<< Пред.           стр. 6 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 потенциалом и способностью к
 обучению.
 Проведение программ адаптации персонала
 Прибыльности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Разработка схем оп­тимизации труда, сокращения трудовых
 затрат
 
 
 
  Реализация программ обучения управленческого персонала.
 Разработка социальных про­грамм
 
 
 
  Создание кружков "качества",
 активное включение персонала в
 оптимизацию деятельности орга­низации. Использование ресурсов
 "внутреннего найма" — совмещение
 Ликвидационная
 
 
 
  Не рассматривается
 
 
 
  Проведение программ пере­подготовки
 
  Поиск рабочих мест для пере­мещаемого персонала. Увольнение в первую очередь новых сотрудников
 КруговоротаСоздание "инновацио­нных" отделов. Разработка программ стимулирования творческой активности сотрудников. Проведение конкурсов проектовРазработка программ частич­ной занятости по основному направлению с возможностью реализовать активность сотруд­ников в направлениях, полезных фирмеКультивирование "философии
 фирмы". Включение персонала в
 обсуждение перспектив развития
 организации
 
 
 
 
 
 
 
 5.4. Условия разработки кадровой политики
 В эту ночь я долго не мог заснуть. Целый час я лежал в постели и думал об инкубаторе.
 Н. Носов. Веселая семейка
 
 На кадровую политику в целом, содержание и специфику конкретных программ и кадровых мероприятий влияют факто­ры двух типов — внешние по отношению к организации и внутренние.
 Факторы внешней среды могут быть объединены в две группы:
 1. Нормативные ограничения.
 2. Ситуация на рынке труда.
 Например, присутствие в нормах некоторых стран запретов на применение тестов при приеме на работу вынуждает со­трудников служб управления персоналом быть очень изобрета­тельными в проектировании программ отбора и ориентации персонала.
 Ориентируясь на учет ситуации на рынке труда, необходимо проанализировать наличие конкуренции, источники комплек­тования, структурный и профессиональный состав свободной рабочей силы. Важно получить представление о профессио­нальных и общественных объединениях, в которые так или иначе вовлечены работники или кандидаты на работу. Страте­гию деятельности подобных объединений, их традиции и при­оритеты в средствах борьбы необходимо учитывать для созда­ния и реализации эффективных кадровых программ.
 Факторы внутренней среды. Наиболее значимыми представ­ляются следующие факторы.
 1. Цели предприятия, их временная перспектива и степень проработанности. Так, например, организации, нацеленной на быстрое получение прибыли и затем сворачивание работы, тре­буются совершенно иные профессионалы по сравнению с предприятием, ориентированным на постепенное развертыва­ние крупного производства со множеством филиалов.
 2. Стиль управления, закрепленный в том числе и в структуре организации. Сравнение организации, построенной жестко централизованным образом, в отличие от предпочитающей прин­цип децентрализации показывает, что этим предприятиям тре­буется различный состав профессионалов.
 3. Условия труда. Приведем некоторые наиболее важные характеристки работ, привлекающие или отталкивающие людей:
 • степень требуемых физических и психических усилий,
 • степень вредности работы для здоровья,
 • месторасположение рабочих мест,
 • продолжительность и структурированность работы,
 • взаимодействие с другими людьми во время работы,
 • степень свободы при решении задач,
 • понимание и принятие цели организации.
 Как правило, наличие даже небольшого числа непривлека­тельных для работников задач требует от менеджера по персоналу создания специальных программ привлечения и удержания со­трудников в организации.
 4. Качественные характеристики трудового коллектива. Так, работа в составе успешного коллектива может быть дополни­тельным стимулом, способствующим стабильной продуктивной работе и удовлетворенности трудом.
 5. Стиль руководства. Независимо от стиля руководства, предпочитаемого конкретным менеджером, важны следующие его цели:
 • максимальное включение мастерства и опыта каждого сотрудника;
 • обеспечение конструктивного взаимодействия членов группы;
 • получение адекватной информации о работниках, спо­собствующей формулированию целей, задач кадровой политики в программах организации.
 Резюме
 1. Кадровая политика организации направлена на приведение кад­рового потенциала в соответствие целям и стратегии развития.
 2. В зависимости от факторов внешней среды, корпоративной культу­ры может быть эффективна либо открытая, либо закрытая кадровая поли­тика.
 3. Уровень осознания и степень влияния на кадровую ситуацию в ор­ганизации также определяют тип кадровой политики.
 4. Для построения адекватной кадровой политики необходимо раз­работать представление о целях, нормах и способах осуществления кад­ровых мероприятий. Основным механизмом поддержания адекватной кадровой политики должен стать мониторинг персонала.
 Контрольные вопросы
 1. Объясните понятие "кадровая политика".
 2. Как вы понимаете стратегию управления персоналом?
 3. Охарактеризуйте пассивную кадровую политику.
 4. Дайте характеристику реактивной кадровой политике.
 5. Охарактеризуйте превентивную кадровую политику.
 6. Дайте характеристику активной кадровой политике. Какие под­типы активной кадровой политики существуют?
 7. В чем основное отличие открытой и закрытой кадровой политики?
 8. Опишите условия эффективности закрытой и открытой кадро­вой политики.
 9. Назовите этапы проектирования кадровой политики.
 10. Объясните понятие "кадровое мероприятие".
 11. Какие факторы внешней и внутренней среды влияют на фор­мирование кадровой политики?
 Практикум
 Задание.
 Ознакомьтесь с материалом и ответьте на вопросы.
 Международная корпорация Холдинг "Наука Т" — одна из веду­щих компаний мира. Начав с создания наждачной бумаги в начале текущего столетия, Холдинг "Наука Т" сегодня выпускает 60 тыс. на­именований товаров. Годовой объем ее продаж 14 млрд. долл. Ее фи­лиалы расположены в 57 странах, в компании работают около 90 тыс. человек. Холдинг "Наука Т" — одна из 25 компаний мира, владеющих наибольшим числом патентов. Треть объема ее продаж приходится на новую продукцию, которая не выпускалась еще пять лет назад. Успехи корпорации во многом определяются ее стратегией. При формулиро­вании стратегии на первый план выдвигаются научно-исследо­вательские и опытно-конструкторские разработки и диверсификация, т. е. проникновение в новые для компании сферы бизнеса.
 Особенности организационной структуры и производства. Корпора­тивный бизнес ориентирован на несколько ключевых параметров: соз­дание новых изделий, обмен и передачу технологий внутри фирмы, самостоятельность хозяйственных отделений в инновационной дея­тельности и расширение полномочий новаторов в творческом поиске.
 Организационная структура строится по продуктному принципу с учетом общности применяемых технологий. Непрерывный процесс организационного развития предполагает создание новых отделений, ориентированных на перспективную продукцию и рынки сбыта. В зависимости от успеха новшества меняется статус соответствующего подразделения, его непосредственного руководителя и его подчинен­ных. Широко развита сеть связей и соглашений Холдинг "Наука Т" с другими фирмами.
 Политика управления трудовыми ресурсами. Кадровые службы Хол­динг "Наука Т" имеют высокий статус и обладают широкими полно­мочиями при принятии решений в отношении персонала, а также при решении общих вопросов, связанных с развитием бизнеса. Корпора­ция верит в необходимость таких организационной структуры и кли­мата, в основе которых уважение к достоинству людей, к ценности индивида, поощрение инициативы и раскрытие творческого потен­циала, предоставление равных возможностей для развития и возна­граждения по труду. Работники называются главным ресурсом корпо­рации.
 Характерная черта корпорации — тесная увязка инновационных стратегий и политики управления человеческими ресурсами. Для кор­поративного менеджмента центральной проблемой является активиза­ция новаторской деятельности персонала. Разработаны особые меро­приятия по поддержке процессов выдвижения инноваций, стимулиро­вания творческого поиска, вознаграждения новаторов.
 Большое внимание уделяется развитию профессионального и творческого потенциала сотрудников, формированию предпринима­тельской этики, поддержанию высокой ответственности за качество работы и судьбу корпорации в целом.
 В центре управления человеческими ресурсами — эффективный механизм стимулирования персонала. Вся система стимулирования организована по программному принципу. Из общего числа программ стимулирования (637) на научно-исследовательский персонал ориен­тировано 303, на сбытовой — 208, на административно-управленческий — 79 программ. Остальные носят "сквозной" харак­тер. Социальные программы направлены на поддержку профессио­нального роста, организацию досуга и участие в общественных делах.
 В компании сложился эффективный механизм подготовки и по­вышения квалификации персонала. Через внутрифирменную систему подготовки кадров Холдинг "Наука Т" ежегодно проходит около 15 тыс. человек. Процесс обучения представляет собой последователь­ность звеньев общей цепочки: "аккумулирование опыта — поддержка учащихся и вознаграждение за успехи — установление обратной связи с преподавателем — обеспечение вовлеченности работников — инте­грация их усилий". Для этого Холдинг "Наука Т" использует не толь­ко свои кадры, активно привлекаются внешние консультанты, извест­ные специалисты, профессора университетов, приглашаются менедже­ры других компаний, организуются "круглые столы" и дискуссии. Окончившим продолжительные курсы выдаются сертификаты и ди­пломы, имеющие признание на национальном уровне. Работники фирмы, учащиеся в колледжах и университетах, получают поддержку со стороны фирмы. При успешной сдаче экзаменов корпорация воз­мещает стоимость обучения.
 Первостепенное внимание уделяется найму новых работников. Ра­ботать в Холдинг "Наука Т" престижно, и поэтому существует кон­курс при приеме на работу. При найме будущие работники проходят весьма жесткий отбор. Кадровыми подразделениями и менеджерами ведется целенаправленная работа по адаптации персонала в фирме. Уже сложились традиции включения в жизнь "корпоративной семьи".
 В корпорации действует центр по ресурсам развития карьеры. Ддя расширения возможностей индивидуального роста введена система "двойной лестницы", иди "двух направлений в карьере" (в зависимо­сти от индивидуальных способностей и предпочтений работника воз­можно продвижение либо по административной или по научно-инженерной линии).
 Вопросы
 1. Сформулируйте миссию и девиз организации.
 2. Назовите конкретные цели, отражающие миссию (техно­логические, организационные, кадровые, во взаимодействии с други­ми организациями).
 3. Охарактеризуйте возможных партнеров организации.
 4. Опишите желаемого сотрудника организации.
 5. Сформулируйте основные корпоративные правила:
 • в области отбора, обучения и продвижения персонала,
 • в области стимулирования труда.
 6. Предложите программу кадровых мероприятий.
 Глава 6. Управление персоналом развивающейся организации
 Сократ. А какие распоряжения надо сделать, если в море корабль застигнут бурей, по-твоему, рапсод будет знать лучше, чем кормчий?
 Ион. Нет, это лучше знает кормчий.
 Сократ. Или как надо распорядиться в случае болез­ни, рапсод будет знать лучше, чем врач ?
  Ион. Нет.
 Платон. Ион
 
 Ключевые слова:
 задачи кадровой службы
 линейный менеджмент
 штабной кадровый менеджмент
 кадровая информация
 элементы корпоративной культуры
 сила корпоративной культуры
 уровни изменений
 процедуры изменений
 человеческая составляющая кризиса
 
 Каждая организация понимает происходящие внутри и вокруг нее события лишь через представления людей, ее составляющих. И, не­смотря на то, что эти представления, как правило, трудно поддаются объяснению, они оказывают решающее влияние на действия, которые люди предпринимают в различных ситуациях.
 В то же время целостное представление о закономерностях функ­ционирования организации практически невозможно сложить, исходя из одного лишь знания об индивидуальных особенностях личностей и/или анализа деятельности отдельных членов данной организации.
 Цель этой главы — рассмотреть особенности деятельности по управлению персоналом на различных стадиях жизненного цикла ор­ганизации.
 Содержание деятельности по управлению персоналом существен­но детерминировано задачами, которые решаются организацией на разных стадиях ее развития. Те производственные процессы, которые идут в организации, требуют специфического кадрового обеспече­ния. Менеджмент персонала призван предоставить тот кадровый ре­сурс, который необходим для эффективной работы организации.
 6.1. Стадия формирования организации
 —Я вижу, Двалин и Балин уже тут, — сказал Кили.
 — Присоединимся к честной компании! "Компания! — подумал мистер Бильбо. — Что-то не нравится мне это слово. Присяду-ка я на минутку, соберусь с мыслями и глотну чайку".
 Дж. Р. Р. Толкиен. Хоббит
 
 Основная задача на этом этапе — поиск товара, который сможет найти свой рынок, своего потребителя и обеспечить достаточный источник поступления средств для существования организации. Однако не всегда молодая организация обладает достаточными ресурсами для начала дела. Именно поэтому на стадии формирования существенным становится вопрос поиска источников инвестиций, способов привлечения средств. Для этого организация должна показать потенциальным инвесторам (возможным совладельцам) привлекательность предложения, обоснованность инвестиций, вероятность возврата вложенных средств. Одним из способов, который, с одной стороны, может помочь самому руководству сформулировать представление о стратегии и этапах развития организации, а с другой стороны, — представить проект потенциальным инвесторам, является бизнес-план.
 Если удается найти достаточное количество ресурсов для начала работы, руководство сталкивается с проблемой кадро­вого и материально-технического обеспечения производства. Необходимо привлечь новый персонал или провести переори­ентацию части персонала с подготовки проекта к реализации его в производственной деятельности.
 Задача кадровой службы — направления кадровой работы, представление о целях работы с персоналом, конкретизирован­ные с учетом конкретных условий существования организации.
 Необходимо заметить, что как таковой кадровой службы в 99,9% вновь формирующихся организаций нет. Слишком велик дефицит средств, слишком далеки "отцы-основатели" от фор­мальной атмосферы и тех задач, которые необходимо решать в области работы с персоналом, чтобы создавать такого рода подразделение.
 Однако отсутствие осознания необходимости кадровых ме­роприятий не отменяет их естественной реализации: в рамках бизнес-плана необходимо описать проект организационной структуры, рассчитать потребность в персонале, представить расчет изменения количественного и качественного состава предприятия. Необходимо рассчитать затраты, в том числе и на набор, обучение персонала, оплату труда. Для выбора места дислокации предприятия, разработки систем оплаты необходи­мо провести анализ рынка труда и рынка профессий. Для фор­мирования кадрового состава важно сформулировать требова­ния к будущим работникам, найти источники наименее затратного привлечения персонала и его адаптации.
 Однако менее всего на стадии формирования обращается внимание на создание самой системы работы с персоналом, формирование корпоративных принципов, а даже просто сис­темы работы с кадровой документаций. Обычно осознание не­обходимости формализации, определения кадровой работы, создания систем хранения информации приходит много позже, в тот момент, когда количество информации превышает мыс­лимые объемы, когда что-то найти становится отдельной про­блемой и когда, к сожалению, кадровая информация теряет свое свойство информации, с ней нельзя работать в период подготовки и оценки управленческих решений.
 Сформулируем основные задачи по управлению персоналом на данном этапе.
 Подготовка организационного проекта:
 • проектирование организационной структуры;
 • расчет потребности в персонале;
 • анализ кадровой ситуации в регионе;
 • разработка системы стимулирования труда.
 Формирование кадрового состава:
 • анализ деятельности и формирование критериев отбора кандидатов;
 • определение сегмента рынка рабочей силы из которой целесообразно проводить набор;
 Разработка системы и принципов кадровой работы:
 • формирование кадровой политики и плана кадровых ме­роприятий;
 • формирование самой кадровой службы (организацион­ной структуры, набор состава);
 • разработка системы сбора, хранения и использования кадровой информации.
 Вопросы, связанные с проектированием организации и фор­мированием кадрового состава, рассмотрим в следующей главе более подробно. Здесь же уделим внимание вопросу, на который менее всего обращают внимание в первый период существования организации — на формирование кадровой службы.
 Формирование кадровой службы
 Поскольку кадровая служба призвана обеспечить человече­скую составляющую работы фирмы, что служит важной гаран­тией эффективности деятельности организации, то среди наи­более значимых ее задач можно выделить:
 • помощь фирме в достижении ее целей;
 • эффективное использование мастерства и возможностей работников;
 • обеспечение фирмы высококвалифицированными и за­интересованными служащими;
 • стремление к наиболее полному удовлетворению служа­щих своей работой, к их наиболее полному самовыражению;
 • развитие и поддержание на высоком уровне качества жизни, которое делает желанной работу в этой фирме;
 • связь управления персоналом со всеми служащими;
 • помощь в сохранении хорошего морального климата;
 • управление движением к взаимной выгоде индивидов, групп предприятий, общества.
 Можно выделить две структуры управления персоналом в организации.*
 
 * Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. — М.: Дело, 1993.
 
 Штабная структура — специалисты отделов по управлению персоналом, занимающиеся разработкой принципов работы с персоналом организации, конкретных программ и организаци­ей кадровых мероприятий (менеджеры по персоналу).
 Линейная структура — менеджеры-практики, реализующие конкретные функции работы с персоналом в ходе выполнения собственных управленческих функций (линейные менеджеры).
 Для того чтобы иметь возможность реализовать различные направления кадровой работы на уровне конкретных подразде­лений, структуры управления персоналом создают разветвлен­ную и пронизывающую различные уровни организации сеть (рис. 6.1).
 Однако вновь создающейся организации все это "велико­лепие" широкого многообразия структур и подразделений пока недоступно.
 Что же необходимо учитывать при проектировании структуры управления персоналом в первую очередь?
 1. Уровень, на котором предполагается реализовывать управ­ление персоналом.
 • Либо это станет предметом заботы и учета на высшем корпоративном уровне, и мы сможем говорить о корпоратив­ном управлении персоналом.
 • Либо это будет вменено только в обязанность среднему уровню и тогда мы сможем говорить об организации работы с персоналом, которую будет проводить руководитель кадрового подразделения вместе с линейными менеджерами.
 • Либо в организации речь будет идти об исполнительском уровне управления персоналом, что, как правило, выражается или в кадровой работе (документировании трудовых отноше­ний), или в решении отдельных проблем (разрешении кон­фликтных ситуаций, наборе персонала), и тогда мы будем гово­рить об уровне исполнителей — сотрудников кадровых подраз­делений (как правило, отдела кадров в традиционном представ­лении).
 Рис. 6.1. Организационная структура управления персоналом на уровне предприятия
 2. Штат службы управления персоналом. Даже в самых больших корпорациях непосредственно в службах управления персоналом работает не более 150 человек. В среднем один специалист приходится на 200 занятых.
 Более точно количество сотрудников (Ч), необходимых для выполнения работ по комплектованию и учету кадров, можно рассчитать по следующей формуле:
 где Т1 — суммарная трудоемкость работ, рассчитанных по типовым нормам за год (квартал), ч; К1 — численность персонала; Фп — фонд оплаты труда.
 Штат служб управления персоналом для некоторых типов предприятий иллюстрирует табл. 6.1.*
 
 * Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. — М.: Дело, 1993.
 
 Таблица 6.1. Штаб служб управления персоналом
 Отрасль и размер предприятияНорма персонала на одного сотрудни­ка кадровой службыЧисло сотрудников кадровой службы
 Обрабатывающая
 
 
 до 500 — 999 чел.1161- 20
 1000 - 4 999 чел.1302- 90
 свыше 5 000 чел.3527- 126
 Исследования и развитие1021 - 60
 Общественные нужды1541 - 110
 Больницы1801 - 28
 Банки981 - 72
 Страховые компании1011 - 142
 Транспортировка и рас­пространение2721 - 75
 Правительственные учре­ждения2722-104
 Образование1611- 46
 Другие фирмы1941- 120
 
 
 Следует учитывать, что существуют еще и национальные нормы расчета соотношения числа сотрудников кадровых служб и персонала. Так, в России на одного сотрудника кадро­вой службы приходится 50 — 100 человек, в Германии — 130 — 150, во Франции — 130, в США — 100, в Японии — 40 человек.
 3. Основные задачи, решаемые службой по управлению персо­налам. При характеристике в целом содержания деятельности служб по управлению персоналом выделяют следующие основ­ные задачи:*
 • решение штабных проблем (набор, отбор, ориентация, оценка, дисциплина) — 33%,
 • компенсации и пособия — 28,5%,
 • обучение, повышение квалификации — 1%,
 • трудовые отношения — 10%.
 
 * Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. — М.: Дело, 1993.
 
 Приведем результаты сопоставительного анализа основных функций управления персоналом на крупных предприятиях США и ФРГ:
 СШАФРГ
 
 
 
 
 
 
 
  Административная деятельность:
 применение на практике нор­мативных документов в облас­ти организации и оплаты труда.
 Наем и увольнение.Трудоустройство:
 анализ деятельности, разработка критериев оценки, прогноз изменения требований к кандидатам, отбор кандидатов с использова­нием широкого оценочного ин­струментарияприем на работу,
 ознакомление с требованиями
 рабочего места и условиями
 работы, продвижения, уволь­
 нения.
 Обеспечение безопасных условий
 труда и охрана здоровья:Обеспечение благоприятных усло­вий труда и техники безопасно­сти:
 медицинское обследование, программы страхования, инспекция труда, эргономическая экспертизаинспекция труда, медицинское обследование, эргономическая экспертиза.
 Развитие персонала:Подготовка, переподготовка и
 повышение квалификации:
 подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, связь с учебными заведениями, разработка плана карьеры.повышение квалификации, оценка потенциала персонала, определение путей продвиже­ния персонала.
 Организация заработной платы и компенсаций:Материальное стимулирование:
 разработка уровней и процедур выплат, установление персональных ставок почасовой оплаты, расчет фирменного пенсион­ного обеспечения, единовременные выплаты, перевод денежных средств в банки, организация стимулирующих финансовых программ.весь комплекс вопросов по организации оплаты труда, разработка и совершенствова­ние систем стимулирования, аттестация рабочих мест, изучение положения на рынке труда, разработка отдельных статей коллективного договора.
 Обеспечение трудовых отношений:Социальные вопросы:
 изучение и подготовка контрак­тов по найму, соглашения между профсоюза­ ми и администрацией, связь с общественностью и прессой, рассмотрение споров, конфлик­тов, анализ жалоб и предложе­ний персонала.контакты с профсоюзами, содействие проведению обще­ственных мероприятий, анализ и выявление причин социальной напряженности и конфликтов.
 
 
 Система хранения и использования кадровой информации
 Уже на стадии формирования организации важно разрабо­тать такую систему сбора, хранения и использования кадровой информации, которая бы, с одной стороны, соответствовала проектируемой структуре организации, а с другой, — была дос­таточно гибка к возможным изменениям в будущем.
 Под кадровой информацией можно понимать определенным образом организованное множество данных о персонале орга­низации. Это и личные дела, и карточки по учету кадров, и всевозможные приказы о назначениях, перемещениях, коман­дировках, отпусках и увольнениях. Важно, чтобы все данные о персонале позволяли руководству организации в каждый мо­мент времени принимать оптимальные управленческие реше­ния на основе адекватного представления о внутриорганизационной кадровой ситуации.
 К наиболее типичным задачам, требующим информацион­ного обеспечения, можно отнести кадровое и управленческое делопроизводство, внутриорганизационное кадровое планиро­вание и оценку персонала.
 Кадровое и управленческое делопроизводство прежде всего включает разработку штатного расписания, должностных инст­рукций, приказов по личному составу и ведение личных дел. Чаще всего сюда же может относиться информация о расчете заработной платы сотрудников организации.
 Внутриорганизационное кадровое планирование включает работу по анализу, оценке затрат и контролю. Так, при организации обу­чения персонала необходимо проанализировать потребность в обучении и загрузку работников, иметь информацию по планиро­ванию их использования, произвести оценку затрат на предпола­гаемое обучение. После чего можно переходить к составлению собственно плана подготовки, его реализации и контролю.
 6.2. Стадия интенсивного роста организации
 Явились еще два гнома, оба в синих капюшонах, сереб­ряных кушаках и с желтыми бородами. Оба несли по мешку с рабочими инструментами и по лопате. Они тоже проворно шмыгнули в приотворенную дверь — и Бильбо больше не удивлялся.
 — Чем могу служить, любезнейшие гномы? — спросил он.
 — Кили к вашим услугам! — сказал он.
 — И Фили тоже!— добавил другой. И оба они сорвали с головы свои синие капюшоны и низко поклонились.
 — К вашим услугам и к услугам ваших родственников!
 — ответил Бильбо, вспомнив на этот раз о хороших манерах.
 Дж. Р. Р. Толкиен. Хоббит
 
 Организации удалось пройти самый сложный период — стадию формирования. Сформулирована новая идея, найден товар, получены средства, налажено производство, и товар поступил на рынок. Проект был хорошо продуман, пред­приятие заработало, количество потребителей стало сущест­венно увеличиваться. Можно радоваться: организация растет, появляются все новые и новые клиенты. Однако это уже следующая стадия формирования организации — стадия интенсивного роста.
 Каковы же задачи управления на этой стадии?
 Для удовлетворения растущего спроса организация должна быстро переструктурироваться, должны появиться новые отде­лы, подразделения, установлены связи между ними. Многие организации начинают привлекать к работе с клиентами не только собственные структуры, но и другие организации, на­пример, по договорам. В связи с быстрым ростом обостряется проблема управляемости организацией, включения новых под­разделений, установления новых и оптимизация старых связей. Для ряда отраслей бизнеса существенно долгосрочное взаимо­действие с клиентом, поэтому становится важным создание поддерживающих структур, например, сервиса или дополни­тельных услуг. Для поддержания хорошего спроса важными становятся вопросы рекламы, создания имиджа организации, установления контактов с общественностью, внешней средой в целом.
 Для большинства организаций, находящихся в стадии ин­тенсивного роста, наиболее существен вопрос о привлечении но­вого персонала. Около 70% времени специалистов кадровых служб посвящены именно этому: гае найти новых сотрудников, как их оценить и отобрать наиболее подходящих, как провести адаптацию персонала, ввести его в корпоративную культуру, сделать процесс включения быстрым и минимально затратным. Учитывая, что рост организации ставит проблемы управляемо­сти, менеджер по персоналу должен продумывать вопросы из­менения организационной структуры, принципов управления и в широком смысле — командного управления и формирования управленческих команд.
 Однако наиболее существенная проблема, с которой стал­кивается управление персоналом, — проблема размывания кор­поративной культуры. В период интенсивного роста организа­ция может включать в себя гораздо больше персонала, чем на предыдущих стадиях. Если организация смогла выйти на ста­дию интенсивного роста, нашла своего потребителя, удержа­лась на рынке, безусловно, в корпоративной культуре есть много продуктивного, она способна дать организации стимул для дальнейшего роста. Но с приходом новых сотрудников, ра­ботавших прежде в других фирмах и предприятиях, менеджер по персоналу сталкивается с проблемой — удержать продуктив­ность корпоративной культуры, ее ценности, заимствовать все наиболее интересное, включить их в культуру, но не позволить групповым представлениям погибнуть под напором множества новых идей.
 Трансляция корпоративной культуры в новые подразделения
 Сначала вспомним основные понятия.
 Организационная культура — интегральная характеристика организации (ее ценностей, паттернов поведения, способов оценки результатов деятельности), данная в языке определен­ной типологии.
 Корпоративная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной органи­зации и задающих общие рамки поведения, принимаемые боль­шей частью организации. Корпоративная культура проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Корпоративная куль­тура регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его реакции в критических ситуациях.
 Элементы корпоративной культуры. Организация живет в социальной среде, деятельность ее направлена на удовлетворе­ние потребностей заказчиков и через это — своих собственных. Однако мы не сможем создать эффективную организацию, если она не будет проводить процесс адаптации к внешней среде, приспосабливаться к ее изменениям, разрабатывать наиболее эффективные приемы реагирования. С другой стороны, мы не сможем говорить об организации, если она не будет создавать своего собственного внутреннего пространства, особой внутриорганизационной атмосферы и решать задачи внутренней ин­теграции (создания целостности). Именно корпоративная куль­тура фиксирует основные задачи организации по внешней адаптации и внутренней интеграции.
 Составные части корпоративной культуры — ее элементы, могут быть ориентированы как на решение проблем адаптации, так и внутренней интеграции. Какие элементы могут быть вы­делены?
 В рамках процесса внешней адаптации — определения орга­низацией своего места — можно выделить цель, программу, клиентов и партнеров организации.
 Первый элемент, определяющий цель организации и место в социальной среде, которая эта организация может занимать, — это миссия организации, представление о том, для чего орга­низация создается. Миссия отвечает на вопрос "Зачем"? Зачем нужна именно эта организация, кому важна ее деятельность, кто ее заказчики.
 Следующий параметр, который определяет перспективы организации, — это описание желаемого будущего организации, представление о результатах развития организации и конкрет­ных шагах по их достижению. Ответы на вопросы "Что будет?" и "Как будет достигнуто будущее?"
 Представление об организации и принципах ее работы кон­кретизирует такой параметр, как представление о клиентах, тех кто, с одной стороны, может обратить свое внимание на орга­низацию, а, с другой стороны, кого организация посчитает удо­стоить чести стать ее клиентом. Давно известно, что представ­ление о клиентах — тех, для кого существует организация, су­щественным образом определяет ее принципы функциониро­вания. Если это массовый клиент, выбираются соответствую­щий ассортимент, ценовая политика, готовится особый персо­нал, даже зал или офис оформляется особым образом. Если это элитарный клиент, то все вышеперечисленное наполняется со­всем другим смыслом. И даже меняется представление о цен­ностях организации: для массового клиента — удовлетворение типовых потребностей, для элитарного — особых, индивиду­альных.
 Не менее важен и вопрос о партнерах. Скажи мне, с кем ты дружишь, и я пойму кто ты! Не в меньшей степени это отно­сится к партнерам организации. Разрабатывая политику орга­низации, руководство должно определить список стратегиче­ских партнеров. Элемент корпоративной политики — особое отношение к партнерам, особые требования к ним.
 В рамках работы по формированию внутренней среды орга­низации, созданию внутренней интеграции следует проанали­зировать специфику деятельности, влияние ее, а также целей, клиентов и других параметров на особенности персонала, пра­вила и нормы поведения сотрудников в организации и во вне.
 Анализ технологии деятельности должен дать ответы на вопро­сы: какой тип совместной деятельности заложен в нашей техно­логии, чем наша технология отличается от технологий, осуществ­ляемых другими организациями. Для корпоративной культуры особенно важно найти такие особенности реализации деятельно­сти, которые могут быть привлекательны для клиентов.
 Особенно важен для кадрового менеджмента вопрос о со­трудниках как элементе корпоративной культуры. Какие со­трудники должны работать в организации, какими идеалами, ценностями и особенностями они должны обладать. Сотрудни­ки организации — носители корпоративной культуры. Именно с ними сталкивается клиент и через их поведение понимает, какие цели и способы поведения характерны для данной орга­низации. Образ сотрудника может быть конкретизирован по ряду параметров: возраст, пол, образование (вплоть до кон­кретного учебного центра), характерологические особенности, стиль одежды, традиционные слова, фразы и т.д.
 Конечно, описание желаемого образа сотрудника должно быть конкретизировано с учетом специфики деятельности в конкретных подструктурах, функциональных структурах. Образ идеального менеджера по продажам, идеального программиста может быть описан через перечисление качеств, определяющих эффективность конкретной деятельности. Но важно создать и общий портрет, отличающий сотрудников данной организации от других.
 Важным аспектом описания сотрудников является выделе­ние способов идентификации своих сотрудников, традицион­ных приемов комплектования штатов и испытания при приеме на работу.
 Описание правил поведения в организации может включать:
 • осознание себя и своего места в организации, что свой­ственно организации — индивидуализм или всемерная коопе­рация;
 • ценности (критерии оценки — что является правильным, а что — неправильным) и нормы (правила поведения в различ­ных ситуациях, особенно важны принципы принятия решений в критических ситуациях);
 • веру во что-то и отношение или расположение к чему-то (веру в руководство, во взаимопомощь);
 • коммуникационную систему и язык общения (как орга­низовано прохождение информации в организации, кто имеет доступ, как информация распространяется (устно или пись­менно), особые термины, традиционные фразы);
 • критерии и правила распределения статуса и власти (типовые обязанности и полномочия сотрудников разного уровня, перечень функций разных подразделений);
 • правила "неформальных отношений" внутри организа­ции (некоторый кодекс, объединяющий всех);
 • внешний вид, одежду и презентацию себя на работе (ношение определенной формы или свободный выбор одежды, что считается уместным, что вызывающим;
 • что и как едят, привычки и традиции в этой области (принято ли есть в служебном помещении, организовано ли регулярное питание, все питаются вместе или есть закрытые зоны (особо престижные и почему они такими считаются), принято ли доплачивать за питание, какие блюда считаются фирменными);
 • осознание времени, отношение к нему и использование (существует ли строгий временной регламент, поощряется или наказывается внеурочная работа и т.д.);
 • взаимоотношения между людьми (приняты ли равно­правные отношения или статус в организации влияет на тип взаимодействия, принципы формирования референтных групп, значимых и близких друг для друга);
 • процесс развития работников и научение (как организа­ция относится к развитию персонала, считает ли это важным или ориентирована на привлечение новых профессионалов из­вне, процесс обучения и развития регламентируется нормами и правилами или делегируется самому сотруднику, зависит от его активности);
 • трудовую этику и мотивирование (какое отношение к ра­боте ожидается, что и как наказывается или поощряется, какая система оценки и стимулирования принята, а какая реально реализуется).
 Конкретизируя правила поведения в организации, можно проанализировать некоторые программные заявления ряда компаний:

<< Пред.           стр. 6 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу