем, чем он
является и должен являться. Он, собственно
говоря, бессилен, и не может заключить
действительного брака. Хотя и наибольшая
конечная величина исчезает пред
бесконечностью, а поэтому одной лишь силой
54
проблему при всем желании не решить. Но кто
имеет фантазию, тот может научить фантазии,
и где она есть, там влюбленные с охотою
терпят временные лишения ради того, чтобы
быть потом щедрыми и расточительными в
своем чувстве; их путь ведет в глубины
души, их цель - интенсивная бесконечность,
неразделимость без меры и числа, - да им,
собственно, и незачем в чем-либо нуждаться,
- это волшебство может заменить им все. Не
молчите об этих таинствах! Третья и высшая
степень искусства любви есть постоянное
чувство гармонического тепла. Юноша,
постигший это, любит уже не только как
мужчина, но одновременно и как женщина.
Человеческая сущность в нем достигла
совершенства, и он взошел на вершину жизни.
Ибо очевидно, что мужчины от природы лишь
горячи или холодны; тепло в них нужно ещё
только воспитать. Но женщины от природы
теплы чувством и духом, и чувствительны ко
всякого рода теплу...
Среди них (женщин) нет непосвященных; ибо
каждая уже всецело таит в себе любовь,
неисчерпаемую сущность которой мы, юноши,
можем лишь понемногу постигать и постепенно
ей учиться. Раскрыта ли она уже в них или
только в зачатке, - это все равно...
Поэтому в женской любви нет степеней и
ступеней воспитания, нет вообще ничего
всеобщего; но сколько индивидов, столько же
неповторимых видов любви...
55
Метаморфозы
В сладком покое дремлет ребяческий дух, и
поцелуй влюбленной богини будит в нем лишь
неясные мечты. Роза стыдливости расцветает
на щеках его, он улыбается и, кажется,
раскрывает уста, но он не проснулся и не
знает, что с ним происходит. Лишь когда
прелести внешней жизни, умножены и усилены
внутренним отзвуком, пронизают все его
могущество, - открывает он глаза свои и
смотрит, торжествуя, на солнце, и
вспоминает теперь тот волшебный мир, что
увидел он в лунном мерцании. Удивительный
голос, разбудивший его, все еще звучит в
нем, но звучит теперь вместо ответа от
внешних предметов; и если он с детскою
застенчивостью стремится убежать от тайны
своего существования, с милым любопытством
взыскуя неизвестного, - всюду слышит он
лишь отзвук собственного своего томления.
Так и в зеркале реки глаз видит лишь
отражение синего неба, зеленых берегов,
качающихся деревьев и лица самого погружен-
ного в себя созерцателя. Если душа, полна
бессознательной любви, находит там, где
надеялась встретить любовь ответную, лишь
самое себя, - она замирает от изумления. Но
вскоре человек уж снова дает себя привлечь
и обмануть волшебству созерцания, чтобы
любить свою тень. Тогда наступает момент
прелести: душа вновь создает над собою
покров и вдыхает последнее дуновение
совершенства очертаний. Дух теряется и
блуждает в ясных своих глубинах и, подобно
Нарциссу, вновь находит себя в цветке.
56
Но любовь выше прелести, - и как скоро
бесплодно увял бы цвет красоты без
дополняющего творчества ответного чувства!
Этот момент, поцелуй Амура и Психеи, есть
роза жизни, - Вдохновенная Диотима2 открыла
своему Сократу лишь половину тайн любви.
Любовь есть не только молчаливое желание
бесконечности, - она есть также святое
наслаждение прекрасным настоящим. Она есть
не просто смешение, переход от смертного к
бессмертному, - она есть их полное
единство. Есть чистая любовь, неделимое и
простое чувство без малейших помех беспо-
койных стремлений. Всякий дает лишь то, что
сам получает, - как один, так же и другой,
- все равно, цельно и в себе совершенно в
вечном поцелуе божественных детей.
Магия радости растопит великий хаос
соперничающих форм в гармоническое море
забвения... Вовсе не ненависть, как говорят
мудрецы, а любовь разделяет существа и
творит этот мир, и лишь в ее свете можно
найти и увидеть его. Лишь в ответе своего
Ты может всякое Я полноценно ощутить свою
бесконечность. Тогда рассудок человеческий
жаждет раскрыть в себе глубинный зачаток
богоподобия, все ближе и ближе стремится к
цели и полон серьезности в созидании души,
как художник рядом со своим единственно
любимым творением. В мистериях созидания
дух видит игры и законы свободной воли и
жизни. Пигмалионово творение оживает, и
восхищенного творца охватывает радостный
трепет от сознания своего бессмертия, и
словно орел Ганимеда, возносит его
божественная надежда одним взмахом мощного
крыла на Олимп.
57
НОВАЛИС
АФОРИЗМЫ*
Всякий любимый нами
предмет есть
средоточие рая...
Миросоздания мало для
чувств проницательных;
только Любящим сердцем
спасен вечно стремя-
щийся дух.
София, или о женщинах
С любовью дело обстоит так же, как и с
философией - она является и должна являться
всем и каждым для всех. Итак, любовь есть
Я1 - идеал всякого устремления.
Ты есть лишь только с тем, что любишь ты.
Потребность в любви уже выдает в нас
известное раздвоение. Потребность всегда
выдает слабость.
С любовью обстоит так же, как с
убеждениями - сколь многие полагают, что
убеждены в чем-либо, а на деле не убеждены.
Только в истинном можно быть действительно
убежденным; только милое можно
действительно любить.
____________________
* Novalis. Briefe und Werke. Bd. 3.
B., 1943. Перевод А.Судакова.
58
Все достойное любви есть предмет (вещь).
- Бесконечно достойное любви есть
бесконечная вещь - нечто такое, что можно
обрести лишь непрестанной, бесконечной
деятельностью. Лишь вещью можно обладать.
Любовь есть конечная цель мировой истории
- вселенское Аминь.
Объятие есть дифиранб среди всех
чувственных действий. Следовательно, и
оценивать его нужно по законам его природы.
Упоение чувств так же относится к любви,
как сон относится к бодрствованию.
Учение о духах. Подлинная невинность -
есть абсолютная эластичность - ее не
одолеть.
Всякое очарование есть искусственно
вызванное безумие. Всякая страсть есть
очарование. Всякая привлекательная девушка
- более реальная чаровница, чем обычно
думают.
Этика. Всякой добродетели соответствует
специфическая невинность. Невинность есть
моральный инстинкт. Добродетель есть проза,
невинность - поэзия. Грубая невинность;
образованная невинность - добродетель
должна вновь исчезнуть и стать невинностью;
Иметь склонности и быть их господином
похвальнее, чем избегать склонностей.
Мужчина полагает себя всегда в качестве
объекта, женщина - в качестве субъекта.
Мужчина должен превращать свои ощущения в
понятия, женщина же - свои понятия в
ощущения. Его не обманет понятие, ее -
ощущение.
Прекрасная тайна женщин, делающая их
столь несказанно привлекательными, есть
предчувствие материнства, предугадание
будущего мира, который дремлет в ней и
59
развернется из чрева ее. Она есть самая
удачная аллегория будущего.
Любовь возникла вместе с женщинами, а
женщины - вместе с любовью, - поэтому-то
нельзя понять одно без другого. Кто хочет
найти женщин, которые бы не любили, и
любовь без женщин, тот поступает подобно
философам, рассматривавшим влечение помимо
объекта, а объект - без влечения, и не
усмотревшим единства обоих понятий в
понятии действия.
Брак есть высшее таинство. Брак у нас
стал популяризированным таинством.
Печально, что у нас есть лишь выбор между
браком и одиночеством. Это ведь крайности,
- но как мало людей способны на
действительный брак, - сколь немногие могут
также вынести одиночество. - Есть самые
разные способы соединения. Бесконечное
соединение есть брак. - Является ли женщина
целью мужчины, и является ли она сама
бесцельною?
Брак обозначает собою новую, высшую эпоху
любви, - любовь общения - любовь
принуждения - живую любовь. Философия
возникает вместе с браком.
Гамизм2 есть основа патриотизма.
Всякое неправое действие, всякое
недостойное восприятие есть неверность
своей любимой - есть прелюбодеяние.
Страстная теплота - страстная холодность.
Мужчины естественнее всего могут хорошо