<< Пред. стр. 586 (из 787) След. >>
от Маттима до Бабичора. Потрепалохорошо. Несколько раз был на грани
переворота. Мой сплав вызывает
неподдельный интерес у непальцев.
Здесь явно никто раньше не
сплавлялся. Миагди - достаточно
мощная река, ближе по мощи к Бури
Гандаки, чем к Моли. Однако в
середине сентября период муссона
заканчивается, дождь уже льет
намного реже, чем полмесяца назад, и
уровень воды в реке начинает
потихоньку спадать.
17 сентября. Сплавился
по Миагди до самого устья - до
селения Бени. Разобрав катамаран,
дошли до селения Рахугхат - устья
реки Рахугхат Кхола, четвертой (по
плану сплава) реки, стекающей также
с Дхаулагири.
18 сентября. Совершили пешую
заброску до селения Дамдам, затем
сплавился по реке Рахугхат Кхола до
ее устья. Рахугхат Кхола - узкая и
маловодная речка, похожая на Моли в
ее среднем течении. Протекает в
основном в каньонообразном ущелье.
Целая проблема была со спуском
катамарана от тропы к реке - много
камней и глыб в русле. Начали пешую
заброску вдоль Кали Гандаки вверх
по ее течению. Дошли до Ранипаувы.
19 сентября. Завершили заброску
до устья реки Миристи, падающей с
Аннапурны. Это в 2-3 км выше Татопани,
второго на маршруте. Здесь, на
популярной туристской тропе до
Джомосома, горячий источник
"окультурен" - построен бассейн,
установлен киоск с кока-колой,
пепси-кодой и прочим. В бассейне
балдели три пары иностранных
туристов. У меня, к сожалению, не
было времени к ним присоединиться.
Начал сплав от устья Миристи.
Сплавился до Бени. Порогов выше 5 к,
ел. не было.
20 сентября. Рассчитался с
портером и попрощался со своим
офицером связи. Далее пошел один. От
Бени стал сплавляться по Кали
Гандаки с рюкзаком. Последний,
естественно, уменьшает
маневренность и устойчивость
судна. Пошел без разведки. Этому
способствовало то, что река стала
попроще (не сложнее 4 к, ел.) и пошире.
Поэтому я мог заранее уходить от
опасных прижимов. Шел без отдыха
целый день и закончил сплав за
селением Риди в 18 часов, когда уже
стало темнеть. Выдохся страшно.
Однако завтра предстоит не менее
трудный день. Нужно постараться
дойти до реки Трисули.
21 сентября. Встал в четыре утра,
через час уже был на воде. Шел целый
день с минимально короткими
остановками. На Кали Гандаки
участок от Ради до ее впадения в
Трисули) - лишь два более-менее
сложных порога: за несколько
километров до Рамдигхата (возле
автомобильного моста) порог 4 к. сл.
и возле Дивгхата (на последних
километрах Кали Гандаки) - 3-4 к, ел.
Остальные препятствия совсем
простые. Финишировал на Трисули,
перед Нарайангхатом, поздно
вечером.
22 сентября. Рано утром на
попутном автобусе через Мутлинг
добрался до Думре, а затем на
грузовике - до Бесисагара. Отсюда
пошла пешая заброска в верховья
Марсиангди (на Аннапурне) -
последней непальской реки, по
которой я буду сплавляться.
Заброска идет вдоль самого берега.
Нанял портера по 90 рупий в день плюс
"моя" еда. Я уже прошел Марсиашчи
частично в прошлую экспедицию.
Сейчас хочу забраться повыше.
Сегодня поднялись почти до
Дхаралани.
23 сентября. Дошли до моста возле
Браги, перед Манангом. Отсюда начал
сплав и сплавился до Гхиару.
24 сентября. Обнесли ущелья
возле Писанга и перед Багарчхопом.
Сплавился от Бхратанга до Коде.
Возле устья притока Марсиангди
реки Дудх Кхола встретился со своим
лайсон офицером, с которым
разминулся в Думре. Занесли
катамаран немного вверх по течению
на Дудх Кхалу, оттуда сплавился до
Начайгаона. Ущелье перед Талом
обнесли до Чамдже.
25 сентября. Продолжил сплав от
Чамдже. В районе Мирны (так же, как и
перед Пхалексангу) сложные пороги.
В Кхуди рассчитался с портером,
простился с лайсон офицером и
продолжил сплав уже с рюкзаком.
Заночевал сразу после левого
притока Чхангди Кхолы, в двух
километрах перед Вхоте Одаром.
Завтра опять предстоит гонка -
нужно завершить сплав по
Марсиангди.
26 сентябрь Весь день шел, почти
не приставая к берегу. Только в
районе Маркичока пришлось объехать
по дороге плотину на Марсиангди.
Финишировал в Муглинге в 18 часов.
Пришлось разбирать катамаран уже
ночью. Почти в двенадцать вместе с
лайсон офицером сел на автобус до
Катманду.
27 сентября. Прибыли утром в
Катманду. И только тогда, когда
попал "домой", т. е. к своему
знакомому Раму, у которого всегда
останавливался в Катманду,
позволил себе наконец-то
расслабиться. Это после месяца
сплошной беготни, дикого
напряжения, непрерывной работы с 5
утра до 20 часов ежедневно. Меня
охватила дикая радость. Ведь я
прошел все реки, которые хотел
пройти в Непале. В первую
экспедицию это были Барун, Арун,
Вхоте-Коси, Суп- Коси и Трисули, во
вторую - Лобуче Кхола, Имджа Кхола,
Дудх-Коси, Тамур и Марсиангди, в
третью - Бури Гандаки, Меди, Миагди,
Рахугхат Кхола, Кали Гандаки и
Марсиангди. Я "закрыл" для себя
Непал!
Решил поискать наших альпинистов и
разузнать у них, как идут дела с
советскими и польскими
экспедициями на Аннацурну, Чо-Ойю и
Эверест- Так познакомился с
Владимиром Шатаевым, он только что
вернулся из-под южной стены
Аннапурны. Владимир сказал, что у
него есть карты Каракорума и он
может мне их дать в Москве. Я
передал с ним письмо для моего отца.
Чуть позже познакомился с Николаем
Черным. Он рассказал, как
транспортировал Банду Руткевич
после ее травмы на Эльбрусе. Сейчас
Николай собирается на Аннапурну.
Если не получится с южной стороны,
то полезет с севера.
Весь день я ходил в приподнятом
настроении. Пора начинать
готовиться к последнему этапу
экспедиции - реке Тиста, стекающей с
Канченджанги, в Сиккиме и Западной
Бенгалии (Индия).
30 сентября. Утром сдал в
посольство Индии паспорт и анкету.
Попросил, чтобы к 15 часам поставили
визу, ведь автобусы в Какарбхитту,
на восточную границу Непала и Индии
отправляются не позже этого
времени, а непальская виза у меня
завтра кончается. В 15.15 получил
паспорт, взял такси, заехал
"домой" за рюкзаком и трубами и
поехал на автовокзал. На автобус в
Какарбхитту успел, и мы выехали из
Катманду.
1 октября. Прибыл в Какарбхитту
днем. Быстро прошел все пограничные
и таможенные формальности и...
оказался уже в Индии. В джипе вместе
с кучей мешков с лимонами добрался
до Силигури (Шилигури) в Западной
Бенгалин. С трудом подпел
более-менее дешевую гостиницу - в
городах Индии цены за гостиницу (по
отношению к непальским) весьма
дорогие.
2 октября. Я не имел пермита на
посещение Сиккима (и тем более на
сплав в Сиккиме) и решил для начала
сплавиться по нижней части Тисты,
протекающей в Западной Бенгалии
(здесь пермиты не нужны). По карте
первым селением на Тисте в Западной
Бенгалии был Калимпонг. Поэтому я
со всеми своими вещами сел рано
утром в автобус, идущий до него.
Однако за несколько километров до
Калимпонга на мосту через Тисту
(Тиста Бридж) меня ждал не очень
приятный сюрприз - контрольный
пост. Оказалось, что вокруг
национальный парк и всех
иностранцев, посещающих эти места,
регистрируют. Стало быть, в
Западной Вен- Галин можно начать
сплав только ниже Тиста Бридж. Но я
все-таки съездил в Калимпонг.
Дорога от моста ползет вверх и
только вверх. Места - потрясающе
красивые. Невиданные мною ранее
деревья и растения. На автобусе
вернулся обратно и за Тиста Бридж
начал сплав по реке, она здесь
несложная. Заночевал на правом
берегу.
3 октября. Продолжил сплав по
Тисте. И закончил его за Коронатион
Бридж и селением Сивок, когда река
вышла на равнину. Оставалось
несколько километров до границы
Индии и Бангладеш.
4 октября. Вернулся в Силщури.
Удалось получить термит на
посещение Сшасима, для чего
пришлось обратиться в Департамент
туризма Сиккима в Гангтоке.
5 октября Рано утром выехал на
автобусе в Гангток. На границе
Западной Бенгалии и Сиккима в
селении Рангло двойная проверка
паспорта и сиккимского термита. В
Гангток добрался днем. Очень
красивый город - многоярусный. Хотя
в основном в Сиккиме живут
непальцы, но их уровень жизни здесь
явно выше, чем в горных районах.
Одеваются здесь совершенно
по-европейски. Сходил в Департамент
туризма Сиккима. Оттуда меня
отослали в фирму "Эдвэй Турс энд
Травэллс" к мистеру Четри. Именно
эта фирма осуществляет сплав
туристов по Тисте в Сигасиме
(стоимость двухдневного рафтинга
-100 долларов на человека). Мистер
Четри отнесся с пониманием ко мне и
обещал бесплатно (или за небольшую
плату) подготовить мне пермит на
сплав по Тисте от Макхи до Рангло.
Велел мне прийти завтра. Я решил
съездить в Пходонг. С одной стороны,
там известный буддийский храм. С
другой стороны, намного дешевле
гостиница и еда, чем в Гангтоке.
6 октября. Осмотрев рано утром
храм вернулся в Ганкток. Мистер
Четри сообщил, что пермит для меня
рогов, Но у него для меня одно
условие: 8 октября я приму участие в
церемонии открытия
водно-туристскою сезона в Бардаше,
Мол, в этом празднике будет
принимать участие главный министр
штата Сикким. Я согласился. Получив
пермит на рафтинг по Тисте от Махай
до Рангло, я уже поздно вечером
добрался до Сингтама,
расположенного на берегу Тисты.
7 октября. Рано утром выехал в
Максу (до нее было 15 км). Дорога шла
вдоль Тисты, и я осматривал ее.
Пороги на реке не превышали 4 к.
Сложности, поэтому я мог
сплавляться по Тисте без остановки.
Сплав начал от Макси. 30 км до Рангло
преодолел к 15 часам. К сожалению
проскочил пограничную (между
штатами Зал. Бенгалия и Сикким)
речку - приток Типы и оказался в
штате Западная Бенгалия.
Пикантность ситуации заключалась в
том, что я не имел возможности
официально (по дороге, через
пропускной пункт) повторно попасть
в штат Сикхам. Поэтому мне пришлось
оставить на берегу катамаран и