<< Пред.           стр. 700 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Действует ж.д. Ереван--Тбилиси (поезд раз в два дня). На
 Москву поездов нет. Ж.д. в Степанакерте и Мегри -- не
 действуют.
 
  3. Внутренний транспорт.
 
  Железные дороги: из Еревана ходят 4 электрички
 (см.Расписания) и поезд на Тбилиси. Летом ходит еще электричка
 из Севана на Шоржу. В Варденис, Зод пассажирского движения нет.
 
  Автобусы -- самый распространенный транспорт в Армении.
 Отправление автобусов из Еревана -- см.Расписания. Если у вас
 нет денег, вас довезут и так.
 
  Местных авиарейсов нет, имеется только заказной вертолет в
 Степанакерт.
 
  Автостоп -- без проблем, но машины часто перегружены.
 Трасса Ереван--Севан -- скоростная, движение очень хорошее.
 Ереван--Горис--Мегри, Ереван--Гюмри(Ленинакан)--Богдановка --
 движение регулярное. На Варденис легче ехать через Мартуни,
 хотя через Шоржу тоже возможно. На Карабах лучше (проще) ехать
 через Лачин.
 
  4. Деньги.
 
  Денежная единица -- армянский драм. 1$ = 500 драм, 1000
 росс.руб = 85 драм (8.1997). В Ереване обмен валют -- на каждом
 шагу. В маленьких городках (Эчмиадзин, Севан, Мегри...)
 обменять тоже можно, но курс хуже. В приграничных с Грузией
 районах в ходу также рубли (как и с грузинской стороны).
 
  Цены: метро и городской транспорт 40 драм, арбузы от 25
 (Арарат) до 80 (Мартакерт) драм/кг, хлеб 110 драм. В среднем
 еда в Ереване стоит 40% от московской цены. Но будьте
 внимательны при покупках и обмене: часто обсчитывают!
 
  5. Полезные сведения.
 
  Из городов сменили названия: Гукасян (ныне Ашоцк),
 Калинино (Ташир), Кафан (Капан), Кировакан (Ванадзор),
 Ленинакан (Гюмри), Октемберян (Армавир) и некоторые другие.
 
  Большая часть территории Армении -- горы. Так, Ереван
 находится на высоте 850--1300 м, оз.Севан -- 1900 м, основные
 трассы поднимаются до 2500 м. В горных районах днем жарко,
 ночью весьма холодно, даже летом.
 
  Русский язык почти исчез из официального обихода, впрочем
 в Армении он никогда и не был особенно распространен.
 Большинство надписей, названий улиц, маршрутов автобусов, газет
 -- по-армянски (собственный алфавит). Тем не менее русский язык
 помнят (почти все) и относятся к русским чрезвычайно хорошо.
 
  Стоит побывать: в Ереване, Эчмиадзине (много старинных
 церквей, в т.ч.кафедральный собор 303 г.), Гюмри (руины от
 землятресения 1988 г), на оз.Севан. Близ г.Севан на побережье
 имеется монастырь.
 
  Если вам нужна иранская виза, вы можете получить ее в
 Ереване как транзитную (для проезда, например, в Туркменистан).
 Заполните 2 экз. анкеты, принесете 3 фотографии и ксерокопию
 первой страницы загранпаспорта. Делается без проблем за 10-11
 дней. Виза может действовать 10 дней и стоит $15. Координаты
 иранского посольства: Ереван, ул.Комитаса, где рынок -- чуть
 пониже.
 
 
   * НАГОРНО-КАРАБАХСКАЯ РЕСПУБЛИКА * 
 
  -- особое государствоидное образование, находящееся,
 вместе с прилежащими районами, под контролем Армении. Города и
 села, на 3/4 разрушенные войной (кроме Степанакерта, который
 уже восстановлен), множество военных на дорогах и в городах,
 сгоревшие танки на обочинах и заросшие травой руины могут
 оставить тяжелое впечатление. Тем не менее, Карабах с его
 бесконечными горами, дорожными серпантинами и открытыми,
 добрыми людьми весьма заслуживает посещения.
 
  Вопреки ходячему мнению, находиться сейчас в Карабахе не
 опасно.
 
  1. Попадание.
 
  Перед посещением НКР хорошо бы получить специальную визу в
 представительстве НКР в Ереване. Визу могут проверить как на
 въезде, так и в самом Карабахе. Вместо визы на въезде можно
 показать ксиву, что вы путешественники, а можно проехать в
 машине (автобусе) с местными и ничего не показать; но если в
 вас заподозрят шпионов (а это рано или поздно случится),
 задержат, но визы у вас не окажется, вам предстоит посещение
 Степанакертского КГБ, где вас обыщут и посоветуют немедленно
 покинуть Карабах.
 
  В Карабах ведет две дороги (обе из Армении; из
 Азербайджана проехать нельзя). Первая -- через Варденис--Зод,
 очень тяжелая грунтовая дорога с перевалами под 2500 и редким
 движением армянских военных машин; выходит на Мартакерт;
 таможня -- в 10 км дальше Зода; вторая дорога -- через
 Горис--Лачин, чуть получше, таможня возле Лачина, есть автобусы
 Ереван--Степанакерт (2 раза в сутки) и редкие машины.
 
  2. Локальный транспорт.
 
  С транспортом в Карабахе плохо! Редкие машины проезжают,
 одолеваемые местными стопщиками, добирающимися куда-то. Семь
 человек в горбатой "Волге", 6 человек в темном кузове ИЖ-а
 ("каблучок"), пассажир, вылезающий из переполненного автобуса
 через вентиляционный люк в крыше, "рафик" Степанакерт--Лачин,
 просящий с попутчиков по 5000 драм ($10, что соответствует
 средей месячной зарплате в тех местах), 100 километров,
 пройденные автостопом за полный день на девяти машинах --
 обыкновенные явления тех мест.
 
  Приготовьтесь долго сидеть на пыльных дорогах Карабаха в
 окружении других добирающихся. Держите паспорт наготове --
 может понадобиться. Не бойтесь стопить машину, в которой уже
 едет четверо -- по здешним меркам, она почти пуста.
 
  Дорога Степанакерт--Шуша -- уникальный серпантин, резко
 уходящий в гору, причем вид в одну сторону остается открытым.
 Стоит проехать по ней. Помните, что транзитные машины не
 заходят на самый верх, в Шушу, а огибают ее по объездной. Тем
 не менее в Шушу стоит заехать -- посмотреть.
 
  Ж.д. в Карабахе не действуют.
 
 
   * ГРУЗИЯ * 
 
  1. Территория.
 
  Грузия считается состоящей из четырех частей: Абхазия
 (столица Сухуми), Аджария (Батуми), Южная Осетия (Цхинвали) и
 собственно Грузия (Тбилиси). Однако, как Абхазия, так и
 Ю.Осетия считают себя независимыми от Тбилиси. Так, в Осетии в
 ходу российские рубли, советские паспорта, русский язык и
 российские миротворческие войска ("голубые каски"); проехать
 там можно. В Аджарии -- спокойно, хотя очень бедно даже по
 грузинским меркам. В Абхазию постороннему человеку проехать
 нельзя.
 
  2. Попадание туда и выбирание обратно.
 
  Из России в Грузию имеется три дороги, пересекающие
 Главный Кавказский хребет: Военно-грузинская дорога
 (Владикавказ -- Казбеги -- пер.Крестовый, 2379 -- Гудаури --
 Тбилиси), Военно-осетинская дорога (Алагир -- Бурон, таможня --
 Ниж.Зарамаг -- Рокский тоннель -- Цхинвали) и еще третья,
 ответвляющаяся от второй в Ниж.Зарамаге и через пер.Мамисонский
 (2820) выходящая в грузинский город Они к западу от Ю.Осетии.
 Все упомянутые пути безопасны, войны нет.
 
  Основной поток машин и автобусы идут по первым двум
 дорогам. Из Владикавказа есть автобусы как на Тбилиси, так и на
 Цхинвали. Третья дорога (на Они) очень плоха, и, по словам
 водителей, проходится только пешком. Трасса М27
 Ростов--Сухуми--Тбилиси, проходящая через Абхазию, сейчас
 совершенно блокированна и непроходима, как и параллельная ей
 железная дорога.
 
  С августа 1997 еженедельно ходит хитрым путем поезд
 Тбилиси--Москва: через Баку, Гудермес, Харьков, в пути трое
 суток.
 
  Основная трасса на Ереван -- через Баграташен, на Баку --
 через Казах, на Турцию -- через Батуми.
 
  3. Внутренний транспорт.
 
  Множество автобусов по всей Грузии, а также на
 Владикавказ, Мин.Воды, Москву, в Армению, Турцию и Азербайджан.
 Поезда. Электрички из Тбилиси на Боржоми, оттуда на Поти.
 Автостоп -- нет проблем.
 
  4. Полезные сведения.
 
  Деньги -- грузинские лари. 1$ = 1.25 лари, 1 лари = 4500
 росс.рублей (8.1997). Метро 20 тетри (0.2 лари), арбузы 10-20
 тетри за килограмм. В общем, цены в Тбилиси в два раза ниже
 московских.
 
  Язык -- грузинский, со своими собственными буквами.
 Русские надписи встречаются чрезвычайно редко. Между тем,
 русский язык все понимают и ответят на ваш вопрос по-русски без
 проявления какой-либо национальной розни.
 
  Переименования: Багдати (быв.Маяковский), Дедоплис-Цкаро
 (быв.Цители-Цкаро), Мартвили (быв.Гегечкори), Ниноцминда
 (быв.Богдановка), Сенаки (быв.Цхакая), Хони (быв.Цулукидзе).
 
  Иранская виза (в качестве транзитной, например, в
 Туркменистан) легко получается в иранском посольстве в Тбилиси,
 делается 10-20 дней и стоит $30. Координаты посольства: кому
 надо, спросите -- лень искать.
 
  Дополнения
 
  From: tour@vspu.ac.ru (Vladimir A. Petrov)
 
 
 Привет!
 
 > Г-да туристы!
 >
 > Если кто-нибудь был в Грузии в 1997-1998 гг,
 > большая просьба ответить на следующие вопросы:
 > - как туда забросится (конкретно - в Кутаиси)
 Дешевле всего - автобусом. Из Москвы ходят 2 раза в неделю от автовокзала
 на Щелковской (Икарус, в пути 2,5 суток), а также есть коммерческие рейсы
 откуда-то из Царицыно или в тех степях (Мерс, 1,5 сут.). Есть также рейсы
 из Ростова и Владикавказа. Эти все рейсы до Тбилиси.
 Из Внуково туда летают самолеты а/к АЛАК.
 
 > - какая там обстановка
  1996-97 годы была спокойная.
 
 > - каков визовый режим
  Достаточно иметь российский (советский) паспорт со вклейкой о гражданстве.
 На таможне (туда и обратно) будут цепляться к каждой закорючке (включая
 штамп военкомата, штамп таможни о въезде в Грузию при выезде и т.п.) с
 целью подоить нашего брата. К багажу придирки те же и с той же целью,
 а так - можно хоть ядренное оружие везти, лишь бы таможенник взял с вас
 "штраф" в свой карман.
 
 > - какая валюта в ходу.
  Основная валюта - грузинские лари(=100тетри), которые по курсу чуть
 меньше "зеленого". Также ходят доллары и рубли, по крайней мере они
 предпочтительней национальной валюты при расчетах с "физическими лицами",
 а в магазинах и т.п. - только лари, хотя обменные пункты в городах -
 почти на каждом шагу.
 
   * ТУРКМЕНИСТАН * 
 
  1. Общие сведения.
 
  Свою территорию (488 тыс.кв.км) Туркменистан унаследовал
 от Туркменской ССР. Административное деление -- пять вилоятов
 (областей) с центрами в Ташаузе, Чарджоу, Мары, Ашхабаде и
 Небит-Даге.
 
  Два автоперехода с Ираном (Гудриолум и Гаудан) и ж.д.
 переход (Серахс), куда ходит один поезд в два дня. Вполне
 действующий автопереход с Афганистаном (Кушка). Дорога в
 Казахстан (вдоль Каспия через высохший Кара-Богаз-Гол)
 существует, от Туркменбаши на Шевченко ходит автобус. (Все
 упомянутые переходы в сентябре 1997 действовали.) Несколько
 переходов с Узбекистаном. Паром на Баку (не реже раза в сутки).
 В Россию -- нет регулярных морских сообщений.
 
  Туркменский язык в настоящее время переводится с кириллицы
 на латиницу. Русский язык все знают, но в письменном виде
 почти не встречается.
 
  Названия крупнейших городов изменены (т.е. пишутся
 по-туркменски) следующим образом: Ашгабат (быв.Ашхабад), Гушгы
 (быв.Кушка), Гызыларват (быв.Кизыл-Арват), Дашховуз
 (быв.Ташауз), Туркменбаши (быв.Красноводск), Чэржев
 (быв.Чарджоу). Пусть это вас не удивляет.
 
  2. Деньги.
 
  Денежная единица -- туркменский манат. На 09.1997, 1$ =
 5500 манат, 1000 росс.руб = 900 манат. Обменные пункты, даже в
 Ашхабаде, редки.
 
  Все очень дешево, еда стоит примерно 20-30% от московской
 цены. Однако, за хлебом (800 манат) -- очередь, давка, только
 привезли и тут же кончился. На рынке его же продают за 2000
 манат.
 
  3. Внутренние пути сообщения.
 
  В Туркмении ходят поезда (см.Расписания: Ашхабад) и
 автобусы. Трасса Кизыл-Арват--Ашхабад--Чарджоу -- движение
 регулярное. В районе Туркменбаши, а также Кизыл-Атрека --
 движение плохое. Летом не забудьте, перемещаясь автостопом по
 Туркмении, взять с собой достаточно воды.
 
  Трасса из Ашхабада на север (Бахардок--Нукус) существует,
 но, по-видимому, весьма плоха.
 
  (Этот вариант -- не окончательный. Сведения по Туркмении
 уточняются и скоро будут дополнены.)
 
 
   * УЗБЕКИСТАН * 
 
  1. Общие сведения.
 
  Свою территорию (447 тыс.км) Узбекистан унаследовал от
 Узбекской ССР. Граничит с Афганистаном (но действующих
 переходов нет), Туркменией, Казахстаном, Киргизией и
 Таджикистаном. Столица -- Ташкент (2100 тыс.жит.).
 
  Узбекистан замечателен своими старинными городами (Бухара,
 Самарканд, Хива и др.) с огромным количеством древних мечетей,
 медресе и прочих исторических зданий. О них каждый может
 подробно узнать из специальной туристско-просветительской

<< Пред.           стр. 700 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу