<< Пред.           стр. 703 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 читающих мгновенно приобретают презрительное, высокомерное
 выражение, они тут же переходят на "ты" и решительно заявляют,
 что мне сюда нельзя. Естественно, без объяснения причин. Потом,
 впрочем, оказывается, что все-таки можно, но в порядке
 исключения и в последний раз. В попытках найти какие-нибудь
 разумные объяснения этому феномену я пришел к выводу, что дело
 в генетической антипатии, которую я у них вызываю.
 Действительно, люди там работают немолодые, воспитанные в
 советское время. И тут идет явно "не наш человек" - утверждает,
 что он профессор математики, а сам через границы пешком ходит!
 
  Впрочем, в данном случае они действительно сделали
 единственное во всей моей практике исключение и таки меня не
 пустили. Высадили.
 
  Поезд ушел, и пришлось сдать билет. Я попытался выяснить
 причину, на что мне было заявлено, что "понятие транзита через
 Словакию не существует". На мой вопрос "А как же едет поезд
 Москва - Братислава - Вена?" пограничники ответили: "Поезжай на
 украинско-словацкую границу и там выясняй, а здесь мы тебя не
 пустим!".
 
  Как я уже упоминал, невдалеке был автопереход. Но я был
 настолько деморализован, что действительно решил поехать через
 Украину (а это 500-километровый крюк.) Однако ни автобуса, ни
 поезда в нужную мне сторону в ближайшее время не было. Я решил
 отправиться автостопом.
 
  В первой же остановившейся машине сидели двое молодых
 поляков, которые ехали... в Словакию. За водкой: она там
 дешевле. Я решил, что это судьба. Как ни странно, так оно и
 оказалось. Почему-то в такой компании меня довольно свободно
 впустили в Словакию: на этом переходе понятие транзита
 существовало.
 
  Дальше все было делом техники. Понимая, что в словацкой
 деревне Скалите вряд ли есть пункт обмена валюты, небольшое
 количество крон я закупил загодя, в Польше. Без проблем проехав
 Словакию с севера на юг на поездах (дегустируя по дороге
 чудесное словацкое пиво), около 6 утра следующего дня я уже был
 на венгерской границе.
 
  На маленьком пограничном переходе Парассапушта
 пограничники с венгерской стороны никаким языком, кроме своего
 родного мадьярского, не владели. Я в меру своих возможностей
 выдавил из себя по-венгерски что-то вроде: "Математика
 профессор я. Петербург-из Будапешт-в университет-в ехать я.
 Греция виза. Греция-в ехать. Спасибо!". Они в ответ трижды
 пытались что-то у меня спросить, но я ничего не понимал (или не
 хотел понимать...) и только говорил: "Паспорт - спасибо!". В
 конце концов они обреченно поставили мне въездной штамп, и я
 пошел к ближайшей железнодорожной станции, находившейся в 3-4
 километрах от границы. А вокруг была такая красота...
 
  Дорога проходила вдоль горного массива Бржнь (замечу, что
 горный массив в Венгрии определяется пропорционально размерам
 страны). Раннее весеннее утро. Поют птицы и громко квакают
 лягушки: похоже, там находился какой-то лягушачий заповедник,
 так как первый же дорожный знак, который я увидел, был
 

 "Осторожно, лягушки!". Картину слегка омрачали два
 обстоятельства: во-первых, моросил легкий дождик, и во-вторых,
 водители попутных машин дружно игнорировали мое желание
 составить им компанию. Поэтому до станции я дошел слегка
 подмокшим.
 
  Вскоре я уже приехал в Будапешт. На следующий день у меня
 была лекция в университете, и вечером того же дня я отправился
 дальше. В неизвестность, так как ни в Румынии, ни в Болгарии
 мне раньше бывать не приходилось.
 
  Рано утром я уже подъезжал к венгерско-румынской границе
 на маленьком поезде из трех красных вагончиков. За окном была
 пасторальная картина: аккуратные ухоженные поля, бегают
 зайчики, стоят чистенькие домики. Вокруг тихо и безлюдно. Так
 все выглядело вплоть до самой румынской границы, которую я
 традиционно ради экономии переходил пешком (проехать эти 4 км
 на поезде стоит 12 DM).
 
  Стоило мне выйти за шлагбаум румынской таможни, как
 картина неузнаваемо изменилась. Разбитая пыльная дорога,
 уткнувшиеся в землю трактора на полях... Тут же набежала толпа
 цыганок, менял и прочей публики с разнообразными предложениями:
 купить, продать, подать и т. п., - которые я дружелюбно, но
 решительно отклонил. Надо было как-то добраться до города Aрад
 - около 50 км: там проходила магистральная железная дорога. До
 ближайшей станции было 3 км, но поезд на Арад шел только через
 6 часов, и я решил снова воспользоваться услугами автостопа.
 
  Остановилась Audi с австрийским номером. Я очень
 обрадовался этому маленькому кусочку Европы - сел и стал на
 дурном немецком жаловаться водителю, как тут все плохо...
 Однако вскоре я заметил, что водитель отвечает мне как-то
 невпопад и, что самое странное, на таком же дурном немецком.
 Выяснилось, что это никакой не австриец, а сердобольный местный
 житель. Отдавая дань уважения, я перешел на румынский (еще
 худший, пожалуй, чем немецкий), который, к тому же, к концу
 каждой фразы плавно трансформировался в итальянский. За такой
 вот милой беседой мы и доехали до Арада. Замечательный городок,
 только очень пыльный, и пьяных к полудню можно было встретить
 на каждом шагу. Причиной этому феномену был экономический
 кризис: в городе остановились почти все предприятия. В
 результате половина работников участвовала в перманентной
 общегородской стачке, а другая половина просто запила. Кроме
 всего прочего, городской транспорт в Араде работает только в
 утренние и вечерние часы "пик", поэтому до вокзала мне пришлось
 добираться пешком.
 
  Теперь надо было решать, в каком месте пересекать границу
 с Болгарией. Я выбрал кратчайший по расстоянию маршрут: на
 поезде до Калафaта - это на берегу Дуная, где сходятся три
 страны, - Болгария, Сербия и Румыния, а затем на
 пароме-"фериботе" через Дунай в болгарский город Видин. Утром
 следующего дня я уже стоял в толпе румынских торговцев,
 ожидающих посадки на ферибот.
 
  На том берегу Дуная находится нечто вроде "свободной
 экономической зоны". Это километровая полоса между берегом и
 КПП, где находятся магазинчики и небольшой базар. На сходе с
 трапа стояли три здоровенных джентльмена весьма свирепого вида
 и собирали с каждого вступающего на болгарскую землю торговца
 по 2 доллара. Я дождался, пока толпа схлынет, и категорически
 отказался платить дань, заявив, что я не торговец, а транзитный
 путешественник. Джентльмены отнеслись к моим объяснениям
 благосклонно и ничего не взяли.
 
  Добредя до КПП, я предъявил паспорт офицеру. Тот сообщил
 мне, что транзит через Болгарию возможен, если у меня есть в
 наличии не менее 80 долларов. У меня к тому моменту их
 оставалось лишь 28...
 
  Повисла многозначительная пауза, причем оба мы понимали,
 что все равно он меня пропустит. Чтобы помочь ему, я подробно
 объяснил (по правде сказать, не заботясь об истинности того,
 что говорю), как я доеду до Афин за 26 долларов, не дороже.
 Его это вполне устроило.
 
  Болгария! Видин - небольшой уютный городок: веселый,
 красивый, нарядный, на каждом шагу продается что-нибудь
 вкусное. Но у меня уже было совсем мало времени: на следующий
 день меня ждали в Афинах. Придя на железнодорожный вокзал, я
 выяснил, что успеваю сегодня доехать до греческой границы. Пока
 я выяснял все это, подошли румыны, заприметившие меня еще на
 "фериботе". Надо было объяснить им (по-румынски!), как доехать
 до Софии, и сколько это будет стоить. Понимали они только
 по-румынски и кириллицы не знали. Надо заметить, что это
 явление носит совершенно общий характер. Я уже многократно
 убеждался, что разговоры о том, что в бывших "братских странах"
 все хоть немного, но понимают по-русски, не имеют под собой
 никакой почвы. И стар, как говорится, и млад - говорят только
 на своем языке (конечно, это относится не к университетскому
 сообществу, а к среднему пассажиру местного поезда). Да ничего
 в этом удивительного и нет - попробуйте спросить что-нибудь
 по-английски в утренней электричке Петушки - Владимир...
 
  Около одиннадцати вечера я наконец доехал до последней
 болгарской станции Кулата. Тепло, очень темно, какие-то птицы
 ухают в кустах. Впрочем, автопереход разыскать было совсем
 несложно: триста метров по тропинке среди колючих кустов,
 километр по автотрассе, и я на месте. Последняя граница была
 пройдена без особых проблем. Был первый час ночи, и
 общественный транспорт уже не ходил (впрочем, как вскоре
 выяснилось, от времени суток это не зависело: кроме такси, там
 ничего нет). Я был в полном цейтноте, и пришлось опять
 обратиться к старому доброму автостопу, хотя время для него
 было, конечно же, весьма неудачным.
 
  Полчаса пришлось стоять с протянутой рукой. Наконец
 остановился маленький грузовичок. На ужасном греческом прошу
 его взять меня с собой и вдруг слышу в ответ: "Давай лучше
 по-русски". Оказалось, это понтийский грек. Раньше он жил в
 Сухуми, а сейчас живет в Серресе, - это 80 км от границы, - и
 владеет несколькими кондитерскими. До Серреса этот добрый
 человек меня и довез. А там была железнодорожная станция. Поезд
 на Афины шел через два часа, я успевал приехать туда к обеду, и
 денег на билет как раз хватало. Можно было расслабиться...
 
  Но не тут-то было. Оказалось, что мои заветные двадцать
 долларов ни на станции, ни в ближайших ночных забегаловках
 никому не нужны: все посылали меня в отель, чтобы я обменял их
 на драхмы. До поезда оставался уже час, а Серрес - городок
 совсем не маленький... Пришлось совершить ночной кросс по
 городу, одновременно упражняясь в разговорном греческом
 (почему-то по ночам в Греции все дружно перестают понимать
 по-английски). И все-таки я успел! Прибежал за десять минут до
 поезда, купил билет, нашел свой вагон и тут же заснул.
 

 
  Когда я проснулся, поезд ехал по самому краю
 многосотметрового обрыва, за которым начинались уходящие за
 горизонт совершенно ровные поля...
 ---------------------------------------------------------------
  Роман Романыч Запатрин zzz@russ-museum.spb.su ¦ mailto:zzz@russ-museum.spb.su
  Рисунки Ю.Куршевой
 
 ===============================================================
  FILE: hitbolga.txt
  Роман Романыч Запатрин. FYI: Практические заметки о вольных путешествиях по Болгарии
 
  Date: 25 Apr 1997
  From: "Roman R. Zapatrin" (zzz@russ-museum.spb.su)
 
 
 Ответив "Ну, я!" на вопрос "Был ли кто с рюкзаком в Болгарии?"
 и пообещав помочь людям советом, я получил несколько писем,
 авторы которых задавали мне вопросы типа "А как там с.. ?"
 
 
 Посему позвольте поделиться некоторыми своими наблюдениями -
 без малейших претензий на объективность. Через Болгарию (в
 Грецию) я катаюсь ежегодно: мой афинский соавтор (я сам
 математик) раз в год выбивает мне в своем университете $200 +
 проживание + питание, и на эту сумму мне надо купить греческую
 визу ($45) и проехать туда и обратно. Причем перерасход средств
 совершенно недопустим -- семья большая и вообще.. Так что
 самолетом я не летаю, и все время ездил туда на перекладных
 через Румынию. Итак:
 
   * 1. ВЪЕЗД В БОЛГАРИЮ * 
 
  1-1. Формальные аспекты
 
  Если ехать транзитом сквозь Болгарию, то ничего, как
 правило (см. 1-2), не нужно - только показать, что у вас с
 собой есть $80. Челноки на границе просто говорят: "Еду в
 Турцию!", и их пропускают. Главное -- уложиться в сроки
 пребывания, которые вырабатываются в результате дискуссии с
 пограничником на въезде. Если вы застреваете на территории
 Болгарии, то обращайтесь в любое "Квартирно Бюро", и вам за
 $1/(лицо*день) продлят пребывание. А вот если пересидите -- на
 выезде могут оштрафовать (размер штрафа также вырабатывается в
 результате дискуссии с пограничником, но я не
 экспериментировал).
 
  Если собираетесь просто въезжать, то лучше купить ваучер.
 В СПб они стоят $20, самый дешевый я видел на автовокзале в
 Одессе -- по $10. Сами болгарские пограничники говорили мне,
 что пустят и без ваучера, но надо показать $80/(лицо*день).
 
  Впрочем, ходят слухи, что Болгария собирается вообще
 отменить приглашения для въезжающих граждан России и Украины.
 
  В Румынию можно свободно въехать без ваучера из
 Черновцов.
 
  1-2. Пограничные переходы. Возьмите в руки карту.
 
  Самый популярный въезд в Болгарию -- это "Дунав мост"
 Джурджу (Giurgiu) -- Русе. Пешком его переходить нельзя. Можно
 сесть на поезд: от Бухареста до Русе это стоит около $10. Сам я
 так не ездил, поскольку за те же $10 можно на поезде пересечь
 всю Румынию. По рассказам, в поезде этом ехать весело:
 контрабандисты выпрыгивают на ходу перед таможней, кондуктор
 еще по $5 "за международность" собирает. Вообще, Румыния --
 лихая страна, на любителя, но это отдельная тема...
 
  Если подъехать к самому мосту, то можно попроситься, чтоб
 перевезли: там идет круглосуточный поток челноков в обе
 стороны. Болгары трясут с челноков по $5 "за незадержку". С
 меня в том году тоже взяли. А в другой раз -- обошлось. С
 болгарской стороны от моста до ж-д вокзала ходит автобус
 (~0.06$), с румынской стороны до моста около 1.5 км от центра
 Giurgiu.
 
  Можно въехать в Болгарию на пароме Калафат (Calafat) --
 Видин (~$3). Там гораздо спокойнее, но дольше. Еще спокойнее
 доехать до Калараша (Calaras), там на бесплатном
 внутрирумынском пароме переплыть через Дунай, и пройти пешком
 через переход Ostrov -- Силистра (там есть ж-д станция).
 
  Кто хочет ехать вдоль моря, может доехать на поезде до
 Мангалии (Mangalia), и затем на автобусе -- до Вама Веке (Vama
 Veche): там уже граница. С болгарской стороны оттуда тоже можно
 уехать на автобусе.
 
  Про переходы между Болгарией и Македонией и Югославией не
 знаю -- не был и не слышал.
 
  С Турцией у Болгарии есть два перехода. Первый --
 стандартный, и самый популярный Свиленград -- Kapikule. (там же
 можно въехать и в Грецию). Я там не был, но там ездят все, кому
 надо наземным способом попасть в Турцию. Поезд тоже ходит.
 Другой же переход: Малко Търново -- Дерекей (Derek"oy), конечно
 жее, на любителя. Расположен он на перевале. С Болгарской
 стороны на 12 км, а стурецкой -- на 8 км там нет общественного
 транспорта: только такси. Зато такая красота, тишина, покой.
 
  И, наконец, есть еще один переход в Грецию: Кулата --
 Промахонас. С болгарской стороны 1.5 км до ж-д станции Кулата,
 а с греческой -- аж 12 км до станции Неон Петритсион, где поезд
 останавливается по требованию.
 
  1-3. Отступление о границах (не выдержал и добавил).
 
  Можно разделить границы на два вида: советские (Священные
 Рубежи) и несоветские (соответственно, несвященные, но рубежи
 все-таки). Главная особенность первых -- принципиальный запрет
 на их переход пешком (так как от этого страдает их
 священность). Все известные мне внешние границы СНГ --
 советские, а все остальные -- нет. Правда, не знаю как выглядит

<< Пред.           стр. 703 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу