<< Пред. стр. 10 (из 16) След. >>
1. Сертификация отдельно взятой продукции. 2. Сертификация производственного технологического процесса. 3. Сертификация производственной системы качества.
Может сертифицироваться отдельная продукция, например, молоток для выполнения слесарных работ, напильник. Изделие, собранное из отдельных узлов и деталей, например, двигатель, может получить сертификат, если сертификаты имеются на все покупные комплектующие изделия.
Сертификат можно получить на технологический процесс, вид отдельного производства - совокупность технологических процессов, на систему обеспечения качества товара. Последнее считается высшим уровнем сертификации. Сертификация может выполняться по различным схемам, с различной степенью ответственности производителя. Различают добровольную и обязательную сертификацию.
Юридическая основа сертификации. В России имеется ряд законов, определяющих права производителя, потребителя и третьей стороны, выдающей сертификат:
1. Закон о защите прав потребителей является базовым, он устанавливает права покупателя, механизм обеспечения этих прав и меру ответственности лиц, ответственных за нарушение качества.
2. Закон о сертификации определяет документацию удостоверяющую качество, процедуру удостоверения качества, ее соответствие определенному нормативному документу (государственному стандарту, техническим условиям).
3. Закон о стандартизации помогает реализации двух первых актов.
4. Закон о единстве измерений создает материальную базу процессов сертификации и стандартизации.
На рис. 9.1 приведена схема взаимосвязи законов, определяющих качество продукции.
Рис. 9.1. Схема взаимосвязи российских законов, определяющих качество
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СЕРТИФИКАЦИИ
Основные функции, определяемые законом. Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в России, а также права, обязанности и ответственность участников процесса сертификации.
В разделе "Общие положения" рассматриваются задачи сертификации, отношения к международным договорам (они имеют приоритет). Устанавливается головной орган сертификации, которым является Госстандарт России.
Функции Госстандарта России:
1) формирует и реализует государственную политику в области сертификации; 2) проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ; 3) публикует официальную информацию; 4) готовит предложения по присоединению к международным системам сертификации; 5) представляет РФ в международных органах.
В систему сертификации могут входить как государственные учреждения, так и частные фирмы и общественные организации. Но все системы подлежат государственной регистрации и аккредитации в установленном порядке.
Закон вводит понятия сертификат и знак соответствия.
1. Сертификат - это документ, выданный по правилам сертификации для подтверждения состветствия продукции установленным требованиям.
2. Знак соответствия - это зарегистрированный в установленном порядке знак, подтверждающий соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
Правила применения знаков соответствия установлены Госстандартом России. Форма, размеры и технические требования к знаку установлены государственным стандартом ГОСТ Р 50460-92.
Обязательная сертификация возлагается на органы Госстандарта России. Форма проведения сертификации устанавливается в соответствии с "ГОСТ Р - Система сертификации". Список товаров, подлежащих обязательной сертификации также устанавливается Госстандартом России.
Схема взаимной подчиненности и функций органов сертификации приведена на рис. 9.2.
Обязательная сертификация может проводиться в двух формах:
1. По документам системы сертификации ГОСТ Р и систем сертификации соответствующих групп однородной продукции.
2. По Правилам сертификации продукции с использованием заявления-декларации изготовителя, основанном на документах Европейского сообщества.
Рис. 9.2. Схема взаимной подчиненности и функций органов
сертификации на примере машиностроительного предприятия
Решение о возможности применения для конкретной продукции конкретного изготовителя второй формы принимает территориальный орган Госстандарта России с учетом степени опасности продукции, специфики ее свойств, доверия к изготовителю, масштабов производства.
При использовании первой формы такого согласования не требуется. Оплата работ выполняется на договорной основе и относится на себестоимость продукции.
Использование заявления-декларации предусматривает оформление договора между территориальным органом (ТО) и изготовителем продукции, в котором фиксируют: 1) право изготовителя использовать сертификацию по заявлению-декларации; 2) право ТО осуществлять инспекционный контроль на соответствие продукции требованиям заявления-декларации; 3) обязательство изготовителя по оплате расходов на сертификацию.
Закон о сертификации предусматривает, что ввоз в Россию продукции без знака сертификации или знака соответствия не допускается.
Сертификаты и знаки соответствия предъявляются таможне, которая устанавливает процедуру ввоза вместе с Госстандартом России и Государственным таможенным комитетом.
Государственный надзор за соблюдением правил обязательной сертификации. Основной надзор осуществляет Госстандарт России и его территориальные органы. Непосредственный государственный контроль и надзор выполняют те же лица, которые контролируют соблюдение государственных стандартов. Это положение определяется Законом о стандартизации, в котором также устанавливаются должности этих лиц:
1) главного инспектора России; 2) главных инспекторов республик, краев, областей, автономных областей в составе России; 3) инспекторов крупных городов; 4) государственных инспекторов по надзору за стандартами.
Нарушение требований главного инспектора наказывается штрафом в размере выручки от реализации некачественной продукции или в размере фиксированной суммы, когда отчетная документация отсутствует.
Государство финансирует основные работы в области сертификации, а оплата работ по получению сертификата производится заявителем.
Добровольная сертификация предусмотрена для продукции, не подлежащей обязательной сертификации на условиях договора между заявителем и органом по проведению сертификации.
Добровольную сертификацию вправе осуществлять любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшее знак соответствия и систему сертификации в Госстандарте России в установленном порядке. Органы по обязательной сертификации также вправе производить добровольную сертификацию.
Права заявителя. При заключении договора на добровольную сертификацию заявитель вправе получить необходимую информацию о правилах ДС и определить форму ее проведения - одну или несколько форм из восьми возможных.
Ответственность за нарушение закона. Юридические и физические лица, а также органы добровольной сертификации, виновные в нарушении правил добровольной сертификации, несут в соответствии с законодательством уголовную, административную, либо гражданско-правовую ответственность на основании подзаконных актов.
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЕДИНСТВЕ ИЗМЕРЕНИЙ
Основные положения. Закон регулирует отношения государственных органов управления России с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений. Закон защищает потребителя от последствий недостоверных результатов измерений.
В разделе "Общие положения" закон вводит следующие основные понятия:
1. Единство измерений - состояние измерений, когда их результаты выражены в узаконенных единицах и погрешности не выходят за установленные границы погрешностей с заданной вероятностью.
2. Эталон единицы величины - средство для хранения, измерения и воспроизведения данной величины с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины.
3. Нормативные документы по обеспечению единства измерений - государственные стандарты, правила, положения, рекомендации.
4. Метрологическая служба - совокупность субъектов, работ, направленных на обеспечение единства измерений.
5. Проверка средств измерений - совокупность работ по поддержанию средств измерений на установленном техническом уровне.
6. Калибровка средств измерений - то же, что и поверка средств измерений, но в случае, когда измерительное средство не подлежит государственной поверке в обязательном порядке.
7. Сертификат об утверждении типа средств измерений - документ, выдаваемый государственным органом, подтверждающий, что техническое состояние измерительного средства находится в установленном техническом состоянии.
8. Аккредитация на право поверки средств измерений (выдачи сертификата) - признание уполномоченным государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ.
9. Лицензия на изготовление, ремонт, продажу, прокат средств измерений - документ, удостоверяющий право юридических и физических лиц заниматься обозначенной выше деятельностью.
Структура метрологической службы. Территориальный центр стандартизации и метрологии (ЦСМ) выполняет государственный надзор за средствами измерений, каждое средство подвергается либо поверке либо калибровке.
Поверка заканчивается получением клейма или свидетельства о поверке. Калибровка заканчивается получением калибровочного знака (или сертификата) и записью в эксплуатационных документах. Предусматривается добровольная сертификация средств измерений.
При обнаружении нарушений, касающихся закона о единстве измерений принимаются меры уголовного, административного или гражданско-правового характера. В частности, может быть вообще остановлено производство.
Чем принципиально отличаются поверка и калибровка?
Все измерительные средства, используемые в производстве продукции, подвергающейся обязательной сертификации подлежат поверке, и за этим бдительно следит Госстандарт через свою структуру.
Каждые пять лет лица, занятые поверкой, проходят переподготовку с получением соответствующих документов, периодически поверяются все средства измерения.
Калибровке подвергаются измерительные средства и вне процедуры обязательной калибровки. Чаще всего это средства, приобретенные за рубежом.
Взаимодействие метрологических служб можно представить в виде схемы, показанной на рис. 9.3.
Рис. 9.3. Схема взаимодействия и подчиненности метрологических служб
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СТАНДАРТИЗАЦИИ
Закон касается всех субъектов хозяйственной деятельности и защищает интересы потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных актов по стандартизации. Закон предусматривает следующее общее определение стандартизации:
Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения: 1) безопасности продукции и услуг; 2) технической и информативной совместимости; 3) взаимозаменяемости; 4) качества продукции; 5) соответствия уровню техники и технологии; 6) единства измерений; 7) безопасности хозяйственной деятельности; 8) обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Согласно закону, разработка государственных стандартов обычно поручается ведущей в отрасли фирме, проект получает отзывы, корректируется, принимается и становится обязательным для все субъектов хозяйственной деятельности. Другие государственные органы участвуют в стандартизации в пределах их компетенции.
Надзор за соблюдением стандартов производится с привлечением государственных инспекторов. Государственные инспекторы обладают широкими полномочиями, имеют беспрепятственный доступ к процессам производства и технологической документации.
При невыполнении субъектами производства требований госинспектора, он направляет материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры для принятия мер в установленном законодательством порядке.
Продукция, соответствующая требованиям стандартов России заносится в государственный реестр и маркируется знаком соответствия государственным стандартам.
СТАНДАРТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Серия стандартов Международной организации по стандартизации ИСО-9000 обобщила опыт национальных организаций по управлению качеством. Она является основой для достижения стабильного качества любым предприятием.
Серия международных стандартов ИСО-9000 включает следующие документы:
1) ИСО-8402, содержит словарь основных терминов по качеству; 1) ИСО-9000, представляет собой руководящие указания по выбору и применению стандартов этой серии; 3) ИСО-9001, 9002, 9003 излагают модели системы и требования по обеспечению качества на различных этапах цикла жизни продукции; 4) ИСО-9004 содержит рекомендации по общему руководству качеством и элементы системы качества.
Для того чтобы выпускаемая продукция соответствовала требованиям рынка в определенный период времени, была конкурентоспособной, предприятие-изготовитель должно стремиться внедрить и поддерживать на должном уровне систему качества. Для обеспечения и поддержания качества продукции деятельность предприятия необходимо организовать таким образом, чтобы под контролем находились все факторы, влияющие на качество продукции (услуг).
В условиях рынка система качества должна быть выбрана так, чтобы предприятие могло не только удовлетворить запросы потребителя, но и могло защитить свои интересы. Правильно выбрав структуру управления качеством, руководство предприятия может снизить риск издержек и увеличить свою прибыль, в то же время постоянно повышая качество выпускаемой продукции.
На схеме, приведенной на рис. 9.4 дан перечень и показаны взаимосвязи семейства стандартов ИСО 9000.
Рис. 9.4. Перечень и взаимосвязи семейства стандартов ИСО-9000
ИСО-9000-2 Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.
ИСО-9000-4 (МЭК 300-1) Руководство по управлению программой надежности.
ИСО-9004-4 Руководящие указания по улучшению качества.
ИСО-10005 Руководящие указания по программе качества.
ИСО-10006 Руководящие указания по качеству при управлении проектом.
ИСО-10007 Руководящие указания по управлению конфигурацией.
ИСО-10012-1 Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования.
ИСО/ПМС-10012-2 Управление процессом измерения.
ИСО-10013 Руководящие указания по разработке руководств по качеству.
ИСО/ПМС-10014 Руководящие указания по управлению экономическими аспектами качества
ИСО/ПСК 10015 Руководящие указания по непрерывному обучению и подготовке кадров.
ИСО/РП 10016 Протоколы контроля и испытаний. Представление результатов.
ИСО/РП 10017 Руководство по применению статических методов в семействе стандартов ИСО-9000.
Функционирование системы качества происходит одновременно со всеми видами производственной деятельности, влияющими на качество продукции и взаимодействует с ними. В основе всех систем качества лежит так называемая "петля качества". Она включает в себя все стадии жизни изделия.
Стандарт ИСО-9004. Согласно стандарту ИСО-9004 жизнь изделия подразделяют на 11 этапов: 1) маркетинг, поиски и изучение рынка (МРК) (необходимо установить, какая продукция нужна потребителю, какого качества и по какой цене); 2) проектирование и разработка технических требований, разработка изделия, конструкторская подготовка производства (КПП) (конструктор устанавливает возможность изготовления продукции, материалы и ориентировочную цену); 3) материально-техническое обеспечение (МТО); 4) технологическая подготовка производства (ТПП); 5) производство (ПР); 6) контроль, проведение испытаний и обследований (КИС); 7) упаковка и хранение (УХ); 8) реализация и распределение продукции (РСП); 9) монтаж и эксплуатация (МИЭ); 10) техническая помощь и обслуживание (ОБС); 11) утилизация после использования (УТ).
На стадии маркетинга необходимо продумать все этапы вплоть до утилизации продукции. На каждом этапе должна осуществляться оценка качества.
На стадии материально-технического обеспечения материалы, комплектующие детали и узлы, покупаемые предприятием, становятся частью выпускаемой продукции и оказывают непосредственное влияние на качество изделия. Поэтому поступление поставок должно планироваться и контролироваться на основе четко определенных требований к техническим условиям, чертежам, договорам и заказам на поставку.
На стадии производства продукции планирование производственных операций должно давать уверенность в том, что эти операции осуществляются определенным образом и в определенной последовательности. Выбранные технологические процессы должны производить продукцию в соответствии с установленными техническими условиями. На протяжении всего производственного процесса должна производиться проверка соответствия продукции характеристикам качества и установленным требованиям.
Управление качеством предусматривается на протяжении всего цикла жизни изделия. При этом стандарты требуют учитывать аспекты безопасности продукции для человека и окружающей среды.
Стандарт ИСО 9004 является руководящим документом, влияющим на качество продукции на всех этапах "петли качества" - от выявления потребностей до удовлетворения нужд потребителей. Все рекомендации стандарта должны учитываться при разработке эффективной системы качества.
Показатели качества определены стандартом ИСО 8402 - 86 "Качество. Словарь". Предусмотрено 10 групп показателей: 1) назначения; 2) надежности; 3) технологичности; 4) унификации; 5) патентно-правовые; 6) эргономические; 7) эстетические; 8) транспортабельности; 9) безопасности; 10) экологические.
Значимость показателей каждой группы для определенного типа продукции выражаются весовыми показателями. Сумма числовых значений всех показателей должна быть равна единице:
Каждую группу определяют численным значением, например, q = 0,25. Это является основанием для сравнения различных видов продукции. Численные значения показателей должны отражаться в паспорте изделия, в технических условиях на его изготовление.
В свою очередь, приведенные группы показателей могут подразделяться на более детальные. Например, показатели надежности могут подразделяться на показатели, характеризующие безотказность, долговечность, средний ресурс, установленный срок службы, наработку на отказ и др.
ГЛАВА 10. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА
МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА
Квалиметрия представляет собой науку об измерении качества товаров и услуг. Различают инструментальные и экспертные методы определения показателей качества.
Инструментальные методы основаны на физических эффектах и использовании специальной аппаратуры. Различают автоматизированные, механизированные и ручные методы. Автоматизированные методы наиболее объективны и точны.
Экспертные методы используются там, где физическое явление не открыто или очень сложно для использования. Пример такого метода - оценка качества фигуристов. Разновидностью экспертного метода является так называемый органолептический метод, основанный на использовании органов чувств человека.
Считается, что измерение - это сравнение одного продукта с другим. Если результат получен теоретическим путем, то это не измерение, а прогноз.
Методы сравнения. При сравнении можно пользоваться тремя шкалами или методами: шкала уровней; шкала интервалов; шкала отношений.
При использовании шкалы уровней с принятой величиной уровня Q сравниваются все остальные величины Q по принципу:
Q - Q = Q.
Например, температура таяния льда Q = 0°С, измеренная температура Q = 50°С, следовательно, температура объекта превышает заданный уровень.
При измерениях по шкале порядка результатом измерения является решение, например, в виде ранжированного ряда объектов сравнения:
Q < Q < Q < Q < Q < Q.
Ряд является результатом оценок экспертов.
При измерениях по шкале отношений, которая обычно применяется для измерения физических величин, таких как масса, длина, мощность, величины сравнивают по принципу:
Q / Q = q,
где Q - измеренная величина;
Q - эталонная величина.
ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ
При использовании экспертного метода для оценки качества часто используется шкала порядка. Решается вопрос сравнения по принципу "лучше или хуже", "больше или меньше". Более подробная информация о том, во сколько раз лучше или хуже часто не требуется.
Попарное сравнение. При построении шкалы порядка или так называемого ранжированного ряда эксперты используют метод попарного сопоставления. В табл. 10.1 приведен пример ранжирования в ряд шести объектов путем попарного сравнения. Это результат работы одного эксперта, оценивавшего объекты определенным образом. Предпочтение одного объекта перед другим обозначено 1, обратная ситуация - 0.
Таблица 10.1
Ранжирование шести объектов методом попарного сравнения
Номер объекта 1 2 3 4 5 6 Итог 1 х 1 0 1 1 1 4 2 0 х 0 1 1 1 4 3 1 1 х 1 1 1 5 4 0 0 0 х 0 0 0 5 0 0 0 1 х 0 1 6 0 0 0 1 1 х 2
Ранжированный ряд (шкала порядка) для объектов, сравнительная оценка которых приведена в таблице 9.1, будет иметь вид:
Q < Q < Q < Q = Q < Q.
Если использовать несколько экспертов, то можно получить более точный результат.
Можно использовать более совершенные критерии, например, преимущество определить оценкой 1, худшее качество определить оценкой -1, а равноценное качество определить оценкой 0. Механизм составления ранжированного ряда остается прежним.
Психологами доказано, что попарное сопоставление лежит в основе любого выбора, тем не менее, шкалу порядка часто составляют заранее (не ранжированный ряд) и фиксируют на ней опорные (реперные) точки, которые называют баллами.
Так появилась двенадцатибальная шкала интенсивности землетрясений MSK - 64, минералогическая шкала Мооса, пятибалльная шкала оценки знаний. В таблице 10.2 в качестве примера приведена шкала твердости минералов Мооса.
Таблица 10.2
Шкала Мооса
Материал Баллы Тальк 1 Гипс 2 Кальцит 3 Флюорит 4 Апатит 5 Ортоклаз 6 Кварц 7 Топаз 8 Корунд 9 Алмаз 10
Каждый последующий минерал оставляет царапину на предыдущем, т.е. это объективный метод измерения.
Результаты измерений, полученные попарным сопоставлением, можно уточнить методом последовательного приближения.
ВЛИЯНИЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ СОСТАВА ЭКСПЕРТОВ
Тестирование. При формировании экспертной группы целесообразно провести тестирование, взаимооценку экспертов и проверку согласованностей мнений.
Тестирование состоит в решении экспертами задач, с известными организаторам тестирования, но неизвестными экспертам результатами, и проверке по критерию Фишера гипотезы о принадлежности оценок разных экспертов к одной и той же генеральной совокупности оценок.
Самооценка состоит в том, что каждый эксперт в ограниченное время отвечает на вопросы специально составленной анкеты. Такое испытание проводят на компьютере и затем получают балльную оценку. Эксперты могут оценивать и друг друга, но для этого необходима доверительная обстановка и опыт совместной работы.
Согласованность мнения экспертов можно оценивать по величине коэффициента конкордации:
где S - сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта экспертизы от среднего значения;
n - число экспертов;
m - число объектов экспертизы.
Коэффициента конкордации изменяется в диапазоне 0 < W < 1, причем 0 - полная несогласованность, 1 - полное единодушие.