<< Пред. стр. 172 (из 787) След. >>
AG> поезд, который сначала заезжает в Костомукшу, а потом идет на
AG> Юшкозеро. А может, и наоборот, нам это не важно. В кассе нужно
AG> предъявить пропуск в погранзону, иначе билеты могут не продать.
иначе и не продадут. (hint: но продадут до "Заставы", а потом можно
договориться с проводником)
AG> (Может быть, хватило бы просто маршрутной книжки? Не знаем.) И
нет, не хватило бы. Может сейчас, с новыми веяниями, иначе?
AG> Кстати, о Пенинге. Не вздумайте ехать до станции Волома - она
AG> дальше и совсем не на этой реке.
кстати о станциях/поселках/озерах - озеро Пенинга тоже есть, но
на двадцать километров южнее :) видимо, все это для введения в
заблуждение вероятного противника.
AG> Загружаемся в поезд. Проводница, увидев байдарки и сделав
AG> очень круглые глаза, лопочет что-то о багажной квитанции. Не
очень странно. Поезд _битком_ набит турьем, чего уж там.
AG> 2. Пенинга. Куда податься? Разведка. Нас пугают. Новые сведения.
AG> Река.
как это делают "нормальные" люди, то есть мы: к поезду
подходит "автобус" (во всяком случае, эта штука ездит. И
возит.) Который и везет до деревни Пенинга (см. выше про
вероятного противника - деревня совсем не близко от станции).
Не забудьте поговорить с водителем - иначе окажетесь не в том
конце деревни. Дальше - через пару часов на Чиас идет автобус с
лесорубами, который и доставит в исходную точку - все это с
нулевыми усилиями по перетаскиванию шмоток. Я не люблю
напрягаться в первый же день. Заодно оставляется в стороне
шкуродерная часть Воломы и посещается симпатичное озеро Чиас
(надеюсь, там еще не вырубили все берега)
AG> Воломе (они делают ударение на первом слоге). Шоферы иногда возят
AG> туристов на Тумбу, реже - на Чиас, а на Волому идти не советуют.
надо было слушать. Местные еще никому плохого не посоветовали ;)
AG> 3. Волома. Верховья. Пороги и озера. Природа много себе
AG> позволяет. Вампиры и упыри. "Лучше я разобьюсь о камни." Рыба.
соответственно, этого у нас не было. Был Чиас-ярви, Талвиесдеги (мелкая
гадость, кстати, местные назвают ее Чиас) Все это, до моста через Волому
(поганый) - часа три. Успело осточертеть. Как народ три дня в почти такой же
верхней Воломе ковырялся - не знаю.
AG> 4. Волома. Среднее течение. Шершавая лапа человечества. Порог
AG> Дяврума-Кошки. Баня.
AG> Хотели было устроить дневку, но мошка заела окончательно.
AG> Поэтому плывем дальше. И вот - впереди большой мост. Действующий. И
под мостом - дерьмо. В смысле, бревна.
AG> находящийся на действующей грунтовой дороге. А перед самым мостом
AG> справа в Волому втекает долгожданная Талвиесдеги. С воды
AG> просматривается долина притока.
[беллетристика]
AG> возвышенность. Один этот пейзаж оправдывает все наши мучения со
AG> шкуродерами.
см. выше - вовсе незачем было обдирать бока в этой канализации.
AG> Менее чем через километр после вышки начинается довольно протяженный
AG> порог. Первая его ступень - просто длинный перекат с поворотом влево.
если не ошибаюсь, третий после моста.
AG> Между ступенями можно зачалиться у любого берега, но у правого
AG> предпочтительнее, имея в виду дальнейшее движение. Вторая ступень
AG> неприятна. Река разливается чересчур широко и, как следствие, мелеет,
AG> обнажая свою шкуродерную сущность. На выходе из порога крутое падение
AG> воды по всей ширине реки, прерывающееся островком у правого берега.
примерно полуметровый сливчик, не видный от входа и слишком мелкий, чтобы его
пройти
AG> Похоже, в большую воду слив можно пройти по основной струе левее
AG> островка. В нашу воду - никак. Струя слишком слаба для прохода на
AG> плаву и слишком сильна для проводки на бечеве. Приходится
разумеется, влетели. Как это проходят? А вот так - бум, хрясь, байда застревает
"на самом интересном месте" как памятник героям речной флотилии (ну, постамент,
где какой-нибудь катер прицеплен за хвост, а половина корпуса висит в воздухе :)
- нас почему-то это всегда очень веселило. Но мне и вовсе не повезло - когда я
туда влетел, поперек слива торчала намертво застрявшая предыдущая байдарка - так
что клювом щелкать не следует.
AG> Через километр-полтора после этого порога, сразу после левого
AG> поворота, несложный порог длиной около 150 метров. Встретили рыбака на
совершенно его не помню (не рыбака, естественно).
AG> До маленького безымянного озера, что перед оз.Куранъярви,
AG> проходим еще 3-4 порожка. Без осмотра и каких-либо неприятностей.
и этих тоже.
То, что дальше, у меня в записках нечитабельно. Однако слово "шкуродер"
разобрать можно. :) Видимо, матросам пришлось изображать "девушек с веслом",
продираясь по кустам. Стоять мы предпочли в третьем озере, побольше [Елозеро] -
совсем не так красиво, зато продувается. Кроме того, все последующее на карте
обозвано по п.б. - бол.Деухишуо, а по л.б. - три болота с еще более языколомными
названиями. Короче, стоять там особо негде, и этой радости - километров на 30 -
хотелось пройти ее за день.
Ничего особенного - может быть потому, что мне осточертело обдирать морду о
ветки, продираясь вдоль порожков, только чтобы убедиться в отсутствии
"водопадика" из предыдущей части (нет его там, все идется сходу), девушка-матрос
пропорола ногу о какую-то железку под мостом, и вообще - бэээ... не хочу туда.
AG> За полкилометра до впадения Воломы в Елозеро реку пересекает
AG> еще один мост. Перед ним нахально лежит многолетний завал. Не
он разбирабелен, но нам чем-то не понравился (глубоко там что ли? не помню).
Обносится.
AG> Без осмотра и без приключений проходим порог, потом еще один.
AG> Пороги "читаются" с ходу. С трепетом ждем порога Дяврума-Кошки -
AG> единственного "именного" порога на маршруте. Мысль: раз ему дали
совершенно его не помню. Помню только приколы над его названием. (наши - еще
глупее ваших)
AG> оказалась беднее вымысла. Порог не хилый (тут все они уже не
AG> хилые), но один из самых простых технически. Нужно просто
сомневаюсь, чтобы мы были в состоянии его оценить под дождем. Непонятно, чего
ради его осчастливили таким имячком.
AG> работаем веслами. И вот - удача! Впереди виден порог из двух
AG> коротких ступеней, а на правом берегу стоит изба. Возникает
AG> надежда на приличную стоянку.
AG> Вдоль первой ступени порога по правому берегу тянется ряжевая
AG> стенка. Заходить лучше ближе к ПБ. В пороге струя рассыпается,
насколь я помню, мне он был существенно неприятен (может быть из-за остатков
ряжевой стенки, не люблю я порогов с гвоздями, может потому, что три часа уже
шел проливной дождь, а еще пришлось эту гадость осматривать по мерзким мокрым
кустам), но в общем, не бог весть что.
у нас было уже 18:00, дождь продолжался, так что если б не эта изба, мы бы там
и околели. В общем, "кавалерийская" попытка пройти все за день не удалась, и
слава Аллаху - дальше еще болотнее.
AG> непригодна. Зато первая что надо. Есть печка, стол, железная
AG> кровать и широкие полати, на которые при желании могут улечься
дверь, кто украл дверь? Руки бы оторвал.
в общем, место не райское - болото, сухого места почти нет, комарятник :(
Больше до самого притока из Лазаревского ничего серьезного нет, а есть
мерзопакостнейшее болото. Кстати, подальше на безымянном притоке действительно
есть еще одна изба, на этот раз дверь на месте, но печка похуже.
AG> реки виден вход в порог. Справа в Волому впадает протока из
AG> оз.Лазаревского с крайне ленивым течением, в устье через нее
AG> переброшен мост.
между прочим, под тем мостом глубина больше двух метров, и "крайне ленивое
течение" не позволяет даже близко подойти к пролету. ММать.
если кому-то приспичит искать этот приток, приметы - река резко
поворачивает на 90, как будто упираясь в здоровую горку, мост
видно с реки, видно что он чистый и проходимый (ага, только не
в эту сторону), ну а полных тормозов ждет нехилый порог,
который уж точно ни с чем не перепутаешь.
AG> Этот порог, пожалуй, самый мощный из всех, что нам встречались.
AG> Явная тройка. На более популярном маршруте такой порог имел бы
AG> собственное название. Просмотр необходим. По правому берегу идет
пожалуй, это и единственный стоящий порог на Воломе. (я думал,
может там дальше такие же, но ваш отчет меня разочаровал в этой
реке окончательно). И воды налито, и скучать не придется. Как и
положено по закону подлости, нам туда не надо - посмотрели и
сделали этой реке ручкой. Похоже, правильно сделали.
Дальнейшее, соответственно, чисто умозрительно (наш запасной
вариант): чтобы не иметь дело с "дровами" в Сонозере и далее не
пилить громадное Сегозеро, можно сделать связку с Елмозером (до
него около 6 км, правда, сильно пересеченной местности, мы там
бродили пехом), теоретически от Венгигоры можно и доехать туда,
если кто-нибудь согластися довезти - дорога есть. Нижняя Елма
- сплошная дрянь(все подтоплено), но это лучше, чем дрова. А
дальше будет Ондозеро и Онда - сама по себе слишком короткая,
но в такой связке вполне симпатичная. H.Елма - день (у нас не
вышло, получилось полтора), Онда - день, Ондозеро - как повезет
(здоровенный открытый водоем).
> Alex
Дополнение Громова
Date: 26 May 98
From: Alexander.Gromov@p17.f185.n5020.z2.fidonet.org
Двойка. Всего около 50 препятствий, из них порядка 15
двоечных. Троечных и выше нет. Местами крутые берега, горушки.
Интересен порог перед Венгигорой, сразу за протокой из
оз.Лазаревское. Верховья - шкуродеры. Оборудованных стоянок
мало. Глушь. В низовьях (от Сонозера) возможен лесосплав. В
93-м мы там намаялись, преодолевая километровые заторы.
Сегозеро скорее понравилось, чем нет. Уехать можно как из
Венгигоры, так и из Попова Порога. Автобусом. Из Паданов -
хуже.
Что еще сказать о Воломе? Второй раз туда не пойду. А вот
на Поньгому пошел бы еще раз.
===============================================================
FILE: spbpb.txt
Почтово-багажный поезд Петербург-Мурманск
Date: 8 Oct 96
From: "Sergey V. Sorokin"
Известно, что заметную долю в походе составляют
транспортные расходы. Я хочу предложить всем надежный
опробированный способ решения транспортно-финансовых проблем
при походах на Кольский п-ов или в Северную Карелию. А именно:
порекомендовать п/б поезд 931/932 Петербург-Мурманск.
Достоинства
1. Дешево, например, плацкартный билет от Питера до Хибин
(Неф. пески) этим летом стоил чуть более 90тыс.руб. А на данном
поезде мы уехали из Апатитов за 33т.р./чел (из Воньги за
27т.р./чел.).
2.Удобен при водных марщрутах - никаких проблем с грузом
(байдарками, катамаранами и пр.), при перегрузе нет
необходимости покупать багажный билет - стоимость проезда
остается прежней.
3.В вагоне очень свободно, лишь на крупных станциях входит
народ, но все едут не далее нескольких остановок.
4. Никаких проблем с кипятком: круглосуточно или по
заявкам трудящихся.
5. Долго стоит на крупных станциях (в Петрозаводске более
1 часа) можно успеть сбегать затариться продомольствием, пивом
и пр. вдали от вокзала по боее умеренным ценам).
Недостатки
1. При поездке туда не удачное время отправления.
2. Идет достаточно медленно.
Теперь техническая информация
1. При посадке не следует покупать билет - всегда можно
договориться значительно дешевле (особенно при группе более 6
чел.). Сбосить более указанных выше цен маловероятно. Угроза
купить билет помогает при торговле с несговорчивыми
проводниками.
2. Отправление из Питера в 3.53 ежедневно. Сесть без
билета в Питере проблематично, поэтому следует на последней
электричке (23.25) добраться до Волховстроя (прибытие около
1.50, можно ехать опять же без билетов), где и дождаться 932
п/б
В Энгозеро прибывает около 11 утра следующего дня, что
очень удобно. В Апатиты - вечером того же дня.
Обратная дорога
Из Апатитов уходит в 23.58 (остальные Питерские поезда в
4-5 утра). Ночь в поезде лежа на полке приятнее ночи на
вокзале) Прибытие в Питер в 17.00 (для сравнения 185-ый лишь на
3 часа ранее). тяжело садиться в апатитах в пятницу вечером -
оба вагона штурмуются рыбаками, но через час-два, если
прощелкали посадку, уже можно занять лежачие места, а после
Кандалакши поезд уже пустой.
931 - очень удобен при возвращении с Воньги:
останавливается у моста около 10.20 утра (в это же время 10.00
поезд в сторону Энгозера)
P.S. кому интересны подробности - пишите могу поделиться
подробностями, как в прошлом году добиралтсь на перекладных на
Приполярный Урал.
===============================================================
FILE: karzap.txt
Реки Средней Карелии
"Вольный Ветер" 28
Оригинал этого документа расположен на
http://www.glasnet.ru/~lavrov/veter/midkar.html ¦ http://www.glasnet.ru/~lavrov/veter/midkar.html
С недавних пор благодаря некоторому смягчению пограничного
режима упростились подъезды по железнодорожной ветке
С.-Петербург -- Костомукша к верховьям рек Средней Карелии. Они
берут начало на склонах Западно-Карельской возвышенности и
отличаются сравнительно большими уклонами русла. Возможны два
маршрута, позволяющие пересечь Карелию с запада на восток:
ст. Пенинга -- р. Тумба -- р. Сонго -- р. Лужма -- оз.
Сегозеро -- р. Сегежа -- г. Сегежа; ст. Пенинга -- р. Волома --
волок на Елмозеро -- р. Елма -- р. Онда -- пос. Май-Губа (или
Надвоицы).
Оба маршрута соответствуют 3 к.с.
Наиболее пригодные для сплава суда -- разборные байдарки и
каяки, а наилучшее время для путешествий -- конец мая -- июнь,
пока много воды, или август, когда в изобилии грибы и ягоды.
Возможно сочетание обоих маршрутов: р. Волома -- оз. Маслозеро
-- волок на оз. Унутозеро -- р. Сонго -- р. Лужма -- пос.
Паданы.
Для заброски в истоки р. Тумба надо договориться с
машинистом об остановке поезда у моста. Разговаривать удобнее
всего во время длительной стоянки на ст. Суккозеро (тут
отцепляют вагоны). Можно также доехать до моста через Тумбу
попутной машиной от ст. Пенинга.