<< Пред. стр. 769 (из 787) След. >>
поперечной балки, сначала родной, а после его потери -стандартный, часто подтягивать болт диагонального - левого
переднего узла, и шпильки с барашками на этих узлах.
Критический взгляд на эту конструкцию.
Как было уже сказано, катамаран "Простор" не пригоден для
плавания ни в каких условиях, что делает его приобретение
довольно бессмысленным. В самом деле, новый катамаран стоит
500$, чтобы довести его до ума, нужно еще, наверное, 500$, а
1000$ он точно не стоит. Хотя, конечно, кому как.
Далее. Предельно облегченная конструкция вызывает сомнения в
возможности ее усиления - усилишь в одном месте - развалится в
другом.
Объем баллонов в носовой части явно мал, что увеличивает
вероятность опрокидывания через нос, но в литературе мне
встретилось высказывание, что объм носовой части корпусов
любого катамарана всегда будет недостаточным.
Под одним гротом катамаран излишне рысклив, а добавление
стакселя заметной площади может привести к тому, что площади
шверцов окажется недостаточно.
Оценка ходовых качеств катамарана довольно противоречива.
Максимальная скорость, вычисленная по известной эмпирической
формуле, составляет 13 км/ч (7 узлов). Рассмотрение пройденных
расстояний и среднесуточных скоростей указывает, что в
отдельные дни при свежем ветре такая скорость, несомненно,
достигалась. Однако при таком ветре катамаран становится
трудноуправляемым, проявляя склонность к неконтролируемым
броскам на ветер.
Кроме того, указанная формула справедлива для яхт традиционных
обводов, и максимальная скорость катамарана, с его удлиненными
корпусами, должна быть выше. Разумной, в данном случае, будет
оценка в 15 км/ч.
Наиболее близкой к средней ходовой скорости будет
среднесуточная скорость в завершающий день похода - в этот день
небыло остановок, курс прямолинеен и время зафиксировано
наиболее точно. К тому же в этот день дул сильный ветер на
курсах бакштаг и галфвинд. Таким образом, следует полагать, что
катамаран шел со своей максимальной скоростью, и наблюдения за
поведением, например, рулей, это подтверждают.
Можно принять среднюю курсовую скорость в этот день в 11 км/ч.
Если сильное волнение уменьшало скорость в 1.5 раза, то,
следовательно, на спокойной воде катамаран развил бы скорость в
15 км/ч., но остается неясным, что наступило бы раньше - полная
потеря управления и бросок в брочинг или достижение максимально
возможной скорости.
А есть ли что-либо хорошее?
А как-же! В первую очередь, катамаран "Простор" - это яхта,
хотя и очень маленькая и похожая на надувной матрас. По крайней
мере, все должностные лица и встречные хохлы в праве так
называться нам не отказывали.
Потом, это компактная яхта, которую можно перемещать в виде
багажа куда угодно - на Ильмень, на Байкал, в Анталию с
челноками, куда-нибудь еще.
Она достаточно большая, чтобы возить двух человек, и достаточно
легкая, чтобы эти двое смогли сдать ее в багаж, затащить в
электричку, перенести в лиман.
Как судно она вполне хороша - хорошо слушается руля, хорошо
ведет себя на волне, идет со скоростью, приближающейся к
максимально возможной.
Что делать.
Несмотря на высказанное скептическое отношение к модернизации,
лодку предполагается переделать. Хочется верить, что в
результате она окажется способной спокойно идти при той погоде,
что была у нас в этом походе - т.е. при ветре в 15м/сек и волне
до 2м.
В первую очередь надо усилить соединение половин продольных
балок, причем радикально. Например, с помощью метрового куска
катанного алюминиего швеллера, вставленного внутрь коробов
полубалок и прикрученного к ним болтами, в количестве примерно
20 штук. Причем конструкции швертовых колодцев тоже должны
опираться на этот швеллер. К нему же, через стенку балки,
должно крепиться ушко для вант. Штатные узлы тоже можно
оставить - для удобства сборки.
Потом надо добавить еще две поперечные балки - одну перед
существующей передней, и одну в носовой части.
Нужно усилить узлы соединения продольных и поперечных балок,
наварив пластину снизу и сделав в ней еще одно отверстие для
крепления к продольной балке и заварив вокруг мест точечной
сварки.
В результате рама катамарана станет значительно более прочной и
жесткой, а нагрузки будут более равномерно распределены. Вес
увеличится килограмм на 15, правда, значительно возрастет время
сборки. Но это можно пережить.
Нам кажется, что следует изменить и стоячий такелаж: добавить
вторую пару вант, от топа мачты, и поставить топовый фор-штаг.
В результате жесткость мачты существенно возрастет, и станет
возможной настройка формы грота и установка полноразмерного
стакселя.
Можно добавить носовую палубу.
Отдельного разговора заслуживают баллоны. Загадочная форма
штатных возможно и имеет какой-то смысл, но неудобства создает
заметные, да и объем в носовой части имеет недостаточный.
Недостаточность объема сказывалась на попутных курсах в свежий
ветер - вплоть до полного погружения. Это, конечно,
неправильно. С другой стороны, замена баллонов - слишком
сложная задача, учитывая оригинальный способ их крепления и
необходимость сопряжения с носовым обтекателем.
Кстати, способ крепления баллонов вполне оправдал себя -
удобно, надежно (при некотором навыке обращения) и неожиданно
прочно.
Поэтому разумнее всего не менять баллоны до их полного износа,
а там, возможно, и модернизировать будет нечего.
Из личного снаряжения совершенно необходимы гидрокостюмы, даже
летом на юге, а уж какого типа - мокрого или сухого - это дело
вкуса и привычек. Полезны гермомешки для вещичек, особенно при
оверкиле. На тот же случай нужны спасжилеты и страховочные
концы. Но это обычные правила ТБ, и здесь мне нечего добавить.
В результате переделки вес катамарана возрастет примерно на 25
- 30 кг., что, в общем-то, допустимо, хотя и заставит
переносить в рюкзаках часть снаряжения, возимого сейчас в
упаковках. Возрастет и время сборки, но это не важно. Важно
то, что катамаран станет пригоден для целей туризма, в том
числе и по морю.
Дни
Автор дневника - Катя. [Комментарии] - Владимир
10 августа
9:20-10:00 Сбор команды из двух человек на Курском вокзале.
10:20 - отправление поезда. В течении дня погода портится.
11 августа
11:30 Таганрог. Вчера днем здесь было +34C, дождя не было 2
месяца. С утра льет. Довольно сильно.
Задержаны милицией за ношение капитаном кухонного ножика в
ножнах на штанине. Милиция пророчит обстрел на границе [с
Украиной] и советует тусоваться в Сочи, где много богатеньких
армян.
Багаж получен легко, наняли автобус за 60тыс., забили его
хотулями. Стажер [я] потусовался в яхтклубе, я [она] - со
спасателями. Погода почему-то считается штормовой, хотя ..[не
разборчиво].., не больше, разве что ветер порывами и холодный
дождь. Яхты все на приколе у берега. Нам советуют сегодня не
выходить. Запас воды набрали в колонке у частного сектора. Вода
слегка соленая, чай на ней омерзителен.
17:30 Начата загрузка [катамарана] с помощью двух мужиков из
яхт-клуба. Кусок левого руля отломали, провозя по нему
упаковкой с вещичками.
19:00 Отчалили под стакселем, как советовали нам. Чуть не
утопили весло и сломали нафиг правый руль. [При привальном
ветре груженый катамаран отходить от берега под одним стакселем
не собирался. Я озлился на советчиков.] По колено в воде был
поставлен грот. Каждый маневр на одном руле малопредсказуем.
Путешествие обещает быть нескучным.
20:30 Удалось, отплыв от берега километра на три, миновать
грузовой порт. Программа - минимум выполнена. Закат.
Разглядели конец городских зданий и едем туда. Капитан
утверждает, что видел маяк, кот. находится в начале нашего
первого листа [карты], таким образом, программа - максимум
первого дня не за горами, жаль, темнеет. Встали у какого-то
забора между городом и поселком. Чугунную чушку с пляжа
использовали как якорь. Упаковку протащили по мелководью на
тележке - первое разумное ее использование.
12 августа
8:10 Рабочий класс, идя на работу, рассказал, что мы ночуем на
территории завода. Ответ, что, мол, поломки у нас и экстренный
ремонт, был воспринят благосклонно. Позже работница [с утра
вышедшая купаться в абсолютно нетрезвом состоянии - был
понедельник] уточнила, что это морская база. Самолеты мы вчера
в сумерках успели увидеть. За забором, под которым мы стояли,
свалка авиабомб. Солнце, ветер средний.
16:20 Заклепав и усилив металлически уголком руль, вышли в
море. Долго высматривали вчерашний маяк, не нашли.
19:00 Маяк показался вдали, значит, въехали в лист.
20:00 Подошли к косе с маяком. Дно илистое.
20:30 Встали в 50 м. от маяка.
13 августа
9:30 Подъем, жарко.
13:30 Выход, ветер слабый, попутный.
16:40 Причалили к Весело-Вознесенке. Добрые местные прокатили
нас по торговым точкам мгновенно на мотоцикле с коляской. По их
словам, пограничники парусники не трогают, а погранпост в 6км.
от берега, на автодороге [не пошли].
17:20 Отчалили
17:40 Штиль, подошли к берегу на веслах, потащили на бечеве.
Берег - сплошной яр, 14м. [высотой, без спусков и промоин].
Отдыхающие сделали ступенньки в одном месте, пришлось ставиться
в куче среди них. Палатку поставили на закате.
Подошел Валера Лебедев. [Один из постоянных отдыхающих на этом
месте] Добрейшей души человек. Он обеспечил нам плотный ужин
[рыбы дал], завтрак и еще пиво на перекус - все сам приносил и
дарил. Просто чудо.
14 августа
8:20 Подъем, жарко.
12:00 Вышли в море. Море по колено, хотя берег в километре от
нас. Присобачили весло в качестве руля, иначе рули шкрябали по
дну. Дно мерзковатое, глина, ракушки.
13:30 Высадились в селе Холодном пополнить запас пресной воды.
Ничего, кроме воды бдительные хохлы нам не дали, но вода лучше
таганрогской.
14:30 Отчалили.
16:40 Обогнули косу у Седово.
18:10 Причалили у Безымянного. Гадюшник, как и положено пляжу.
15 августа.
8:40 Подъем. Солнце, ветер свежий, песок в морду.
13:00 Сборы закончены. Прогулялись по Безымянному. Рынок
дорогой. Поискали археологов, подаривших накануне банку пива
Стажеру. Оказалось, далеко за селом. Не дошли. Отправила
телеграмму. Купили на 100 т.руб. хохлобаксов 3 миллиона.
14:30 Отчалили. Высота волны 0.5м. На гребне пересекаемой
волны палубу заливает. Глиссруем, стало быть, на склонах.
16:00 На траверзе Мариуполь. Промзона ужасна - дым из всех
труб, даже ярко-оранжевый имеется.
18:20 Причалили за селом Рыбацкое. Стоянка на высоком берегу,
на траве. Пахнет сеном.
16 августа.
10:00 Подъем. Ветер, в палатке сквознячек, не так жарко.
Замена якоря на более удобоваримый. [Вместо чугунной чушки -
классический якорь. Хохлы поделились] Ветер крепчает, волны не
позволяют нормально купаться.
15:20 Отчалили. Под гротом яхта плохо управляема. Сняли грот.
Идем под одним стакселем вдоль Белосарайской косы. Волны около
метра высотой.