<< Пред.           стр. 93 (из 142)           След. >>

Список литературы по разделу

 фекта) или внутривенное капельное вливание. Препараты назначают с учетом
 возможных побочных явлений и осложнений. Тщательно анализируются все по-
 казания и противопоказания.
  Лечение может быть как амбулаторным, так и стационарным. Это опреде-
 ляется в зависимости от состояния больного, возможных последствий забо-
 левания какдля самого больного, так и для окружающих, а в ряде случаев -
 желанием пациента. При выраженных психических расстройствах лечение
 обычно начинают в стационаре, а затем, по миновании остроты состояния,
 продолжают в амбулаторных условиях. Задачей амбулаторного лечения с по-
 добных случаях является стабилизация состояния или дальнейшее его улуч-
 шение и углубление ремиссии. Однако, в амбулаторных условиях возможна не
 только поддерживающая терапия, но и купирующая или корригирующая самобо-
 лезненное состояние. Подобное купирующее лечение назначается пациентам
 со стертыми психическими эпизодами, реактивными состояниями, не требую-
 щими госпитализации. Корригирующая терапия (психокоррекция) проводится
 при психических нарушениях пограничного круга (неврозах, психопатиях,
 невротических реакциях).
  Биологическая терапия обозначает методы лечебного воздействия на био-
 логические процессы, лежащие в основе психических нарушений. Она включа-
 ет в себя применение психотропных средств (психофармакотерапия), шоковых
 методов лечения (инсулинокоматозная и электросудорожная терапия), а так-
 же других средств - гормонов, витаминов, диеты.
  Психофармакотерапия. С давних пор применялись разные лекарства, влия-
 ющие на психику человека. Арсенал таких средств был ограничен некоторыми
 растительными препаратами (опиум, валериана, кофеин, жень-шень) и мине-
 ральными веществами (соли брома). Психофармакотерапия стала бурно разви-
 ваться лишь с начала пятидесятых годов, когда был открыт аминазин. Нача-
 лась буквально новая эра в лечении и содержании психически больных. Одна
 за другой открывались новые группы препаратов: транквилизаторы, антидеп-
 рессанты, ноотропы. В настоящее время продолжаются поиски новых, более
 эффективных препаратов с минимальными побочными действиями и осложнения-
 ми.
  Выделяют несколько групп психотропных препаратов.
  Нейролептики (галоперидол, трифтазин, стелазин, тизерцин, аминазин и
 др.) - устраняют болезненные расстройства восприятия (галлюцинации),
 мышления (бред), страх, возбуждение, агрессивность.
  Это основное средство при лечении психозов. Применяют как внутрь, так
 и в инъекциях. Для амбулаторной поддерживающей терапии используют препа-
 раты пролонгированного (длительного) действия. Например, модитен-депо
 вводят внутримышечно 1 раз в 3-4 недели, семап дают внутрь 1-2 раза в
 неделю. При применении нейролептиков, особенно больших доз, могут возни-
 кать побочные явления и осложнения. Из побочных явлений наиболее часто
 наблюдаются: тремор рук, скованность движений, маскообразность лица, су-
 дорожное сведение отдельных мышц (чаще жевательной, глотательной муску-
 латуры, мышц языка, губ, глаз), непоседливость (чувство "беспокойства" в
 ногах с потребностью постоянно двигаться, "не находит себе места"). Даже
 легкие проявления этих расстройств требуют назначения специальных кор-
 ректоров (циклодол, паркопан), дозы которых подбираются индивидуально.
 Такие нейролептики, как эглонил, лепонекс, не вызывают вышеописанных по-
 бочных действий и нет необходимости назначать корректоры. Нейролептики
 очень широко используются в психиатрии: для лечения любых психотических
 состояний, в том числе шизофрении, инволюционных, алкогольных, реактив-
 ных психозов.
  Транквилизаторы (седуксен, элениум, феназенам, тазепам и т.п.) - об-
 ладают успокаивающим действием, устраняют эмоциональную напряженность,
 тревогу, чрезмерное волнение, вызывают расслабление мышц, способствуют
 засыпанию. Снимая эмоциональное напряжение и тревогу, транквилизаторы
 способствуют нормализации вегетативно-сосудистых проявлений, в частнос-
 ти, снижению артериального давления, уменьшению сердцебиения, снятию
 различных "спазмов" и связанных с ними дыхательных и желудочно-кишечных
 расстройств. У каждого транквилизатора есть свой преимущественный спектр
 действия. У одних препаратов больше выражен успокаивающий эффект, у дру-
 гих - вместе с успокаивающим расслабляющий, у третьих - снотворный (гип-
 нотический). Этот факт обязательно учитывается при назначении лечения.
 Если больной страдает бессонницей, рекомендуются такие препараты, как
 радедорм, эуноктин, рогипнол, способствующие засыпанию и углублению ноч-
 ного сна. В тех случаях, когда необходимо получить успокаивающий эффект-
 без мышечной релаксации и снотворного действия (например, чтобы снять
 повышенное волнение на экзамене, во время ответственной встречи, докла-
 да), применяютсятак называемые дневные транквилизаторы (рудотель, стра-
 тиум, грандаксин, уксепам), которые обладают даже некоторым стимулирую-
 щим действием. В связи с широким спектром психотропной активности транк-
 вилизаторы находят применение не только в психиатрической практике, в
 частности при лечении неврозов, невротических реакций, патохарактероло-
 гических расстройств, но и при многих соматических болезнях.
  Антидепрессанты (амитриптилин, мелипрамин, герфонал, азафен, лудио-
 мил, пиразидол и др.) - повышают болезненно пониженное настроение, уст-
 раняют заторможенность психической деятельности и двигательной активнос-
 ти. Выделяют две группы антидепрессантов - со стимулирующим и седативным
 (успокаивающим) действием. Препараты первой группы (мелипрамин, нуредал)
 назначают в тех случаях, когда наряду с подавленным настроением при-
 сутствует выраженная двигательная и речевая заторможенность. Антидепрес-
 санты второй группы (амитриптилин, триптизол) применяют при сильной тре-
 воге, беспокойстве. При лечении антидепрессантами могут отмечаться по-
 бочные действия, такие как сухость во рту, запоры, учащенное сердцебие-
 ние, задержка мочеиспускания или, наборот, слюнотечение, понос, урежение
 пульса, снижение артериального давления. Однако, эти побочные эффекты не
 опасны для жизни и устраняются с помощью врача.
  Антидепрессанты используют при лечении депрессий различного происхож-
 дения: депрессивной фазы маниакально-депрессивного психоза, невротичес-
 кой депрессии, депрессивных состояниях при соматических болезнях. Анти-
 депрессанты, как и другие психотропные средства, назначаются только вра-
 чом. Не рекомендуется самостоятельно применять эти препараты во избежа-
 ние побочных эффектов и неприятных осложнений.
  Психостимуляторы (сиднокарб, кофеин, цефедрин) - повышают психическую
 (мышление) и двигательную активность, снимают усталость, заторможен-
 ность, вялость. Применение ах ограничено определенным кругом
 расстройств: тяжелые астенические состояния, апатии. Стимуляторы назна-
 чаются врачом-психиатром. Возможно привыкание.
  Ноотропы или препараты метаболического действия. Эту группу составля-
 ют разные по химической структуре и механизму действия препараты (ноот-
 ропил, пирацетам, пиридитол, энцефабол, гаммалон, фенибут), объединяемые
 общностью оказываемого ими эффекта. Ноотропы повышают умственную рабо-
 тоспособность, общий тонус, улучшают внимание, память, повышают защитные
 свойства организма. Спектр их применения очень широк. Ноотропы использу-
 ют при многих психических расстройствах, для снятия похмельного и инток-
 сикационного синдрома у алкоголиков, при атеросклерозе сосудов головного
 мозга, при нарушениях мозгового кровообращения, при черепно-мозговых
 травмах и тд. Препараты этой группы практически не вызывают побочных
 действий. В редких случаях, в основном у пациентов старческого возраста,
 повышается возбудимость, сексуальное влечение, нарушается сон. Рекомен-
 дуется применять ноотропы в первой половине дня, учитывая их активизиру-
 ющий эффект.
  Стабилизаторы настроения (соли лития) - устраняют болезненные колеба-
 ния настроения, нормализуют чрезмерно повышенное настроение. Применяют в
 основном для профилактики депрессивных и маниакальных приступов у
 больных маниакальнодепрессивным психозом (циклотимией), периодической
 шизофренией. Лечение солями лития проводят под контролем его содержания
 в сыворотке крови, для чего у больных периодически берут кровь на ана-
 лиз. Побочные действия и осложнения обычно появляются при передозировке
 препарата или при наличии тяжелых соматических заболеваний (болезни по-
 чек, сердца и кровеносных сосудов, тиреотоксикоз, нарушения обмена). На-
 иболее часто встречаются мелкий тремор рук, мышечная слабость, уста-
 лость, тошнота, которые легко устраняются путем снижения дозировки пре-
 парата.
  Инсулино-шоковая терапия. В основе этого метода лежит неспецифическое
 стрессорное влияние на организм, повышающее его защитные силы. Другими
 словами, в результате шоковой терапии адаптационные возможности повыша-
 ются настолько, что организм сам борется с заболеванием. Лечение состоит
 в ежедневном введении нарастающих доз инсулина до появления сначала
 симптомов гипогликемии (снижения содержания сахара в крови), а затем -
 коматозного состояния (полного выключения сознания). Из комы выводят пу-
 тем внутривенного введения глюкозы, а также приема сахарного сиропа
 внутрь. Курс лечения обычно составляет 20-30 ком. Перед проведением ле-
 чения больного тщательно обследуют. Инсулинокоматозную терапию проводят
 только молодым, физически здоровым лицам. Показания к применению этого
 метода в настоящее время ограничены. Его используют для лечения некото-
 рых форм шизофрении.
  Электросудорожная терапия (ЭСТ). Метод заключается в искусственном
 вызывании судорожных припадков путем воздействия переменным электричес-
 ким током. Механизм действия электросудорожного лечения до настоящего
 времени недостаточно выяснен. Эффект этого метода связывают с воз-
 действием электрического тока на подкорковые мозговые центры, а также на
 обменные процессы в центральной нервной системе.
  ЭСТ применяют при эндогенных (психотических) депрессиях в рамках ма-
 ниакально-депрессивного психоза, шизофрении. Курс лечения - 4-10 шоков.
 За рубежом этот метод применяют довольно часто из-за достаточно быстрого
 эффекта и более низкой цены по сравнению с медикаментозным методом лече-
 ния. Отечественные психиатры используют ЭСТ довольно редко, лишь в слу-
 чаях резистентных к психотропным средствам депрессий.
  Все методы биологической терапии проводятся при согласовании с
 больным или его родственниками, если больной в остром психозе и не дает
 отчета своим действиям.
  Психотерапия - комплексное психологическое воздействие врача на пси-
 хику больного. Основным инструментом врача является слово. Психотерапия
 в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач
 любого профиля, общаясь с больным, оказывает на него психологическое
 воздействие. Тем более умение беседовать с больным, чтобы проникнуть к
 нему в душу и завоевать доверие, необходимо врачу-психиатру.
  Целью психотерапии является устранение болезненных симптомов, измене-
 ние отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде. Основу всех
 психотерапевтических воздействий составляют внушение и разъяснение,
 предлагаемые в различных соотношениях и последовательности.
  Рациональная (разъяснительная) психотерапия - метод воздействия на
 больного путем логически аргументированного разъяснения. Проводится
 обычно в форме диалога между врачом и пациентом. Цель такого собеседова-
 ния - разъяснение причин и характера заболевания, его возможных исходов,
 необходимости и целесообразности назначенного лечения, исправление не-
 верных представлений пациента о своей болезни. Врач должен обладать яс-
 ностью и четкостью мышления, чтобы используя научную логически построен-
 ную аргументацию, доступным для понимания языком внушить больному надеж-
 ду на выздоровление, воодушевить его, помочь преодолеть ложное понимание
 болезни и ее последствий. Прежде чем в чем-то убеждать больного, врач
 должен его терпеливо и внимательно выслушать, ибо это имеет огромное
 значение для установления эмоционального контакта междуврачом и пациен-
 том.
  Суггестивная терапия - внушение различных мыслей, включая неприязнь и
 отвращение (например, к алкоголю). Внушение прнимается больным без логи-
 ческой переработки и критического осмысления. В момент внушения пациент
 воспринимает информацию пассивно, без размышлений. Влияние оказывается в
 основном на эмоциональную сферу. Внушение осуществляется как в состоянии
 бодрствования, так и в состоянии гипнотического сна.
  Внушение в состоянии бодрствования проводится либо в индивидуальном
 порядке, либо коллективно. Для проведения внушения необходимы соот-
 ветствующие условия: изолированное от шума затемненное помещение, удоб-
 ные кресла (чтобы больной расслабился). Большое значение имеет мимика,
 движения, речь врача, его внешний вид.
  Самовнушение - внушение самому себе представлений, мыслей, чувств,
 рекомендованных врачом и направленных на устранение болезненных явлений
 и улучшение общего самочувствия. Реализуется самовнушение через аутоген-
 ную тренировку, которой больной обучается с помощью врачапсихотерапевта.
  Гипноз - лечебное внушение, проводимое в состоянии гипнотического
 сна. Перед началом лечения больному объясняют сущность метода, чтобы он
 не боялся, не напрягался во время сеанса. Каждый сеанс состоит из трех
 этапов: усыпление, собственно внушение, выход из гипноза. Число сеансов
 на курс лечения - 10-15. Можно проводить сеансы гипноза с группой
 больных. Для этого подбирают пациентов с одинаковой патологией и пробле-
 мами.
  Коллективная и групповая психотерапия - взаимное лечебное воздействие
 пациентов, осуществляемое под руководством врача. Другими словами, этот
 вид лечения предусматривает не только воздействие врача на больных, но и
 членов группы друг на друга. Очень важно, чтобы в группе была атмосфера
 взаимопонимания и доверия, откровенности, заинтересованности в достиже-
 нии единой цели.
  Семейная психотерапия - лечебное воздействие, направленное на урегу-
 лирование межличностных отношений в семье больного. Используется для
 профилактики и лечения неврозов, реабилитации психически больных после
 выписки из стационара с целью создания благоприятного микроклимата в
 семье.
  Поведенческая психотерапия - комплекс психотерапевтических приемов,
 направленных на разрыв патологических условнорефлекторных связей и выра-
 ботку желательных форм поведения. Например, этот метод успешно использу-
 ется при лечении различных страхов (страх темноты, воды, метро). Пациент
 под руководством врача путем тренировки учит себя преодолевать страх,
 возникающий в психотравмирующей ситуации.
  Помимо вышеперечисленных методов биологического лечения и психотера-
 пии, широко используются различные физиотерапевтические методы воз-
 действия, включая электросон, иглорефлексотерапию, санаторно-курортное
 лечение, трудотерапию.
 
 
  Глава XIV
  ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ
 
  Болезни детей выделены в особый отдел, так как многие протекают у них
 совсем по-иному, чем у взрослых, что обусловлено многими причинами, в
 том числе анатомическими и физиологическими. Ребенок рождается с не пол-
 ностью подготовленными к нормальному функционированию системами, станов-
 ление их происходит в течение всего периода детства и отрочества. Воз-
 действия благоприятных и неблагоприятных факторов могут, соответственно,
 улучшить, ускорить или, наоборот, исказить, замедлить развитие того или
 иного органа. Многие заболевания человека, когда он становится совершен-
 нолетним, берут свое начало в детском возрасте, когда они могли быть еще
 излечены или предотвращены.
  Мы познакомим вас с особенностями анатомии и физиологии, присущими
 каждому возрастному периоду, симптомами наиболее распространенных недо-
 моганий ребенка, современными методами их лечения. В то же время в каж-
 дом конкретном случае следует обязательно обратиться к педиатру, нельзя
 произвольно применять лекарства, т.к. для ребенка каждого возраста, ве-
 са, а иногда и пола нужно индивидуально подбирать дозу медикамента, ко-
 торая бы оказала желательное действие и при приеме которой наблюдалось
 бы минимальное количество побочных эффектов. Каждая рекомендация лечаще-
 го врача должна быть точно выполнена.
 
 
  Раздел 1
  НОВОРОЖДЕННЫЕ ДЕТИ
 
  Принципы ухода в домашних условиях.
  Новорожденный - это ребенок с момента рождения до 4 недель. Различают
 доношенных (родившихся в сроки от 38-й до 42-й недели беременности), не-
 доношенных (родившихся между 28-й и 38-й неделями беременности) и пере-
 ношенных (родившихся в 42 недели и позже). Как правило, доношенные дети
 морфологически и физиологически подготовлены к внеутробной жизни - ак-
 тивны, хорошо берут грудь, активно сосут, крик громкий, вес - от 2600 до
 5000 г, рост - от 48 до 57 см.
  Несмотря на постоянный медицинский надзор, здоровье младенца во мно-
 гом в руках родителей.
  "Приданое" - белье, ванночка, коляска, пеленальный столик и другие
 предметы ухода желательно припасти заранее. Детскую кроватку надлежит
 поставить в светлом месте, не на сквозняке, вдали от дверей, окон, ото-
 пительных приборов. Матрац - достаточно твердый, подушка не нужна. Обя-
 зательный минимум: 20-25 хлопчатобумажных, 12-15 фланелевых пеленок,
 20-25 подгузников из марли, 2 куска клеенки размерами 60х60 см или пам-
 персы (2-3 штуки). Памперсы - клеенчатые трусы на кнопках, применяют в
 ситуациях, когда невозможна слишком частая смена пеленок (например, в
 дороге), и при мочеиспускании или дефекации ребенка меняют только под-
 гузник. В "приданое" входят также: 4-6 пододеяльников и простыней, 6-10
 тонких и 4-6 фланелевых распашонок, по 2-3 хлопчатобумажных и теплых
 чепчика, по 1 байковому, шерстяному и ватному одеялу, 8-12 ползунков.
 Вещи обязательно стирают, кипятят, проглаживают утюгом с 2 сторон.
  Должны быть подготовлены: плотно закрывающаяся стеклянная посуда для
 ваты и кастрюли с крышками для кипячения сосок, 4-6 бутылочек для молоч-
 ной смеси и 3-4 для чая; термометр для измерения температуры тела и дру-
 гой - для воды; баллончик для постановки клизмы (N1), газоотводная труб-
 ка, ножницы, грелка, 2 пипетки, стерильная вата и бинт, вазелиновое или
 простерилизованное кипячением растительное масло, перманганат калия
 (марганцовка) в порошке - 1 флакон, растворы йода и бриллиантовой зелени
 ("зеленки") по 1 флакону.
  Следует ежедневно умывать руки и лицо ребенка кипяченой водой, прочи-
 щать носовые ходы, ушные раковины (наружные слуховые проходы) с помощью
 ватных жгутиков, протирать глаза ваткой с кипяченой водой по направлению
 от наружного угла глаза к внутреннему. Кожные складки обрабатывают мас-
 лом (вазелиновым или растительным). После каждого мочеиспускания или де-
 фекации ребенка подмывают и меняют пеленки. При этом всегда следует об-
 ращать внимание на состояние кожи в паховых складках и междуягодицами,
 т.к. в этих местах чаще развивается опрелость. В случае ее следует сма-
 зать кожу детским кремом или обработать присыпкой. Ручки При пеленании
 лучше оставлять свободными. Если температура воздуха в комнате не ниже
 22-24°С держать головку открытой. При чрезмерном укутывании легко возни-
 кает потница, которая может инфицироваться.
  Через 2-3 дня после отпадения остатка пуповины разрешается купание.
 Когда вода нагреется до 37°С, в нее добавляют раствор перманганата калия
 до слабо-розовой окраски, не допуская, чтобы попали нерастворившиеся
 кристаллики. Температура в ванной комнате должна быть не ниже 22-24°С,
 ванночка тщательно помыта с мылом и горячей водой. Новорожденных купают
 ежедневно перед вечерним кормлением, 2-3 раза в неделю с детским мылом.
 При этом намыливают его только руками, т.к. губкой можно повредить кожу.
 У девочек наружные половые органы мылом не моют.
  Необходимо ежедневно гулять с ребенком в любое время года. Летом, на-

<< Пред.           стр. 93 (из 142)           След. >>

Список литературы по разделу