<< Пред.           стр. 30 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу

  3. благоприятное время исполнения.
  9. Постарайтесь добиться от учителей разрешения делать
 детям с плохим зрением (да и с хорошим тоже) пальминг во вре-
 мя зачитки какого-нибудь иллюстративного материала. Помимо
 улучшения зрения это положительно скажется на запоминанииус-
 лышанного и, как следствие, успеваемости учеников.
  10. Теперь несколько советов на тему, как повысить ре-
 зультативность ваших упражнений с ребенком. Любая игра должна
 следовать за выполнением предварительной соляризации (2 мину-
 ты) и пальминга (тоже в течение 2-х минут). Если ребенок трет
 глаза во время выполнения упражнений, то остановите игру и
 попросите его некоторое время глубоко дышать через нос, ска-
 зав, что это отгоняет от его глаз пылинки.
 
 .............................................................
 
  Рекомендации М.Д.Корбетт дополним советами К.Хакетт, ко-
 торая в своей книге [56, р.554-272] также уделила большое
 внимание восстановлению зрения детей.
 .............................................................
 
  1. Внушите, прежде всего, своему ребенку сильное желание
 избавиться от очков. Найдите повод, который послужил бы для
 него стимулом. Например, объясните ему, что летчику нужно ос-
 трое зрение (если ваш ребенок хочет стать им). Желание ребен-
 ка намного ускорит его прогресс.
  2. Ваше поведение также должно способствовать улучшению
 зрения ребенка. Не ждите быстрых результатов. Не принуждайте
 ребенка ни к чему. Определите, кто в семье лучше справляется
 с работой ребенка на улучшение зрения. Часто бывает, что один
 из родителей делает это лучше, чем другой. Хвалите дейте за
 малейшее продвижение вперед, сколь малым бы оно ни было. Для
 них подобный стимул имеет гораздо больший вес, чем для взрос-
 лых.
  3. В зависимости от вида нарушения зрения следуйте соот-
 ветствующим разделам главы 4. При этом учтите все приведенные
 выше и ниже рекомендации.
  4. При обучении ребенка соляризации и пальмингу полезно
 запомнить, что для его возраста более приемлем определенный
 порядок (режим) их исполнения, нежели выполнение их в любые
 свободные моменты времени. Было бы хорошо делать их до или
 после завтрака, после обеда и непосредственно перед сном. Ес-
 ли ребенку нравится их делать в другое время, то пусть будет
 так, как он хочет этого. Если ребенку не нравится делать
 пальминг или соляризацию, то будьте настойчивы, но не застав-
 ляйте его делать их, иначе он просто возненавидит свои заня-
 тия на улучшение зрения. Лучше найдите какой-нибудь стимул,
 вознаграждение, форму похвалы своему ребенку.
  5. Многим детям нравятся малые и большие повороты, осо-
 бенно если делать их под музыку.
  6. При тренировке аккомодации маленьких детей используй-
 те вместо букв или цифр карточки с изображениями различных
 животных, растений, предметов и т.п.
  Вместо смотрения на удаленные буквы и их называние для
 них полезнее упражнение по копированию букв, расположенных
 вдали. При этом ребенок смотрит на удаленные буквы и копирует
 их у себя на листочек бумаги в том же порядке. Можно также
 разместить вдали планшет с изображениями различных объектов.
 Ребенок должен выбрать в колоде уменьшенных копий этих изоб-
 ражений, которую он держит в своей руке (а еще лучше разбро-
 санных по столу, чтобы развить подвижность зрения) карточку с
 изображением, которое он увидел вдали. Пусть он раскладывает
 их у себя на столе в том же порядке, что и на планшете.
  7. Если вы хотите улучшить зрение своего ребенка, то
 подберите ему соответствующие игрушки и игры. Полезна любая
 игрушка, которая прыгает, вертится, катится и т.д., т.е., иг-
 рушка, которая движется. Она будет способствовать развитию
 подвижности глаз детей.
  Полезны любые игры с использованием мяча. Они прекрасно
 развивают подвижность глаз.
  Целесообразно исключить игры, способствующие пристально-
 му смотрению - шашки, шахматы, головоломки и т.д.
  8. Попросите учителя посадить своего ребенка достаточно
 близко, чтобы он мог смотреть без напряжения и, если это воз-
 можно, без очков. Пусть он разрешает ему также время от вре-
 мени выглядывать в окно, чтобы сменить фокусировку глаз, а
 также разрешит время от времени делать пальминг.
  9. Занимайтесь профилактикой неправильных зрительных
 привычек у своих детей. Учите их периодически моргать, не
 горбиться, не давайте смотреть пристально, просите чаще ме-
 нять фокусировку глаз с ближнего на дальний объект и обратно
 и т.д.
  Обучите своего ребенка правильным методам просмотра ки-
 нофильмов и телепередач (см.главу 5).
  10. Пусть ребенок, если у него нормальное зрение, при-
 выкнет делать некоторые из описанных ранее упражнений в ка-
 честве профилактических мер. Знать все их ему нет необходи-
 мости. Приучите его, например, перемещать время от времени
 свой взгляд от ближнего объекта к дальнему и обратно. Пусть
 он периодически делает малые повороты или короткие покачива-
 ния. Стимулируйте его делать по несколько минут в день боль-
 шие повороты после выполнения домашней работы и т.д.
  11. Было бы очень хорошо, если в улучшении зрения ваших
 детей были бы заинтересованы и учителя школы, где они учатся.
 Пусть они разрешают детям время от времени вставать со своих
 мест, подходить к окну и делать соляризацию, пальминг и боль-
 шие повороты.
  Постоянное принуждение сохранять свое внимание на
 чем-либо, что является делом обычным для школы, вредно для
 зрения. Обычно у детей это вызывает пристальное смотрение на
 объект внимания. Пусть глаза детей научатся перемещаться.
  Надо также научить детей перемещать свой взгляд вслед за
 движением кончика ручки или карандаша, которым они рисуют
 (см.главу 5).
  Обучайте их потихоньку с помощью учителей правильным
 приемам чтения (см.главу 5).
 
 ..............................................................
 
  Следуя указанным выше рекомендациям, вы не только сохра-
 ните зрение своих детей, но и сами избавитесь от многих проб-
 лем, которые могут у вас возникнуть в последующем в связи с
 ухудшением зрения ваших любимых чад.
 
 
 
 
 
  7. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА БЭЙТСА
 
  Эффективность системы Бэйтса в течение длительного време-
 ни является предметом дискуссий. Вполне естественной следует
 считать реакцию ортодоксальной медицины на появление этого
 метода, который опровергал некоторые застоявшиеся положения
 теоретической офтальмологии. Примечательно в этом отношении
 высказывание Гарольда Пеппарда, который в предисловии к своей
 книге "Зрение без очков" написал следующее: "Настоящая книга
 написана с пониманием того, что приверженцы "налаженной" ме-
 дицины и оптометрии не согласны с этим методом лечения глаз.
 Это и понятно, поскольку их образование внушило им принципы,
 которые противоположны данной теории, а также потому, что у
 них нет опыта лечения глаз без помощи очков.
  Для тех из нас, у кого есть такой опыт, эта система ле-
 чения не является более спорной теорией, а представляет собой
 установленный факт. Мы не ставим вопроса о том, может ли это
 быть сделано - это уже сделано.... Мы не ждем одобрения и по-
 мощи от устоявшейся школы. Мы идем другой, более новой доро-
 гой, дорогой, которая, как мы убедились, приведет к тому, к
 чему мы стремимся - четкому зрению на всю нашу долгую жизнь."
 [73, р.2].
  Итак, два противоположных мнения о ценности метода Бэйт-
 са. Кто прав? Критерий истины, как известно, практика. Что
 говорит она?
  Несмотря на то, что Бэйтс опирался в своем методе на те-
 орию, которая современной медициной признается недостаточно
 прочно обоснованной, практические результаты применения мето-
 да Бэйтса дают все основания считать его заслуживающим внима-
 ния и дальнейшего изучения.
  В свое время метод Бэйтса был экспериментально внедрен и
 применялся в течение 8 лет в школах Гранд-Форкса (США), а
 также в 5 школах Нью-Йорка (также на протяжении ряда лет).
  В Гранд-Форксе система Бэйтса была внедрена во всех
 школах города по просьбе управляющего его школами и применя-
 лась в них непрерывно в течение 8 лет. Результатом этого мно-
 голетнего эксперимента явилось то, что, согласно данным Бэйт-
 са, уровень миопии среди детей снизился с 6% до менее чем 1%
 [16, р.175].
  Общее число детей, подвергшихся эксперименту в Нью-Йор-
 ке, составило около десяти тысяч. Бэйтсом были проанализиро-
 ваны данные по 5700 из них (около 2000 из которых обследова-
 лось дважды в связи с прекращением в первый раз эксперимента.
 Эти ученики посчитаны как вновь подвергшиеся эксперименту). В
 среднем за 5 месяцев эксперимента ученики делали только одно
 простейшее упражнение из всей системы Бэйтса по 1,5-5 минут
 на каждом уроке. Это упражнение заключалось в чтении каждым
 глазом поотдельности и обоими вместе проверочной таблицы, как
 это мы описывали в главе 6. Из 5700 учеников 3299 (57,88%)
 имело плохое зрение (конкретно, какие виды и процентаж по ка-
 тегориям в статье не приводятся). Через 5 месяцев занятий из
 этих 3299 человек у 2026 (61,41%) зрение одного или обоих
 глаз вместе значительно улучшилось, у 1023 (31,01%) зрение
 обоих глаз стало нормальным. Лишь у оставшихся немногих уче-
 ников зрение продолжало ухудшаться. Связано это было с тем,
 что тренировкой зрения детей занимались обученные этому учи-
 теля, которые не всегда правильно применяли проверочные таб-
 лицы, допуская, например, такие ошибки, о которых мы говорили
 в главе 6. Хотя это никак не могло повредить зрению детей,
 ввиду специфики применяемых упражнений, добиться положитель-
 ного эффекта при неправильной технике выполнения тоже не уда-
 валось. Отметим также, что обучение детей упражнениям произ-
 водилось без "авторского надзора" Бэйтса, т.е. самими учите-
 лями, которые не всегда могли найти правильный подход к выбо-
 ру техники исполнения упражнения учениками в затруднительных
 случаях. Такими случаями могли быть нежелание ученика рабо-
 тать с таблицей, упорное напряжение глаз во время смотрения
 на таблицу и т.д. [29].
  Таким образом, метод Бэйтса намного превзошел по своей
 результативности другие меры профилактики и лечения нарушений
 зрения.
  Метод Бэйтса показал себя эффективным не только при ле-
 чении аномалий рефракции, пресбиопии и косоглазия, но и в не-
 которых случаях с серьезными органическими (дегенеративными)
 перерождениями глаз. Наиболее примечателен случай с Олдосом
 Хаксли. Тем, что мы можем наслаждаться великолепными романами
 этого известного английского писателя, мы обязаны системе
 Бэйтса. Если мы обратимся к биографии Хаксли, которая обычно
 печатается перед началом его произведений, мы в ней найдем
 сведения о его переезде в Калифорнию. А связано это было вот
 с чем.
  В 16 лет после длившегося почти 18 месяцев острого забо-
 левания глаз Хаксли почти полностью ослеп. Чтобы читать, ему
 пришлось пользоваться шрифтом Брайля для слепых. Один его
 глаз мог воспринимать лишь свет, другому удавалось разглядеть
 с 3 метров буквы, которые человек с нормальным зрением мог
 видеть с расстояния в 20 раз больше. Практически полная сле-
 пота была вызвана наличием непрозрачностей (помутнений) в ро-
 говой оболочке глаза. Состояние Хаксли отягощалось еще тем,
 что у него была гиперметропия (дальнозоркость) в сочетании с
 астигматизмом. Способность писателя видеть устойчиво и до-
 вольно быстро падала. Классическая медицина оказалась бес-
 сильной помочь, и врачи прочили ему слепоту в полном смысле
 этого слова. Случайно Хаксли узнает о методе Бэйтса и переез-
 жает в Калифорнию на лечение к ученице Бэйтса М.Корбетт. Все-
 го через два месяца занятий у нее происходит чудо. Помутнения
 в роговой оболочке, остававшиеся неизменными на протяжении
 свыше 25 лет, вдруг начали исчезать. За 3 года, прошедших
 между моментом начала занятий по методу Бэйтса и временем
 опубликования этих данных в своей книге [58], зрение почти
 слепого Хаксли стало в два раза лучше, чем оно было, когда он
 носил очки. Его худший глаз теперь смог с 30 сантиметров раз-
 глядеть строку, которую нормальный глаз читает с 3 метров. Не
 столь уж малое достижение, если учесть, что раньше этот глаз
 Хаксли мог отличать лишь свет от тьмы.
  Книга Олдоса Хаксли "Искусство зрения", выпущенная в
 1942 году вслед за тем, как он прошел курс лечения у Маргарет
 Корбетт стала бестселлером. Она стала одой методу Бэйтса. Сам
 Хаксли в своей книге предпринял попытки, как он написал, ус-
 тановить связь между тренировкой зрения и открытиями совре-
 менной психологии и критической философии [62, р.IX].
  Хаксли приходит к выводу, что установление таких связей
 позволит продемонстрировать разумность метода Бэйтса, который
 представляет собой лишь практическое применение к решению
 проблем зрения определенных теоретических принципов, которые
 во всем мире восприняты как верные. Здесь же писатель опреде-
 ляет и основные причины невосприятия традиционной медициной
 метода Бэйтса: "Могут спросить, почему ортодоксальным офталь-
 мологам не удается осуществить аналогичного применения общеп-
 ризнанных методов? Ответ ясен. С тех пор, как офтальмология
 стала наукой, внимание ее деятелей было навязчиво занято
 только одним аспектом тотального, сложного процесса зрения -
 физиологической. Они уделяли свое внимание исключительно
 только глазам и совсем не уделяли его психике, которая позво-
 ляет этим глазам видеть. Меня лечили люди высочайшей квалифи-
 кации в своей специальности, но с их стороны никогда даже на-
 мека не было на психическую сторону зрения или на то, что мо-
 гут быть как неправильные способы использования глаз и психи-
 ки, так и правильные, как неестественные и ненормальные мето-
 ды зрительного функционирования, так ествественные и нормаль-
 ные виды. После того, как они остановили острую инфекцию в
 моих глазах, что они сделалаи с большим искусством, они дали
 мне несколько искусственных линз и отпустили меня. Использую
 ли я свою психику, хорошо ли, плохо ли чувствуют себя глаза в
 очках, каким образом может воздействовать на зрение непра-
 вильное использование галз - все это было для них совершенно
 безразлично. Особенно это касается ортодоксальных офтальмоло-
 гов" [62, р.X-XI].
  Мимо такого примечательного случая с известной личностью
 пресса не могла уже пройти. Игнорирование метода Бэйтса стало
 теперь невозможным. В научных, в научно-популярных и просто
 массовых журналах появилась целая серия статей, где история
 Хаксли подверглась всестороннему анализу (см., например,
 [11], [53], [72], [79]).
  Кроме того, отметим, что даже противниками метода Бэйтса
 признается то, что он дает возможность довольно существенно
 увеличитьостроту зрения за счет улучшения интерпретации изоб-
 ражения на сетчатке глаза. Известный специалист в области оф-
 тальмологии Duke-Elder, не признающий систему Бэйтса в целом,
 писал в одной из своих работ, что подобные тренировки позво-
 ляют в значительной степени компенсировать неудачи на низком
 (диоптрическом) уровне за счет более высокого уровня (корко-
 вой интерпретации).
  Исследоаниями также было установлено, что некоторых лю-
 дей удается научить управлять своей аккомодацией в значитель-
 ной степени [50].
  Самым любимым вопросом всех приступающих к каким-либо
 занятиям, по всей видимости, является вопрос, начинающийся на
 слово "когда". В данном случае этот вопрос будет звучать при-
 мерно так: "Когда же, наконец, я добьюсь первых результатов?"
 Лучше всего будет, если на этот вопрос ответят авторы книг по
 методу Бэйтса. Сам он пишет: "Обычно люди, которые никогда не
 носили очков, более легко излечиваются, чем те, кто их носит.
 Поэтому очки следует отвергнуть с самого начала лечения. Ког-
 да этого нельзя сделать без значительных неудобств или когда
 человек вынужден в ходе лечения продолжать свою работу и не
 может делать ее без очков, их использование можно разрешить
 на некоторое время, однако это всегда сдерживает улучшение.
 Люди всех возрастов достигали успеха при лечении аномалий
 рефракции расслаблением, но дети обычно (хотя и не всегда)
 реагировали намного быстрее, чем взрослые. Если им еще нет
 12-ти или даже 16-ти лет и они никогда не носили очков, они
 обычно излечивались через несколько дней, недель или месяцев
 и всегда в пределах года простым ежедневным чтением провероч-
 ной таблицы" [16, р.49].
  В то же время хотелось бы отметить, что дети более ма-
 ленького возраста, чем упоминает Бэйтс, несколько труднее
 поддаются лечению, главным образом, из-за того, что они не
 улавливают смысла таких вещей, как центральная фиксация, мыс-
 ленное перемещение и т.п. Даже само понятие "расслабление"
 довольно тяжело объяснить детям. Поэтому то замечание, что
 делает П.Брэгг относится именно к таким случаям: "Все что мо-

<< Пред.           стр. 30 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу