<< Пред.           стр. 16 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 Ролевой репертуар в групповой работе (%)
 "Лидер"45550
 "Генератор идей"156025
 "Критик"351550
 "Эрудит"404515
 "Организатор"206515
 "Эмоциональный лидер"256510
 "Психотерапевт"00100
 "Наставник"80200
 
 
 
 Вопросы
 1. Проанализируйте материал о заводе и охарактеризуйте:
 • проблемы организационной структуры;
 • основные кадровые процессы;
 • управленческий персонал предприятия.
 2. Предложите систему управления персоналом данного предприятия:
 • сформулируйте основные цели работы с персоналом,
 • опишите наиболее значимые процессы, которые должны быть реализованы.
 3. Предложите программу внедрения системы управления персо­налом и сформулируйте первоочередные мероприятий, которые долж­ны быть проведены.
 Глава 10. Конфликт как инструмент развития
 Штыками можно сделать все, что угодно; только нельзя на них сидеть.
 Наполеон
 
 Ключевые понятия:
 конфликт
 потребность
 интересы
 ценностные ориентации
 коммуникация
 кризис
 управление конфликтом
 инцидент
 конфликтная ситуация
 конфликтные отношения
 конфликтность личности
 профилактика конфликта
 паблик рилейшнз
 пропаганда
 общественность организации
 ситуация равновесия в конфликте
 В управлении персоналом проблема подбора и расстановки кадров не единственная, а часто и не самая сложная. Чем острее конкуренция в той сфере, где действует организация, чем крупнее сама организация (а следовательно, больше штат ее сотрудников), чем выше квалификация персонала, тем острее другие проблемы.
 Увы, но кадры решают не все, ведь конфликтность такой организа­ции, как внутренняя, так и внешняя, значительно выше средней. И конку­ренция — лишь одно из проявлений этих конфликтов.
 Существенную роль во внешних успехах фирмы играют внутрифир­менные конфликты, которых нельзя избежать даже при очень жестком стиле руководства этими самыми кадрами.
 Проще всего их "решать" в фирмах, которым требуется много мало­квалифицированного и легко заменяемого персонала. Конфликты там достаточно "запрещать", а тех, кто запрет нарушает, просто увольнять. Обилие претендентов, которых хватит на много лет, делает пока еще оправданным подход "нет человека — нет проблемы" (или "ликвидация неграмотности путем ликвидации неграмотных"). Хотя никакой ресурс не бывает бесконечным, а последние десятилетия отечественной истории хорошо иллюстрируют и сам подход, и неизбежные его последствия — разрушение организационной системы.
 10.1. Исторический экскурс в конфликтологию
 Параграф, который нельзя не включить в главу, но не обязательно читать
 
 Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучу и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расска­жут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут!
 Н.В. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки
 
 Житейское толкование конфликта можно найти во многих книгах, например, толковых словарях русского языка — как ссора, спор, драка. Профессиональный подход требует доопре­делить такое обыденное понимание.
 "Социология конфликта" — так назвал одну из своих работ немецкий философ и социолог Г. Зиммель (1858—1918). В со­временной социальной психологии и социологии понятие "конфликтология" употребляется как собирательный термин для обозначения особой области исследований.
 Степень интереса к исследованию конфликта значительно менялась — от признания важности и позитивной ценности конфликта в конце XIX — начале XX вв. (Зиммель) до мини­мального внимания к нему со стороны социальных аналитиков, с одной стороны, и попыткой создания в настоящее время специальной дисциплины о конфликтах — конфликтологии, с другой.
 Снизившийся в 20-е годы XX в. интерес к проблеме кон­фликта снова возрос с 40-х годов. Попытку возрождения тео­рии конфликтов связывают с именем Т. Парсонса.
 Проблема конфликта изучается в рамках различных науч­ных школ: социалдарвинизма, психоанализа, гештальтпсихологии, символического интеракционизма, когнитивизма, мате­матического моделирования и др.
 Наибольшую известность получили концепции позитивно-функционального конфликта Л. Козера, конфликтная модель об­щества Р. Дарендорфа, общая теория конфликта К. Боулдинга.
 Перманентность конфликтов стала широко признанной уже в прошлом веке. Согласно Г. Спенсеру, конфликт неизбежен и стимулирует развитие общества. По Г. Зиммелю, конфликт оп­ределяется как одна из форм разногласий, объединяющая про­тивоборствующие и одновременно взаимосвязанные стороны. К. Маркс развил теорию классовой борьбы, построенную на принципиальном глобальном конфликте, который приводит к расколу общества как предварительному условию гармонии. Положительная роль конфликта, по Зиммелю, виделась в сти­мулировании динамичности и адаптации.
 Конфликт предметно рассматривается в политологии, в ко­торой приняты две базовые его модели: либеральная, или плю­ралистическая, и элитарная, или авторитарная.
 Согласно плюралистической модели конфликты повсеместны, неизбежны, поскольку общество состоит из разных групп инте­ресов. Известный американский социолог Р. Парк (1864—1944) называл конфликт основным видом взаимодействия. Согласно немецкому социологу Р. Дарендорфу, конфликт содержит в се­бе творческое ядро и вызов, является условием существования человеческой свободы наряду с рынком, открытостью, гласно­стью. Конфликты воспринимаются не как благо само по себе, а как неизбежный способ преодоления противоречий в ходе ре­формирования структур и сообщества в целом. Обилие кон­фликтов предпочтительнее одного. Современная социология конфликта видит в множественности конфликтов уменьшение возможности развития одного, которое ведет к расколу. Мно­гообразие разнонаправленных коллизий уменьшает опасность однонаправленного его раскола, значительная часть конфликт­ного потенциала — энергия общественного недовольства — растрачивается и взаимоуничтожается в многочисленных ло­кальных столкновениях. Согласно Р. Дарендорфу, подавление конфликтов ведет к их обострению.
 Конфликт не заканчивается войной. За военной фазой конфликта следует политическая, которая всегда есть прогресс в его развитии. Не случайно М. Дюверже определил политику как войну, продолженную другими средствами и в других фор­мах. Суть других средств и форм в упорядочении конфликтов — в сведении к минимуму деструктивного влияния.
 Авторитарная (элитарная) модель конфликтов, существую­щая в политологии, рассматривает конфликты как отражающие противоречия не столько между отдельными группами, сколько между элитой и массой. В соответствии с этой моделью борьба возникает тогда, когда власть сосредоточивается в руках незна­чительной группы людей. Данная модель конфликта сходна с ленинской теорией революционной ситуации. Однако концеп­туально два подхода противоположны.
 Главное в элитарной модели — критика верхов во имя со­хранения стабильности. Поэтому ее иногда называют консерва­тивной. Назначение же ленинской теории — в обосновании благоприятных условий захвата власти.
 Проблема конфликтности интересовала 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Берна. Но как самостоятельный термин в психо­логии конфликт появился позже, чем в социологии и некото­рых других науках (например, в математике).
 В последние годы опубликовано множество теоретических работ и эмпирических исследований, где уже психологами предлагаются различные трактовки этого понятия. Несмотря на несходство подходов к определению конфликта, в них явно выделяются единые сущностные свойства:
 • наличие противоречия, во всяком случае различий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов;
 • противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту;
 • негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия.
 Основное содержание теории конфликтов составляют сле­дующие категории: понятие и структура конфликта, его дина­мика, стадии развития, функции и типология.
 На сегодняшний день представляется необходимым соеди­нить в систему все те практически не связанные между собой исследования конфликта, которые ведутся в рамках истории, математики, психологии, социологии, философии, политологии, правоведения, военных наук, искусствоведения, педагоги­ки, социобиологии и некоторых других (таких, как психиатрия, экономика). Ее создание не только возможно, но и крайне не­обходимо, поскольку изучение конфликта лишь одной из суще­ствующих наук неизбежно приводит к потере целостного пред­ставления о нем, утрате ряда его существенных черт. Ведь в жизни мы имеем дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философскими, социологическими и другими аспектами.
 10.2. Что же такое конфликт?
 Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда.
 Марк Твен
 
 Проблема понятий
 Считается, что предотвратить конфликт, остановить его не только можно, но даже необходимо. Лучше всего руководить без конфликтов, — не случайно так и названа столь популярная книга В. Зигерта и Л. Ланг (постоянно помещаемая в списки рекомендуемой конфликтологической литературы). Но если вы внимательно прочитаете эту работу немецких психологов, то обнаружите там как раз обратное. Они утверждают, что кон­фликты — это "не обязательно что-то плохое. Плохим, нега­тивным и тем самым деструктивным может быть поведение в конфликтной ситуации".*
 
 * Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. — М.: Экономика, 1990. С. 193.
 
 Об атмосфере повышенной конфликтности говорят госу­дарственные служащие и управляющие коммерческих банков, работники службы занятости и безработные специалисты, ста­рики и молодежь. Пресса и телевидение напоминают обществу о противоречиях между реальными возможностями субъектов РФ, граждан России и желаемыми формами реализации их ин­тересов. Политики предлагают неотложные меры по разреше­нию разрушительных общероссийских конфликтов. А менедже­ры наиболее актуальным все чаще считают владение техноло­гиями работы в конфликтных ситуациях. И все хотят управлять конфликтами.
 Но когда ставится вопрос их урегулирования, выбора форм работы в конфликтной ситуации, оптимизации действий по ее преодолению, то, прежде всего, встает проблема понимания сущности самих понятий: "выход из конфликта" и "уход от него", "профилактика", "урегулирование", "регулирование", "разрешение", "решение" и "преодоление". Трудность выбора усугубляется как отсутствием абсолютного единства теоретиче­ских подходов, так и отсутствием прямой зависимости успеха субъекта в конфликте на одном этапе от успеха на другом.
 Запутывает и давняя привычка или точнее — традиция де­лить конфликты на деструктивные и конструктивные. А как заранее узнать, какой он?
 Метафоры и аналогии
 Можно ли управлять ветром?
 Ветер — это хорошо или плохо?
 Сквозняк — это маленький ветер или ветер — это большой сквозняк?
 Полезен ли ветер?
 Можно ли разделить ветры на конструктивные и деструктивные? И может ли один ветер быть и конструктивным и деструктивным?
 Тайфун — это страшный ветер или ветер — явление, которое все­гда сопутствует тайфуну?
 Можно ли обеспечить развитие деятельности на ветру?
 И вообще, если ветры — естественное состояние природной воз­душной среды, в которой и обитает человек, то не обойдется ли обуздание ветра себе дороже (печального опыта покорения природы у нас с избытком).
 Представьте себе картину: ветер гонит по морю несколько парус­ников, пытающихся взаимодействовать друг с другом. Можем ли мы управлять другими кораблями, находясь на своем, и с трудом сопро­тивляющемся штормовому ветру? И вообще можно ли кому-нибудь управлять взаимодействием других кораблей без согласия их капита­нов и команд. А если согласие есть, то говорим ли мы, что управляем взаимодействием или управляем ветром?
 Но если управлять ветром нельзя, то что же можно?
 • иметь подходящую одежду
 • закаляться, чтобы не бояться ветра
 • иметь крепкий дом, построенный с учетом законов природы, в том числе законов формирования ветров и их действия
 • понять, какие законы универсальны, а какие зависят от тех или иных особенностей (ветры в жаркой пустыне, у моря на солнечном пляже и зимой в морозной Арктике кое в чем сходны, но в чем-то различаются)
 • узнать о ветре все, что только можно
 • создать службу, которая будет следить за ветрами и вовремя сообщать необходимые сведения.
 А теперь замените слово "ветер" на слово "конфликт" и за­дайте себе те же вопросы.
 Проблема выбора подхода
 Следует различать два теоретических подхода к понятию конфликта.
 1. Конфликт — это столкновение..., противоречие..., борь­ба..., противодействие... (личностей, сил, интересов, позиций, взглядов) в силу противоположности.., несовместимости.., про­тивостояния... — с точностью до формулировки у различных авторов. Вот что говорит в предисловии к своей книге "Конфликтология" В.И. Андреев: "... без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации, спора, без уме­ния вести переговоры человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире".
 В силу такого подхода В. И. Андреев и определяет
 • конфликт как процесс резкого обострения противоречия и борьбы участников в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из его участников.
 Антагонистический характер конфликта можно считать ха­рактеристическим признаком других моделей;
 • конфликт — столкновение противоположных интересов, мнений и стремлений;
 • конфликт социальный — попытка достижения вознагражде­ния путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознагра­ждения. От конкуренции конфликт отличается четкой направленно­стью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы;
 • конфликт — это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
 2. Конфликт — это система отношений..., процесс развития взаимодействия..., заданные различиями субъектов, участвующих в нем (по интересам, ценностям, деятельности).
 Сторонники первого подхода описывают конфликт как яв­ление негативное. Они разделяют конфликты на деструктивные и конструктивные (многие из них считают, что конструктивные — редкость, что конфликт почти всегда плох и уж, по крайней мере, хуже бесконфликтного сосуществования). Большинство работ по технологии работы в конфликте в рамках такого под­хода дают рекомендации по манипулированию, которое назы­вают "управлением конфликтом", "управлением конфликтной ситуацией". Главной целью такого управления является ликви­дация конфликта с максимальной выгодой для себя.
 Сторонники второго подхода считают конфликт естествен­ным условием существования взаимодействующих людей, ин­струментом развития организации, любого сообщества, хотя и имеющим деструктивные последствия, но в целом и на дли­тельном промежутке не столь разрушительные, как последствия ликвидации конфликтов, их информационной и социальной блокады. Подобный подход был всегда в математической тео­рии игр (названная так в силу исторических причин возникно­вения из попыток исследования игр, она является теорией ма­тематических моделей принятия оптимальных решений в усло­виях конфликтов, и оба термина "игра" и "конфликт" обозна­чают одно и то же понятие и по сути являются "математичес­кими синонимами"). Характерен он и для современной социо­логии конфликта, социальной психологии, теории организаци­онного развития и, конечно же, общей теории конфликта. При таком подходе все перечисленные дисциплины вполне корре­лируют между собой (основные определения, постулаты), что позволяет выводы в одних применять для теоретических по­строений в других, сохраняя научную строгость, полноту и не­противоречивость. Коррелируемость особенно важна, если учесть, что теория игр активно развивалась еще в XVIII и XIX вв. раньше большинства наук, занимающихся сегодня кон­фликтами (а ее зарождение как математической дисциплины относят к тому же письму Паскаля к Ферма от 29 июля 1654 г., которое принято считать началом и теории вероятностей), но вот определение конфликта по теории игр вступает в противоречие со всеми теоретическими моделями первого подхода.
 Второй подход предполагает невозможность управления конфликтом и оптимизацию взаимодействия, теоретически обосновывая развитие конфликта как саморегулирующегося механизма. Вместо "решения", "разрешения" и других подоб­ных терминов применяют термин "преодоление", подразуме­вая, что конфликт не ликвидируется, но обеспечивает развитие, усиливая в организации дифференциацию, прежде всего про­фессиональную, а в обществе — социальную стратификацию, что и лежит в основе социальной и организационной стабиль­ности. Он трансформируется в другие конфликты, менее разрушительные, в других сферах, других социаль­ных измерениях. Данный подход не отрицает возможность и даже конструктивность политической и административной ма­нипуляции (не всякой) в начальных фазах конфликта, но осно­вывается, прежде всего, на обеспечении информационной пол­ноты взаимодействия субъектов и необходимом риске, обеспе­чивающем возможность перехода в его последнюю фазу.
 Общая тенденция в последние годы такова: большинство теоретиков и практиков социальной психологии склоняются ко второму подходу, при некотором сохранении ориентации на психологическую манипуляцию, психологическое смягчение деструктивных проявлений конфликта. Базовым в данном вы­боре становится то, что первый подход строится на субъект-объектном общении, в то время как второй — на субъект-субъектном.
 Ко второму же подходу склоняются и практикующие поли­тические технологи и оргконсультанты, опирающиеся именно на такую конфликтологию в моделировании идущих в органи­зации процессов и обеспечении будущего успеха самой фирмы и ее менеджеров. Они заменяют "традиционные" техники (в том числе изучение общественного мнения в организации) конфликтологическими исследованиями персонала. Подход позво­ляет вычислять группы сторонников и противников, причем не только реальных, но, прежде всего потенциальных (особенно среди не определившихся в своих профессиональных, карьер­ных, социальных предпочтениях, организационно неактивных) и наиболее приемлемые формы работы с ними.
 Выбор менеджером одного из двух подходов определяет и выбор им, как следствие первого выбора, форм работы и реко­мендаций своей команде, структурным подразделениям по дей­ствиям в конфликтных ситуациях.
 С него и должно начинаться сегодня управление, ориенти­рованное на долговременный успех и перспективу.
 10.3. Основные понятия
 — Это водка? — слабо спросила Маргарита. Кот подпрыгнул на стуле от обиды. — Помилуйте, коро­лева, — прохрипел он, — разве я позволил бы себе на­лить даме водки? Это чистый спирт!
 М. Булгаков. Мастер и Маргарита
 
 Что такое война, драка?
 • Это конфликт, считают одни.
 • Это способ разрешения конфликта, скажут другие.
 • Это форма проявления конфликта, заметят третьи.
 Кто же прав? Если первые, то с конфликтами надо бороться. Если вторые, то им посоветуем вспомнить хотя бы одну войну в истории человечества, которая полностью разрешила какой-нибудь конфликт.
 Можно ли вообще прожить без конфликтов? Существуют ли бес­конфликтные организации, сообщества?
 Для ответа на эти и многие другие вопросы нужно понять, что ле­жит в основе самого явления.
 Конфликты возникают не только между людьми, но и меж­ду животными. Конфликты, в которых участвует человек, могут быть для него внешними — с другими людьми и внутренними — в его сознании.
 Живые существа имеют те или иные потребности. Потреб­ности в пище, воде, продолжении вида, сексуальном партнере, территории для охоты,...
 Дефицит ресурса, отсутствие у животных возможности его увеличить при совпадении потребностей приводят к конфлик­там. Их принято называть зооконфликтами. И хотя не они сей­час представляют для нас интерес, типы зооконфликтов важны нам, ибо бескомпромиссное поведение в конфликте, характер­ное для животных (ведь они не умеют договариваться), приво­дит только к одному исходу: победе одного и поражению дру­гого. А именно такие конфликты (точнее неразвившиеся вечные кровавые недоконфликты — вечная первая фаза) типичны для людей, чей интеллектуальный, коммуникативный, культур­ный уровень не позволяет вести переговоры и искать пути уве­личения дефицитного ресурса или альтернативного менее де­фицитного нового. Их можно назвать антагонистическими.
 В современной конфликтологии принята такая условная типология:
 У человека же помимо потребностей есть интересы и цен­ности, что усложняет модель конфликта, но лишает его безыс­ходности. И если в зооконфликтах в итоге побеждают сила и ловкость одного и страх и инстинкт самосохранения другого, то перспектива человеческих конфликтов — в победе разума и нашем умении общаться.
 Как бы ни развивались цивилизации, ресурсная дефицит­ность никогда не может быть преодолена полностью, и поэтому все потребности и интересы ни раньше, ни сейчас, ни в дале­ком будущем нельзя будет удовлетворить полностью. Вот поче­му человек был вынужден описать для себя приоритеты, кото­рые мы теперь называем ценностными ориентациями.
 Итак, потребность — это объективная нужда субъекта (человека, организации, социальной группы, социума) в чем-либо необходимом для поддержания его жизнедеятельности. Потребности необходимы субъекту для его существования, раз­вития и выступают источником его активности. Неудовлетво­ренная потребность приводит к смерти (физической, интеллек­туальной или социальной).
 Существуют различные варианты классификации потребно­стей человека. Согласно одной из наиболее признанных класификаций (по А. Маслоу) человек мотивируется удовлетворени­ем потребностей, выстроенных в пирамиду из пяти уровней:
 • физиологические потребности;
 • потребности безопасности;
 • потребности принадлежности и причастности;
 • потребности признания и самоутверждения;
 • потребности самовыражения.
 Реальные условия жизни, возможности и обстоятельства интерпретируют потребности в виде интересов.
 Интересы — альтернативное разнообразие потребностей в конкретных жизненных обстоятельствах, осознаваемая субъек­том форма проявления его потребностей.
 У человека есть потребность в пище, но потребности в кре­ветках под майонезом не бывает, если не считать какого-нибудь редкого случая медицинского показания. Удовлетворе­ние интересов субъекта удовлетворяет те или иные его потреб­ности:
 Человек в ходе жизни вырабатывают представления, кото­рые, проецируясь на потребности, иерархизируют их и форми­руют ценности.
 Потребности и ценности в свою очередь создают иерархию интересов на каждый момент времени. Изменение ситуации (изменение ресурсного дефицита) приводит к изменениям кон­кретных иерархий.
 Человек далеко не всегда правильно понимает свои настоя­щие интересы (как ему и нам кажется позже). Но пока он по­нимает свой интерес "ошибочно", его "ошибочный интерес" и является для него действительным. Лишь уточняя свои интере­сы, он может изменить их, скорректировать (отказаться — зна­чит поменять на альтернативный или даже противоположный), и новый станет действительным, а старый — устаревшим или ошибочным.
 Интересы и ценности и лежат в основе конфликта. Точнее, не сами, а их различия.
 Л. Козер, автор теории позитивно-функционального кон­фликта, особое внимание обращал на роль ценностей, интере­сов для стабильности и развития как социальных групп, так и социальных систем. Если субъекты, вступившие в конфликт, более не разделяют ценностей, на основе которых функциони­ровала конкретная социальная система, то возникает внутрен­ний конфликт, который ведет к распаду социальной структуры, происходит замена ее новой, утверждаются новые по своему содержанию объединяющие элементы системы, ценности, ин­тересы. Конфликт в этом случае выступает как способ адекват­ного приспособления социальных норм к изменившимся об­стоятельствам.
 В целом, в обществах, открытых конфликту, направленному на разрешение антагонистической напряженности, конфликт будет способствовать изменению и развитию общественных, групповых процессов при определенном уровне их стабильно­сти и конструктивности.
 Итак, конфликт — это процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различия их интересов и ценностных ориен­тации.*
 
 * См.: Еремин Б.Л. Выбор путей преодоления конфликтов//Реформа. № 1. 1997.
 
 Конфликт имеет следующие фазы.
 1. Конфронтационная (военная) — стороны стремятся обеспе­чить свой интерес за счет ликвидации интереса чужого (в их представлении это обеспечивается либо добровольным или вы­нужденным отказом другого субъекта от своего интереса, либо лишением его права иметь свой интерес, либо уничтожением носителя другого интереса, что уничтожает естественным обра­зом и сам этот интерес, а следовательно, и гарантирует обеспе­чение собственного).
 2. Компромиссная (политическая) — стороны стремятся по возможности достигнуть своего интереса через переговоры, в ходе которых производят замену отличающихся интересов каждого субъекта на общий компромиссный (как правило, каждая сторона пытается обеспечить в нем по максимуму свой собст­венный).
 3. Коммуникативная (управленческая) — выстраивая комму­никацию, стороны достигают согласия, основанного на том, что суверенитетом обладают не только сами субъекты конфлик­та, но и их интересы (консенсус), и стремятся к взаимодопол­нению интересов, ликвидируя лишь незаконные, с точки зре­ния сообщества, различия (либо правовой запрет на тот или иной интерес и его уголовное преследование, корпоративный запрет, грозящий нарушителям административным наказанием, либо изменение законодательства, системы фирменных инст­рукций, дающее или запрещающее право на тот или иной ин­терес, различие).
 Конфликт начинается с конфронтационной (военной) фа­зы, а заканчивается коммуникативной (управленческой). Таким образом, конфликт можно определить и как процесс развития взаимодействия субъектов от конфронтации к коммуникации.
 По ходу конфликта взаимодействие субъектов трансформи­руется от конфронтационного до того, которое мы будем назы­вать коммуникацией.
 Коммуникация — информационное взаимодействие субъектов, которое характеризуется следующими признаками:
 • суверенитетом участников взаимодействия;
 • суверенитетом их ценностных ориентации, интересов, представлений о предмете взаимодействия и отношения к нему;
 • технологической обеспеченностью равноправного ин­формационного обмена;
 • технологической обеспеченностью равного уровня инфор­мационной полноты о ситуации и предмете взаимодействия.
 Следует также заметить, что технологии одной фазы (воен­ные, политические и управленческие соответственно) не дают желаемого результата не в своей фазе. Но и собственно фазо­вые технологии не обеспечат оптимального хода конфликта, если стратегически не будут выстроены с учетом следующих стадий (в долговременной перспективе неизбежных) и допол­нены технологиями из последующих фаз.
 Кризис (псевдофаза, возникающая внутри одной из фаз конфликта) — такое взаимодействие субъектов, при котором не происходит поступательного перехода от фазы к фазе (например, длительная задержка на одной фазе, разрушитель­ная зацикленностъ, фазовая стагнация или даже возврат в пре­дыдущей фазе). Кризис — период задержки процесса кон­фликтного взаимодействия субъектов. Что, следует заметить, и приводит к возникновению напряженности. Снять ее помогает преодоление кризиса, т. е. продолжение развития конфликта.
 Таким образом, управление конфликтом — это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия. То есть управлять конфликтом — значит обеспечивать ему максималь­ную возможность для саморегулирования и содействие выходу из кризисов в следующую фазу.
 Хотя точнее было бы считать конфликт не управляемым, а саморегулирующимся (и пока он не перейдет в последнюю фа­зу, он не уничтожим, так как не ликвидированы осознанные субъектами различия интересов и ценностей). И следовательно, если строго следовать существующим определениям "управ­ления", то конфликт "неуправляем". Но в разных фазах его развития возможны действия, способствующие его бескризис­ному развитию (обеспечивающие его), что мы и можем условно считать управлением.
 Вспомним снова один из первых поставленных в этом па­раграфе вопросов: может ли существовать без конфликтов че­ловек или организация? Да, если в своих взаимодействиях они сталкиваются лишь с субъектами, похожими на них как две ка­пли воды (вплоть до сознания). Да, если в организации рабо­тают люди с идентичными интересами и ценностными ориентациями, занимающие одинаковые функциональные места, не за­нимающие разные ступени в социальной или служебной иерар­хии. Но кому нужна такая жизнь? Нужна ли такая организа­ция? И возможна ли она?
 Различия вечны, сходства мгновенны. А значит конфликт для нас — среда обитания и непременное условие развития.
 10.4. Как быть с деструктивностью?
 Саваоф Баалович был всемогущ. Он мог все. И ни­чего не мог. Потому что граничным условием уравнения Совершенства оказалось требование, чтобы чудо не причиняло никому вреда.
 А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу
 
 Отступление по аналогии
 На взгляд школьника, получившего "двойку", она деструктивна. Особенно, если вечером попало от родителей. На взгляд учителя — конструктивна, ведь плохая отметка — стимул для улучшения учебы. А если так и произойдет на самом деле, да и сам ученик заметит позже эту зависимость, то и с его точки зрения "двойка" станет скорее кон­структивной, хотя и неприятной. Многие добром вспоминают именно строгих учителей. Но если, получив плохую отметку, подросток замк­нется в себе, начнет избегать занятий, испортит отношения дома и в школе, то и учитель не станет считать поставленную "двойку" конст­руктивной.
 Вот и деструктивность конфликта — характеристика субъективная.
 Можно говорить о деструктивности методов, если в резуль­тате их конфликт вместо поступательного развития перешел в кризис. Деструктивны методы, соответствующие технологиям ранних фаз, применяемые в фазах поздних. Например, конфронтационные, военные методы, деструктивны в политиче­ской и управленческой фазах, а политические — в управленче­ской. А вот управленческие не будут деструктивными и в ран­них фазах, хотя, как правило, далеко и не оптимальны. В каж­дой фазе наиболее конструктивны собственные методы, но лишь при условии ориентации на перевод взаимодействия в коммуникацию. Использование военных методов для войны до победного конца, направленных на преодоление главной пре­грады — другого субъекта, деструктивно при любых условиях, ибо затягивает конфликт в кризисную петлю, превращая его в череду кровавых разборок, сплошную вендетту, нескончаемую кровную месть.
 В свою очередь сам конфликт можно называть деструктив­ным, если не удалось избежать кризисов. Но любой конфликт конструктивен по своей природе как инструмент развития. Бы­вают конфликты, проходящие без кризисов. Но, правда, очень редко и, как правило, характерны они для организаций с очень высоким уровнем интеллектуальной и коммуникативной куль­туры (как корпоративной, так и каждого сотрудника, прежде всего администрации), да и само общество должно быть на столь же высоком уровне развития.
 Однако на ограниченном временном интервале можно классифицировать конфликты как конструктивные и деструк­тивные по основанию: "препятствуют они или не препятствуют достижению целей организации". Такой тип классификации допустим при проектном типе деятельности фирмы (т. е. соот­ветствует критерию "реализуемость проекта").
 Можно говорить и о "нежелательных конфликтах". Это конфликты по поводу различий, не существенных для реализа­ции конкретных проектов, но приводящие к расходованию ре­сурсов организации в целом.
 Тем не менее сказать, что конфликт способствует или ме­шает деятельности организации, можно лишь после его завер­шения. И значит нам остается одно: научиться жить, работать и отдыхать в конфликте.
 10.5. Когда начинается конфликт?
 Отелло: Обманут только тот, кому сказали, что обманут он.
 Шекспир
 
 Конфликт начинается с того момента, когда (хотя бы) один из взаимодействующих субъектов осознает различие своих ин­тересов, ценностных ориентации от интересов, ценностных ориентации другого субъекта или начинает односторонние дей­ствия по обеспечению своих интересов (т. е. по поводу разли­чий), но пока еще не осознавая этих различий.
 Если различия существуют, но субъекты их не осознают, то мы имеем один из видов потенциального конфликта, после эс­калации которого он может быть назван его предконфликтной фазой.
 Существует заблуждение, что напряженность возникает пе­ред конфликтом. И почувствовав ее, следует сразу же заняться его профилактикой или предупреждением. Но, к сожалению, такое еще никому не удавалось. Ведь профилактика предпола­гает работу с еще не начавшимся конфликтом. А напряжен­ность возникает в сознании людей при появлении ощущения противоречия между различием интересов, ценностей взаимо­действующих субъектов и ограниченной ресурсной возможно­стью обеспечить их не за счет другого. То есть когда конфликт уже начался и, следовательно, профилактика уже бесполезна (точнее невозможна), как прививка обитателю тифозного барака.
 Напряженность не возникает раньше самого конфликта. И значит, мы можем считать напряженность — признаком кон­фликта (только начавшегося или давно продолжающегося).
 После перехода из одной фазы в другую напряженность спадает. В случае кризисов (т. е. задержки конфликта в одной фазе или возврате в предыдущую) напряженность усиливается.
 Начало нового (ранее не известного субъекту) конфликта приводит к затруднению, что и создает напряженность — след­ствие недостатка или противоречивости информации, недоста­точности знаний для преодоления затруднения (о способах вы­хода из затруднения — напряженность безысходности).
 С началом конфликта конфликтные ситуации сменяют одна другую. И первая возникает сразу после инцидента.
 Успех работы с конфликтом (в конфликте) во многом зави­сит от точности описания структуры конфликта: субъектов, предмета, инцидента, отношений, ситуаций.
 • Инцидент (информационный) — событие, которое помогло осознать хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов отличие (полное или частичное) его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия.
 • Инцидент (деятельностный) — повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий по поводу различия интересов, ценностных ориентации.
 • Конфликтная ситуация — развитие конфликта в конкретный временной период.
 • Субъекты конфликта — участники конфликтного взаимодейст­вия, которые могут быть представлены индивидами, группой индивидов, социальной организацией.
 • Предмет конфликта — конкретные интересы и ценностные ори­ентации, по поводу различия которых происходит конфликтное взаи­модействие (то, из-за чего возник конфликт).
 • Конфликтные отношения — форма и содержание взаимодейст­вия между субъектами, их действия для завершения конфликта.
 Чтобы точно описать конфликт, надо:
 • установить его действительных участников;
 • изучить их мотивы, цели, особенности характера, про­фессиональную компетентность;
 • выявить их отношения в предконфликтной фазе;
 • выявить главные различия интересов и ценностей, кото­рые привели к этому конфликту;
 • узнать намерения участников о приемлемых, на их взгляд, способах преодоления конфликта;
 • выявить других заинтересованных субъектов, не участ­вующих пока в конфликтном взаимодействии;
 • определить все возможные в данном конфликте пути его преодоления.
 Каждый конфликт имеет пространственные и временные характеристики. Пространственными характеристиками кон­фликта являются сферы возникновения и проявления кон­фликта; условия и повод возникновения; конкретные формы проявления; результат конфликта; средства и действия, кото­рые используют субъекты конфликта. Временные характеристи­ки представлены такими параметрами, как длительность, часто­та, повторяемость конфликта, продолжительность участия в конфликте каждого из субъектов, а также временные парамет­ры отдельных этапов.
 Решающее влияние на выбор поведения в конфликте ока­зывает сама личность — ее потребности, интересы, ценности, установки, привычки, образ мышления, модели поведения, ее прошлый опыт работы с проблемами и поведения в конфликте. Можно выделить конфликтный тип личности. Само понятие "конфликтности личности " означает состояние готовности лич­ности к конфликтам, ее степень вовлеченности в развитие конфликтов. Анализ биографий наиболее известных фигур сре­ди организаторов бизнеса, успешных менеджеров в России и за рубежом (Демидов, Рябушинский, Морозов, Генри Форд, Ли Якокка), которые не раз демонстрировали высокий уровень профессиональной управленческой конкурентоспособности, показал, что все они — конфликтные личности.
 10.6. Что делать с конфликтом?
 Я ничему не удивлялся. Мне было просто очень интересно, "Вода живая. Эффективность 52%. Допустимый осадок 0,3"... "Зелье приво­ротное..."... "Кровь порченная обыкновен­ная"... "Меч кладенец"...
 А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу
 
 Формы работы
 Обычно в практике работы организаций и отдельных людей в условиях конфликта выделяют такие типичные ошибки:*
 1) запаздывание в принятии мер по собственно урегулиро­ванию и дальнейшему преодолению конфликтов (прежде всего, принимаются меры по уходу от конфликта или его силовому "разрешению");
 2) попытка "разрешить" конфликт без выяснения его ис­тинных причин;
 3) применение только силы, карательных мер по "урегулированию" или, наоборот, только дипломатических пе­реговоров;
 4) шаблонное применение схем урегулирования конфликта без учета его типа и особенностей в нелинейной, многомерной классификации;
 5) попытка при помощи политической интриги разыгрывать свою собственную карту с сиюминутной выгодой и необратимыми негативными социальными последствиями (не только для общества в целом, но рано или поздно — для самого ини­циатора интриги).
 
 * В изложении типологии ошибок и описании традиционно упоминаемых форм работы с конфликтом используются некоторые положения из книги: Основы социально-психологической теории/Под общ. рея. А-Д-Бодалева и А-Н.Сухова. - М., 1995.
 
 В основе ошибок лежит, как правило, неверно построенная типология конфликтов, что является безусловным следствием некорректности используемых определений базового понятия и некорректности применения слов, обозначающих тип "работы с конфликтом". Но представляется, что не так существенна типологая самого конфликта, как типология форм его проявле­ния. Однако следует отличать классификацию форм проявле­ния конфликта и его фазы, часто называемые "видами кон­фликта", но самостоятельно конфликтом, по определению, не являющиеся.
 Предотвращение конфликта, называемое порой "профилакти­кой", как способ избежать его в самом начале — возможно лишь в случае весьма успешного применения манипуляции, дающей эффект только на время, и по существу конфликт не ликвидирующей, а временно заглушающей. В этом случае он проявится позже, и неизвестно, будет ли это более выгодно инициатору манипуляции, так как затем последует (не может не последовать) разрушительная по форме проявлений эскалация конфликта.
 Однако для руководителя организации, который предпола­гает свой быстрый карьерный рост (как для иного политиче­ского лидера), иногда "бывает выгодно" замолчать конфликт, не дав ему проявиться в период "деятельности" на этой долж­ности. Возможно и длительное псевдосдерживание конфликта. Но в этом случае требуется наличие значительных ресурсов. К тому же это фактически означает создание кризиса.
 В современных теориях конфликта принято под профилак­тикой понимать работу по созданию социальных условий, обеспечивающих, в случае возникновения конфликта, бескри­зисный и быстрый переход к политической фазе, а далее и к управленческой.
 Профилактика конфликтов — работа с еще не начавшимися, а лишь возможными конфликтами. Она предполагает их прогно­зирование при постоянном информационно-аналитическом сопровождении. Это требует мониторинга конфликтных ситуа­ций в своей организации и в организациях подобного типа. Надо помнить, что объективного описания конфликта не быва­ет, оно всегда субъективно.
 Профилактика должна быть направлена на устранение ус­ловий возникновения конфликтов в конфронтационной форме, требующих радикального перераспределения дефицитного ре­сурса, по поводу интересов в отношении которого и возникает конфликт. В основе ее — изменения законодательства и функ­ций государственных структур в сообществе в целом, измене­ния в корпоративных правилах, закрепленных в инструкциях, приказах руководства организации. Эти изменения должны быть направлены на устранение деформации социальных от­ношений, создание новых социальных технологий (развитие системы социальной работы), просвещение, обучение, комму­никативные тренинги. Вот откуда необходимость в меценатст­ве, благотворительности. Профилактику конфликта обеспечи­вает любая деятельность, направленная на развитие интеллек­туальной и коммуникативной культуры фирмы (государствен­ной структуры), на распространение их норм в корпоративной культуре организаций.
 Термин "разрешение конфликтов" обычно употребляется в двух значениях: как прекращение конфликта самими участни­ками и как внешнее воздействие на конфликт (сами условия конфликтного взаимодействия, его участники), основанное на установлении и нейтрализации его причин и недопущении от­крытых столкновений сторон.
 Урегулированием, как правило, называют недопущение на­сильственных действий, достижение хоть каких-то договорен­ностей, выполнение которых более выгодно сторо­нам, чем продолжение конфликтного по форме взаимодейст­вия. На практике урегулирование конфликтных ситуаций путем переговоров, посредничества, арбитража является более рас­пространенным, чем их разрешение. К сожалению, не менее распространены такие примитивные и непродуктивные методы, как подавление, применение силы.
 Стили поведения в конфликте
 Принято различать шесть стилей поведения в конфликтной ситуации, в основу классификации которых положена система Томаса — Килменна.* Она позволяет ориентировать любого человека в случае попадания его в конфликтную ситуацию.
 
 * Метод разработан Кеннетом У. Томасом и Ральфом X. Килменном в 1972 г.
 
 
 Стили поведения в конфликтной ситуации связаны с глав­ным источником конфликта — различием интересов и ценно­стных ориентаций взаимодействующих субъектов.
 Стиль поведения любого человека в конфликте определяет­ся: мерой удовлетворения собственных интересов; активностью или пассивностью действий; мерой удовлетворения интересов другой стороны; индивидуальными или совместными дейст­виями.
 В основу графического изображения положена сетка Томаса — Килменна, которая определяет место и название стилей по­ведения (рис. 10.3).
 Исходя из предложенной модели выделяют следующие спо­собы регулирования конфликтов:
 • конфронтация (соревнование) как стремление, активно и индивидуально действуя, добиться удовлетворения своих инте­ресов в ущерб интересам другой стороны;
 • приспособление, означающее в противоположность сопер­ничеству принесение в жертву собственных интересов ради ин­тересов другой стороны;
 • уклонение (избегание), для которого характерно отсутствие как стремления к корпорации, так и тенденции к достижению собственных целей;
 • конкуренция — соревновательное взаимодействие, не ори­ентируемое на обязательный ущерб другой стороне;
 • компромисс как метод взаимных уступок;
 • сотрудничество, когда принимаются решения, полностью удовлетворяющие интересы обеих сторон.
 10.7. Конфликт в организации
 Ссоры не продолжались бы так долго, если бы виновата была только од­на сторона.
 Франсуа де Ларошфуко
 
 Возможные субъекты такого конфликта:
 • администрация организации;
 • средний управленческий персонал;
 • низший управленческий персонал;
 • основные специалисты (в штате);
 • вспомогательные специалисты (вне штата — по контракту);
 • технический персонал;
 • структурные подразделения;
 • неформальные группы сотрудников.
 Если структурная модель организации не оптимизирована под деятельность (например, существует избыточность персонала, управленческих звеньев, структурных единиц), то
 1) либо расходная часть проектов увеличивается (это приво­дит к нарушению интересов потребителей и, следовательно, делает предпочтительнее обеспечение интересов конкурентов), таким образом возникают, обостряются внешние конфликты (особенно это заметно в случае бюджетной организации); внешние конфликты неизбежно приводят к внутрифирменным:
 • между структурными подразделениями,
 • управленческими звеньями,
 • между сотрудниками.
 2) либо, в силу острой конкуренции, расходная часть проек­тов увеличена быть не может, а следовательно, встает вопрос о перераспределении доходной части (ограничение объемов вы­полняемых заказов, сокращение фонда заработной платы, воз­можные задолженности партнерам или налоговым органам, долги по кредитам,..) и даже о возможном банкротстве.
 Возникают конфликты по поводу различия интересов со­трудников и структурных подразделений, вертикальные кон­фликты (между начальниками и "обиженными" подчиненными).
 Этот тип конфликтов называется конфликтами ресурсов (кстати, так же он называется и в проектном менеджменте, но касается не конфликтов между сотрудниками, а невозможности обеспечения всего проекта или его части имеющимися ресур­сами).
 Развитие ситуации неизбежно приводит к кризису, что предполагает два возможных исхода:
 • изменение организационной структуры (оптимизация под данный проект или разрушение организации),
 • изменение целей организации, а следовательно, смена проектов (обеспеченных реально имеющимися ресурсами) и создание под них новой структурной модели.
 Если структурная модель оптимизирована, то конфликты все равно возникают (не могут не возникать):
 • с другими субъектами в экономической сфере (в силу различия интересов — нормальная конкуренция);
 • внутри организации.
 Необъективность руководителя
 Один из наиболее существенных интересов сотрудников — регулярная выплата денежного вознаграждения за свою работу. Любые препятствия этому приводят, как правило, к серьезным конфликтам. Среди основных причин — ошибки менеджеров в оценке деятельности сотрудников. Легко видеть, что занижен­ная оценка сразу провоцирует конфликт (если сама не является его следствием), но к конфликту приводит и завышенная оценка, ведь это нарушает скорее всего интересы других сотрудников.
 Типичные ошибки завышения оценок являются следствием:
 • дружеского расположения, возникшего на основе неод­нократного неформального общения;
 • великодушия руководителя, желающего слыть добрым;
 • "шлейфа" высокой репутации сотрудника;
 • оценки по второстепенным критериям и внешним при­знакам (допускается в отношении сотрудников, умело поль­зующихся саморекламой);
 • завышенной оценки лично симпатичного, психологиче­ски приятного сотрудника;
 • контраста с худшим работником, ранее работавшим на этом месте, или худшими другими коллегами.
 Типичные ошибки занижения оценок возможны в силу:
 • личной антипатии;
 • "шлейфа" плохой репутации сотрудника;
 • неумения работника эффектно представить свою работу;
 • придирчивости, "шлейфа" предыдущего конфликта;
 • преднамеренного, но еще не известного сотрудникам по­вышения требований из-за какой-либо новой информации;
 • завышенных требований с целью преднамеренного даль­нейшего наказания сотрудника.
 Конфликтность инновации
 Оригинальные, по-новому сформулированные мысли имен­но потому новы, что отклоняются от укоренившихся привычек, застывших традиций — от привычной практики. Такое сопро­тивление, зачастую даже враждебную реакцию, которыми среда нередко встречает новую мысль, следует считать объективным фактором. Следовательно, спутником инновации всегда будет конфликт.
 Внедрение нового продукта, технологии или услуги чаще всего означает для индивида необходимость отказаться от привычного, от старого, становится изменением в условиях производства, в потребительской сфере, в привычках и в сфор­мировавшихся общественных связях. Следовательно, даже в случае успеха инновация сопровождается конфликтами — ведь она заставляет приспосабливаться к новому.
 В производственной сфере появление новой идеи зачастую ведет к обесценению труда не только отдельных лиц, но и це­лых групп. Кроме зависти, выступающей на примитивном уровне, или опасений престижного характера, выступающих на более высоком уровне, причиной конфликта между новатором и его коллегами и администрацией, может быть привержен­ность к прежним ценностям, консерватизм. Возможной причи­ной конфликта может быть и такая система мотивации и заин­тересованности, в которой выгода для новатора образуется в ущерб (действительный или надуманный) интересам структур­ного подразделения или всей организации.
 В организации, берущейся за радикальные изменения, пе­риодически формируются состояния неопределенности, на­пряженности, стрессов. Инновация подрывает равновесие, то­гда как организация пытается сохранить статус-кво. Риск не­удачи или полууспеха велик, но существует и такая возмож­ность, что под воздействием безуспешной или слишком успеш­ной инновации, из-за реакции окружения организация попада­ет "в немилость" и становится проблематичным сохранение ее прежних руководителей на своих местах.
 Именно из-за традиционно негативного восприятия кон­фликтов общественный климат, порождаемый инновациями, не благоприятствует распространению инновационной деятельно­сти, даже безусловно обоснованной с экономической точки зрения, и зачастую тормозит ее. Это явление мы можем назвать инновационной недееспособностью (инерцией) общества (органи­зации).
 Межгрупповые конфликты

<< Пред.           стр. 16 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу