<< Пред.           стр. 8 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

  уклонение, когда руководитель занимает позицию стороннего наблюдателя, не считая целесообразным тратить свои время и энергию на разрешение конфликта;
  принуждение, когда руководитель принимает единоличное решение, мало интересуясь мнением и чувствами подчиненных; этот метод может эффективно использоваться руководителем в том случае, если его компетентность значительно превосходит компетентность подчиненных; вместе с тем его использование вызывает скрытое или открытое недовольство особенно со стороны молодого или более образованного персонала;
  компромисс, когда руководитель способен предложить решение, устраивающее его самого и обе конфликтующие стороны;
  конкуренция, когда руководитель поощряет оппонентов к соперничеству, оставляя за собой право принятия окончательного решения;
  сотрудничество, когда руководитель формирует из конфликтующих сторон единую рабочую группу по разрешению возникшей проблемы под собственным началом.
  На протяжении своей трудовой деятельности некоторым людям удается быть втянутыми в какой-либо конфликт всего несколько раз, а другие не представляют бесконфликтных отношений на работе. Последних называют "конфликтными личностями" и среди них можно выделить 6 основных типов.
 
 [u15]
  1. Демонстративные личности, которые стремятся всегда быть на виду, пользоваться всеобщим вниманием, если у них нет иных качеств, позволяющих им выделиться, то конфликты являются для них единственным способом самовыражения.
  2. Ригидные (непластичные, негибкие) личности, которые отличаются повышенной самооценкой, честолюбием, неумением и нежеланием считаться с мнениями окружающих. Раз и навсегда сложившееся мнение ригидной личности неминуемо приходит в противоречие с изменяющимися условиями и вызывает конфликт с окружающими, в отношении которых они бесцеремонны, а иногда и просто грубы.
  3. Сверхточные личности, являющиеся наиболее добросовестными, скрупулезными работниками. Они подходят ко всем, начиная с себя, с позиции завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям, а таких большинство, подвергают резкой критике. Вместе с тем, сами очень чувствительны к оценке окружающих, особенно начальства. Эти особенности их поведения нередко приводят к конфликтам.
  4. Неуправляемые личности, отличающиеся импульсивностью, непродуманностью и непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поэтому их поведение воспринимается как агрессивное и вызывающее желание поставить такого человека на место.
  5. Корыстные личности, которые всегда готовы к конфликту, если по их рациональным расчетам с его помощью можно до биться своих карьеристских или меркантильных целей.
  6. Безвольные личности, отсутствие собственных убеждений и принципов которых, делает их орудием в руках инициаторов конфликта. Опасность таких людей заключается в том, что они имеют репутацию добрых, некорыстных людей. Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта притягивает к нему других людей. Й эти другие в большей степени стремятся защитить "безвольного", чем разобраться в причине конфликта.
  3.
 3.5. Методы управления в экстремальных ситуациях
  Основоположником учения о стрессах является Ганс Селье. В 1935 году он обосновал учение о стрессе - реакциях человека на вредные воздействия путем общего напряжения всех защитных сил организма.
  Слово "стресс" - английское и означает усилие, напряжение. Реакция человека на стресс проходит в три фазы:
  1) тревога и мобилизация всех защитных сил организма;
  2) активное сопротивление внешнему вредному воздействию путем выработки в больших количествах различных химических веществ в организме, высокая концентрация которых помогает преодолеть стресс, но неблагоприятна для жизнедеятельности организма в целом, так как истощает его ресурсы;
  3) истощение сил организма, снижение потенциала его адаптивных возможностей и возрастание угрозы различных заболеваний.
  Так, в настоящее время доказано, что если "людей-сов" заставлять вставать рано утром, то это крайне неблагоприятно скажется на их здоровье, а значит и профессиональной деятельности, несмотря на то, что "человек-сова" может волевыми усилиями приспособиться к соответствующему жизненному ритму.
  Согласно данным социологических исследований, ныне значительное число людей постоянно испытывает сильный стресс и работает в таких условиях. Поэтому менеджерам и бизнесменам крайне важно знать, как различные категории людей реагируют на стресс, что позволит им максимально продуктивно использовать психологический и профессиональный потенциал своих сотрудников.
  В 1960 году ученые установили, что у одних людей в условиях стресса преимущественно выделяется адреналин, а у других - норадрсналин. По данному признаку люди были разделены на три типа: "кролики", "львы" и "смешанный тип".
  "Кролики" тревожны даже во время сна. У них, как правило, чувство ответственности и долга развиты в крайне гипертрофированной форме. Это, в первую очередь, касается отношения к своим служебным обязанностям. Поэтому они не способны отключаться от рабочих проблем, что не позволяет им полноценно отдыхать, восстанавливать свои силы. Еще одним характерным признаком "кроликов" является повышенное давление крови, проявляющееся уже в юном возрасте.
  "Львы" характеризуются повышенным внутренним напряжением, высоким тонусом нервной системы, сжаты как боевая пружина. Подобная внутренняя "агрессивность" при отсутствии выхода вовне очень часто приводит к нервным срывам и сильным неприятным эмоциональным переживаниям. "Львы" во всех неприятностях, как правило, винят окружающих, но не себя, обращая свой гнев на коллег и близких, и не желают признавать собственных ошибок.
  Люди "смешанного типа" отличаются ярко выраженной повышенной эмоциональностью, когда чувства и эмоции обгоняют голос разума, а также резкой, порой иррациональной сменой настроения. Они постоянно стремятся "быть на виду" и почти всегда ведут себя излишне "демонстративно".
  Знание руководителями того, к какому из рассмотренных типов относятся они и их подчиненные позволит построить эффективную структуру фирмы и систему коммуникаций в ней. Важно также иметь в виду, что стресс, вызванный эмоциями, можно разделить на четыре категории.
  1 - временный стресс, представляющий собой волнение, вызванное ощущением, что какое-то дело не будет выполнено вовремя и тогда произойдет что-нибудь ужасное и не поправимое.
  2 - предупредительный стресс, обычно квалифицируемый как "беспокойство", то есть ощущение взволнованности по поводу предстоящих событий, вызванное общим количеством пережитых и накопившихся тревог.
  В обоих случаях нелишне "вспомнить" принцип "не пили опилки", сформулированный Д. Карнеги. Он заключается в том, что многие люди еще до того как неблагоприятное событие свершилось, начинают терзать себя мыслями о нем, истощая нервную систему, а также подолгу "пилят" себя уже после того, как оно произошло. Карнеги советует всем подготовиться к возможности неблагоприятного исхода какого-либо дела и, если вы окажетесь в такой ситуации, то сможете выйти из нее сохранив значительное количество нервной энергии, т. е. практически останетесь в выигрыше. Драматизируя жизненные коллизии, мы забываем изречение наиболее мудрого из царей - царя Соломона, который приказал выгравировать на своем перстне два слова, выражающих квинтэссенцию его богатейшего жизненного опыта, - "все проходит". Кроме того, депрессия и фрустрация, по мнению врачей-онкологов, выступают существенными причинами, повышающими вероятность заболевания, тогда как улыбающиеся люди, с повышенным эмоциональным фоном настроения живут дольше, работают лучше, болеют реже.
  3 - ситуационный стресс представляет собой волнение, вызванное избыточным давление крови из-за угроз, создаваемых людьми и событиями, которые не поддаются контролю.
  4 - стресс столкновения - это волнение, вызванное тем, что приходится иметь дело с людьми, которые воспринимаются как потенциально неприятные или же непредсказуемые.
  Применительно к 3 и 4 категориям стресса необходимо сказать, что менеджер по сути своей профессии вынужден продуктивно трудиться в ситуациях, где количество определенности и комфортности постоянно уменьшается, что обусловлено сокращением времени, отводимого на значительную часть его действий. Интенсивность коммуникаций с самыми различными людьми постоянно возрастает, что требует умело распределять свою интеллектуальную и психическую энергию, а также владеть приемами релаксации и снятия стресса. Поэтому морально-волевые качества и психологическая устойчивость руководителей должны базироваться на их умении "читать" людей с помощью физиогномики, развитом потенциале и навыках психологического воздействия, а также способности вести переговоры, используя приемы невербального воздействия и механизмы формирования аттракции - искусства нравиться людям.
  Приводимый далее наиболее типичный перечень причин производственных стрессов позволит менеджерам предупредить или уменьшить их деструктивное влияние на коллег и подчиненных.
  1. Рабочие условия - слишком высокий темп труда, частые физические и интеллектуальные перегрузки, неудобное время работы для "сов" и "жаворонков".
  2. Рабочие перегрузки, вызванные необходимостью выполнения больших объемов работы за короткие временные интервалы и (или) отсутствие необходимых способностей для ее выполнения.
  3. Ролевые конфликты, когда сотрудники действуют в условиях противоречивых требований к их работе со стороны раз личных руководителей, а также выполняют работу, которую не хотели бы делать или же вынуждены делать то, что выходит за сферу их функциональных обязанностей.
  4. Двусмысленность роли, когда неясны границы работы, обязанности, подчиненность и объем полномочий.
  5. Обязательность, то есть излишне повышенная ответственность по своим обязательствам перед людьми, а также волнение из-за ошибок подчиненных и их несоответствия по профессиональным качествам характеру работы.
 6. Ответственность за результаты из-за неясности будущего или слишком больших заданий по многим критериям.
 7. Перемены - необходимость приспосабливаться к быстрым и частным технологическим, производственным, организационным изменениям, что дестабилизирует обстановку в коллективе вызывая опасность дезадаптации ряда сотрудников к необходимым переменам.
 8. Взаимоотношения с подчиненными и коллегами - разные деловые установки поведения, соперничество и нездоровая конкуренция за рабочее место, трудности в достижении сотрудничества при выполнении совместных проектов;
 9. Ненадежность рабочего места - боязнь сокращения штатов, перемещения в другую сферу деятельности, раннее профессиональное старение;
  10. Недостаток статуса - временный или постоянный дискомфорт от отсутствия признания статуса профессионально го работника в организации;
  11. Давящий или напряженный психологический климат в
  организации, автократичный стиль руководства, ограничения в поведении и деятельности;
  12. Внешнее давление - конфликт противоречащих друг другу требований организации и семьи или других внешних интересов; домашние проблемы, вызванные переработками; частые отъезды и перемещения.
  Перечисленные причины часто одновременно влияют на работников и наиболее характерны для менеджеров среднего звена, а также пожилых сотрудников. Поэтому, создав условия по их недопущению или минимизации, можно значительно снизить возможность кризиса, либо знать его действительные причины и иметь возможность целенаправленно влиять на них.
  К важным объективным факторам, оперируя которыми, можно строить варианты преодоления стресса можно отнести - цвет, комнатные растения, свет и музыку. Используя знания специфики их воздействия на психофизиологические и интеллектуальные реакции человека, можно значительно улучшить условия труда и предупредить или же уменьшить их негативное влияние на деловую среду.
  Каждый менеджер для управления стрессом должен знать, что наиболее расслабляющий и успокаивающий цвет - розовый, который порой не дает даже возможности сосредоточиться. Близок к нему по своему воздействию зеленый цвет со всеми его оттенками. Благотворно влияет на психику человека синий цвет, особенно в сочетании с зеленым.
  Не многим известно, что цветы оказывают сильнейшее комплексное воздействие не только на организм человека, но также и на среду его обитания. Большинство наиболее распространенных комнатных растений не только облегчают дыхание, уменьшают концентрацию пыли, влаги, микробов, токсичных веществ в помещении, но выделяют также полезные для организма энергии, запахи и редкие воздушные витамины. Не случайно в рамках фитотерапии - метода лечения, основанного на перечисленных свойствах растений, ныне создаются целые тропы здоровья, когда определенный набор растений исцеляет прогуливающегося по ним человека от ряда хронических заболеваний.
  По статистике, большинство женщин предпочитают растения с красными цветами, а мужчины с голубыми. Растения с яркими оранжевыми, красными и желтыми цветами повышают тонус и кровяное давление, повышают работоспособность, активизируя все физиологические процессы. При напряженной интеллектуальной работе с большой нагрузкой на зрение очень благоприятны цветы с желтой и золотистой окраской. Композиция из синих и голубых цветов понижает кровяное давление, успокаивает пульс и дыхание, тормозит функции нервной системы, способствуя восстановлению и отдыху.
  Интенсивность света влияет на суточные биоритмы человека. Приглушенный свет успокаивает, вызывает сонливость, умиротворяет в такой же степени, как тихие, ритмичные звуки, особенно классической музыки в сочетании со звуками природы. Колокольный звон очищает воздушное пространство от микробов и гармонизирует всю звукосферу. Зная эти особенности, становится возможно гармонизировать деловое пространство, создать благоприятный психологический климат в нем,
  К наиболее эффективным субъективным вариантам предупреждения и управления стрессом можно отнести следующие:
  ¦ надежные, приятные, поддерживающие отношения со своим начальником и подчиненными;
  ¦ своевременное прояснение собственной роли и межличностных позиций с коллегами по работе;
  ¦ прояснение своих деловых целей и ценностей и их согласование с начальником;
  ¦ объективная оценка своих возможностей для рациональной загрузки работой, особенно новой и с новыми исполнителями;
  ¦ объективная оценка соответствия собственных деловых целей с потенциалом профессиональных и личностных качеств;
  ¦ при минимальных сроках выполнения сложной работы, определите приоритеты деятельности и передайте часть задания своим подчиненным;
  ¦ в условиях неизбежного предстоящего кризиса или необходимости решения проблемы в форс-мажорных обстоятельствах научитесь предварительно релаксировать, чтобы затем суметь максимально сконцентрироваться, ориентируя себя на достижение благоприятного исхода; психологическое и интеллектуальное сомнение в достижимости поставленной цели обрекает вас на поражение еще до начала действий;
  ¦ старайтесь сделать все возможное для достижения приемлемого равновесия между самим собой, своей работой и семьей;
  ¦ постарайтесь как можно раньше убедиться, что вы занимаетесь делом, соответствующим чертам вашего характера, способностям и наклонностям.
  Таким образом, умелое сочетание описанных объективных и субъективных факторов, а также способов преодоления и минимизации стресса становится возможным, в рамках трезвого самоанализа и объективной оценке собственных возможностей, возможностей коллег и подчиненных. Творческое применение данных подходов позволяет построить устойчивую ко многим неблагоприятным внешним и внутренним факторам систему управления персоналом фирмы.
 3.6. Приемы релаксации, концентрации сил и экономии энергии
  Медицинская статистика последних лет неумолима - значительная часть людей на планете, а среди менеджеров примерно 3/5, умирают из-за сердечно-сосудистых заболеваний. Несмотря на помощь специалистов, организацию внутри фирм комнат психологической разгрузки и собственные попытки людей на работе научиться более или менее плавно распределять работу и различные нагрузки, их интенсивность и аритмичность объективно возрастают.
  Несмотря на то, что приемы организации своего рабочего пространства, времени и управления в стрессовой ситуации были уже рассмотрены, целесообразно предельно кратко рассмотреть в данном параграфе потенциал тех возможностей, которые имеются в области релаксации, а также концентрации внимания и сил в гимнастике у-шу.
  Китайская гимнастика у-шу за многие столетия своей эволюции развивала и культивировала различные направления и школы боевого, спортивного и оздоровительного искусства. Бее они ориентированы на то, чтобы человек научился жить в гармонии с собой и внешним миром. Здесь удалось органично соединить воедино философию, задающую смысловые ориентиры деятельности человека в мире, и практику здорового образа жизни.
  Только в китайской культуре стал возможен такой уникальный феномен, как широкое распространение философского учения Конфуция, которое стало со временем национальной религией. Только в китайской культуре культивируется философия подлинно здорового образа жизни, базирующаяся на четырех основополагающих принципах:
  ¦ оптимальном росте человеческого тела (для китайцев это примерно 165 см у мужчин и 155 см у женщин);
  ¦ поддержании оптимального температурного режима в помещении (низкие температуры, считают китайцы, способствуют долголетию клеток тела), а также свободном доступе в него свежего воздуха;
  ¦ в методичном пережевывании (не менее 10... 15 раз) каждого кусочка пищи, что способствует ее оптимальному усвоению;
  ¦ воздержании от употребления крепких алкогольных напитков и частых половых отношений для того, чтобы сберечь жизненную силу.
  Только в китайской культуре можно увидеть сотни миллионов людей, регулярно утром и вечером делающих комплексы упражнений гимнастики у-шу. Она включает в себя сотни комплексов упражнений, способных поддержать и усилить деятельность иммунной системы человека, что способствует излечению десятков заболеваний, перед которыми сегодня бессильна вся мощь современной традиционной медицины.
  Имеющаяся у президента белорусской федерации у-шу В. Калаура статистика, а также личный опыт авторов свидетельствуют о том, что самые сложные заболевания - рак, сахарный диабет, артрозы, последствия внутреннего облучения организма радионуклидами и т. д. можно победить с помощью оздоровительного потенциала этой гимнастики. Многие белорусские олимпийские чемпионы в различных видах спорта прошли через школу у-шу, освоив секреты раскрытия колоссальных возможностей человеческого организма.
  Суть оздоровительного направления гимнастики у-шу заключается в овладении комплексами упражнений, позволяющих вам осознанно, а потому целенаправленно накапливать и распределять энергию организма в больные органы, ткани и даже клетки, увеличив скорость регенерации организма на порядок. Потенциал у-шу - это отсутствие в принципе возрастных границ для начала занятий и отсутствие возрастной планки для совершенствования. Состояние органов и тканей организма более чем столетнего патриарха данного направления сравнимо сегодня, по объективным медицинским параметрам, с состоянием 45-летнего мужчины.
  Этот экскурс в "историю" был предпринят для того, чтобы показать колоссальные возможности не медикаментозного лечения и самооздоровления с использованием приемов гимнастики у-шу. Далее будут приведены три наиболее простых по исполнению, но чрезвычайно эффективных по своим конечным результатам приема, которые можно выполнять в любое время и в любом помещении, что особенно ценно для менеджеров, подолгу работающих у себя в офисе.
  Прием по восстановлению сил на рабочем месте.
 1. Поднимитесь со своего рабочего места и встаньте ровно, выпрямив спину.
 2. Соедините вместе пятки и носки ног, опустите руки вдоль туловища.
 3. Постойте некоторое время с закрытыми глазами, пытаясь представить высокую, стройную мачтовую сосну.
 4. Постарайтесь отождествить себя с ней, почувствовав, как ветер плавно покачивает вас из стороны в сторону.
 5. Войдя в образ, представьте, что ваши ступни - это неподвижная корневая система сосны, а все остальное туловище - ровный ствол. Сделайте по пять следующих плавных движений под "порывами ветра". Вначале покачивайтесь вперед и назад, отклоняя при этом ровное как ствол тело на 15-0 % в каждую сторону. Затем, сделайте по пять покачиваний влево и вправо, а также по часовой и против часовой стрелки. Ступни ног должны быть неподвижно прижаты к полу - они ваша "корневая система".
  5. В следующей фазе неподвижная корневая система начинается с поясницы и до ступней ног включительно. Сделайте, те же пять покачиваний в каждом направлении с закрытыми глазами. Если у вас есть такая возможность, то войти в образ и слиться со стихиями поможет музыка с записью звуков при роды.
  6. В последней фазе корневая система начинается от седьмого шейного позвонка (он находится у основания шеи и выступает наружу) и заканчивается, по-прежнему, неподвижными ступнями ног. Стволом в данном случае является голова. Постарайтесь постепенно довести амплитуды покачивания в каждом направлении до 40...45 %, не отрывая при этом ступни от пола и не сгибая тела.
  7. Проделав покачивания в каждом из направлений, сядьте, расслабьтесь и сделайте 10... 15 глубоких плавных вдохов и выдохов.
  Механизм данного приема заключается в том, что мы, осуществляя эти движения, концентрируем и направляем энергию в позвоночный столб. Активизируя его деятельность, мы тем самым приводим в тонус всю нервную систему, как бы прокачивая ее "свежим ветром". Одновременно происходит отдых и активизация функций нашего организма, и мы восстанавливаем работоспособность прямо на рабочем месте.
  Прием концентрации сил и внимания позволяет в течение 1,5...3 минут максимально сконцентрироваться для выполнения сложных интеллектуальных задач повысив работоспособность мозга.
 1. Сядьте на стул или в кресло.
 2. Ссутульте плечи и положите кисти рук на колени ровно стоящих ног.
  3. Постарайтесь быстро расслабиться, закрыв для этого на некоторое время глаза.
  4. Согните большие пальцы рук к ладоням и прижмите их сверху остальными пальцами. Соедините ровно зубы верхней и нижней челюсти.
  5. Перейдите к активным действиям. Сожмите одновременно большие пальцы обеих рук остальными пальцами и зубы обеих челюстей.
  6. Расслабьтесь на 0,5...1 сек.
  7. Согните пальцы так, чтобы теперь большие пальцы обеих рук оказались поверх остальных.
  8. Сожмите одновременно пальцы и поставленные друг на друга зубы обеих челюстей.
  Проделайте, попеременно меняя положение больших пальцев (внутри вовне), данное упражнение 7... 14 раз.
  Во время сжатий - выдыхайте воздух, а во время коротких расслаблений - быстро и глубоко вдыхайте.
  Механизм данного приема заключается в активизации мышц больших полушарий головного мозга, которые мы заставляем работать как компрессоры. В результате, они подают в головной мозг с кровью большое количество кислорода, активизируя его деятельность, а также выводят отработанные вещества. Как летчик, включая двигатели на форсаж, заставляет свой самолет резко ускорить движение, так и мы заставляем мозг резко активизировать его деятельность.
  Многие из нас замечали, что во время интеллектуального переутомления мы начинаем непроизвольно зевать. Это ответная реакция механизма на переутомление. Благодаря зеванию мы поставляем в кровь больше кислорода и стимулируем деятельность организма. Вот почему во многих японских фирмах, в дополнение к обеденному, объявляются еще несколько перерывов "на зевание". Практика применения данного приема показывает, что те, кто его делают гораздо эффективнее справляются со сложными ситуациями, требующими повышенного внимания и концентрации своего интеллектуального потенциала.
  Прием быстрого восстановления сил. Благодаря данному приему можно за 3-4 часа сна получить отдых, эквивалентный сну продолжительностью в 8 и более часов. Это происходит потому, что многие из нас не в состоянии "уйти" от проблем даже во сне, а потому он беспокоен и неглубок. Данное упражнение как раз ориентировано на то, чтобы максимально подготовить организм ко сну, притормозив нашу интеллектуальную, рассудочную активность.
  1. Выключите в спальне свет, а при необходимости зашторь те окна, добившись полумрака.
  2. В течение нескольких минут, стоя, постарайтесь максимально расслабиться, представив, что у вас есть лишь позвонок без всяких мышц.
  3. Опустите расслабленную голову вниз, руки - вдоль туловища, слегка расставив в стороны ноги.
  4. Начинайте складывать туловище так, как будто в крестце у вас находится специальный шарнир. Наклоняйтесь "не задействуя" мышц постаравшись представить, что складывается лишь позвонок.
  5. Параллельно считайте про себя. Плавно сгибаясь, на счет 30, вы должны коснуться пола кончиками пальцев.
  6. Затем также плавно станьте на колени и "выплывайте", как капелька, вытянутыми вперед руками до тех пор, пока голова, вытянутые руки и грудь не окажутся параллельно поверхности пола касаясь его.
  8, В течение 5...7 секунд, максимально расслабившись и по чувствовав, что никакая сила вскоре будет уже не в состоянии оторвать вас от земли, также плавно вернитесь в положение стоя на коленях. При этом руки и голова максимально расслаблены.
  9. Плавно встаньте с колен и начинайте выпрямляться усилием позвоночного столба, а не мышц в вертикальное положение. На счет 30 выпрямите туловище и голову, несколько раз глубоко вдохните и выдохните, а затем ложитесь в постель, заняв наиболее комфортное для вас положение.
  Использование этих упражнений основывается на предельной концентрации психологического внимания на последовательности движений, вхождении в образ и отвлечении от чего бы то ни было другого, в этот момент, постороннего. При таком подходе обеспечивается максимальный коэффициент их полезного действия и вы можете в условиях ограниченного пространства либо восстановить и сконцентрировать свои силы, либо, напротив, максимально расслабиться и правильно подготовить свой организм к полноценному отдыху.
 3.7. Влияние как метод управления
  Что бы не делал руководитель, он оказывает влияние на своих подчиненных, причем делает это вне зависимости от собственных желаний. Это влияние может быть позитивным, т. е. повышающим авторитет руководителя и увеличивающим силу стремления подчиненных к достижению целей организации, или, наоборот, негативным.
  Долговременно влиять на окружающих может только спокойный и уверенный в себе человек. Поскольку внутреннее состояние человека всегда отражается в его поведении, то окружающие, и прежде всего подчиненные, могут достаточно хорошо судить об эмоциях и переживаниях руководителя. Поэтому он должен быть действительно спокойным и уверенным в себе, а не просто демонстрировать эти качества.
  Базой уверенности являются знания человека
  ¦ о том, какие чувства он испытывает к окружающим его людям и происходящим событиям;
  ¦ о том, чего он хочет добиться в жизни и как хочет жить;
  ¦ о том, что для этого нужно делать. Проявляется уверенность
  ¦ в ясном и четном выражении собственных взглядов и демонстрации собственной позиции;
  ¦ в избегании нечестных путей достижения целей;
  ¦ в уважении прав и мнений других людей.
  Наряду со своими достоинствами, уверенность в себе имеет следующие недостатки:
  1) четкое заявление о собственной позиции делает человека уязвимым;
  2) самоуверенный человек может восприниматься окружающими как упрямый нарушитель их спокойствия;
  3) самоуверенный человек тяжело переживает собственную неправоту.
  Основными причинами, порождающими неуверенность, являются:
  1) недостаток практики, в результате чего человек не знает границ собственных возможностей;
  2) пробелы в воспитании, когда родители и другие люди, заботившиеся в детстве о будущем руководителе, не предоставляли ему возможности проявить себя;
  3) смутные представления человека о собственном будущем и о своих желаниях;
  4) недооценка себя, когда человек не чувствует за собой морального права занимать твердую позицию и требовать к себе корректного и честного отношения;
  5) неумение ясно, убедительно, без излишней эмоциональности изложить собственные мысли.
  Можно выделить кратковременное и долговременное влияние.
  Кратковременное влияние, согласно Э. Берна [1], осуществляется в виде подстегивания, которое может проводиться руководителем в позитивной или негативной форме.
  Позитивная форма подстёгивания, обеспечивая руководителю поддержку подчиненных;
  во-первых, помогает человеку чувствовать себя сильнее и лучше;
  во-вторых, воспринимается им как акт поддержки и признания, помогающий ему и поощряющий к конструктивному сотрудничеству.
  Негативная форма подстёгивания, при которой руководитель выслеживает промахи подчиненных, заставляет человека чувствовать себя слабым и униженным.
  Основными методами кратковременного влияния являются:
  ¦ четкие указания, которые определяют что и к какому сроку Должен сделать подчиненный; они не требуют определенной эмоциональной реакции, но могут вызвать чувство обиды, если высказываются в грубой форме;
  ¦ уговоры, т. е. обращение руководителя к логике, лояльности и чувству личной заинтересованности сотрудника в результате деятельности организации; этот метод может быть эффективен, если подчиненный разделяет убеждения и ценности руководителя и организации в целом;
  ¦ угрозы, которые основаны на допущении, что страх является достаточным мотивом; в течение короткого времени этот метод может срабатывать, но чувство обиды будет Накапливаться и в конечном счете отрицательно скажется на результатах работы подчиненного; как тактический метод влияния угроза вызывает борьбу волевых устремлений двух людей, и здесь обязательно будет проигравший;
  ¦ просьба, с помощью которой руководитель пытается апеллировать к лучшим человеческим качествам подчиненного, вызывая его соучасие; и это может сработать при наличии хороших взаимоотношений;
  ¦ подкуп, т. е. предоставление подчиненному определенных привилегий, при условии, что он изменит свое поведение или сделает что-нибудь полезное для организации; этот метод может дать хорошие результаты, если он имеет честную основу, т. е. договор между подчиненным и руководителем, но если честность нарушается, то последующие их взаимоотношения будут затруднительными;
  ¦ требование, основанное на использовании правил иерархического подчинения; этот метод, не претендуя на оригинальность, является простым и, если основан на вежливости, демонстрирует уважение к человеку.
  Основой долговременного влияния руководителя является установление с подчиненными добрых отношений, что представляет собой достаточно тонкий и внутренне противоречивый процесс. И основное его противоречие заключается в необходимости достичь взаимопонимания, сохранив при этом собственную личностную целостность.
  Основными этапами становления добрых отношений с подчиненными являются:
  1) признание, когда руководитель обращает внимание на подчиненного, признает его как личность;
  2) установление индивидуальности, когда имя человека связывается с его личностными характеристиками;
  3) физическое взаимодействие, осуществляемое посредством физического контакта;
  4) заинтересованность, когда руководитель проявляет заинтересованность в будущем подчиненного, в его планах;
  5) выражение собственных взглядов руководителя подчинен ному - посвящение его в собственные планы и эмоциональные переживания, демонстрируя этим свою открытость для контакта;
  6) готовность оказать взаимную поддержку, когда руководитель и подчиненный внутренне готовы поддерживать друг друга и открыто заявляют об этом.
  При установлении добрых отношений с подчиненными, особенно при установлении физического контакта, следует иметь ввиду, что каждый человек считает своим некоторое воздушное пространство возле своего тела [3]. В этом пространстве можно выделить ряд зон:
  общественную (или публичную);
  социальную;
  личную;
  интимную;
  сверхинтимную.
  На величину этих зон влияет:
  1) плотность населения в том месте, где проживает человек;
  2) национальные традиции;
  3) социальное положение человека в обществе.
  Для европейца, а поскольку Республика Беларусь является европейским государством, то и для нас, находящегося на среднем уровне социальной лестницы, характерны следующие величины этих зон:
  общественная - с 3,6 м;
  социальная - 1,2...3,6 м;
  личная - 0,46...1,2 м;
  интимная - 0,15...0,46 м;
  сверхинтимная - менее 0,15 м.
  Общественная зона - это расстояние, на котором человеку наиболее удобно находиться, выступая перед аудиторией.
  Социальная зона - это расстояние, на котором человек стремится держаться по отношению к незнакомым людям, с которыми ему нужно контактировать. Именно на этом расстоянии люди держатся по отношению к новому, незнакомому сотруднику. И дело здесь не в холодном приеме - просто его мало знают.
  Личная зона - это расстояние, которое обычно разделяет хорошо знакомых людей и сотрудников, проработавших вместе некоторое время. Новому сотруднику не стоит сразу пытаться вторгаться в личные зоны своих коллег. Людьми одного с ним пола это может восприниматься как панибратство или агрессивность, а людьми противоположенного пола - как сексуальные притязания. Пройдет некоторое время, нового сотрудника признают своим и он будет допущен в личные зоны своих коллег.
  Интимная зона является наиболее значимой для человека и именно ее он охраняет как свою собственность, разрешая проникать в нее только тем людям, с которыми он находится в тесном эмоциональном контакте. Это могут быть близкие родственники и друзья, а также люди, с которыми у данного человека существуют интимные отношения.
  В сверхинтимную зону, проникновение куда требует непосредственного телесного контакта, допускаются только члены семьи или сексуальные партнеры.
  Любое проникновение в интимную зону человека вызывает в организме физиологические реакции: сердце начинается биться быстрее, происходит выброс адреналина в кровь, она приливает к мозгу и мышцам, и человек готов
  либо к бою, если такое вторжение было несанкционировано;
  либо к проявлению нежных чувств, если "нарушитель" близкий человек.
  По этой причине в развитых странах выработаны негласные правила поведения в тех местах, где незнакомые люди вынужденно вторгаются в интимные зоны друг друга. Это происходит в общественном транспорте, кабине лифта и т. д. Сущность этих правил сводится к тому, чтобы не обращать внимания на других и не проявлять собственных эмоций. В кабине лифта лучше всего смотреть на счетчик этажей, а в транспорте - в газету, журнал или книгу (читать при этом не обязательно).
  Социальный статус руководителя подразумевает, что он должен общаться с подчиненными на уровне социальной зоны. Но общаясь на этом уровне он не сможет сформировать с ними добрых отношений. Для этого руководитель должен периодически санкционированно вторгаться в личные и интимные зоны своих подчиненных, позволяя последним делать тоже самое. Наиболее важным здесь является первое вторжение. Лучше всего для этого подходит неформальная обстановка, когда у человека ослаблен контроль за границами своих территориальных зон. Именно поэтому менеджерам многих компаний развитых стран [5] выделяют некоторые суммы на совместное с подчиненными посещение баров или организацию пикников.
  Можно утверждать, что без физических контактов между коллегами, включая руководителя, группа не сможет достичь высоких результатов совместной деятельности, поскольку в такой группе не преодолены эмоциональные барьеры, либо эти высокие результаты будут достигаться за счет психического здоровья сотрудников.
 3.8. Возможности нейро-лингвистического программирования в
 процессе влияния
  [u16]Первой наиболее известной работой посвященной искусству психологического воздействия на других людей стала книга философа Аристотеля "Риторика", написанная в 350 г. до н. э. Аристотелю удалось сформулировать формулу убеждающего воздействия, которая до сих пор считается классической в политико-психологическом общении и воздействии людей друг на друга. Успех этого воздействия, по его мнению, зависит от того, кто говорит, что говорит и кому говорит.
  В современной области психологического воздействия можно выделить два основных направления, связанных с неосознанной областью психического.
  Первое охватывает большую группу методов саморегуляции и самопрограммирования, основной целью которых является мобилизация и совершенствование индивидуальных психофизических возможностей человека, раскрытие и развитие его творческих способностей и потенциалов, обретение состояния творческого самочувствия и переживания.
  Разработанные главным образом в концепциях идеологии восточных философских учений и школ эти методы используют в основном средства физической релаксации и концентрации внимания с целью углубленного изучения человеком самого себя, своего тела, его возможностей, но главным образом, с целью более совершенного самоуправления своей психической деятельностью, безотносительно к влиянию внешнего социального окружения.
  Только в США существуют сотни учреждений и научных центров, разрабатывающих и применяющих разнообразные средства модификации поведения и самопрограммирования психики человека, где постоянно задействованы миллионы людей. В них разрабатываются и совершенствуются такие методы и техники психического самовоздействия и психофизиологической саморегуляции, как аутогенная тренировка биоэнергетика и психосинтез, дыхательная терапия и другие. Второе направление связано с изучением возможностей и разработкой средств и методов внешних (подпороговых) воздействий на сферу бессознательного с целью целенаправленной модификации психических состояний и поведения человека, т. е. в обход контроля сознания за внешней стимуляцией. Особенно широко методы подпорогового или, как их еще называют, "маргинального" воздействия используются в коммерческой рекламе и политической пропаганде, современной рок-культуре распространяемых с помощью средств массовой информации и коммуникации.
  Первый практический шаг в освоении таких методов был стимулирован работой В. Паккарда "Тайное воздействие", вышедшей в свет в 1957 г. В этом же году американский специалист в области коммерческой рекламы Дж. Викари вклеил в ленту фильма "Пикник" рекламные сообщения: "Пейте Кока-колу" и "Ешьте воздушную кукурузу". Время экспозиции их предъявления были ниже порогового уровня возможностей человеческого зрительного восприятия (1/3000 сек.) и информация шла на уровень не сознания, а подсознания. После просмотра фильма в фойе кинотеатра продажа напитка возросла на 57,7 %, а воздушной кукурузы на 18,1 %. Так был сделан первый шаг к зомбированию широких масс людей.
  Сегодня уже можно утверждать, что идеи и техника нейро-лингвистического программирования представляют собой точную модель восприятия, переработки, хранения и воспроизведения информации в сложных кибернетических системах, которая практически применяется в психологии, психотерапии, педагогике, менеджменте, рекламе, политических технологиях, воздействующих на поведение людей, обучении. Название - NLP стало возможным благодаря осознанию колоссального значения связи "мышление - тело", которая организуется через нейронную сеть и формируется внутри нее. "Нейро" означает также способ организации нашего опыта, благодаря чувственным каналам восприятия. А "лингвистическое" указывает на тот факт, что этот опыт кодируется мозгом с помощью слов языка. Буквально нейро-лингвистическое программирование изучает "слова и нервы".
  Своеобразной "родиной" NLP стали исследования в области психиатрии, позволившие изучить те функции мозга, которые ранее были скрыты от внешнего наблюдения. Вторым его источником стало моделирование поведения выдающихся американских психотерапевтов, к которым в то время многие относились как к кудесникам и чудотворцам. Но американским лингвистам Р. Бэндлеру и кибернетику Дж. Гриндеру удалось найти определенную систему в действиях людей, которые "сверхэффективно" общаются с окружающими. Они фиксировали и строили модели сверхуспешной деятельности в общении взаимодействии людей и воздействии их друг на друга. В результате своей работы с классиком мировой психотерапии М. Эриксоном, суперпопулярным семейным терапевтом В. Сатир и основателем гешальт-психотерапии Ф. Портсом, Бэндлеру и Гриндеру удалось выявить четкие, повторяющиеся закономерности и устойчивые модели, лежащие в основе сверхуспешной деятельности. Об этом они написали в своей первой книге с весьма характерным названием - "Структура магии". Эффективность их воздействия была действительно столь велика, что она граничила с магией, поскольку им удавались мгновенные исцеления и быстрые, кардинальные преобразования психики очень разных людей. Бэндлеру и Гриндеру удалось создать своего рода совершенную идеологию отношений независимо от того, в какой сфере она применяется - политике или же для соблазна какой-то женщины. Кстати, пример использования NLP с этой целью - фильм Ф. Феллини "Девять с половиной недель", в котором главный герой, актер Микки Рурк действует столь классически, что этот фильм показывают на Западе в качестве учебного на семинарах по NLP.
  Третий источник и составная часть технологии NLP - это "психология бессознательного", основанная на творческой переработке и выявлении общих закономерностей психоанализа 3. Фрейда, современных психологии и психосинтеза.
  Использование системы NLP может помочь резко повысить эффективность взаимодействия с деловым партнером, покупателем, начальником, подчиненным, в обучении персонала.
  Обучение технологии NLP позволяет в настоящее время найти индивидуальный подход к каждому человеку, к его моделям познания мира и подавать ему информацию в наиболее удобоваримом виде. Данные возможности уже десятилетия используются спецслужбами США, России, Англии, Израиля и ряда других стран, чтобы в течение нескольких месяцев обучить своих агентов иностранным языкам используя "эффект 25-го кадра" позволяющий записывать на подсознание, в принципе, любую информацию. Тем самым, человек получает возможность позитивно и творчески мыслить, для него перестают существовать такие понятия, как конфликт, неадекватная реакция, скандал с кем бы то ни было. У него перестраивается мышление в целом. Это дает возможность продуктивно общаться и воздействовать на других людей, живя в мире с самим собой.
  Но технология NLP - это также и страшное оружие. Его инструментами являются различные по мощности генераторы торсионных полей (психотронное оружие) и различные фармацевтические средства (психотропное оружие), с помощью которых можно оказывать конкретное психологическое воздействие и на большие группы людей и на отдельных индивидов. Тот, кто овладеет или получит доступ к этому оружию, сможет на подпороговом уровне, а потому абсолютно незаметно для людей, подчинять их своей воле.
  Таким образом, с одинаковым эффектом NLP может создать из человека зомби, сделать камикадзе или самоубийцу по приказу и "разблокировать" его сознание, излечив от какого-либо комплекса неполноценности. В последние годы в Канаде и США велись активные поиски и исследования среди тех людей, которые были сверхуспешны в какой-то сфере деятельности. После того, как создаются их универсальные модели и стратегии поведения, им начинают обучать других людей. Задача специалистов в области NLP сегодня - научить человека быть гениальным, убирая те дефекты, которые мешают
  достичь этого.
  Это достаточно пространное введение было сделано исключительно с целью еще раз подчеркнуть "обоюдоострую" природу технологии нейролингвистического программирования и предостеречь тех людей, кто хочет с ее помощью добиться согласия других по принуждению. Это возможно, но даже прагматически не выгодно, ибо вся история свидетельствует, что в мире насилия нет покоя, счастья, а значит и гармонии.
  Приводимые же далее приемы позволяют эффективно влиять на людей для достижения взаимной гармонии и согласия. К числу наиболее известных средств невербального воздействия можно отнести сегодня эффекты "зеркалирования" и "синхронии".
  "Зеркалирование" проявляется в заимствовании и копировании поз, жестов, тона голоса, а иногда диалектов и произношения при взаимодействии партнеров по общению. "Синхрония" связана с телесными ритмами слушающего и говорящего субъектов, т. к. установлено, что люди при разговоре как бы "подтанцовывают" своим телом в такт собственной речи, а также двигаются в такт голосовому ритму говорящего, обеспечивая тем самым невидимую, но ощущаемую эмоциональную взаимосвязь с ним. Синхрония максимальна, когда общающиеся находятся в состоянии согласия или диалога между собой. Она минимальна при споре или же конфликте. Когда внимание при разговоре рассеивается, синхрония прерывается. Следовательно, те кто знает и владеет этими утонченными приемами невербального воздействия на других людей, имеет значительное преимущество в организации межличностных контактов и оказании нужного психологического влияния на людей.
  Одной из последних совместных разработок в области нейролингвистического программирования и поведенческой психологии стали восемь практических правил и принципов организации эффективной, убеждающей информации (пригодной, в основном, для целей массового воздействия на аудиторию), которые основываются на выводах Иельских исследований К. Ховланда.
  Мнение людей подвергается более сильному влиянию со стороны коммуникаторов (активных, убежденных в своей правоте и свободно держащихся перед людьми), которые кажутся экспертами в своей области и вызывают доверие.
  Впечатление об искренности коммуникатора и доверие к нему определяется тем, что он ясно и выпукло аргументирует позицию, подчеркивая свою прагматическую не заинтересованность в ней и отсутствие личной выгоды. При высоком авторитете коммуникатора аудитория будет тем более убеждаема, чем большее противоречие будет существовать между ее изначальным' мнением и точкой зрения, которую он отстаивает. Когда же авторитет коммуникатора не определен и откровенно слаб, то он может воздействовать на аудиторию только при среднем расхождении позиций между ними.
  Наибольший "убеждающий" эффект дает обращение коммуникатора к положительным и отрицательным эмоциям аудитории в сочетании с логической аргументацией и конкретными инструкциями по выполнению поставленных задач.
  Подача информации должна варьироваться в зависимости от конкретных интеллектуальных профессиональных и эмоциональных характеристик аудитории. Более интеллектуальная аудитория требует изложения и аргументации нескольких альтернативных точек зрения с последующим их опровержением.
  "Эффект первичности" свидетельствует о доверии людей первому коммуникатору, если выступление второго последовало через короткий интервал, а "эффект недавности" срабатывает в пользу второго коммуникатора, если он выступал спустя значительно время после первого и решение аудитории должно было бы последовать вскоре после его речи.
  К наиболее проверенным и доказавшим свою эффективность техникам психологического воздействия сегодня можно отнести "иллюзивную терапию" и "иннокуляционный эффект".
  "Иллюзивная терапия" основывается на применении приемов, заставляющих человека взять на себя небольшие обязательства, чтобы впоследствии втянуть его в обязательства более высокого порядка. Типичным примером использования этой техники является поведение хорошего продавца и "наивного покупателя". Предложив попробовать кусочек, продавец предлагает купить килограмм, а затем, убедившись, что вы настроены положительно, гораздо больше.
  "Иннокуляционный эффект" американского психолога У. Мак-Тайра заключается в том, что для усиления сопротивления к контрпропаганде необходимо первоначально ознакомить субъекта с контринформацией, но небольшого объема и не слишком личностно значимой. Эта техника применяется по аналогии с действиями врачей, прививающих небольшие дозы вирусов с целью повышения сопротивления организма. Введенная в человека такая "иммуницированная" информация заставляет его искать дополнительные аргументы для усиления своей позиции.
  Профессиональный выбор и применение данных техник определяется спецификой объекта нашего воздействия, а также внешними обстоятельствами, без учета которых их эффективность значительно снижается. Вот почему, прежде чем осваивать и использовать их, необходимо научиться управлять стрессом, являющимся для современных менеджером их привычной деловой атмосферой.
  Далее будут проанализированы различия между хроническим и внезапным стрессом, а также вопросы, позволяющие вам понять взаимоотношения между мышлением и телом, дающие больше шансов скоординировать их функционирование. Для этого необходимо вначале понять разницу между ассоциацией и диссоциацией.
  Когда вы ассоциированы, вы внутри вашего тела и смотрите вовне, можете видеть и двигаться, зная в этот момент то, что вы чувствуете. Когда вы диссоциированы, вы находитесь вне своего тела и можете видеть его со стороны, наблюдать его движения, слушать звуки, но доступ к собственным ощущениям резко снижен или почти невозможен. В профессиональной и личной жизни существует прямая зависимость между самочувствием и возможностью перехода из ассоциированного состояние в диссоциированное и наоборот.
  Рассмотрим природу хронического стресса. По мнению специалистов, в жизненном балансе мышление - тело чередуются периоды напряжения и релаксации (восстановления), причем для мозга значимы обе фазы. Под напряжением понимается сокращение мышц. А поскольку напряжение интеллектуальное вызывает напряжение тела, то очень важно, как мозг интерпретирует этот опыт тела.
  Тело - барометр мышления и работает подобно системе раннего реагирования для мозга. Например, у людей склонных к мигрени, имеется хотя бы три ранних сигнала - предвестника, при игнорировании которых развивается эта болезнь. Вот почему тело, как барометр, позволяет определять самочувствие и управлять им. Чем раньше выявляются сигналы напряжения, тем легче они устраняются. Нашим энергетическим "батареям" необходима постоянная подзарядка. Поэтому людям, знающим предстоящие затраты энергии, легче выбрать приемы систематического ее восполнения.
  Упражнение 1. Выполните 3...5 видов деятельности, при которых вы себя хорошо чувствуете. Спросите себя и найдите значимые компоненты, придающие удовлетворение при этой деятельности. Запишите их. Определите, выполняется ли она в одиночестве или с другими людьми? В каком месте и с какими окружающими факторами? Является ли она преимущественно аудиальной, визуальной или кинестетической? Ориентирована на внутреннюю концентрацию сил или внешнюю деятельность? Какие из ваших чувств реанимируются или подкрепляются этой деятельностью? Какие аргументы необходимы вам, чтобы заставить себя или других заниматься этим? Цель этого упражнения - отказаться от представления о том, что нашу энергию восполняет только определенный вид деятельности. Находя общие компоненты в "восстановлении деятельности", вы сможете подбирать занятия, содержащие некоторые из значимых для вас компонентов.
  Каждое из состояний - ассоциация и диссоциация имеет Ценные качества, позволяющие экономить энергию. Чтобы научиться их использовать, вспомните о приятном событии в прошлом (отпуск, праздник). Можете вы увидеть себя диссоциированным или ассоциированным, вспоминая опыт вне себя или внутри себя? Оживите в памяти ваши воспоминания с различной эмоциональной окраской. У всех нас имеется опыт, когда можно увидеть себя со стороны. В других случаях мы воспринимаем себя внутри своего тела. Есть и третий вариант -- когда в одном и том же опыте мы можем переходить от ассоциированного состояния в диссоциированное и наоборот. Убедившись, что мы уже имеем опыт как ассоциированного, так и диссоциированного состояния, перед нами возникает два вопроса: "Когда мне желательно использовать эти состояния?" и "Как я это могу сделать по команде?"
  Поскольку профессиональная деятельность без особой необходимости часто принуждает нас быть диссоциированными, мы не должны чувствовать, когда мы принимаем решения, вызывающие стресс. Единственный способ восполнить свою энергию после такой диссоциации - ассоциироваться с приятным опытом.
  Упражнение 2. Установите по 5 минут свободного времени для каждого дня. Закройте глаза, что снизит внутреннее и внешнее зрение, а также даст возможность усилить интенсивность опыта других органов чувств. Начните с глубокого дыхания и релаксации. Позвольте всем запахам и звукам проходить через ваши органы чувств неотфильтрованными и одновременно оставайтесь в настоящем (полезно сидеть при этом перед дверью). Опишите насколько вы сможете сконцентрировать свое внимание, когда ваш мозг создает картины и называет, (идентифицирует) их. Заметьте, сможете ли вы еще больше концентрироваться на внешних стимулах, снижая тем самым интеллектуальную деятельность мозга. Запишите свои ощущения.
  Наиболее важное условие ассоциации - безопасность. Для следующего упражнения выберите человека, с которым вы чувствуете себя максимально комфортно. Попросите его подготовить продукты так, чтобы вы не знали какие именно. Закрыв глаза, вы просите далее в течение 7 минут, общаясь с вами только невербально, т. е. без слов, кормить вас. Попросите его представить вам широкий набор "вкусов", консистенций, температур, и все это с неизменным уважением. Цель этих действий - попробовать сконцентрироваться на запахах и вкусах. Отсекайте разум, который будет стремиться их идентифицировать. Попробуйте только чувствовать, ощущать. Запишите впечатления и результаты.
  Аналогично п. 2 попросите друга взять вас на свою прогулку где он предоставляет вам ощущать окружение, используя только аудиальные и кинестетические возможности. Чтобы усилить работу правого (отвечающего за эмоции) полушария, можно попробовать "занять делом" левое (отвечающего за рациональное мышление), например. Считать от 177 в обратном порядке. Прокомментируйте, возросла ли ваша способность замечать ощущения.
  У всех нас бывают периоды "хорошей усталости" и "плохой усталости". В первом случае - мы устали, но нам радостно от сознания, что многое удалось. Во втором случае - мы тоже устали, тоже много работая, но результаты работы нас не удовлетворяют. Поэтому, если мы найдем способ диссоциироваться во время "плохой усталости", то получим своего рода эмоциональную амнезию и возможность, находясь вне своего тела логически, а не эмоционально, определить целесообразный образ действий. Многие менеджеры, стремясь справиться с неприятными и сложными проблемами в состоянии ассоциации, вскоре обращают внимание на свое нервно-психологическое истощение. Следовательно, эффективно действовать, экономя свою совокупную энергию, можно лишь тогда, когда определена предпочтительная ассоциативная или диссоциативная позиция для этого.
  Рассмотрим процесс диссоциации по команде. Для освоения данного приема лучше, чтобы кто-либо прочел вам содержание составляющих его шести шагов.
  ШАГ 1. Сядьте удобно и сделайте два глубоких вздоха. Постепенно закройте свои глаза и рассматривайте что-нибудь. Если вы собираетесь переместиться в другое место, можете ли вы выбрать его справа ... слева ... напротив себя? Может ли оно быть выше ... ниже вашего места? По мере того как у вас появится ощущение места или движения к нему, слегка поднимите вашу голову ... С нового места осмотритесь или получите ощущение того, где находится ваше тело. Затем постепенно вернитесь назад в свое тело. Когда вы почувствуете прикосновение к креслу, медленно откройте глаза и потянитесь, как это делает кошка, встряхивающаяся от сна. Чтобы увеличить скорость выполнения, сделайте следующее.
  ШАГ 2. После строчки "с нового места осмотритесь и получите ощущение того, где находится ваше тело", слегка поднимите голову по мере того, как вы начинаете чувствовать дистанцию между вашим новым местом и вашим телом. Вы можете говорить себе: "Он сидит в дальнем конце дивана на расстоянии трех метров от окна". В этом случае легче удерживать дистанцию.
  ШАГ 3. Сейчас из диссоциированного состояния сделайте следующее: "Как только я снова посмотрю на свое тело, я расширю обзор так, что смогу увидеть больше объектов в комнате". Каждый раз, упражняясь в этом, вы расширяете вскоре панорамное видение, получая более широкую перспективу происходящего.
  ШАГ 4. Теперь добавьте аудиальные компоненты со следующими словами: "Из моего диссоциированного состояния я могу слышать звуки";
  ШАГ 5. Сейчас, поскольку мы знакомы с диссоциацией, можно увеличить скорость: "За секунду я закрою глаза и оставлю их некоторое время закрытыми, чтобы диссоциироваться и посмотреть на свое тело из диссоциированного состояния".
  ШАГ 6. Когда вы овладеете этими навыками, выполняйте упражнение с открытыми глазами. Затем научитесь делать его, двигаясь и, наконец, разговаривая.
  При общении с разными людьми, что всегда связано с большими затратами нервной энергии, более целесообразно применять диссоциацию. Но она полезна также и в ряде психологически комфортных для вас ситуаций. Например, при выполнении ответственной и интересной работы вы можете так диссоциироваться, что не будете знать о пустом желудке, жажде и т. п.
  При переходе из диссоциированного в ассоциированное состояние скорость перехода должна соответствовать вашему внутреннему стилю. Отчуждение эмоций в диссоциированном состоянии прямо пропорционально тому, что вы получите в ассоциативном состоянии. Эмоции могут просто захлестнуть вас, подобно воде, сорвавшей дамбу.
  Большинство людей испытывало подобные ситуации в момент внезапного стресса (несчастный случай, инцидент), когда необходимо действовать быстро, логически и рационально. Только после того, как опасность миновала (человек уже получил помощь), мы начинаем испытывать то, что мы чувствуем по этому поводу. Так, например, во время автомобильной аварии мы мобилизуемся и выходим из ситуации, оставшись живыми. Но лишь через несколько минут начинаем понимать, как могло все плохо кончиться. Чем больше эмоциональной энергии мы получаем при переходе в ассоциированное состояние, тем осторожнее надо выпускать ее наружу.
  Работники скорой помощи, милиции, пожарники, менеджеры, постоянно работающие в контакте с клиентами, диссоциированы большую часть рабочего времени. Поэтому переход должен происходить в целесообразной для них манере. Люди названных профессий часто полагают, что поскольку их работа требует постоянной диссоциации, то отпуск необходимо проводить вдали от работы и дома. Но это не так. Можно полноценно восстанавливать свои силы и энергию в кругу своей семьи. Для этого необходимо достаточно четко разделить личную и профессиональную жизнь. Переход от диссоциированной (профессиональной) жизни к ассоциированной (личной), рекомендуется совершать ритуально, используя для этого контрастную (с рабочей на сугубо домашнюю) смену одежды, чашку кофе, чая, или небольшую дозу любимого вина, чтение любимой газеты, журнала, книги, успокаивающую музыку, кормление рыбок в аквариуме, занятие с домашними животными, т. е. все то, что быстро способно перевести вас из рабочего состояния в состояние покоя и умиротворенности.
  Иногда, если диссоциация очень интенсивна и продолжительна, уместен более длительный переход. Например, если вам предстоят очень важные деловые переговоры или же встреча с неприятным человеком, можно сознательно войти в состоянии диссоциации. После завершения этих дел, если вы хотите не спеша осмыслить, что произошло целесообразно потратить несколько минут на расслабление или же, если это невозможно, проехать в автомобиле несколько километров, допустим, медленнее, чем обычно. В зависимости от ситуации и своих наклонностей вы можете определить собственные варианты переходного состоянии в особенно ответственные моменты или дни.
  Большинство людей вынуждены работать сегодня в социальной среде с постоянно ускоряющимися процессами и различными факторами давления на психику, что объективно влияет на повышение степени их тревожности. Приводимые Далее упражнения нацелены на то, чтобы научить вас беречь собственную интеллектуальную и психологическую энергию.
  Вспомните, как часто и как долго вы думаете о сохранении своих сил и энергии в течение дня?
  Выберите время и место для ваших переживаний. Можно в конце каждого занятия устанавливать время и место для следующего раза. Выделите 10...15 минут своего рабочего времени для различных бурных эмоций и тогда вам будет легче держать эмоциональную паузу, когда хочется выплеснуть чувства наружу.
  В это "тревожное" время думайте только о негативном сценарии, это самое важное условие успеха. Наш мозг склонен думать: "Да, плохо, но..." и искать что-то оправдывающее. Не поддавайтесь подобным мыслям. Старайтесь, ассоциировавшись, локализовать тревогу и 2-3 минуты прокручивать все более и более худшие варианты развития событий. В результате, как показывает опыт, ваше тревожное состояние не продлится более 5-10 минут. Это будет гораздо полезнее, чем терзать себя часами или целыми днями.
  Описав наиболее эффективные подходы, способные помочь нам преодолеть хронический стресс, перейдем к анализу тех случаев, когда мы бываем шокированы какими-то быстрыми изменениями. Этот внезапный стресс зачастую вызывает у нас нехватку дыхания, физических, эмоциональных и интеллектуальных ресурсов. В такой ситуации способы управления хроническим стрессом неэффективны. Поэтому рассмотрим приемы, способные помочь вам преодолеть внезапный стресс.
  Специалисты в области медицины и психологии утверждают, что в условиях внезапного стресса изменяются параметры связи между мышлением и телом человека. Внутри организма выделяется много химических веществ, нарушающих его нормальное функционирование. Изначально, в человеческой природе заложены рефлекторные механизмы самосохранения, которые срабатывают после попадания в кровь тех или иных химических веществ. Однако часто первоначальное высвобождение этих веществ может быть больше, чем оправдано ситуацией и в результате возникает излишняя травма.
  Возникает вопрос: "Как можно изменить свои реакции?" Специалисты в области NLP утверждают, что искажая, замедляя время (речь, естественно, идет о психологическом времени) мы замедляем наши реакции и получаем выбор. Таким образом, секрет управления стрессом в СПОСОБНОСТИ ИСКАЖАТЬ РЕАЛЬНОСТЬ так, что появляется больше времени между первоначальным напряжением и ресурсным ответом на внешнее воздействие.
  Случаи искажения реальности и замедления, "остановки" времени известны людям, находившимся на грани жизни и смерти, когда кажется, что все происходящее вокруг развертывается будто бы в замедленном кино или же сне.
  Специальная техника "искажения реальности" была разработана в Западном Поведенческом институте и активно применяется в США, а также в России на базе московского Института психотерапии для обучения управлению стрессом на семинарах по нейролингвистическому программированию. Приводимые далее упражнения желательно отрабатывать под руководством практического психолога, но можно и самостоятельно при условии их правильного и строго последовательного выполнения.
  Участники тренинга должны разбиться на четверки, распределив между собой следующие роли: обучаемый, помощник и два "актера", играющих роль коллег, учеников, начальников, родителей - соответственно придуманной стрессовой ситуации.
  Каждый из участников вспоминает сильное позитивное состояние из прошлого называемое далее "ресурсным кругом".
  Помощник отводит обучаемого от актеров и просит подумать о человеке, чей внешний вид, тон голоса, фразы могут немедленно вызвать нехватку ресурсов - внезапный стресс.
  Когда обучаемый вспомнил человека, являющегося источником стресса, он возвращается к актерам и ведет себя в манере, свойственной для этой ситуации. Актеры отражают его воздействие, поддерживая своей игрой данное состояние.
  Помощник наблюдает за обучаемым. Как только обучаемый полностью вовлечен в игру, помощник сразу отводит его, а актеры продолжают играть роли.
  Обучаемый делает дополнительный шаг в установленное ранее позитивное состояние (ресурсный круг). Помощник напоминает ему сделать глубокий вдох, затем второй. Кислород проникает в тело и все жизненные органы, поддерживая их вживание и функционирование в данной ситуации. Мозг получает максимальное количество кислорода, по сравнению с другими органами - соответственно имеется прямая зависимость между дыханием и ресурсным потенциалом организма. Поговорка "Дышите глубже" отчасти верна.
  Обучаемый продолжает стоять в стороне от актеров, но делает шаг из круга, оставляя там ресурсы, и затем подходит лицом к лицу к актерам.
  Актеры демонстрируют поведение, досаждающее обучаемому.
  Как только обучаемый ощущает напряжение, он отходит от актеров и возвращается в ресурсное состояние. Помощник напоминает сделать два глубоких вдоха, затем спрашивает: "Где первоначальное место напряжения?" Определив его, обучаемый готов перейти к п. 10.
  Обучаемый снова перед актерами, и достаточно долго, чтобы почувствовать не только первоначальное напряжение, но и последующее.
  Как только обучаемый почувствует второе напряжение, он отходит от актеров, шагает к позитивному, ресурсному кругу и делает два вдоха. Помощник спрашивает: "Это то же самое место, что было вначале или нет?"
  Оказывается, что человек определяет первоначальное место между его десятым и пятнадцатым шагом. Это подтверждает способность мозга экранироваться и терять контакт с телом. Таким образом, имеет место разрыв между видением и слышанием внешнего стрессового раздражителя, а также последовательным движением от одного места к другому.
 3.9. Убеждение как метод управления
  Не вызывает сомнения тот факт, что коллектив может достичь своих целей с большей вероятностью и с меньшими издержками, если мнения членов коллектива о необходимости достижения цели и используемых для этого средствах совпадают как между собой, так и с мнением руководителя. Поэтому, достижение единства мнений является одним из важнейших аспектов деятельности руководителя. Значение этого аспекта существенно возрастает в настоящее время, когда интеллект, профессиональные знания и навыки, материальное и социальное положение работников и руководителя находятся примерно на одном уровне и когда становится все труднее реализовывать власть, основываясь на принуждении, материальном вознаграждении, традициях, компетенции и харизме. В этих условиях успех руководителя все в большей степени начинает зависеть от его способности создать благоприятный социально-психологический климат в коллективе и от его умения убедить подчиненных в том, что их личный успех во многом определяется достижением целей, стоящих перед организацией. Следовательно, убеждение в настоящее время становится одним из важнейших методов управления.
  Убеждение-это активное воздействие на сознание и чувства людей. Умело его используя, можно изменить мировоззрение, эмоциональное состояние и мотивы, определяющие поведение человека.
  Поскольку убеждение представляет собой влияние, то при его использовании необходимо учитывать, что влиять можно только на того, кто открыт для этого влияния. Поэтому убеждение, как метод управления, предъявляет определенные требования к руководителю:
 ¦ отсутствие агрессивности по отношению к подчиненным, т. к. ее малейшее проявление заставляет человека замкнуться в себе и ожесточиться;
 ¦ искреннее доверие своему подчиненному, т. к. если у работника появляется ощущение, что руководитель ему не доверяет, то и влиять на себя он не позволит;
  ¦ проявление искреннего внимания к подчиненному, т. к. только проявляя внимание можно понять какими мотивами
  руководствуется человек в своем поведении и влиять на эти мотивы;
  ¦ наличие симпатии к подчиненным, т. к. только испытывая внутреннее расположение к человеку можно пытаться сделать его своим единомышленником;
  ¦ концентрация внимания, поскольку только человек, умеющий концентрировать свое внимание на проблеме, может сконцентрировать на ней внимание другого;
  ¦ гибкость ума и быстрота мыслительных процессов, поскольку убедить человека в чем-либо можно, если только правильно, своевременно и доступно отвечать на возникающие у него вопросы;
  ¦ уважение подчиненного, признание за ним права на активные волевые устремления и некоторой власти над собой; что соответствует реальности, поскольку несогласный с руководителем подчиненный может тормозить проводимые им мероприятия; это важно еще и потому, что признание власти и компетентности исполнителя помогает последнему ощутить свою значимость, а признавая значимость его легче в чем- либо убедить.
  Убеждение достигает своей цели, если в сознании подчиненного формулируется комплексное, глубокое и однозначное представление о том, что ему необходимо делать. При этом важно не забывать, что убеждение имеет интеллектуальную и эмоциональную составляющие.
  Интеллектуальная составляющая опирается, прежде всего, на факты и логические рассуждения, т. е. в ее основе лежит информация, поступающая в сознание через органы чувств. Поэтому сила убеждения во многом зависит от того, какие из них может задействовать руководитель. Наилучшее влияние возникает в том случае, когда слуховой и зрительный каналы приема информации задействованы одновременно.
  Эмоциональная сторона имеет в своей основе единое душевное состояние руководителя и подчиненного. Поскольку инициатива убеждения исходит от руководителя, то он должен выполнять роль своеобразного биологического зеркала, отражающего переживания подчиненного. Если у подчиненного в последнее время возникли определенные сложности, неважно в какой сфере, то руководителю при контакте не следует излучать оптимизм. Если же у подчиненного дела на подъеме и он доволен всем происходящим, то руководитель должен иметь такое же настроение.
  Как любой другой метод управления, убеждение имеет свои достоинства и недостатки. Наиболее существенными недостатками являются:
  1. Медленное воздействие на подчиненного. Очевидно, что для того, чтобы кого-либо в чем-либо убедить требуется затратить времени больше, чем на отдание приказа, подкрепленного властью. Поколебать устоявшиеся взгляды подчиненно го и утвердить в нем взгляды руководителя - дело ни одного дня. Для этого нужна планомерная и зачастую долговременная работа.
  2. Неопределенность: ни один руководитель, использующий убеждение, не может быть полностью уверен в том, что подчиненный, даже согласившись с ним, сделает то, что от него требуется.
  3. Одноразовость. Начиная какое-либо новое дело, руководитель возможно должен будет заново убеждать своих подчиненных в его необходимости и важности.
  Сглаживание недостатков убеждения может быть достигнуто за счет его совместного использования с другими методами.
  Основное преимущество убеждение заключается в том, что подчиненный прилагает к достижению цели максимально возможные усилия, поскольку считает, что достигая поставленной цели, он удовлетворяет (или получает возможность удовлетворить) некоторые собственные потребности. Второе преимущество заключается в возможности не проведения контроля за работой подчиненного.
  Рассматривая процесс убеждения, можно выделить три фазы.
  Первой фазой убеждения является подготовка к нему, когда руководитель отвечает самому себе на четыре вопроса:
  ¦ Какой цели я хочу добиться?
  ¦ Как я должен аргументировать?
  ¦ Каких возражений следует ожидать?
  ¦ Как я могу их опровергнуть?
  Вторая фаза убеждения - это установление взаимного доверия, создание атмосферы духовной близости. Достигнуть этого можно, употребляя такие формы диалога, как
  "Я такой же, как Вы", когда находятся какие-либо единые позиции в биографии, образовании, в наличии совместных знакомых за пределами организации;
  "Наши точки зрения совпадают", когда находятся действительные совпадения точек зрения по каким-либо вопросам, не обязательно имеющим отношения к проблемам организации; это может быть спорт, литература, политика;
  "Вы можете мне полностью доверять", когда руководитель может привести примеры былого сотрудничества, если не с данными подчиненными, то с другими.
  Вне зависимости от формы диалога его следует начинать с банальностей и здесь больше всего подходит разговор о погоде, поскольку в разговоре на эту тему достичь взаимопонимания проще всего.
  Третья фаза - непосредственное убеждение. Если руководитель не испытывает сопротивления, то форма проведения этой фазы не имеет существенного значения. Если же некоторое сопротивление имеет место, то форма проведения этой фазы во многом определяется тем, одного подчиненного или группу собирается убеждать руководитель.
  Если руководителю необходимо в чем-либо убедить одного человека, то он может использовать метод "отговорка - согласие". Суть его заключается в том, что руководитель соглашается с предложениями сотрудника, делая при этом акцент на преимуществах собственных предложений. Например, "Конечно, предлагаемый Вами вариант поведения фирмы является наиболее экономичным, но только предложенным мной способом мы сумеем заставить наших партнеров и конкурентов поверить в наше интеллектуальное могущество".
  При применении названного метода:
  во-первых, нельзя использовать аргументы, опровергающие мнение партнера, а можно использовать только тс, которые подкрепляют позицию руководителя;
  во-вторых, между фразой, в которой высказывается согласие с мнением подчиненного, т. е. фразой-согласием, и фразой, с помощью которой осуществляется влияние, т. е. фразой-рлиянием, может не быть никакой логической связки; главное, чтобы эти две произносимые вместе фразы формировали у подчиненного уверенность в том, что его мнение известно начальству и по достоинству оценено и признано руководителем и, что существует иной подход к проблеме, при реализации которого будет учтено его мнение;
  в-третьих, большое значение имеет то, каким образом произносится фраза-влияние. Как правило, при этом должен снижаться темп речи, что дает собеседнику правильно услышать и оценить каждое слово, и руководитель должен открыто смотреть в глаза подчиненному.
  Если руководителю необходимо в чем-либо убедить коллектив, то одним из эффективных методов для этого является дискуссия.
 
  Эффективность дискуссии и правильность ее проведения руководителем может быть оценена с помощью коэффициента убеждения, который определяется следующим образом. Пусть стоящая перед коллективом задача имеет N альтернатив, позволяющих ее решить. Каждая из них может быть оценена по К различным параметрам. Пусть в дискуссии принимает участие L человек, каждому из которых известны все JV альтернатив и каждый из них может оценить любую из них по любому из К параметров. Тогда обозначим:
  - оценка, которую дает /-Й человек k-uy параметру
 я-й альтернативы;
 
 - оценка, которую к-ыу параметру я-й альтернативы
 Дает руководитель.
  Лучшей считается альтернатива ae[l,N], для которой выполнимо соотношение:
 

<< Пред.           стр. 8 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу