<< Пред.           стр. 173 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Вначале Тумба -- мелкая и узкая таежная речка с
 многочисленными перекатами, встречаются завалы. Через несколько
 часов сплава -- оз. Елеярви, здесь есть песчаные пляжи, хорошие
 стоянки. После озера река становится более многоводной, но в
 сухое лето неизбежна проводка судов. До впадения справа ручья
 Нурмис встречается много завалов, и это основная неприятность
 на маршруте. Места вокруг -- одни из самых глухих в Карелии:
 нет ни дорог, ни деревень. Порогов на реке много, их сложность
 сильно зависит от уровня воды. В очень малую воду некоторые
 препятствия приходится обносить прямо по обмелевшему руслу. В
 большую воду -- пороги до 4 к.т.
 
  Тумба впадает в оз. Кердано, плавно переходящее в
 Унутозеро. Западный берег последнего образован высокой
 скалистой грядой. Из Унутозера вытекает короткая, но бурная р.
 Сонго, на ней несколько порогов, наиболее серьезный из которых
 Тушели с большим падением русла. Отличительный ориентир --
 ряжевая дамба слева по ходу. Берега реки высокие, весьма
 живописные. Впадает Сонго в Селецкое озеро, откуда вытекает р.
 Лужма.
 
  Лужма короткая, полноводная и очень порожистая. По сути,
 это водоскат в оз. Сегозеро с перепадом уровней в два десятка
 метров. На порогах -- значительные валы, иногда приходится
 совершать замысловатые маневры. В устье реки находится пос.
 Паданы, связанный автобусным сообщением с Медвежьегорском (1
 рейс в сутки). Можно продолжить путь по обширному Сегозеру и,
 обнеся плотину на Поповом пороге, сплавиться по р. Сегеже до
 одноименной станции.
 
  Маршрут по рекам Волома -- Елма -- Онда проходит чуть
 севернее описанного выше. Опять-таки надо договориться с
 машинистом о высадке на мосту или подъехать на машине от
 станции Пенинга. Собирать суда удобно на правом берегу ниже
 деревянного моста. Волома шире Тумбы, и завалы здесь
 практически отсутствуют. В 1 км от старта начинаются шиверы и
 несложные порожки, а через 1 час хода -- первый серьезный порог
 длиной 300 м. Ниже потребуется обнос старого моста, затем до
 впадения реки в Сонозеро встретятся один сложный и несколько
 простых порогов. Далее река протекает через еще 7 озер, все они
 небольшие по размерам, очень уютные. В районе оз. Куранъярви р.
 Волома прорезает Западно-Карельскую гряду, холмы возвышаются
 над водой на 200 м. Препятствий на реке много, наиболее
 значительные встречаются после оз. Шуонъярви и перед впадением
 в оз. Лайгаярви. В этих прекрасных местах сосредоточено все
 лучшее, что есть в Карелии.
 
  Покидаем Волому и перебираемся на р. Елму. Волок на
 Елмозеро удобнее всего совершить в районе резкого поворота
 Воломы на юг. Ориентиром служит изба на правом берегу. Через
 250 м от нее надо высадиться на левый берег и искать начало
 заросшего зимника, ведущего на восток через болота и холмы. На
 болоте старая гать, бревна трухлявые. Протяженность волока до
 заброшенной деревни Кузнаволок около 7 км, лодки придется
 разобрать.
 
  Длина следующей реки маршрута, Елмы, всего 20 км. В истоке
 -- старая проходимая плотина (на ее поросшей лесом насыпи
 удобно заночевать), а ниже два порога, первый из которых
 требует обязательного просмотра. Между порогами на правом
 берегу -- мраморные скалы. Ниже Типингянозера река неспешно
 течет по болотам.
 
  Ондозеро, куда впадает Елма, подпружено плотиной в истоке
 р. Онда, и его уровень поднят на 1 м. Поэтому по берегам много
 коряг, полузатопленных пней. На обширном озере часты штормы. На
 Онде в среднем 20 порогов, некоторые из них с собственными
 именами. Наиболее значительны Кривой (6-й по счету, ориентир --
 изба на левом берегу при входе в порог) и Буй, состоящий из 4
 ступеней. Буй расположен на участке между Кирасозером и
 Панозером; все ступени, кроме первой, требуют обязательного
 просмотра.
 
  Онда впадает в водохранилище, связанное с системой
 Беломорканала. Удобно закончить маршрут на ст. Май-Губа, хотя
 здесь останавливаются далеко не все поезда и стоянка не больше
 минуты. Можно плыть по Выгозеру в Надвоицы или Сегежу, это
 удлинит путь на 10--15 км.
 
 К.БЕКЕТОВ
 
 С.-Петербург
 ===============================================================
  FILE: vincha.txt
  Винча
 ---------------------------------------------------------------
 Описание взято со страницы Максима Бузулукова
 http://www.chat.ru/~buz/vinchi.html ¦ http://www.chat.ru/~buz/vinchi.html
 ---------------------------------------------------------------
 "В краю водопадов и озер"
 
  Маршрут сочетает в себе прохождение горно-таежной р.
 Винча, вытекающей из оз. Тикшезеро, и путешествие по
 живописному Княжегубскому водохранилищу, представляющему собой
 разветвленную систему озер. Опытные туристы-водники несомненно
 получат удовольствие от прохождения порогов, число которых на
 р. Винча протяженностью примерно 20 км. составляет 20 шт.
 Туристы, не обладающие достаточным опытом прохождения порогов,
 могут обнести препятствия, т.к. везде по берегу есть тропы,
 удобные для обноса.
 
  Любители озерных маршрутов оценят красоту озера Челозеро и
 оз. Лопское, а так же оз. Кукас. На всем маршруте хорошая
 рыбалка. При выборе маршрута нас привлекало то, что на
 протяжении ~20 км. перепад уровней воды составляет ~ 74 метра.
 Это обещало наличие порогов и водопадов и мы не ошиблись в
 этом. Кроме того к озеру Челозеро примыкает глубоководное
 горное озеро Кукас. Эти озера соединяются протокой длиной 2 км.
 , а разность высот 54 метра!
 
  Для справки приводится информация об уровнях озер, взятая
 из карт Карелии, изданных в 1993 году:
 
  Тикшеозеро - 111 м.
  Пайозеро - 49 м.
  Челозеро - 39 м.
  оз. Кукас - 93 м.
  Княжегубское водохр. - 37 м.
 
  До начала маршрута - истока р. Винча добираются машиной,
 которую нанимают в п. Чупа. Расстояние ~40 км. Из Тикшеозера р.
 Винча вытекает двумя рукавами. Наиболее удобен для прохождения
 правый рукав (в левом рукаве - 3 плотины и очень неудобные
 обносы).
 
  В правом рукаве сначала два проходимых порога, далее
 рукава сливаются. Следующее препятствие Акапорог легко
 узнается по двум скалам в воде перед ним. Перед порогом плотина
 со сливом, струя выносит на низкий мост, расположенный за
 плотиной. Прохождение слива плотины невозможно, т.к. байдарка
 неизбежно будет затянута под полузатопленый мост. В случае
 прохождения нижней части порога, плотину обносят по левому
 берегу. Далее река делает крутой поворот вправо и на участке
 ~350-400 метров теряет около 4-х меров высоты. Участок
 проходим, но необходимо произвести разведку. Желательно
 применение фартука, т.к. высокие валы заливают байдарку. Ниже
 порога обязательна страховка. Если порог не проходится, то
 обнос делается по правому берегу ~60 м.
 
  После Акапорога расположен порог Перекат (проходим).
 
  Далее следуют 3 Верхних Еловых порога (все они проходимы
 после разведки) и 5 Нижних Еловых порогов (4 первых их них
 вполне проходимы после разведки, а пятый проходим только при
 высоком уровне воды, как было в 1996 году, при низком уровне
 воды - обнос по левому берегу).
 
  После небольшого участка спокойной воды следует
 несомненное украшение маршрута - порог Собачий, представляющий
 собой водослив около 5 метров (общий перепад ~8 м. на длине 300
 м.). Очень красивый, мощный и несомненно непроходимый,
 обносится по левому берегу. Здесь же хорошее место для стоянки.
 Ориентиром порога Собачий служит низкий мост перед порогом,
 здесь проходит лесная дорога и иногда проходят лесовозы. Дорога
 ведет в лесопункт Нольозеро и далее на ст. Полярный Круг.
 
  За Собачим в пределах прямой видимости находится небольшой
 порог, после прохождения которого необходимо быстро причалить к
 левому берегу - впереди самый мощный на маршруте порог Падун
 (водослив около 10 метров и еще падение уровня 8 метров на
 участке 300 метров). Падун обносится по левому берегу. Здесь
 так же хорошее место для стоянки.
 
  Далее следуют пороги Хариус и Домашний, которые частично
 проходимы, а нижние участки приходится обносить из-за отвесных
 непроходимых сливов. Но лучше эти пороги обнести одновременно с
 Падуном по хорошей тропе примерно 1,5 км. в Пайозеро.
 
  На Пайозере на крупном острове хорошая стоянка, есть даже
 туристская баня.
 
  На выходе из Пайозера порог Тюрипорог (проходим у левого
 берега), здесь река впадает в озеро Каменное. Озеро красивое,
 хорошая рыбалка.
 
  На выходе из озера Каменное расположен порог Каменный,
 перед которым находится мост. В высокую воду мост следует
 обнести, так как сразу после моста глубокая пенная яма (бочка).
 Участок ниже "бочки" проходим. Здесь река поворачивает вправо и
 на протяжении 400 метров теряет несколько метров высоты после
 чего впадает в Челозеро. В пороге высокие стоячие волны и много
 камней. По правому берегу есть очень короткий обнос с хорошей
 тропой, которым следует воспользоваться при отказе от
 прохождения порога.
 
  На Челозере имеет смысл посетить его западную часть, в
 которую водопадом впадает протока из озера Кукас. С этого места
 можно сделать пеший переход на озеро Кукас. Длина протоки около
 2 километров при перепаде уровней 54 метра. Здесь можно
 поймать форель.
 
  Озеро Кукас расположено в высоких берегах, глубокое, очень
 красивое и видимо заслуживает отдельного описания, мы его не
 исследовали.
 
  Если следовать на восток от порога Каменный то, после
 прохождения несложного Винчапорога на выходе из Челозера,
 попадаем в Нотозеро, являющееся частью Княжегубского
 водохранилища.
 
  Интересно посетить озеро Пудос, на берегу которого
 находится гора Иванова (343 м.). С вершины горы открывается
 великолепный вид на систему озер Княжегубского водхранилища.
 
  Далее маршрут следует на север к озеру Лопское. Озеро
 богато рыбой и очень красивое. В западной части озера Лопское в
 него водопадом впадает протока из озера Нижние Кичаны.
 
  Из озера Лопское далее по системе озер двигаясь на север с
 заходом в многочисленные заливы (в зависимости от имеющегося
 времени) можно дойти до железнодорожной станции Княжая (пос.
 Затон и Лесобиржа). По пути много живописных островов и хорошая
 рыбалка.
 
  Заканчивать маршрут лучше в восточной части залива, там
 где расположены лодочные гаражи. По мосткам байдарки выносятся
 наверх к дороге. Отсюда примерно 300 метров до остановки
 автобуса, которым можно доехать до железнодорожного вокзала.
 Поезд ј373 на Москву отправляется в 19-23 (стоянка 10 минут) и
 прибывает в Москву утром в 4-20.
 
 Присылайте Ваши предложения и замечания.
 buz@chat.ru ¦ mailto:buz@chat.ru
 ===============================================================
  FILE: loimola.txt
  р. Лоймоланйоки - р. Тулемайоки
 
 

Южная Карелия. р. Лоймоланйоки (Лоймола) - р. Тулемайоки (Тулема), 3 (эл. 4) к.с. Сроки: 6 июня - 12 июня 1998 г.


 
Сведения о маршруте, которые могут быть интересны публике. Текст Алексея Скрипко с комментариями Hиколая Спрингиса.



 

Заброска.


 Из Москвы нужно ехать на поезде N 344 Москва-Мурманск (отправляется в 16:05 с Ленинградского вокзала). Hа ст. Лодейное Поле один вагон от этого поезда цепляют к местному дизелю Лодейное Поле - Питкяранта. Следовательно, из Москвы можно купить билет сразу до Питкяранты. Проблема в том, что вагон этот - купейный и билеты в него дорогие (180р - с ума сойти. - H.C.). Если вам не хочется тратить лишние деньги, то лучше взять плацкартный билет до Лодейного Поля (ок. 100 р.) и уже там купить билет на дизель до Питкяранты (ок. 25 р.). Для сравнения, купейный билет Москва - Питкяранта стоит ок. 180 р. Можно еще сэкономить, заплатив прямо проводнику в дизеле. (Когда мы, купив билеты, влезли в этот дизель, проводница сделала круглые глаза и сказала: "Вы что, сдурели, что ли? Кто же здесь в кассе билеты-то берет? У проводников ведь дешевле получается".)


 Дизель отправляется с Лодейного Поля в 5:00 и в Питкяранту приходит в 9:45 - умеющие спать сидя успевают отоспаться. Hа вокзале в Питкяранте присутствуют таксисты, которые сами предлагают довести до пос. Лоймола (исходная точка маршрута). Легковая машина, куда помещаются четыре человека с вещами, стоит 200 р. (цена, которую запросил водитель, а мы не торговались, ибо и так коммунизм). В Питкяранте есть магазины, где можно купить необходимые или недостающие продукты. В итоге около полудня вы оказываетесь в пос. Лоймола, откуда и начинается сплав по р. Лоймоланйоки. Место для стапеля - на л. б. реки, до или после автомобильного моста.


 

Сплав.


 Довольно точная и очень подробная лоция Лоймолы имеется в коллекции М. Мошкова. Поэтому опишу лишь ключевые препятствия маршрута.


 Порог "Веер" (3 с половиной к.с. - H.C.) - весьма крутая горка с общим перепадом ок. 2 м.; вход засорен камнями, у правого берега перед сливом - большая обливная плита. После слива - проносная бочка, за ней - в центре, чуть ближе к п. б., - зуб. Проход возможен как слева от зуба, так и справа от него (сразу оговорюсь, что все рекомендации относятся только к каяку). Примерно в 5 м. ниже зуба - бочка, которую можно при желании обойти слева. Далее короткая и слабая шивера. В июле - августе порог, по-видимому, непроходим.


 Порог "Ядрена вошь" - горка (по сравнению с "Веером", менее крутая) с характерным сливом и двумя последовательными косыми бочками. После слива примерно 150 м. выходной шиверы. Основная струя угадывается с воды, поэтому те, кто уверенно чувствует себя в бочке, могут идти порог без просмотра.


 Порог "Раякоски" - обычная шивера. Много обливных камней, многовариантная линия движения. Идется без просмотра.


 Порог "Цис" (вариант порога "Ядрена Вошь") - короткая входная шивера, затем прямой слив с несложной бочкой, далее выходная шивера с многовариантной линией движения. Требует просмотра, поскольку во входной шивере находится обливной камень, который достаточно сложно угадать с воды, в остальном никаких сложностей нет.


 Порог "Табун" - наиболее сложное препятствие р. Лоймола, 4 к.с. (Hеплохо смотрелся бы где-нибудь на Хангаруле. - H.C.) Hачинается на крутом левом повороте после довольно мощной шиверы (посередине реки - остров). Обе протоки проходимы, но зачалиться можно только в правой. Мощная входная шивера, два пологих слива (0,5 - 0,7 м) с косыми бочками и мощный слив высотой 1,2 - 1,5 м с довольно сложной пульсирующей бочкой. В правой части слива бочка проще, однако сам слив в этом месте очень крутой, в результате чего возникает опасность заклинить каяк (особенно по невысокой воде. - H.C.); слева слив более пологий, однако имеется сильный отбойный вал от расположенного слева валуна. В 10 м после основного слива - более простой слив (0,5 м) с достаточно мощной бочкой. Далее ок. 150 м. выходной шиверы с большим падением и обилием обливных камней - требуется хорошая слаломная техника.


 (Комментарий Hиколая Спрингиса. Как я увидел порог: короткая, но мощная входная шивера, затем в правой трети струи - пологий слив-горка порядка 1.2 - 1.5 м с проносной бочкой. Правая часть горки засорена камнями. За ней, на небольшом повороте - означенный слив с мощной пульсирующей бочкой слева. При попытке объехать бочку слева есть опасность вылететь на обливную плиту, от которой идет боковая струя. Метров через 10 - чистый слив 0.8 - 1 м, после чего струя переходит в правую треть русла и падает в косой слив, перелетая своей левой частью через обливной "шар". Далее -150 м продолжается мощная шивера-горка, на выходе - небольшой слив с большим обливным булдыганом по центру, который читается с воды, как вал. За порогом - небольшое красивое озерцо.)


 Общая длина порога "Табун" - ок. 250 м.; падение - ок. 8 м. Осмотр и возможный обнос по п. б.


 Порог "Осиновый каньон" - очень приятная шивера длиной ок. 1 км. с несколькими несложными сливами и бочками, есть удобные улова. В середине каньона, на левом повороте, - несильный прижим под скалу правого берега. Слева улово, где можно зачалиться и просмотреть основной слив. Прекрасное место для катания. Hа мой взгляд, "Осиновый каньон" намного интереснее "Белой лошади", что на Сев. Шуе. Осмотр по правому берегу.


 Сплав можно закончить у автомобильного моста через Лоймолу, в 3-х км. после "Осинового каньона". Мы же решили доплыть по р. Тулема до ст. Салми. Все препятствия Тулемы идутся без просмотра, есть довольно много приятных шивер и порожков, где на каяке можно покататься в свое удовольствие. Основную трудность представляет мошка, которая скапливается над порогами в немерянных количествах (водяной пылью питается, что ли?). Она попадает в нос, в рот, в глаза, в уши - словом, всюду.


 В нижнем течении Тулемы есть две плотины ГЭС. Первая обносится по левому берегу, вторая - по левому и по правому (похоже, одинаково неудобно. - H.C.). В пороге после первой плотины есть мощный слив (2,5 м.) с весьма нетривиальным заходом и с пенным котлом в скальной щели слева, мы туда не полезли. Вторая плотина интересна тем, что часть воды уходит в искусственный канал (справа), где расположены гидротурбины, а остальная вода идет по основному руслу (слева), где расположен довольно сложный порог. В середине мая, когда очень много воды, это, наверное, нормальная пятерка. Основная сложность - выходная бочка, образованная мощной правой струей, бьющей в расположенной справа камень (сильный отбойный вал) и менее мощной левой струей. Бочка неоднородная и пульсирующая; за ней большой обливной камень, с которого вода падает на плиту длиной ок. 10 м., заканчивается все это еще одной бочкой поменьше. Определенную трудность представляет и заход в основной слив. Чтобы попасть на прямую правую струю, необходимо либо переносить лодки через один пролет плотины и спускать их у правого берега, либо, при старте с левого берега, прыгать с наклонной плиты (примерно 60 гр. к горизонту) высотой ок. 2 м. Hа полиэтиленовом каяке это оптимальный вариант; для каркасной лодки лучше выбрать левую струю, менее полноводную, но с более равномерным падением. Описывать выходной участок порога не имеет смысла, поскольку те, кто пойдет основную часть, легко сориентируются на местности. Судя по описаниям, этот порог всегда обносят вместе с плотиной, а зря: для опытных групп он мог бы стать кульминационной точкой маршрута.


 

Отъезд.


 Разбирать лодки удобнее в 100 м. выше по течению от ж/д моста, на правом берегу Тулемы. С поляны следует выйти на железную дорогу, по которой до станции 1,5 км. Можно пройти через переезд и дойти до станции по асфальтированной дороге (заодно зайти в магазин). Поезд Питкяранта - Лодейное Поле прибывает на ст. Салми в 18:43, а в Лодейное Поле - примерно в 22:45. Здесь варианты те же, что и при заброске: можно купить билет прямо до Москвы, но в купейный вагон, а можно сделать пересадку в Лодейном Поле. Поезд N 181 Мурманск - Москва прибывает в Лодейное Поле в 23:06 и стоит там 20 минут. Билеты в кассе Лодейного Поля выписываются вручную, так что, если вздумаете делать пересадку, советую не терять времени, особенно если у вас большая группа. 181-й поезд приходит в Москву около полудня.


 

Рекомендации.


 Очень хороший тренировочный маршрут перед большим летним походом. Лично мне эта связка понравилась больше, чем Сев. Шуя, столь популярная среди каякеров. Существенным недостатком маршрута является большое количество довольно длинных плесов между определяющим порогами. Еще один минус - количество стоянок ограничено, так как изрядную часть берегов составляют торфяные болота. Оптимальное время проведения похода - первая половина июня; для экстремальщиков - вторая половина мая. Hадо учитывать, что в течение июня вода уже ощутимо падает. Да, владельцам полиэтиленовых лодок, видимо, придется раскошелиться на автомобильную заброску от Лодейного Поля (хи-хи).


 P.S. Иллюстрации к данному тексту (а возможно, и html-версия с иллюстрациями) будут через некоторое время выложены на http://www.translations.psec.ru/Photo.

 
 ===============================================================
  FILE: hapajok.txt
  Хаапайоки - Лиекса (Финляндия) - Северная Шуя
 
  1: начало
 
  ЦЕНТР ДОСУГА И ТВОРЧЕСТВА МОЛОДЕЖИ "ВИКТОРИЯ" ЮЖНОГО ОКРУГА г.МОСКВЫ
 
  ОТЧЕТ
 
  о водном (байдарка) походе по маршруту:
  г.Москва - г.Петрозаводск - таможенный пункт Вяртсиля -
 р.Хаапайоки - г.Лиекса - р.Лиекса - г.Йоэнсуу - таможенный пункт
 Вяртсиля - р.Шуя - г.Петрозаводск - г.Москва
 
  Категория сложности III
 
  июль-август 1995 года
 
 
  ЦДТМ "Виктория" Южного округа г. Москвы
  Школа N 728
 
  Руководители похода: Коцот С.Я. тел.: 328-68-54
  Жуков В.Ю. тел.: 388-34-54
 
 
 
  Отчет использовать: _________________________________________
 
  _____________________________________________________________
 
 
 
 
 
 
  Москва, 1995
 
  1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ
 
  1.1 Паспорт маршрута
 
  Организации, проводящие поход: ЦДТМ "Виктория" Южного округа
 г.Москвы.
  Район путешествия: Республика Карелия (в составе РФ), Финляндия
  Категория сложности: III (третья)
  Протяженность маршрута:
  сплав по р.Хапайоки 25 км

<< Пред.           стр. 173 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу