<< Пред.           стр. 2 (из 33)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Данные указания предусматривают и более объективный метод подсчета результатов голосования с учетом оценки рангов и значимости качеств хозяйственных руководителей.
 
  С этой целью при заполнении матрицы оценки соответствия кандидатов на выдвижение общим требованиям к руководителю присужденное место по фактору делится на коэффициент, представляющий собой вес значимости данного фактора в долях. Оценочные величины рангов и значимости качеств хозяйственных руководителей даны в таблице 4.
 
 Задания и инструкции к деловой игре
 
  В ходе деловой игры участникам предлагается:
 
  1. Изучить теоретический минимум (Приложение 1).
 
  2. Ознакомиться с основными положениями игровой модели.
 
  3. Ознакомиться с описанием производственной ситуации.
 
  4. Изучить информацию о кандидатах на выдвижение.
 
  5. Заполнить карточку-форму для тайного голосования.
 
  6. Определить, какими качествами должен обладать начальник СМУ.
 
  7. Оценить претендентов с точки зрения соответствия общим требованиям к руководителю. Заполнить матрицу (табл. 1). Оценить претендентов с точки зрения соответствия производственной обстановке. Заполнить матрицу (табл. 2).
 
  8. Определить, кто из претендентов наиболее соответствует должности начальника СМУ, рекомендовать его кандидатуру для заключения контракта.
 
  9. Заполнить карточку-форму для вторичного тайного голосования.
 
  10. Дать предложения по окончательному формированию руководящего управленческого персонала СМУ.
 
 Инструктаж для руководителя
 
  1. Деловая игра проводится после изучения теоретического минимума.
 
  2. Перед началом игры на учебной доске вычерчиваются матрицы соответствия кандидатов на выдвижение общим требованиям к руководителю и производственной обстановке в трудовом коллективе.
 
  3. Раздается методический материал.
 
  4. Руководитель формирует команды с распределением ролей.
 
  5. Заполняется таблица распределения ролей.
 
  6. После изучения производственной ситуации руководители команд раздают карточки-формы для первого тайного голосования.
 
  7. По завершению голосования участники распределения игры заполняют матрицы с учетом распределения ролей и выступают с обоснованием выбора кандидатуры для заключения с ним контракта.
 
  8. По ходу выступления участников руководители команд заполняют матрицы, вычерченные на доске.
 
  9. После вторичного тайного голосования и подсчета голосов руководитель дает обоснование окончательного решения, останавливаясь на наиболее интересных выступлениях участников, а также анализируя основные ошибки в доводах выступающих.
 
  Форма 1
 1.1. Классификация и критерии профессиональной оценки качеств руководителя трудового коллектива
 
 №
 п/п Критерии первого уровня Содержание критерия 1. Профессиональная компетентность Наличие профессиональных знаний и умений в сфере управления трудовым коллективом на конкретной должности 2. Организаторские качества Взаимоотношения с людьми 3. Политическая культура Умение понимать и учитывать в работе интересы личности, трудового коллектива и всего общества 4. Деловитость Отношение к делу 5. Моральные качества Нравственность и культура поведения 6. Работоспособность Способность к напряженной творческой работе в течение длительного времени
 1.1.2. Профессиональная компетентность
 
 №
 п/п Критерии второго уровня Критерии третьего уровня 1. Управленческая культура (система управленческих знаний и умений) Профессиональные знания в области теории и методов управления трудовым коллективом, в том числе на конкретной должности руководителя.
 Знания: условий, техники, технологии и организации производства; психологии; педагогики; социологии; делопроизводства; владение техникой личной работы; владение вычислительной и организационной техникой 2. Экономическая культура Знания: экономической теории; конкретной экономики; планирования; статистики; финансирования и кредитования; умение пользоваться экономическими методами управления в условиях рыночной экономики 3. Правовая культура Знания: государственного права; административного права; трудового права 4. Опыт руководства Производственный опыт; опыт руководства на конкретной должности руководителя трудового коллектива; широта информированности, научный кругозор
 1.1.3. Организаторские качества руководителя
 
 №
 п/п Критерии второго уровня Критерии третьего уровня 1. Умение организовать трудовую деятельность коллектива Способность делегировать полномочия; проверка исполнения.
 Умение пользоваться организационно-распорядительными методами руководства 2. Умение контактировать с людьми Умение опираться на коллектив.
 Умение строить отношения с подчиненными.
 Умение строить отношения с руководителями.
 Умение строить отношения с коллегами, другими категориями работников.
 Умение подбирать кадры.
 Умение увлечь людей.
 Умение быть воспитателем, действовать не силой приказа, а убеждением.
 Общительность 3. Личная привлекательность в коллективе Умение завоевать авторитет и доверие.
 Уверенность в себе.
 Наличие чувства юмора
 1.1.4. Политическая культура
 
 №
 п/п Критерии второго уровня Критерии третьего уровня 1. Общая политическая культура Знание, политической обстановки и умение в ней разбираться.
 Опыт общественно-политической деятельности.
 Интернационализм.
 Общественная активность.
 Активная общественная позиция.
 Способность отстаивать свою точку зрения.
 Принципиальность.
 Умение вести дискуссию.
 Терпимость к различным точкам зрения 2. Отношение к интересам трудового коллектива и личности работника Преданность трудовому коллективу.
 Умение осуществлять воспитание в трудовом коллективе.
 Органическая связь с массами, умение и желание учиться у масс.
 Требовательность к себе и подчиненным.
 
 
 
  Способность критически оценивать достигнутые результаты.
 Умение строить правильные отношения с органами самоуправления.
 Умение правильно относиться к критике в свой адрес в коллективе 3. Отношение к общенародным интересам Постоянная забота об общенародных интересах.
 Способность не терять из виду социальные, последствия хозяйствования.
 Чувство долга перед страной.
 Ответственность перед обществом.
 Соблюдение государственной дисциплины
 1.1.5. Деловитость руководителя
 
 № п/п Критерии второго уровня Критерии третьего уровня 1. Умение Общий интеллект.
  аналитически Жизненная мудрость.
  мыслить (стратегия Рассудительность.
 
  действия) Умение: генерировать идеи; видеть и учитывать перспективу; ставить и формулировать задачи; выделять главное; находить кратчайшие пути решения проблем; анализировать и делать выводы; принимать решения 2. Предприимчивость Деловая активность.
  (тактика действия) Самообладание.
 
  Инициативность.
 
  Находчивость.
 
  Смелость и решительность.
 
  Умение и желание рисковать.
 
  Оперативность.
 
  Умение постоянно учитывать изменяющиеся условия.
 
  Практичность.
 
  Бережливость.
 
  Деловая хватка.
 
  Наличие здравого смысла.
 
  Умение увязывать планы с реальными условиями.
 
  Наличие чувства нового.
 
  Творческий подход к делу (нестандартность мышления).
 
  Целеустремленность.
 
  Стремление выполнять работу наилучшим образом.
 
  Постоянное стремление к самосовершенствованию.
 
  Способность доводить начатое дело до конца
 1.1.6. Моральные качества руководителя
 
 №
 п/п Критерии второго порядка Критерии третьего порядка 1. Морально-нравственные Порядочность.
  качества (духовность) Честность.
 
  Добросовестность.
 
  Трудолюбие.
 
  Мужество.
 
  Благородство.
 
  Скромность.
 
  Независимость.
 
  Достоинство.
 
  Милосердие 2. Морально-этические Справедливость.
  качества (культура Вежливость.
  поведения) Терпимость.
 
  Уравновешенность и выдержанность.
 
  Чуткость.
 
  Внимательность к подчиненным.
 
  Благожелательность.
 
  Доброта.
 
  Тактичность.
 
  Приветливость.
 
  Располагающий к себе внешний вид.
 
  Опрятность и элегантность
 1.1.7. Работоспособность руководителя
 
 №
 п/п Критерии второго уровня Критерии третьего уровня 1. Физиологические качества Хорошее здоровье.
  (способность организма Соответствующий возраст.
  выдерживать длительные физические эмоции, нервные нагрузки и перегрузки) Тренированность нервной системы 2. Эмоционально-волевые Воля.
  качества (психологические Упорство в работе.
  устои личности руководителя, желание хорошо работать) Удовлетворенность результатами работы.
 
  Увлеченность трудом (призвание).
 
  Преданность работе и коллективу.
 
  Семейное благополучие.
 
  Жизнерадостность.
 
  Оптимизм
 Форма 2
 
 Содержание производственных требований к качествам руководителя производства и трудового коллектива
 
 № п/п Критерии первого уровня Критерии второго уровня 1. Организация эффективной системы управления 1.1. Организационно-функциональная структура.
 1.2. Организация работы аппарата управления, функциональных служб.
 1.3. Распределение функций в системе управления.
 1.4. Должностные инструкции 2. Обеспечение стабильного экономического положения 2.1. Прибыльность и рентабельность.
 2.2. Производительность труда.
 2.3. Выполнение плана по выпуску законченной продукции и по номенклатуре заказанных изделий.
 2.4. Материальное стимулирование труда.
 2.5. Финансовое состояние.
 2.6. Умение планировать работу в условиях рыночной экономики.
 2.7. Экономическая подготовка производства.
 2.8. Аренда, акционерные общества и другие формы хозяйствования 3. Организация производства 3.1. Материально-техническое обеспечение.
 3.2. Внешние связи.
 3.3. Планирование производства.
 3.4. Инженерная подготовка производства.
 3.5. Обеспечение технической и проектно-сметной документацией.
 3.6. Современная техническая политика 4. Технология производства и организации труда 4.1. Формирование бригад.
 4.2. Внедрение передовых методов организации труда.
 4.3. Подготовка и аттестация рабочих мест.
 4.4. Использование технологических карт и карт трудовых процессов.
 4.5. Подготовка и повышение квалификации рабочих кадров.
 4.6. Организация состязательности в бригадах 5. Условия труда 5.1 Механизация ручного труда.
 5.2 Санитарно-гигиенические условия.
 5.3 Санитарно-бытовые условия.
 5.4 Общественное питание.
 5.5 Режимы труда и отдыха.
 5.6 Охрана труда и техника безопасности.
 5.7 Противопожарная безопасность 6. Жилищно-бытовые условия 6.1 . Обеспечение жильем, детскими садами и яслями.
 6.2. Транспорт.
 6.3. Коммунальное обслуживание. 7. Морально-психологический климат 7.1 . Авторитет руководителя.
 7.2. Умение убеждать.
 7.3. Наставничество.
 7.4. Культурно-массовая'работа и спорт.
 7.5. Организация отдыха.
 7.6. Текучесть кадров.
 7.7. Удовлетворенность работой. 8. Трудовая дисциплина и исполнительская дисциплина 8.1. Контроль исполнения решений.
 8.2. Требовательность к подчиненным.
 Форма 3
 
 Матрица распределения ролей в деловой игре
 № п/п Роли, исполняемые участниками игры Исполнители (фамилия, имя, отчество), количество
 
  1 команда 2 команда 1. Председатель конкурсной комиссии
  1 2. Управляющий трестом 1 1 3. Главный инженер 1 1 4. Начальник отдела кадров треста 1 1 5. Председатель профкома треста 1 1 6. Начальники участков, прорабы, мастера, инженеры 4 4 8. Бригадиры 4 4
 Таблица 1
 Матрица оценки кандидатов на выдвижение общим требованиям к руководителю
 №
 п/п Общие требования к руководителю производственного Кандидаты на выдвижение
  коллектива (критерии профессиональной оценки) Дмитриев Еремин Жилин Зверев 1. Профессиональная компетентность
 
 
 
  2. Организаторские качества
 
 
 
  3. Деловитость
 
 
 
  4. Политическая культура
 
 
 
  5. Моральные качества
 
 
 
  6. Работоспособность
 
 
 
  Итого (сумма мест)
 
 
 
 
 Таблица 2
 
 Матрица соответствия кандидатов на выдвижение производственной обстановке в трудовом коллективе
 
 №
 п/п Классификация основных групп производственных требований к Кандидаты на выдвижение
  руководителю Дмитриев Еремин Жилин Зверев 1. Организация эффективной системы управления
 
 
 
 
 
 
 
  2. Обеспечение стабильного экономического положения производственного коллектива
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 33)           След. >>

Список литературы по разделу