<< Пред. стр. 9 (из 43) След. >>
развлечь разговором женщин, а женщины -мужчин.
Любовь может, через посредство абсолютной
воли, перейти в религию.
Если мы сделаем возлюбленную богом, это
будет прикладная религия.
60
Среди людей нужно искать Бога. В
человеческих делах, в человеческих мыслях и
ощущениях отчетливее всего заметно от-
кровение духа небесного... Религию нельзя
проповедовать иначе, чем любовь и
патриотизм.
Искусство все превращать в Софии - и
наоборот.
61
АРТУР ШОПЕНГАУЭР
МЕТАФИЗИКА ПОЛОВОЙ ЛЮБВИ*
...Мы привыкли видеть поэтов занятыми
изображением половой любви. Именно она
составляет, как правило, главную тему всех
драматических произведений, - как
трагических, так и комических, как
романтических, так и классических, как
индийских, так и европейских. Является она
и предметом лирической, а равно и эпической
поэзии, особенно если причислить к ней вы-
сокие штабеля романов, которые уже
несколько веков являются на свет во всех
цивилизованных странах Европы с тою же
регулярностью, что и плоды земные. Все эти
произведения, по основному содержанию
своему, суть не что иное, как
разносторонние, то краткие, то подробные
описания рассматриваемой страсти. А самые
удачные из этих описаний, как, например,
"Ромео и Юлия", "Новая Элоиза", "Вертер",
обрели бессмертную славу. И если, тем не
менее, Рошфуко полагает, что страстная
любовь все равно что духи, - все о них
говорят, но никто не видел1, - и если даже
Лихтенберг2; в своем сочинении "О силе
любви" оспаривает и отрицает реальность и
____________________
* Перевод сделан А.К.Судаковым по изданию:
Schopenhauer A. Sammtliche Werke / Hrsg.
von P. Deussen. Bd. 2.
Munchen: Piper, 1912. S. 605-639.
62
естественность этой страсти, то это большая
ошибка. Ибо невозможно, чтобы нечто чуждое
и противное человеческой природе, нечто
эфемерно шутовское, неустанно изображал
гений поэтов всех времен, а человечество
принимало с неизменным одобрением; ведь без
истины не может быть прекрасного в
искусстве:
Прекрасна истина, она лишь нам
мила"3.
И в самом деле, опыт, пусть даже не
повседневный, свидетельствует, что
предстающее обычно лишь мимолетной, легко
укротимой склонностью при известных
обстоятельствах возрастает до страсти,
превосходящей любую другую и преодолевающей
все опасения, все препятствия с невероятной
мощью и выдержкой, так что для ее
удовлетворения не колеблясь рискуют жизнью,
и даже прощаются с нею, если это удо-
влетворение остается совершенно
недоступным. Вертеры и Якопо Ортисы4 суще-
ствуют не только в романе - каждый год
обнаруживается их в Европе не менее чем
полдюжина; sed ignotis perierunt mortibus
illi5; ибо их страдания не находят себе
иного летописца, кроме конторского писаря
или газетного репортера. И все же читатели
уголовной хроники в английских и
французских газетах подтвердят верность
моего замечания. Но еще более числом тех,
кого эта же самая страсть приводит в
умалишенный дом. Наконец, каждый год
обнаруживается то один, то другой случай
самоубийства пары влюбленных, на пути
которых встали внешние обстоятельства, -
63
причем одно кажется мне необъяснимым: как
люди, уверенные во взаимной любви и
предвкушающие в наслаждении ею высшее
блаженство, не предпочтут крайними мерами
избавиться от всех условностей и претерпеть
любые беды, - тому, чтобы утратить вместе с
жизнью и то счастье, выше и больше которого
для них немыслимо ничто на свете. Что же до
низших степеней и простых порывов этой
страсти, то они у всякого человека
ежедневно перед глазами и, пока он еще не
стар, чаще всего также и в сердце. Итак,
после всего здесь упомянутого, невозможно
сомневаться ни в реальности, ни в важности
нашего предмета, и вместо того, чтобы
удивляться, что и философ делает своею
темой эту вечную тему всех поэтов, стоило
бы подивиться тому, что вещь, играющая
повсюду в человеческой жизни столь
значительную роль, до сих пор почти вовсе
не рассматривалась философами и остается
для них неразработанным сюжетом. Больше
всех этим занимался Платон, особенно в
"Пире" и "Федре": однако то, что он говорит
на эту тему, остается в области мифов,
шуток и притч, а кроме того, большей
частью, касается греческой любви к мальчи-
кам. То немногое, что говорит о нашей теме
Руссо в своем "Рассуждении о
неравенстве"...6, ложно и
неудовлетворительно. Кантовское обсуждение
вопроса, в третьем разделе сочинения "О
чувстве возвышенного и прекрасного"7, очень
поверхностно и написано без знания дела, а
потому отчасти также неверно. Наконец, то,
как Платнер обращается с этой темой в своей
"Антропологии", э 1347 и след., всякий
признает плоским и неглубоким. Напротив,
64
определение Спинозы своей чрезмерной
наивностью заслуживает того, чтобы его
привести: "Любовь есть удовольствие,
сопровождаемое идеей внешней причины"8.
Следовательно, мне нет нужды ни
опровергать, ни использовать пред-
шественников, - предмет сам напрашивался ко
мне и сам собою вступил в общую связь моего
миросозерцания. - Менее всего ожидаю я
одобрения от тех, кем самим повелевает эта
страсть и кто в силу этого пытается
выразить свои бурные чувства в тончайших,
эфирнейших образах, - им мой взгляд
покажется слишком физическим, слишком
материальным; как бы метафизичен, даже
трансцендентен он ни был в основе своей.
Пусть они для начала обдумают вот что: тот
предмет, что сегодня вдохновляет их
мадригалы и сонеты, - родись он
восемнадцатью годами раньше, не привлек бы
ни единого их взгляда. Ибо всякая
влюбленность, каким бы эфирным созданием
она ни представала, коренится всецело в
половом влечении, да и сама она есть лишь
точнее определенное половое влечение,
специфицированное, индивидуализированное (в
самом точном смысле этого слова). И если,
памятуя об этом, взглянуть теперь на
важность той роли, которую играет половая
любовь, во всех ее оттенках и нюансах, не
только в романах, но и в действительной
жизни, где она является могущественнейшим и
активнейшим из всех мотивов, кроме разве
любви к жизни, - где она владеет половиной
сил и помыслов младшего поколения
человечества, составляет конечную цель по-
чти всякого человеческого устремления,
оказывает в конце концов отрицательное
65
влияние на важнейшие дела, всякий час пре-
рывает серьезнейшие наши занятия, смущает
временами даже величайшие умы, осмеливается
вмешиваться со своими пустяками в
переговоры государственных мужей и поиски
ученых, умело подбрасывает свои любовные
посланьица, свои заветные локончики даже в
министерские портфели и философские ма-
нускрипты, что ни день, затевает самые
путаные, самые скверные интриги, требует
себе в жертву иногда жизнь или здоровье, а
подчас, богатство, положение и счастье
человека, - да что там, делает честного во
всем другом человека бессовестным, верного
- предателем, - и значит, в целом предстает
неким злокозненным демоном, стремящимся все
исказить, запутать и низвергнуть, - это ли
не повод воскликнуть: из чего шум?9 Для
чего мольбы и неистовства, страхи и
бедствия? Речь ведь идет лишь о том,чтобы
каждый петушок нашел свою курочку*: чего же
ради такая мелочь должна играть столь
важную роль и беспрерывно нарушать и путать
столь хорошо налаженную жизнь человека? Но
пред серьезным исследователем дух истины
мало-помалу откроет ответ: то, о чем здесь
идет речь - не мелочь; более того, важность
дела совершенно соразмерна серьезности и
рвению занимающихся им. Конечная цель всех
любовных интриг, разыгрываются ли они на
котурнах или на цыпочках, действительно
важнее всех прочих целей в человеческой
жизни, а потому всецело достойна предельной
серьезности, с которой всякий стремится к
____________________
* Я не смел здесь выразиться буквально;
поэтому читатель при желании может сам
перевести эту фразу на Аристофанов язык.
66
ней. А именно: в этих интригах
определяется, ни больше ни меньше, как
композиция следующего поколения. Здесь, в
этих столь фривольных любовных интригах,
решаются существование и свойства тех
dramatis personal, которые выйдут на сцену,
когда мы уже сойдем с нее. Как бытие,
existentia, этих персонажей всецело
обусловлено нашим половым влечением вообще,
так и сущность их, essentia, опреляется и
во всех отношениях фатально устанавливается
индивидуальным выбором при его удовлетворе-
нии, т.е. половой любовью. Таков ключ к
проблеме: применяя его, мы ближе
познакомимся с ним, когда пройдем все
степени влюбленности, от мимолетной
склонности до сильнейшей страсти, - причем
мы узнаем, что различность их происходит от
степени индивидуализации выбора.
Все любовные интриги нынешнего поколения
вместе взятые суть поэтому для
человеческого рода серьезнейшее meditatio
compositionis generationis futurae, e quae
iterum pendent innumerae generationes10.
Именно на этой чрезвычайной важности
дела... основаны весь пафос и вся
возвышенность в делах любви, трансцен-
дентность ее восторгов и страданий, которые
уже веками неустанно представляют нам поэты
во множестве примеров; ибо никакая, самая
интересная тема не сравнится с этой,
затрагивающей родовое благо и несчастье и
относящейся к другим, которые касаются лишь
блага индивидов, как тело относится к плос-
кости. Именно поэтому так трудно сделать
драму интересной без любовной интриги, -
поэтому же, с другой стороны, эта тема не
67
изнашивается даже от ежедневного
употребления.
То, что в индивидуальном сознании
проявляется как половое влечение вообще и