<< Пред.           стр. 172 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  AG> поезд, который сначала заезжает в Костомукшу, а потом идет на
  AG> Юшкозеро. А может, и наоборот, нам это не важно. В кассе нужно
  AG> предъявить пропуск в погранзону, иначе билеты могут не продать.
 
 иначе и не продадут. (hint: но продадут до "Заставы", а потом можно
 договориться с проводником)
 
  AG> (Может быть, хватило бы просто маршрутной книжки? Не знаем.) И
 нет, не хватило бы. Может сейчас, с новыми веяниями, иначе?
 
  AG> Кстати, о Пенинге. Не вздумайте ехать до станции Волома - она
  AG> дальше и совсем не на этой реке.
 
 кстати о станциях/поселках/озерах - озеро Пенинга тоже есть, но
 на двадцать километров южнее :) видимо, все это для введения в
 заблуждение вероятного противника.
 
  AG> Загружаемся в поезд. Проводница, увидев байдарки и сделав
  AG> очень круглые глаза, лопочет что-то о багажной квитанции. Не
 
 очень странно. Поезд _битком_ набит турьем, чего уж там.
 
  AG> 2. Пенинга. Куда податься? Разведка. Нас пугают. Новые сведения.
  AG> Река.
 
  как это делают "нормальные" люди, то есть мы: к поезду
 подходит "автобус" (во всяком случае, эта штука ездит. И
 возит.) Который и везет до деревни Пенинга (см. выше про
 вероятного противника - деревня совсем не близко от станции).
 Не забудьте поговорить с водителем - иначе окажетесь не в том
 конце деревни. Дальше - через пару часов на Чиас идет автобус с
 лесорубами, который и доставит в исходную точку - все это с
 нулевыми усилиями по перетаскиванию шмоток. Я не люблю
 напрягаться в первый же день. Заодно оставляется в стороне
 шкуродерная часть Воломы и посещается симпатичное озеро Чиас
 (надеюсь, там еще не вырубили все берега)
 
  AG> Воломе (они делают ударение на первом слоге). Шоферы иногда возят
  AG> туристов на Тумбу, реже - на Чиас, а на Волому идти не советуют.
 
 надо было слушать. Местные еще никому плохого не посоветовали ;)
 
  AG> 3. Волома. Верховья. Пороги и озера. Природа много себе
  AG> позволяет. Вампиры и упыри. "Лучше я разобьюсь о камни." Рыба.
 
 соответственно, этого у нас не было. Был Чиас-ярви, Талвиесдеги (мелкая
 гадость, кстати, местные назвают ее Чиас) Все это, до моста через Волому
 (поганый) - часа три. Успело осточертеть. Как народ три дня в почти такой же
 верхней Воломе ковырялся - не знаю.
 
  AG> 4. Волома. Среднее течение. Шершавая лапа человечества. Порог
  AG> Дяврума-Кошки. Баня.
 
  AG> Хотели было устроить дневку, но мошка заела окончательно.
  AG> Поэтому плывем дальше. И вот - впереди большой мост. Действующий. И
 под мостом - дерьмо. В смысле, бревна.
 
  AG> находящийся на действующей грунтовой дороге. А перед самым мостом
  AG> справа в Волому втекает долгожданная Талвиесдеги. С воды
  AG> просматривается долина притока.
 [беллетристика]
  AG> возвышенность. Один этот пейзаж оправдывает все наши мучения со
  AG> шкуродерами.
 
 см. выше - вовсе незачем было обдирать бока в этой канализации.
 
  AG> Менее чем через километр после вышки начинается довольно протяженный
  AG> порог. Первая его ступень - просто длинный перекат с поворотом влево.
 если не ошибаюсь, третий после моста.
  AG> Между ступенями можно зачалиться у любого берега, но у правого
  AG> предпочтительнее, имея в виду дальнейшее движение. Вторая ступень
  AG> неприятна. Река разливается чересчур широко и, как следствие, мелеет,
  AG> обнажая свою шкуродерную сущность. На выходе из порога крутое падение
  AG> воды по всей ширине реки, прерывающееся островком у правого берега.
 примерно полуметровый сливчик, не видный от входа и слишком мелкий, чтобы его
 пройти
  AG> Похоже, в большую воду слив можно пройти по основной струе левее
  AG> островка. В нашу воду - никак. Струя слишком слаба для прохода на
  AG> плаву и слишком сильна для проводки на бечеве. Приходится
 разумеется, влетели. Как это проходят? А вот так - бум, хрясь, байда застревает
 "на самом интересном месте" как памятник героям речной флотилии (ну, постамент,
 где какой-нибудь катер прицеплен за хвост, а половина корпуса висит в воздухе :)
 - нас почему-то это всегда очень веселило. Но мне и вовсе не повезло - когда я
 туда влетел, поперек слива торчала намертво застрявшая предыдущая байдарка - так
 что клювом щелкать не следует.
 
  AG> Через километр-полтора после этого порога, сразу после левого
  AG> поворота, несложный порог длиной около 150 метров. Встретили рыбака на
 совершенно его не помню (не рыбака, естественно).
  AG> До маленького безымянного озера, что перед оз.Куранъярви,
  AG> проходим еще 3-4 порожка. Без осмотра и каких-либо неприятностей.
 и этих тоже.
 То, что дальше, у меня в записках нечитабельно. Однако слово "шкуродер"
 разобрать можно. :) Видимо, матросам пришлось изображать "девушек с веслом",
 продираясь по кустам. Стоять мы предпочли в третьем озере, побольше [Елозеро] -
 совсем не так красиво, зато продувается. Кроме того, все последующее на карте
 обозвано по п.б. - бол.Деухишуо, а по л.б. - три болота с еще более языколомными
 названиями. Короче, стоять там особо негде, и этой радости - километров на 30 -
 хотелось пройти ее за день.
 
 Ничего особенного - может быть потому, что мне осточертело обдирать морду о
 ветки, продираясь вдоль порожков, только чтобы убедиться в отсутствии
 "водопадика" из предыдущей части (нет его там, все идется сходу), девушка-матрос
 пропорола ногу о какую-то железку под мостом, и вообще - бэээ... не хочу туда.
 
  AG> За полкилометра до впадения Воломы в Елозеро реку пересекает
  AG> еще один мост. Перед ним нахально лежит многолетний завал. Не
 он разбирабелен, но нам чем-то не понравился (глубоко там что ли? не помню).
 Обносится.
 
  AG> Без осмотра и без приключений проходим порог, потом еще один.
  AG> Пороги "читаются" с ходу. С трепетом ждем порога Дяврума-Кошки -
  AG> единственного "именного" порога на маршруте. Мысль: раз ему дали
 совершенно его не помню. Помню только приколы над его названием. (наши - еще
 глупее ваших)
  AG> оказалась беднее вымысла. Порог не хилый (тут все они уже не
  AG> хилые), но один из самых простых технически. Нужно просто
 сомневаюсь, чтобы мы были в состоянии его оценить под дождем. Непонятно, чего
 ради его осчастливили таким имячком.
 
  AG> работаем веслами. И вот - удача! Впереди виден порог из двух
  AG> коротких ступеней, а на правом берегу стоит изба. Возникает
  AG> надежда на приличную стоянку.
  AG> Вдоль первой ступени порога по правому берегу тянется ряжевая
  AG> стенка. Заходить лучше ближе к ПБ. В пороге струя рассыпается,
 насколь я помню, мне он был существенно неприятен (может быть из-за остатков
 ряжевой стенки, не люблю я порогов с гвоздями, может потому, что три часа уже
 шел проливной дождь, а еще пришлось эту гадость осматривать по мерзким мокрым
 кустам), но в общем, не бог весть что.
 
 у нас было уже 18:00, дождь продолжался, так что если б не эта изба, мы бы там
 и околели. В общем, "кавалерийская" попытка пройти все за день не удалась, и
 слава Аллаху - дальше еще болотнее.
 
  AG> непригодна. Зато первая что надо. Есть печка, стол, железная
  AG> кровать и широкие полати, на которые при желании могут улечься
 дверь, кто украл дверь? Руки бы оторвал.
 
 в общем, место не райское - болото, сухого места почти нет, комарятник :(
 
 Больше до самого притока из Лазаревского ничего серьезного нет, а есть
 мерзопакостнейшее болото. Кстати, подальше на безымянном притоке действительно
 есть еще одна изба, на этот раз дверь на месте, но печка похуже.
 
  AG> реки виден вход в порог. Справа в Волому впадает протока из
  AG> оз.Лазаревского с крайне ленивым течением, в устье через нее
  AG> переброшен мост.
 между прочим, под тем мостом глубина больше двух метров, и "крайне ленивое
 течение" не позволяет даже близко подойти к пролету. ММать.
 
 если кому-то приспичит искать этот приток, приметы - река резко
 поворачивает на 90, как будто упираясь в здоровую горку, мост
 видно с реки, видно что он чистый и проходимый (ага, только не
 в эту сторону), ну а полных тормозов ждет нехилый порог,
 который уж точно ни с чем не перепутаешь.
 
  AG> Этот порог, пожалуй, самый мощный из всех, что нам встречались.
  AG> Явная тройка. На более популярном маршруте такой порог имел бы
  AG> собственное название. Просмотр необходим. По правому берегу идет
 
 пожалуй, это и единственный стоящий порог на Воломе. (я думал,
 может там дальше такие же, но ваш отчет меня разочаровал в этой
 реке окончательно). И воды налито, и скучать не придется. Как и
 положено по закону подлости, нам туда не надо - посмотрели и
 сделали этой реке ручкой. Похоже, правильно сделали.
 
 Дальнейшее, соответственно, чисто умозрительно (наш запасной
 вариант): чтобы не иметь дело с "дровами" в Сонозере и далее не
 пилить громадное Сегозеро, можно сделать связку с Елмозером (до
 него около 6 км, правда, сильно пересеченной местности, мы там
 бродили пехом), теоретически от Венгигоры можно и доехать туда,
 если кто-нибудь согластися довезти - дорога есть. Нижняя Елма
 - сплошная дрянь(все подтоплено), но это лучше, чем дрова. А
 дальше будет Ондозеро и Онда - сама по себе слишком короткая,
 но в такой связке вполне симпатичная. H.Елма - день (у нас не
 вышло, получилось полтора), Онда - день, Ондозеро - как повезет
 (здоровенный открытый водоем).
 
 
 > Alex
 
  Дополнение Громова
 
  Date: 26 May 98
  From: Alexander.Gromov@p17.f185.n5020.z2.fidonet.org
 
  Двойка. Всего около 50 препятствий, из них порядка 15
 двоечных. Троечных и выше нет. Местами крутые берега, горушки.
 Интересен порог перед Венгигорой, сразу за протокой из
 оз.Лазаревское. Верховья - шкуродеры. Оборудованных стоянок
 мало. Глушь. В низовьях (от Сонозера) возможен лесосплав. В
 93-м мы там намаялись, преодолевая километровые заторы.
 Сегозеро скорее понравилось, чем нет. Уехать можно как из
 Венгигоры, так и из Попова Порога. Автобусом. Из Паданов -
 хуже.
 
  Что еще сказать о Воломе? Второй раз туда не пойду. А вот
 на Поньгому пошел бы еще раз.
 
 ===============================================================
  FILE: spbpb.txt
  Почтово-багажный поезд Петербург-Мурманск
 
 Date: 8 Oct 96
 From: "Sergey V. Sorokin"
 
  Известно, что заметную долю в походе составляют
 транспортные расходы. Я хочу предложить всем надежный
 опробированный способ решения транспортно-финансовых проблем
 при походах на Кольский п-ов или в Северную Карелию. А именно:
 порекомендовать п/б поезд 931/932 Петербург-Мурманск.
 
  Достоинства
 
  1. Дешево, например, плацкартный билет от Питера до Хибин
 (Неф. пески) этим летом стоил чуть более 90тыс.руб. А на данном
 поезде мы уехали из Апатитов за 33т.р./чел (из Воньги за
 27т.р./чел.).
  2.Удобен при водных марщрутах - никаких проблем с грузом
 (байдарками, катамаранами и пр.), при перегрузе нет
 необходимости покупать багажный билет - стоимость проезда
 остается прежней.
  3.В вагоне очень свободно, лишь на крупных станциях входит
 народ, но все едут не далее нескольких остановок.
  4. Никаких проблем с кипятком: круглосуточно или по
 заявкам трудящихся.
  5. Долго стоит на крупных станциях (в Петрозаводске более
 1 часа) можно успеть сбегать затариться продомольствием, пивом
 и пр. вдали от вокзала по боее умеренным ценам).
 
  Недостатки
 
  1. При поездке туда не удачное время отправления.
  2. Идет достаточно медленно.
 
  Теперь техническая информация
 
  1. При посадке не следует покупать билет - всегда можно
 договориться значительно дешевле (особенно при группе более 6
 чел.). Сбосить более указанных выше цен маловероятно. Угроза
 купить билет помогает при торговле с несговорчивыми
 проводниками.
  2. Отправление из Питера в 3.53 ежедневно. Сесть без
 билета в Питере проблематично, поэтому следует на последней
 электричке (23.25) добраться до Волховстроя (прибытие около
 1.50, можно ехать опять же без билетов), где и дождаться 932
 п/б
 
  В Энгозеро прибывает около 11 утра следующего дня, что
 очень удобно. В Апатиты - вечером того же дня.
 
  Обратная дорога
 
  Из Апатитов уходит в 23.58 (остальные Питерские поезда в
 4-5 утра). Ночь в поезде лежа на полке приятнее ночи на
 вокзале) Прибытие в Питер в 17.00 (для сравнения 185-ый лишь на
 3 часа ранее). тяжело садиться в апатитах в пятницу вечером -
 оба вагона штурмуются рыбаками, но через час-два, если
 прощелкали посадку, уже можно занять лежачие места, а после
 Кандалакши поезд уже пустой.
  931 - очень удобен при возвращении с Воньги:
 останавливается у моста около 10.20 утра (в это же время 10.00
 поезд в сторону Энгозера)
 
  P.S. кому интересны подробности - пишите могу поделиться
 подробностями, как в прошлом году добиралтсь на перекладных на
 Приполярный Урал.
 ===============================================================
  FILE: karzap.txt
  Реки Средней Карелии
 
  "Вольный Ветер" 28
 
 Оригинал этого документа расположен на
 http://www.glasnet.ru/~lavrov/veter/midkar.html ¦ http://www.glasnet.ru/~lavrov/veter/midkar.html
 
  С недавних пор благодаря некоторому смягчению пограничного
 режима упростились подъезды по железнодорожной ветке
 С.-Петербург -- Костомукша к верховьям рек Средней Карелии. Они
 берут начало на склонах Западно-Карельской возвышенности и
 отличаются сравнительно большими уклонами русла. Возможны два
 маршрута, позволяющие пересечь Карелию с запада на восток:
  ст. Пенинга -- р. Тумба -- р. Сонго -- р. Лужма -- оз.
 Сегозеро -- р. Сегежа -- г. Сегежа; ст. Пенинга -- р. Волома --
 волок на Елмозеро -- р. Елма -- р. Онда -- пос. Май-Губа (или
 Надвоицы).
  Оба маршрута соответствуют 3 к.с.
  Наиболее пригодные для сплава суда -- разборные байдарки и
 каяки, а наилучшее время для путешествий -- конец мая -- июнь,
 пока много воды, или август, когда в изобилии грибы и ягоды.
 Возможно сочетание обоих маршрутов: р. Волома -- оз. Маслозеро
 -- волок на оз. Унутозеро -- р. Сонго -- р. Лужма -- пос.
 Паданы.
 
  Для заброски в истоки р. Тумба надо договориться с
 машинистом об остановке поезда у моста. Разговаривать удобнее
 всего во время длительной стоянки на ст. Суккозеро (тут
 отцепляют вагоны). Можно также доехать до моста через Тумбу
 попутной машиной от ст. Пенинга.

<< Пред.           стр. 172 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу