<< Пред.           стр. 12 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 ___________ теряет время на необходимые аспекты работы
 __________ спокоен и невозмутим при любой ситуации
 __________ много работает
 
 Шкала рейтингов поведенческих установок. В бланке описывают­ся решающие ситуации профессиональной деятельности. Анке­та рейтинга содержит обычно от шести до десяти специальных характеристик результативности труда, каждая из которых вы­водится из пяти или шести решающих ситуаций с описанием поведения. Лицо, проводящее оценку, отмечает то описание, которое в большей степени соответствует квалификации оце­ниваемого. Тип ситуации соотносится с баллом по шкале.
 Бланк по оценке поведенческих установок
 Инженерная компетенция
 (непосредственно связанная с исполнением проектов) (фрагмент)
 Фамилия инженера
 
 —9—
 
 
 —8—
 —7—
 
 
 
 —6—
 —5—
 
 
 —4—
 —3—
 
 
 
 —2—
 —1—
 Владеет широким спектром технических навыков, и от него можно ожидать выполнения всех заданий с отличным ре­зультатом
 
 Способен применять в большинстве ситуаций хороший спектр технических навыков, от него можно ожидать хоро­шего выполнения части заданий
 
 Способен применять некоторые технические навыки, и от него можно ожидать адекватного выполнения большей части заданий
 
 Имеет определенные трудности с применением технических навыков, и от него можно ожидать сдачи большей части проектов с опозданием
 
 Не умеет применять технические навыки, и можно ожидать затягивания работы вследствие этого неумения
 
 
 Описательный метод оценки заключается в том, что произ­водящему оценку предлагают описать преимущества и недос­татки поведения работника. Часто этот метод комбинируется с другими, например, со шкалами рейтинга поведенческих уста­новок.
 Метод оценки по решающей ситуации. Специалисты по оценке готовят список описаний "правильного" и "неправиль­ного" поведения работников в отдельных ситуациях и распре­деляют их по рубрикам в соответствии с характером работы. Лицо, проводящее оценку, готовит журнал для записей по каж­дому оцениваемому работнику, в который вносит примеры по­ведения по каждой рубрике. Затем этот журнал используется для оценки результативности труда. Как правило, метод служит для оценок, даваемых руководителем, а не коллегами и подчи­ненными.
 Шкала наблюдения за поведением. Как и метод оценки по решающей ситуации, ориентирован на фиксацию поступков. Для определения поведения работника в целом оценщик на шкале фиксирует количество случаев, когда работник вел себя тем или иным образом.
 Методы групповой оценка. Эти методы дают возможность провести сравнение эффективности работы сотрудников внутри группы, сопоставить работников между собой.
 Метод классификации. Лицо, проводящее оценку, должно распределить всех работников поочередно, от лучшего до худ­шего, по какому-нибудь одному общему критерию. Однако это достаточно сложно, если количество человек в группе превы­шает 20. Значительно проще выделить наиболее успешного или неуспешного работника, чем проранжировать средних.
 Выход может быть найден, если использовать метод альтер­нативной классификации. Для этого лицо, проводящее оценку, вначале должно выбрать самого лучшего и самого худшего ра­ботников, затем отобрать следующих за ними и т.д.
 Сравнение по парам делает классификацию проще и досто­вернее —сравнение каждого с каждым производится в специ­ально сгруппированных парах. Затем отмечается количество раз, когда работник оказывался лучшим в своей паре, и на ос­новании этого строится общий рейтинг. Оценка может быть затруднена, если число сотрудников слишком велико (число пар будет слишком большим, и работа с анкетой станет утоми­тельной).
 Метод заданного распределения. Лицу, проводящему оценку, предписывается дать работникам оценки в рамках заранее за­данного (фиксированного) распределения оценок.*
 
 * Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. — М.: Дело, 1993.
 
 Например:
 10% — неудовлетворительно
 20% — удовлетворительно
 40% — вполне удовлетворительно
 20% — хорошо
 10% — отлично
 всего — 100 %
 Единственное, что требуется от эксперта, — выписать на каждую карточку фамилию работника и распределить всех оце­ниваемых по группам в соответствии с заданной квотой. Рас­пределение может проводиться по разным основаниям (критериям оценки).
 Сообщение результатов оценки
 Одним из важных кадровых мероприятий является доведе­ние до самого работника информации о степени его успешно­сти в работе.
 В зависимости от цели оценки возможны два подхода:
 • если оценка проводилась для целей личного развития со­трудника, результаты могут быть сообщены ему лично;
 • если оценка проводилась для определения вознагражде­ний, уровня заработной платы, повышения по службе, то тогда информация может быть передана в соответствующую службу предприятия, которая в случае личного запроса сотрудника может представить ему результаты. Однако для повышения ре­зультативности оценочных мероприятий обратная связь работ­нику необходима.
 Работники могут узнать результаты своей оценки в ходе специальной встречи, беседы с лицом, проводившим оценку.
 Цели беседы с работником — не только сообщение ему ре­зультатов. Беседа должна способствовать повышению произво­дительности труда, изменению поведения работников, резуль­тативность труда которых не вписывается в приемлемые стан­дарты.
 Повышению эффективности беседы по результатам оценки способствуют:
 • подготовка к встрече участников беседы, их ориентация на обсуждение прошлой результативности труда работника на фоне задач того периода;
 • спокойные, доверительные отношения между оцениваю­щим и работником, создание такой атмосферы, которая дала бы возможность работнику расслабиться. Эта беседа — не дис­циплинарное мероприятие, она направлена на повышение ре­зультативности труда работника в будущем, которое позволит ему улучшить удовлетворенность трудом и даст шанс продви­жения по службе;
 • планирование оценивающим времени беседы так, чтобы часть времени осталась для обсуждения оценки и будущей ра­боты самим сотрудником;
 • упоминание в начале беседы о специфичных положи­тельных достижениях работников, о недостатках следует гово­рить между двумя положительными результатами. Внимание необходимо сосредоточивать на обсуждении результативности работы, а не на критике личностных качеств. Не следует упо­минать более одного-двух недостатков во время одной беседы, так как некоторым людям трудно работать над исправлением одновременно более двух упущений;
 • оптимальный объем информации, так как слишком большой ее объем может запутать слушателя;
 • самооценка работника.
 8.3. Аттестация персонала
 Граф Канкрин. А по каким причинам хотите вы уво­лить от должности этого чиновника?
 Директор департамента. Да стоит, Ваше Сия­тельство, только посмотреть на него, чтобы полу­чить к нему отвращение: длинный, сухой, неуклю­жий немец, физиономия суровая, рябой...
 Граф Канкрин. Ах, батюшка, да вы это мой порт­рет рисуете! Пожалуй, вы и меня захотите отре­шить от должности.
 П. А. Вяземский. Старая записная книжка
 
 Аттестация персонала — кадровые мероприятия, призван­ные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Главное на­значение аттестации — не контроль исполнения (хотя это тоже очень важно), а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.
 Функции по проведению аттестации распределяются между линейными руководителями (менеджерами) и менеджерами по персоналу (кадровыми службами):
 Линейные руководителиКадровые службы
 
 
 
 Консультируют по выделению существенных параметров оценкиОсновываясь на корпоративной политике, разрабатывают общие принципы оценки персонала
 Разрабатывают нормативные и методические материалы
 Организуют аттестационные про­цедуры
 
  Обучают линейных менеджеров эффективной работе в рамках аттестационных процедур и со­беседований
 Участвуют в аттестационных про­цедурах в качестве экспертов, го­товят индивидуальные оценочные материалы (анкеты, характери­стики, рекомендации) для атте­стуемых
 
 Участвуют в работе аттестацион­
 ных комиссийКонтролируют реализацию атте­
 стационных процедур
 Обрабатывают и анализируют
 данные
 Осуществляют хранение и ис­
 пользование кадровой информа­
 ции (в частности, дая формиро­
 вания резерва и планирования
 карьеры)
 
 
 Таким образом, в проведении аттестации принимают уча­стие не только сотрудники кадровых служб, но и линейные ру­ководители. Так, в США непосредственный начальник должен не только хорошо знать своих непосредственных подчиненных, но и работников, занимающих в организационной структуре должности несколькими уровнями ниже. Руководитель одного-двух вышестоящих уровней рассматривает выставленные оцен­ки с учетом проявленной реакции работника, перепроверяет и утверждает их. Если результаты труда и потенциал работника превосходят стандарты, требуется еще одно утверждение на более высоком уровне.
 Эффективному сбору информации, особенно по оценке труда, может способствовать привлечение в качестве экспертов всех работников подразделения, в котором проходит аттеста­ция, и работников, непосредственно взаимодействующих с данным подразделением.
 Элементы аттестации. С учетом целей аттестации можно говорить о двух ее составных частях: оценке труда и оценке персонала.
 Оценка труда направлена на сопоставление содержания, каче­ства и объема фактического труда с планируемым результатом труда, который представлен в технологических картах, планах и программах работы предприятия. Оценка труда дает возможность оценить количество, качество и интенсивность труда.
 При проведении аттестации руководителей имеет смысл не только давать оценку труда каждого из них, но и организовы­вать особые процедуры оценки труда руководимого им подраз­деления (целесообразно привлекать и использовать информа­цию от смежных подразделений организации, а также внешних партнеров и клиентов, с которыми это подразделение взаимо­действует).
 Оценка персонала позволяет изучить степень подготовленно­сти работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенци­альных возможностей для оценки перспектив роста.
 Анализ практики управления показывает, что корпорации используют в большинстве случаев одновременно оба вида оценки деятельности работников, т. е. оценку труда и оценку качеств, влияющих на достижение результатов. Оценочная форма включает два соответствующих раздела, в каждом из ко­торых от руководителя наряду с балльной оценкой обычно тре­буются развернутые обоснования. Аттестационные процедуры предусматривают индивидуальное обсуждение итогов оценки с подчиненным, который удостоверяет это подписью, а также может зафиксировать несогласие с выводами начальника и особые обстоятельства, повлиявшие на результаты труда.
 В большинстве корпораций оценка и аттестация организуются ежегодно, в отдельных компаниях (особенно если они применяют упрощенные процедуры оценки) — каждые полгода. Кроме того, проводятся неформальные собеседования и в промежутке между ежегодными формальными оценками обсуждаются результаты труда и обязательного текущего наблюдения за деятельностью подчиненных. Если процедуры оценки труда хорошо формализо­ваны, целесообразно проводить оценочные мероприятия чаще, например в конце каждой недели, месяца, квартала. Хотя эти ме­роприятия не являются аттестационными, но могут давать сущест­венную информацию о динамике эффективности труда работни­ков и подразделений в целом.
 Особенно тщательно контроль осуществляется за вновь приня­тыми на работу и за получившими новое назначение. Например, в компании "Макдональдс" руководители и специалисты в обяза­тельном порядке должны проходить аттестацию при каждом по­вышении (понижении) в должности, а также через шесть месяцев с момента найма, перевода на другую должность. В "Контрол дей­та" неформальная оценка для вновь принятых проводится через три месяца, для переведенных с другой должности — через 30 дней, а формальная — через полгода работы.*
 
 * Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров. М.: Дело, 1995.
 
 Тщательный контроль за вхождением работника в долж­ность призван ускорить этот процесс. Корпорация, приобретая дорогостоящий "человеческий ресурс" или пробуя применить его в новом качестве, рассчитывает получить быструю отдачу. Жесткий контроль и оценка сильных и слабых сторон деятель­ности работника позволяют оказать ему необходимую помощь, быстрее исправить недостатки. Одновременно проверяется правильность решения о назначении. В отношении рядовых исполнителей, управляющих низового звена, такой ответ, как предполагается, должен быть получен уже через несколько ме­сяцев, в отношении руководителей среднего и высшего звеньев — не позднее года. Работника, не справляющегося с обязанно­стями, в короткий срок переводят на менее ответственную ра­боту или увольняют. Другая цель сокращения сроков формаль­ной оценки в этот период состоит в навязывании работнику высоких стандартов трудовой деятельности. Администрации американских фирм опасаются полагаться в утверждении этих стандартов лишь на "групповые нормы" трудового поведения. Как известно, групповые взаимодействия и нормы в американ­ских корпорациях не являются столь же сильными и обязатель­ными, как в японской промышленности. Между тем, в первые месяцы социальной адаптации работника закладываются нормы поведения и основы его будущей деятельности. В дальнейшем привитые работнику стандарты трудовой деятельности стремят­ся закрепить и поддерживать, используя уже регулярную про­цедуру ежегодной оценки.
 Этапы аттестации
 Аттестация проводится в несколько этапов: подготовка, са­ма аттестация и подведение итогов.
 Подготовка, осуществляемая кадровой службой, включает:
 • разработку принципов и методики проведения аттестации;
 • издание нормативных документов по подготовке и про­ведению аттестации (приказ, список аттестационной комиссии, методика проведения аттестации, план проведения аттестации, программа подготовки руководителей, инструкция по хранению персональной информации);
 • подготовку специальной программы по подготовке к проведению аттестационных мероприятий (при проведении ат­тестации в первый раз по новой методике);
 • подготовку материалов аттестации (бланки, формы и т.д.).
 Проведение аттестации:
 • аттестуемые и руководители самостоятельно (по разрабо­танной кадровой службой структуре) готовят отчеты;
 • аттестуемые и не только руководители, но и сотрудники и коллеги заполняют оценочные формы;
 • анализируются результаты;
 • проводятся заседания аттестационной комиссии.
 Подведение итогов аттестации:
 • анализ кадровой информации, ввод и организация ис­пользования персональной информации;
 • подготовка рекомендаций по работе с персоналом;
 • утверждение результатов аттестации.
 Анализ результатов аттестации
 Оценка труда:
 • выявление работников, не удовлетворяющих стандартам труда;
 • выявление работников, удовлетворяющих стандартам труда;
 • выявление работников, существенно превышающих стандарты труда.
 Оценка персонала:
 • диагностика уровня развития профессионально важных качеств;
 • сопоставление индивидуальных результатов со стандартны­ми требованиями работы (по уровням и специфике должностей);
 • выявление сотрудников с отклоняющимися от стандартов качествами;
 • оценка перспектив эффективной деятельности;
 • оценка роста;
 • ротации.
 Сведение и обработка данных, как правило, проводятся по окончании аттестации. Для подведения обобщенных итогов
 • составляются сравнительные таблицы эффективности ра­ботников;
 • выделяются группы риска (неэффективно работающих или работников с неоптимальным уровнем развития профес­сионально важных качеств);
 • выделяются группы роста (работников, ориентированных и способных к развитию и профессиональному проведению);
 • готовятся рекомендации по использованию данных атте­стации.
 Проведение собеседований по результатам аттестации. Кро­ме обратной связи с аттестуемым, в ходе беседы проводятся уточнение данных и сбор дополнительной кадровой информа­ции. Затем новые и уточненные данные вводятся в обобщен­ные формы и анализируются.
 Организация хранения данных. Чтобы кадровой информацией можно было воспользоваться при принятии кадровых и иных решений, необходимо правильно организовать хранение ин­формации по результатам аттестации. Следует разработать осо­бую форму ввода и хранения информации (по персоналиям, отделам, уровням иерархии, направлениям деятельности под­разделений). Необходимо также иметь возможность поиска информации и по этим параметрам, и по параметрам качества и количества труда.
 8.4. Формирование кадрового резерва
 В соответствии с этими новыми взглядами са­мым добродетельным существом на свете следует считать устрицу. Она всегда сидит дома и всегда в трезвом состоянии. Она не шумлива. Она не достав­ляет хлопот полиции. Насколько я помню, она ни разу не нарушила ни одной из десяти заповедей. Она сама никогда ничем не наслаждается и никогда за всю свою жизнь не дала хотя бы мимолетной радо­сти другим.
 Джером К. Джером. Сборник "Еще праздные мысли"
 
 Кадровый резерв — это группа руководителей и специали­стов, обладающих способностью к управленческой деятельно­сти, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших сис­тематическую целевую квалификационную подготовку.
 Работа с резервом, как и многие другие технологии кадро­вой работы, является комплексной (рис. 8.2).
 Типы резерва
 Можно выделить несколько типологий кадрового резерва (по виду деятельности, скорости замещения должностей, уровню подготовленности и тд.). В зависимости от целей кадровой работы можно использовать либо одну, либо другую типологию.
 По виду деятельности.
 Резерв развития — группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (при дивер­сификации производства, разработке новых товаров и техно­логий). Они могут выбрать одно из двух направлений карьеры — профессиональную либо руководящую карьеру.
 Резерв функционирования — группа специалистов и руково­дителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Эти сотрудники ориентирова­ны на руководящую карьеру.
 По времени назначения:
 группа А — кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время;
 группа В — кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие один-три года.
 Принципы формирования и источники кадрового резерва
 Принцип актуальности резерва — потребность в замещении должностей должна быть реальной.
 Принцип соответствия кандидата должности и типу резерва — требования к квалификации кандидата при работе в опреде­ленной должности.
 Принцип перспективности кандидата — ориентация на про­фессиональный рост, требования к образованию, возрастной ценз, стаж работы в должности и динамичность карьеры* в це­лом, состояние здоровья.
 
 * Динамичность карьеры — индикатор профессионального пути, свидетельствую­щий о том, насколько быстро работник поднимался по иерархической лестнице. Показатель основывается на том, что в среднем для успешной адаптации и овла­дения должностью необходимо потратить около трех лет, после пяти лет наблю­дается снижение эффективности труда в этой должности. Динамичной карьерой признается та, при которой в большом числе случаев работник занимал каждую должность в течение трех — пяти лет.
 
 При отборе кандидатов в резерв для конкретных должно­стей надо учитывать не только общие требования, но и про­фессиональные требования, которым должен отвечать руково­дитель того или иного отдела, службы, цеха, участка и т. д., а также особенности требований к личности кандидата, основан­ные на анализе ситуации в подразделении, типе организацион­ной культуры и т. д.
 Источниками резерва кадров на руководящие должности могут стать:
 • руководящие работники аппарата, дочерних акционер­ных обществ и предприятий;
 • главные и ведущие специалисты;
 • специалисты, имеющие соответствующее образование и положительно зарекомендовавшие себя в производственной деятельности;
 • молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку.
 Первый уровень резерва кадров — все специалисты пред­приятия, следующий уровень — заместители руководителей различного ранга. Основной резерв составляют руководители различных рангов.
 Этапы работы с резервом
 Этап 1. Анализ потребности в резерве.
 Прежде чем начать процедуры формирования резерва, сле­дует:
 • спрогнозировать изменение структуры аппарата;
 • усовершенствовать продвижение работников по службе;
 • определить степень обеспеченности резервом номенкла­турных должностей;
 • определить степень насыщенности резерва по каждой должности или группе одинаковых должностей (сколько канди­датур из резерва приходится на каждую должность или их группу).
 В результате становится возможным определить текущую и перспективную потребность в резерве. Для определения опти­мальной численности резерва кадров необходимо установить:
 • потребность предприятия в кадрах управления на бли­жайшую или более длительную перспективу (до пяти лет);
 • фактическую численность подготовленного в данный момент резерва каждого уровня независимо от того, где прохо­дил подготовку работник, зачисленный в резерв;
 • примерный процент выбытия из резерва кадров отдельных работников, например из-за невыполнения индивидуальной про­граммы подготовки в связи с выездом в другой район и др.;
 • число высвобождающихся в результате изменения структу­ры управления руководящих работников, которые могут быть ис­пользованы для руководящей деятельности на других участках.
 Эти вопросы решаются до формирования кадрового резерва и корректируются в течение всего периода работы с ним.
 Для дальнейшего совершенствования работы по формиро­ванию резерва при составлении списков резерва необходимо учитывать следующие важнейшие моменты:
 • категории должностей, которые являются базовыми для создания резерва руководителя конкретного подразделения, дифференциацию резерва в зависимости от особенностей про­изводства;
 • возможность подбора заместителей группы руководите­лей. При этом определяющим фактором должно быть мнение об их перспективности для дальнейшего роста по служебной лестнице по всем оцениваемым качествам;
 • персональную ответственность руководителей за рацио­нальную расстановку определенной категории кадров. Напри­мер, за расстановку мастеров и начальников участков в цехе должен отвечать начальник цеха, за расстановку начальников цехов — руководитель предприятия, за расстановку заместите­лей начальников цехов и подразделений предприятия — замес­титель руководителя предприятия по кадрам.
 Э т а п 2. Формирование и составление списка резерва.
 Включает:
 • формирование списка кандидатов в резерв;
 • создание резерва на конкретные должности.
 В процессе формирования резерва следует определить:
 • кого можно и необходимо включить в списки кандидатов в резерв;
 • кто из включенных в списки кандидатов в резерв должен пройти обучение;
 • какую форму подготовки применить к каждому кандида­ту с учетом его индивидуальных особенностей и перспективы использования на руководящей должности.
 Для формирования списка резерва используются следующие методы:
 анализ документальных данных — отчетов, автобиографий, характеристик, результатов аттестации работников и других до­кументов;
 интервью (беседа) по специально составленному плану или вопроснику либо без определенного плана для выявления ин­тересующих сведений (стремлений, потребностей, мотивов по­ведения и т. п.);
 наблюдение за поведением работника в различных ситуациях (на производстве, в быту и т.д.);
 оценка результатов трудовой деятельности — производи­тельности труда, качества выполняемой работы и т. п., показа­телей выполнения заданий руководимым подразделением за период, который наиболее характерен для оценки деятельности руководителя;
 метод заданной группировки работников — сравниваются ка­чества претендентов с требованиями должности того или иного ранга: под заданные требования к должности подбирается кан­дидат или под заданную структуру рабочей группы подбирают­ся конкретные люди.
 Метод предполагает формирование трех видов информаци­онных массивов профессиограмм всей номенклатуры руково­дящих должностей, фактографических данных и критериев ка­честв специалистов.
 При формировании списков кандидатов в резерв учитывают­ся такие факторы, как
 • требования к должности, описание и оценка рабочего места, оценка производительности труда;
 • профессиональная характеристика специалиста, необхо­димого для успешной работы в соответствующей должности;
 • перечень должностей, занимая которые работник может стать кандидатом на резервируемую должность;
 • предельные ограничения критериев (образование, воз­раст, стаж работы и т.п.) подбора кандидатов на соответствую­щие должности;
 • результаты оценки формальных требований и индивиду­альных особенностей кандидатов на резервируемую должность;
 • выводы и рекомендации последней аттестации;
 • мнение руководителей и специалистов смежных подраз­делений, совета трудового коллектива;
 • результаты оценки потенциала кандидата (возможный уровень руководства, способность к обучению, умение быстро овладевать теорией и практическими навыками).
 Наиболее весомыми факторами и критериями, подлежащи­ми учету при формировании системы качеств руководителя в резервируемой должности, являются:
 • мотивация труда — интерес к профессиональным про­блемам и творческому труду, стремление к расширению круго­зора, ориентация на перспективу, успех и достижения, готов­ность к социальным конфликтам в интересах работников и де­ла, к обоснованному риску;
 • профессионализм и компетентность — образовательный и возрастной цензы, стаж работы, уровень профессиональной подготовленности, самостоятельность в принятии решений и умение их реализовать, умение вести переговоры аргументиро­вать свою позицию, отстаивать ее и др.;
 • личностные качества и потенциальные возможности — высокая степень интеллигентности, внимательность, гибкость, доступность, авторитетность, тактичность, коммуникабель­ность, организаторские склонности, нервно-психическая и эмоциональная устойчивость, моторные характеристики и т.д.
 На стадии формирования списка резерва решаются такие задачи, как:
 • оценка кандидатов;
 • сопоставление совокупности качеств кандидата и тех требо­ваний, которые необходимы для резервируемой должности;
 • сравнение кандидатов на одну должность и выбор более соответствующего для работы в резервируемой должности.
 По результатам оценки и сравнения кандидатов уточняется и корректируется предварительный список резерва.
 Э т а п 3. Подготовка кандидатов.
 Для формирования резерва, как правило, недостаточно ото­брать способных к продвижению сотрудников — важно пра­вильно подготовить их к должности и организовать продвиже­ние.
 Для профессиональной подготовки могут быть использованы следующие методы:
 • индивидуальная подготовка под руководством выше­стоящего руководителя;
 • стажировка в должности на своем и другом предприятии;
 • учеба в институте и на курсах в зависимости от плани­руемой должности.
 Для подготовки резерва разрабатываются и утверждаются администрацией три вида программ.
 Общая программа включает теоретическую подготовку — об­новление и пополнение знаний по отдельным вопросам науки и практики управления производством; повышение образова­ния кандидатов, зачисленных в резерв, связанных с их прежней (базовой) подготовкой; обучение специальным дисциплинам, необходимым для повышения эффективности управления про­изводством. Форма контроля — сдача экзамена (зачетов).
 Специальная программа предусматривает разделение всего резерва по специальностям. Подготовка, сочетающая теорию и практику, осуществляется по следующим направлениям: дело­вые игры по общетехническим и специальным проблемам; ре­шение конкретных производственных задач по специально­стям. Форма контроля — разработка конкретных рекомендаций по улучшению производства и их защита.
 Индивидуальная программа включает конкретные задачи по по­вышению уровня знаний, навыков и умений для каждого специа­листа, зачисленного в резерв, по следующим направлениям: про­изводственная практика на передовых отечественных и зарубеж­ных предприятиях, стажировка на резервной должности.
 Индивидуальные планы кандидатов разрабатываются непо­средственными начальниками подразделений и утверждаются руководителями предприятия. Систематический контроль за выполнением индивидуальных планов осуществляется руково­дителями подразделений и работниками службы управления персоналом, ответственными за подготовку резерва.
 Социально-психологическая подготовка. Для облегчения про­цесса адаптации к новой должности необходимо включить кан­дидатов в новую для них систему управления предприятием (на новом уровне), детально познакомить их с правилами и техно­логиями коммуникации и принятия решений, ввести в новом качестве в трудовой коллектив. Для многих большой проблемой становится изменение статуса (был коллегой, а стал начальни­ком), поэтому кадровой службе необходимо продумывать про­цедуры адаптации и для "молодого" начальника, и для его "новых" подчиненных.
 Более сложным является вхождение в коллектив сотрудни­ка, принятого в организацию "со стороны" — через рекрутинговые агентства или по самостоятельному набору. Ему прихо­дится адаптироваться по всей системе внутриорганизационных связей и корпоративной культуры, и людям.
 Для облегчения этих процессов наиболее серьезные компании вводят специальные программы, ориентированные на подготовку резерва — самых перспективных в карьерном отношении специа­листов. Далеко не все из них имели в прошлом опыт руководящей работы или специальную управленческую подготовку.
 Новички проходят ориентационные программы, помогаю­щие разобраться в структуре, традициях компании, специали­зированные управленческие тренинга. Весьма эффективны в таких ситуациях и тренинга на командообразование — они по­могают более быстрому взаимному приспособлению нового на­чальника и имеющегося коллектива. Одновременно решаются и проблемы большего сплочения коллектива подразделения и по­вышения эффективности его работы.
 8.5. Планирование карьеры
 На реке это единственный способ заставить чайник вскипеть. Если он заметит, что вы с нетерпением этого ожидаете, он даже не зашумит. Вам лучше отойти подальше и начать есть, как будто вы во­обще не хотите чаю. На чайник не следует даже ог­лядываться. Тогда вы скоро услышите, как он буль­кает, словно умоляя вас поскорее заварить чай. Если вы очень торопитесь, то хорошо помогает громко говорить друг другу, что вам совсем не хо­чется чая и что вы не будете его пить. Вы подходи­те к чайнику, чтобы он мог вас услышать, и кричи­те: "Я не хочу чая! А ты, Джордж?" И Джордж отвечает: "Нет, я не люблю чай, выпьем лучше ли­монаду".
 Джером К. Джером. Трое в лодке
 
 Карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с долж­ностным или профессиональным ростом.
 Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.
 Типы и этапы карьеры
 Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, ко­торые приведут к разным типам карьеры.
 Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пу­ти, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).
 Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:
 • вертикальной карьеры — должностной рост;
 • горизонтальной карьеры — продвижение внутри органи­зации, например работы в разных подразделениях одного уров­ня иерархии;
 • центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.
 Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в дан­ный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональ­ной деятельности, степень динамичности и главное — специ­фику индивидуальной мотивации. Представим краткое описа­ние этапов карьеры следующей таблицей:
 Этап карьерыВозрастной периодКраткая характеристикаОсобенности мотивации (по Маслоу)
 1. ПредварительныйДо 25 летПодготовка к трудовой деятельности, вы­бор области деятельностиБезопасность,
 социальное
 признание
 2. СтановлениеДо 30 лет
  Освоение рабо­ты, развитие профессиональ­ных навыковСоциальное признание, независимость
 
 3. Продвижение
 
 
 
 
 
  До 45 лет
 
 
 
 
 
  Профессио­нальное разви­тие
 
  Социальное
 признание,
 самореализа­ция
 4. Завершение
  После
 60 лет
  Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собст­венной сменыУдержание
 социального
 признания
 
 5. Пенсионный
  После
 65 лет
  Занятие други­ми видами дея­тельности
 
  Поиск самовы­ражения в но­вой сфере дея­тельности
 
 
 Для оценки особенностей личности, оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале професионального пути важно учитывать тип личности человека, выби­рающего область деятельности. Наиболее операциональной для данной цели считается типология личностей Дж. Голланда:
 Тип личностиСодержание деятельности

<< Пред.           стр. 12 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу