<< Пред.           стр. 11 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 6. С какой целью проводится анализ деятельности?
 7. Какие стадии анализа деятельности можно выделить?
 8. Объясните, что представляет собой профессиограмма?
 9. Какие факторы внешней среды влияют на процесс набора кан­дидатов?
 10. Охарактеризуйте источники внутреннего и внешнего найма.
 11. Как оценить качество набора?
 12. Какие методы используются при оценке кандидатов?
 13. Какие парадигмы конкурсного набора вы знаете?
 14. Назовите этапы адаптации сотрудника в организации.
 Практикум
 Задание.
 Рассмотрите ситуацию создания проекта набора персонала и решите задачу поиска кандидатов на должность.
 Представьте, что сегодня, в понедельник 15 апреля, к вам — ме­неджеру по персоналу с утра зашел начальник отдела кадров и объя­вил, что оператор компьютерной верстки Сидоров И. Л. из производ­ственного отдела с 15 июня переходит работать в редакцию. Ваша за­дача — осуществить поиск кандидатов на данную должность. Результа­том вашей работы над заданием должен стать проект приказа о прове­дении подбора на вакантную должность и приложения к проекту при­каза, которые вы должны будете подготовить на основании имеющей­ся у вас информации (об организации, о консалтинговых фирмах, га­зетных материалах, описанию деятельности) через один час.
 Состав приложений к приказу: план-график мероприятий по подбору кадров; текст рекламного объявления; смета проекта; критерии первич­ного отбора кандидатов; список документов и материалов, которые дол­жен представить кандидат при обращении о приеме на работу.
 Итак: сегодня, в понедельник 15 апреля 10—00 вам необходимо обработать информацию и подготовить проект приказа, план-график раз­ворачиваемого проекта, текст рекламного объявления, смету проекта, а также критерии первичного отбора кандидатов.
 Информация об организации, осуществляющей поиск кандидата
 1. Название организации. Издательство "Камилла".
 2. Организационно-правовая форма. Акционерное общество закры­того типа.
 3. Вид деятельности — выпуск полиграфической продукции: книги, рекламные буклеты, плакаты, календари и т.п. издания, финансирова­ние других издательских проектов, а также совместное издание.
 Деятельность фирмы распространяется в основном на Россию и некоторые страны СНГ. Покупка авторских прав и подписание кон­трактов с авторами производятся как в пределах СНГ, так и за рубе­жом (в т. ч. в других издательствах и агентствах).
 4. История развития организации. Фирма АОЗТ "Издательство "Камилла" образована в мае 1991 г. С момента образования фирма занимается посреднической деятельностью по реализации оптовых партий книг и другой полиграфической продукции. Вначале фирма занималась только книжной торговлей. С февраля 1992 г. начался вы­пуск первых книг. С августа 1994 г. фирма начала прием заказов на выпуск полиграфической продукции.
 5. Масштабы деятельности фирмы. В среднем в месяц выпускается около 25—30 новых наименований книг тиражами порядка 30— 100 тысяч экземпляров, т. е. в месяц около одного миллиона экземп­ляров в целом. Также печатаются дополнительные тиражи книг, из­данных ранее. Месячный оборот составляет порядка $1,500,000.00— $2,000,000.00 в зависимости от времени года, так как спрос та данную продукцию — сезонный. Средняя прибыль фирмы составляет прибли­зительно $600,000.00—$1,000,000.00 в месяц.
 В рейтинге книжных издательств России фирма занимает второе место (учитываются как объем выпускаемой продукции, так и ее каче­ство, жанры, авторы, география сбыта, оценка у потребителей, ско­рость сбыта и др.). По объему выпуска продукции фирма входит в число пяти крупнейших издательств России.
 Имеется сеть официальных дилеров в крупнейших городах России и СНГ, а также ряд фирм-посредников по сбыту продукции, с кото­рыми ведется постоянное сотрудничество.
 Около 40% сбыта продукции приходится на семь основных офи­циальных дилеров в крупнейших городах России и СНГ, 20%—30% — на сеть мелкооптовых фирм, с которыми ведется постоянное сотруд­ничество, остальная продукция используется для книгообмена с целью увеличения ассортимента предлагаемых товаров.
 6. Характер собственности. Фирма является акционерным общест­вом закрытого типа, основанным на коллективной форме собственно­сти, действующим на принципах полного хозяйственного расчета, яв­ляется юридическим лицом.
 7. Территориальное расположение. Фирма находится в Москве. Сеть официальных дилеров в крупнейших городах России и СНГ и ряд фирм-посредников по сбыту и обмену продукции.
 Для печатания продукции используются типографии в Москве, Туле, Твери, Саратове, Минске, с которыми имеются договоры о со­трудничестве.
 8. Характеристика выпускаемой продукции. Фирма выпускает в ос­новном следующую продукцию:
 1) высококачественная полиграфическая продукция (художествен­ные альбомы, книги об искусстве, истории и т.п.). Это элитные изда­ния с высокой ценой, рассчитанные на узкий круг любителей. Такие книги всегда находят спрос, если их выпускать небольшими (средними) тиражами;
 2) многотомные подписные издания (серии книг);
 3) художественная литература в твердом переплете;
 4) дешевые книги в мягкой обложке, рассчитанные на массового читателя.
 9. Используемое оборудование. Развитие науки и техники привело к появлению компьютеров пятого поколения. Существуют компьютеры "Macintosh-Cuadro" на базе процессора "Motorolla", "Pentium" (IBM PC 586) на базе процессора "Intel", сканеры фирмы "UMAX" и "AGFA", наиболее популярные сейчас. Разработана программа "Adobe Photoshop", позволяющая сканировать и обрабатывать графическую информацию для высококачественного художественного оформления полиграфической продукции.
 10. Принципы кадровой политики. Тип кадровой политики: откры­тая. Основной целью организации является повышение уровня жизни сотрудников фирмы и удовлетворения их потребностей. Эта цель реа­лизуется посредством следующих подцелей: 1) повышение квалифи­кации сотрудников в различных учебных центрах; 2) проведение поли­тики полной занятости сотрудников путем сокращения "времени их простоя", т. е. распределение функциональных обязанностей работни­ков таким образом, чтобы их рабочий день был равномерно загружен­ным при наиболее рациональном использовании их возможностей и способностей; 3) материальная заинтересованность.
 11. Структура фирмы.
 Описание работы
 Наименование должности: оператор компьютерной верстки (макетер).
 Место работы: производственный отдел.
 Подчиненность: заместитель директора по производству.
 Виды выполняемых работ: различные виды конвертации текста из одного формата в другой; редакторская правка; верстка; правка; вывод текста на бумагу; вывод оригинал-макета на бумагу; вывод оригинал-макета на диапозитивы (пленки).
 Оборудование, используемое оператором: персональный компьютер IBM PC, лазерные принтеры HP III, HP IIIp, HP IV, HP IV plus.
 Производственные связи: а) частые (с коллегами-макетерами, на­борщиками издательства, корректорами, технологами, зам. директора по производству); б) редкие (с художниками, редакторами).
 Заработная плата: сдельная от 700 до 900$, зависящая от объема и стоимости выполнения работы, в рублевом эквиваленте + ежегодная премия.
 Образование: высшее техническое либо среднее специальное.
 Возраст: от 22 до 45 лет.
 Рабочие нормы: верстать в день одну книгу объемом 450— 500 страниц либо две книги объемом 320—332 страниц простой верстки.
 При найме на работу будут учитываться опыт работы в книжных издательствах по данной специальности не менее года. Кроме того, кандидат должен предоставить образцы готовых книг либо сверстан­ных оригинал-макетов.
 Информация о кадровых агентствах, осуществляющих набор персонала
 1. Консалтинговая фирма "Приз"
 Краткая историческая справка: АОЗТ "КФ "Приз" основано 25 апреля 1994 г. специалистами, имеющими опыт работы в сфере кадрового консалтинга и подбора персонала от двух до четырех лет. Занимается подбором высококвалифицированных работников для фирм и предприятий всех форм собственности. Имеет два банка дан­ных о специалистах: пассивный (30 000 чел.) и активный (2500 чел.). Использует компьютерную экспертную систему "Служба персонала", которая позволяет решать также вопросы сокращений штатов, форми­ровать резерв на выдвижение. В 1994 году выполнены заказы на поиск и отбор 86 специалистов; пять заказов на маркетинговые исследова­ния с целью определения размера оплаты труда по интересующим группам специальностей, проведено консультирование более 40 фирм по общим вопросам работы кадровой службы.
 Характеристика подбираемого персонала по профессиям, должностям: высший руководящий состав, бухгалтеры, банковские и финансовые работники, менеджеры по маркетингу и рекламе, менеджеры по сбыту и закупкам, менеджеры по персоналу, секретари, личные помощники, офис — менеджеры, инженеры, технологи, специалисты по информа­ционным системам, программисты, юристы, специалисты по страхо­ванию, няни, гувернантки, водители, другие.
 Характеристика подбираемого персонала по отраслям, сферам дея­тельности: промышленность, строительство, транспорт, средства мас­совой информации, издательское дело, услуги, банки и финансовые компании, страховые компании, торговля (оптовая), а также: наука и научное обслуживание, обслуживание частных лиц.
 Отделения, филиалы, дочерние фирмы. Татарстан, г. Казань (обра­щаться через московский офис).
 Условия выполнения и определение стоимости работы, порядок рас­четов: стоимость услуг по поиску и отбору персонала определяется по твердым расценкам в зависимости от категории работника с использо­ванием понижающих и повышающих коэффициентов (имеется прайс-лист). Оплата осуществляется в два этапа: 40% — предоплата, 60% — при приеме кандидата на работу. Консалтинговые услуги — почасовая оплата.
 Гарантии для клиентов: при увольнении подобранного специалиста в течение 30 дней со дня выхода на работу по причине нарушения им условий найма (в том числе несоответствие занимаемой должности) фирма производит разовую замену без дополнительной оплаты. Срок гарантированного сопровождения может быть увеличен (уменьшен) по желанию заказчика.
 Другие виды услуг: консультации по кадровой политике фирмы, маркетинг рынка труда, экспертиза вакансий, консультирования по обучению персонала, поиск и подбор учебных заведений, тестирова­ние сотрудников фирмы на профпригодность и психологическую со­вместимость.
 2. ТОО "ООТ"
 Краткая историческая справка: ТОО "ООТ" организовано в апреле 1993 г. и ориентировано на оказание услуг иностранным предприни­мателям, желающим вести бизнес в России. Активно развиваются два направления—организация визовой поддержки иностранным гражда­нам и подбор специалистов со знанием иностранного языка для рабо­ты в Московских представительствах. База данных — более 550С чело­век.
 Характеристика подбираемого персонала по профессиям, должностям:
 секретари, личные помощники, офис-менеджеры, менеджеры по сбы­ту и закупкам, менеджеры по маркетингу и рекламе, бухгалтеры, бан­ковские и финансовые работники, юристы, программисты, инженеры и технологи, эксперты и исследователи, водители, вспомогательный персонал.
 Характеристика подбираемого персонала по отраслям, сферам дея­тельности: торговля, сфера услуг, банки и финансовые компании, об­щественные организации, строительство и промышленность, транс­порт, образование, издательское дело и полиграфия, медицина.
 Характеристика подбираемого персонала по уровню месячной оплаты труда: до $ 300 - 30%, $ 300 - 600 - 40%, $ 600 - 1000 - 15%, $ 1000 — 2000 - 15%.
 Условия выполнения и определение стоимости работы, порядок рас­четов: отбор кандидатов на основании собственной базы данных в те­чение трех дней, использование при необходимости в этих целях рек­ламы (как правило, за счет средств агентства), оплата осуществляется по факту приема на работу в течение пяти дней; величина гонорара, как правило, — месячный оклад принятого на работу сотрудника.
 Гарантии для клиентов:
 "ООТ" гарантирует: конфиденциальность полученной информа­ции, бесплатный подбор нового кандидата в случае, если предыдущий увольняется в течение одного месяца (если клиент не нуждается во вторичном подборе сотрудника, агентство обязуется возвратить сумму из расчета 1/30 месячной зарплаты за каждый день, не достающий до месячного срока); не делать в течение трех лет новых предложений людям, работающим у клиента по нашему представлению.
 Другие виды услуг: обеспечение визовой поддержки для иностран­ных граждан, консалтинг.
 Глава 8. Методы поддержания работоспособности персонала
 Это поразительно, но всякий раз, когда я читаю объявление о каком-нибудь патентованном лекарст­ве, мне приходится сделать вывод, что я страдаю именно той болезнью, о которой в нем говорится, и притом в наиболее злокачественной форме. Диагноз в каждом случае точно совпадает со всеми моими ощущениями.
 Джером К. Джером. Трое в лодке
 
 Ключевые слова:
 работоспособность
 производительность
 нормирование
 оценка труда
 методы оценки труда
 аттестация
 кадровый резерв
 карьера
 планирование карьеры
 карьерограмма
 обучение персонала
 внутрифирменное обучение
 
 Работоспособность — параметр, описывающий уровень ресурсов, которые могут быть использованы при выполнении работы.
 Когда говорят о работоспособности конкретного исполнителя, вы­деляют общую (потенциальную) работоспособность — те ресурсы, которые в принципе могли бы быть использованы при максимальном напряжении всех сил, и фактическую (стандартную) работоспособ­ность — те ресурсы, которые обычно используются. Фактическая ра­ботоспособность всегда ниже, чем потенциальная.
 Говоря о работоспособности персонала, будем иметь в виду те возможности (как индивидуальные, так и групповые), которые могут быть использованы в деятельности организации:
 • эффективные системы оценки и стимулирования труда;
 • использование социально-психологических аспектов коллектив­ной деятельности;
 • программы специализированной подготовки, обучения и разви­тия персонала;
 • методы планирования карьеры.
 8.1. Повышение производительности и нормирование труда
 Один среди своих владений,
 Чтоб только время проводить,
 Сперва задумал наш Евгений
 Порядок новый учредить.
 В своей глуши мудрец пустынный,
 Ярем он барщины старинной
 Оброком легким заменил;
 И раб судьбу благословил.
 А. С. Пушкин. Евгений Онегин
 
 Производительность труда — количественная характерис­тика работы, выполняемой персоналом, которая связана с уровнем эффективности труда.
 Цели и факторы повышения производительности труда
 Основная проблема организаторов производства в данной области вне зависимости от форм собственности — тенденция к снижению эффективности производства. В связи с этим главными целями деятельности служб управления персоналом в этом направлении являются:*
 • сокращение производственных издержек и увеличение прибыльности;
 • повышение гибкости производства;
 • повышение качества товаров;
 • совершенствование процессов технического и технологи­ческого контроля.
 
 * Чайлд Дж. Управленческая стратегия, новая техника и процесс труда. Новая технология и организационные структуры. — М.: Экономика, 1990.
 
 Общий уровень производительности определяет следующие типы факторов:*
 • краткосрочные — объективные (например, изменение но­менклатуры сырья и видов энергии в связи с авариями, циклич­ные колебания качества сырья); субъективные (например, колеба­ние уровня трудоспособности в течение дня, недели, года);
 • долгосрочные (например, цены на материалы, энергию, качество оборудования).
 
 * Проблемы организации, нормирования и производительности труда. — М.: Ин­ститут труда Министерства труда РФ, 1995.
 
 На рис. 8.1 представлены основные компоненты оценки производительности.
 Из приведенной схемы видно, что производительность свя­зана как с количеством (количеством часов, трудозатратами), так и качеством труда (особенностями технологии, объемом капитальных вложений, качеством персонала).
 Можно выделить два основных подхода к оценке произво­дительности труда.
 1. Определение прямых трудозатрат (путем оценки соотно­шения прямых трудозатрат к нормо-часам определяется факти­ческая интенсивность).
 2. Оценка отношения объема продаж к затратам на:
 • стоимость контроля качества;
 • стоимость гарантированного ремонта;
 • численность производственных рабочих;
 • численность всего персонала;
 • дополнительные показатели: время наладки/оплаченные часы, число принятых изделий/число проверенных изделий, запланированные изделия/произведенные изделия, все произ­водственное время/фактически отработанное время, вспомога­тельные расходы/прямые расходы, численность производствен­ных рабочих/численность работников управления, количество часов по не принятым нарядам/количество отработанных ча­сов, фактическая доля накладных расходов/запланированные накладные расходы.
 Управление производительностью труда включает следующие элементы:
 • управление качеством;
 • планирование процедур повышения эффективности;
 • измерение трудозатрат и нормирование труда;
 • бухгалтерский учет и финансовый контроль.
 Необходимо принимать во внимание и факторы, препятст­вующие росту производительности, такие, как снижение цены труда при постоянном росте уровня жизни и увеличение уров­ня затрат на восстановление трудоспособности.
 Нормирование труда
 Нормирование труда — это мероприятия по оценке количе­ства труда, которое должно быть реализовано в рамках задан­ной технологии.
 Деятельность по нормированию труда в управлении персо­налом является комплексной и дает возможность решать смеж­ные задачи. Основные цели нормирования:
 • планирование производства и определение потребности в персонале (качество и количество);
 • расчет затрат на заработную плату;
 • оценка изменения производительности, эффективности производства.
 Для создания эффективной системы нормирования труда на предприятии необходимо осуществить:
 1) анализ деятельности;
 2) расчет и утверждение базовых норм;
 3) мониторинг технического уровня производства, планиро­вание пересмотра норм в зависимости от изменения состояния материально-технического обеспечения;
 4) внедрение форм материального стимулирования за по­вышение производительности;
 5) мониторинг норм труда.
 Методы нормирования труда. Основные методы:
 • традиционный — хронометраж, при котором путем многочисленных замеров производится расчет времени на про­изводство единицы продукции;
 • оценка "стоимости труда"* — стоимость труда за 1 час работы определяется умножением одного балла за час (утвер­ждается руководством) на сумму баллов по факторам: уровень квалификации, условия труда на рабочем месте, интенсивность труда, ответственность работы;
 • определение "плавающего тарифа". Этот метод предпола­гает, что тарифные ставки и расценки длительное время не из­меняются (в течение одного года и более), а увеличение зара­ботной платы осуществляется из доходов организации. В соот­ветствии с этим методом заработок работника 3 определяется путем умножения тарифного заработка ЗТ на коэффициент уве­личения заработной платы Ку:
 З = ЗТ х Ку
 
 * См.: Проблемы организации, нормирования и производительности труда. — М.: Институт труда Министерства труда РФ, 1995.
 
 
 В свою очередь, коэффициент увеличения заработка опре­деляется по формуле
 Ку=ФОТ/3Т,
 где ФОТ — фонд оплаты труда, определяемый как процент от доходов организации.
 В условиях рыночной экономики процент от доходов может быть предметом переговоров между руководством и рабочими.
 Тарифный заработок будет увеличиваться при ослаблении напряженности норм (увеличении времени на выполнение операции), так как
 где С — часовая тарифная ставка;
 Тшт — штучная норма времени;
 К — количество выполненных работ, изделий.
 Таким образом, чем слабее норма времени, чем больше ЗТ, тем меньше Ку. Поэтому при увеличении нормы времени уменьшится коэффициент Ку, а ФОТ останется неизменным.
 Нормирование управленческого труда. Из-за нерегламентиро­ванности, изменчивости деятельности инженерно-технического и управленческого персонала традиционные методы нормиро­вания их труда могут оказаться неэффективными. В настоящее время используются следующие методы нормирования управ­ленческого труда:*
 • метод аналогии — основан на учете опыта работы эффек­тивно действующих предприятий;
 • метод укрупненных нормативов численности — основан на косвенном измерении трудоемкости работ и расчете численно­сти ИТР и управленцев для всего производства и по подразде­лениям;
 • метод прямого нормирования (для постоянно повторяю­щихся работ или работ, которые могут быть расчленены на по­вторяющиеся операции) — через расчленение на операции и анализ времени, необходимого для проведения операций.
 
 * Техника, технология и кадры управления производством. — М.: Экономика, 1973.
 
 Штат персонала, занимающегося нормированием труда. Рас­чет штата нормировщиков производится с учетом анализа за­трат времени на проведение нормировочных работ в течение определенного периода.
 Как показывает опыт Великобритании, в среднем затраты времени составляют три дня на разработку новых норм в рас­чете на одного рабочего, время на пересмотр и выполнение документации может быть условно принято равным 1,5 дням.*
 
 * Филъев В.И. Организация, нормирование и оплата труда. Опыт зарубежных стран//Управление персоналом. № 9(3). 1996.
 
 Анализ показывает, что по мере увеличения размера пред­приятий число нормировщиков в расчете на каждые 100 рабо­чих быстро уменьшается:
 Размер предприятия (численность рабочих)Средняя численность штата норми­ровщиковЧисло нормировщиков на 100 рабочихЧисло рабочих на одного нормировщика
 20013.0067
 50051.00100
 100080.77125
 2000130.67154
 4000240.60167
 6000320.53188
 8000370.46216
 10000400.4250
 
 
 8.2. Оценка труда
 — Да, смотреть на это противно, — сказал мне один из них, когда мы, стоя посреди комнаты, рас­сматривали его произведение. —Но приятно созна­вать, что сделал это собственными руками.
 Джером К. Джером. Сборник "Еще праздные мысли"
 
 Оценка труда — мероприятия по определению соответствия количества и качества труда требованиям технологии производства.
 Оценка труда дает возможность решить следующие кадро­вые задачи:
 • оценить потенциал для продвижения и снижения риска выдвижения некомпетентных сотрудников;
 • снизить затраты на обучение;
 • поддерживать у сотрудников чувства справедливости и повышать трудовую мотивацию;
 • организовать обратную связь сотрудникам о качестве их работы;
 • разрабатывать кадровые программы обучения и развития персонала.
 Для организации эффективной системы оценки результа­тивности труда работников необходимо:*
 • установить стандарты результативности труда для каж­дого рабочего места и критерии ее оценки;
 • выработать политику проведения оценок результативно­сти труда (когда, как часто и кому проводить оценку);
 • обязать определенных лиц производить оценку результа­тивности труда;
 • вменить в обязанность лицам, проводящим оценку, со­бирать данные о результативности труда;
 • обсудить оценку с работником;
 • принять решение и документировать оценку.
 
 * Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. — М.: Дело, 1993.
 
 Этапы оценки труда на конкретном рабочем месте предпо­лагают:
 • описание функций;
 • определение требований;
 • оценку по факторам (конкретного исполнителя);
 • расчет общей оценки;
 • сопоставление со стандартом;
 • оценку уровня сотрудника;
 • доведение результатов оценки до подчиненного.
 Для того чтобы процедуры оценки труда были эффективны на каждом конкретном предприятии, они должны отвечать следующим требованиям:
 • используемые критерии должны быть понятны исполни­телю и оценщику;
 • информация, используемая для оценки, должна быть доступна;
 • результаты оценки должны быть связаны с системой по­ощрения;
 • система оценки должна соответствовать ситуационному контексту.
 Говоря о системах оценки труда, можно выделить три ос­новных уровня оценки:*
 
 
 
 Уровень оценкиПериодичностьМетодВозможности использования
 1. Повседневная оценка профес­сиональной деятельности (сильных и слабых сторон)Один раз в день, один раз в неделюАнкетирование по фактическим действиям ОбсуждениеОбратная связь с оцениваемым с целью модификации поведения и обучения
 2. Периодическая оценка испол­нения обязан­ностейОдин раз в полгода, годАнкетирование по фактическим действиям и результатам труда
 Интервью
 ОбсуждениеОпределение перспективы и разработка совместных целей
 3. Оценка потен­циалаРазовая, перманентнаяТестирование
 Центр оценкиПостроение кадрового прогноза, планирование карьеры
 
 
 
 * Холдинг X., Кокавеч И. Оценка профессиональной деятельности//Иностранная психология. Т. 3. № 5. 1995.
 
 Основные подходы к оценке труда
 1. Оценка результата (например, полученной прибыли).
 Затруднение вызывает оценка сложных, комплексных видов деятельности, затрагивающей множество людей, поскольку возникает проблема оценки вклада каждого в получение ре­зультата.
 2. Оценка поведения (по критериям, связанным с исполняе­мой деятельностью). Наибольшая проблема — отделение реаль­ного поведения и общих характерологических черт.
 3. Рейтинги успешности (по ряду шкал, отражающих пове­денческие измерения или измерения черт). Проблемы этого подхода — ошибки обобщений и генерализации, при которых оценки одних шкал необоснованно переносятся на другое (примерами модифицированных рейтингов являются ориенти­рованные на поведение рейтинговые шкалы, шкалы наблюде­ния за поведением).
 4. Процедуры ранжирования, дающие возможность устано­вить различия между рядом лиц (по одному или ряду показате­лей). Однако при использовании прямых рейтингов могут да­вать ложные (субъективные) результаты.
 Методы оценки труда
 Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представ­ляет собой стандартизированный набор вопросов или описа­ний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие опреде­ленной черты у оцениваемого и ставит отметку напротив ее описания. Общий рейтинг по результатам такой анкеты пред­ставляет собой сумму пометок.
 Оценочная анкета.
 (фрагмент)
 Заполняется самим работником
 
 Общение с коллегами:
 пишу ясно и кратко
 говорю ясно и кратко
 хорошо работаю с коллегами
 хорошо работаю с подчиненными
 хорошо работаю с начальниками
 учтив, всегда помогаю клиентам
 убедительно излагаю идеи
 Навыки работы/опыт
 всегда завершаю рабочие заседания
 знаю основные аспекты работы
 немного нуждаюсь в контроле
 иногда делаю ошибки
 работаю по графику
 знаком с современными достижениями в данной области
 Планирование работы
 устанавливаю себе реальные задачи
 точно анализирую запросы и нужды
 результативен
 разрабатываю большое количество решений
 эффективно обнаруживаю и решаю проблемы
 Организация личного труда
 содержу документацию в полном порядке
 распределяю задания должным образом
 проверяю эффективность действий определяю основные цели работы
 экономлю и эффективно использую время
 Контроль
 твердо придерживаюсь политики предприятия и установ­ленных процедур
 определяю приемлемые стандарты качества не выхожу за рамки установленных расходов
 Прочие качества
 знаю, где искать информацию
 разрабатываю и развиваю творческие идеи
 хорошо справляюсь с работой при наличии давления
 приспосабливаюсь к переменам
 принимаю хорошие решения
 Подпись работника Дата
 
 
 
 Модификация оценочной анкеты — сравнительная анкета. Контролеры или специалисты по управлению персоналом гото­вят список описаний правильного или неправильного поведе­ния на рабочем месте. Оценщики, наблюдавшие за поведением, располагают эти описания как бы по шкале от "отлично" до "плохо", в результате чего появляется "ключ" анкеты. Лица, проводящие оценку труда конкретных исполнителей, отмечают наиболее подходящие описания. Оценкой результативности труда является сумма рейтингов по отмеченным описаниям.
 Используют также анкету заданного выбора, в которой зада­ются основные характеристики и перечень вариантов поведе­ния оцениваемого. По шкале важности оценивают в баллах на­бор характеристик того, как выполняет свою работу оценивае­мый работник.
 Анкета заданного выбора
 (фрагмент)
 Оцените по шкале убывающей важности в баллах (от 1 до 4) следующий набор характеристик того, как выполняет свою работу оцениваемый работник: оценку "1" получает наиболее характерная черта работника, оценку "4" — наименее харак­терная черта.
 __________ не ждет проблем
 __________ схватывает объяснение "на лету"
 __________ редко теряет время
 __________ с ним легко разговаривать
 __________ становится лидером при работе в группе

<< Пред.           стр. 11 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу