<< Пред.           стр. 1 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

 ВВЕДЕНИЕ 4
  ЧАСТЬ I ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ 6
  ГЛАВА 1. КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 6
 КАЧЕСТВО - ВСЕМИРНОЕ ПОЛЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА 6
 ЯПОНСКИЕ ПОДХОДЫ К КАЧЕСТВУ 9
 АДМИНИСТРАТИВНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ 10
 ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ И ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВА 11
 НОВАЯ ПОЛИТИКА 100%-ГО КАЧЕСТВА 15
  ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 17
 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШЕГО РУКОВОДСТВА 20
 ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ, ТАКТИКИ И КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 27
  ГЛАВА 3. РУКОВОДСТВО УЛУЧШЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
 РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ 31
 РАБОТА СОВЕТА ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
 ОЦЕНКА ТЕКУЩИХ ТРЕБОВАНИЙ И ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 36
 АГИТАЦИЯ И ОБУЧЕНИЕ 39
 ОБЪЕКТЫ, РЕСУРСЫ И МЕТОДЫ РУКОВОДСТВА 41
  ГЛАВА 4. УЧАСТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 44
 РОЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА 44
 КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 47
 ОБУЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА 51
 САМОАТТЕСТАЦИЯ 58
  ГЛАВА 5. КОЛЛЕКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 60
 ГРУППОВОЙ ПОДХОД 60
 ГРУППЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ 61
 КРУЖКИ КАЧЕСТВА 66
 ГРУППЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССОВ 69
 ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ 69
 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРУПП 70
 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В РАМКАХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ 74
  ГЛАВА 6. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 75
 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОПЛАТЫ ТРУДА 75
 ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ 78
 ПРОГРАММЫ ВЫДВИЖЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И УЛУЧШЕНИЯ РАБОТЫ 81
 ПРИЗНАНИЕ ЗАСЛУГ И ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ 84
 ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫПЛАТ ДЕНЬГАМИ И РАЗДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ 85
 ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ 88
  ГЛАВА 7. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 90
 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ 90
 СТАТИСТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 92
 АТТЕСТАЦИЯ ПРОЦЕССОВ 95
 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРУПП ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССОВ 99
 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА 101
 ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 103
  ГЛАВА 8. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПОСТАВЩИКОВ К ПРОЦЕССУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 106
 КОНТРАКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОСТАВЩИКАМИ 106
 ОБУЧЕНИЕ И ПООЩРЕНИЕ ПОСТАВЩИКОВ 109
 КОНТРОЛЬ ПОСТАВЩИКОВ 112
 АТТЕСТАЦИЯ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТАВЩИКОВ 114
  ЧАСТЬ II КВАЛИМЕТРИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ 118
  ГЛАВА 9. СТАНДАРТЫ И СЕРТИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ 118
 СЕРТИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ 118
 ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СЕРТИФИКАЦИИ 121
 ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЕДИНСТВЕ ИЗМЕРЕНИЙ 124
 ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СТАНДАРТИЗАЦИИ 126
 СТАНДАРТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ 127
  ГЛАВА 10. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА 130
 МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА 130
 ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ 131
 ВЛИЯНИЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ СОСТАВА ЭКСПЕРТОВ 133
 ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ ДИАГРАММЫ ИСИКАВЫ 135
 АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 137
 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ДОПУСКИ 138
  ГЛАВА 11. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ 139
 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ 139
 КОМПЛЕКСНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА 142
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГРАММ ПАРЕТО 146
  ГЛАВА 12.СТАТИСТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ 151
 КОНТРОЛЬНЫЕ КАРТЫ 151
 ПОСТРОЕНИЕ ( - R)- КАРТЫ 151
 ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ 155
 БИНОМИНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ 156
 ГИПЕРГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ 159
 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПУАССОНА 159
  ГЛАВА 13. ВЫБОРОЧНЫЙ ПРИЕМНЫЙ КОНТРОЛЬ И КАЧЕСТВО ИЗМЕРЕНИЙ ПРИЕМОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ 160
 КАЧЕСТВО ИЗМЕРЕНИЙ 165
  ГЛАВА 14. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 170
 МАТРИЦЫ АНАЛИЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ 170
 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОЕКТОВ 173
 КАЧЕСТВО ТЕХНОЛОГИИ 176
  ГЛАВА 15. СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА 180
 ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО СЕРТИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 180
 СТРУКТУРА ТИПОВОЙ МЕТОДИКИ ПРОВЕРКИ ПРОИЗВОДСТВА ПРИ СЕРТИФИКАЦИИ 184
 СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ И ИХ ВЫБОР 188
 МЕТОДИКА ВЫБОРА СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ 192
 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 197
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
 
  Подготовка квалифицированных менеджеров во всем мире предусматривает изучение и освоение современных методов управления качеством продукции, товаров, услуг и работ, процессов и систем управления.
 
  Российские стандарты высшего образования предусматривают изучение студентами экономических вузов и факультетов дисциплины "Управление качеством" или дисциплины "Управление качеством продукции". В книге отражены темы, разделы и понятия в области управления качеством, соответствующие требованиям образовательных стандартов по специальностям "Менеджмент", "Экономика и управление на предприятиях". Рассмотрены, кроме того, вопросы, изучение которых считается в настоящее время необходимым при подготовке менеджеров в вузах Японии и США.
 
  Современная концепция управления деятельностью, управления бизнесом - это концепция, получившая в англоязычной литературе название
 
  Total Quality Management (TQM). На смену идеям Тейлора, возникшим в начале века и, к сожалению, активно используемых в российской практике, пришли новые концепции и принципы управления качеством, значительная часть которых уже нашла отражение в международных стандартах.
 
  Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000:
 
  Первый принцип - ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечиваемая организационно, методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.
 
  Второй принцип - роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.
 
  Третий принцип - вовлечение работников. Это одно из ключевых положений TQM, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.
 
  Четвертый принцип - процессный подход и органично с ним связанный пятый принцип - системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматриваются как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс - как система, имеющая вход и выход, своих "поставщиков" и "потребителей".
 
  Реализация этих принципов изменяет сложившиеся подходы к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура. Практика показала, что трудности и проблемы, обусловленные тем, что единые процессы обслуживаются организационно обособленными подразделениями, можно и нужно устранять путем использования группового подхода.
 
  В стандартах ИСО 9001 и QS-9000 есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб.
 
  Шестой принцип - постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.
 
  Седьмой принцип - принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.
 
  Восьмой принцип - взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению как к внешним, так и внутренним поставщикам.
 
  Необходимо иметь в виду, что современная концепция управления качеством - это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая, как показывает опыт, достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, в вооруженных силах и других сферах.
 
  Предлагаемая Вашему вниманию книга имеет практическую направленность, основывается на развитии применительно к российским условиям представлений, сформировавшихся в результате ответа американского менеджмента на "японский вызов", наиболее удачно обобщенного в свое время Джеймсом Харрингтоном в книге "Управление качеством в американских корпорациях", на представлениях современной эволюционной экономической теории.
 
  В книге дано систематическое изложение предмета, рассчитанное на студентов и преподавателей, практиков - руководителей и специалистов предприятий и учреждений, предпринимателей, желающих ознакомиться, изучить суть, функции, основные методы и методики управления качеством продукции и качеством деятельности, ознакомить с юридическими положениями и стандартами, регламентирующими работу в этой области. При подготовке книги ставилась задача изложить предмет глубоко, но кратко и просто.
 
  Первый раздел книги, главы с первой по восьмую, написан профессором Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, доктором наук Л. Е. Басовским, второй раздел книги, главы с девятой по пятнадцатую, написан профессором Тульского государственного университета, доктором наук В. Б. Протасьевым.
 
 
 ЧАСТЬ I ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
 
 ГЛАВА 1. КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
 
 КАЧЕСТВО - ВСЕМИРНОЕ ПОЛЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА
 
  Качество важнее цены. Роль и значение качества постоянно возрастает под влиянием развития технологий производства и потребностей человека. Подъем уровня культуры и образования с каждым днем делает потребителей все более разборчивыми и придирчивыми.
 
  В обеспечении конкурентоспособности уже в 80-е годы ХХ в. требования к качеству стали определяющими. Более 80% покупателей приобретая продукцию на мировом рынке, теперь предпочитают цене качество. Опыт показывает: объективно необходимо, чтобы расходы на качество составляли не менее 15-25% совокупных производственных затрат.
 
  С качеством продукции связаны возможности кредитования, инвестиций, предоставление льгот. Например, в ряде стран Европы действуют законы, по которым одни товары вообще не допускаются на рынок без
 
  сертификата качества, подтверждающего соответствие требованиям стандартов международной организации по стандартизации - ИСО, другие, несертифицированные товары, должны продаваться вдвое дешевле.
 
  Организационно-экономические и технические проблемы, связанные с качеством, давно стали предметом исследования, пути их разрешения превратились в отрасль науки.
 
  Большая война США 80-х годов. После второй мировой войны в глобальной экономике укрепилось лидерство США. Американский опыт изучался и перенимался во всем мире. В 1953 г. английские специалисты провели детальные исследования организации производства в США. Однако в области управления качеством они лишь отметили, что используется рациональный статистический контроль*1 . Американские предприятия применяли выборочный приемочный контроль, причем 98% годной продукции считали допустимым. Бракованные изделия по требованию потребителя заменялись бесплатно.
  _____
  *1 Вопросы организации производства в США: Отчет британского совета по производительности / Пер. с англ. М.: ИИЛ, 1956. С. 27.
 
  По мере научно-технического развития и подъема экономики стран Европы, возникновения "японского чуда" передовые предприятия в этих странах перестали довольствоваться регистрацией и заменой дефектных изделий. Началось формирование комплексных систем управления качеством. Когда эти системы стали распространяться, рынок признал, что
 
  качество важнее цены. В результате американский бизнес в 70-х и 80-х годах столкнулся с жесточайшей конкуренцией со стороны японских и европейских фирм, предлагавших рынку высококачественные товары по низким ценам.
 
  Позднее, в 1987 году, один из наиболее известных американских специалистов по качеству Д. Х. Харрингтон писал об этом периоде:
 
  "Большая война 80-х годов представляет собой не военные действия, а промышленную войну, и трофеями этой войны являются потребители во всем мире. На американскую промышленность ведется наступление не только со стороны Японии, но и со стороны всей Азии и Европы. В отношении многих видов продукции уровень совершенства уже не определяется Соединенными Штатами.
 
  Великое сражение, в котором нам всем предстоит участвовать, ведется против паралича, распространяющегося на большую часть системы ценностей нашей страны. Такой паралич характеризуется отношением типа, "мне наплевать" или "могло быть и хуже". Безразличие рождает посредственность. Раковая опухоль безразличия разрастается, охватывая все Соединенные Штаты, и с этой болезнью нам необходимо бороться, чтобы качество продукции, услуг и трудовой жизни достигло конкурентоспособного уровня в 90-е годы.
 
  Президент Р. Рейган предложил Дж. А. Янгу, президенту компании "Хьюлетт-Паккард", возглавить группу, занимающуюся поисками путей повышения конкурентоспособности американской промышленности, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В своем отчете президенту и его кабинету Янг отметил: "Конкурентоспособность американской промышленности на мировом рынке пошатнулась за последние два десятилетия. О спаде свидетельствуют рекордный внешнеторговый дефицит, сокращение доли мирового рынка в торговле продукцией, выпускаемой в высокотехнологичных отраслях промышленности, снижение доходов нашего производственного сектора, медленный рост производительности труда и отсутствие роста реальной заработной платы"
 
  Результаты усилий американских корпораций, направленных на улучшение своей работы, помогли восстановить веру потребителей в американскую продукцию. В октябре 1985 г. институт Гэллапа провел опрос потребителей для Американского общества по контролю качества (АОКК). Этот опрос показал, что лишь 27% потребителей не надеются на повышение качества американских изделий. Это свидетельствует о положительном сдвиге на 250% по сравнению, с опросом, проведенным для АОКК в 1980 году. По результатам опроса 1985 года лишь 33% опрошенных потребителей считают, что иностранные изделия равны по качеству или лучше американских изделий (положительный сдвиг более чем на 227%)."*1
  _____
  *1 Харрингтон Дж. Х. Управление качеством в американских корпорациях/ Пер. с англ. М.: Экономика, 1990. С. 29-30.
 
  Большая война России на пороге XXI в. - это не военные действия, а промышленная война, "трофеями" этой войны являются потребители в России и во всем мире. Положение России в определенной степени схоже с положением США в период, охарактеризованный Харрингтоном. На российское хозяйство, промышленность ведется наступление со стороны США, Японии, Европы, со стороны новых индустриальных стран Азии. Многие российские товары и услуги не могут конкурировать на мировом рынке. Российский экспорт сокращается.
 
  В отношении многих видов продукции уровень совершенства в настоящее время определяется не Россией. Тогда как, известно, что в XIX веке, в начале XX столетия в Западной Европе небезосновательно широко использовался термин "русский товар", означавший высшее качество товара, товар, доступный лишь немногим избранным.
 
  Необходимо отметить, что распространенным заблуждением, попавшим даже в учебники, является мнение о том, что в нашей стране исследования и разработки в области управления качеством велись со значительным отставанием от Японии, развитых стран Европы и США.
 
  Исследования и разработки в области качества широко и успешно велись в нашей стране*1. Они по отдельным направлениям не только не отставали, но значительно, зачастую на десятилетия, опережали мировой уровень. Но на практике эффективные системы управления качеством создавались и использовались исключительно в военно-промышленном комплексе - ВПК.
  _____
  *1 См., например, в кн.: Управление качеством продукции. Справочник. М.: Изд-во стандартов, 1985. 404 с.
 
  ВПК включал в свое время большинство основных отраслей промышленности. В отраслях, на предприятиях ВПК производилась и продукция гражданского назначения, но на совершенно иной, как правило, отсталой технической базе. Нередко товары для потребительского рынка получали путем переработки отходов военного производства*1.
  _____
  *1 Так, знаменитые тульские самовары изготавливали из отходов производства латунных артиллерийских гильз.
 
  Отсталой была и техническая база, организация производства в отраслях чисто гражданского сектора экономики. Для специалистов и руководителей, работавших в гражданском секторе экономики, до 90-х годов были недоступны достижения ВПК в области управления качеством, во многом они остаются недоступными для них и в настоящее время.
 
  Достижения в области управления качеством в ВПК представляли собой методы технологического обеспечения качества на стадии исследований и разработок по созданию новой продукции, статистическое регулирование качества с использованием контрольных карт, в том числе автоматизированное, специальные государственные и отраслевые стандарты. К этим достижениям можно отнести и комплексные системы управления качеством продукции - КСУКП, комплексные системы управления качеством работ предприятий и отдельных подразделений (КСУКР), формы и методы работы с поставщиками. Немало этих разработок было реализовано на практике впервые не в Японии или США, а в нашей стране в отраслях ВПК*1.
  _____
  *1 Характеризуя управления качеством в ВПК, авторы опираются на личный опыт.
 
  Разумеется, в условиях рыночной экономики организационно-экономические проблемы управления качеством во многом решаются совершенно иначе, используются иные более эффективные подходы. Однако использование накопленного опыта и потенциала отечественной науки в этой области чрезвычайно полезно.
 
 
 ЯПОНСКИЕ ПОДХОДЫ К КАЧЕСТВУ
 
  Из числа развитых стран с рыночной экономикой осознание всей важности проблемы качества на современном уровне произошло сначала в Японии. Один из основателей движения за качество в Японии, профессор Каору Исикава указывал, что нельзя экономить на качестве, поскольку "качество само является экономией"*1.
  _____
  *1 Как работают японские предприятия. М.: Экономика, 1989. С. 76.
 
  В Японии решение проблемы качества было весьма успешным. Управление качеством возвели в ранг государственной политики. Основным направлением стало вовлечение в деятельность по обеспечению качества самих исполнителей, работников в сотрудничестве с контролерами качества на рабочем месте. В Японии сумели сделать доступными для рабочих сложные статистические методы и, самое главное, убедить работников, что проблема качества - это проблема каждого японца.
 
  Была создана модель управления качеством, в которой всеобщий контроль качества представляет собой единый процесс обеспечения качества повсеместно на предприятии; этот процесс осуществляется всем ее персоналом от президента до работников первой линии.
 
  Сформулированные в 1967 г. особенности японской системы управления качеством являются основополагающими во всем мире и в настоящее время*1: 1) всеобъемлющее управление качеством на уровне фирмы, участие в нем всех работников; 2) подготовка и повышение квалификации кадров в области управления качеством; 3) деятельность кружков качества; 4) инспектирование и оценка деятельности по управлению качеством; 5) использование статистических методов; 6) общенациональная программа по контролю качества.
  _____
  *1 Семь инструментов качества в японской экономике. М.: Издательство стандартов, 1990. С. 6.
 
  Особенности японской системы управления качеством изучаются во всех странах. Необходимо добавить, что в Японии персонал многих предприятий имеет очень высокую квалификацию, рабочие знают основы высшей математики, ряд других дисциплин, которые во многих странах изучают только в высшей школе. Такой уровень компетенции в сочетании с высочайшей технологической дисциплиной обеспечивает наивысший уровень качества.
 
 
 АДМИНИСТРАТИВНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ
 
  Все многообразие подходов к управлению качеством можно подразделить на два основных направления.
 
  Административный подход. Предполагается повышение качества выпускаемой продукции до 100%. Качество продукции расчленяется по стадиям цикла жизни продукции, изделия.
 
  Цикл жизни изделия*1 начинается с маркетинговых исследований и разработок, включает производство, реализацию, эксплуатацию и утилизацию или потребление. Выделяются и исследуются этапы и операции, наиболее способствующие образованию дефектов. Возникающие дефекты разбиваются по видам. Для всех видов дефектов предлагаются меры по предотвращению образования дефектов и доведению уровня качества до 100%.
  _____
  *1 Иногда специалисты в области качества называют жизнь продукции, изделия "жизненным циклом". Этого следует, по возможности, избегать, так как экономисты под жизненным циклом понимают период существования товара на рынке.
 
  При административном подходе получение брака рассматривается как чрезвычайное происшествие, которое необходимо устранить любой ценой.
 
  Экономический подход к проблеме качества основывается на чисто экономической точке зрения. Работа по предотвращению образования дефектов проводится примерно так же, однако при этом расчетный уровень качества продукции ставится в зависимость от экономически целесообразной величины затрат для его достижения.
 
  Рубль, вложенный в обеспечение качества, может на каком-то начальном этапе работы принести десятки, а то и сотни рублей дохода. По мере дальнейшего увеличения затрат на обеспечение качества происходит снижение соответствующей отдачи на вложенную денежную единицу. Увеличение затрат на обеспечение качества приводит к тому, что на каждый вложенный рубль полученный эффект также будет равен одному рублю дополнительного дохода. При больших затратах вложения будут давать меньшую отдачу.
 
  Этот предел при экономическом подходе позволяет выбрать оптимальный уровень качества. Затраты предприятий, связанные с браком и отказами отдельных изделий в процессе производства и эксплуатации, относят к неизбежным потерям.
 
  Исторически раньше возникло административное управление качеством. По мере развития технологий, появления наукоемких производств затраты на обеспечение качества стали сравнивать с тем эффектом, который от него ожидают. Произошла трансформация понятия "качество" в экономическую категорию. Это не означает, что от концепции административного управления качеством отказались, как некоторые ошибочно полагают*1.
  _____
  *1 К сожалению, это заблуждение проникло даже в некоторые учебники.
 
  Многие принципы концепции административного управления продолжают оставаться основополагающими. Однако они обогатились экономическим содержанием.
 
 
 ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ И ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВА
 
  Этапы эволюции технологий*1. Первый этап современной эволюции технологий характеризуется возникновением и распространением технологического комплекса нововведений. Нововведения этого комплекса обеспечили интенсивную передачу человеком технике функции непосредственного воздействия на природную реальность - предмет труда. Создавались и распространялись обрабатывающие и измерительные инструменты, устройства, механизмы, которые, в отличие от ранее существовавших, могли использоваться и в качестве орудий машин.
  _____
  *1 Басовский Л. Е. Теория экономического развития. Тула: Тул. гос. пед. ун-т, 1998. С. 31, 70.
 
  Второй этап связан с распространением энергетического комплекса нововведений. Нововведения этого комплекса обеспечивают интенсивную передачу человеком технике функции энергетического обеспечения технологических воздействий. Результат возникновения и распространения энергетического комплекса нововведений - это использование машин, которые могут быть автоматизированы, переход к индустриальному развитию.
 
  Третий этап технологического развития представляет собой возникновение и распространение управленческого комплекса нововведений, который обеспечивает интенсивную передачу человеком технике функций управления процессами. Распространение комплекса является переходом к использованию автоматических машин, автоматизированных систем управления, информационных технологий, переходом к индустриальному, а затем и к постиндустриальному развитию.
 
  Комплексы технологических нововведений, распространяющиеся с началом индустриального развития, включали управляемые человеком машины, а затем и автоматические машины, различающиеся предметом трансформации. Первоначально им являлось вещество, затем к веществу добавилась энергия и, наконец, информация. Последовательно возникали и распространялись: машины для трансформации вещества (МВ), машины для трансформации энергии (МЭ); машины для трансформации информации (МИ).
 
  Далее им на смену стали приходить автоматы для обработки вещества (АВ) и обработки энергии (АЭ), автоматы для обработки информации (АИ).
 
  Передача все большего количества функций от человека технике обусловливает постоянную тенденцию роста роли человека в производственных системах, так как за человеком сохраняются все более важные и сложные функции, по мере передачи технике более простых. Функции человека все более сосредоточиваются в сфере управления.
 
  Технологические уклады. Распространение нововведений в процессе эволюции технологий носит циклический и комплексный характер, оно принимает в экономике форму замкнутых воспроизводственных контуров технологических укладов*1, в рамках которых используются совместимые технологии, а также формы организации производства и управления. Длительность жизненного цикла уклада в экономике развитых стран соответствует трем циклам Кондратьева, причем одновременно в экономике функционирует в основном до трех укладов*2.
  _____
  *1 Глазьев С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993. С. 24.
 
  *2 Маевский В. Введение в эволюционную экономику. М.: Япония сегодня, 1997. С. 88.
 
  В таблице 1.1 приведены средние оценки периодов распространения технологических укладов и комплексов технических нововведений в странах - лидерах мировой экономики по производительности труда.
 
 Таблица 1.1
 
 Периоды распространения технологических укладов
 и технических нововведений в странах - лидерах мировой
 экономики по производительности труда
 Номера
 укладов 1 2 3 4 5 6 Ведущие технические новшества МВ комплекс
 МВ и МЭ комплекс
 МВ, МЭ и МИ комплекс
 МЭ, МИ и АВ комплекс
 МИ, АВ и АЭ комплекс
 АВ, АЭ и АИ Начало интенсивного распростра нения (год) 1725 1775 1825 1875 1925 1975 Максимум распростра нения (год) 1775 1825 1875 1925 1975 2025 Время отмирания (год) 1875 1925 1975 2025 2075 2125
  Первый технологический уклад представлял собой воспроизводственный контур, ведущим элементом которого являются машины для трансформации веществ; во втором ведущую роль играет комплекс машин для трансформации вещества и энергии; в третьем - комплекс машин для обработки вещества, энергии и информации.
 
  Четвертый технологический уклад - воспроизводственный контур, в котором ведущую роль играет комплекс, где на смену машинам для трансформации вещества пришли автоматические машины - автоматы. Пятый уклад - это контур комплекса автоматов для трансформации вещества и энергии и машин для обработки информации, шестой - контур комплекса автоматов для обработки вещества, энергии и информации.
 
  Типичными представителями техники четвертого уклада являются автоматические линии, используемые в массовом производстве и требующие участия человека в переналадке при переходе на выпуск новой продукции. Представителями пятого уклада являются гибкие автоматизированные производства, позволяющие без участия человека производить под управлением системы компьютеров широкую номенклатуру продуктов.
 
  Эволюция технологий тесно связана с эволюцией форм организации производства, методов управления. При этом изменяется ценность ресурсов. После Великой депрессии 30-х годов получили преимущества человеческий капитал, который представляет собой труд квалифицированных специалистов, и новые технологии*1. Ранее, в индустриальный период, наибольшую отдачу можно было получить, используя труд, капитал и природные ресурсы.
  _____
  *1 Мючиелли Ж.-Л. Международные экономические отношения / Пер. с франц. М.: ССАТ, 1995. С. 50, 57, 63.
 
  После мирового экономического кризиса конца 70-х и начала 80-х годов роль человеческого капитала и новых технологий еще более усилилась. Но, главное, теперь особую роль стали играть обновление функции управленческого персонала и обновление методов управления. Непрерывное совершенствование и обновление систем и методов управления стало необходимостью и реальным фактором успеха деятельности организаций и предприятий.
 
  Эволюция понятия "качество" в экономическую категорию в сфере производства весьма наглядно проявляется на примере электронной промышленности. На определенном этапе развития используемая в электронной промышленности технология оказалась неспособна обеспечить бездефектное производство. В силу своей специфики электроника в наибольшей степени изменила представление о качестве.
 
  Работа по повышению качества, ранее начинавшаяся с заключающих стадии технологического процесса - контрольных операций, теперь производится на каждой технологической стадии и в настоящее время представляет собой прежде всего работу по повышению выхода годной продукции, являясь неотъемлемой частью производственного процесса.
 
  Поскольку возникший дефект выявить далеко не всегда возможно, то отдельные, уже дефектные, изделия продолжают оставаться в производственном процессе и подвергаются дальнейшей обработке. Тем самым, особенно при низком выходе годных изделий, а он мог составлять иногда лишь 5-30%, стоимость годного изделия резко возрастает.
 
  В наиболее наукоемких направлениях электронной промышленности выход годных изделий, к сожалению, в течение определенного периода был невысок. Поэтому работа в области качества стала не просто важной, а доминирующей. Именно в таких производствах оказался ярко выражен экономический подход к качеству. От административного подхода остались лишь некоторые основополагающие принципы, прежде всего принцип, основанный на том, что потребитель должен получать бездефектную продукцию. Качество продукции предлагаемой потребителю, должно составлять не 90 или 99%, а именно 100%.
 
  Смена технологических укладов изменяет сущность управления качеством. Например, в условиях отсталого, но широко распространенного в российских условиях третьего уклада функции управления обработкой в производстве выполняет человек. В этих условиях важно, как то или иное оборудование, тот или иной станок влияет на качество изделий. Рабочий должен знать свой станок досконально. Любой станок имеет свои индивидуальные особенности. Хорошим рабочим считается тот, кто может учесть эти особенности и умело их использовать. Если все станки, по всей технологической цепочке работали наилучшим образом, то качество изделий ожидалось наивысшим.
 
  С изменением производственных возможностей, появлением новых поколений техники подход к качеству приобретает иной характер.
 
  Использование автоматизированной техники - техники четвертого и последующих технологических укладов - выдвинуло новые требования и к исполнителям. Оптимизация работы оборудования по всей технологической цепочке перестала быть функцией рабочих.
 
  Наиболее ценным стал труд не тех рабочих, которые могли учесть индивидуальные особенности оборудования и достичь на своей операции максимального уровня качества, а тех, которые могли наиболее точно воспроизвести предложенный разработчиками комплекс операций, причем в условиях, когда возможность контроля за исполнением ограничена.
 
  Поэтому иметь просто грамотных рабочих стало недостаточно. Или исполнитель должен делать то, что ему предписано технологией, или быть компетентным настолько, чтобы просчитать все возможные последствия того или иного изменения в технологическом процессе, что зачастую невозможно.
 
  Этим обстоятельством объясняется крайне отрицательное отношение руководства и специалистов отечественного ВПК к различного рода некомпетентной "рационализации" производства на серийных заводах. Однако это обстоятельство позволяет легко "тиражировать" технологии. Например, японские фирмы без ущерба для качества выпускаемой продукции передают хорошо отлаженную технологическую цепочку со всем оборудованием в фирмы, размещенные в развивающихся странах.
 
  Этим обстоятельством объясняется и то, что при закупке технологических линий за рубежом иногда предпочитают, чтобы на ней работали не кадровые рабочие своего предприятия, а новички со стороны. Набирают функционально грамотных, но далеких от данной отрасли людей. Эти люди свято соблюдают все режимы обработки и, как правило, в результате можно получать качественную продукцию.
 

<< Пред.           стр. 1 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу