<< Пред. стр. 253 (из 787) След. >>
При нашем уровне воды здесь был только небольшой чистый слив.Через километр после впадения Сюрюнзяка на правом берегу виден
поселок Карталинская запань. За поселком река резко поворачива-
ет вправо. На этом четкие ориентиры на Б. Инзере кончаются - до
самой Сарыштинской шиверы. Сплав не сложен, препятствий за ис-
ключением затопленых у берега кустов нет. В первый день шли
4,5 ходовых часа и встали чуть выше устья реки Суран. На второй
день через 3 ходовых часа подошли к Сарыштинской шивере. Ориен-
тир - хорошо заметный, бурный левый приток - Сарышта . Сарыш-
тинская шивера сложности для сплава не представляла - небольшие
валы, да увеличившаяся скорость течения - вот и все. Длина это-
го участка около 7 км. Потом скорость течения снижается. Дальше
на Б. Инзере нет технических препятствий. Из заметных ориенти-
ров можно назвать крупный левый приток Казмаш, заброшенные де-
ревни Кызылярово и Ремашты.
4.3.Порог Айгир, реки М.Инзер - Инзер.
Порог Айгир расположен примерно в 1,5 километрах ниже одно-
именной железнодорожной станции. Порог начинается на правом по-
вороте реки.
Ориентиром порога можно считать скалы на правом берегу и ви-
димую впереди каменную осыпь на левом берегу. Осыпь образова-
лась после взрывных работ по прокладке железной дороги. В этом
месте железная дорога вплотную подходит к реке. Чалится для
разведки надо СРАЗУ ЖЕ как только стала видна осыпь и столбы
железной дороги, дальше зачалится к левому берегу невозможно. В
случае "влета" в порог чалится надо на правый берег. (Вообще же
большинство групп не сплавляются выше порога, а проходят пешком
2 км от ст.Айгир и ставят лагерь на одной из стоянок. Суда для
прохождения заносят по полотну ж/д. Так сделали и мы.) Разведка
порога проводится по левому берегу. Начинается порог серией
прямых валов небольшой (40-50см) высоты. Затем следует короткий
участок спокойной воды. На правом повороте слабый прижим к осы-
пи на левом берегу, в центре хаотические валы высотой 0.5-0.8
м. В конце поворота залитые камни у левого берега образуют две
бочки отстоящие одна от другой примерно на 30 м. Далее следует
прямой участок. Здесь основная струя идет по центру с серией
прямых валов. Река поворачивает налево, высота валов увеличива-
ется и достигает 1-1,2 м. Примерно в 100 м. после поворота, по
центру реки, немного ближе к левому берегу расположена большая
бочка высотой около 1,5 м. При большой воде она вырождается в
вал. Обойти ее можно сместившись к правому берегу. Далее следу-
ет прямой участок с хаотическими валами. Последний каскад по-
рога -так называемые "Синие скалы", здесь река делает небольшой
левый поворот, на правом берегу отвесные скалы. Под скалами об-
разуется последовательно несколько небольших уловов. По центру
серия валов высотой около метра. Дальше после небольшого зати-
шья следует довольно бурная шивера. Чалится после порога можно
на левый берег сразу после "Синих скал" или метров на 300 ниже,
после шиверы, в большой улов на левом берегу. Стоянки располо-
жены по левому берегу в начале порога, на "Синих скалах" и в
конце шиверы. Порог проходили по центру. Катамаран 4 с заходом
в центральную бочку, катамаран 2 обошел бочку справа. Уровень
воды был выше среднего для башкирской весны.
Мы простояли на пороге с 29 апреля по 4 мая , т.к. принимали
участие в соревнованиях "Чемпионат городов Урала". Утром 4 мая
мы еще раз занесли катамараны и прошли порог тандемом, после
чего загрузили вещи и ушли вниз. После порога шивера тянется
еще примерно на 5 километров, постепенно ослабевая. Основное
препятствие - валы высотой 0.5 - 0.8 м. От порога до поселка
Инзер по реке около 20 километров. Весной это меньше 2 часов
хода. Примерно в середине этого участка справа впадает крупный
приток - река Реветь. Железная дорога идет по берегу реки не-
сколько раз переходя с берега на берег. Ниже поселка Инзер Ма-
лый Инзер сливается с Большим Инзером и образуется река Инзер.
Сплав по Инзеру не представляет никакой технической сложности.
Река широкая, долина густо заселена, по берегу идет железная
дорога. Стартовав с порога Айгир в 12 ч. 10 мин. мы подошли к
деревне Бриштамак около 18 часов. Из этого времени около часа
мы затратили на спасработы на М. Инзере и на стоянку около де-
ревни Ассы, где уходила на пеший переход на Лемезу большая
часть групп. Мы решили идти на Лемезу через Бриштамак. Для пе-
рехода на Лемезу надо зачалиться на правый берег, примерно в
середине деревни Бриштамак, около остановки электрички. Уходить
на "пешку" в этот же день смысла не имело и мы заночевали неда-
леко от реки, в распадке, на поляне.
4.4.Пеший переход на р. Лемеза.
На переход мы вышли 5.05.97 в 11 часов 10 минут. От останов-
ки электрички в распадок ручья Бриш уходит тропа которая мет-
ров через 200 пересекает ручей и идет по левому (по движению)
краю распадка (здесь и далее все стороны указаны по движению
группы ,а не орографически). В 2 километрах от устья в распадке
расположена деревня Бриш . Тропа проходит через деревню. В кон-
це деревни распадок разветвляется на два. Необходимо идти по
левому. Сейчас в этот распадок уходит мощная дорога. По словам
местных жителей дорогу тянут на п. Искушту. Пока, что дорога
кончается почти сразу же за деревней. От конца деревни начина-
ется пологий подъем на перевал между ручьями Бриш и Кусагазы.
По распадку идет линия электропередачи. Примерно через два часа
после выхода со стоянки мы были на перевале. Здесь нужно повер-
нуть налево и идти по дороге, по вершине хребта. Линия электро-
передачи уходит вниз в долину Кусагазы, спускаться туда не нуж-
но. Дорога становится довольно грязной, приходится идти обходя
большие лужи. Дорога сначало идет немного вверх, потом без на-
бора высоты. Когда мы вышли на перевал начался дождь, сначала
небольшой, потом более сильный. Через час хода по дороге мы по-
обедали и обогрелись, благо дров хватало. На обед ушел 1 час 10
минут. Дождь прекратился, а вот грязи меньше не стало. Особых
ориентиров нет, ответвлений от дороги тоже. Дорога идет по ле-
су, пересекая небольшие пологие вершинки хребта. Около 6 часов
вечера справа подошла дорога идущая из деревни Ассы. После это-
го стало совсем грязно. Дорога забирает чуть влево и еще через
час после небольшого спуска выходит в широкую долину. Слева
подходит линия электропередачи идущая по долине реки Кусагазы
за ней хорошо видны высокие склоны хребта Бирьян. Примерно че-
рез час пути справа на склоне начинаются искуштинские покосы -
ровные зеленые лужайки. На первой же такой лужайке мы останови-
лись на ночевку в 8 часов вечера. До Искушты осталось 4-5 кило-
метров. На следующий день с утра поднялся довольно сильный ве-
тер, похолодало. Идти стало значительно легче - по ровной траве
покоса, иногда пересекая ручьи текущие с правого борта долины.
До Искушты мы дошли за 3 тридцатиминутные ходки и расположились
для сборки судов на поляне около самого берега Лемезы, чуть ни-
же по течению от поселка.
4.5.Река Лемеза
Еще при подходе к Лемезе начался дождь, а вскоре погода со-
всем испортилась - начался снег, температура опустилась куда-то
в район нуля градусов. Мы поставили большой тент от палатки и
занялись приготовлением обеда и ремонтом катамарана четверки ,
несколько поврежденного на Айгире. Стало ясно что при таких по-
годных условиях мы сумеем выйти на реку не раньше 7 вечера, а
порог Черная речка придется проходить (учитывая время необходи-
мое для разведки) полдесятого или в десять вечера. Поэтому было
принято решение перебазироваться на большую поляну в 1,5 кило-
метрах ниже, где были дрова и не было опасности затопления при
подъеме уровня воды. Экипаж катамарана двойки собравший свое
судно быстрее перенес по берегу, на поляну сначала катамаран, а
потом рюкзаки и занялся заготовкой дров. Экипаж четверки в семь
часов закончил сборку судна и в семь двадцать прибыл на стоянку
по воде.
На следующий день 7.05.97 погода улучшилась и закончив с ут-
ра подготовку судов мы стартовали к порогу Черная речка. Уро-
вень воды в Лемезе был весьма высокий, скорость течения значи-
тельная. Кусты по берегам реки были подтоплены и количество
мест для чалки ограничено. От Искушты до начала порога Черная
речка примерно 7 километров. Это меньше 40 минут сплава. Река
течет по узкой долине, скорость течения постепенно возрастает,
появляются небольшие валы. Порог Черная речка можно считать
двухступенчатым- первая ступень его "Большой Камень". Она начи-
нается на прямом участке реки. Ориентир - большие красные камни
на левом берегу и высокие скалы с отдельно стоящей скалой впе-
реди на левом берегу. Впрочем камни плохо заметны, а когда вид-
на скала на левом берегу чалится как правило уже поздно. Но
первая ступень не сложна - несколько прямых валов около метра
высотой и все. Надувные суда вполне могут идти ее без разведки.
Если же делать ее разведку, то чалится надо на левый берег.
После первой ступени до места начала разведки основной сту-
пени надо проплыть еще около километра и зачалится к левому
берегу, на левом повороте реки, к дороге идущей по берегу. Чуть
дальше по дороге стоят два памятника, с воды они не видны. До-
рога поднимается в гору и опускается в конце порога. От места
чалки река около 400 м. течет по прямой. На этом участке она
представляет собой шиверу с валами высотой около метра, ширина
реки 50-70 метров, скорость течения в нашу воду около 12 км/ч.
После прямой следует правый поворот, река сужается и за поворо-
том начинается ключевой участок порога. После короткой , 100
- 150 м. прямой река поворачивает налево. На повороте слабый
навал на крупные глыбы левого берега. Глыбы образуют серию ко-
сых валов высотой 0.5-0.8 м. Затем основная струя переходит к
правому берегу и на очередном правом повороте реки бьет в ска-
лу правого берега. За скалой стоит косой вал 1,2-1,4 м. После
прижима струя падает в довольно большую жесткую бочку размером
около полутора метров. За бочкой идет серия прямых валов высо-
той до 1,5 м. Затем река становится шире, валы слабее. Через
300 м. от правого поворота справа впадает бурный приток - Чер-
ная речка. Напротив притока место для чалки и для лагеря.
Порог проходили в основном под левым берегом пробивая не-
большие валы и бочки. После обхода главной бочки шли по центру.
Это описание дано для очень высокой воды. При меньшем уровне
воды и сам порог и тактика его прохождения могут быть другими.
Лагерь мы поставили на левом берегу на поляне ниже порога.
9.05.97 после дневки, в 10.30 группа пошла вниз по Лемезе.
Шивера после порога Черная речка тянется километра четыре-
пять. Это небольшие валы хаотично разбросанные по всему руслу
реки. Кусты по берегам были залиты и мест для чалки маловато.
Через 35-40 минут сплава т.е. примерно через 7 километров по-
дошли к мосту. Мост был низкий и для обноса мы зачалились к ле-
вому берегу. Мост заметили метров за 300. Чалка и обнос по ле-
вому берегу не слишком удобны, перед самым мостом на правом бе-
регу есть улов, но он слишком близко к мосту. На обнос затрати-
ли примерно полчаса. Через час двадцать хода после моста прича-
лили к правому берегу для осмотра водопада Атыш. Четких ориен-
тиров у водопада нет, чалится надо в конце большого прямого
участка с поляной на левом берегу, перед не крутым правым пово-
ротом. Через 6 километров после водопада Атыш Лемеза выходит из
гор. Берега подтоплены, иногда река течет через прибрежные кус-
ты, течение быстрое. Надо держатся главного русла и не заходить
в мелкие протоки где могут быть завалы. Ориентиры на этом уча-
стке - хутор Березняки на левом берегу примерно через час хода
после вдп. Атыш и деревня Верхние Лемезы на правом берегу че-
рез час сплава после Березняков. После Верхних Лемезов скорость
течения снижается, но все еще остается достаточной чтобы сохра-
нить хорошую путевую скорость. От Верхних до Нижних Лемезов по
нашей воде было около 3 часов сплава. Нижние Лемезы сильно рас-
тянуты, река около деревни широко разливается. За деревней
русло реки сужается, скорость течения замедляется и начинается
участок с сильным меандрированием. Иногда река делает повороты
почти на 180 градусов. На участок от Нижних Лемезов до устья
реки Сим мы затратили около 3 часов времени и в 14.30 10.05.97
закончили сплав на правом берегу реки Сим прямо напротив устья
Лемезы. Просушив и разобрав суда мы прошли 2 километра по тропе
вверх по течению Сима ,а потом перпендикулярно реке, через сады
и вышли на автобусную остановку у деревни Тикеево откуда в 7
вечера уехали в Уфу.
5. Обеспечение безопасности
Основной опасностью при сплаве на Южном Урале в период межсезо-
нья является низкая температура воды. У нас на маршруте темпе-
ратура воды колебалась от +0,5 до +3 градусов. В такой воде че-
ловек без гидрокостюма активно борется 5-7 минут, а через15 ми-
нут ему угрожает смерть от переохлаждения. Поэтому все участни-
ки группы имели полные гидрокостюмы. Спасжилет так же должен
быть достаточного объема чтобы уверенно держать человека на
плаву. Мы использовали надувные спасжилеты. При прохождении
маршрута основным видом страховки была самостраховка и взаимная
страховка экипажами друг друга. Все участники твердо знали дей-
ствия при попадании в воду и действия при проведении спасработ.
В проведении спасработ мы смогли попрактиковаться на Айгире где
наша группа обеспечивала судейскую страховку соревнований.
Страховку спасконцом мы не применяли, но на каждом судне был
готовый к работе спасконец.
6. Итоги похода, выводы, рекомендации
Поход прошел успешно, без происшествий. Маршрут пройден полно-
стью. Члены группы повысили свой технический и тактический уро-
вень и готовы к более сложным походам.
О маршруте можно сказать что это хороший маршрут для весны. Он
позволяет познакомится с большим районом Южного Урала и пройти
наиболее интересные пороги. Пожалуй интереснее ( но и гораздо
сложнее физически) может быть только маршрут Зилим- Б.Инзер и
далее по нитке нашего пути.
Выходить на маршрут мы советуем с 25 апреля до 1 мая , в край-
нем случае до 10 мая. Позже не желательно т.к. падает уровень
воды и реки к концу мая уже не пригодны для полноценного спор-
тивного сплава.
О снаряжении: Нами использовались два катамарана: четырех ме-
стный, на плоских гондолах - большое надежное судно многократно
проверенное в походах высших категорий трудности и двух местный
- спортивного типа. Каркасы на катамаранах были дюралевые. Па-
латка была одна, большая, с большим тентом. Остальное групповое
снаряжение было стандартным. Личное снаряжение должно быть дос-
таточно теплым , т.к. погода в этот период неустойчивая - сего-
дня светит солнце и +25 градусов, а завтра снег и температура
может упасть до -5. Крайне желательно иметь гидрокостюмы и на-
дувные спасжилеты достаточно большого объема.
Подъезды и выезды: Мы ехали с пересадкой в Инзере. Сначала на
поезде Уршак - Инзер. Отходит со ст.Уршак в 12.15 Мск. Приходит
в Инзер в 15.58 Мск , потом на пригородном поезде Инзер - Бело-
рецк, отходит из Инзера в 19.33 Мск, до ст. Карталы или 169км.
(правда нам удалось остановить поезд у самого моста через Б.Ин-
зер на 167км.). Так же можно ехать на поезде Уфа-Сибай (отходит
из Уфы в 19.25 мск) до станции Улу-Елга и идти назад около 7км.
Выезд не сложен- из деревни Тикеево утром и вечером в 9 и 19
часов местного времени ходит в Уфу автобус. В выходные дни есть
автобус в 14.00.
7. Ходовые карты
===============================================================
FILE: Inzer_lemeza_May.txt
Малый Инзер-Инзер-Лемеза
Re: Ю. Урал, р. малый Инзер
Date: 2 Dec 1996
From: alex@newcom.kiae.su (Rudnev Aleksei)
>Кто плавал по весне по сабжу?
>Расскажите про сей маршрут, (или аналогичные достойные внимания Альтернативы).
>Особенно интересно как добраться до начала маршрута,
>хотя-бы от ст. Инзер, или ст. Улу-Елга ;-).
>Буду благодарен за любую информацию...
Я плавал, Мал. Инзер - Инзер - Лемеза, с пешкой.
В туристском плане очень интересно и разнообразно, особенно как
мы попали - в самый паводок.
Подъезд - от станции Инзер местным поездом с часик, кажется; я
уж и не помню подробно, но проще некуда.
Сам Малый Инзер - шивера с бочками и валами, не более того, да
еще пара тросов висит и КСС в начале порога стояло; на каяке
покататься можно или на байде, катамараны все это пропахали и
не заметили. Лемеза была попристойнее - там кильнуло у кого то
честер, а по качеству подходов (20 км таакой пешки по тааким
грязям! впрочем год на год не приходится); по разнообразию же
природных явлений я другого такого похода на 6 дней и не
припомню!
Я уж не говорю про выкаты - километров 100 по реке в самый
паводок, когда мимо тебя коряги несет размером в десяток метров
- вспоминается Марк Твен _жизнь на Миссисипи_. Чтобы я еще
когда то с такой скоростью выкатывался...-:) Но это Лемеза -
что про Инзер, то тихая речка, если не считать порого-переката,