<< Пред.           стр. 9 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу

 развлечь разговором женщин, а женщины -
 мужчин.
  Любовь может, через посредство абсолютной
 воли, перейти в религию.
  Если мы сделаем возлюбленную богом, это
 будет прикладная религия.
 
 60
 
  Среди людей нужно искать Бога. В
 человеческих делах, в человеческих мыслях и
 ощущениях отчетливее всего заметно от-
 кровение духа небесного... Религию нельзя
 проповедовать иначе, чем любовь и
 патриотизм.
  Искусство все превращать в Софии - и
 наоборот.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  61
 
 
 
  АРТУР ШОПЕНГАУЭР
 
 
 
  МЕТАФИЗИКА ПОЛОВОЙ ЛЮБВИ*
 
  ...Мы привыкли видеть поэтов занятыми
 изображением половой любви. Именно она
 составляет, как правило, главную тему всех
 драматических произведений, - как
 трагических, так и комических, как
 романтических, так и классических, как
 индийских, так и европейских. Является она
 и предметом лирической, а равно и эпической
 поэзии, особенно если причислить к ней вы-
 сокие штабеля романов, которые уже
 несколько веков являются на свет во всех
 цивилизованных странах Европы с тою же
 регулярностью, что и плоды земные. Все эти
 произведения, по основному содержанию
 своему, суть не что иное, как
 разносторонние, то краткие, то подробные
 описания рассматриваемой страсти. А самые
 удачные из этих описаний, как, например,
 "Ромео и Юлия", "Новая Элоиза", "Вертер",
 обрели бессмертную славу. И если, тем не
 менее, Рошфуко полагает, что страстная
 любовь все равно что духи, - все о них
 говорят, но никто не видел1, - и если даже
 Лихтенберг2; в своем сочинении "О силе
 любви" оспаривает и отрицает реальность и
 ____________________
 * Перевод сделан А.К.Судаковым по изданию:
  Schopenhauer A. Sammtliche Werke / Hrsg.
  von P. Deussen. Bd. 2.
  Munchen: Piper, 1912. S. 605-639.
 
 62
 
 естественность этой страсти, то это большая
 ошибка. Ибо невозможно, чтобы нечто чуждое
 и противное человеческой природе, нечто
 эфемерно шутовское, неустанно изображал
 гений поэтов всех времен, а человечество
 принимало с неизменным одобрением; ведь без
 истины не может быть прекрасного в
 искусстве:
 
  Прекрасна истина, она лишь нам
  мила"3.
 
  И в самом деле, опыт, пусть даже не
 повседневный, свидетельствует, что
 предстающее обычно лишь мимолетной, легко
 укротимой склонностью при известных
 обстоятельствах возрастает до страсти,
 превосходящей любую другую и преодолевающей
 все опасения, все препятствия с невероятной
 мощью и выдержкой, так что для ее
 удовлетворения не колеблясь рискуют жизнью,
 и даже прощаются с нею, если это удо-
 влетворение остается совершенно
 недоступным. Вертеры и Якопо Ортисы4 суще-
 ствуют не только в романе - каждый год
 обнаруживается их в Европе не менее чем
 полдюжина; sed ignotis perierunt mortibus
 illi5; ибо их страдания не находят себе
 иного летописца, кроме конторского писаря
 или газетного репортера. И все же читатели
 уголовной хроники в английских и
 французских газетах подтвердят верность
 моего замечания. Но еще более числом тех,
 кого эта же самая страсть приводит в
 умалишенный дом. Наконец, каждый год
 обнаруживается то один, то другой случай
 самоубийства пары влюбленных, на пути
 которых встали внешние обстоятельства, -
 
  63
 
 причем одно кажется мне необъяснимым: как
 люди, уверенные во взаимной любви и
 предвкушающие в наслаждении ею высшее
 блаженство, не предпочтут крайними мерами
 избавиться от всех условностей и претерпеть
 любые беды, - тому, чтобы утратить вместе с
 жизнью и то счастье, выше и больше которого
 для них немыслимо ничто на свете. Что же до
 низших степеней и простых порывов этой
 страсти, то они у всякого человека
 ежедневно перед глазами и, пока он еще не
 стар, чаще всего также и в сердце. Итак,
 после всего здесь упомянутого, невозможно
 сомневаться ни в реальности, ни в важности
 нашего предмета, и вместо того, чтобы
 удивляться, что и философ делает своею
 темой эту вечную тему всех поэтов, стоило
 бы подивиться тому, что вещь, играющая
 повсюду в человеческой жизни столь
 значительную роль, до сих пор почти вовсе
 не рассматривалась философами и остается
 для них неразработанным сюжетом. Больше
 всех этим занимался Платон, особенно в
 "Пире" и "Федре": однако то, что он говорит
 на эту тему, остается в области мифов,
 шуток и притч, а кроме того, большей
 частью, касается греческой любви к мальчи-
 кам. То немногое, что говорит о нашей теме
 Руссо в своем "Рассуждении о
 неравенстве"...6, ложно и
 неудовлетворительно. Кантовское обсуждение
 вопроса, в третьем разделе сочинения "О
 чувстве возвышенного и прекрасного"7, очень
 поверхностно и написано без знания дела, а
 потому отчасти также неверно. Наконец, то,
 как Платнер обращается с этой темой в своей
 "Антропологии", э 1347 и след., всякий
 признает плоским и неглубоким. Напротив,
 
 64
 
 определение Спинозы своей чрезмерной
 наивностью заслуживает того, чтобы его
 привести: "Любовь есть удовольствие,
 сопровождаемое идеей внешней причины"8.
 Следовательно, мне нет нужды ни
 опровергать, ни использовать пред-
 шественников, - предмет сам напрашивался ко
 мне и сам собою вступил в общую связь моего
 миросозерцания. - Менее всего ожидаю я
 одобрения от тех, кем самим повелевает эта
 страсть и кто в силу этого пытается
 выразить свои бурные чувства в тончайших,
 эфирнейших образах, - им мой взгляд
 покажется слишком физическим, слишком
 материальным; как бы метафизичен, даже
 трансцендентен он ни был в основе своей.
 Пусть они для начала обдумают вот что: тот
 предмет, что сегодня вдохновляет их
 мадригалы и сонеты, - родись он
 восемнадцатью годами раньше, не привлек бы
 ни единого их взгляда. Ибо всякая
 влюбленность, каким бы эфирным созданием
 она ни представала, коренится всецело в
 половом влечении, да и сама она есть лишь
 точнее определенное половое влечение,
 специфицированное, индивидуализированное (в
 самом точном смысле этого слова). И если,
 памятуя об этом, взглянуть теперь на
 важность той роли, которую играет половая
 любовь, во всех ее оттенках и нюансах, не
 только в романах, но и в действительной
 жизни, где она является могущественнейшим и
 активнейшим из всех мотивов, кроме разве
 любви к жизни, - где она владеет половиной
 сил и помыслов младшего поколения
 человечества, составляет конечную цель по-
 чти всякого человеческого устремления,
 оказывает в конце концов отрицательное
 
  65
 
 влияние на важнейшие дела, всякий час пре-
 рывает серьезнейшие наши занятия, смущает
 временами даже величайшие умы, осмеливается
 вмешиваться со своими пустяками в
 переговоры государственных мужей и поиски
 ученых, умело подбрасывает свои любовные
 посланьица, свои заветные локончики даже в
 министерские портфели и философские ма-
 нускрипты, что ни день, затевает самые
 путаные, самые скверные интриги, требует
 себе в жертву иногда жизнь или здоровье, а
 подчас, богатство, положение и счастье
 человека, - да что там, делает честного во
 всем другом человека бессовестным, верного
 - предателем, - и значит, в целом предстает
 неким злокозненным демоном, стремящимся все
 исказить, запутать и низвергнуть, - это ли
 не повод воскликнуть: из чего шум?9 Для
 чего мольбы и неистовства, страхи и
 бедствия? Речь ведь идет лишь о том,чтобы
 каждый петушок нашел свою курочку*: чего же
 ради такая мелочь должна играть столь
 важную роль и беспрерывно нарушать и путать
 столь хорошо налаженную жизнь человека? Но
 пред серьезным исследователем дух истины
 мало-помалу откроет ответ: то, о чем здесь
 идет речь - не мелочь; более того, важность
 дела совершенно соразмерна серьезности и
 рвению занимающихся им. Конечная цель всех
 любовных интриг, разыгрываются ли они на
 котурнах или на цыпочках, действительно
 важнее всех прочих целей в человеческой
 жизни, а потому всецело достойна предельной
 серьезности, с которой всякий стремится к
 ____________________
 * Я не смел здесь выразиться буквально;
  поэтому читатель при желании может сам
  перевести эту фразу на Аристофанов язык.
 
 66
 
 ней. А именно: в этих интригах
 определяется, ни больше ни меньше, как
 композиция следующего поколения. Здесь, в
 этих столь фривольных любовных интригах,
 решаются существование и свойства тех
 dramatis personal, которые выйдут на сцену,
 когда мы уже сойдем с нее. Как бытие,
 existentia, этих персонажей всецело
 обусловлено нашим половым влечением вообще,
 так и сущность их, essentia, опреляется и
 во всех отношениях фатально устанавливается
 индивидуальным выбором при его удовлетворе-
 нии, т.е. половой любовью. Таков ключ к
 проблеме: применяя его, мы ближе
 познакомимся с ним, когда пройдем все
 степени влюбленности, от мимолетной
 склонности до сильнейшей страсти, - причем
 мы узнаем, что различность их происходит от
 степени индивидуализации выбора.
  Все любовные интриги нынешнего поколения
 вместе взятые суть поэтому для
 человеческого рода серьезнейшее meditatio
 compositionis generationis futurae, e quae
 iterum pendent innumerae generationes10.
 Именно на этой чрезвычайной важности
 дела... основаны весь пафос и вся
 возвышенность в делах любви, трансцен-
 дентность ее восторгов и страданий, которые
 уже веками неустанно представляют нам поэты
 во множестве примеров; ибо никакая, самая
 интересная тема не сравнится с этой,
 затрагивающей родовое благо и несчастье и
 относящейся к другим, которые касаются лишь
 блага индивидов, как тело относится к плос-
 кости. Именно поэтому так трудно сделать
 драму интересной без любовной интриги, -
 поэтому же, с другой стороны, эта тема не
 
 
  67
 
 изнашивается даже от ежедневного
 употребления.
  То, что в индивидуальном сознании
 проявляется как половое влечение вообще и

<< Пред.           стр. 9 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу